Технологическая карта по окружающему миру 3 класс полезные ископаемые

Технологическая карта по окружающему миру 3 класс полезные ископаемые thumbnail

МКОУ Павловская СОШ № 3

Урок окружающего мира, 3 класс

Учитель Севостьянова Л.В.

Тема урока:Полезные ископаемые.

Предметные: учащиеся научатся различать важнейшие полезные ископаемые; получат возможность познакомиться со способами добычи полезных ископаемых, с необходимостью бережного и экономного использования полезных ископаемых.

Метапредметные:регулятивные:выполняют задание в соответствии с поставленной целью, отвечают на поставленные вопросы; планируют свою деятельность и действуют в соответствии с планом, находят необходимую информацию в учебнике, понимают информацию, представленную в виде текста; познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; используют условные знаки, символы, приведённые в учебной литературе; осуществляют смысловое чтение; коммуникативные: сотрудничают, проявляя активность во взаимодействии для решения познавательных задач; координируют и принимают позицию партнёра во взаимодействии.

Личностные:чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.

Методы и формы обучения

Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая

Образовательные ресурсы

Презентация «Полезные ископаемые»

Коллекция минералов и полезных ископаемых, физическая карта Воронежской области.

Учебник «Окружающий мир 3 класс» А.А.Плешаков часть 2 (Москва, Просвещение,

2013 г.)

Атлас-определитель «От земли до неба» А.А.Плешаков (Москва, Просвещение, 2012 год.)

Эцциклопедии.

Организационная структура урока.

I.Мотивация к учебной деятель

ности.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствие учащихся.

-Дорогие ребята! Сегодня у нас на уроке гости, а гости – это всегда радость, хорошее настроение. Желаю вам, чтобы это радостное и творческое настроение не покидало вас в течение всего урока. Поприветствуйте улыбкой гостей. Мысленно пожелайте себе удачи и тихо садитесь.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место

Фронтальная работа.

Устные ответы.

II.Актуализация знаний, введение в тему урока.

1.Беседа на тему «Полезные ископаемые»

2.Постановка проблемного вопроса.

Предлагает детям отгадать загадки и ответить на вопросы, чтобы определить тему т и цели урока.

1)Этот мастер белый-белый

В школе не сидит без дела.

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (мел) (слайд)

2)Он очень нужен детворе,

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле оконном даже.(песок)

(слайд)

3)На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички.(природный газ) (слайд)

-Из чего делают автомобили, самолёты, поезда?(из металла)

– Но весь этот транспорт не может двигаться без горючего. А из чего делают горючее? (из нефти) (слайд)

– Как вместе называют мел, песок, природный газ и нефть? (полезные ископаемые)

– О чём же пойдёт речь сегодня на уроке?

-Давайте подумаем, почему полезные ископаемые так называются. Это словосочетание состоит из слов. В толковом словаре Ожегова сказано:

Польза – выгода, хорошие, положительные последствия.

Копать – разрыхлять, отваливая землю, делать углубления.

Как вы думаете, что же означает словосочетание полезные ископаемые?

– Прочитайте на с.46 учебника определение и сделайте вывод, правильно ли мы предположили.

– Изучая полезные ископаемые, постараемся ответить на вопрос: может ли человек обойтись без полезных ископаемых?

– Какие бывают полезные ископаемые по своему составу? (твёрдые, жидкие и газообразные).

– А по своим свойствам пол. иск. бывают

Рудные

(металлические)

Нерудные

(строительные)

– Предположите, почему группы получили такие названия?

– Давайте проверим ваши предположения. Будем исследовать пол. иск. и распределять их по этим группам

Слушают учителя,

отгадывают загадки, отвечают на вопросы.

Высказывают предположения.

Самостоятельно находят определение в учебнике, читают и делают вывод о правильности своих предположений.

Высказывают предположения.

Фронтальная работа.

Устные ответы.

Устные ответы.

III.Поиск решения проблемы (открытие нового знаниия).

IV Диагностический контроль.

V. Итоги урока. Рефлексия

VI.Домашнее задание.

1.Исследование в малых группах.

2. Обмен информацией.

3.Обобщение

4.Физкультминутка.

5.Работа с учебником и картой Воронежской области.

6.Обмен информацией.

7.Обсуждение ответа на поставленный в начале урока проблемный вопрос: может ли человек обойтись без полезных ископаемых?

1.Тестирование.

2.Самопроверка и самооценка.

Организует работу групп.

