Таблица строение земной коры рельеф и полезные ископаемые 7 класс
Инфоурок
›
География
›Презентации›Урок географии для 7 класса. Строение земной коры и рельеф Евразии
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Строение земной коры и рельеф Евразии Учитель: Швыдченко Валентина Ивановна МКОУ Беспаловская ОШ Урюпинского муниципального района Волгоградской области Урок по географии для 7 класса
2 слайд
Описание слайда:
Цели и задачи урока: Усвоить особенности строения, рельефа и полезных ископаемых Евразии. Отработать и закрепить приём сопоставления карты «Строение земной коры» и физической карты Евразии. Продолжать формирование умения сравнивать, обобщать и делать выводы.
3 слайд
Описание слайда:
Ответы к домашнему заданию: 1. Марко Поло (2) 2. Афанасий Никитин (5) 3. Витус Беринг (4) 4. Николай Пржевальский (7)
4 слайд
Описание слайда:
Ответы к первому варианту: Ответы к первому варианту: № Название крайней точки Положение крайней точке на материке Страна на территории, которой расположена крайняя точка Столица страны 1 Мыс Рока Пиренейский полуостров Португалия Лиссабон 2 Мыс Челюскин Полуостров Таймыр Россия Москва 3 Мыс Дежнева Чукотский полуостров Россия Москва 4 Мыс Пиай Полуостров Малакка Сингапур Сингапур
5 слайд
Описание слайда:
Ответы ко второму варианту: Ответы ко второму варианту: № Название моря Название океана, частью которого является море Название части света, в пределах которой расположено море 1 Балтийское море Атлантический океан Европа 2 Охотское море Тихий океан Азия 3 Аравийское море Индийский океан Азия 4 Баренцево море Северный Ледовитый океан Европа
6 слайд
Описание слайда:
Вы узнали о внутреннем устройстве Земли, о составе, строении и процессах, происходящих во внешних оболочках, путешествовали по земной поверхности с помощью карт и овладевали приёмами работы с ними. На пяти материках Земли побывали и бороздили просторы Мирового океана. Какой материк осталось изучить? Вопрос: Скажите, пожалуйста, почему это особенный материк? Если мы уже изучили географическое положение материка, какую тему в соответствии с планом изучения материка мы будем изучать дальше? Тема урока, цели и задачи обозначены в опоре – обратите внимание.
7 слайд
Описание слайда:
Нам необходимо усвоить особенности строения, рельефа и полезных ископаемых Евразии, отработать и закрепить приём сопоставления карты «Строение земной коры» и физической карты Евразии. Мы будем продолжать отрабатывать умение сравнивать, обобщать и делать выводы – то есть будем продолжать учиться размышлять.
8 слайд
Описание слайда:
Если Евразия материк, то какой тип земной коры залегает в основании этого участка земной поверхности? Какие участки входят в состав земной коры материкового типа? Что такое платформа? Какое она имеет строение? Какие формы рельефа соответствуют платформам? Что такое складчатая область? Как образовались складчатые области? От чего зависят строение, высота и облик гор? Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям?
9 слайд
Описание слайда:
Платформы Складчатые области 1. Этоустойчивыеучастки земной корыматерикового типа– плиты, образовавшиеся в далёком геологическом прошлом Земли – более 200 миллионов лет назад. Это основания современных материков. 2. В основании платформы залегает складчатый фундамент, состоящий из твёрдых кристаллических магматических иметаморфических горных пород. 3. Над фундаментом расположен осадочный чехол платформы, состоящий из горизонтально залегающих, чередующихся слоёв осадочных горных пород разного возраста и состава. Чем ниже слой, тем он старше, чем выше залегает слой – тем он моложе. 1. Это участки земной корыматерикового типа,в разное геологическое время оказавшиеся взоне столкновения плит, испытавшиескладкообразование и вулканизм. Находятся между платформами. 2. Складчатое залегание сохраняется или нарушено разрывными и сбросовыми движениями. 3. От возраста и геологической истории зависят строение, высота и облик гор. По строению бывают горы складчатые, складчато-глыбовые и глыбовые. 4. Строение складчатой области. А) Складчатые горы. Б) Складчато-глыбовые горы. В) Глыбовые горы. 5. Платформам в рельефе соответствуют равнины. 5. Складчатым областям в рельефе соответствуют горы, строение, высота и облик которых зависят от возраста складчатости и от геологической истории данной складчатой области.
