Таблица формы рельефа полезные ископаемые россии
Здравствуйте!
*
В настоящее время незнание истории своей малой Родины – одна из главных проблем. Но все знают, что без прошлого не было бы и настоящего. История, которую мы хотим вам представить , началась чуть более полувека назад, но, к примеру, для многих наших одноклассников она так же далека, как Средневековье.
*
Мы здесь родились, здесь же живут наши родные. Со временем мы поняли, что хотим узнать: как же все начиналось.
Так с чего же начинается Родина? Наша – началась с бурого угля.
*
Нередко бывает, что добывать уголь в шахтах трудоемко и невыгодно. Иногда и в его пластах встречается так много бесполезных примесей, что разрабатывать такие пласты совершенно нецелесообразно. Казалось бы, что такой уголь навсегда останется лежать в земле бесполезно для человека.
А нельзя ли превращать его в газ прямо в недрах земли, не вынимая на поверхность?
*
Решить эту проблему помогла идея подземной газификации угля. Впервые ее высказал великий русский ученый Д.И. Менделеев в 1888 году.
*цитата фото зачитать
«Настанет, вероятно, со временем такая эпоха, что уголь из земли вынимать не будут, а там, в земле, его сумеют превращать в горючие газы и их по трубам будут распределять на далекие расстояния.»
*фото
К этой идее возвращались в 30-е годы прошлого века, но во время войны почти все станции ПГУ в Советском Союзе были уничтожены. В тяжелые послевоенные годы стране понадобились огромные энергетические ресурсы для восстановления экономики, сельского хозяйства и других сфер. И тогда
было принято решение о возвращении к ПГУ.
*
В эти же годы были запроектированы Подмосковная и Шатская станции ПГУ в районе города Тула, Каменская — в Ростовской области, Ангренская — в Узбекистане, Южно-Абинская — в Кузбассе и другие.
Сырьевой базой для Шатская станции ПГУ должны были стать угли Подмосковного буроугольного бассейна.
*
В августе 1948 года в Главном управлении искусственного жидкого топлива и газа – “Главгазтоппром” при Совете министров СССР была создана комиссия для выбора под Тулой, на одной из угольных залежей, площадки для строительства новой станции “Подземгаз”.
*
Назначение станции состояло в выработке методом подземной газификации углей энергетического газа для использования его как топлива в газовых электротурбинах. Получаемую турбиной электроэнергию планировалось передавать в государственную энергосистему.
*видеожурнал
* Шатская станция «ПОДЗЕМГАЗ» стала первой в мире электростанцией с газовыми турбинами, работающими на газе ПГУ.
*
В этой технологии был заинтересован не только Советский Союз, но и другие страны.
Проекты газогенераторных станций разрабатывались также для Китайской Народной Республики, Корейской народно-демократической Республики, Индии.
Нашу станцию не раз посещали иностранные делегации, в том числе китайская и английская, члены которых наблюдали за процессом и перенимали опыт у наших работников. В Великобритании, Бельгии, США, Польше, Чехословакии, Вьетнаме и в других странах были сделаны попытки повторить опыт нашей страны по ПГУ.
Несмотря на то, что были получены в принципе положительные результаты, эти работы дальнейшего развития не получили
*
Но вернемся к строительству. Место было определено сравнительно быстро – им оказалось месторождение, позднее названное Шатским, в 15км к юго-востоку от Тулы, запасы которого должны были обеспечить работу станции на 20 лет. И вот в 1949 году начинается строительство станции.
*
На строительство, а в последующем и на работу на новой станции, приезжали люди со всех концов Советского Союза и, в отличие от жителей окрестных деревень, имевших свои дома, первые несколько месяцев жили в палатках, а немного позже вблизи промплощадки построили временный жилой поселок из сборно-щитовых бараков, который просуществовал до 1975 года.
*
Строительство началось в 1950 году.
*
Тогда здесь не было ни одного деревца, улицы. Все было перерыто траншеями для прокладки водопровода, канализации и теплосети, причем центральное отопление предусматривалось только в 2-этажных домах по улице Ленина и Садовой, в остальных печное отопление. Грязь после дождей была настолько вязкая, что от сапог отрывались подошвы.
*
Но постепенно поселок благоустраивался, озеленялся, асфальтировался.
*
В два следующих года помимо жилых домов были построены: здравпункт, аптека, баня,
*
столовая, клуб, школа и детский сад.
*
Названием поселок Шатск, как и Шатская станция «Подземгаз» обязаны протекающей вблизи речушке Шат.
Жизнь в поселке кипела во всех смыслах.
