Таблица по географии 8 класс формы рельефа и полезные ископаемые

Таблица по географии 8 класс формы рельефа и полезные ископаемые thumbnail

«Рельеф и формы рельефа»

Рельеф — совокупность неровностей земной поверхности.

Рельеф слагается из положительных (выпуклых) и отрицательных (вогнутых) форм. Крупнейшие отрицательные формы рельефа на Земле — впадины океанов, положительные — материки. Это формы рельефа первого порядка. Формы рельефа второго порядка — горы и равнины (как на суше, так и на дне океанов). Поверхность гор и равнин имеет сложный рельеф, состоящий из более мелких форм.

Морфоструктуры — крупные элементы рельефа суши, дна океанов и морей, ведущая роль в образовании которых принадлежит эндогенным процессам. Крупнейшие неровности поверхности Земли образуют выступы материков и впадины океанов. Наиболее крупные элементы рельефа суши — равнинно-платформенные и горные области.

Равнинно-платформенные области включают равнинные части древних и молодых платформ и занимают около 64 % площади суши. Среди равнинно-платформенных областей имеются низкие, с абсолютными высотами 100—300 м (Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Туранская, Северо-Американская равнины), и высокие, поднятые новейшими движениями коры на высоту 400—1000 м (Среднесибирское плоскогорье, Африкано-Аравийская, Индостанская, значительные части Австралийской и Южно-Американской равнинных областей).

Горные области занимают около 36 % площади суши.

Подводная окраина материка (около 14 % поверхности Земли) включает мелководную равнинную в целом полосу материковой отмели (шельф), материковый склон и расположенное на глубинах от 2500 до 6000 м материковое подножие. Материковый склон и материковое подножие отделяют выступы материков, образованные совокупностью суши и шельфа, от основной части океанического дна, называемой ложем океана.

Зона островных дуг — переходная зона ложа океана. Собственно ложе океана (около 40 % поверхности Земли) большей частью занято глубоководными (средняя глубина 3—4 тыс. м) равнинами, которые соответствуют океаническим платформам.

Морфоскульптуры — элементы рельефа земной поверхности, в образовании которых ведущая роль принадлежит экзогенным процессам. Наибольшую роль в формировании морфоскульптур играет работа рек и временных потоков. Они создают широко распространенные флювиальные (эрозионные и аккумулятивные) формы (речные долины, балки, овраги и др.). Большое распространение имеют ледниковые формы, обусловленные деятельностью современных и древних ледников, особенно покровного типа (северная часть Евразии и Северной Америки). Они представлены долинамитрогами, «бараньими лбами» и «курчавыми» скалами, моренными грядами, озами и др. На огромных территориях Азии и Северной Америки, где распространены многолетнемерзлые толщи пород, развиты разнообразные формы мерзлотного (криогенного) рельефа.

Формы рельефа

Важнейшие формы рельефа.

Наиболее крупные формы рельефа — выступы материков и впадины океанов. Их распространение зависит от наличия гранитного слоя в земной коре.

Главными формами рельефа суши являются горы и равнины. Примерно 60 % суши занимают равнины — обширные участки земной поверхности со сравнительно малыми (до 200 м) колебаниями высот. По абсолютной высоте равнины делят на низменности (высота 0—200 м), возвышенности (200—500 м) и плоскогорья (выше 500 м). По характеру поверхности — на плоские, холмистые, ступенчатые.

Таблица «Рельеф и формы рельефа. Равнины».

Равнины Таблица

Горы — возвышения земной поверхности (более 200 м) с четко выраженными склонами, подошвой, вершиной. По внешнему виду горы подразделяются на горные хребты, цепи, кряжи и горные страны. Отдельно стоящие горы встречаются редко, представляя собой либо вулканы, либо остатки древних разрушенных гор. Морфологическими элементами гор являются: основание (подошва); склоны; вершина или гребень (у хребтов).

Подошва горы — это граница между ее склонами и окружающей местностью, причем выражена она довольно отчетливо. При постепенном переходе от равнины к горам выделяется полоса, которая называется предгорье.

Склоны занимают большую часть поверхности гор и чрезвычайно разнообразны по внешнему виду и крутизне.

Вершина — высшая точка горы (горных хребтов), остроконечная вершина горы — пик.

Литосфера и рельеф

Горные страны (горные системы) — крупные горные сооружения, которые состоят из горных хребтов — линейно вытянутых горных поднятий, пересекающихся склонами. Точки соединения и пересечения горных хребтов образуют горные узлы. Это обычно наиболее высокие части горных стран. Понижение между двумя горными хребтами называют горной долиной.

