Технологическая карта по технологии 4 класс полезные ископаемые
Выполнила: Кириллова Настя № школы, класс: 4
.
Предмет: Технология
-личностные: умение работать в группах, сформировать интерес к художественному конструированию. Повторить элементы графической грамоты, правила и технику безопасности работы с ножницами; имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности
-предметные: расширить знания учащихся о мозаике; уметь передать цветовую гамму малахита с помощью пластилина.
-метапредметные: возможность проявить собственные конструктивные способности при создании образца; овладение логическим действием анализа; воспитывать бережливость; воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе.
№
Этапы
Время
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Подготовка к уроку
Перемена до урока
-Ребята достаем свои папки для технологии
Подготовка материала, самоконтроль
Р:Умение настроиться на работу
1
Организационный момент
1
-Здравствуйте ребята!
-Проверим наличие всех необходимых материалов, инструментов. У вас на столе должен лежать пластилин, коробочка или баночка из-под йогурта, стек или нитка, доска для пластилина.
Приветствуют учителя.
Самоконтроль.
Л: действия смыслообразования
2
Формулировка темы и целей урока, актуализация знаний
2
Ребята, давайте вспомним что такое полезные ископаемые? (это то, что добывает человек: нефть, газ, уголь, руды)
На какие группы можно разделить полезные ископаемые? (твердые, жидкие, газообразные)
Друзья, произошла беда! К нам в Шадринск очень часто приезжают выставки с различными камнями, изделиями из камня и многим другим. Но в дороге что-то пошло не так и машина со всеми изделиями затерялась! Ребята, чтобы не срывать выставку, давайте поможем музею и сделаем коллекцию для выставки. А перед тем как мы начнем «спасательную операцию» я предлагаю ответить вам на кое-какие вопросы.
Ребята, а о чем можно сказать: музыкальная, малахитовая, берестяная? (о шкатулке)
Что мы будем изготавливать на уроке? (шкатулку)
А шкатулки наши будут не простые, а специальные, для выставки. И делать мы будем их из малахита.
– формулировка темы урока
-формулировка целей урока
-усвоение новых понятий
-ответы на вопросы в беседе
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками
3
Объяснение нового материала: анализ образца
3-5
Скажите, а из чего сделана малахитовая шкатулка? (из камня)
Сегодня мы обратимся к миру природы и узнаем, какие чудесные узоры можно увидеть в камне [просмотр видео].
Ребята, посмотрите на доску. Отгадав ребус, вы поймете, какой прием мы будем использовать.
Молодцы, конечно, это мозаика.
Как можно назвать подражание чему-либо? (имитация)
Итак, сегодня мы будем изготавливать имитация малахитовой шкатулки из пластилина с техникой «русской мозаики».
-ответы на поставленные вопросы
-Чтение про себя
Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
П:Принимать и сохранять учебные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Р:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Планирование предстоящей деятельности (Педпоказ)
5-7
Анализ образца изделия
Из скольких частей состоит изделие? (из 2: крышки и основной части)
Посмотрите внимательно на образец. Какие материалы вам потребуются для изготовления шкатулки? (пластилин, баночка для основы)
Какого цвета понадобится пластилин? (зеленый цвет разных оттенков, белый, черный)
Давайте повторим правила работы с пластилином.
- Работай на подкладном листе.
- Перед лепкой смочи руки.
- Разомни пластилин.
- Упавший пластилин нужно немедленно поднять.
- После работы протри руки тряпкой или бумагой, затем вымой.
Какой инструмент мы используем при работе с пластилином? (стеку)
Повторим правила работы со стекой.
- Стека должна лежать в правом углу парты.
- Во время работы не подноси стеку близко к глазам, не размахивай ею.
- Держи стеку как ручку.
Объяснение учебной задачи по технологической карте
- В первую очередь мы кладем подкладной лист на парту, достаем из коробочки нужные брусочки пластилина (можно использовать 4 цвета).
- Затем от каждого брусочка стекой отрезаем небольшие кусочки.
- После этого мы раскатываем каждый кусочек, примерно одного размера.
- Когда мы получили из каждого цвета пластинки, мы кладем их друг на друга и плотно сворачиваем в трубочку.
- Разрежьте полученный брусок на тонкие пластинки, имитирующие рисунок малахита, с помощью лески.
