Таблица с полезными ископаемыми их свойствами

Таблица с полезными ископаемыми их свойствами thumbnail
  • Бизнес статьи
  • Полезные ископаемые: понятие, характеристика, классификация. Виды полезных ископаемых (таблица)

Полезные ископаемые – это образования земной коры, состоящие из минералов, химические и физические свойства которых позволяют применять их в производственно-бытовой сфере. Без многообразия веществ, которыми богата Земля, наш мир бы не был таким разнообразным и развитым. Технический прогресс был бы недостижим и непомерно сложен. Рассмотрим понятие, виды полезных ископаемых и их характеристику.

Понятия и термины, относящиеся к теме

Прежде чем разбирать виды полезных ископаемых, необходимо знать специфические определения, касающиеся этой темы. Так будет легче и проще со всем разобраться. Итак, полезные ископаемые – это минеральное сырье или образования земной коры, которые могут иметь органическое или неорганическое происхождение и применяться в производстве материально-вещественных предметов.

Месторождением полезных ископаемых называют скопление некоторого количества минерального вещества на поверхности или в недрах Земли, которые разделяют на категории в зависимости от области применения в промышленности.

Рудой называют минеральное образование, возникшее в природных условиях и состоящее из таких компонентов и в таком соотношении, что ее использование возможно и целесообразно для промышленно-технической сферы.

Когда начали добывать полезные ископаемые?

Доподлинно неизвестно, когда именно произошла первая добыча ископаемых. По данным историков, открыли завесу древние египтяне. Экспедиция была отправлена на Синайский полуостров в 2600 году до нашей эры. Предполагалось, что они добудут слюду. Однако произошел прорыв в знаниях древних жителей о сырье и материалах: была найдена медь. О добыче и обработке серебра известно из истории Греции. Римляне узнали о такие металлах, как цинк, железо, олово и свинец. Основав шахты от Африки до Британии, Римская империя осуществляла их добычу, а затем использовала для изготовления орудий.

виды полезных ископаемых

В XVIII веке после промышленной революции полезные ископаемые стали остро необходимы. В связи с чем их добыча развивалась быстрыми темпами. Современные технологии основываются на открытиях именно того периода. В XIX веке произошла знаменитая «золотая лихорадка», в ходе которой было добыто огромное количество драгоценного металла – золота. В тех же местах (Южной Африке) открыли несколько месторождений алмазов.

Характеристика полезных ископаемых по физическому состоянию

Из уроков физики известно, что вещества способны находиться в одном из четырех агрегатных состояний: жидком, твердом, газообразном и плазматическом. В обычной жизни каждый без труда может пронаблюдать первые три. Полезные ископаемые, как и любые другие химические соединения, могут быть обнаружены на поверхности Земли или в ее недрах в одном из трех состояний. Таким образом, виды полезных ископаемых в первую очередь делятся на:

  • жидкие (минеральные воды, нефть);
  • твердые (металлы, угли, руды);
  • газообразные (природный газ, инертный газ).

Каждая из групп – важная и неотъемлемая часть промышленной жизни. Многообразие ресурсов позволяет странам развиваться в технической и экономической сфере. Количество залежей полезных ископаемых – показатель богатства и благополучия страны.

Промышленные виды, классификация полезных ископаемых

После обнаружения первых минеральных пород, человек серьезно задумался о том, какую пользу они могут принести в его жизнь. С зарождением и развитием промышленности была сформирована классификация месторождений полезных ископаемых на основе их использования в технической сфере. Рассмотрим эти виды полезных ископаемых. Таблица содержит полную информацию об их характеристике:

Промышленные типы месторождений и ископаемые, их составляющие

Тип месторождения ископаемогоГруппы в его составеВиды ископаемых
Горючие (топливные)Твердое состояниеТорф, уголь
Жидкое/газообразное состояниеГаз, нефть
МеталлическиеМеталлы черныеМарганец, хром, титан, железо
Металлы цветныеСвинец, медь, кобальт, алюминий, никель
Металлы благородныеПлатина, золото, серебро
Металлы редкиеОлово, тантал, вольфрам, ниобий, молибден
Радиоактивные соединенияТорий, радий, уран
НеметаллическиеСырье горнорудноеСлюда, магнезит, тальк, известняк, графит, глины, пески
Сырье химическоеФлюорит, фосфорит, барит, соли минеральные
Строительные материалыМрамор, гипс, гравий и песок, глины, облицовочные камни, цементное сырье
Камни самоцветныеКамни драгоценные и поделочные

Рассмотренные виды полезных ископаемых вместе с запасами пресной воды являются главной характеристикой богатств земли или отдельной страны. Это типовая градация минерально-сырьевых ресурсов, при помощи которой все природные вещества, используемые в промышленно-бытовой сфере, сгруппированы в зависимости от физических и химических свойств. Познакомимся с каждой категорией отдельно.