Нагорья — участки горных стран, состоящие из сильно разрушенных хребтов и высоких равнин, покрытых продуктами разрушения.

Таблица «Рельеф и формы рельефа. Горы»

Горы Горные системы Таблица

По высоте горы делят на низкие (до 1000 м), средневысокие (1000—2000 м), высокие (более 2000 м). По строению различают складчатые, складчато-глыбовые и глыбовые горы. По геоморфологическому возрасту различают молодые, омоложенные и возрожденные горы. На суше преобладают горы тектонического происхождения, в океанах — вулканического.

Вулкан (от лат. vulcanus — огонь, пламя) — геологическое образование, возникающее над каналами и трещинами в земной коре, по которым на земную поверхность извергаются лава, пепел, горючие газы, водные пары и обломки горных пород. Выделяют действующие, уснувшие и потухшие вулканы. Вулкан состоит из четырех основных частей: магматический очаг, жерло, конус и кратер. Во всем мире насчитывается около 600 вулканов. Большая часть из них находится вдоль границ плит, где раскаленная докрасна магма поднимается из недр Земли и вырывается на поверхность.

Типичный вулкан представляет собой холм с проходящей сквозь его толщу трубой, называемой жерлом вулкана с магматическим очагом (областью скопления магмы), из которого поднимается жерло. Кроме жерла, от магматического очага могут отходить также небольшие каналы с магмой, называемые селями и дайками. Когда в магматическом очаге создается высокое давление, вверх по жерлу поднимается и выбрасывается в воздух смесь магмы и твердых камней — лава. Это явление называется извержением вулкана. Если лава очень густая, она может застыть в жерле вулкана, образовав пробку. Однако огромное давление снизу взрывает пробку, извергая высоко в воздух большие глыбы пород, называемые вулканическими бомбами. После каждого извержения вулкана лава застывает в виде твердой корки. Вулканические холмы с крутыми склонами называют коническими, с пологими — щитовыми. Современные действующие вулканы: Ключевская Сопка, Авачинская Сопка (Камчатка, Россия), Исалько (Сальвадор), МаунаЛоа (Гавайи) и др.

Читайте также:  Полезен ли чайный гриб при беременности

виды рельефа

Конспект урока «Рельеф и формы рельефа». Следующая тема: «Силы, изменяющие рельеф Земли»

Источник

  • Все рабочие тетради (главная страница сайта)
  • ГДЗ к контурным картам по географии. 8 класс «Дрофа»

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

Комментарий: Работу лучше выполнять по шагам, последовательно выполняя задания к контурным картам. Для того, чтобы увеличить карту, просто нажмите на неё. Также можно увеличивать и уменьшать размер страницы при помощи одновременного клавиш Ctrl и «+» или Ctrl и «-«.

ЗАДАНИЯ

Для выполнения заданий будем рассматривать атлас на страницах 4, 5, 10 и 11.

1. Разными цветами покажите складчатые области, штриховкой покажите выступы кристаллического фундамента.

  • Граница России обозначена красной линией.
  • Байкальская и раннекаледонская складчатость (1200 — 520 млн. лет) — тёмно-синяя заливка

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

  • Каледонская складчатость (460 — 400 млн. лет) — фиолетовая заливка

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

  • Герцинская складчатость (300 — 230 млн. лет) — коричневая заливка

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

  • Мезозойская складчатость (160 — 70 млн. лет) — тёмно-зелёная заливка

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

  • Кайнозойская складчатость (от 30 млн. лет до наст. врем) — жёлтая заливка

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

  • Выступы кристаллического фундамента — красная заливка

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

2. Подпишите названия крупных форм рельефа: равнины, низменности, горы, нагорья, плоскогорья, плато.

