Технологическая карта по валеологии полезные и вредные привычки

Технологическая карта по валеологии полезные и вредные привычки thumbnail

Технологическая карта

организованной учебной деятельности

Провела: Дуненбаева Д.С.

Дата проведения:

Возрастная группа:

Образовательная область: «Здоровье»

Раздел: Валеология

Тема: Полезные и вредные привычки.

Цель: Формировать систему знаний детей о полезных и вредных привычках; развивать познавательные процессы, желание вести здоровый образ жизни; воспитывать отрицательное отношение к вредным привычкам.

Оборудование: посылка, картинки, стихи о привычках, зеленые и красные карточки (по количеству детей).

Словарная работа: привычка, флосс (зубная нить).

Билингвальный компонент: привычка – эдет, полезная привычка – пайдалы эдет, вредная привычка – зиянды эдет, ногти – тырнак, палец – саусак.

Мотивационно-побудительный

Приветствует детей.

Показывает две посылки, объясняет что одну прислала госпожа Польза, другую – господин Вред. Но на почте содержимое посылок перепуталось, и теперь нужно будет определить, кто и что сделал. В посылках лежат картинки, стихи о привычках, зеленые и красные карточки.

Приветствуют воспитателя.

Интересуются содержимым посылок.

Организационно-поисковый

– Ребята, что такое привычка?

Привычка – эдет, полезная привычка – пайдалы эдет, вредная привычка – зиянды эдет, ногти – тырнак, палец – саусак.

Привычка – это такое действие, которое становится для нас тем, без чего мы не можем жить. Полезные (хорошие) привычки делают человека более свободным, так как о многих своих действиях он перестает задумываться, они словно совершаются сами собой. Полезные привычки помогают сохранить здоровье и облегчить нашу жизнь. Вредные привычки – это наши коварные враги, они доставляют нам удовольствие и потихоньку отравляют нам жизнь, наносят огромный вред нашему здоровью. Вредные привычки могут появиться в любом возрасте. Они растут и меняются вместе с нами. У каждого человека есть и хорошие привычки, и плохие. Но с вредными привычками надо бороться, а победить их поможет сила воли.

Открывает посылку и читает стихотворение:

Никогда не мойте руки

Шею, уши и лицо…

Это глупое занятье

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки,

Шея, уши и лицо,

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять?

                                                        (Г.Остер)

Предлагает ответить, кто прислал это стихотворение и почему они так думают.

Достает из посылки и читает еще одно стихотворение:

Есть такой закон простой:

Руки мой перед едой,

Вымой после сна, игры

И с прогулки если ты.

Гигиена, чистота –

Значит мыло и вода.

От микробов не умрешь,

Если ты закон даешь!

И не надо много слов

Вымыл руки – будь здоров!

                                                (В.Скворцова)

– А это стихотворение кто прислал?

Достает из посылки картинку, на которой мальчик ковыряет в носу. Показывает детям, спрашивает, что это за привычка и кто прислал картинку.

Обобщает ответы детей: если постоянно по поводу и без повода чистить нос таким способом, то можно повредить слизистую оболочку носа, вызвать кровотечение, занести инфекцию.

Достает из посылки картинку, на которой человек ковыряет в зубах. Спрашивает, что это за привычка и кто прислал картинку.

Обобщает ответы детей: вилки, спички и даже зубочистки травмируют эмаль зуба и могут повредить десны. Если необходимо освободить межзубные пространства от остатков пищи, то нужно использовать специальную нить для зубов – флосс. По тем же причинам нельзя разгрызать орехи, откусывать зубами нитки и открывать бутылки.

Достает из посылки картинку, показывает детям: «Ребенок аккуратно заправляет кровать». Спрашивает, что это за привычка и кто прислал картинку. Обобщает ответы детей.

Достает из посылки картинку, на которой ребенок обкусывает ногти и заусенцы. Спрашивает, что это за привычка и кто прислал картинку. Обобщает ответы детей.