10 слайд
Описание слайда:
Задание: Используя карту «Строение земной коры» и физическую карту Евразии, установите зависимость между строением земной коры и размещением крупных форм рельефа по территории Евразии. Данные отразите в таблице.
11 слайд
Описание слайда:
Заглянем в недра Земли – исследуем строение земной коры в пределах Евразии по карте в атласе. Какие участки здесь самые древние? Платформы. Определите древние платформы в основании Евразии? Восточно-Европейская, Сибирская, Китайско-Корейская, Индийская и другие. Запишите в таблицу. Какие формы рельефа соответствуют платформам? Можем ли мы ответить на вопрос, используя только одну карту? Какая карта нам ещё пригодится? Какой ещё способ познания нам необходимо применить для ответа на вопрос? Приём наложения карт – сопоставляем карты «Строение земной коры» и физическую карту Евразии.
12 слайд
Описание слайда:
Хибины – глыбовые горы Балтийского щита Мещера Окско – Донская Равнина, река Дон Прикаспийская низменность I.Восточно – Европейская платформа 1. Восточно- Европейская равнина 200 – 500м.
13 слайд
Описание слайда:
Среднесибирское плоскогорье – Плато Путорана Анабарское плато II.Сибирская платформа 2. Среднесибирское плоскогорье 500-1000м.
14 слайд
Описание слайда:
Великая Китайская равнина – вид из космоса III.Китайско – Корейская платформа 3. Великая Китайская равнина 200 м.
15 слайд
Описание слайда:
Индо – Гангская низменность Плоскогорье Декан IV.Индийская платформа 4. Плоскогорье Декан, 5.Индо–Гангскаянизменность 1000м. 200 м.
16 слайд
Описание слайда:
Делаем выводы: На материке гораздо больше равнин и они тянутся на тысячи километров.
17 слайд
Описание слайда:
Какие участки земной коры расположены между платформами? – Складчатые области. Какого они возраста? – Разного возраста. Где расположены области новой или кайнозойской складчатости – горные области на границах между плитами? Запишите – области новой складчатости. Они тянутся через всю Евразию в широтном и меридиональном направлении? Какие по строению горы формируются в областях новой складчатости, а какие они будут по высоте? Запишите в таблицу – складчатые горы.
18 слайд
Описание слайда:
Гималаи Кавказ Альпы IА. Альпийско- Гималайский складчатый пояс. 6. Гималаи 7. Памир 8. Кавказ 9. Альпы другие горы. г.Эверест 8848 м. Пик Коммунизма 7495 м. г.Эльбрус 5642 м. г.Монблан 4807 м.
19 слайд
Описание слайда:
Делаем выводы: Евразия единственный материк, вершины которого поднимаются выше 7000 метров. Сначала были горы, горы были всегда. Они росли вверх, туда, где холод и вечный покой. Накрылись ледяными шапками, нахмурили свои каменные брови, прикрыли свои глаза и уснули на многие миллионы лет, лишь иногда встряхиваясь и поёживаясь, наверное, от каких-то одним им ведомых снов.
20 слайд
Описание слайда:
В восточной части Евразии тянется от Камчатки до Больших Зондских островов Восточно-Тихоокеанский складчатый пояс. Пишем в таблице. Как вы думаете, какие горы преобладают в этом складчатом поясе? Вулканические (запись в таблице). Частью какого кольца они являются? Тихоокеанского огненного кольца. Какой вулкан является самым высоким в Евразии? Ключевская сопка (4688 м.) Назовите самые известные вулканы Евразии, где они находятся, покажите на карте, определите их высоту, запишите в таблицу. Кракатау (816 м), Фудзияма (3776м).