Равнины России:

  • Восточно-Европейская (Русская) равнина
  • Западно-Сибирская равнина
  • Азово-Кубанская равнина (1)

Низменности России:

  • Прикаспийская низменность
  • Северо-Сибирская низменность
  • Яно-Индигирская низменность
  • Колымская низменность
  • Барабинская низменность

Горы России:

  • Кавказские горы (Большой Кавказ)
  • Уральские горы
  • Алтай
  • Саяны
  • Срединный хребет (полуостров Камчатка)
  • Верхоянский хребет
  • хребет Черского
  • Становой хребет

Нагорья России:

  • Корякское нагорье
  • Чукотское нагорье
  • Алданское нагорье
  • Становое нагорье

Плоскогорья России:

  • Среднесибирское плоскогорье
  • Анадырское плоскогорье
  • Янское плоскогорье

Возвышенности России:

  • Среднерусская возвышенность
  • Приволжская возвышенность
  • Северные Увалы
  • Валдайская возвышенность
  • Тиманский кряж

Плато России:

  • Приленское плато
  • Вилюйское плато
  • Центрально-Тунгусское плато
  • плато Путорана

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

3. Подпишите максимальные абсолютные высоты на Кольском полуострове, Урале, Алтае, Кавказе, Среднерусской возвышенности, Среднесибирском плоскогорье, полуострове Камчатка.

Горные пики России (обозначены красными точками):

  • Кавказские горы (Большой Кавказ)

    • гора Эльбрус — 5642 м (2)
    • гора Дыхтау — 5204 м (3)
    • гора Казбек — 5032 м (4)
  • Уральские горы

    • гора Ямантау — 1638 м (5)
    • гора Конжаковский камень — 1569 м (6)
    • гора Народная — 1895 м (7)
  • Алтай

    • гора Белуха — 4509 м (8)
  • Срединный хребет (полуостров Камчатка)

    • Ключевская Сопка — 4850 м (9)
  • Кольский полуостров — 1200 м
  • Среднерусская возвышенность — 471 м
  • Среднесибирское плоскогорье — 1701 м

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

4. Отметьте крупные месторождения железной руды, нефти и газа, каменного угля, алмазов, золота и укажите, в пределах каких крупных форм рельефа они находятся.

  • Железные руды — Среднерусская возвышенность, Кольский полуостров, Уральские горы, Среднесибирское плоскогорье, Саяны, Становой хребет, Алданское нагорье.
  • Нефть — Кавказ, Каспийское море, Приволжская возвышенность, Уральские горы, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, остров Сахалин.
  • Газ — Кавказ, Каспийское море, Приволжская возвышенность, Уральские горы, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, остров Сахалин.

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

  • Каменный уголь — Азово-Кубанская равнина, Уральские горы, Саяны, Северо-Сибирская низменность, Алданское нагорье, Верхоянский хребет, хребет Черского, полуостров Камчатка, остров Сахалин.
  • Алмазы — Среднесибирское плоскогорье.
  • Золото — Уральские горы, Становое нагорье, Алданское нагорье, Янское плоскогорье, Анадырское плоскогорье, Чукотское нагорье, Колымское нагорье, Корякское нагорье.

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

  • Все рабочие тетради (главная страница сайта)
  • ГДЗ к контурным картам по географии. 8 класс «Дрофа»

Источник

        Здравствуйте!

*

        В настоящее время незнание истории своей малой Родины – одна из главных проблем. Но все знают, что без прошлого не было бы и настоящего. История, которую мы хотим вам представить , началась чуть более полувека назад, но, к примеру, для многих наших одноклассников она так же далека, как Средневековье.

*

 Мы здесь родились, здесь же живут наши родные. Со временем мы поняли, что хотим узнать: как же все начиналось.

        Так с чего же начинается  Родина?  Наша – началась с бурого угля.

*

        Нередко бывает, что добывать уголь в шахтах трудоемко и невыгодно. Иногда и в его пластах встречается так много бесполезных примесей, что разрабатывать такие пласты совершенно нецелесообразно. Казалось бы, что такой уголь навсегда останется лежать в земле бесполезно для человека.

        А нельзя ли превращать его в газ прямо в недрах земли, не вынимая на поверхность?

*

        Решить эту проблему помогла идея подземной газификации угля. Впервые ее высказал великий русский ученый Д.И. Менделеев в 1888 году.

*цитата фото  зачитать

«Настанет, вероятно, со временем такая эпоха, что уголь из земли вынимать не будут, а там, в земле, его сумеют превращать в горючие газы и их по трубам будут распределять на далекие расстояния.»

*фото

        К этой идее возвращались в 30-е годы прошлого века, но во время войны почти все станции ПГУ в Советском Союзе были уничтожены. В тяжелые послевоенные годы стране понадобились огромные энергетические ресурсы для восстановления экономики, сельского хозяйства и других сфер. И тогда

было принято решение о возвращении к ПГУ.

*

В эти же годы были запроектированы Подмосковная и Шатская станции ПГУ в районе города Тула, Каменская — в Ростовской области, Ангренская — в Узбекистане, Южно-Абинская — в Кузбассе и другие.

