Технический проект на добычу общераспространенных полезных ископаемых

Технический проект на добычу общераспространенных полезных ископаемых thumbnail

Исходя из сложившейся практики, наиболее часто встречающийся вопрос при подготовке проектной документации на пользование недрами заключается в необходимости проведения ее государственной экспертизы, особенно актуален этот вопрос для объектов открытых горных работ с применением буровзрывных работ.  Данное мнение возникло вследствие неправильного толкования понятий Градостроительного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 29.12.2004г №190-ФЗ, в действующей редакции) и закона РФ от 21.02.1992г №2395-1 «О Недрах» (в действующей редакции).

Вследствие этого, часто заказчик требует разработку проектной документации на объект ведения горных работ, как на объект капитального строительства в составе определённым постановлением правительства №87 от 16.02.2008 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Итак, попробуем разобраться более детально в данном вопросе.

Необходимость разработки проектной документации на пользование недрами обусловлена статьей 23_2 закона РФ от 21.02.1992г №2395-1 «О Недрах» (в действующей редакции):

            «Разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами».*23_2.1).

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 459-ФЗ)

            «Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, в отношении участков недр местного значения – с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации». (Часть дополнительно включена с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 228-ФЗ)

            «Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами» (часть дополнительно включена с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ). *23_2.3)

Подготовка и согласование проектной документации, связанной с пользованием участками недр осуществляется на основании постановления от 3 марта 2010 года N 118 «Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами» (с изменениями на 26 декабря 2014 года)

Структура и оформление проектной документации должны соответствовать приказу Минприроды РФ от 25 июня 2010 года N 218 «Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья».

Исходя из приведенных выше нормативных документов следует, что проектная документация на пользование недрами подлежит согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, в отношении участков недр местного значения – с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Но тут же возникает противоречие в виде п.3_4 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 29.12.2004г №190-ФЗ, в действующей редакции) в соответствии с которой, подлежит государственной экспертизе и, следовательно, должна выполняться в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности, проектная документация на опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых, проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V классов опасности.

Читайте также:  Каланхоэ полезные свойства и противопоказания фото

Для месторождений общераспространенных полезных ископаемых, разрабатываемых без применения взрывных работ все предельно понятно- проектная документация государственной экспертизе не подлежит и выполняется в соответствие с приказом Минприроды РФ от 25 июня 2010 года N 218 «Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья». Кроме того, такая документация не подлежит и экспертизе промышленной безопасности на основании Федерального закона № 22-ФЗ от 04 марта 2013 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п .14 д) в соответствии с которым, пункт 5 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997г “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” изложен в следующей редакции:

“5) ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых;”

Но как тогда трактовать п.3_4 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к карьерам общераспространённых полезных ископаемых с применением буроввзрывных работ?

            Данный вопрос долго оставался бы открытым, если бы не было опубликовано письмо от 7 ноября 2013 года N ВП-04-30/12958 Федерального агентства по недропользованию Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, дающее разъяснения, в соответствии с которым:

«Технические проекты разработки месторождений полезных ископаемых не являются проектной документацией на строительство, капитальный ремонт, техническое перевооружение или реконструкцию объектов, таким образом, к ним не применяются требования законодательства Российской Федерации, регулирующие отношения, связанные со строительством или созданием, реконструкцией, техническим перевооружением объектов, в том числе опасных. Разделы технических проектов на разработку месторождений твердых полезных ископаемых и иных видов пользования недрами, в которых содержится анализ решений, связанных с капитальным строительством, приводятся для обеспечения возможности комплексного анализа технических и технологических решений, связанных с пользованием недрами.

С учетом вышеизложенного, в настоящее время при согласовании в Комиссии Роснедра проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, подготовленной в строгом соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 25.06.2010 N 218, к ним не могут быть применены требования о представлении копий заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственной экологической экспертизы, экспертизы промышленной безопасности, поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрены случаи, в которых необходимо получение таких экспертиз для технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, как не установлено и соответствующего порядка прохождения таких экспертиз для указанных проектов.

…К отношениям, связанным с капитальным строительством (в том числе, к строительству объектов инфраструктуры горнодобывающей промышленности) применяется законодательство Российской Федерации о градостроительной деятельности.

…В случае представления на согласование в Роснедра технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в составе проектной документации на капитальное строительство, в соответствии с пп.”в” п.16 “Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами”, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118, к такой проектной документации должны быть приложены заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственной экологической экспертизы, экспертизы промышленной безопасности»

Таким образом, можно сделать следующие основные выводы:

  1. Технические проекты разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых без применения буровзрывных работ государственной экспертизе проектной документации не подлежат на основании п.3_4 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Экспертиза промышленной безопасности для таких объектов так же не требуется, в соответствии с пунктом 5 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997г “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (в действующей редакции).
  1. Технические проекты разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых с применением буровзрывных работ, не имеющие в своей инфраструктуре объекты капитального строительства,  на основании письма от 7 ноября 2013 года N ВП-04-30/12958 Федерального агентства по недропользованию Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации государственной экспертизе проектной документации не подлежат, но для таких объектов обязательна необходима экспертиза промышленной безопасности на основании пункта 5 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997г “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” ( В действующей редакции).
Читайте также:  Чем полезен брокколи для ребенка грудничка

Так же следует обратить особое внимание, что в случае размещения объектов капитального строительства, например, постоянных складов взрывчатых веществ, постоянных железных или автомобильных дорог, или же иному строительству объектов инфраструктуры горнодобывающей промышленности применяется законодательство Российской Федерации о градостроительной деятельности в соответствии с которым государственная экспертиза проектной документации необходима.