Горючие ископаемые

К какому виду полезных ископаемых относится нефть? А газ? Полезное ископаемое чаще представляется твердым металлом, нежели непонятной жидкостью или газом. С металлом знакомы с раннего детства, тогда как понимание, что такое нефть или даже бытовой газ, приходит немного позже. Итак, к какому виду, согласно уже изученных классификаций, стоит отнести нефть и газ? Нефть – к группе жидких веществ, газ – к газообразным. Исходя из их применения, однозначно, к горючим или, по-другому, топливным полезным ископаемым. Ведь нефть и газ используются в первую очередь в виде источника энергии и тепла: на них работают двигатели машин, ими отапливаются жилые помещения, с их помощью готовят еду. Сама энергия высвобождается за счет горения топлива. А если посмотреть еще глубже, то этому способствует углерод, который входит во все горючие ископаемые. К какому виду полезных ископаемых относится нефть, разобрались.

к какому виду полезных ископаемых относится нефть

Какие еще вещества сюда относятся? Это твердые топливные соединения, образующиеся в природе: каменный и бурый уголь, торф, антрацит, горючий сланец. Рассмотрим краткую их характеристику. Виды полезных ископаемых (горючие):

  • уголь – первое горючее, которое начал использовать человек. Основной источник энергии, используемый в масштабных размерах на производстве, именно благодаря этому ископаемому произошла промышленная революция. Образуется он за счет остатков растений без доступа воздуха. В зависимости от удельной массы углерода в угле различают его разновидности: антрациты, бурый и каменный уголь, графиты;
  • горючий сланец был образован на дне морском около 450 млн лет назад из остатков растительности и животных. Состоит из минеральной и органической части. При сухой перегонке образует смолу, которая близка к нефти;
  • торф – скопление не полностью разложившихся остатков растений в условиях болот, более половины его состава – углерод. Используется в качестве горючего, удобрения, теплоизоляции.

Горючие природные вещества являются важнейшими видами полезных ископаемых. Благодаря им человечество научилось вырабатывать и использовать энергию, а также создало множество отраслей промышленности. В настоящее время потребность в топливных ископаемых стоит очень остро для большинства государств. Это крупный сегмент мировой экономики, от которого зависит благополучие стран всего мира.

Металлические полезные ископаемые: виды, характеристика

Нам известны виды полезных ископаемых: топливные, рудные, нерудные. Первая группа успешно изучена. Продвигаемся дальше – рудные, или металлические, ископаемые – то, ради чего вообще зарождалась и развивалась промышленность. Еще с древних времен человек понял, что металл дает в повседневной жизни гораздо больше возможностей, чем его отсутствие. В современном мире уже невозможно представить жизнь без какого-либо металла. В бытовой технике и электронике, в домах, в ванной комнате, даже в маленькой лампочке – он повсюду.

виды полезных ископаемых топливные рудные нерудные

Как добывают? Лишь благородные металлы, которые из-за своих химических свойств не вступают в реакцию с другими простыми и сложными веществами, можно найти в чистом виде. Остальные же активно взаимодействуют друг с другом, превращаясь в руду. Смесь металлов при необходимости разделяют или оставляют без изменений. Сплавы, образованные природой, «прижились» благодаря смешанным свойствам. Железо, например, можно сделать более твердым, если добавить к металлу углерод, получится сталь – прочное соединение, выдерживающее большие нагрузки.

В зависимости от индивидуальных характеристик, а также области применения рудные полезные ископаемые делятся на группы: черные, цветные, благородные, редкие и радиоактивные металлы.

Черные металлы

Черные металлы – это железо и его разнообразные сплавы: сталь, чугун и другие ферросплавы. Применяется в производстве самого различного направления: военном, судостроении, авиастроении, машиностроении.

