Таблицы по географии 8 класс закономерность и размещения полезных ископаемых

Таблицы по географии 8 класс закономерность и размещения полезных ископаемых thumbnail

Инфоурок

География
›Презентации›Презентация по географии в 8 классе на тему: «Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России»

 Тема: «Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

 Тема: «Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России»

Описание слайда:

Тема: «Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России»

2 слайд

Гематит Золото Графит Платина Алмазы Изумруды Хрусталь Малахит Рубин

Описание слайда:

Гематит Золото Графит Платина Алмазы Изумруды Хрусталь Малахит Рубин

3 слайд

План изучения темы Что такое полезные ископаемые Виды полезных ископаемых Мес

Описание слайда:

План изучения темы Что такое полезные ископаемые Виды полезных ископаемых Месторождения и бассейны полезных ископаемых Полезные ископаемые складчатых областей Полезные ископаемые платформ Меры по сбережению полезных ископаемых

4 слайд

Что такое полезные ископаемые ? Полезные ископаемые – это минеральные образов

Описание слайда:

Что такое полезные ископаемые ? Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые могут эффективно использоваться в хозяйстве.

5 слайд

Виды полезных ископаемых Горючие (Осадочные) Рудные (магматические ) Нерудны

Описание слайда:

Виды полезных ископаемых Горючие (Осадочные) Рудные (магматические ) Нерудные (неметаллические) Подземные воды Газ Нефть уголь Железная руда Медная руда Никелевые руды Золото серебро Каменная соль Графит Алмазы Асбест Кварц фосфориты

6 слайд

Месторождения и бассейны полезных ископаемых Месторождения – скопления полез

Описание слайда:

Месторождения и бассейны полезных ископаемых Месторождения – скопления полезных ископаемых Бассейны – большие площади распространения месторождений полезных ископаемых

7 слайд

Полезные ископаемые складчатых областей Магматические метаморфические Герцин

Описание слайда:

Полезные ископаемые складчатых областей Магматические метаморфические Герцинская складчатость: Урал Алтай Кайнозойская складчатость: Кавказ Срединный хребет

8 слайд

Полезные ископаемые платформ рудные осадочные (Приурочены к щитам) Крупные у

Описание слайда:

Полезные ископаемые платформ рудные осадочные (Приурочены к щитам) Крупные угольные бассейны Балтийский щит: Медные, никелевые руды Тунгусский, Ленский, Южно-Якутский, Донецкий

9 слайд

Минерально-сырьевые ресурсы страны и их характерные черты 1.Огромное их колич

Описание слайда:

Минерально-сырьевые ресурсы страны и их характерные черты 1.Огромное их количество 2. Крайняя неравномерность размещения 3. Большое различие в условиях эксплуатации 4. Возможность частичной компенсации истощённых месторождений полезных ископаемых.

10 слайд

Меры по сбережению полезных ископаемых Снижать потери при добыче и переработ

Описание слайда:

Меры по сбережению полезных ископаемых Снижать потери при добыче и переработке Использовать комплексную переработку сырья Поиск новых месторождений полезных ископаемых

11 слайд

Экологические проблемы, связанные с добычей ПИ Создание антропогенных форм ре

Описание слайда:

Экологические проблемы, связанные с добычей ПИ Создание антропогенных форм рельефа: карьеры, терриконы, пустоты в земной коре.

Выберите книгу со скидкой:

Таблицы по географии 8 класс закономерность и размещения полезных ископаемых

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Таблицы по географии 8 класс закономерность и размещения полезных ископаемых

Курс повышения квалификации

Таблицы по географии 8 класс закономерность и размещения полезных ископаемых

Курс профессиональной переподготовки

Учитель географии

Таблицы по географии 8 класс закономерность и размещения полезных ископаемых

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1304388

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Гордова Елена Михайловна

учитель географии МОБУ « СОШ №5» г.Оренбурга

Конспект модульного урока по географии

по теме: «Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России»,

8 класс

Цели урока для учащихся:

1.Изучить состав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых; сформировать представления о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами; познакомить с экологическими проблемами, связанными с добычей полезных ископаемых.

2.Уметь работать с текстом учебника, картами атласа.

Задачи урока для учащихся:

1.Совершенствовать навыки работы с технологической картой.

2.Осуществлять разные виды контроля.

3.Учиться работать в парах.

Оборудование: физическая и тектоническая карты России, учебники, коллекция полезных ископаемых, атлас 8 класс, технологические карты урока, тетради.

