Таблица полезные ископаемые свойства и применение
- Бизнес статьи
- Полезные ископаемые: понятие, характеристика, классификация. Виды полезных ископаемых (таблица)
Полезные ископаемые – это образования земной коры, состоящие из минералов, химические и физические свойства которых позволяют применять их в производственно-бытовой сфере. Без многообразия веществ, которыми богата Земля, наш мир бы не был таким разнообразным и развитым. Технический прогресс был бы недостижим и непомерно сложен. Рассмотрим понятие, виды полезных ископаемых и их характеристику.
Понятия и термины, относящиеся к теме
Прежде чем разбирать виды полезных ископаемых, необходимо знать специфические определения, касающиеся этой темы. Так будет легче и проще со всем разобраться. Итак, полезные ископаемые – это минеральное сырье или образования земной коры, которые могут иметь органическое или неорганическое происхождение и применяться в производстве материально-вещественных предметов.
Месторождением полезных ископаемых называют скопление некоторого количества минерального вещества на поверхности или в недрах Земли, которые разделяют на категории в зависимости от области применения в промышленности.
Рудой называют минеральное образование, возникшее в природных условиях и состоящее из таких компонентов и в таком соотношении, что ее использование возможно и целесообразно для промышленно-технической сферы.
Когда начали добывать полезные ископаемые?
Доподлинно неизвестно, когда именно произошла первая добыча ископаемых. По данным историков, открыли завесу древние египтяне. Экспедиция была отправлена на Синайский полуостров в 2600 году до нашей эры. Предполагалось, что они добудут слюду. Однако произошел прорыв в знаниях древних жителей о сырье и материалах: была найдена медь. О добыче и обработке серебра известно из истории Греции. Римляне узнали о такие металлах, как цинк, железо, олово и свинец. Основав шахты от Африки до Британии, Римская империя осуществляла их добычу, а затем использовала для изготовления орудий.
В XVIII веке после промышленной революции полезные ископаемые стали остро необходимы. В связи с чем их добыча развивалась быстрыми темпами. Современные технологии основываются на открытиях именно того периода. В XIX веке произошла знаменитая «золотая лихорадка», в ходе которой было добыто огромное количество драгоценного металла – золота. В тех же местах (Южной Африке) открыли несколько месторождений алмазов.
Характеристика полезных ископаемых по физическому состоянию
Из уроков физики известно, что вещества способны находиться в одном из четырех агрегатных состояний: жидком, твердом, газообразном и плазматическом. В обычной жизни каждый без труда может пронаблюдать первые три. Полезные ископаемые, как и любые другие химические соединения, могут быть обнаружены на поверхности Земли или в ее недрах в одном из трех состояний. Таким образом, виды полезных ископаемых в первую очередь делятся на:
- жидкие (минеральные воды, нефть);
- твердые (металлы, угли, руды);
- газообразные (природный газ, инертный газ).
Каждая из групп – важная и неотъемлемая часть промышленной жизни. Многообразие ресурсов позволяет странам развиваться в технической и экономической сфере. Количество залежей полезных ископаемых – показатель богатства и благополучия страны.
Промышленные виды, классификация полезных ископаемых
После обнаружения первых минеральных пород, человек серьезно задумался о том, какую пользу они могут принести в его жизнь. С зарождением и развитием промышленности была сформирована классификация месторождений полезных ископаемых на основе их использования в технической сфере. Рассмотрим эти виды полезных ископаемых. Таблица содержит полную информацию об их характеристике:
Тип месторождения ископаемого | Группы в его составе | Виды ископаемых |
Горючие (топливные) | Твердое состояние | Торф, уголь |
Жидкое/газообразное состояние | Газ, нефть | |
Металлические | Металлы черные | Марганец, хром, титан, железо |
Металлы цветные | Свинец, медь, кобальт, алюминий, никель | |
Металлы благородные | Платина, золото, серебро | |
Металлы редкие | Олово, тантал, вольфрам, ниобий, молибден | |
Радиоактивные соединения | Торий, радий, уран | |
Неметаллические | Сырье горнорудное | Слюда, магнезит, тальк, известняк, графит, глины, пески |
Сырье химическое | Флюорит, фосфорит, барит, соли минеральные | |
Строительные материалы | Мрамор, гипс, гравий и песок, глины, облицовочные камни, цементное сырье | |
Камни самоцветные | Камни драгоценные и поделочные |
Рассмотренные виды полезных ископаемых вместе с запасами пресной воды являются главной характеристикой богатств земли или отдельной страны. Это типовая градация минерально-сырьевых ресурсов, при помощи которой все природные вещества, используемые в промышленно-бытовой сфере, сгруппированы в зависимости от физических и химических свойств. Познакомимся с каждой категорией отдельно.