виды полезных ископаемых таблица

Многие изделия из железа используются в повседневной жизни: из стали изготавливают кухонную утварь, ею покрывают многие элементы сантехники.

Цветные металлы

В группу цветных металлов входит большое количество полезных ископаемых. Название группы произошло от того, что многие металлы имеют специфический цвет. Например, медь – красная, алюминий – серебристый. Оставшиеся 3 вида полезных ископаемых (благородные, редкие, радиоактивные), по сути, являются подвидом цветных металлов. Многие из них смешивают в сплавы, т. к. в таком виде они обладают лучшими свойствами.

Цветные металлы классифицируют на:

  • тяжелые – высокотоксичные с большим атомным весом: свинец, олово, медь, цинк;
  • легкие, обладающие малой плотностью и весом: магний, титан, алюминий, кальций, литий, натрий, рубидий, стронций, цезий, бериллий, барий, калий;
  • благородные в связи с высокой стойкостью практически не вступают в химические реакции, красивы на вид: платина, серебро, золото, родий, палладий, рутений, осмий;
  • малые (редкие) – сурьма, ртуть, кобальт, кадмий, мышьяк, висмут;
  • тугоплавкие обладают высокой температурой плавления и стойкостью к износу: молибден, тантал, ванадий, вольфрам, марганец, хром, цирконий, ниобий;
  • редкоземельные – группу составляют 17 элементов: самарий, неодим, лантан, церий, европий, тербий, гадолиний, диспрозий, эрбий, гольмий, иттербий, лютеций, скандий, иттрий, тулий, прометий, тербий;
  • рассеянные встречаются в природе только в виде примесей: теллур, таллий, индий, германий, ренний, гафний, селен;
  • радиоактивные самостоятельно излучают поток радиоактивных частиц: радий, плутоний, уран, протактиний, калифорний, фермий, америций и другие.

виды полезных ископаемых горючие

Особое значение для человечества представляют алюминий, никель и медь. Развитые страны стремятся к увеличению их производства, т. к. количество этих цветных металлов напрямую влияет на технический прогресс в авиастроении, космонавтике, атомных и микроскопических приборов, электротехнике.

Неметаллические природные элементы

Подведем небольшой итог. Основные категории из таблицы «Виды полезных ископаемых» (топливные, рудные, нерудные) изучены. Какие же элементы относят к нерудным, т. е. неметаллическим? Это группа твердых или мягких полезных ископаемых, встречающихся в виде отдельных минералов или горных пород. Современной науке известно более сотни таких химических соединений, являющихся ничем иным, как продуктом природных процессов.

3 вида полезных ископаемых

По масштабам их добычи и использования нерудные ископаемые опережают только топливные виды полезных ископаемых. Таблица ниже содержит основные породы и минералы, составляющие неметаллическую группу природных недр, и их краткую характеристику.

Нерудные полезные ископаемые

Группа неметаллических минералов/породВид породы/минералаХарактеристика
Сырье горнорудноеАсбестНесгораемая горная порода. Применяют для изготовления огнестойких материалов, кровель, тканей противопожарных.
ИзвестнякОсадочная горная порода, широко используется в строительстве. При его обжиге получается негашеная известь.
СлюдаПородообразующий минерал. По химическому составу подразделяется на алюминиевые, магнезиально-железистые литиевые слюды. Применяется в современной технике.
Сырье химическоеКалийные солиОсадочные горные породы, в состав которых входит калий. Используется в качестве сырья для химической промышленности и при изготовлении калийных удобрений.
АпатитМинералы, содержащие большое количество фосфорных солей. Применяют для изготовления удобрений, а также в производстве керамики.
СераВстречается в виде руды самородной серы и в соединениях. Используется в основном для производства серной кислоты, при вулканизации каучука.
Строительные материалыГипсСульфатный минерал. Применяется в различных сферах деятельности человека.
МраморГорная порода, основанная на кальците. Используют в электротехнике, для изготовления штукатурки и мозаики, памятников.
Камни самоцветныеДрагоценныеОбладают красивым рисунком или цветом, блестят, легко поддаются шлифовке и огранке. Применяются для изготовления ювелирных украшений и прочего декора.
Полудрагоценные
Поделочные

Нерудные виды полезных ископаемых очень важны для разных отраслей производства, строительства, а также необходимы в повседневной жизни.