21 слайд
Описание слайда:
Ключевская Сопка Фудзияма Кракатау Тихоокеанское огненное кольцо I. А. Восточно – Тихоокеанский складчатый пояс. Преобладают вулканические горы: 10. влк. Ключевская Сопка 11. влк. Кракатау 12. влк. Фудзияма 4688 м. 816 м. 3776 м.
22 слайд
Описание слайда:
Вопрос: Какие горы Евразии расположены за пределами поясов молодых складчатых гор в областях древней и средней складчатости? 12. Уральские горы (1895 м),13. Саяны (3491 м.), 14. Скандинавские горы (2469 м.). Назовите, покажите, запишите в таблицу.
23 слайд
Описание слайда:
Уральские горы Скандинавские горы I. Б. Области более древней складчатости Преобладают складчато-глвбовые и глыбовые горы: 13. Уральские 14. Саяны 15. Скандинавские 1895 м. 3491 м. 2469
24 слайд
Описание слайда:
Какие горы самые высокие в Евразии? Гималаи (8848 м.). Отмечаем в опоре. Где расположена самая глубокая впадина на суше – впадина Мёртвого моря – (-405 м.). Отмечаем. Велики ли перепады высот? Отмечаем.
25 слайд
Описание слайда:
Джомолунгма 8848 м. Мёртвое море (-405 м.)
26 слайд
Описание слайда:
Делаем выводы: В Евразии особенно велики перепады высот. Здесь расположены самые высокие на Земле горы Гималаи (8848 м.) и самая глубокая на суше впадина Мёртвого моря (-405 м.).
27 слайд
Описание слайда:
Делаем вывод: Рельеф Евразии очень контрастен и разнообразен.
28 слайд
Описание слайда:
Проблема: Чем объяснить разнообразие поверхности Евразии?
29 слайд
Описание слайда:
– Взаимодействием внутренних и внешних рельефообразующих процессов. Чем объясняется размещение гор и равнин на материке? Как учёные объясняют образование складчатых областей? – Движением литосферных плит. Продолжаем исследование по карте «Строение земной коры». На какой плите расположена основная часть Евразии? – На Евразийской. С какими плитами она граничит? – На юге с Индо-Австралийской и Африкано-Аравийской плитами, на востоке – с Тихоокеанской. Как Евразийская плита взаимодействует с Тихоокеанской плитой? Происходит столкновение материковой Евразийской и океанической Тихоокеанской плит – океаническая плита уходит под материковую, образуются глубоководные желоба с островными дугами, происходит активный вулканизм, очень часто случаются землетрясения.
30 слайд
Описание слайда:
Делаем выводы. А. Евразийская плита Б. Тихоокеанская плита А. . . Б. Евразийская плита Тихоокеанская плита
31 слайд
Описание слайда:
Думаем, размышляем! Как организмы, которые обитали миллионы лет назад только в древних океанах, могли оказаться на высочайших горах Земли далеко от океана на высоте более 4000 метров? Принимаются все гипотезы!
32 слайд
Описание слайда:
После образования Гондваны и Лавразии между ними располагался океан. В результате сближения Африканской плиты с Евразийской образовались Пиренеи, Альпы и Карпаты. Столкновение Евразии с Аравийским выступом Гондваны привело к образованию Кавказа и Армянского вулканического нагорья. При столкновении Индостана с Евразией, как вы видели в фильме, осадочные слои океанического дна, зажатые между двумя мощными плитами, были смяты в складки и подняты на большую высоту – поднялись высочайшие горы Земли – Гималаи, Тибет и другие.
33 слайд
Описание слайда:
Делаем выводы: А. Евразийская плита Б. Африканская плита В. Индо- Австралийская плита А. Б. В.