- Прикрепите пластинки к стенкам и крышке коробочки, повторяя технику «русской мозаики»
-Работать будем самостоятельно. Но перед работой – отдохнём.
ПОВТОРЕНИЕ ЭТАПОВ
1. Разметка изделий
2. Заготовка деталей
3. Сборка изделия
4. Оформление изделия.
-Участие в обсуждении, вопросы и ответы на вопросы.
Слушают
Краткое формулирование этапов практической работы
Л: участвовать в творческом, созидательном процессе
П: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме
Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность
4
Физминутка
1-2
-Ребята, чтобы хорошо работать дальше, давайте разомнем наши пальчики, и глазки. Смотрим на экран.
Выполнение упражнений
5
Постановка творческой задачи
1-2
-Итак, ваша задача, сделать птичку.
-Оценивать ваши работы буду по 3 критериям: Аккуратность, правильность выполнения, подборка цветового решения.
Вопросы по заданию
К: допускать возможность различных точек зрения
6
Самостоятельная работа
25-30
Повторение планирования
С чего мы начинаем работу?
Что делаем затем?
После этого?
Далее?
Чем мы закончим работу?
Теперь обратите внимание на доску (Вывешена пословица: «Какие труды, такие и плоды»).
Как вы ее понимаете? (как потрудишься, так и получится изделие)
Молодцы, а теперь самое время повторить правила рабочего человека. Я уверена, что мастера, которые выполняют изделия из камней – соблюдают их.
- Работаем дружно, вместе.
- Каждый на своем рабочем месте, на подкладном листе.
- Работу делай лучше, материалы береги.
- Упавший пластилин немедленно подними.
- Во время работы держи свое рабочее место в порядке.
Ребята, важно помнить, что вы выполняете шкатулки для выставки, сегодня вы должны особо стараться.
-Выполняйте работу, самостоятельно пользуясь инструкционной картой.
-Посмотрите на рисунок, стр. 27. В итоге у нас получится своя выставка с шкатулками.
-подготовка рабочего места к работе
-повторение техники безопасности по работе с инструментами
-самостоятельно изготовить изделие согласно плану (разметка, заготовка, сборка, оформление)
-взаимопомощь
П:преобразованиеучебного материала, действия
Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
7
Итог урока
1-2
Выставка и анализ работ учащихся.
А сейчас давайте проведем выставку уже готовых изделий. Те, чьи работы готовы, выйдете к доске [оцениваются работы, обговариваются ошибки].
Как называется изделие?
Какие материалы потребовались для изготовления?
Чему вы научились на уроке?
Те, кому урок не понравился, и у кого возникали трудности – 1 раз.
Те, кому урок понравился, и кто почувствовал себя настоящим мастером изделий из камня – хлопните 2 раза в ладоши.
Итак, ребята, все молодцы, все хорошо потрудились.
Вашим домашним заданием будет завершение работы.
Спасибо за урок! Вы можете быть свободны.
-самоанализ
-взаимоанализ
-самооценка
-взаимооценка
-ответы на вопросы для закрепления материала
-анализ урока с точки зрения достижения поставленных целей
К: допускать возможность различных точек зрения
П: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы
Л: Участие в подведении итогов урока
Р: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности
8
Домашнее задание
1
– Ребята, дома вам нужно будет сделать шкатулку из других цветов
-Запись домашнего задания в дневник
П: установка причинно следственных связей
9
Уборка рабочих мест
перемена
-Дежурный, проследи за классом, чтоб у каждого ученика было убрано рабочее место.
-уборка рабочих мест
-Самоконтроль
Р: контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками
Тема: Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка»
Тип: урок – проект
Задачи:
– повторить основные сведения о полезных ископаемых (понятие, транспортировка, группы);
– познакомиться с поделочными камнями, используемыми при изготовлении предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином – лепкой слоями;
– познакомить с технологией изготовления изделия, имитирующей технику «русская мозаика»
Планируемые результаты
Предметные
– использовать приём смешивания пластилина разных цветов для получения новых оттенков;
– объяснять способ создания изделия в технике мозаики;
– знать виды пластических материалов, их свойства;выполнять мозаику из пластилина;
– знать содержание понятий поделочные камни, имитация, мозаика, пластичные материалы, русская мозаика, мастер по камню
Метапредметные
– самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей;проводить контроль,корректировку, рефлексию своих действий;
– оценивать свою деятельность в групповой и парной работе согласно критериям;
– находить и отбирать информацию о технологии выполнения «русской мозаики»;
– аргументировать свою точку зрения при работе в группе
Личностные
– с уважением относиться к профессиональной деятельности человека на производстве;
– проявлять интерес к поисковой и исследовательской деятельностьи;
– осознавать причины успехов и неудач в собственной деятельности;
– стремиться к творчеству и реализации собственных замыслов
Межпредметные связи: Литературное чтение, тема «Сказ П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка»
Ресурсы урока
Для учителя:
– Рабочая программа.
