Таблица формы рельефа полезные ископаемые россии

Таблица формы рельефа полезные ископаемые россии thumbnail

        Здравствуйте!

*

        В настоящее время незнание истории своей малой Родины – одна из главных проблем. Но все знают, что без прошлого не было бы и настоящего. История, которую мы хотим вам представить , началась чуть более полувека назад, но, к примеру, для многих наших одноклассников она так же далека, как Средневековье.

*

 Мы здесь родились, здесь же живут наши родные. Со временем мы поняли, что хотим узнать: как же все начиналось.

        Так с чего же начинается  Родина?  Наша – началась с бурого угля.

*

        Нередко бывает, что добывать уголь в шахтах трудоемко и невыгодно. Иногда и в его пластах встречается так много бесполезных примесей, что разрабатывать такие пласты совершенно нецелесообразно. Казалось бы, что такой уголь навсегда останется лежать в земле бесполезно для человека.

        А нельзя ли превращать его в газ прямо в недрах земли, не вынимая на поверхность?

*

        Решить эту проблему помогла идея подземной газификации угля. Впервые ее высказал великий русский ученый Д.И. Менделеев в 1888 году.

*цитата фото  зачитать

«Настанет, вероятно, со временем такая эпоха, что уголь из земли вынимать не будут, а там, в земле, его сумеют превращать в горючие газы и их по трубам будут распределять на далекие расстояния.»

*фото

        К этой идее возвращались в 30-е годы прошлого века, но во время войны почти все станции ПГУ в Советском Союзе были уничтожены. В тяжелые послевоенные годы стране понадобились огромные энергетические ресурсы для восстановления экономики, сельского хозяйства и других сфер. И тогда

было принято решение о возвращении к ПГУ.

*

В эти же годы были запроектированы Подмосковная и Шатская станции ПГУ в районе города Тула, Каменская — в Ростовской области, Ангренская — в Узбекистане, Южно-Абинская — в Кузбассе и другие.

Сырьевой базой для Шатская станции ПГУ  должны были стать угли Подмосковного буроугольного бассейна.

*

   В августе 1948 года в Главном управлении искусственного жидкого топлива и газа – “Главгазтоппром” при Совете министров СССР была создана комиссия для выбора под Тулой, на одной из угольных залежей, площадки для строительства новой станции “Подземгаз”.

*

 Назначение станции состояло в выработке методом подземной газификации углей энергетического газа для использования его как топлива в газовых электротурбинах. Получаемую турбиной электроэнергию планировалось передавать в государственную энергосистему.

*видеожурнал

* Шатская станция «ПОДЗЕМГАЗ» стала первой в мире электростанцией с газовыми турбинами, работающими на газе ПГУ.

*

В этой технологии был заинтересован не только Советский Союз, но и другие страны.

Проекты газогенераторных станций разрабатывались также для Китайской Народной Республики, Корейской народно-демократической Республики, Индии.

Нашу станцию не раз посещали иностранные делегации, в том числе китайская и английская, члены которых наблюдали за процессом и перенимали опыт у наших работников.  В Великобритании, Бельгии, США, Польше, Чехословакии, Вьетнаме и в других странах были сделаны попытки повторить опыт нашей страны по ПГУ. 

Несмотря на то, что были получены в принципе положительные результаты, эти работы дальнейшего развития не получили

*

Но вернемся к строительству. Место было определено сравнительно быстро – им оказалось месторождение, позднее названное Шатским, в 15км к юго-востоку от Тулы, запасы которого должны были обеспечить работу станции на 20 лет. И вот в 1949 году начинается строительство станции.

*

На строительство, а в последующем и на работу на новой станции, приезжали люди со всех концов Советского Союза и, в отличие от жителей окрестных деревень, имевших свои дома, первые несколько месяцев жили в палатках, а немного позже вблизи промплощадки построили временный жилой поселок из сборно-щитовых бараков, который просуществовал до 1975 года.

*

Строительство началось в 1950 году.

*

 Тогда здесь не было ни одного деревца, улицы. Все было перерыто траншеями для прокладки водопровода, канализации и теплосети, причем центральное отопление предусматривалось только в 2-этажных домах по улице Ленина и Садовой, в остальных печное отопление. Грязь после дождей была настолько вязкая, что от сапог отрывались подошвы.