Горючие ископаемые
К какому виду полезных ископаемых относится нефть? А газ? Полезное ископаемое чаще представляется твердым металлом, нежели непонятной жидкостью или газом. С металлом знакомы с раннего детства, тогда как понимание, что такое нефть или даже бытовой газ, приходит немного позже. Итак, к какому виду, согласно уже изученных классификаций, стоит отнести нефть и газ? Нефть – к группе жидких веществ, газ – к газообразным. Исходя из их применения, однозначно, к горючим или, по-другому, топливным полезным ископаемым. Ведь нефть и газ используются в первую очередь в виде источника энергии и тепла: на них работают двигатели машин, ими отапливаются жилые помещения, с их помощью готовят еду. Сама энергия высвобождается за счет горения топлива. А если посмотреть еще глубже, то этому способствует углерод, который входит во все горючие ископаемые. К какому виду полезных ископаемых относится нефть, разобрались.
Какие еще вещества сюда относятся? Это твердые топливные соединения, образующиеся в природе: каменный и бурый уголь, торф, антрацит, горючий сланец. Рассмотрим краткую их характеристику. Виды полезных ископаемых (горючие):
- уголь – первое горючее, которое начал использовать человек. Основной источник энергии, используемый в масштабных размерах на производстве, именно благодаря этому ископаемому произошла промышленная революция. Образуется он за счет остатков растений без доступа воздуха. В зависимости от удельной массы углерода в угле различают его разновидности: антрациты, бурый и каменный уголь, графиты;
- горючий сланец был образован на дне морском около 450 млн лет назад из остатков растительности и животных. Состоит из минеральной и органической части. При сухой перегонке образует смолу, которая близка к нефти;
- торф – скопление не полностью разложившихся остатков растений в условиях болот, более половины его состава – углерод. Используется в качестве горючего, удобрения, теплоизоляции.
Горючие природные вещества являются важнейшими видами полезных ископаемых. Благодаря им человечество научилось вырабатывать и использовать энергию, а также создало множество отраслей промышленности. В настоящее время потребность в топливных ископаемых стоит очень остро для большинства государств. Это крупный сегмент мировой экономики, от которого зависит благополучие стран всего мира.
Металлические полезные ископаемые: виды, характеристика
Нам известны виды полезных ископаемых: топливные, рудные, нерудные. Первая группа успешно изучена. Продвигаемся дальше – рудные, или металлические, ископаемые – то, ради чего вообще зарождалась и развивалась промышленность. Еще с древних времен человек понял, что металл дает в повседневной жизни гораздо больше возможностей, чем его отсутствие. В современном мире уже невозможно представить жизнь без какого-либо металла. В бытовой технике и электронике, в домах, в ванной комнате, даже в маленькой лампочке – он повсюду.
Как добывают? Лишь благородные металлы, которые из-за своих химических свойств не вступают в реакцию с другими простыми и сложными веществами, можно найти в чистом виде. Остальные же активно взаимодействуют друг с другом, превращаясь в руду. Смесь металлов при необходимости разделяют или оставляют без изменений. Сплавы, образованные природой, «прижились» благодаря смешанным свойствам. Железо, например, можно сделать более твердым, если добавить к металлу углерод, получится сталь – прочное соединение, выдерживающее большие нагрузки.
В зависимости от индивидуальных характеристик, а также области применения рудные полезные ископаемые делятся на группы: черные, цветные, благородные, редкие и радиоактивные металлы.