*
Стали организовываться футбольные матчи, хоккейные турниры, лыжные гонки и велокроссы. Заводской хор был одним из лучших
,*
а футбольная команда одной из сильнейших среди коллективов Киреевского района, к которому в то время относился Шатск.
*
В Доме Культуры был замечательный духовой оркестр и вокально-инструментальный ансамбль. *
За клубом была оборудована танцплощадка, так же было обустроено футбольное поле, и каждую зиму заливали каток.
Планировалась застройка микрорайона поселка Шатск, собирались проложить трамвайные пути в Тулу и строить аэропорт. Скучно жителям никогда не было!
*
Но вернемся к заводу.
*Видео Савельева
В 60-е годы, настала эра природного газа. Открытие мощных месторождений подвигло руководство страны искать более быстрые пути к энергоносителям. В 1964 году было решено прекратить работы по проектированию и строительству новых станций «Подземгаза» и свернуть научно-исследовательские работы в этой области.
*
Шатская станция «Подземгаз» как и другие станции (кроме Ангренской и Южно-Абинской) была перепрофилирована на производство строительных конструкций и нестандартного оборудования для промыслов природного газа. Окончательно производство газа ПГУ было прекращено на Шатской станции «Подземгаз» в 1974 году, когда был закрыт (затушен) последний подземный газогенератор.
По мнению С. Лазаренко, д.т.н., ведущего научного сотрудника Института угля и углехимии СО РАН, технология ПГУ открывает новые возможности в разработке угольных пластов со сложными горно-геологическими условиями залегания. Безусловно, что ПГУ сегодня нужно рассматривать как технологию ближней и средней перспективы — технологию, которая, не будучи в состоянии сегодня конкурировать со сравнительно дешевым природным газом и нефтью, через определенный период будет обязательно востребована.
В заключении мы хотим сказать, что это лишь маленькая часть истории поселка Шатск и завода ООО «Промстройгаз». Здесь нет ничего о людях, которые творили эту историю. Мы надеемся, что и у нас будет возможность внести свой посильный вклад в развитие поселка .
1. Актуализация знаний.
Что такое платформа?
Обширный, малоподвижный, устойчивый, участок земной коры.
Какие формы рельефа соответствуют платформам?
Равнинные, платообразные.
Что такое складчатость?
Неустойчивый, подвижный участок земной коры с нарушенным залеганием горных пород.
Какие формы рельефа соответствуют складчатым поясам?
Горные страны, нагорья.
Как образовывались полезные ископаемые осадочного происхождения?
В результате разрушения и переотложения веществ различного происхождения.
Как образовывались полезные ископаемые магматического происхождения?
Под действием эндогенных процессов, а именно преобразованием пород под действием высоких температур.
2. Заполните таблицу.
Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам России
3. Объясните причины найденных различий.
Наличие на территории полезных ископаемых и особенности их размещения связаны с возрастом и историей развития тектонических структур.
4. Сделайте выводы.
Анализ размещения полезных ископаемых на территории Евразии показывает, что в пределах платформенных областей сформировались в основном полезные ископаемые осадочного происхождения. Например: нефть, уголь, газ, фосфориты, калийные и каменные соли.
Это объясняется следующими причинами: участие коры выветривания или отмерших живых организмов, которые разрушаются и переотлогаются.
В пределах складчатых поясов сформировались в основном полезные ископаемые магматического и метаморфического происхождения. Например: руды чёрных и цветных металлов, полиметаллические руды, драгоценные металлы, алмазы.
Это объясняется следующими причинами: постоянное движение, эндогенные процессы, изменение горных пород под действием высоких температур и высокого давления.
«Рельеф и формы рельефа»
Рельеф — совокупность неровностей земной поверхности.
Рельеф слагается из положительных (выпуклых) и отрицательных (вогнутых) форм. Крупнейшие отрицательные формы рельефа на Земле — впадины океанов, положительные — материки. Это формы рельефа первого порядка. Формы рельефа второго порядка — горы и равнины (как на суше, так и на дне океанов). Поверхность гор и равнин имеет сложный рельеф, состоящий из более мелких форм.
Морфоструктуры — крупные элементы рельефа суши, дна океанов и морей, ведущая роль в образовании которых принадлежит эндогенным процессам. Крупнейшие неровности поверхности Земли образуют выступы материков и впадины океанов. Наиболее крупные элементы рельефа суши — равнинно-платформенные и горные области.
Равнинно-платформенные области включают равнинные части древних и молодых платформ и занимают около 64 % площади суши. Среди равнинно-платформенных областей имеются низкие, с абсолютными высотами 100—300 м (Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Туранская, Северо-Американская равнины), и высокие, поднятые новейшими движениями коры на высоту 400—1000 м (Среднесибирское плоскогорье, Африкано-Аравийская, Индостанская, значительные части Австралийской и Южно-Американской равнинных областей).