– Пространство под ногтями – рассадник микробов. Наверняка вы не моете руки и не вычищаете грязь из-под ногтей каждый раз, когда хотите их погрызть. Таким образом легко «поселить» в организме яйца глистов и инфекционные заболевания.

Достает из посылки картинки, на которых изображены выполняющие физические упражнения мальчик и девочка; ребенок моется под душем и др. Спрашивает, что это за привычки, кто прислал картинки.

Физминутка «Моемся»

Жарче, дырчатая тучка,

Поливай водичкой ручки,

Плечики и локоточки,

Пальчики и ноготочки,

Мой затылочек, височки,

Подбородочек и щечки!

Трем мочалкою коленочки,

Щеточкой трем хорошенечка

Пяточки, ступни и пальчики…я

Чисто – чисто моем мальчика!

Раздает детям красные и зеленые карточки, объясняет, что если называется полезная привычка, то нужно показать зеленую карточку, если вредная – красную.

Называет привычки:

– Делать утреннюю гимнастику;

– Соблюдать режим дня;

– Грызть ногти;

– Долго смотреть телевизор;

– Употреблять алкоголь;

– Правильно питаться;

– Курить;

– Гулять перед сном;

– Говорить неправду.

Обращает внимание на вред курения и употребления спиртных напитков:

– Никотин вместе с выделяемой слюной попадает в органы пищеварения и может вызвать гастрит, язву желудка и другие болезни. Спиртные напитки способны вызвать отравление.

Подводит итог: какие привычки нужно приобретать? Что нужно делать с вредными привычками? Какие привычки полезны для здоровья и жизни человека?

Отвечают на вопрос.

Повторяют слова, запоминают.

Слушают, запоминают.

Слушают стихотворение, обсуждают.

Отвечают, аргументируют ответ.

Слушают стихотворение, обсуждают.

Отвечают, аргументируют ответ.

Рассматривают картинку, аргументировано отвечают на вопрос.

Слушают воспитателя.

Рассматривают картинку, аргументировано отвечают на вопрос.

Слушают, запоминают.

Рассматривают картинку, аргументировано отвечают на вопрос.

Слушают, запоминают.

Рассматривают картинку, аргументировано отвечают на вопрос.

Слушают, запоминают.

Рассматривают картинку, аргументировано отвечают на вопрос.

Слушают, запоминают.

Проговаривают слова, выполняют движения в соответствии с текстом.

Слушают задание.

Поднимают карточки красного и зеленого цветов.

Слушают, запоминают.

Отвечают на вопросы.

Рефлексивно-корригирующий

Наше занятие закончим такими словами: «Если есть здоровье – будет все. Берегите его!»

Произносят хором слова.

Ожидаемый результат:

Знать: понятие «привычка»; о полезных и вредных для здоровья привычках.

Иметь: представление о влиянии привычек на здоровье и жизнь человека.

Уметь: формулировать свои мысли, отвечать на вопросы, аргументировать ответы.

Просмотр содержимого документа

«Технологическая карта по валеологии. Тема: “Полезные и вредные привычки”. »

Источник

Технологическая карта

организованной учебной деятельности

Провела: Куатканова Н.К.

Раздел: валеология.

Тема: «Полезные и вредные привычки».

Цель: Углубить знания детей о полезных и вредных привычках; воспитывать отрицательное отношение к вредным привычкам, желание вести здоровый образ жизни.

Задачи:

Образовательная: учить детей отличать вредные и полезные привычки; формировать сознательный отказ от вредных привычек.

Развивающая: развивать творческие способности, воображение.

Воспитательная: воспитывать у них отрицательное отношение к всем вредным привычкам, большое желание вести здоровый образ жизни.

Словарная работа: привычки.

Оборудование: иллюстрации на тему; слова на карточках; зеленые и красные карточки у детей.

Билингвальный компонент: вредные – зиянды, полезные – пайдалы, привычки – әдеттер.

Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно-

побудительный

– Здравствуйте дети! Я очень рада видеть вас всех такими красивыми и здоровыми. Надеюсь, что вы пришли с отличным настроением. Минута психологического настроя: С вредными привычками бороться Решили мы ТАКИМ ПУТЁМ! Над ними мы без удержу смеёмся, А раз смеёмся – знать, не пропадём!

Слушают о предстоящем путешествии.

Дети повторяют за воспитателем.

Организационно-

поисковый

– Из этих строк вы могли понять, о чем пойдет речь на нашем занятии. Это – привычки. – Привычка – это такое  действие, которое становится для нас  тем, без чего мы не можем жить (словарная работа). – Полезные, хорошие привычки  делают человека более свободным, так как о многих своих  действиях он перестает задумываться, они, словно совершаются сами собой. – Полезные привычки помогают сохранить здоровье и облегчить нашу жизнь. – Вредные привычки – это наши коварные враги, они доставляют нам удовольствие и потихоньку отравляют нам жизнь, наносят огромный вред нашему здоровью. Вредные привычки могут появиться в любом возрасте. Они растут и меняются вместе с нами. – У каждого из нас есть и хорошие привычки и плохие. Но с вредными привычками надо бороться, а сила воли  поможет их победить. Вот послушайте стихотворение.

Привычки. Есть у лисички хорошие привычки:Собираясь в гости, холит пышный хвостик,Приучать лисяток соблюдать порядок.Есть у лисички дурные привычки:В курятник –  шасть и  курочку украсть.

Ребята, к нам в гости пришли госпожа Польза и Вред.Воспитатель:– Позвольте спросить, кто вы такие? И чего вы посетили нас?Госпожа Польза и Вред:– Мы пришли дать советы вашим детям.Воспитатель:– Ну, пожалуйста!

Госпожа Польза дает советы: – Делать добро, говорить только правду, быть вежливыми и опрятными. Давайте вспомним правило, когда нужно обязательно мыть руки:

Руки мой после игры, И после туалета, С улицы пришёл – Опять не забудь про это. И ещё закон простой, Руки мой перед едой!

Госпожа Вред дает советы:

– Не соблюдать правила гигиены, культуры поведения, не гулять на свежем воздухе.

Воспитатель: – Дети, чьи вам понравились советы?

Воспитатель:

– Дети, давайте докажем госпоже Вредности, что ее советы плохие.

(Госпожа Польза и Вред садятся на стулья).

Ковыряние в носу

Эта привычка в той или иной степени присуща, как ни прискорбно, практически всем. Ей даже посвящались научные исследования и придумали название — ринотиллексомания.

Однако если постоянно по поводу и без повода чистить нос таким способом, можно повредить слизистую оболочку носа, вызвать кровотечение, занести инфекцию.

Ковыряние в зубах

Это та самая привычка, от которой стоматологи приходят в ужас.

Вилки, спички и даже зубочистки травмируют эмаль и могут повредить дёсны. В результате стоматологические проблемы обеспечены. Если необходимо освободить от остатков пищи межзубные пространства, используйте специальную нить для зубов — флосс. По тем же причинам нельзя разгрызать орехи, откусывать зубами нитки и открывать бутылки.

Постоянное жевание жвачки

Жевательную резинку целесообразно использовать после еды, если под рукой нет зубной щётки, но не дольше 10 минут, считают стоматологи. Жевание стимулирует выработку желудочного сока, который заставляет пустой желудок «переваривать» самого себя. Кроме того, постоянное пережёвывание может травмировать сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти — и тогда вы просто не сможете нормально открывать (или закрывать!) рот.

Чистка ушей подручными предметами.

Если вы чистите уши спичками, шпильками или зубочистками, можно столкнуться с несколькими проблемами.  Слишком часто раздражая кожу внутри уха, вы усиливаете работу серных желёз, внутри образуется серная пробка. В итоге ухудшается слух. Если серная пробка уже есть, вы можете протолкнуть её внутрь. Наконец, велика вероятность повредить барабанную перепонку.