– Сейчас вам предстоит побывать в роли исследователей. Каждая группа получает образцы пол. иск. С помощью учебника, атласа-определителя и дополнительной литературы вы должны исследовать их. План исследования вы найдёте в «карточках исследования» .

Организует отчёты групп. Во время отчётов прикрепляет таблички с названием пол. иск. и его условным знаком на физической карте в сводную таблицу. Сообщает дополнительные сведения о медном колчедане.

Проводит беседу.

– Подтвердилось ли наше предположение о названии групп?

– Посмотрите на карту нашей страны.(слайд) Вы видите на ней очень много значков полезных ископаемых. Как вы думаете, что это значит?

– Да, верно. Наша страна очень богата пол. иск. Но их запасы постепенно истощаются, особенно запасы руды. Чтобы сохранить запасы рудных полезных ископаемых, люди собирают металлолом и сдают его на переработку.

Проводит физкультминутку для глаз.

Организует работу групп по учебнику.

– Ребята, посмотрите ещё раз на эти богатства земли. Многие из них залегают глубоко под землёй. А как же человек добывает их? Узнать это нам поможет учебник. Будем работать в группах.

(1, 3, 4 группы получают задание прочитать материал учебника на с. 48 и подготовить ответы на вопросы:

1 группа – что такое месторождение;

3 группа – рассказать о профессии геолога;

4 группа – какие способы добычи полезных ископаемых существуют;

2 группа получает карту Воронежской области с отмеченными на ней месторождениями полезных ископаемых и готовится рассказать, какие полезные ископаемые добывают в нашей области.

Организует обмен групп информацией в соответствии с полученными заданиями.

После отчёта 2 группы сообщает детям, что недавно на территории нашей области обнаружено крупное месторождение никеля в Новохопёрском районе. Из никеля получают очень ценный металл – нержавеющую сталь.

Организует обмен мнениями на вопрос. Побуждает детей к участию в обсуждении ответов и высказыванию своего мнения.

Предлагает подумать и ответить, как должен человек использовать пол. иск. в связи с тем, что их запасы исчерпаемы.

Организует тестирование.

– Настало время подвести итоги нашей работы и узнать, как каждый из вас трудился на уроке.

Организует самопроверку с помощью карточек для самопроверки и самооценку работы учащихся над тестом.

Организует оценку работы класса в целом с помощью моделей светофора.

Организует рефлексию.

Сообщает домашнее задание: перечитать материал учебника с. 46-50, с помощью дополнительной литературы подготовить сообщение о любом полезном ископаемом, план сообщения записать в рабочую тетрадь. (Домашнее задание детям даётся на заранее приготовленных карточках)

Учащиеся работают в группах, (определяют название пол. иск., их основные свойства, классифицируют по их применению: горючие, строительные, рудные.), заполняют карточки на исследуемые полезные ископаемые.

Сообщают результаты своих исследований.

1 группа – гранит, глина;

2 группа – известняк и мрамор;

3 группа – каменный уголь. По просьбе учителя заранее подготовленный ученик делает сообщение о нефти.

4 группа – боксид (алюминиевая руда), красный и бурый железняк.

Коллективное заполнение сводной таблицы.

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

Выполняют упражнения для снятия усталости глаз.

Знакомятся с материалом учебника, ищут нужную информацию.

Работают с картой Воронежской области.

Делают сообщения в соответствии с полученными заданиями.

Высказывают свои мнения и приходят к выводу, что человек не может обойтись без полезных ископаемых, так как очень многое из того, что ему необходимо, он получает, перерабатывая добытые им богатства земных недр, поэтому человек должен их использовать бережно, экономно.

Самостоятельно выполняют тест.

Выполняют самопроверку с помощью карточек для самопроверки, осуществляют самооценку своей работы.

Выполняют оценку своей деятельности на уроке.

Определяют своё эмоциональное состояние.

Демонстрируют свою самооценку.

Слушают домашнее задание.

Работа в группах.

Фронтальная работа.

Фронтальная работа.

Работа в группах.

Фронтальная работа.

Фронтальная работа.

Индивидуальная самостоятельная работа.

Заполнение

карточек полезного ископаемого

Сообщения

по данной теме.

Устные ответы.

Устные ответы

Устные ответы

Выполнение тестовых заданий..

Источник

Школа: №87                                                                                                                                                                                Класс: 3 «а»                                                                                                                          

Цель:познакомить с разнообразием полезных ископаемых.

Оборудование: презентация, учебник по окружающего мира.

Этап урока

t

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Мотивационный. Актуализация знаний.