– Пособие для учителей, с. 60-67.
-Сказ П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка» (1 экземпляр на группу).
– Таблица «Характеристика поделочных камней».
– Изображения различных полезных ископаемых и созданных из них предметов.
– Образцы мозаики, пластилин.
Для учащихся:
– Учебник, с.24-27.
– Рабочая тетрадь, с.18.
– Материалы: пластилин зелёного, белого, чёрного цвета.
– Инструменты: стека
– Приспособления: подкладной лист или клеёнка, подкладная доска, нитка для резания пластилина, коробка, тряпочка для вытирания рук.
Ход урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся
Формируемые УУД
Актуализация необходимых знаний
– Вспомните, на какие группы можно разделить полезные ископаемые.
– Сегодня на уроке познакомитесь с поделочными камнями, которые используют для создания декоративных изделий.
Вспоминают схему, выполненную на предыдущем
уроке, называют группы полезных ископаемых.
Повторяют формулировку учебной задачи.
Личностные УУД:
– проявлять интерес к дальнейшему знакомству с полезными ископаемыми
Регулятивные УУД:
– формировать внутренний план действий
Мотивация познавательной деятельности
1.Рассказ учителя о поделочных камнях и их использовании. Работа по учебнику, с.24.
– Поделочные камни – это непрозрачные минералы или слабо просвечивающие, уступающие по твёрдости полудрагоценным камням. Таким, как хризолит, бирюза, гранат, топаз, янтарь, коралл.
(Учитель демонстрирует фотографии ювелирных изделий из этих полудрагоценных камней).
– Поделочные камни имеют красивые рисунки и окраски, поэтому широко применяются в ювелирной промышленности. Это халцедон, сердолик, агат, оникс, кошачий глаз, яшма, малахит, синтетический изумруд, фианит.
(Учитель демонстрирует фотографии ювелирных изделий из данных поделочных камней).
– Рассмотрим фотографии ювелирных изделий из поделочных камней.
2. Исследовательская работа. Работа в группах.
Учащимся предлагается таблица с графами: поделочный камень, цвет, изделия из камня; образцы поделочных камней (яшма, лазурит, малахит).
– Для заполнения строчки «малахит» изучите информацию в учебнике, на с.25.
3. Вывод.
– Какое место занимают изделия из камня в нашей повседневной жизни?
Находят и отбирают информацию из текстов учебника и других источников о создании изделий из поделочных камней и технике «русская мозаика». Объясняют новые понятия.
Заполняют таблицу без последней строчки. Читают, отмечают, что нужно записать в таблицу о малахите.
Анализируют полученную информацию. Делают вывод.
Личностные УУД:
– проявлять интерес к созданию декоративных изделий из поделочных камней
– с уважением относиться к профессиональной деятельности человека на производстве
Коммуникативные УУД:
– вступать в диалог
Регулятивные УУД:
– вносить небходимые дополнения и коррективы
Личностные УУД:
– проявлять интерес к поисковой и исследовательской деятельности
Регулятивные УУД:
– анализировать ход и способ действий
Коммуникативные УУД:
– интегрироваться в группу сверстников
Регулятивные УУД:
– аргументировать свою точку зрения
Организация познавательной деятельности
1. Работа в группах.
– Перед вами сказ П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка». Найдите в нём описание шкатулки.
2. Работа по учебнику.
– Каким способом нужно выполнить изделие?
– Какие материалы можно применить для создания мозаики?
– Мозаика из пластилина – новый для вас приём работы. Техника создания изделий из настоящего малахита называется « русская мозаика».
4. Составление плана работы над мозаикой. Работа в парах.
– Составьте план работы над мозаикой, первый этап назовите: поиск месторождений малахита.
– Какие из этапов, записанных на доске, можно воспроизвести в классе?
5. Организация работы по выполнению изделия.