Обкусывание ногтей и заусенцев

Пространство под ногтями — рассадник микробов. Наверняка вы не моете руки и не вычищаете грязь из-под ногтей каждый раз, когда хотите их погрызть. Таким образом легко «поселить» в организм яйца глистов и инфекционные заболевания.

Очень часто микроранки кожи после таких манипуляций кровоточат, открывая ворота для бактерий. Возникают болезненные микровоспаления. Подумайте и о желудке — ведь в среднем за полгода регулярных обкусываний вы съедаете целый ноготь. И это только на одном пальце!

Игра «Полезно-вредно».

Воспитатель называет привычки.  Выполнять утреннюю гимнастику;

 Соблюдать режим дня;

 Грызть ногти;

 Долго смотреть телевизор;

 Правильно питаться;

 Общаться с людьми;

 Отгадывание загадок.

 Продукт вкусный, сладкая паста, он эффективный как лекарство.

 Содержит никотин растение, здоровью не найти спасенья.

 Хороший мальчик не пойдет играть на скользкий и опасный …

 Чистый с запахом цветов, без него дышать нельзя.

Но не выпущу его я. Белой пеной пенится, руки мыть не ленится.

Воспитатель спрашивает у детей:

 – Что необходимо для здоровья?

 – Что опасно для здоровья?).

Физкультминутка.

Я рисую зайчика.

Раз.

Это у него, смотрите, голова.

Два.

Это у него ушки вверх.

Три.

Это торчит у него хвостика мех.

Четыре.

Это глазки весело горят.

Пять.

Ротик, зубки морковку едят.

Шесть.

Шубка теплая меховая на нем.

Семь.

Ножки, чтобы бегал по лесу он днем.

Восемь.

Еще вокруг посажу кусты.

Девять.

И пусть солнце сияет, растут цветы.

Десять.

Игра « Закончи предложение».

 Как о здоровье заботишься, так и … (Имеешь)

 Больше витаминов в …

 Не читайте книгу в … (Кровати)

 Без здоровья нет …  – Послушайте «Вредные советы» Г. Остера.

Никогда не мойте руки,

Шею, уши и лицо.

Это глупое занятье

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки,

Шея, уши и лицо.

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять.

Стричься тоже бесполезно.

Никакого смысла нет.

К старости сама собою

Облысеет голова.

– Нарисуйте портрет человека, который выполняет эти «вредные советы».

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Слушают, повторяют, запоминают.

Дети внимательно слушают воспитателя.

Дети слушают стихотворение.

Слушают стихотворение.

Дети:

– Советы госпожи Пользы.

Дети показывают иллюстрации и высказывают свое отношение.

дети сигнализируют карточками: зеленая карточка – полезно, красная карточка – вредно.

-Мед

-Табак

-Лед.

-Воздух.

-Мыло.

Дети выполняют движения согласно стихотворному тексту.

Имеешь.

Фруктах и овощах

-Кровати.

-Счастье.

Рефлексивно-

корригирующий

-Ребята, вы сегодня услышали много нового и интересного. Что вы запомнили, про привычки? Какие бывают привычки?

Воспитатель обращается к госпоже Вредности:

Осознали ли вы к чему призывали детей?

Госпожа Вредность:

Да, я изменила свое мнение.

А детям хочу сказать:

Пока вы еще маленькие – приобретайте хорошие привычки.

Чтоб здоровье сохранить

И счастливыми быть.

Итог занятия.

– Наше занятие закончим такими словами:

Если есть здоровье – будет все. Берегите его!

Воспитатель благодарит детей.

Дети отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями.

Ожидаемый результат:

Знать:

о полезных и вредных привычках;

Иметь:

представление об отношении к собственному здоровью, и отрицательном отношении к вредным привычкам;

Уметь:

применять в повседневной жизни полученные знания, умения и навыки.

Проверила:

Замечания:

Источник

Технологическая карта

Организованной учебной деятельности.

Старшая группа.

1 Образовательная область: Здоровье.

2 Подобласть или разделы: Основы безопасного поведения, валеология. Тема: Полезные и вредные привычки.