Словесный, репродуктивное задание.

2 мин.

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос

– Расскажите, что составляет основу экономики.

– Какие природные богатства использует экономика?

– Приведите примеры использования природных богатств.

– От чего зависит успех труда в экономике?

Строить грамматическое рассуждение.

Коммуникативные:

донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

2.Постановка учебной задачи

Словесный,

Слово учителя,

Беседа.

5-7мин.

– Из чего изготавливают автомобили, самолёты, поезда? ( Из стали, металла.)

– Вот построили автомобили, самолеты, поезда, только они сами не поедут и не полетят. Что еще надо для них? (Бензин, горючее.)

– Из чего делается горючее?(Из нефти.)

На экране: сталь, нефть, соль, гранит, каменный уголь и т.д.

– Это полезные ископаемые. Сегодня на уроке будем говорить о полезных ископаемых.

– Что вы хотите узнать на этом уроке?

Формулировать тему урока

Определять цели и пути их достижения.

Коммуникативные:

: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

слушать других.

3.Решение учебной задачи.

Словесный, беседа.

7-10 мин.

– От какого слово произошло слово «ископаемые»? (От слова «копать».)

– Почему они полезные? (Приносят пользу людям.)

– Прочитайте в учебнике первый абзац текста с. 46.

– Что такое полезные ископаемые? (Богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.)

-Назовите жидкое полезное ископаемое.

– Назовите газообразное полезное ископаемое.

– Все полезные ископаемые делятся на три группы.

Горючие                  Рудные (Металлические)           Нерудные (Строительные)

– Приведите несколько примеров полезных ископаемых для каждой группы.

Горючие: каменный уголь, торф, нефть, природный газ.

Рудные: медная руда, железная руда.

Нерудные: известняк, глина, песок, гранит.

– Для чего добывают полезные ископаемые.

– Прочитайте в учебнике текст на с. 47.

– Для чего добывают полезные ископаемые? (Для использования в экономике.)

Как добывают полезные ископаемые.

– Прочитайте в учебник е текст на с. 48.

– Как называются места, где залегают полезные ископаемые?

– Назовите профессию людей, которые отыскивают месторождения полезных ископаемых.

– Рассмотрите иллюстрации на с. 48-49.

– Какое полезное ископаемое добывают в шахте? (Каменный уголь.)

– Какое полезное ископаемое добывают в карьере? (Глину, песок, железную руду, известняк, гранит.)

Железную руду, гранит добывают из недр Земли и на ее поверхности. Раньше это делали с помощью кирки и молотка, сейчас – с помощью взрывов, затем экскаваторы подбирают породу и отправляют на завод, где ее обрабатывают.

– Какие полезные ископаемые добывают из скважин?( Нефть, газ.)

– Почему добывать полезные ископаемые становится все труднее и труднее?

– Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете? Что же тогда будут делать люди?

– А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?(Сбором металлолома.)

Строить грамматические рассуждения

Отвечать на вопросы.

Отвечать на вопросы.

Строить грамматическое рассуждение.

Ориентируются в учебнике

Коммуникативные:

донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Регулятивные:

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Физ.минутка

Видео

4.Закрепление.

Практический, самостоятельная работа.

15 мин.

Работа в рабочей тетради.

№ 1 с. 25.

– Прочитайте задание. Найдите в учебнике определение полезных ископаемых.Запишите в тетради. (Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.)

№3 с. 25-26.

– Прочитайте первое предложение.

– Догадайтесь, о каком полезном ископаемом идет речь? (О нефти.)

– Впишите название полезного ископаемого в клеточки.

– Продолжите выполнение задания. (Газ, глина, руда, песок, гранит, торф, уголь, соль, известняк.)

(Проверка.)

№4 с. 27.

– Прочитайте задание. Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующую графу.

– Глина применяется в строительстве, служит топливом или используется для получения металлов? (В строительстве.)

– Ставим знак + в соответствующей графе.

– А где используется известняк?(Тоже в строительстве.)

– Продолжите.

(Проверка)

№5 с. 28

– Прочитайте задание. Назовите сооружения, где добывают полезные ископаемые.

– Рассмотрите иллюстрации. Соедините стрелками рисунок и название сооружения.

(Проверка.)

№6 с. 28.

– Прочитайте задание. Что такое шахта?

– Для чего строят шахты?

– Отыщите на рисунке дорогу к кладу.

(Проверка. )

Отвечать на вопросы.

Строить грамматическое рассуждение.