Сырьевой базой для Шатская станции ПГУ  должны были стать угли Подмосковного буроугольного бассейна.

*

   В августе 1948 года в Главном управлении искусственного жидкого топлива и газа – “Главгазтоппром” при Совете министров СССР была создана комиссия для выбора под Тулой, на одной из угольных залежей, площадки для строительства новой станции “Подземгаз”.

Читайте также:  Какие соки полезны при раке молочной железы

*

 Назначение станции состояло в выработке методом подземной газификации углей энергетического газа для использования его как топлива в газовых электротурбинах. Получаемую турбиной электроэнергию планировалось передавать в государственную энергосистему.

*видеожурнал

* Шатская станция «ПОДЗЕМГАЗ» стала первой в мире электростанцией с газовыми турбинами, работающими на газе ПГУ.

*

В этой технологии был заинтересован не только Советский Союз, но и другие страны.

Проекты газогенераторных станций разрабатывались также для Китайской Народной Республики, Корейской народно-демократической Республики, Индии.

Нашу станцию не раз посещали иностранные делегации, в том числе китайская и английская, члены которых наблюдали за процессом и перенимали опыт у наших работников.  В Великобритании, Бельгии, США, Польше, Чехословакии, Вьетнаме и в других странах были сделаны попытки повторить опыт нашей страны по ПГУ. 

Несмотря на то, что были получены в принципе положительные результаты, эти работы дальнейшего развития не получили

*

Но вернемся к строительству. Место было определено сравнительно быстро – им оказалось месторождение, позднее названное Шатским, в 15км к юго-востоку от Тулы, запасы которого должны были обеспечить работу станции на 20 лет. И вот в 1949 году начинается строительство станции.

*

На строительство, а в последующем и на работу на новой станции, приезжали люди со всех концов Советского Союза и, в отличие от жителей окрестных деревень, имевших свои дома, первые несколько месяцев жили в палатках, а немного позже вблизи промплощадки построили временный жилой поселок из сборно-щитовых бараков, который просуществовал до 1975 года.

*

Строительство началось в 1950 году.

*

 Тогда здесь не было ни одного деревца, улицы. Все было перерыто траншеями для прокладки водопровода, канализации и теплосети, причем центральное отопление предусматривалось только в 2-этажных домах по улице Ленина и Садовой, в остальных печное отопление. Грязь после дождей была настолько вязкая, что от сапог отрывались подошвы.

*

Но постепенно поселок благоустраивался, озеленялся, асфальтировался.

*

 В два следующих года помимо жилых домов были построены: здравпункт, аптека, баня,

*

 столовая, клуб, школа и детский сад.

*

 Названием поселок Шатск, как и Шатская станция «Подземгаз» обязаны протекающей вблизи речушке Шат.

Жизнь в поселке кипела во всех смыслах.

*

 Стали организовываться футбольные матчи, хоккейные турниры, лыжные гонки и велокроссы. Заводской хор был одним из лучших

,*

 а футбольная команда одной из сильнейших среди коллективов Киреевского района, к которому в то время относился Шатск.

*

 В Доме Культуры был замечательный духовой оркестр и вокально-инструментальный ансамбль. *

За клубом была оборудована танцплощадка, так же было обустроено футбольное поле, и каждую зиму заливали каток.

Планировалась застройка микрорайона поселка Шатск, собирались проложить трамвайные пути  в Тулу и строить аэропорт. Скучно жителям никогда не было!

*

Но вернемся к заводу.

*Видео Савельева

   В 60-е годы, настала эра природного газа. Открытие мощных месторождений подвигло руководство страны искать более быстрые пути к энергоносителям. В 1964 году было решено прекратить работы по проектированию и строительству новых станций «Подземгаза» и свернуть научно-исследовательские работы в этой области.

*

 Шатская станция «Подземгаз» как и другие станции (кроме Ангренской и Южно-Абинской) была перепрофилирована на производство строительных конструкций и нестандартного оборудования для промыслов природного газа. Окончательно производство газа ПГУ было прекращено на Шатской станции «Подземгаз» в 1974 году, когда был закрыт (затушен) последний подземный газогенератор.

По мнению С. Лазаренко, д.т.н., ведущего научного сотрудника Института угля и углехимии СО РАН, технология ПГУ открывает новые возможности в разработке угольных пластов со сложными горно-геологическими условиями залегания. Безусловно, что ПГУ сегодня нужно рассматривать как технологию ближней и средней перспективы — технологию, которая, не будучи в состоянии сегодня конкурировать со сравнительно дешевым природным газом и нефтью, через определенный период будет обязательно востребована.