3 Цель, программное содержание: Углубить знания детей о полезных и вредных привычках. Развитие памяти, мышления, умения рассуждать.

Воспитывать отрицательное отношение к вредным привычкам, желание вести здоровый образ жизни.

4Развивающая среда (наглядный материал): Знак «Не курить», сюжетные картинки из серии « полезно – вредно», кукольная игрушка Незнайка; слова на карточках; зеленые и красные карточки у детей.

Этапы организованной учебной деятельности

Действия педагога.

Действия детей

1.Мотивационно-побудительная часть.

2.Организационно-поисковая часть.

3.Рефлексивно-коррегирующая часть.

Игра «Круг» (дети берутся за руки идут по кругу)

Если радость у тебя, не скупись.
И с друзьями непременно поделись.
Если горе у тебя, оглянись.
И с друзьями непременно поделись.
Я хочу, чтобы ваши ушки не только слушали меня, но и слышали. Чтобы ваши глазки не только смотрели, но и увидели.

Проговаривание детьми девиза.
Я умею думать,
Я умею рассуждать,
Что полезно для здоровья, 
То и буду выбирать.

Ребята, к нам в гости пришел Незнайка, он хочет в страну Здоровячков, но не знает, как туда попасть. Поможем ему?

Что нужно сделать, чтобы попасть в страну Здоровячков?

Посмотрите на рисунки и скажите, кто из этих детей попадет в страну Здоровячков, а кто нет и почему?

( На доске прикреплены рисунки : мальчик занимается спортом, девочка ест яблоко, мальчик курит, дети сидят в позднее время у телеэкрана, мальчик чистит зубы, девочка моется и т. п.)

Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз»

– Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.

– Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повторять 10 раз.

-Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем большого пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.

– Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.

А теперь послушайте рассказ Незнайки и помогите ему разобраться в ситуации.

« У меня есть 2 друга: А и Б. А очень самостоятельный. Он в последнее время стал курить и выглядит как взрослый. Девочки обращают на него внимание. Но я слышал что, курить вредно: в сигаретах есть яд, он отравляет организм. Курящие люди часто болеют и чаще умирают. А Б не выглядит так круто, как А с сигаретой. Но Б всегда бодрый веселый и сильный. Он занимается спортом. Я все думаю, что мне делать: начать курить, как А, или спортом заняться, как Б?»

Некоторые дети хотят казаться взрослыми и пробуют курить, пить вино. Это очень вредные затеи. Ведь привыкнуть к плохому легко. Гораздо труднее потом избавиться от опасной привычки. Курильщик сначала и не замечает, как он отравляет свой организм. А ведь в табаке есть сильнейший яд – никотин. Он легко проникает в кровь, накапливается во внутренних органах, постепенно разрушая их. Только человек не сразу замечает это. Да, бывает, подташнивает после первой сигареты, кружится голова. Это организм подает сигнал тревоги. Через несколько лет тот , кто курит начинает кашлять, задыхаться при беге и быстрой ходьбе, быстро уставать. И ждут – поджидают курильщика болезни органов дыхания: астма, туберкулез, рак.

Не менее вреденалкоголь. От него тоже страдают внутренние органы, а особенно мозг. Отравление мозга приводит к тому, что человек просто-напросто глупеет, у него ухудшается память, он труднее усваивает новое.

Вы, наверное, слышали о наркотиках? Их часто называют «белой смертью». Чем раньше человек привыкнет к ним, тем быстрее умрет. Наркотик высасывает из человека все его силы. Нет никакой смелости в том, чтобы попробовать наркотики. А вот если человек сумел отказаться, значит у него есть смелость и воля.

Выступление детей о вредных привычках.

1-ый ребенок (с плакатом)

Ковыряние в носу

hello_html_7c553b45.jpg

Эта привычка в той или иной степени присуща, как ни прискорбно, практически всем. Ей даже посвящались научные исследования и придумали название — ринотиллексомания.

Однако если постоянно по поводу и без повода чистить нос таким способом, можно повредить слизистую оболочку носа, вызвать кровотечение, занести инфекцию.