*

Но постепенно поселок благоустраивался, озеленялся, асфальтировался.

*

 В два следующих года помимо жилых домов были построены: здравпункт, аптека, баня,

*

 столовая, клуб, школа и детский сад.

*

 Названием поселок Шатск, как и Шатская станция «Подземгаз» обязаны протекающей вблизи речушке Шат.

Жизнь в поселке кипела во всех смыслах.

*

 Стали организовываться футбольные матчи, хоккейные турниры, лыжные гонки и велокроссы. Заводской хор был одним из лучших

,*

 а футбольная команда одной из сильнейших среди коллективов Киреевского района, к которому в то время относился Шатск.

*

 В Доме Культуры был замечательный духовой оркестр и вокально-инструментальный ансамбль. *

За клубом была оборудована танцплощадка, так же было обустроено футбольное поле, и каждую зиму заливали каток.

Планировалась застройка микрорайона поселка Шатск, собирались проложить трамвайные пути  в Тулу и строить аэропорт. Скучно жителям никогда не было!

*

Но вернемся к заводу.

*Видео Савельева

   В 60-е годы, настала эра природного газа. Открытие мощных месторождений подвигло руководство страны искать более быстрые пути к энергоносителям. В 1964 году было решено прекратить работы по проектированию и строительству новых станций «Подземгаза» и свернуть научно-исследовательские работы в этой области.

*

 Шатская станция «Подземгаз» как и другие станции (кроме Ангренской и Южно-Абинской) была перепрофилирована на производство строительных конструкций и нестандартного оборудования для промыслов природного газа. Окончательно производство газа ПГУ было прекращено на Шатской станции «Подземгаз» в 1974 году, когда был закрыт (затушен) последний подземный газогенератор.

По мнению С. Лазаренко, д.т.н., ведущего научного сотрудника Института угля и углехимии СО РАН, технология ПГУ открывает новые возможности в разработке угольных пластов со сложными горно-геологическими условиями залегания. Безусловно, что ПГУ сегодня нужно рассматривать как технологию ближней и средней перспективы — технологию, которая, не будучи в состоянии сегодня конкурировать со сравнительно дешевым природным газом и нефтью, через определенный период будет обязательно востребована.

В заключении мы  хотим сказать, что это лишь маленькая часть истории поселка Шатск и завода ООО «Промстройгаз». Здесь нет ничего о людях, которые творили эту историю. Мы надеемся, что и у нас будет возможность внести свой посильный вклад в развитие поселка .

Источник

1. Актуализация знаний.

Что такое платформа?

Обширный, малоподвижный, устойчивый, участок земной коры.

Какие формы рельефа соответствуют платформам?

Равнинные, платообразные.

Что такое складчатость?

Неустойчивый, подвижный участок земной коры с нарушенным залеганием горных пород.

Какие формы рельефа соответствуют складчатым поясам?

Горные страны, нагорья.

Как образовывались полезные ископаемые осадочного происхожде­ния?

В результате разрушения и переотложения веществ различного происхождения.

Как образовывались полезные ископаемые магматического происхо­ждения?

Под действием эндогенных процессов, а именно преобразованием пород под действием высоких температур.

2. Заполните таблицу.

Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам России

3. Объясните причины найденных различий.

Наличие на территории полезных ископаемых и особенности их размещения связаны с возрастом и историей развития тектонических структур.

4. Сделайте выводы.

Анализ размещения полезных ископаемых на территории Евразии показывает, что в пределах платформенных областей сформировались в основном полезные ископаемые осадочного про­исхождения. Например: нефть, уголь, газ, фосфориты, калийные и каменные соли.

Это объясняется следующими причинами: участие коры выветривания или отмерших живых организмов, которые разрушаются и переотлогаются.

В пределах складчатых поясов сформировались в основном полезные ископаемые магматического и метаморфического происхождения. Например: руды чёрных и цветных металлов, полиметаллические руды, драгоценные металлы, алмазы.

Это объясняется следующими причинами: постоянное движение, эндогенные процессы, изменение горных пород под действием высоких температур и высокого давления.

Источник

«Рельеф и формы рельефа»

Рельеф — совокупность неровностей земной поверхности.