Черные металлы
Черные металлы – это железо и его разнообразные сплавы: сталь, чугун и другие ферросплавы. Применяется в производстве самого различного направления: военном, судостроении, авиастроении, машиностроении.
Многие изделия из железа используются в повседневной жизни: из стали изготавливают кухонную утварь, ею покрывают многие элементы сантехники.
Цветные металлы
В группу цветных металлов входит большое количество полезных ископаемых. Название группы произошло от того, что многие металлы имеют специфический цвет. Например, медь – красная, алюминий – серебристый. Оставшиеся 3 вида полезных ископаемых (благородные, редкие, радиоактивные), по сути, являются подвидом цветных металлов. Многие из них смешивают в сплавы, т. к. в таком виде они обладают лучшими свойствами.
Цветные металлы классифицируют на:
- тяжелые – высокотоксичные с большим атомным весом: свинец, олово, медь, цинк;
- легкие, обладающие малой плотностью и весом: магний, титан, алюминий, кальций, литий, натрий, рубидий, стронций, цезий, бериллий, барий, калий;
- благородные в связи с высокой стойкостью практически не вступают в химические реакции, красивы на вид: платина, серебро, золото, родий, палладий, рутений, осмий;
- малые (редкие) – сурьма, ртуть, кобальт, кадмий, мышьяк, висмут;
- тугоплавкие обладают высокой температурой плавления и стойкостью к износу: молибден, тантал, ванадий, вольфрам, марганец, хром, цирконий, ниобий;
- редкоземельные – группу составляют 17 элементов: самарий, неодим, лантан, церий, европий, тербий, гадолиний, диспрозий, эрбий, гольмий, иттербий, лютеций, скандий, иттрий, тулий, прометий, тербий;
- рассеянные встречаются в природе только в виде примесей: теллур, таллий, индий, германий, ренний, гафний, селен;
- радиоактивные самостоятельно излучают поток радиоактивных частиц: радий, плутоний, уран, протактиний, калифорний, фермий, америций и другие.
Особое значение для человечества представляют алюминий, никель и медь. Развитые страны стремятся к увеличению их производства, т. к. количество этих цветных металлов напрямую влияет на технический прогресс в авиастроении, космонавтике, атомных и микроскопических приборов, электротехнике.
Неметаллические природные элементы
Подведем небольшой итог. Основные категории из таблицы «Виды полезных ископаемых» (топливные, рудные, нерудные) изучены. Какие же элементы относят к нерудным, т. е. неметаллическим? Это группа твердых или мягких полезных ископаемых, встречающихся в виде отдельных минералов или горных пород. Современной науке известно более сотни таких химических соединений, являющихся ничем иным, как продуктом природных процессов.
По масштабам их добычи и использования нерудные ископаемые опережают только топливные виды полезных ископаемых. Таблица ниже содержит основные породы и минералы, составляющие неметаллическую группу природных недр, и их краткую характеристику.
Группа неметаллических минералов/пород | Вид породы/минерала | Характеристика |
Сырье горнорудное | Асбест | Несгораемая горная порода. Применяют для изготовления огнестойких материалов, кровель, тканей противопожарных. |
Известняк | Осадочная горная порода, широко используется в строительстве. При его обжиге получается негашеная известь. | |
Слюда | Породообразующий минерал. По химическому составу подразделяется на алюминиевые, магнезиально-железистые литиевые слюды. Применяется в современной технике. | |
Сырье химическое | Калийные соли | Осадочные горные породы, в состав которых входит калий. Используется в качестве сырья для химической промышленности и при изготовлении калийных удобрений. |
Апатит | Минералы, содержащие большое количество фосфорных солей. Применяют для изготовления удобрений, а также в производстве керамики. | |
Сера | Встречается в виде руды самородной серы и в соединениях. Используется в основном для производства серной кислоты, при вулканизации каучука. | |
Строительные материалы | Гипс | Сульфатный минерал. Применяется в различных сферах деятельности человека. |
Мрамор | Горная порода, основанная на кальците. Используют в электротехнике, для изготовления штукатурки и мозаики, памятников. | |
Камни самоцветные | Драгоценные | Обладают красивым рисунком или цветом, блестят, легко поддаются шлифовке и огранке. Применяются для изготовления ювелирных украшений и прочего декора. |
Полудрагоценные | ||
Поделочные |
Нерудные виды полезных ископаемых очень важны для разных отраслей производства, строительства, а также необходимы в повседневной жизни.