Ориентируются в рабочей тетради

Регулятивные:

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

К:участвуют в учебном диалоге; формулируютответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

5.Рефлексия.

Словесный, репродуктивное задание.

Домашнее задание

3 мин.

Подведение итогов.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие цели вы ставили перед собой?

– Как вы думаете мы их достигли?

Отвечать на вопросы.

Обобщать изученное.

К.: оформлять свои мысли в устной и письменной речи

Источник

Тема

«Полезные ископаемые»

Цели

Образовательные: сформировать понятие «полезные ископаемые»; познакомить с  группами полезных ископаемых и их представителями; со свойствами полезных ископаемых; их применением и способом добычи; месторождениями полезных ископаемых.

 Развивающие: развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природным богатствам 

Формировать УУД:

– Личностные: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

– Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки; высказывать своё предположение.

– Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

– Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Познакомятся с группами полезных ископаемых и их представителями, научатся определять свойства полезных ископаемых, узнают способы добычи и применение полезных ископаемых.

Личностные:

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта  характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной речи; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, презентацию, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные).

Межпредметные связи

Окружающий мир

Ресурсы:

– основные

– дополнительные

УМК «Школа России». Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс, 2 часть, с.46 – 50

Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А. 2 часть, с. 28 – 31, 

атлас-определитель «От земли до неба»

Презентация на тему: «Полезные ископаемые»

Образцы полезных ископаемых, ручки, фломастеры, воздушные шарики, ниточки

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

План урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3. Постановка учебной задачи

4. «Открытие» нового знания

5. Физ. минутка

6. Практическая работа

7. Усвоение новых знаний

8. Итог

9. Закрепление

10. Рефлексия

11. Домашнее задание

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайд

УУД

1.Организационный момент(1 мин)

Цель:

– мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;

– Здравствуйте! Садитесь . Давайте представим, что мы с вами оказались в научной лаборатории.

Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас активности, надеюсь на сотрудничество.

Но, сначала, каждая группа выберите и надуйте воздушный шарик.

– Я надеюсь, что это хорошее настроение останется у вас до конца урока.

Внимательно слушают, рассаживаются по группам. Выбирают шарик и надувают его. Дарят улыбки друг другу.

Слайд 1

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

(Коммуникативные УУД).

2. Актуализация знаний(3 мин)

Цель:

– актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала :наблюдения, сравнения, аналогии;

– А сейчас вспомним, какие природные богатства мы изучали на прошлом уроке.

– На парте у каждой группы лежат карточки с вопросами. Вам нужно вставить пропущенные слова .

– Проверяем ответы.

(1.воздуха, 2.вода, 3.земли ,4.растения и животные)

– Хорошо!

Отвечают на вопросы (воздух, почва, вода, растения, животные,)

Работа по карточкам

Сравнивают со своими ответами.

1)Слайд 2

2)Слайд 3

3)Слайд 4

4)Слайд 5

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

3. Постановка учебной задачи

(2 мин)

Цель:        

– постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения;

– уточнение и согласование темы урока;

– определение средства (алгоритм);

– формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;

-Скажите, пожалуйста, какое природное богатство мы не назвали?

-Верно!

– А теперь переходим к теме урока.

Как вы думаете, о чём мы будим говорить на уроке?

Что же нам предстоит узнать на  уроке ?

– Изучая полезные ископаемые, мы должны будем ответить на проблемный вопрос.

Проблема:  «Можно ли обойтись без полезных ископаемых?»

Предметы исследования:      полезные ископаемые.

Предположения 1) да, можно;  2) нет, нельзя.

Полезные ископаемые

О полезных ископаемых

1.Мы узнаем, что мы  называем полезными ископаемыми.

2.Какими они бывают, узнаем их основные свойства, месторождения полезных ископаемых и для чего их добывают, какие полезные ископаемые добывают в нашей местности.

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

4. «Открытие» нового знания

(15 мин)

Цель:

– реализация построенного проекта в соответствии с планом;

– фиксация нового способа действия в речи;

– фиксация преодоления затруднения;

– уточнение общего характера нового знания; заполнение таблицы.

Фронтальная беседа:

 – А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

  – А из чего изготавливают автомобили, самолёты, поезда?

  – Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка;

чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь,

алюминий.

–  Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят.

 Что ещё нужно для них?

    – Да, им нужно горючее, которое получают из нефти. 

Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

Скажите, а от какого слово произошло слово «ископаемые»?

 – А почему они полезные?

   – Молодцы!