Рельеф слагается из положительных (выпуклых) и отрицательных (вогнутых) форм. Крупнейшие отрицательные формы рельефа на Земле — впадины океанов, положительные — материки. Это формы рельефа первого порядка. Формы рельефа второго порядка — горы и равнины (как на суше, так и на дне океанов). Поверхность гор и равнин имеет сложный рельеф, состоящий из более мелких форм.

Морфоструктуры — крупные элементы рельефа суши, дна океанов и морей, ведущая роль в образовании которых принадлежит эндогенным процессам. Крупнейшие неровности поверхности Земли образуют выступы материков и впадины океанов. Наиболее крупные элементы рельефа суши — равнинно-платформенные и горные области.

Равнинно-платформенные области включают равнинные части древних и молодых платформ и занимают около 64 % площади суши. Среди равнинно-платформенных областей имеются низкие, с абсолютными высотами 100—300 м (Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Туранская, Северо-Американская равнины), и высокие, поднятые новейшими движениями коры на высоту 400—1000 м (Среднесибирское плоскогорье, Африкано-Аравийская, Индостанская, значительные части Австралийской и Южно-Американской равнинных областей).

Горные области занимают около 36 % площади суши.

Подводная окраина материка (около 14 % поверхности Земли) включает мелководную равнинную в целом полосу материковой отмели (шельф), материковый склон и расположенное на глубинах от 2500 до 6000 м материковое подножие. Материковый склон и материковое подножие отделяют выступы материков, образованные совокупностью суши и шельфа, от основной части океанического дна, называемой ложем океана.

Зона островных дуг — переходная зона ложа океана. Собственно ложе океана (около 40 % поверхности Земли) большей частью занято глубоководными (средняя глубина 3—4 тыс. м) равнинами, которые соответствуют океаническим платформам.

Морфоскульптуры — элементы рельефа земной поверхности, в образовании которых ведущая роль принадлежит экзогенным процессам. Наибольшую роль в формировании морфоскульптур играет работа рек и временных потоков. Они создают широко распространенные флювиальные (эрозионные и аккумулятивные) формы (речные долины, балки, овраги и др.). Большое распространение имеют ледниковые формы, обусловленные деятельностью современных и древних ледников, особенно покровного типа (северная часть Евразии и Северной Америки). Они представлены долинамитрогами, «бараньими лбами» и «курчавыми» скалами, моренными грядами, озами и др. На огромных территориях Азии и Северной Америки, где распространены многолетнемерзлые толщи пород, развиты разнообразные формы мерзлотного (криогенного) рельефа.

Формы рельефа

Важнейшие формы рельефа.

Наиболее крупные формы рельефа — выступы материков и впадины океанов. Их распространение зависит от наличия гранитного слоя в земной коре.

Главными формами рельефа суши являются горы и равнины. Примерно 60 % суши занимают равнины — обширные участки земной поверхности со сравнительно малыми (до 200 м) колебаниями высот. По абсолютной высоте равнины делят на низменности (высота 0—200 м), возвышенности (200—500 м) и плоскогорья (выше 500 м). По характеру поверхности — на плоские, холмистые, ступенчатые.

Таблица «Рельеф и формы рельефа. Равнины».

Равнины Таблица

Горы — возвышения земной поверхности (более 200 м) с четко выраженными склонами, подошвой, вершиной. По внешнему виду горы подразделяются на горные хребты, цепи, кряжи и горные страны. Отдельно стоящие горы встречаются редко, представляя собой либо вулканы, либо остатки древних разрушенных гор. Морфологическими элементами гор являются: основание (подошва); склоны; вершина или гребень (у хребтов).

Подошва горы — это граница между ее склонами и окружающей местностью, причем выражена она довольно отчетливо. При постепенном переходе от равнины к горам выделяется полоса, которая называется предгорье.

Склоны занимают большую часть поверхности гор и чрезвычайно разнообразны по внешнему виду и крутизне.

Вершина — высшая точка горы (горных хребтов), остроконечная вершина горы — пик.

Литосфера и рельеф

Горные страны (горные системы) — крупные горные сооружения, которые состоят из горных хребтов — линейно вытянутых горных поднятий, пересекающихся склонами. Точки соединения и пересечения горных хребтов образуют горные узлы. Это обычно наиболее высокие части горных стран. Понижение между двумя горными хребтами называют горной долиной.

Нагорья — участки горных стран, состоящие из сильно разрушенных хребтов и высоких равнин, покрытых продуктами разрушения.