Классификация ресурсов по исчерпаемости

Помимо градации полезных ископаемых по их физическому состоянию и характеристикам, рассматривают показатели их исчерпаемости и возобновляемости. Основные виды полезных ископаемых подразделяют на:

  • исчерпаемые, которые в определенный момент могут закончиться и будут недоступны к добыче;
  • неисчерпаемые – относительно неиссякаемые источники природных ресурсов, например, солнечная и ветровая энергия, океаны, моря;
  • возобновимые – ископаемые, которые на определенном уровне исчерпаемости могут быть частично или полностью восстановлены, например, леса, почва, вода;
  • невозобновимые – если ресурсы были полностью исчерпаны, возобновить их, как правило, не удается;
  • заменимые – ископаемые, которые можно при необходимости заменить, например, топливные виды.
  • незаменимые – те, без которых жизнь будет невозможной (воздух).

понятие виды полезных ископаемых

Природные ресурсы требуют бережного отношения и рационального использования, так как большинство из них имеют исчерпываемый предел, а если и будут возобновимы, то очень нескоро.

Полезные ископаемые играют важную роль в жизни человека. Без них не было бы технических и научных открытий, да и привычной жизни в целом. Результаты их добычи и переработки окружают нас повсюду: здания, транспорт, коммунально-бытовые блага, медикаменты.

Источник

Минеральные ресурсы России представлены различными видами полезных ископаемых, их месторождения располагаются во всех регионах. В статье представлен материал о минеральных богатствах страны.

Полезные ископаемые России

Классификация полезных ископаемых базируется на их промышленном применении. В соответствии с ней выделяются следующие виды ископаемых: горючие, рудные и нерудные.

Разберем, что такое полезные ископаемые России.

  • Горючие – нефть, газ, уголь, горючие сланцы, торф – по объему запасов газа страна занимает 1-е место в мире, по нефти 7-е, по углю 3-е.
  • Рудные, то есть соединения металлов – Россию сравнивают с таблицей Менделеева, говоря о том, что в стране имеются месторождения всевозможных металлов.
  • Нерудные делятся на несколько типов: строительные материалы, самоцветы, драгоценные камни, сырье для химической промышленности, подземные воды.

Горючие полезные ископаемые концентрируются на равнинах (от низменностей Европейской части до плоскогорий Сибири), рудные – в горных регионах.

Горючие полезные ископаемые

Таблица горючих ископаемых

Название

Местоположение основных центров добычи

Нефть

Западная и Восточная Сибирь, Европейский Север, Поволжье, Прикаспийская низменность, Сахалин, северный и восточный шельф

Газ

Уголь

Подмосковье, южный Урал, южная Якутия, Таймыр, Прибайкалье, юг Сибири, Европейский Север, российская часть Донбасса

Торф

Западная Сибирь, Северо-Западный район

Горючие сланцы

Европейская часть, Якутия

Рис. 1. Терминал для отгрузки нефти «Ворота Арктики».

Рудные полезные ископаемые

Таблица основных рудных ископаемых

Название

Местоположение основных центров добычи

Железные руды

Европейская часть, горные регионы Сибири

Титановые руды

Соединения меди

Алюминий

Урал, горные регионы Сибири, Кольский п-ов

Вольфрам, молибден

Кавказ, горные регионы Сибири

Никель, кобальт

Норильск, Европейский Север, Урал

Олово

Горные регионы Сибири

Полиметаллы (комплексные руды цинка, меди, свинца)

Урал, горные регионы Сибири

Уран

Забайкалье

Золото

Восточная Сибирь, Дальний Восток

Серебро

Дальний Восток, Якутия

Редкие металлы (тантал, бериллий, ниобий, германий)

Урал, Кавказ, Сибирь, Кольский п-ов

Многие месторождения не разрабатывались из-за их расположения в труднодоступных районах и отсутствия дорог, сейчас началось их освоение; например, на Удоканском месторождении меди (Забайкальский край), открытом в середине ХХ века, стартовало строительство обогатительного комплекса, проложена дорога до БАМа, протягивается ЛЭП.

Рис. 2. Забайкалье, добыча золота.