2-ой ребенок:

Ковыряние в зубах

hello_html_67b1f1d.png

Это та самая привычка, от которой стоматологи приходят в ужас.

Вилки, спички и даже зубочистки травмируют эмаль и могут повредить дёсны. В результате стоматологические проблемы обеспечены. Если необходимо освободить от остатков пищи межзубные пространства, используйте специальную нить для зубов — флосс. По тем же причинам нельзя разгрызать орехи, откусывать зубами нитки и открывать бутылки

3-ий ребенок:

Постоянное жевание жвачки

hello_html_1e6cda91.png

Жевательную резинку целесообразно использовать после еды, если под рукой нет зубной щётки, но не дольше 10 минут, считают стоматологи. Жевание стимулирует выработку желудочного сока, который заставляет пустой желудок «переваривать» самого себя. Кроме того, постоянное пережёвывание может травмировать сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти — и тогда вы просто не сможете нормально открывать (или закрывать!) рот.

4-ый ребенок:

Чистка ушей подручными предметами

hello_html_m35c9ea94.jpg

Если вы чистите уши спичками, шпильками или зубочистками, можно столкнуться с несколькими проблемами. Слишком часто раздражая кожу внутри уха, вы усиливаете работу серных желёз, внутри образуется серная пробка. В итоге ухудшается слух. Если серная пробка уже есть, вы можете протолкнуть её внутрь. Наконец, велика вероятность повредить барабанную перепонку.

5-ый ребенок:

Обкусывание ногтей и заусенцев

hello_html_m15357260.jpg

Пространство под ногтями — рассадник микробов. Наверняка вы не моете руки и не вычищаете грязь из-под ногтей каждый раз, когда хотите их погрызть. Таким образом легко «поселить» в организм яйца глистов и инфекционные заболевания.

Очень часто микроранки кожи после таких манипуляций кровоточат, открывая ворота для бактерий. Возникают болезненные микровоспаления. Подумайте и о желудке — ведь в среднем за полгода регулярных обкусываний вы съедаете целый ноготь. И это только на одном пальце!

Детская игра «Полезно-вредно»(приготовить красные и зеленые кружки) давайте поиграем в игру «Полезно-вредно». Если то, что я скажу полезно, вы поднимите зелёный кружок, а если вредно-красный.

Курение.

Алкоголь.

Наркотики.

Находиться возле курящих.

Гулять на свежем воздухе.

Заниматься спортом.

Есть много сладкого.

Есть много овощей и фруктов.

Подолгу валяться в постели.

Поздно смотреть телевизор.

Вовремя ложиться спать.

Делать зарядку.

Заниматься спортом.

Соблюдать режим дня.

Грызть ногти.

Правильно питаться.

Общаться с людьми.

Говорить неправду.

Что делать, если:

Вы едете в поезде. Там есть знак «Не курить», но мужчина курит и дым попадает вам в лицо.

После папиных друзей в комнате дымно от сигарет.

Незнакомый человек попросил вас сбегать за сигаретами.

Друг предлагает вам закурить.

Заучить:«Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет»

«Курить – здоровью вредить».

Со вредными привычками бороться

Решили мы ТАКИМ ПУТЁМ!

Над ними мы без удержу смеёмся,

А раз смеёмся – знать, не пропадём!

Повторяют один раз.

(дети рассказывают о хороших и плохих событиях)

Хором говорят девиз.

Дети соглашаются помочь Незнайке.

Ответы детей.

Дети выполняют движения за воспитателем.

Внимательно слушают рассказ воспитателя.

Советы детей.

Слушают и запоминают.

Рассказывают о вредных привычках.

Поднимают кружки.

Высказывают своё мнение, повторяют новые слова.

Учат хором высказывания.

Ожидаемые результаты.

Знания: Углубить знания детей о полезных и вредных привычках.

Умения: Развитие памяти, мышления, умения рассуждать.

Навыки: Воспитывать отрицательное отношение к вредным привычкам, желание вести здоровый образ жизни.

Источник