Таблица по географии 8 класс рельеф геологическое строение и полезные ископаемые

Таблица по географии 8 класс рельеф геологическое строение и полезные ископаемые thumbnail

Цели и задачи урока:

-определить уровень знаний учащихся основных понятий, закономерностей размещения крупных равнин и гор;

-проверить умения показывать по карте основные формы рельефа России;

-определить понимание взаимосвязи между тектоническими структурами и формами рельефа.

Оборудование:

Атласы, учебники, физическая карта России, компьютеры, проектор, учебное электронное издание (диск): География России. Природа и население.8 класс.

Ход урока:

I. Организационный момент.

На фоне музыки ученик читает отрывок  из  стихотворения Ираиды Мордовиной.
(Все сопровождается слайдами с видами различных форм рельефа России)
(Приложение 1).

Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути.
Озёрный плен твои леса венчает,
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Равнины в бесконечность убегают
И степь родная хлебушек родит.
В земле твоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим наш путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем,
Как много изучить нам предстоит!

II. Объявление темы урока и целей, знакомство с “Зачетным листом”
(Приложение 2).

Задание 1. Составление общей схемы “Рельеф” (По мере ответов учащихся на интерактивной доске создается схема)

– Вспомните, что такое рельеф?
– Какие крупнейшие формы рельефа суши выделяют?
Как различаются горы по высоте?
Как различаются равнины по высоте?
– Почему облик земной поверхности постоянно меняется? (эндогенные и экзогенные факторы)
– Что относят к эндогенным факторам? (поднятия и опускания, землетрясения, вулканизм)
– Что относят к экзогенным факторам (деятельность ледника, деятельность воды, ветра, человека)

Таблица по географии 8 класс рельеф геологическое строение и полезные ископаемые

Задание 2.
Под влиянием каких факторов произошло образование данных форм рельефа?
(Приложение 3)

(На слайдах появляются разные формы рельефа)

  1. Деятельность  ветра
  2. Карстовые процессы – вода
  3. Деятельность человека
  4. Моренный рельеф – ледник
  5. Эоловые процессы – ветер
  6. Землетрясения
  7. Вулканизм
  8. Овраг – деятельность текучих вод

Задание 3. Диктант на проверку знания терминов и понятий.

1. Выход на поверхность кристаллического фундамента платформы…(щит)
2. Бурные грязекаменные потоки…(сели)
3. Древние относительно устойчивые участки земной коры…(платформы)
4. Крупные скопления полезных ископаемых…(месторождения)
5. Рыхлые глинисто-валунные ледниковые отложения…(морена)
6. Группы близкорасположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого…(бассейн)
7. Самые длинные отрезки времени в геологической истории Земли…(эры)
Учащиеся обмениваются работами, проводят проверку, сверяясь с ответами на доске, и выставляют в “Зачетный лист” количество баллов (правильный ответ-1балл)

Задание 4. Работа по вариантам.

1 вариант выполняет интерактивный тест на ПК. 2 вариант путем сопоставления физической и тектонической карт устанавливают соответствие между формой рельефа и тектонической структурой.
1 вариант. Тест.
1. Высшая точка России расположена в пределах…
а) Алтая
б) Кавказа
в) Саян

2. Самая высокая и расчлененная равнина в России…
а) Восточно-Европейская равнина
б) Западно-Сибирская равнина
в) Среднесибирское плоскогорье

3. В виде какого щита выходит на поверхность фундамент Восточно-Европейской платформы…
а) Алданского
б) Балтийского
в) Анабарского

4. Какие окраины России расположены на границах современных литосферных плит…
а) Восточные
б) Западные
в) Северные

5. Какая складчатость протекала во второй половине палеозоя…
а) Байкальская
б) Герцинская
в) Каледонская

6. Равнины расположены на …
а) границах литосферных плит
б) платформах
в) в складчатых областях

7. Крупнейшими каменно-угольными бассейнами являются…
а) Кузбасс, Канско-Ачинский
б) Тунгусский, Ленский
в) Уренгой, Ямбург

8. Поверхность России понижается к …
а) югу
б) северу
в) западу
г) востоку

9. Если скорость поднятия земной коры равна скорости разрушения, то образуются…
а) впадины
б) горы
в) равнины

10. Геологическая эра, продолжающаяся и сейчас…
а) мезозойская
б) кайнозойская
в) палеозойская

2 вариант. Таблица соответствия.
Установите соответствие.