Таблица «Рельеф и формы рельефа. Горы»

Горы Горные системы Таблица

По высоте горы делят на низкие (до 1000 м), средневысокие (1000—2000 м), высокие (более 2000 м). По строению различают складчатые, складчато-глыбовые и глыбовые горы. По геоморфологическому возрасту различают молодые, омоложенные и возрожденные горы. На суше преобладают горы тектонического происхождения, в океанах — вулканического.

Вулкан (от лат. vulcanus — огонь, пламя) — геологическое образование, возникающее над каналами и трещинами в земной коре, по которым на земную поверхность извергаются лава, пепел, горючие газы, водные пары и обломки горных пород. Выделяют действующие, уснувшие и потухшие вулканы. Вулкан состоит из четырех основных частей: магматический очаг, жерло, конус и кратер. Во всем мире насчитывается около 600 вулканов. Большая часть из них находится вдоль границ плит, где раскаленная докрасна магма поднимается из недр Земли и вырывается на поверхность.

Типичный вулкан представляет собой холм с проходящей сквозь его толщу трубой, называемой жерлом вулкана с магматическим очагом (областью скопления магмы), из которого поднимается жерло. Кроме жерла, от магматического очага могут отходить также небольшие каналы с магмой, называемые селями и дайками. Когда в магматическом очаге создается высокое давление, вверх по жерлу поднимается и выбрасывается в воздух смесь магмы и твердых камней — лава. Это явление называется извержением вулкана. Если лава очень густая, она может застыть в жерле вулкана, образовав пробку. Однако огромное давление снизу взрывает пробку, извергая высоко в воздух большие глыбы пород, называемые вулканическими бомбами. После каждого извержения вулкана лава застывает в виде твердой корки. Вулканические холмы с крутыми склонами называют коническими, с пологими — щитовыми. Современные действующие вулканы: Ключевская Сопка, Авачинская Сопка (Камчатка, Россия), Исалько (Сальвадор), МаунаЛоа (Гавайи) и др.

виды рельефа

Конспект урока «Рельеф и формы рельефа». Следующая тема: «Силы, изменяющие рельеф Земли»

Источник

Цели и задачи урока:

Изучить состав полезных ископаемых и
особенности размещения рудных и нерудных
ископаемых. Сформировать представления о связях
между полезными ископаемыми, рельефом и
тектоническими структурами. Обучить приему
наложения карт. Познакомить с экологическими
проблемами, связанными с добычей полезных
ископаемых. Показать практическое применение
полезных ископаемых в хозяйстве и в искусстве.

Оборудование: Карты: физическая,
тектоническая; коллекция полезных ископаемых,
картины (добыча нефти, угля), формы для
декорирования, клей ПВА, емкости с песком, солью и
углем, мультимедийный комплекс.

Приложение 1

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Сегодня у нас бинарный урок
по географии и технологии.

2. Повторение. Проверка домашнего задания

1) Фронтальное повторение терминов

2) Показать знание расположения крупных форм
рельефа по их описанию (работа с картой)

– Горы, разделяющие две крупные равнины,
которые протянулись с севера на юг и раньше
назывались “камень”. (Уральские.)

– Горный хребет, расположенный вдоль правого
берега Лены. (В нижнем течении Верхоянский.)

– Самые высокие горы Юга Сибири. (Алтай.)

– Горы, протянувшиеся вдоль побережья
Японского моря, их еще называют
“Дальневосточном Уралом”. (Сихотэ-Алинь.)

– Крупнейший горный хребет Камчатки. (Срединный.)

– Нагорье к северо-востоку от озера Байкал. (Становое.)

– Горы, расположенные к востоку от Алтая и
состоящие из двух хребтов. (Саяны.)

– Самое восточное нагорье России. (Чукотское.)

– Горы на полуострове Таймыр. (Бырранга.)

– Какой горный хребет на северо-востоке России,
носит имя русского путешественника. (Хребет
Черского.)

– Она расположена на древней платформе.
Складчатый фундамент выходит на поверхность на
Кольском полуострове и в Карелии (Русская или
Восточно – Европейская равнина)

– Эта крупная равнина имеет плоскую
поверхность. На ней много болот и озер (Западно-Сибирская
равнина).

– Самые высокие горы России (Кавказ).