УЭ;

время

Учебный материал

Содержание занятия

Рекомендации

УЭ -0

(1 мин.)

Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными элементами вы должны знатьсостав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых; сформироватьпредставления о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами; познакомить с экологическими проблемами, связанными с добычей полезных ископаемых.

Оборудование: физическая и тектоническая карты России, атласы, учебники, коллекция полезных ископаемых, презентационный материал, технологические карты урока.

Внимательно прочитайте цели урока

УЭ – 1

(10мин.)

Цель: проверить уровень усвоения знаний и умений.

Географический диктант.

1.Наука о строении земной коры и формировании тектонических структур.

2.Выход на поверхность фундамента платформы.

3.Древний устойчивый участок земной коры.

4.Молодая платформа.

5.Молодые горы России.

6.Возрожденные горы России.

7.Эра новой жизни.

8.Карта, на которой показаны части земной коры.

9.Карта с информацией о возрасте пород.

10.Горы расположены в ….. областях.

11.Им соответствуют равнины.

12.Горы, образовавшиеся в альпийскую складчатость.

Определите уровень ваших знаний по следующей схеме:

12 правильных ответов – высокий уровень знаний – «5»;

10-11 правильных ответов – средний уровень знаний – «4»;

6-7 правильных ответов – низкий уровень знаний – «3»;

Менее 6 правильных ответов – очень низкий уровень знаний – «2».

Проанализируйте ошибки.

Работайте

самостоятельно

Ответы у учителя

(приложение №1)

УЭ – 2

(3 мин.)

Стр.40 учебника

Цель: сформулировать понятия «полезные ископаемые», «месторождения полезных ископаемых», «бассейн».

Max оценка – 3 балла.

Работайте в паре

УЭ – 3

(5 мин.)

Стр.40-41 учебника

Тектоническая карта России в атласе и карта полезных ископаемых

Цель: изучить состав полезных ископаемых и сформировать представление о связях между полезными ископаемыми и тектоническими структурами.

I.Задание: составить схему деления полезных ископаемых на группы и отметить к каким тектоническим структурам они приурочены (платформам или складчатым областям)

?

в магматических г.п.

?

в осадочных г.п.

на платформе

железные, никелевые руды

?

медные, полимет-ие, алюм-ие

?

?

II. Проверьте правильность заполнения схемы по приложению №2.

III. Оцените работу (каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если в ответе ошибка – 0 баллов)

Max – 5 баллов.

Работайте в паре

Работа в тетради

УЭ – 4

(12мин.)

Стр.42-43 учебника

(карта)

Цель: изучить особенности размещения рудных и нерудных полезных ископаемых.

I.Задание: по карте полезных ископаемых (рис. 16 учебника) и тексту учебника определите в каких районах России добывают те или иные полезные ископаемые.

Читайте также:  Полезное для дома своими руками для детей

II.Полученные сведения зафиксируйте в таблице:

УЗ

на карте

Районы добычи

1

Железные руды

2

Никелевые руды

3

Полиметаллические

4

Медные

5

Алюминиевые

6

Апатиты

7

Калийные соли

8

Поваренная соль

9

Нефть

10

Газ

11

Каменный уголь

12

Бурый уголь

13

Алмазы

14

Золото

III. Проверьте правильность заполнения таблицы по приложению №3.

IV. Оцените работу (каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если в ответе ошибка – 0 баллов)

Max – 10 баллов.

Делайте записи в таблице (№ 1 -7)

Слайд 1 – 7

УЭ – 5

(5мин.)

Стр.45

Цель: сформировать знания об экологических проблемах, связанных с добычей полезных ископаемых.

I.Прочитайте текст учебника.

II. Установите причинно-следственные связи:

1.Открытая добыча руды …

2.Водооткачка и водозабор ….

3.Добыча строительных материалов – …

III. Оцените работу по приложению №4 (каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если в ответе ошибка – 0 баллов)

Max – 3 балла.

Работайте индивидуально

УЭ – 6 (5 мин.)

Настенная карта «Тектоника и минеральные ресурсы России»

Цель: закрепить знания по теме «Минеральные ресурсы России»; уметь самостоятельно применять полученные знания.

I.Работа по карте:

1.Месторождение золота.

2.Озеро в Поволжье.

3. Месторождение каменного угля.

4. Месторождение железной руды.

5. Месторождение газа.

6.Остров.

7.Полуостров апатитов.