(На выполнение задания отводится 7 мин)

Форма рельефа

Тектоническая структура

Сихотэ – Алинь                          

Среднесибирское плоскогорье

Кавказ  

Урал 

Хибины

Западный Саян                            

Западно – Сибирская равнина

Становой хребет                          

Алтай   

Горы Бырранга                          

1. Область каледонской складчатости
2. Область мезозойской складчатости
3. Область герцинской складчатости
4. Алданский щит
5. Балтийский щит
6. Сибирская древняя платформа
7. Область мезозойской складчатости
8. Область герцинской складчатости
9. Область кайнозойской складчатости
10. Западно-Сибирская плита

В итоге проверки получается следующая таблица:

Сихотэ – Алинь                          

Область мезозойской складчатости

Среднесибирское плоскогорье

Сибирская древняя платформа

Кавказ  

Область кайнозойской складчатости

Урал 

Область герцинской складчатости

Хибины

Балтийский щит

Западный Саян                            

Область каледонской складчатости

Западно – Сибирская равнина

Западно-Сибирская плита

Становой хребет                          

Алданский щит

Алтай   

Область герцинской складчатости

Горы Бырранга                          

Область мезозойской складчатости

Проверка 2 варианта на интерактивной доске.
Оценка результатов и запись кол-ва баллов в “Зачетный лист”
– Какой можно сделать вывод? (Складчатым областям и щитам в рельефе соответствуют горы, а платформам – равнины)

Задание 5. Игровой момент “SOS“.

Работа с физической картой атласа.
Определите по координатам географические объекты, с которых поступил сигнал бедствия, и предположите возможную причину.

560  с.ш.,1620  в.д.вулкан Ключевская сопка     (извержение вулкана)
-470  с.ш., 1510  в.д. – Курильские острова                (землетрясение)
-500  с.ш., 860  в.д. – гора Белуха                  (снежная лавина, обвал )

Задание 6. Выполняется по вариантам.

1 вариант – работа с “немой картой”, 2 вариант – интерактивный тест.

1. Моренный рельеф образовался в результате деятельности…
а) ветра
б) ледника
в) текучих вод

2. В России районами проявления сильных землетрясений являются…
а) Камчатка, Курильские острова, Кавказ
б) Кольский полуостров, Западно-Сибирская низменность
в) Урал, Среднесибирское плоскогорье

3. Горы в России занимают около…
а) половины территории
б) третьей части территории
в) четвертой части территории

4. В виде каких щитов выходит на поверхность фундамент Сибирской платформы…
а) Алданского и Анабарского
б) Алданского и Балтийского
в) Балтийского и Анабарского

5. Какая складчатость протекала в первой половине палеозойской эры…
а) Альпийская
б) Герцинская
в) Каледонская

6. К древним складчатым областям приурочены месторождения…
а) угля, нефти, газа
б) железных руд, золота
в) и тех и других

7. Самым крупным действующим вулканом в России является…
а) Кроноцкая сопка
б) Ключевская сопка
в) Авачинская сопка

8. Строение земной коры показано на карте…
а) физической
б) геологической
в) тектонической

9. К формам рельефа ледникового происхождения относятся…
а) морены, троги, бараньи лбы
б) овраги, балки
в) барханы, дюны

10. Крупнейшие месторождения нефти и газа расположены на…
а) Восточно-Европейской равнине
б) Западно-Сибирской равнине
в) Среднесибирском плоскогорье

Проверка 1 варианта на интерактивной доске.

Задание 7. Работа с геохронологической таблицей. « Кто быстрее?»

Когда появились примитивные птицы? (Мезозойская эра, юрский период)

Когда появились первые пустыни? ( Палеозойская эра, девонский период)

Назовите эру, и период в которой мы живем? (Кайнозойская эра, четвертичный  период)

Когда появились первые млекопитающие? ( Мезозойская эра, триасовый период)

Когда появились первые наземные растения? (Палеозойская эра, силурийский период)

Самая древняя эра? (Архейская эра)

За каждый правильный ответ – доп. балл.