– Возвышенная равнина, расположенная между
реками Енисей и Леной (Среднесибирское
плоскогорье).

3. Изучение новой темы

Вводная беседа и подготовка к восприятию
новых знаний.

Учитель географии. Так не похожие друг на
друга железная руда и нефть, мрамор и природный
газ на самом деле очень близки между собой.
Называются они, так же как и многие другие
вещества, полезными ископаемыми. Ископаемые –
потому что извлекаются из недр Земли. Полезные –
потому что служат человеку, т. е. по его воле
превращаются в разнообразные необходимые вещи,
которые создают уют, обеспечивают безопасность,
обогревают, кормят, перевозят. Одним словом,
полезные ископаемые необходимы всегда и везде и
оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

Тема: Полезные и красивые ископаемые
России (слайд. См. Приложение 1).

Цель: изучить полезные ископаемые
России и показать их применение в прикладном
искусстве.

Полезные ископаемые – это
минеральные образования земной коры, которые
человек использует или будет использовать в
хозяйстве (слайд).

В земной коре залегают полезные ископаемые. Это
минералы и горные породы, которые используются в
хозяйстве. Мы с вами изучали классификацию
горных пород и минералов в 6 классе, давайте
вспомним ее. Схема. (слайд). Рассказ учащихся.Также
полезные ископаемые различают по составу и
особенностям использования
Схема (слайд)

Учитель географии. Горючие и неметаллические
полезные ископаемые залегают в осадочных
породах и наиболее характерны для платформ. Это
нерудные ископаемые: газ, нефть, уголь, горючие
сланцы и т. д. Но существуют и исключения, наличие
рудных месторождений на платформах. Такие рудные
месторождения приурочены к щитам либо к тем
частям плит, где мощность осадочного чехла
невелика и кристаллический фундамент подходит
близко к поверхности. Рассмотрев
местонахождения полезных ископаемых мы найдем
этому подтверждение (примером таких
месторождений могут быть железные руды
Алданского щита, никелевые и железные руды
Кольского полуострова, КМА)

В складчатых областях обычно находятся
месторождения рудных ископаемых, т.е
металлические. Это связано с их происхождением.
Магма и горючие магматические растворы, из
которых образовались руды, поднимались из недр
Земли по разломам, трещинам, пустотам и
застывали, образуя месторождения (этот процесс
изображен в учебнике на рисунке 156, с. 43).

Учитель географии. Мы с вами на предыдущих
уроках заполняли таблицу, где указывали: форма
рельефа – тектоническая структура – полезные
ископаемые. Две колонки мы с вами уже заполнили,
сегодня мы отметим, какие полезные ископаемые на
каких территориях залегают. И сделаем вывод.
Работа с таблицей, интерактивной картой,
презентацией. (слайд)

Таблица
Взаимосвязь рельефа, геологического строения
и полезных ископаемых

Формы рельефаТектонические
структуры
Полезные ископаемые
Восточно-Европейская равнина
Прикаспийская низменность
Восточно-Европейская платформаНефть, уголь, фосфориты, гипс
Калийные соли, поваренная соль
Западно – Сибирская равнинаЗападно-Сибирская плита (молодая
платформа)
Нефть, газ, уголь
Среднесибирское плоскогорьеСибирская платформаалмазы, уголь
Горы ХибиныБалтийский щитжелезные, алюминиевые и молибденовые
руды
Алданское нагорье
Среднерусская возвышенность
Алданский щит
Воронежский массив
молибденовые руды, золото, железная
руда
Плато ПуторанаАнабарский щитМедные и никелевые руды
Горы УралаОбласть герцинской складчатостижелезная, медная, алюминиевая,
титановая руды, магнезит, асбест, малахит, мрамор
Горы КавказаОбласть кайнозойской
складчатости
вольфрамовые, молибденовые, медные руды
Срединный хребетОбласть кайнозойской
складчатости
Медные и никелевые руды
Восточный СаянОбласть байкальской складчатостижелезная руда
Западный СаянОбласть герцинской и каледонской
складчатости
молибденовые и железные руда
АлтайОбласть герцинской и каледонской
складчатости
Цинковые, свинцовые,
вольфрамовые, медные руды

Вывод: Для платформ наиболее характерны
ископаемые осадочного происхождения. Исключение
составляют алмазы, т. к. это неметаллическое
полезное ископаемое, но залегает в магматических
породах. В складчатых областях находятся
месторождения рудных ископаемых, также наличие
рудных месторождений приурочены к щитам.