– Прочитайте план работы над изделием «Малахитовая шкатулка» на с. 26 учебника.
6. Руководство практической работой.
1) Выбрать пластилин.
2) От каждого бруска пластилина отрезать небольшой кусок при помощи стеки или нитки.
3) Раскатать отрезанные куски.
4) Сложить раскатанные пласты друг на друга.
5) Плотно скрутить их в трубочку и сдавить, чтобы получился брусок.
6) Из полученного бруска нарезать тонкие пластинки, которые и станут деталями мозаики.
7) Плотно прикрепить их к стенкам и крышке коробки, а также друг к другу.
7. Организация работы в группах над проектом выполнения изделий с помощью техники «русская мозаика».
Выбирают необходимую информацию с описанием шкатулки. Зачитывают отрывок.
Читают слова Ани о том, что будет выполнена имитация мрамора с использованием пластилина и техники «мозаика».
Вспоминают свои работы, называют материалы: крупы, бумага, камни, смальта.
Обсуждают и составляют план в парах:
- Поиск месторождений малахита.
- Добыча малахита.
- Доставка в мастерскую.
- Распиливание малахита на тонкие плитки.
- Наклеивание плиток на материал.
- Шлифовка и полировка.
Делают вывод, что этапы 1 – 3 выполнить в классе невозможно, а 4 – 6 воспроизвести можно.
Изучают по учебнику план работы и слайды к нему, заполняют технологическую карту.
Овладевают технологией лепки слоями для создания имитации рисунка малахита. Смешивают пластилин разных оттенков для создания нового оттенка цвета. Используют приёмы работы с пластилином. Выбирают материалы и инструменты для изготовления изделия. Выполняют соединение деталей, подбирая цвет и рисунок малахитовых кусочков.
Применяют на практике алгоритм построения деятельности в проекте на основе текста учебника и технологической карты. Рационально используют материалы при выполнении имитации малахита.Составляют рассказ для презентации изделия.
Познавательные УУД (общеучебные):
– осознавать то, что уже усвоено, что ещё подлежит освоению, а так же качество и уровень усвоения
Познавательные УУД (решение проблемы):
– формулировать проблему и решать её
Коммуникативные УУД:
– вступать в диалог
Регулятивные УУД:
– анализировать ход и способ действий
Личностные УУД:
– выстраивать образовательный маршрут
Регулятивные УУД:
– выполнять самооценку учебного задания
– Коммуникативные УУД:
– создавать устные высказывание
Познавательные УУД (логические):
– анализировать предстоящие действия
Личностные УУД:
– проявлять интерес к технике изготовления изделий «мозаика»
Регулятивные УУД:
– выполнять учебное действие, используя план
Коммуникативные УУД:
– строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины
Подведение итогов
- Выставка работ и их анализ по критериям на с. 7 учебника.
- Диагностика планируемых результатов.
– Что такое имитация?
– Как создаётся изделие из малахита?
– Какой способ работы с пластилином освоили?
– допишите предложение: Куски малахита распиливают на …, из которых подбирается … .Затем полученные … наклеиваются на … .
3. Домашнее задание.
– К следующему уроку подготовить сообщения о профессиях слесаря, электрика, сварщика и наладчика электрооборудования. Дополнить «Словарик профессий» новым понятием мастер по камню.
Выступают с презентациями.
Отвечают на вопросы.
Записывают домашнее задание.
Личностные УУД:
– проявлять осознание успешности при освоении темы
Регулятивные УУД:
– соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности
– оценивать результат собственной деятельности
Коммуникативные УУД:
– адекватно использовать речевые средства для представления результата
Познавательные УУД (общеучебные):
– рассказывать о приёме смешивания пластилина разных цветов для получения новых оттенков
– рассказывать о технике «мозаика»
Познавательные УУД:
– вести поиск и выделять необходимую информацию
Личностные УУД:
– делать нравственный выбор и давать нравственную оценку
Дополнительный материал: образцы изделий, выполненных в технике «русская мозаика»
Приложение 1
Таблица «Характеристика поделочных камней»
Приложение 2
Куски малахита распиливают на … , из которых подбирается … .
Затем полученные … наклеиваются на … .
Куски малахита распиливают на … , из которых подбирается … .
Затем полученные … наклеиваются на … .
Технологическая карта к уроку окружающего мира. Полезные ископаемые. 4 класс.