Нерудные полезные ископаемые

Встречаются по всей территории страны. Месторождения алмазов – в Якутии, Архангельской области, в Пермском крае. Самоцветные камни (яшма, чароит, нефрит и другие) – в горных областях.

Рис. 3. Песчаный карьер.

Что мы узнали?

Мы узнали классификацию и места полезных ископаемых в России, поняли, какие природные богатства залегают в ее недрах. На вопрос «Каких полезных ископаемых нет в России?» можно смело ответить «таких нет».

Предыдущая

ГеографияГеохронологическая таблица по географии

Следующая

ГеографияЖивотные пустыни России, кратко о животном мире

Источник

Урок окружающего мира 4 класс «Наши подземные богатства»

Цели урока:

1. Образовательные: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить и активизировать уже имеющиеся знания.

2. Развивающие: научить определять и самостоятельно формулировать основные особенности подземных богатств на основе наблюдения; создать благоприятные условия для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.

3. Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в группах, воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, учить экономно использовать богатства нашей Родины.

Задача:

формирование умения правильно называть, анализировать и охранять природные богатства своего края.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Проявление творческого отношения к процессу обучения;
  • Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Познавательные:

  • Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке;
  • Развитие интереса к исследовательской работе;

Регулятивные:

  • Умение прогнозировать предстоящую работу, составлять план;
  • Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

  • Умение слушать и понимать других;
  • Умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;

Оборудование:

1. Образцы полезных ископаемых.

Ход урока:

  1. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Поприветствуйте улыбкой друг друга. Я рада всех вас видеть.

Учитель: Желаю сохранить позитивное настроение на протяжении всего урока. Желаю открытия новых знаний и отличных отметок.

2. Актуализация знаний для изучения нового материала => постановка проблемы.

Учитель: на прошлом уроке мы изучали тему «Водные богатства нашего края». Давайте вспомним что такое водоемы?

Ученик: Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для растений и животных, которые там живут еще и единственный дом. 

Учитель: Какие водоемы есть в нашем крае?

Ученик: Реки, озера, водохранилище, моря.

Учитель: Что вы можете рассказать об этих водоемах?

Ответы учащихся.

Учитель: Можно ли назвать водоемы богатством земли?

Ученик: Да.

Учитель: Обоснуйте свое мнение.

Ученик: Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве.

3. Проблемная ситуация

Учитель: Что еще относится к природным богатствам?

Ученик: Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые

Учитель: я предлагаю вам отгадать загадки, чтобы определить тему сегодняшнего урока:

Без нее не побежит, ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)

Он черный и блестящий,
Людям – помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока.

Ответы учащихся.

Ученик: (Полезные ископаемые, такую тему мы изучали в 3 классе)

Учитель: Точнее, вспомните, пожалуйста, где они добываются?

Ученик: они добываются глубоко под землей, являются нашим богатство, поэтому можно предположить, что тема урока: «Наши подземные богатства».

4. Усвоение новых знаний

Учитель: Что такое полезные ископаемые?

Ученик: Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

Учитель: Ископаемые, объясните смысл этого слова.

Ученик: Их выкапывают, добывают из земли.

Учитель: Какие полезные ископаемые вам известны?

Ученик: гранит, железная руда, известняк, песок, глина, торф, природный газ.

Практическая работа.

Учитель: Проведем практическую работу. Будем работать в группах, каждая группа будет исследовать образец полезного ископаемого, устанавливать его свойства, используя образец (учебную статью) иллюстрации на страницах учебника.

Работаем по плану на стр. 149

1. Название.

2. Основные свойства.

3. Использование.

4. Где добывают в нашем крае.

5. Что может быть из него сделано.

Каждая группа заполняет плакат.

Название

Основные свойства

Использование

Предметы

1. Гранит

Твердый, прочный, хорошо полируется

Для строительства набережных рек (река Нева), станций метро, памятников, облицовка зданий.

Памятники

2. Известняк

Твердый, белого или серого цвета

Строительство зданий, дорог (известь, мел, мрамор – видоизмененный известняк)

Мел

3. Глина

Пластичность, бурая, желтая, белая, голубая

Кирпичи, черепица, облицовочная плитка

Кирпич

4. Каменный уголь

Твердый, но хрупкий. Черного цвета, горюч.

Топливо, краски, лекарство, пластмасса, духи.