 А сейчас откройте учебники на с. 46, найдите и прочитайте определение что такое полезные .

Что такое полезные ископаемые?

– Какие бывают полезные ископаемые?

  с.47 прочитаем , для чего добывают полезные ископаемые.

–  Какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?

    – Правильно, это горючие полезные ископаемые, потому что они горят и дают тепло. Всё это разные виды ископаемого топлива.

– Откройте рабочую тетрадь на с.29 и отметьте в таблице, природные ископаемые, которые служат топливом.

– Проверяем, какие полезные ископаемые служат топливом?

 -Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности.

 Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин.

 А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.

     – Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды –  выплавляют чугун, сталь, из медной– медь.

Разведано 800 млрд. тонн железной руды.

     – Скажите, какие предметы сделаны из металлов?

– Отметьте в таблице полезные ископаемые, которые применяются для получения металлов.

– Что вы отметили?

  – Молодцы.

 – Какие полезные ископаемые из таблицы у нас остались?

– Как вы думаете, как они называются?

  – Почему?

– Отметьте это в таблице.

– Все полезные ископаемые добывают из – под, земли, но сначала геологи отыскивают месторождения полезных ископаемых.

– Давайте прочитаем в учебнике на с.48, как добывают полезные ископаемые.

–  Назовите профессию людей, которые отыскивают месторождения полезных ископаемых?

– с.48 посмотрите, это шахта.

–  Как вы думаете, что там добывают?

 с.49. посмотрите, это карьер.

– Как вы думаете, что там добывают?

-с.49 посмотрите, это буровые установки, которые бурят скважины.

–  Как вы думаете, что там добывают?

– Какие полезные ископаемые добывают в нашей местности.

Кирпич, глина, песок, цемент, доска и т. д.

Из стали, металла.

Железо, чугун, медь и т.д.

Горючее (керосин, бензин и т.д.)

От слова «копать»

Приносят пользу человеку.

Нужны для экономики страны.

Богатства земных кладовых, которые используются в хозяйстве

Твёрдые, жидкие,

газообразные.

Уголь, природный газ, бензин

Работа с таблицей по рабочей тетради

Нефть, природный газ, каменный уголь.

Столовые приборы, ножницы и т.д

Железная руда

Глина, известняк, песок.

Строительными.

Применяются в строительстве

Работа по учебнику

Геологи

Гранит, каменный уголь, железная руда

Глина, песок, известняк.

Нефть и природный газ

На нашей территории нет крупных месторождений полезных ископаемых, за исключением строительных материалов.

Глина, песок, мел, известняк, торф, минеральные краски.

Слайд 9

(пустой)

Слайд 10

Слайд 11

(пустой)

Слайд 12

Уметь добывать новые знания находить ответы на вопросы, используя учебник, презентацию, свой жизненный опыт и информацию,

полученную на уроке.

(Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в речи;

Слушать и понимать речь других

(Коммуникативные УУД)

Уметь работать по коллективно составленному плану

(Регулятивные)

5. Физ. минутка.

(1 мин)

– Теперь пора отдохнуть.

(Видео)

Слайды  

13 -18

6.Практическая работа

(10 мин)

Цель:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;

– организовать фронтальную проверку и исправление ошибок;

 Работа в тетради с.28 №2

(стр.15 №1)

 – А сейчас мы проведём практическую работу по группам .У вас на столах лежат образцы полезных ископаемых. И сейчас мы будим их исследовать .

Ваша задача: рассмотреть  полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Поможет вам в этом учебник и атлас-определитель «От земли до неба». Все исследования вам надо записать в рабочую тетрадь на с.28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.

1)Гранит

2)Каменный уголь

3)Известняк

4)Песок

ПЛАН:

1.Название полезного ископаемого.

2. Свойство

3.Применение

(Выступление каждой группы)

– Делаем вывод: Какой из полезных ископаемых самый важный? Почему?

Работа в группах

1)Горная порода, зернистая, твёрдая. Применяется в строительстве.

2) Горная порода, черного цвета, твердая, но хрупкая, горючая. Применяется как топливо, краски, лекарства, пластмассы

3)Горная порода, белого, серого, желтого цвета. Применяется в строительстве.

4)Горная порода, в виде крупинок, сыпучая.

Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно

Слайд 19

Слайд 20

Уметь выполнять работу по предложенному плану

(Регулятивные)

Способствовать к самооценке на основе успешности учебной деятельности

(Личностные)

7. Усвоение новых знаний

 (5 мин)

Цель:

–  организовать закрепление знаний о полезных ископаемых

А теперь послушайте загадки:

Без неё не побежит

Ни  такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это?