34 слайд
Описание слайда:
Какие процессы свидетельствуют, что горообразование продолжается? – В горах Альпийско-Гималайского складчатого пояса очень часто случаются разрушительные землетрясения. Практическая работа с картой.
35 слайд
Описание слайда:
Вопросы (правильные ответы в виде цифр в ТК) – выставляем цифры в бланк ответов: 1. В областях какой складчатости располагаются молодые, складчатые, высочайшие горы Евразии? 2. Горы, образовавшиеся в результате столкновения Индостана с Евразией. 3. Равнина, на которой расположена Волгоградская область? 4. Равнина, расположенная на Сибирской платформе?
36 слайд
Описание слайда:
Ответы: 1. В области новой складчатости. 2. Гималаи. 3. Восточно – Европейская равнина. 4. Среднесибирское плоскогорье.
37 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание: Уровень 1: Выучить параграф с опорой на таблицу. Уровень 2: На картосхеме обозначить складчатые пояса, подписать литосферные плиты, слагающие Евразию, области землетрясений, действующие вулканы. Уровень 3: Творческое задание (по желанию) – продолжить высказывание В.И.Вернадского: «Человечество, взятое в целом, становится мощной человеческой силой…»
38 слайд
Описание слайда:
Опережающее творческое задание. Сочинение – размышление на тему: «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой…» В. Вернадский
39 слайд
Описание слайда:
Рефлексия. Цели учителя: проанализировать свою работу, работу обучающихся, выявить недостатки. Цели обучающихся: самооценка своей работы и работы класса на уроке. Какие цели ставили? Достигли ли вы этих целей? Что вызвало наибольшее затруднение? Как оцениваете свою работу? Понравился ли вам сегодняшний урок?
40 слайд
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
41 слайд
Описание слайда:
Использованные материалы: 1. Снимки земной поверхности из космоса, полученные через программу Google Earth Сайт государственного геологического музея им. В.И. Вернадского www.sgm.ru/rus 3. Фотографии взяты из сайтов https://www.agniphoto.com www. bakanova.ru
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель географии
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-314218
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
§ 3. Строение земной
коры и рельеф
1. Вспомните, что такое земная кора.
2. Чем материковая кора отличается от океанической?
3. Какие различают формы рельефа?
СТРОЕНИЕ
Земной коры. Как известно, земная кора – Это верхний слой нашей планеты. Вместе с
верхней частью мантии она образует литосферу – Твердую оболочку Земли.
Различают два главных типа земной коры. Материковая земная корасостоит из трех слоев (осадочного, гранитного, базальтового). Океаническая
земная кора образована лишь двумя слоями (осадочным и базальтовым) и очень
тонкая. Такой тип коры является лишь под впадинами океанов.
Ученые считают, что сначала на нашей планете образовалась
земная кора океанического типа. Под влиянием процессов, происходящих в недрах
Земли, она потовщувалася и на ее поверхности образовались складки – горные
участка. В течение миллиардов лет земная кора испытывала длительных изменений:
разламывалась на гигантские пласты, прогибалась впадинами, изгибалась горами,
пока не приобрела современный вид.
Рис. Строение земной
коры
ДВИЖЕНИЯ литосферных плит.Согласно теории движения литосферных
плит, основанная на гипотезе дрейфа материков, земная кора вместе с частью
верхней мантии не полный покрытием нашей планеты. Она разбита глубокими
разломами на огромные блоки – литосферные плиты. Большинство плит включают как материковую, так и океаническую земную
кори. Их толщина 60 – 100 км.
Литосферные плиты способны медленно перемещаться по
вязкой поверхности мантии (астеносфере), будто гигантские льдины водою.
Скорость их движения кажется мизерной – несколько сантиметров в год. Однако это движение
происходит в течение сотен миллионов лет, поэтому плиты за такое время
перемещаются на тысячи километров. Итак, современное размещение материков и
океанов – это результат длительного горизонтального движения литосферных плит. Эти движения также приводят к тому, что на стыках
плит в одних местах происходит их столкновение, а в других – раздвижения.