Горные области занимают около 36 % площади суши.
Подводная окраина материка (около 14 % поверхности Земли) включает мелководную равнинную в целом полосу материковой отмели (шельф), материковый склон и расположенное на глубинах от 2500 до 6000 м материковое подножие. Материковый склон и материковое подножие отделяют выступы материков, образованные совокупностью суши и шельфа, от основной части океанического дна, называемой ложем океана.
Зона островных дуг — переходная зона ложа океана. Собственно ложе океана (около 40 % поверхности Земли) большей частью занято глубоководными (средняя глубина 3—4 тыс. м) равнинами, которые соответствуют океаническим платформам.
Морфоскульптуры — элементы рельефа земной поверхности, в образовании которых ведущая роль принадлежит экзогенным процессам. Наибольшую роль в формировании морфоскульптур играет работа рек и временных потоков. Они создают широко распространенные флювиальные (эрозионные и аккумулятивные) формы (речные долины, балки, овраги и др.). Большое распространение имеют ледниковые формы, обусловленные деятельностью современных и древних ледников, особенно покровного типа (северная часть Евразии и Северной Америки). Они представлены долинамитрогами, «бараньими лбами» и «курчавыми» скалами, моренными грядами, озами и др. На огромных территориях Азии и Северной Америки, где распространены многолетнемерзлые толщи пород, развиты разнообразные формы мерзлотного (криогенного) рельефа.
Важнейшие формы рельефа.
Наиболее крупные формы рельефа — выступы материков и впадины океанов. Их распространение зависит от наличия гранитного слоя в земной коре.
Главными формами рельефа суши являются горы и равнины. Примерно 60 % суши занимают равнины — обширные участки земной поверхности со сравнительно малыми (до 200 м) колебаниями высот. По абсолютной высоте равнины делят на низменности (высота 0—200 м), возвышенности (200—500 м) и плоскогорья (выше 500 м). По характеру поверхности — на плоские, холмистые, ступенчатые.
Таблица «Рельеф и формы рельефа. Равнины».
Горы — возвышения земной поверхности (более 200 м) с четко выраженными склонами, подошвой, вершиной. По внешнему виду горы подразделяются на горные хребты, цепи, кряжи и горные страны. Отдельно стоящие горы встречаются редко, представляя собой либо вулканы, либо остатки древних разрушенных гор. Морфологическими элементами гор являются: основание (подошва); склоны; вершина или гребень (у хребтов).
Подошва горы — это граница между ее склонами и окружающей местностью, причем выражена она довольно отчетливо. При постепенном переходе от равнины к горам выделяется полоса, которая называется предгорье.
Склоны занимают большую часть поверхности гор и чрезвычайно разнообразны по внешнему виду и крутизне.
Вершина — высшая точка горы (горных хребтов), остроконечная вершина горы — пик.
Горные страны (горные системы) — крупные горные сооружения, которые состоят из горных хребтов — линейно вытянутых горных поднятий, пересекающихся склонами. Точки соединения и пересечения горных хребтов образуют горные узлы. Это обычно наиболее высокие части горных стран. Понижение между двумя горными хребтами называют горной долиной.
Нагорья — участки горных стран, состоящие из сильно разрушенных хребтов и высоких равнин, покрытых продуктами разрушения.
Таблица «Рельеф и формы рельефа. Горы»
По высоте горы делят на низкие (до 1000 м), средневысокие (1000—2000 м), высокие (более 2000 м). По строению различают складчатые, складчато-глыбовые и глыбовые горы. По геоморфологическому возрасту различают молодые, омоложенные и возрожденные горы. На суше преобладают горы тектонического происхождения, в океанах — вулканического.
Вулкан (от лат. vulcanus — огонь, пламя) — геологическое образование, возникающее над каналами и трещинами в земной коре, по которым на земную поверхность извергаются лава, пепел, горючие газы, водные пары и обломки горных пород. Выделяют действующие, уснувшие и потухшие вулканы. Вулкан состоит из четырех основных частей: магматический очаг, жерло, конус и кратер. Во всем мире насчитывается около 600 вулканов. Большая часть из них находится вдоль границ плит, где раскаленная докрасна магма поднимается из недр Земли и вырывается на поверхность.