По ходу объяснения материала учитель
демонстрирует образцы полезных ископаемых.
Учитель показывает на карте полезных ископаемых,
в каких районах России добывают те или иные
полезные ископаемые.

Скопления полезных ископаемых образуют
месторождения.

Месторождение – это скопление полезных
ископаемых. (слайд)

Группы близко расположенных месторождений
одного и того же полезного ископаемого называют бассейном.

Бассейн – это группа близко расположенных
месторождений одного и того же полезного
ископаемого. (слайд)

Меры по сбережению полезных ископаемых.

Полезные ископаемые – важнейшие природные
богатство страны, ее минеральные ресурсы. Наша
страна богата полезными ископаемыми и
обеспечивает себя всеми видами минеральных
ресурсов. Несмотря на необычайное разнообразие и
огромные запасы, полезные ископаемые
практически не возобновляются и относятся к
исчерпаемым ресурсам. Поэтому главной задачей
при разработке месторождений является более
комплексное их использование.

Как бы могущественны ни были глубинные силы
Земли, но не только они создают рельеф земной
поверхности. В природе одновременно действуют
многие другие, не менее могучие и активные
внешние силы, источниками, энергии которых
служат Солнце и космос. Как только вершина гор
поднимаются хоть немного над уровнем океана, на
них начинают действовать морские волны и ветры,
холод и жара, дожди и текучие воды. Из года в год
они разрушали и расчленяли поднимающийся свод
гор, вымывая и унося в первую очередь мягкие и
податливые породы.

Без преувеличения можно сказать, что вся
красота горных вершин, утесов, ущелий Кавказа,
Урала, Алтая создана разрушительными силами.
Бурные потоки воды штурмуют берега, подхватывая
камни, песок, и ими, как рашпилем, выпиливают
долину, используя, прежде всего направление
трещин. Дикая и величественная картина предстает
перед глазами путника.

Чем выше поднимаются горы, тем интенсивнее идет
их разрушение, тем больше рыхлого материала
сносится с них и откладывается в предгорных
прогибах и морях так образовываются обломочные
горные породы: песок, глина и другие (видиофильм).

В начале урока я сказала, что ископаемые
называются полезные – потому что, служат
человеку. Они обеспечивают развитие черной и
цветной металлургии, топливной, химической,
пищевой, легкой промышленности. Используются для
строительства мостов, дорог, производства
кирпича, посуды, стекла. Сельское хозяйство не
может обойтись без удобрений и топлива.

Учитель технологии:

Кристаллы всюду на земле
Без них не обойтись нигде.
В строительстве, архитектуре,
В живой природе и скульптуре.
 А эти украшения царей
Ты только посмотри сюда скорей!
Такой красы не видел никогда:
 Алмазы, яхонты, рубины, бирюза.
Все гранями сверкают и блестят,
Они один секрет в себе таят(слайд)

Красота без доброты умирает
невостребованной.
Бенджамин ФРАНКЛИН (слайд)

Природные камни издавна применяются в
прикладном искусстве для выполнения деталей
убранства интерьеров; символов власти, предметов
культа, парадного оружия, доспехов; ювелирных
украшений. Изделия с драгоценными и поделочными
камнями встречаются уже с 4-го тыс. до н. э. (слайд)

4. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке вам было дано самостоятельное
творческое задание по теме: “Изделия, в которых
используются горные породы и минералы”. Прошу
сейчас представить свою работу.

Ответы учащихся:

Ученик 1. В 1719 по указу Петра I был
создан АЛМАЗНЫЙ ФОНД Российской Федерации,
государственное собрание драгоценных камней и
ювелирных изделий, имеющих историческую,
художественную и материальную ценность, а также
уникальных золотых и платиновых самородков
(слайд)

Экспозиция включает в себя два зала:
исторический, в котором представлены предметы,
принадлежавшие членам российской императорской
семьи, и современный, где экспонируются самые
большие слитки золота и платины, найденные в
России, алмазы-гиганты и современные ювелирные
изделия.