В заключении мы  хотим сказать, что это лишь маленькая часть истории поселка Шатск и завода ООО «Промстройгаз». Здесь нет ничего о людях, которые творили эту историю. Мы надеемся, что и у нас будет возможность внести свой посильный вклад в развитие поселка .

Источник

Цели и задачи урока:

-определить уровень знаний учащихся основных понятий, закономерностей размещения крупных равнин и гор;

-проверить умения показывать по карте основные формы рельефа России;

-определить понимание взаимосвязи между тектоническими структурами и формами рельефа.

Оборудование:

Атласы, учебники, физическая карта России, компьютеры, проектор, учебное электронное издание (диск): География России. Природа и население.8 класс.

Ход урока:

I. Организационный момент.

На фоне музыки ученик читает отрывок  из  стихотворения Ираиды Мордовиной.
(Все сопровождается слайдами с видами различных форм рельефа России)
(Приложение 1).

Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути.
Озёрный плен твои леса венчает,
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Равнины в бесконечность убегают
И степь родная хлебушек родит.
В земле твоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим наш путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем,
Как много изучить нам предстоит!

II. Объявление темы урока и целей, знакомство с “Зачетным листом”
(Приложение 2).

Задание 1. Составление общей схемы “Рельеф” (По мере ответов учащихся на интерактивной доске создается схема)

– Вспомните, что такое рельеф?
– Какие крупнейшие формы рельефа суши выделяют?
Как различаются горы по высоте?
Как различаются равнины по высоте?
– Почему облик земной поверхности постоянно меняется? (эндогенные и экзогенные факторы)
– Что относят к эндогенным факторам? (поднятия и опускания, землетрясения, вулканизм)
– Что относят к экзогенным факторам (деятельность ледника, деятельность воды, ветра, человека)

Читайте также:  Самый полезный орех при наборе массы

Таблица по географии 8 класс формы рельефа и полезные ископаемые

Задание 2.
Под влиянием каких факторов произошло образование данных форм рельефа?
(Приложение 3)

(На слайдах появляются разные формы рельефа)

  1. Деятельность  ветра
  2. Карстовые процессы – вода
  3. Деятельность человека
  4. Моренный рельеф – ледник
  5. Эоловые процессы – ветер
  6. Землетрясения
  7. Вулканизм
  8. Овраг – деятельность текучих вод

Задание 3. Диктант на проверку знания терминов и понятий.

1. Выход на поверхность кристаллического фундамента платформы…(щит)
2. Бурные грязекаменные потоки…(сели)
3. Древние относительно устойчивые участки земной коры…(платформы)
4. Крупные скопления полезных ископаемых…(месторождения)
5. Рыхлые глинисто-валунные ледниковые отложения…(морена)
6. Группы близкорасположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого…(бассейн)
7. Самые длинные отрезки времени в геологической истории Земли…(эры)
Учащиеся обмениваются работами, проводят проверку, сверяясь с ответами на доске, и выставляют в “Зачетный лист” количество баллов (правильный ответ-1балл)

Задание 4. Работа по вариантам.

1 вариант выполняет интерактивный тест на ПК. 2 вариант путем сопоставления физической и тектонической карт устанавливают соответствие между формой рельефа и тектонической структурой.
1 вариант. Тест.
1. Высшая точка России расположена в пределах…
а) Алтая
б) Кавказа
в) Саян

2. Самая высокая и расчлененная равнина в России…
а) Восточно-Европейская равнина
б) Западно-Сибирская равнина
в) Среднесибирское плоскогорье

3. В виде какого щита выходит на поверхность фундамент Восточно-Европейской платформы…
а) Алданского
б) Балтийского
в) Анабарского

4. Какие окраины России расположены на границах современных литосферных плит…
а) Восточные
б) Западные
в) Северные

5. Какая складчатость протекала во второй половине палеозоя…
а) Байкальская
б) Герцинская
в) Каледонская

6. Равнины расположены на …
а) границах литосферных плит
б) платформах
в) в складчатых областях

7. Крупнейшими каменно-угольными бассейнами являются…
а) Кузбасс, Канско-Ачинский
б) Тунгусский, Ленский
в) Уренгой, Ямбург

8. Поверхность России понижается к …
а) югу
б) северу
в) западу
г) востоку

9. Если скорость поднятия земной коры равна скорости разрушения, то образуются…
а) впадины
б) горы
в) равнины

10. Геологическая эра, продолжающаяся и сейчас…
а) мезозойская
б) кайнозойская
в) палеозойская

2 вариант. Таблица соответствия.
Установите соответствие.