III. Подведение итогов. Самооценка знаний, оценка урока.

Если останется время.

Викторина.

1. Крупнейший горный хребет Камчатки. 
2. Возвышенность, с которой берет начало река Волга. 
3. Горы между Черным и Каспийским морями.  
4. Самые длинные горы России.
5. Самое восточное нагорье России. 
6. На какой равнине находится столица нашей родины. 
(Срединный)
(Валдайская)
(Кавказ)
(Урал)
(Чукотское)
(Восточно-Европейской)

Приложение

Источник

                                   РАЗРАБОТКА УРОКА

          учителя  географии МБУ гимназии №35 г.о. Тольятти

                      Коноваловой Натальи Александровны

Предмет: география

Класс: 8

Тема урока: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Цели урока:

Образовательные: повторить, обобщить и закрепить изученный материал по теме: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»;  формировать умение разбираться в многообразии геологического строения, рельефа, полезных ископаемых, выделять главное в этом многообразии, находить закономерности между тектоническими структурами и формами рельефа; формировать умение применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Развивающие: развивать географическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания для решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач; развивать  умение работать с картами (настенные, атлас).

Воспитательные: воспитать чувство дружбы, товарищества, умение работать в коллективе, умение работать в группе; самостоятельно и ответственно готовиться  к уроку; способствовать формированию интереса к  предмету; осуществление экологического и патриотического воспитания на основе преподаваемого материала.

Тип урока:  обобщение, повторение,  закрепление знаний, умений.

Оборудование: карты: «Физическая карта России», «Тектоническая карта России»; атласы для 8 класса; проектор, компьютер, доска, CD.

Современные образовательные технологии, использованные на уроке:

1. Информационно-коммуникационные технологии.

2. Технология проблемного обучения.

3. Технология групповой работы.

4. Здоровьесберегающие технологии.

                                                  ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Задачи урока.

 – Доброе утро, ребята! На предыдущих уроках мы совершили интересное путешествие по России, побывали в самых разных ее уголках. Познакомились с рельефом нашей страны и нашего края, с этапами формирования Земли, с полезными ископаемыми, с процессами, изменяющими рельеф. Все это позволило составить образ России и Самарской области, который я надеюсь,  останется в памяти надолго. А сегодня нам предстоит повторить, обобщить  наши знания по теме: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые», выделить главное в многообразии рельефа, геологического строения Земли, проверить  прочность наших знаний, выполняя различные задания.

–  Улыбнулись друг другу, пожелали мысленно удачи.

– Начинаем урок!

II. Повторение  изученного материала.

1. Слово учителя. Видеоблицопрос

– Повторяем материал, закрепляем умения,

Чтобы каждый мог сказать: “Это всё умею я”.

Задание : Дайте определение следующим понятиям …

 Рельеф – …

платформа – …

 складчатый пояс – …

 полезные ископаемые – …

месторождения – …

 бассейны – …

2. Фронтальная,  индивидуальная,  парная  работа с физической картой Росссии, интерактивной картой рельефа России, тектонической картой России.

Задание №1: Покажите на физической карте России формы рельефа: 

Западно-Сибирская равнина, Сихотэ-Алинь, Эльбрус, Восточно-Европейская равнина, Восточный Саян, Уральские горы, Средне-Сибирское плоскогорье, Западный Саян, хребет Черского, Кавказ, Верхоянский хребет, г.Белуха, Алтай, Становой хребет, Корякское нагорье, Среднерусская возвышенность, г.Бырранга, Чукотское нагорье.

Задание №2: На  интерактивную карту рельефа нанесите следующие крупнейшие формы…

Задание 3: На интерактивную тектоническую карту перенесите следующие элементы…

3. Слово учителя. Проблемный диалог.

– При изучении  темы «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые» мы с вами  познакомились с геологической историей и особенностями рельефа, структурой полезных ископаемых нашего региона. Вам сейчас предстоит вспомнить ваши знания.

