Технология 4 класс полезные ископаемые буровая вышка

– Можно ли увиденное назвать богатством? Уточните, что это за богатства и кому они принадлежат?

– Где находятся эти богатства?

– Только ли на поверхности Земли можно отыскать сокровища?

Что мы называем полезными ископаемыми?

Сообщение учителя

Полезные ископаемые – минеральные образования земной коры, состав и свойства которых позволяют использовать их в качестве сырья или топлива. Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.

Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений, которые являются их месторождением. На одно из месторождений мы сегодня и отправимся.

Загадка.

– Что узнали об этом полезном ископаемом на уроках окружающего мира?

Сообщения учащихся

  1. Нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили миллионы лет назад, под землёй.

  1. Нефть – это густая маслянистая жидкость. У неё резкий запах. Попадая в воду она растекается тонкой плёнкой на её поверхности.

  1. Люди знали о существовании нефти ещё в глубокой древности. Иногда при рытье колодца вместо воды из земли выступала тёмная маслянистая жидкость с острым запахом – нефть. У этой жидкости было замечательное свойство – она прекрасно горела. Её наливали в светильники, использовали в военном деле для изготовления «огненных стрел» и «огненных горшков», применяли для смазки колёс и механизмов. Так было до тех пор, пока не изобрели двигатель.

Сообщение учителя

Сегодня нефть является одним из важных для человечества полезных ископаемых, которое используют для производства бензина, керосина, пластмасс, красок, тканей, лекарств и т. д. Её считают «чёрным золотом» , по цене она не уступает жёлтому металлу.

Задание 1.

– Люди какой профессии занимаются поисками месторождений? (геологи)

Найдите на карте России месторождения нефти. (остров Сахалин, полуостров Ямал, Западная Сибирь)

– Кто приходит на смену геологам? (буровики)

– Буровики строят буровые вышки и бурят глубокие скважины. Бурение скважин – это одна из основных операций при добыче нефти. Специальными насосами нефть выкачивают в нефтехранилище, а затем по нефтепроводам, на специальных судах – танкерах или в цистернах её доставляют на нефтеперерабатывающие комбинаты.

Задание 2.

Рассмотрите фотографии и определите, какие технологические операции по добыче и транспортировке нефти на них изображены?

Задание 3.

Внимательно рассмотрите конструкцию буровой вышки. Буровая вышка – это сооружение над скважиной, предназначенное для спуска и подъёма бурового инструмента, приборов, труб. По своей форме она похожа на пирамиду высотой иногда с 13-14- этажный дом. Она имеет 4 ноги, на которые крепятся три площадки. Для большей прочности ноги скреплены между собой специальными тягами. Детали буровой вышки изготавливают из труб, при сборке их соединяют болтами.

Задание 4.

-Какой материал лучше всего подходит для создания модели буровой вышки? Почему? Какой должна быть вышка? (устойчивой, мобильной, крепкой)

Задание 5.

Какую форму работы выберете? Почему? Распределите обязанности.

Задание 6.

-Рассмотрите модель буровой вышки. Определите, какие детали конструктора необходимы при её изготовлении, подберите эти детали. Подберите инструменты, которые нужны, чтобы собрать модель.

Задание 7.

– Самостоятельное составление плана работы с опорой на рисунок. Сборка изделия.

Задание 8.

– Сравните модель с образцом. Оцените свою работу и работу своих товарищей.

Диагностика качества освоения темы

  1. Допиши предложения:

Чёрное золото – это ……………………………………………. .

Буровая вышка – это сооружение над ……………………., предназначенное для …………………………………………………..

2.Нарисуй условный знак, которым обозначают на карте нефть.

  1. Определи и подчеркни названия профессий людей, которые участвуют в добыче нефти:

Шахтёр геолог буровик фармацевт

  1. Определить последовательность по добыче и транспортировке нефти:

Бурение скважин;

Поиск нефтяных месторождений;

транспортировка нефти по трубопроводам;

подготовка месторождений к разработкам.

Источник