(На выполнение задания отводится 7 мин)

Форма рельефа

Тектоническая структура

Сихотэ – Алинь                          

Среднесибирское плоскогорье

Кавказ  

Урал 

Хибины

Западный Саян                            

Западно – Сибирская равнина

Становой хребет                          

Алтай   

Горы Бырранга                          

1. Область каледонской складчатости
2. Область мезозойской складчатости
3. Область герцинской складчатости
4. Алданский щит
5. Балтийский щит
6. Сибирская древняя платформа
7. Область мезозойской складчатости
8. Область герцинской складчатости
9. Область кайнозойской складчатости
10. Западно-Сибирская плита

В итоге проверки получается следующая таблица:

Сихотэ – Алинь                          

Область мезозойской складчатости

Среднесибирское плоскогорье

Сибирская древняя платформа

Кавказ  

Область кайнозойской складчатости

Урал 

Область герцинской складчатости

Хибины

Балтийский щит

Западный Саян                            

Область каледонской складчатости

Западно – Сибирская равнина

Западно-Сибирская плита

Становой хребет                          

Алданский щит

Алтай   

Область герцинской складчатости

Горы Бырранга                          

Область мезозойской складчатости

Проверка 2 варианта на интерактивной доске.
Оценка результатов и запись кол-ва баллов в “Зачетный лист”
– Какой можно сделать вывод? (Складчатым областям и щитам в рельефе соответствуют горы, а платформам – равнины)

Задание 5. Игровой момент “SOS“.

Работа с физической картой атласа.
Определите по координатам географические объекты, с которых поступил сигнал бедствия, и предположите возможную причину.

560  с.ш.,1620  в.д.вулкан Ключевская сопка     (извержение вулкана)
-470  с.ш., 1510  в.д. – Курильские острова                (землетрясение)
-500  с.ш., 860  в.д. – гора Белуха                  (снежная лавина, обвал )

Задание 6. Выполняется по вариантам.

1 вариант – работа с “немой картой”, 2 вариант – интерактивный тест.

1. Моренный рельеф образовался в результате деятельности…
а) ветра
б) ледника
в) текучих вод

2. В России районами проявления сильных землетрясений являются…
а) Камчатка, Курильские острова, Кавказ
б) Кольский полуостров, Западно-Сибирская низменность
в) Урал, Среднесибирское плоскогорье

3. Горы в России занимают около…
а) половины территории
б) третьей части территории
в) четвертой части территории

4. В виде каких щитов выходит на поверхность фундамент Сибирской платформы…
а) Алданского и Анабарского
б) Алданского и Балтийского
в) Балтийского и Анабарского

5. Какая складчатость протекала в первой половине палеозойской эры…
а) Альпийская
б) Герцинская
в) Каледонская

6. К древним складчатым областям приурочены месторождения…
а) угля, нефти, газа
б) железных руд, золота
в) и тех и других

7. Самым крупным действующим вулканом в России является…
а) Кроноцкая сопка
б) Ключевская сопка
в) Авачинская сопка

8. Строение земной коры показано на карте…
а) физической
б) геологической
в) тектонической

9. К формам рельефа ледникового происхождения относятся…
а) морены, троги, бараньи лбы
б) овраги, балки
в) барханы, дюны

10. Крупнейшие месторождения нефти и газа расположены на…
а) Восточно-Европейской равнине
б) Западно-Сибирской равнине
в) Среднесибирском плоскогорье

Проверка 1 варианта на интерактивной доске.

Задание 7. Работа с геохронологической таблицей. « Кто быстрее?»

Когда появились примитивные птицы? (Мезозойская эра, юрский период)

Когда появились первые пустыни? ( Палеозойская эра, девонский период)

Назовите эру, и период в которой мы живем? (Кайнозойская эра, четвертичный  период)

Когда появились первые млекопитающие? ( Мезозойская эра, триасовый период)

Когда появились первые наземные растения? (Палеозойская эра, силурийский период)

Самая древняя эра? (Архейская эра)

За каждый правильный ответ – доп. балл.

III. Подведение итогов. Самооценка знаний, оценка урока.

Если останется время.

Викторина.

1. Крупнейший горный хребе?