Вследствие столкновениедвух литосферных плит с материковой корой их края вместе со всеми
накопленными осадочными породами зминаються в складки, порождая горные
хребты. Если же сближаются плиты, одна из океанической, а вторая с материковой
корой, то первая прогибается и будто ныряет под материковую. При этом
приподнятый край материковой коры сминается в складки, формируя горы, вдоль
побережий возникают цепи островов и глубоководные желоба.
При раздвижении литосферных плит на их границах образуются трещины.
Такое случается в основном на дне океанов с тонкой корой – в рифтовых долинах – Продольных ущельях
(Шириной несколько десятков километров), разделяющих срединно-океанические хребты – Огромные подводные горные сооружения.
Трещинами на поверхность дна поднимается расплавленная магма. При ее охлаждении с
магматических пород возникает полоса молодой земной коры. Она постепенно
расползается в обе стороны от глубинного разлома, что ее породил, наращивая
края литосферных плит. Вследствие этого океаническое ложе расширяется. На дне
океана работает будто гигантский конвейер, который передвигает участки с молодой корой
от места их зарождения до материковых окраин океана. Скорость их движения
маленькая, а путь долог. Поэтому эти участки достигают берегов через 15 – 20 млн
лет. Пройдя этот путь, они опускаются в глубоководный желоб и, ныряя
под материк, погружаются в мантию, с которой они образовалась в центральных
частях срединно-океанических хребтов.
Стойкие
И Движением участка земной коры.Движения литосферных плит указывают на
то, что на земной поверхности является
относительно устойчивые и подвижные участки.
Относительно устойчивые участки земной
коры называют платформами. Это древнейшие по возрасту выровнены
участки литосферных плит. Они лежат в основе материков и
океанических впадин. Платформы имеют двухслойную строение. Нижний ярус – фундамент,
образован кристаллический магматическими и метаморфическими породами. Верхний –
осадочный чехол, сложенный осадочными породами, будто чехлом накрывают сверху
фундамент. Кое твердые кристаллические породы фундамента выступают из-под
рыхлых осадочных пород чехла на поверхность платформы. Такие участки называют щитами.
Участки же перекрыты чехлом называют – плитами (Не путайте с
литосферными плитами). За
геологическом отношении гозризняють давние
и молодые платформы. Древние платформы
образовавшихся в древнейшие геологические времена – в архейскую и протерозойские
эры, то есть в докембрии. Возраст их
фундамента 1,5 – 4 млрд лет. Фундамент молодых
платформ образовался только 0,5 млрд лет назад.
Между относительно устойчивыми участками земной коры размещаются
неустойчивые зоны – подвижные пояса.Они совпадают с местами глубинных разломов на суше и в океанах (в
срединно-океанических хребтах и глубоководных желобах). В этих узких, но вытянутых на тысячи километров
зонах, скученные вулканы и часты землетрясения. Поэтому их называют сейсмическими
поясами.
РАЗМЕЩЕНИЕ
Форм рельефа.Рельеф тесно связан со строением
земной коры. Современный ее внешний вид формируют крупнейшие формы рельефа –
выступления материков и впадины океанов, горы и огромные равнины. Они образовались
в результате движений литосферных плит. В размещении форм рельефа на поверхности
Земли есть определенные закономерности.
Выступления материков соответствуют земной коре материкового
типа, а океанические впадины – областям распространения океанической коры. Великие равнины
размещаются на древних платформах. От
того на каком участке платформы расположена равнина зависит ее высота: на щитах
чаще всего лежат возвышенности и плоскогорья, на плитах – низменности.
Горы суши и
срединно-океанические хребты и глубоководные желоба на дне океанов располагаются
в подвижных поясах на границах литосферных плит. На суше при столкно?