II. . Проверьте правильность ваших ответов по приложению №5.

III. Оцените вашу работу. Критерий оценок: 7 правильных ответов – «5»; 6 правильных ответов –«4»; 4-5 правильных ответов –«3»; менее 4 правильных ответов – к сожалению, вы плохо знаете тему.

Все закрыть

Работайте индивидуально

(значки на карте)

Проведите взаимопроверку

УЭ -7

(3 мин.)

Цель: подведение итогов.

Выходной контроль: занесите полученные баллы в сводную ведомость, суммируйте баллы. Если набрали 40 баллов и более, то, значит, работали отлично – итоговая оценка 5.

Набрали 34-39 баллов – работали хорошо, оценка 4. Если не успели усвоить все УЭ, продолжайте работать дома.

Рефлексия:

1.Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?

2.При изучении материала ты помогал другим или тебе помогали?

3.Что вызвало наибольшую трудность?

4.Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие, осознанные, предстоит осознать, неосознанные)?

5.С каким настроением ты изучал этот материал по сравнению с другими уроками (было интересно, не очень интересно и совсем неинтересно)?

Работа в сводной ведомости

Устно

УЭ – 8

(1мин.)

Д/З:1) п.7, вопросы и задания, модуль в тетрадях;

2)закончить таблицу (№7-14)

2) задание на к/к.: нанести месторождения полезных ископаемых на контурную карту.

Приложение №1:

1.Геотектоника.

2.Щит.

3.Платформа.

4.Плита.

5.Кавказ.

6.Алтай, Урал.

7.Кайнозой.

8.Тектоническая.

9.Геологическая.

10.Складчатых.

11.Платформы, плиты.

12.Молодые горы.

Приложение №2:

Нерудные

(неметаллические)

в осадочных г.п.

Рудные (металлические)

в магматических г.п

на платформе (в фундаменте)

железные, никелевые руды

в складчатых областях медные, полиметаллические, алюминиевые руды

химическое сырье (соли):

апатиты, калийные соли, поваренная соль

горючие:

нефть, газ, уголь

Приложение №3:

Приложение №4:

1.Открытая добыча руд образование карьеров, отвалов пустой породы, пыль, обрушение и просадка грунта.

2.Водооткачка и водозабор – иссушение территории, обрушение и просадка грунта.

3.Добыча строительных материалов – образование карьеров.

Приложение №5:

1.Бодайбо.

2.Баскунчак.

3.Кузбасс.

4.КМА.

5.Уренгой.

6.Сахалин.

7.Кольский.

Источник

        Здравствуйте!

*

        В настоящее время незнание истории своей малой Родины – одна из главных проблем. Но все знают, что без прошлого не было бы и настоящего. История, которую мы хотим вам представить , началась чуть более полувека назад, но, к примеру, для многих наших одноклассников она так же далека, как Средневековье.

*

 Мы здесь родились, здесь же живут наши родные. Со временем мы поняли, что хотим узнать: как же все начиналось.

        Так с чего же начинается  Родина?  Наша – началась с бурого угля.

*

        Нередко бывает, что добывать уголь в шахтах трудоемко и невыгодно. Иногда и в его пластах встречается так много бесполезных примесей, что разрабатывать такие пласты совершенно нецелесообразно. Казалось бы, что такой уголь навсегда останется лежать в земле бесполезно для человека.

        А нельзя ли превращать его в газ прямо в недрах земли, не вынимая на поверхность?

*

        Решить эту проблему помогла идея подземной газификации угля. Впервые ее высказал великий русский ученый Д.И. Менделеев в 1888 году.

*цитата фото  зачитать

«Настанет, вероятно, со временем такая эпоха, что уголь из земли вынимать не будут, а там, в земле, его сумеют превращать в горючие газы и их по трубам будут распределять на далекие расстояния.»

*фото

        К этой идее возвращались в 30-е годы прошлого века, но во время войны почти все станции ПГУ в Советском Союзе были уничтожены. В тяжелые послевоенные годы стране понадобились огромные энергетические ресурсы для восстановления экономики, сельского хозяйства и других сфер. И тогда

было принято решение о возвращении к ПГУ.

*

В эти же годы были запроектированы Подмосковная и Шатская станции ПГУ в районе города Тула, Каменская — в Ростовской области, Ангренская — в Узбекистане, Южно-Абинская — в Кузбассе и другие.

Сырьевой базой для Шатская станции ПГУ  должны были стать угли Подмосковного буроугольного бассейна.