Среди наиболее ценных экспонатов Фонда: корона
Российской империи, выполненная в 1762 году для
коронации императрицы Екатерины II. Ее украшают 5
тыс. бриллиантов и 75 жемчужин, это самая дорогая в
мире корона (слайд)

Вмонтированный в золотой браслет плоский
портретный алмаз (площадь 7,5 см2), дореволюционные
и иностранные ордена, (слайд) лучшие образцы
ювелирных изделий из драгоценных камней 18-19 вв.
(алмазов, бриллиантов, изумрудов, сапфиров,
александритов,); (слайд) полудрагоценных и
поделочных камней(слайд)

Ученик 2. В искусстве применяются не
только драгоценные и поделочные камни, но и глина
(слайд)

Первые фигурки из глины появляются в
древнейшие времена палеолита (около 27в. до н. э.).
Несколько позднее появляются глиняные сосуды, в
которых хранили воду и продукты питания. В это же
время были попытки использовать обожженную
глину.

Изделия украшаются вылепленным орнаментом.
Постепенно керамика разных местностей обретает
разнообразие форм и орнаментов. В 6 тыс. до н. э. в
ряде регионов преобладает расписная керамика.

Расписная керамика Древней Греции оказала
огромное влияние на развитие всего мирового
декоративно-прикладного искусства. Широко
известны разнообразные типы древнегреческих
ваз, украшенные искусными цветочными узорами
(слайд)

Ученик 3. Майоликовые изделия были
распространены в странах Древнего Востока
(слайд)

МАЙОЛИКА – это вид керамики, изделия из цветной
обожженной глины, покрытые глазурью. В Древней
Руси искусство майолики знали уже в 11 в. В 18 в.
майоликовую посуду выпускал завод Гребенщикова
в Москве. (слайд)

В 17 в. крестьяне гжельских деревень и сел начали
выделывать поливную посуду и игрушки. Делали в
Гжели кирпич, глиняную обварную и томленую
посуду, а в конце того же 17 в. освоили
изготовление “муравленой” (т. е. покрытой
зеленоватой или коричневой глазурью) посуды, не
пропускавшей воду. О гжельских глинах было
известно и в Москве. (слайд) В 1663 царь Алексей
Михайлович издал указ: “…во Гжельской волости
для аптекарских и алхимических сосудов
приискать глины, которая глина годица к
аптекарских сосудам”.

Ученик 4. Один из русский
художественный промыслов – это ДЫМКОВСКАЯ
ИГРУШКА, возникший на основе местных гончарных
традиций. Название игрушки происходит от слободы
Дымково, ныне район города Вятки, где
производство игрушек уже в начале 19 в. приобрело
самостоятельное значение. (слайд) Промысел имел
семейную организацию – игрушку лепили женщины и
девочки, приурочивая ее изготовление к весенней
ярмарке.

Для их производства используется красная
глина, тщательно перемешанная с мелким речным
песком.

Учитель технологии: В прикладном искусстве
современного мира, песок используется в
необычной технике под названием “Стенд Арт”, в
которой применяются новые технологии. Обратите
внимание на экран. (слайд)

Учитель технологии:

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломоть хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За все, что сделано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час –
И мы трудиться будем!

5. Практическая работа

Сегодня мы с вами изготовим изделия
декорированные песком, солью и углём.

– Для этого необходимо взять любую стеклянную
форму, клей, карандаш, лист бумаги. (слайд)

– Нанести тонкой линией клей. (слайд)

– Посыпать солью, песком или углем. (слайд)

– Стряхнуть лишнее и работа готова! (слайд)

Повторение техники безопасности.

Но прежде чем приступить, к ее выполнению
необходимо повторить технику безопасности. Я
говорю предложение, а вы отвечаете “да” или
“нет”

  1. Работу начинать только с разрешения учителя. (Да.)
  2. При порезе промыть рану водой. (Нет.)
  3. Почему?
  4. При необходимости можно самостоятельно менять
    рабочее место. (Нет.)
  5. От правильной организации рабочего места
    зависит качество вашей работы. (Да.)
  6. Со стола можно сдуть соль или уголь. (Нет.)
  7. Содержать в чистоте и порядке рабочее место. (Да.)
  8. Можно пользоваться на уроке токсичным клеем. (Нет.)
  9. Не разговаривать во время работы. (Да.)
  10. После окончания работы убирать рабочее место. (Да.)