Лекарства

5. Нефть

Жидкая, густая, темного цвета, с резким запахом

Топливо, бензин, керосин, машинное масло, вазелин

Мыло

6. Железная руда

Твердая, плавкая, тяжелая, притягивает металлические предметы

Металлы, основное сырье для машин

Ножницы

Учитель дополняет ответы.

Гранит – горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов. «Зерно» по латыни – гранум. От этого слова появилось название – гранит.

Каменный уголь образовали растения, которые жили на Земле много миллионов лет назад. Земля выглядела тогда совсем не так. На ней не было ни птиц, ни зверей, ни людей. Да и растения были другими. Это были гигантские папоротники-деревья с толстыми стволами – колоннами. Вот эти деревья и превратились в каменный уголь.

Известняк образовался из остатков морских организмов, он сложен из кальция. Известняк использует в строительстве. Мрамор и мел – его разновидности.

Железная руда. Слово произошло от слова «джальза». На поверхности земли люди находили железные метеориты и делали из них орудия для труда и охоты, украшения. Первым орудием труда был камень. Но как-то камень упал в костер и расплавился. Так было положено начало металлургии – производству металлов.

Нефть – жидкое полезное ископаемое. Ученые разных стран спорят о том, как она появилась. Одно очевидно она образовалась из остатков каких-то живых организмов.

Учитель: Давайте теперь все вместе исследуем полезные ископаемые нашего района, результат исследования запишем в таблицу рабочей тетради.

Название

Свойства

Применение

Глина

Рыхлая, пластичная, бурая, может быть белая или голубая

Кирпичи, посуда

Песок

Сыпучие крупинки серого цвета

Строительство, дороги, стекло

Физминутка

Если я называю твердое полезное ископаемое, вы встаете, если жидкое или газообразное, то садитесь.

Песок, глина, нефть, уголь, железная руда, газ, гранит, известняк, соль.

5. Закрепление знаний.

Работаем со статьей стр. 158 «Охрана подземный богатств»

Учитель: Прочитаем статью. Сформулируйте и задайте одноклассникам вопросы по тексту статьи.

Ученик: Почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства?

Это такие богатства, которые нельзя восстановить.

Ученик: Как мы (школьники) можем помогать взрослым в охране полезных ископаемых?

Собирать металлолом, следить, чтобы попусту не горел газ на плите.

Учитель: Какая главная мысль статьи?

Ученик: Подземное богатство земли бесценно, поэтому необходимо использовать их очень экономично и бережно.

Учитель: Вы хорошо поработали. Узнали много нового, обобщили изученные знания. Надеюсь, что вы легко ответите на мои вопросы:

1. Что такое полезное ископаемое?

1) Все, что люди добывают из под земли.

2) Все полезные для человека минералы и горные породы.

3) Минералы и горные породы, которые люди добывают из-под земли и используют их

2. О чем идет речь в тексте?

Это полезные ископаемые. Узнать нетрудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение его образующее – мох – сфагнум.

Кроме него в залежах этого полезного ископаемого попадают и другие растения. Это горючее полезное ископаемое.

3. Назовите горючие полезные ископаемые:

А – гранит

Б – нефть

В – газ

Г – каменный уголь

4. Укажите рудное полезное ископаемое:

1) природный газ

2) торф

3) железная руда

4) нефть

5. Какое полезное ископаемое используют при производстве кирпичей?

1) глина

2) известняк

3) торф

4) мрамор

6. Какое полезное ископаемое используется при производстве стекла?

1) глина

2) песок

3) известняк

4) торф

7. Укажите общее свойство для каменного угля, нефти, природного газа:

1) твердость

2) цвет

3) текучесть

4) горючесть

3 задание:

8. О чем идет речь?

Бывает в природе серого, розового, красного цвета. Его часто можно увидеть в городах: им облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников. Это горная порода, состоящая из таких минералов, как полевой шпат, кварц и слюда.

Учитель: Вы хорошо справились с заданием. Работали активно и быстро.

6. Рефлексия

Ребята, подведем итог урока. Нашли ли мы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока? Достигли ли мы цели урока? Что помогло нам в работе?

Оцените свою работу на уроке.

7. Домашнее задание.

Дома:

1) проверьте знания, полученные на уроке, ответив на вопросы учебника на стр. 158-159

2) выполните задание в тетради на стр. 52

Источник