*

   В августе 1948 года в Главном управлении искусственного жидкого топлива и газа – “Главгазтоппром” при Совете министров СССР была создана комиссия для выбора под Тулой, на одной из угольных залежей, площадки для строительства новой станции “Подземгаз”.

*

 Назначение станции состояло в выработке методом подземной газификации углей энергетического газа для использования его как топлива в газовых электротурбинах. Получаемую турбиной электроэнергию планировалось передавать в государственную энергосистему.

*видеожурнал

* Шатская станция «ПОДЗЕМГАЗ» стала первой в мире электростанцией с газовыми турбинами, работающими на газе ПГУ.

*

В этой технологии был заинтересован не только Советский Союз, но и другие страны.

Читайте также:  Как можно приготовить завтрак чтобы было быстро но полезно и вкусно

Проекты газогенераторных станций разрабатывались также для Китайской Народной Республики, Корейской народно-демократической Республики, Индии.

Нашу станцию не раз посещали иностранные делегации, в том числе китайская и английская, члены которых наблюдали за процессом и перенимали опыт у наших работников.  В Великобритании, Бельгии, США, Польше, Чехословакии, Вьетнаме и в других странах были сделаны попытки повторить опыт нашей страны по ПГУ. 

Несмотря на то, что были получены в принципе положительные результаты, эти работы дальнейшего развития не получили

*

Но вернемся к строительству. Место было определено сравнительно быстро – им оказалось месторождение, позднее названное Шатским, в 15км к юго-востоку от Тулы, запасы которого должны были обеспечить работу станции на 20 лет. И вот в 1949 году начинается строительство станции.

*

На строительство, а в последующем и на работу на новой станции, приезжали люди со всех концов Советского Союза и, в отличие от жителей окрестных деревень, имевших свои дома, первые несколько месяцев жили в палатках, а немного позже вблизи промплощадки построили временный жилой поселок из сборно-щитовых бараков, который просуществовал до 1975 года.

*

Строительство началось в 1950 году.

*

 Тогда здесь не было ни одного деревца, улицы. Все было перерыто траншеями для прокладки водопровода, канализации и теплосети, причем центральное отопление предусматривалось только в 2-этажных домах по улице Ленина и Садовой, в остальных печное отопление. Грязь после дождей была настолько вязкая, что от сапог отрывались подошвы.

*

Но постепенно поселок благоустраивался, озеленялся, асфальтировался.

*

 В два следующих года помимо жилых домов были построены: здравпункт, аптека, баня,

*

 столовая, клуб, школа и детский сад.

*

 Названием поселок Шатск, как и Шатская станция «Подземгаз» обязаны протекающей вблизи речушке Шат.

Жизнь в поселке кипела во всех смыслах.

*

 Стали организовываться футбольные матчи, хоккейные турниры, лыжные гонки и велокроссы. Заводской хор был одним из лучших

,*

 а футбольная команда одной из сильнейших среди коллективов Киреевского района, к которому в то время относился Шатск.

*

 В Доме Культуры был замечательный духовой оркестр и вокально-инструментальный ансамбль. *

За клубом была оборудована танцплощадка, так же было обустроено футбольное поле, и каждую зиму заливали каток.

Планировалась застройка микрорайона поселка Шатск, собирались проложить трамвайные пути  в Тулу и строить аэропорт. Скучно жителям никогда не было!

*

Но вернемся к заводу.

*Видео Савельева

   В 60-е годы, настала эра природного газа. Открытие мощных месторождений подвигло руководство страны искать более быстрые пути к энергоносителям. В 1964 году было решено прекратить работы по проектированию и строительству новых станций «Подземгаза» и свернуть научно-исследовательские работы в этой области.

*

 Шатская станция «Подземгаз» как и другие станции (кроме Ангренской и Южно-Абинской) была перепрофилирована на производство строительных конструкций и нестандартного оборудования для промыслов природного газа. Окончательно производство газа ПГУ было прекращено на Шатской станции «Подземгаз» в 1974 году, когда был закрыт (затушен) последний подземный газогенератор.

По мнению С. Лазаренко, д.т.н., ведущего научного сотрудника Института угля и углехимии СО РАН, технология ПГУ открывает новые возможности в разработке угольных пластов со сложными горно-геологическими условиями залегания. Безусловно, что ПГУ сегодня нужно рассматривать как технологию ближней и средней перспективы — технологию, которая, не будучи в состоянии сегодня конкурировать со сравнительно дешевым природным газом и нефтью, через определенный период будет обязательно востребована.