– Рассмотрите, опишите .

– Где её применяют?

– Как её добывают?

Он, очень нужен, детворе,

Он на дорожках во дворе.

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.

– Рассмотрите, опишите .

– Где его применяют?

– Как его добывают?

Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несёт в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль.

– Рассмотрите, опишите .

– Где его применяют?

– Как его добывают?

Если встретить на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу.

– Рассмотрите, опишите .

– Где её применяют?

– Как её добывают?

Она варилась долго

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи.

– Рассмотрите, опишите .

– Где её применяют?

– Как её добывают?

Этот мастер белый- белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.

– Рассмотрите, опишите .

– Где его применяют?

– Как его добывают?

Он очень прочен и упруг,

Строителям- надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны.

– Рассмотрите, опишите .

– Где его применяют?

– Как его добывают?

Нефть

Масляная жидкость темного цвета.

Служит топливом

При помощи буровой установки

Песок

Сыпучий, жёлтый

В строительстве

В карьере

Каменный уголь

Твердый, но хрупкий .чёрного цвета

Служит топливом

В шахте

Глина

Рыхлая, мелкозернистая,

коричневая

В строительстве

В карьере

Железная руда

Твёрдая , прочная

Применяется при получении металлов

В шахте

Известняк

Белый, хрупкий

В строительстве

В карьере

Гранит

Твёрдый , красного цвета

Применяется в строительстве.

В карьере

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Уметь оформлять свои мысли в устной речи; слушать и понимать речь других.

(Коммуникативные УУД)

Способствовать к самооценке

(Личностные УУД)

8. Итог

 (2 мин)

Цель:

– умение обобщать свои знания и делать выводы

– Вернёмся к проблеме нашего урока.

Так можно ли обойтись без  полезных ископаемых?

– Вы все, ребята, правы: наша экономика не может обойтись без полезных ископаемых

Нет, нельзя, потому что полезные ископаемые нужны для строительства; служат топливом; применяются для получения металлов.

Слайд 28

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

(Регулятивные)

9. Закрепление

(3 мин)

Цель: – фиксация нового содержания, изученного на уроке

– Вы хорошо работали на уроке. А сейчас ответьте мне на вопросы.

– Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

– Какие из полезных ископаемых служат топливом?

– Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

– Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

– Какие полезные ископаемые добывают в нашей местности?

( На нашей территории нет крупных месторождений полезных ископаемых, за исключением строительных материалов.

Глина, песок, мел, известняк, торф, минеральные краски)

Гранит, известняк.

Нефть, природный газ

Геологи

Слайд 29

Уметь оценивать правильность выполнения действий на уроке.

(Регулятивные)

10. Рефлексия

(2 мин)

Цель: – оценивание учащимися собственной  деятельности на уроке;

– А теперь каждый из вас оцените свою активность  (работу в группе) и изобразите своё настроение смайликом – нарисуйте  его на вашем шарике .

Рисуют на шарике своё настроение

Способность к самооценке на основе критерия успешности  учебной деятельности.

(Личностные УУД)

11. Домашнее задание

(1 мин)

– Прочитать в учебнике параграф

 «Полезные ископаемые» с.46 – 50; в рабочих тетрадях выполнить № 4,5 с.30

Записывают в дневники

Слайд 30

1.Без____________ не будет гореть топливо в котельной и в двигателе автомобиля.

2.Исчезнет вдруг _________и остановятся  заводы и фабрики, закроются столовые и парикмахерские.

Станет ненужным весь водный транспорт.

3.Без __________было бы невозможно сельское хозяйство и производство продуктов питания.

4.Большое значение для экономики имеют ______________и _______________.

1.Без____________ не будет гореть топливо в котельной и в двигателе автомобиля.

2.Исчезнет вдруг _________и остановятся  заводы и фабрики, закроются столовые и парикмахерские.

Станет ненужным весь водный транспорт.

3.Без __________было бы невозможно сельское хозяйство и производство продуктов питания.

4.Большое значение для экономики имеют ______________и _______________.

1.Без____________ не будет гореть топливо в котельной и в двигателе автомобиля.

2.Исчезнет вдруг _________и остановятся  заводы и фабрики, закроются столовые и парикмахерские.

Станет ненужным весь водный транспорт.

3.Без __________было бы невозможно сельское хозяйство и производство продуктов питания.

4.Большое значение для экономики имеют ______________и _______________.

Источник