ООО «ДОРГЕОПРОЕКТ»

(499) 393-38-36

       www.dorgeoproekt.ru

dorgeoproekt@bk.ru

Источник

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 205-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами. Разработка технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также правилами разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

(см. текст в предыдущей редакции)

Указанные в части первой настоящей статьи технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, за исключением проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения – с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Проектная документация на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, изменения, вносимые в указанную проектную документацию, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Состав и содержание технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых определяются правилами подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, состав и содержание проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых определяются правилами подготовки проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.

Открыть полный текст документа

Источник

Для составления технически правильного и экономически выгодного проекта разработки месторождения необходимо опираться на достоверные исходные данные геологического и горнотехнического характера. Все эти сведения собираются при проведении геологоразведочных изысканий.

Планы на строительство горных выработок (карьеров), разрабатываются на основе выводов, содержащихся в технико-экономических обоснованиях (ТЭО) и отчётах по подсчёту запасов.

Идеально, если участок, для которого составляется программа освоения, был найден и разведан одними же и теми геологами, ими же составлен отчёт о разведке и оценки запасов. Сами знаете, что доделывать за другими намного тяжелее, чем выполнять всё от начала и до конца самому. К тому же у каждого геолога своё видение полезной залежи и свои проектные решения. Ведь не зря в отрасли бытует мнение — сколько геологов столько и мнений.

Читайте также:  Полезные продукты картинки на белом фоне

Чтобы не нести неоправданных финансовых затрат советуем обращаться к опытным горным инженерам и по возможности одним и  тем же на всех стадиях изучения и разведки.

Наша организация осуществляет геологоразведочные работы и разрабатывает документацию по месторождениям полезных ископаемых содержащих минеральное или рудное сырьё от А до Я.

А – это проведение изысканий по выявлению перспективных участков недр их поиск и оценка.

Я – списание запасов и методика рекультивации карьеров.

Если ваш горный отвод уже прошел экспертизу запасов и готов к освоению, нашим экспертам, для составления пакета документов, необходимо будет дополнительное время на изучение предоставленной Вами геологической информации.

Примерная стоимость составления проекта  по обоюдной договорённости

Ориентировочные сроки – от двух месяцев

Образец проекта разработки месторождения (в редакции, до вступления в силу приказа № 218).

Проект разработки месторожденияПроизведём расчёт промышленных запасов по выделенным подсчетным блокам

Согласование разработанных материалов

Осуществляется Федеральным агентством по недропользованию или его территориальными органами. А по участкам недр местного значения (общераспространённые ПИ) с региональными Министерствами природопользования или Департаментами. После утверждении проект становится официальным документом, на основании которого осуществляться добыча минерального сырья.

Порядок подготовки и согласования регламентируется положением утвержденным Правительством РФ 03.03.2010 №118.

Требования к проектной отчетности

Определяются в соответствии с Приказом МПР РФ от 25.06.2010 г. №218.

Каждое горнодобывающее предприятие должно иметь проект месторождения независимо от его производительности, включающий в себя разделы: техники безопасности и охраны окружающей среды, рационального использование недр; установленную техническую, экономическую, маркшейдерскую и геологическую документацию; систему отработки и календарные планы.

Фактически, проектирование горнотехнической системы, начинается с момента составления технического задания. ТЗ разрабатывают совместно с заказчиком исходя из его интересов и возможностей, и является одним из основных исходных документов для осуществления проектирования.

В задании наряду с другими приводят следующие сведения:

  • основание для проектирования;
  • стадийность проектирования и порядок разработки документации;
  • вводные данные (лицензии, отчеты)
  • месторасположение, назначение, технико-экономические характеристики  и показатели объекта
  • регламенты к качеству, и параметрам продукции
  • допустимые экономические, коммерческие, финансовые и другие показатели;
  • основные источники снабжения ресурсами;
    Грузооборот породы на карьере по видам грунтаОпределим режим работы и производительность карьера
  • нормы применяемые к технологии, оборудованию, конструктивным и инженерным конструкциям, режиму предприятия.
  • требования по промышленной, пожарной безопасности, охране и гигиене труда, гражданской обороны, природоохранным мероприятиям
  • сроки, объемы проектных работ и очередности ввода объектов в эксплуатацию
  • порядок сдачи и требования к передаваемым материалам и сметам.

Разрабатываемые показатели устанавливаемые техзаданием, не должны выходить за пределы условий заказчика и в то же время полностью соответствовать нормам, правилам и стандартам РФ.

Содержание проекта разработки месторождения

Проект разработки месторождения — это комплект документации, содержащий технико-экономические расчеты и обоснования, чертежи, схемы и другие данные, необходимые для осуществления добычных работ.

Каждый раздел должен содержать исходные данные, постановку задачи, описание предлагаемых вариантов, обоснование критериев сравнения и выбора рационального варианта, а также подробную проработку принятого варианта, доказывающую его реализуемость,  эффективность, промышленную и экологическую безопасность.

При открытым способе (карьер) материалы по разработке месторождения содержат следующие основные главы:

  1. Пояснительная записка.
  2. Геологическое строение участка.
  3. Технические решения. Карьеры (разрезы).
  4. Качество полезного ископаемого.
    Площади рекультивация земель, нарушенных горными работамиСоставим проект рекультивация земель, нарушенных горными работами
  5. Организация и условия труда и ведения работ.
  6. Управление производством, предприятием.
  7. Архитектурно-строительные решения.
  8. Инженерно-техническое обеспечение.
  9. Генеральный план и внешний транспорт.
  10. Организация строительства.
  11. Охрана недр и окружающей среды.
  12. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.
  13. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
  14. Сметы и оценка инвестиций.
  15. Графические приложения.

Принятые в главах обоснования должны учитывать характер разведанности — характеристики и форму залегания продуктивной толщи, реальность принятых параметров и показателей, дефицитность добываемого сырья.

Источник