В заключении мы  хотим сказать, что это лишь маленькая часть истории поселка Шатск и завода ООО «Промстройгаз». Здесь нет ничего о людях, которые творили эту историю. Мы надеемся, что и у нас будет возможность внести свой посильный вклад в развитие поселка .

Источник

Конспект урока по географии для 8 класса

Разработала: Матвеева Д.В.

Тема урока: минеральные ресурсы России.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: раскрыть основные закономерности размещения МР, выделить главные районы их концентрации в России, выявить проблему исчерпаемости МР.

Задачи урока

Образовательные: сформировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; конкретизировать представление учащихся о важнейших районах размещения месторождений полезных ископаемых; сформировать умение устанавливать связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми; способствовать пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны земных недр.

Развивающие: развивать творческое мышление учащихся, прививать умения исследовательской деятельности – умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определенные выводы, работать группами;

Воспитательные: воспитание патриотического отношения к своей Родине, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде. 

Метод: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.

Формы контроля: устный опрос, письменный опрос

Оборудование: физическая и тектоническая карты России,  учебник: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе География России. В 2 кн. Кн.1: Природа, население, хозяйство. 8 кл. – М.: Дрофа, 2006, атлас 8 кл. – М.: Дрофа, тетради, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Повторение.

  Географический диктант. Проводится с целью проверки знания номенклатуры географических объектов. Учитель выводит на экран слайды 10 объектов рельефа одновременно показывает их на физической карте учащиеся должны написать их географические названия

Оцените самостоятельно работу. Критерий оценок: 10 правильных ответов – «5»; 8-9 правильных ответов –«4»;  6-7 правильных ответов –«3»;  менее 6 правильных ответов – к сожалению, вы плохо знаете тему.

Индивидуальный опрос:

1)  Особенности различных форм рельефа (ученик анализирует схему «Формы рельефа» и приводит примеры, пользуясь физической картой России).

2)  Размещение гор и равнин на территории страны (ответ ученика должен опираться на знания физической картины России).

3)  Зависимость рельефа от строения земной коры, объяснение выявленных закономерностей (ученик должен установить причинно-следственные связи между рельефом и тектоническим строением).

4)  Влияние рельефа на другие компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

3. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы изучим виды полезных ископаемых, особенности их образования и размещения.

Читайте также:  Чем полезно для газов в кишечнике

Познакомимся с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. Нам предстоит выявить пути рационального использования полезных ископаемых, а также экологические проблемы, связанные с их добычей.

Полезные ископаемые – минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в народном хозяйстве.

(Далее объяснение идет с опорой на схему. Учитель чертит схему на доске, а учащиеся – в тетрадях. Походу объяснения на экран выводятся слайды образцов полезных ископаемых)

        По составу и особенностям использования различают полезные ископаемые:

I.     Горючие, или топливные, – уголь, торф, нефть, природный газ, горючие сланцы.

II.   Металлические – руды черных, цветных, редких, благородных и радиоактивных металлов.

III.Неметаллические – строительные материалы (песок, глина, мел и т. д.), химическое сырье (сера, апатит, соли и т. д.), драгоценные и поделочные камни (алмаз, рубин, яшма и т. д.) и др.

Месторождение – это скопление полезных ископаемых.

Бассейн – это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.

   Учащиеся уже знают из курса географии материков и океанов о размещении полезных ископаемых магматического и осадочного происхождения. Поэтому возможна организация их активной познавательной деятельности. Учитель предлагает учащимся следующие вопросы и задания:

1)   По карте определите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.

2)   Как распределяются полезные ископаемые? Какие из них встречаются на платформах, а какие в складчатых областях?

3)   Определите основные месторождения угля и нефти.

4)   Определите размещение месторождений железных руд.

5)   Как можно объяснить присутствие на Русской платформе месторождений железных руд Курской магнитной аномалии?

6)   К каким структурам приурочены месторождения полиметаллических руд?

7)   Почему месторождения руд приурочены к горным массивам?

8)   Какими полезными ископаемыми богата территория нашей области?

Обобщив ответы учащихся, учитель целенаправленно подводит их к правильным выводам.

Для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения (преимущественно нерудные). Это газ, нефть, уголь, горючие сланцы и т. д. Но существование КМА подтверждает наличие рудных месторождений. Такие рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и кристаллический фундамент подходит близко к поверхности. Примером таких месторождений могут быть железные руды Алданского щита, никелевые и железные руды Кольского полуострова. В складчатых областях обычно находятся месторождения рудных ископаемых. Это связано с их происхождением. Магма и горючие магматические растворы, из которых образовались руды, поднимались из недр Земли по разломам, трещинам, пустотам и застывали, образуя месторождения (этот процесс изображен в учебнике на рисунке 156, с. 43).