Задание: Дайте полный ответ на поставленные вопросы…

– На какие три основные формы рельефа делится территория Самарской области?

 -Какие месторождения полезных ископаемых Самарской области имеют промышленное использование?

 – Как образовалась Самарская Лука?

– Назовите самую высокую точку Самарской области.

4. Самостоятельная индивидуальная выборочно-распределительная  работа учащихся по видеослайдам. Взаимопроверка.

– Для выполнения следующего задания вспомните, какие факторы в формировании рельефа являются рельефообразующими?

Задание: Распределите формы рельефа по группам в зависимости от рельефообразующих фактов:  

Болотные почки, каньоны, бараньи лбы, дюны, воронки, наледи, курганы, котлованы, дамбы, терриконы, курчавые скалы, цирки, балки, домены рек, дурные реки, обвалы, коралловые рифы.

5. Валеопауза по здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного. Упражнения для глаз с использованием схемы.

6.Групповая видеоигра «Угадай-ка!»

Задание: Назовите стихийное природное явление…        

– Толчки и колебания с образованием смещений  и трещин земной поверхности

вследствие тектонических движений (землетрясение).

– Процессы и явления, происходящие в недрах и на поверхности земной коры в                    связи с перемещением магмы (вулканизм).

– Отрыв и сползание под влиянием силы тяжести вниз по склону рыхлого или плотного блока горной породы без существенного нарушения структуры сползшей части (оползень).

– Грязекаменный или грязевой поток по руслам горных рек или падей, возникающий во время сильных ливней или интенсивного снеготаяния (сель).

 – Снежный обвал в крутосклонных горах при обильном снежном покрове

( лавина).

 – Обрушивание крупных каменных глыб, обломков пород и просто свободное падение камней на горных склонах под действием силы тяжести (обвалы).

7. Географический диктант на основе видеослайда. Индивидуальная самостоятельная работа. Работа в парах. Взаимопроверка.

Задание: Дайте ответ толкованию понятий…

Наука, изучающая строение и историю развития Земли. (Геология)

Учение о строении земной коры и ее движениях. (Геотектоника)

Раздел геологии, который занимается изучением возраста, продолжительности и последовательности образования горных пород. (Геохронология)

Самые длительные отрезки времени в геологической истории Земли – это… (Эры)

Верхний слой платформы, состояний из известняков, глины, песчаников.                                (Осадочный чехол)

Выход на поверхность фундамента платформы. (Щит)

Древний устойчивый участок земной коры. (Платформа)

Молодая платформа. (Плита)

Карта, на которой показаны части земной коры. (Тектоническая)

Горы расположены в … областях. (Складчатых)

III. Подведение итогов урока. Рефлексивно – оценочный этап. Слово учителя.  

– Сегодня на уроке  мы повторили и обобщили полученные нами ранее знания о рельефе, геологическом прошлом и полезных ископаемых нашей страны и родного края, учились работать с картами.

– Я предлагаю вам составить синквейн к слову рельеф. При составлении синквейна воспользуйтесь памяткой:

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Ну вот и всё, урок к концу подходит,

Мы славно поработали сейчас,

Учитель ваш уже итог подводит,

Не сводит с вас своих весёлых глаз.

Спасибо вам, ребята за работу,

Не подвели меня и в этот раз,

С великим удовольствием, конечно,

Поставлю вам оценки я сейчас!

Оценка деятельности учащихся.

IV. Домашнее задание.

 – Опережающее задание по теме «Климат и климатические ресурсы России». Подготовить сообщение об особенностях климата России.

Источник

  • Все рабочие тетради (главная страница сайта)
  • ГДЗ к контурным картам по географии. 8 класс «Дрофа»

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

Комментарий: Работу лучше выполнять по шагам, последовательно выполняя задания к контурным картам. Для того, чтобы увеличить карту, просто нажмите на неё. Также можно увеличивать и уменьшать размер страницы при помощи одновременного клавиш Ctrl и «+» или Ctrl и «-«.

ЗАДАНИЯ

Для выполнения заданий будем рассматривать атлас на страницах 4, 5, 10 и 11.