Классификация ресурсов по исчерпаемости
Помимо градации полезных ископаемых по их физическому состоянию и характеристикам, рассматривают показатели их исчерпаемости и возобновляемости. Основные виды полезных ископаемых подразделяют на:
- исчерпаемые, которые в определенный момент могут закончиться и будут недоступны к добыче;
- неисчерпаемые – относительно неиссякаемые источники природных ресурсов, например, солнечная и ветровая энергия, океаны, моря;
- возобновимые – ископаемые, которые на определенном уровне исчерпаемости могут быть частично или полностью восстановлены, например, леса, почва, вода;
- невозобновимые – если ресурсы были полностью исчерпаны, возобновить их, как правило, не удается;
- заменимые – ископаемые, которые можно при необходимости заменить, например, топливные виды.
- незаменимые – те, без которых жизнь будет невозможной (воздух).
Природные ресурсы требуют бережного отношения и рационального использования, так как большинство из них имеют исчерпываемый предел, а если и будут возобновимы, то очень нескоро.
Полезные ископаемые играют важную роль в жизни человека. Без них не было бы технических и научных открытий, да и привычной жизни в целом. Результаты их добычи и переработки окружают нас повсюду: здания, транспорт, коммунально-бытовые блага, медикаменты.
Цели урока:ознакомить детей со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; развивать логическое мышление, речь; воспитывать бережное отношение к природе; учить экономно использовать богатства нашей планеты.
Оборудование:
- Образцы полезных ископаемых, картинки с изображением применения полезных ископаемых.
- Кроссворд «Полезные ископаемые» (плакат или вычерчен на доске).
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
Перед уроком на доске выписываются вопросы:
– Какие материалы люди используют для строительства? Где их берут?
– Какие виды топлива ты знаешь?
– Как получают металлы? Где их используют?
– Люди каких профессий заняты при добыче полезных ископаемых.
– Тема урока: «Полезные ископаемые».
II. Проверка домашнего задания.
В начале урока учитель проводит краткий фронтальный опрос по изученному материалу:
– Назовите три кита экономики.
– Расскажите о значении природных богатств для экономики.
– Что такое капитал? Приведите примеры.
– Для чего необходим труд?
– От чего зависит успех труда людей в экономике?
– Почему природные богатства, капитал и труд называют тремя китами экономики?
III. Работа по теме.
1. Работа по учебнику.
Ученики читают по учебнику вводную статью «Полезные ископаемые» (с. 48).
– Расскажите, как люди используют полезные ископаемые. План рассказа тебе
подскажут слова: строительство; топливо; металл; пища.
2. Практическая работа.
По ходу работы заполняется таблица в рабочей тетради с.26 №2
На доске таблица:
Учитель показывает детям образцы полезных ископаемых.
– рассмотрите образец. Пользуясь иллюстрациями учебника на с. 48, определите его название.
– Установите свойства данного полезного ископаемого: твердое или жидкое, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое, горючее или нет.
– Подумай, где применяется это полезное ископаемое? На каких свойствах основано его применение?
Таблица заполняется по мере рассматривания образцов.
Полезные ископаемые
Название | Основные свойства | Использование |
Гранит | Зернистый, твердый и прочный | Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятников; отделка станций метро |
Известняк | Белого, серого или желтого цвета; если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ) | Строительство, мел, мрамор |
Глина | Очень мелкая известь бурого, желтого, белого и др. цветов | Кирпич, посуда |
Каменный уголь | Черного цвета, твердый, но хрупкий, горюч | Отопление жилых помещений, кокс – краски, лекарства, пластмассы, духи |
Нефть | Жидкость темного цвета, с запахом бензина, горюча | Керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарства, мыло, технический спирт |
Железная руда | Черного цвета, твердое, плотное вещество, притягивает металлические предметы | Машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы |
Песок | В виде крупинок, сыпучий | Дороги, стекло |
3. Работа по учебнику (с. 49)
– Для чего добывают полезные ископаемые? Используя фотографию в учебнике на с. 50, расскажи о труде шахтеров. (Рассказы детей)
– Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые? (Ответы детей)
Дети самостоятельно читают в учебнике статью «Охрана полезных ископаемых» (с. 51)
Беседа по прочитанному:
– Почему добывать полезные ископаемые становится все труднее и труднее?
– Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете? Что же тогда будут делать люди? (Высказывания детей)
– А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? (Собирать металлолом)
4. Работа в рабочей тетради.
с. 25 №1
– Прочитайте.
– Найдите в учебнике определение что такое полезные ископаемые. Напишите в тетради. (Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.)
с. 26 №3
– Прочитайте первое предложение.
– Догадайтесь о каком полезном ископаемом идет речь. (Нефть)
– Впишите название полезного ископаемого в клеточки.
– Продолжите задание.
Проверка.
(Газ, глина, руда, песок, гранит, торф, уголь, соль, известняк.)
с. 27 №4
– Прочитайте.
– Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующую графу.
– Где используется глина в строительстве, служит топливом или для получения металлов? (Используется в строительстве)
– Ставим знак «+» в этой графе.
– А где используется известняк? (Тоже в строительстве)
– Продолжите заполнение таблицы самостоятельно.
Проверка.
с. 28 №5
– Прочитайте.
– Назовите способы добычи полезных ископаемых? Приведите примеры.
– Рассмотрите рисунки. Соедините стрелками рисунок и название.
Взаимопроверка.
с. 28 №6
– Прочитайте.
– Что такое шахта? Для чего их строят?
– Отыщите дорогу к кладу.
Проверка.
IV. Физкультминутка.
Мы работали отлично.
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнись веселей!
Мы попрыгаем как зайки,
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули?
Отдохнули!
V. Фронтальный письменный опрос.
На доске под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых:
- Горючее;
- Твердое;
- Жидкость;
- Тяжелее воды;
- Черного цвета;
- Желтого цвета;
- Хрупкое;
- Имеет запах;
- Хорошо пропускает воду;
- Сыпучее;
- Легче воды;
- Газообразное;
- Белого цвета;
- Способно плавиться;
- Пластичное;
- Плохо пропускает воду;
- Коричневого или белого цвета.
Первый вариант выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка. Второй вариант – свойства нефти и глины.
Выполненная работа имеет следующий вид:
Вариант I
Каменный уголь: 1, 4, 5, 7
Песок: 2, 4, 6, 10
Вариант II
Нефть: 1, 3, 8, 11
Глина: 4, 15, 16, 17
Тем ученикам, кто справился с работой быстрее, можно дать дополнительное задание: выбрать свойства, характерные для железной руды и каменной соли; или дописать свойства, которых нет в этом списке.
VI. Повторение изученного. Кроссворд.
(приложение у автора)
Ответы: По горизонтали: 1. Гранит. 3. Мел. 4. Песок. 5. Газ. 6. Нефть. 8. Руда. По вертикали: 1. Глина. 2. Известняк. 7. Торф. 9. Уголь.
VII. Итог урока.
– Без чего невозможна хозяйственная деятельность человека?
– Кто изучает полезные ископаемые, отыскивая месторождения?
– Мы построили большие города, получили новые материалы, которых в природе нет, например, пластмассу, создали различные могучие машины и с их помощью воздействуем на природу, чтобы стать богаче. Добывая полезные ископаемые, люди изменяют поверхность земли: вызывают горы, роют карьеры, насыпают искусственные холмы отработанной пустой породы. При этом местность, окружающая месторождение, становится непригодной для жизни.
– А как отвечает нам природа?
VIII. Домашнее задание.
1. Выполнить задание «Подумай!» (учебник, с. 51):
– Какие из известных вам полезных ископаемых пропущены в списке: гранит, известняк, нефть, природный газ, поваренная соль?
2. Найдите ошибки в следующих утверждениях:
– большинство полезных ископаемых – жидкие;
– места, где хранят добытые полезные ископаемые, называют месторождениями.
3. Выполнить задания №7, 8 в рабочей тетради (с. 29)