 Учитель. Сейчас мы познакомимся с помощью карты с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. (Работа с картой).

Железные руды – Курская магнитная аномалия (КМА), Кольский полуостров, Алданский щит, Ангарские месторождения.

Никелевые руды – Кольский полуостров, район Норильска.

Медные руды – Урал, Забайкалье.

Полиметаллические руды (свинец, цинк) – Алтай, Северный Кавказ, Приморский край.

Алюминиевые руды – Северный Урал, Красноярский край, Архангельская область.

Апатиты – Кольский полуостров. Калийные соли — Предуралье (Соликамское, Березинское месторождения).

Поваренная соль – Поволжье (озеро Баскунчак).

Нефть – Западная Сибирь, Волго-Уральский бассейн, шельф Баренцева моря, о. Сахалин.

Газ – север Западной Сибири.

Каменный уголь – Печорский бассейн, Донецкий, Кузбасский, Тунгусский (1 место по запасам, 3 млрд. тонн), Ленский бассейны.

Бурый уголь – Канско-Ачинский бассейн, Подмосковный.

Алмазы – Якутия, Архангельская область.

Полученные сведения учащиеся  заносят в  таблицу:

Полезные ископаемые

УЗ

на карте

Районы добычи

1

Железные руды

2

Никелевые руды

3

Полиметаллические

4

Медные

5

Алюминиевые

6

Апатиты

7

Калийные соли

8

Поваренная соль

9

Нефть

10

Газ

11

Каменный уголь

12

Бурый уголь

13

Алмазы

14

Золото

Учитель. Наша страна богата полезными ископаемыми и обеспечивает себя всеми видами минеральных ресурсов.

Доля России в мировой добыче полезных ископаемых, в %

Апатиты

   55 

Железные руды

14

Природный газ

   28

Руды цветных металлов

13

Алмазы

   26

Нефть

12

Никель

   22

    Каменный уголь

12

Калийные соли

   16  

 Значительную часть добытых полезных ископаемых Россия продает другим странам. Долгие годы мы гордились тем, что добывали полезных ископаемых больше, чем любая другая страна. Разумно ли мы распоряжались и распоряжаемся сейчас добытыми ресурсами? Добывая все больше и больше полезных ископаемых, человек должен помнить, что этот вид ресурсов является исчерпаемым и невозобновимым. Поэтому необходимо заботиться об экономном расходовании полезных ископаемых. Это достигается несколькими путями. Во- первых, снижением потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке, более полным извлечением всех полезных компонентов, содержащихся в руде, комплексным использованием минеральных ресурсов. Во-вторых, улучшением использования полезных ископаемых. В-третьих, поисками новых месторождений.

Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых, разбираются по тексту учебника (с. 47). В процессе выполнения задания учащиеся устанавливают причинно-следственные связи (записать в тетради):

1.Открытая добыча руды – (образование карьеров, отвалов пустой породы, пыль, обрушение и просадка грунта).

2.Водооткачка и водозабор –  (иссушение территории, обрушение и просадка грунта

3.Добыча строительных материалов – (образование карьеров)

Закрепление. Самостоятельно назвать:

1.Месторождение золота. (Бодайбо)

2.Соляное озеро в Поволжье. (Баскунчак)

3. Месторождение каменного угля. (Кузбасс)

4. Месторождение железной руды. (КМА)

5. Месторождение газа. (Уренгой)

6.Остров-нефтяное месторождение. (Сахалин)

7.Полуостров апатитов. (Кольский)

Оцените самостоятельно работу. Критерий оценок: 7 правильных ответов – «5»; 6 правильных ответов –«4»; 4-5 правильных ответов –«3»;  менее 4 правильных ответов – к сожалению, вы плохо знаете тему.

Для тех, кто хочет знать больше.

Растения помогают геологам

Геологи давно заметили, что при залегании какой-либо руды в глубинах земли в поверхностных слоях почвы содержится повышенное количество рудного элемента. Иногда это лишь тысячные доли процента, но и они улавливаются некоторыми растениями. Есть растения, растущие только на почвах, обогащенных определенным химическим элементом. Например, на Алтае многолетнее растение качим

растет на почвах с присутствием меди. Существ