1. Разными цветами покажите складчатые области, штриховкой покажите выступы кристаллического фундамента.

  • Граница России обозначена красной линией.
  • Байкальская и раннекаледонская складчатость (1200 — 520 млн. лет) — тёмно-синяя заливка

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

  • Каледонская складчатость (460 — 400 млн. лет) — фиолетовая заливка

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

  • Герцинская складчатость (300 — 230 млн. лет) — коричневая заливка

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

  • Мезозойская складчатость (160 — 70 млн. лет) — тёмно-зелёная заливка

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

  • Кайнозойская складчатость (от 30 млн. лет до наст. врем) — жёлтая заливка

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

  • Выступы кристаллического фундамента — красная заливка

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

2. Подпишите названия крупных форм рельефа: равнины, низменности, горы, нагорья, плоскогорья, плато.

Равнины России:

  • Восточно-Европейская (Русская) равнина
  • Западно-Сибирская равнина
  • Азово-Кубанская равнина (1)

Низменности России:

  • Прикаспийская низменность
  • Северо-Сибирская низменность
  • Яно-Индигирская низменность
  • Колымская низменность
  • Барабинская низменность

Горы России:

  • Кавказские горы (Большой Кавказ)
  • Уральские горы
  • Алтай
  • Саяны
  • Срединный хребет (полуостров Камчатка)
  • Верхоянский хребет
  • хребет Черского
  • Становой хребет

Нагорья России:

  • Корякское нагорье
  • Чукотское нагорье
  • Алданское нагорье
  • Становое нагорье

Плоскогорья России:

  • Среднесибирское плоскогорье
  • Анадырское плоскогорье
  • Янское плоскогорье

Возвышенности России:

  • Среднерусская возвышенность
  • Приволжская возвышенность
  • Северные Увалы
  • Валдайская возвышенность
  • Тиманский кряж

Плато России:

  • Приленское плато
  • Вилюйское плато
  • Центрально-Тунгусское плато
  • плато Путорана

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

3. Подпишите максимальные абсолютные высоты на Кольском полуострове, Урале, Алтае, Кавказе, Среднерусской возвышенности, Среднесибирском плоскогорье, полуострове Камчатка.

Горные пики России (обозначены красными точками):

  • Кавказские горы (Большой Кавказ)

    • гора Эльбрус — 5642 м (2)
    • гора Дыхтау — 5204 м (3)
    • гора Казбек — 5032 м (4)
  • Уральские горы

    • гора Ямантау — 1638 м (5)
    • гора Конжаковский камень — 1569 м (6)
    • гора Народная — 1895 м (7)
  • Алтай

    • гора Белуха — 4509 м (8)
  • Срединный хребет (полуостров Камчатка)

    • Ключевская Сопка — 4850 м (9)
  • Кольский полуостров — 1200 м
  • Среднерусская возвышенность — 471 м
  • Среднесибирское плоскогорье — 1701 м

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

4. Отметьте крупные месторождения железной руды, нефти и газа, каменного угля, алмазов, золота и укажите, в пределах каких крупных форм рельефа они находятся.

  • Железные руды — Среднерусская возвышенность, Кольский полуостров, Уральские горы, Среднесибирское плоскогорье, Саяны, Становой хребет, Алданское нагорье.
  • Нефть — Кавказ, Каспийское море, Приволжская возвышенность, Уральские горы, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, остров Сахалин.
  • Газ — Кавказ, Каспийское море, Приволжская возвышенность, Уральские горы, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, остров Сахалин.

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

  • Каменный уголь — Азово-Кубанская равнина, Уральские горы, Саяны, Северо-Сибирская низменность, Алданское нагорье, Верхоянский хребет, хребет Черского, полуостров Камчатка, остров Сахалин.
  • Алмазы — Среднесибирское плоскогорье.
  • Золото — Уральские горы, Становое нагорье, Алданское нагорье, Янское плоскогорье, Анадырское плоскогорье, Чукотское нагорье, Колымское нагорье, Корякское нагорье.

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

  • Все рабочие тетради (главная страница сайта)
  • ГДЗ к контурным картам по географии. 8 класс «Дрофа»

Источник