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы совзаимодействия
Универсальные учебные действия
Промежуточный контроль
1
2
3
4
5
6
7
I.Мотивация
к учебной
деятельности
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.
Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать.
Фронтальная работа.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения.
Устные ответы.
II.Актуализация знаний.
Беседа на тему «Полезные ископаемые»
Организует беседу по вопросам:
— Из чего изготавливают автомобили, самолёты, поезда?
— Вот построили автомобили, самолёты, поезда, только они сами не поедут и не полетят. Что ещё надо для них?
— Из чего делается горючее?
— Дополните предложение: сталь, нефть…
— Как назвать их общим словом?
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Фронтальная работа.
Познавательные: перерабатывают полученную информацию: делают выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные: доносят свою позицию до других; оформляют свои мысли в устной речи с учётом своего жизненного опыта.
Устные ответы.
III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
1.Презентация «Полезные ископаемые».
2.Исследование в малых группах. Работа с учебником, с. 60-65. Заполнение таблицы «Паспорт полезного ископаемого».
3. Обмен информацией.
4. Физкультми
нутка.
5.Организация информации. Связывание информации. Обобщение.
1. Знакомит со слайдами презентации, комментирует новую информацию, организует её обсуждение.
2. Предлагает исследовать полезное ископаемое по плану, составить план работы в группах. Предлагает вспомнить правила работы в группах.
3. Организует беседу по вопросам:
— Какое свойство является основным (главным) для данного полезного ископаемого?
— Где используется данное полезное ископаемое? На каких свойствах основано его применение?
4. Проводит физкультминутку.
5. Организует, связывает информацию, полученную учащимися на уроке.
— Как много полезных ископаемых мы с вами выделили! Каждое из них обладает определёнными отличительными свойствами. А можем ли объединить их в какие-то группы по признаку сходства?
— Все полезные ископаемые, залегающие в недрах земли, делятся на две большие группы: рудные и нерудные. Нерудные полезные ископаемые в свою очередь делятся на две подгруппы. Как вы думаете, на какие? (Строительные и горючие.)
— Эту таблицу можно дополнить группой, в которую входят драгоценные камни, их ещё называют ювелирными. Это алмаз, рубин, топаз, малахит, яшма и др.
1. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы.
2. Учащиеся работают в группах, заполняют таблицу.
3. Каждая группа представляет информацию – информационный продукт «Паспорт полезного ископаемого» (гранит, известняк, песок, глина, каменный уголь, каменная соль).
4. Выполняют физические упражнения.
5. Классифициру
ют полезные ископаемые по их применению (строительство, топливо, металлургия) и по их состоянию (жидкие, твёрдые, газообразные).
Коллективное заполнение сводной таблицы.
1.Фронтальная работа.
2. Работа в группах.
3.Индивидуальная работа.
4.Фронтальная работа.
5.Фронтальная работа.
Личностные: в предложенных ситуациях опираются на общие для всех правила поведения, делают выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют факты и явления; определяют причины явлений, событий.
Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
1.Устные ответы.
2.Заполне
ние таблицы.
3.Сообще
ния по данной теме.
4. Контроль выполнения упражнений.
5.Устные ответы.
IV. Первичное осмысление и закрепление.
1. Выполнить задание в рабочей тетради, с. 24-25 № 56, 57, 59, 60, 61.
2.Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
1. Поясняет задания, выполняемые учащимися в рабочей тетради, проводит индивидуальный контроль.
2. Создаёт игровую ситуацию.
1.Самостоятельно выполняют задания в рабочих тетрадях.
2. Активно участвуют в игре.
1.Индивидуальная работа.
2.Фронтальная работа.
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради.
1.Задание в рабочей тетради.
2. Устные ответы.
V. Итоги урока. Рефлексия.
Обобщить полученные на уроке сведения.
Проводит беседу по вопросам:
— Что нового вы сегодня узнали на уроке?
— Что вас больше всего заинтересовало?
1. Отвечают на вопросы.
2. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.
Фронтальная работа.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Оценивание работы учащихся на уроке.
VI. Домашнее задание.
Учебник, с. 60-65; рабочая тетрадь, с. 25 № 58.
Конкретизирует задания.
— Подготовить рассказ об одном полезном ископаемом по плану, не называя его. Задача класса: узнать полезное ископаемое.
Записывают домашнее задание.
Индивидуальная работа.