Типичный вулкан представляет собой холм с проходящей сквозь его толщу трубой, называемой жерлом вулкана с магматическим очагом (областью скопления магмы), из которого поднимается жерло. Кроме жерла, от магматического очага могут отходить также небольшие каналы с магмой, называемые селями и дайками. Когда в магматическом очаге создается высокое давление, вверх по жерлу поднимается и выбрасывается в воздух смесь магмы и твердых камней — лава. Это явление называется извержением вулкана. Если лава очень густая, она может застыть в жерле вулкана, образовав пробку. Однако огромное давление снизу взрывает пробку, извергая высоко в воздух большие глыбы пород, называемые вулканическими бомбами. После каждого извержения вулкана лава застывает в виде твердой корки. Вулканические холмы с крутыми склонами называют коническими, с пологими — щитовыми. Современные действующие вулканы: Ключевская Сопка, Авачинская Сопка (Камчатка, Россия), Исалько (Сальвадор), МаунаЛоа (Гавайи) и др.
Конспект урока «Рельеф и формы рельефа». Следующая тема: «Силы, изменяющие рельеф Земли»
Цели и задачи урока:
Изучить состав полезных ископаемых и
особенности размещения рудных и нерудных
ископаемых. Сформировать представления о связях
между полезными ископаемыми, рельефом и
тектоническими структурами. Обучить приему
наложения карт. Познакомить с экологическими
проблемами, связанными с добычей полезных
ископаемых. Показать практическое применение
полезных ископаемых в хозяйстве и в искусстве.
Оборудование: Карты: физическая,
тектоническая; коллекция полезных ископаемых,
картины (добыча нефти, угля), формы для
декорирования, клей ПВА, емкости с песком, солью и
углем, мультимедийный комплекс.
Приложение 1
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Сегодня у нас бинарный урок
по географии и технологии.
2. Повторение. Проверка домашнего задания
1) Фронтальное повторение терминов
2) Показать знание расположения крупных форм
рельефа по их описанию (работа с картой)
– Горы, разделяющие две крупные равнины,
которые протянулись с севера на юг и раньше
назывались “камень”. (Уральские.)
– Горный хребет, расположенный вдоль правого
берега Лены. (В нижнем течении Верхоянский.)
– Самые высокие горы Юга Сибири. (Алтай.)
– Горы, протянувшиеся вдоль побережья
Японского моря, их еще называют
“Дальневосточном Уралом”. (Сихотэ-Алинь.)
– Крупнейший горный хребет Камчатки. (Срединный.)
– Нагорье к северо-востоку от озера Байкал. (Становое.)
– Горы, расположенные к востоку от Алтая и
состоящие из двух хребтов. (Саяны.)
– Самое восточное нагорье России. (Чукотское.)
– Горы на полуострове Таймыр. (Бырранга.)
– Какой горный хребет на северо-востоке России,
носит имя русского путешественника. (Хребет
Черского.)
– Она расположена на древней платформе.
Складчатый фундамент выходит на поверхность на
Кольском полуострове и в Карелии (Русская или
Восточно – Европейская равнина)
– Эта крупная равнина имеет плоскую
поверхность. На ней много болот и озер (Западно-Сибирская
равнина).
– Самые высокие горы России (Кавказ).
– Возвышенная равнина, расположенная между
реками Енисей и Леной (Среднесибирское
плоскогорье).
3. Изучение новой темы
Вводная беседа и подготовка к восприятию
новых знаний.
Учитель географии. Так не похожие друг на
друга железная руда и нефть, мрамор и природный
газ на самом деле очень близки между собой.
Называются они, так же как и многие другие
вещества, полезными ископаемыми. Ископаемые –
потому что извлекаются из недр Земли. Полезные –
потому что служат человеку, т. е. по его воле
превращаются в разнообразные необходимые вещи,
которые создают уют, обеспечивают безопасность,
обогревают, кормят, перевозят. Одним словом,
полезные ископаемые необходимы всегда и везде и
оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.
Тема: Полезные и красивые ископаемые
России (слайд. См. Приложение 1).
Цель: изучить полезные ископаемые
России и показать их применение в прикладном
искусстве.
Полезные ископаемые – это
минеральные образования земной коры, которые
человек использует или будет использовать в
хозяйстве (слайд).
В земной коре залегают полезные ископаемые. Это
минералы и горные породы, которые используются в
хозяйстве. Мы с вами изучали классификацию
горных пород и минералов в 6 классе, давайте
вспомним ее. Схема. (слайд). Рассказ учащихся.Также
полезные ископаемые различают по составу и
особенностям использования Схема (слайд)
Учитель географии. Горючие и неметаллические
полезные ископаемые залегают в осадочных
породах и наиболее характерны для платформ. Это
нерудные ископаемые: газ, нефть, уголь, горючие
сланцы и т. д. Но существуют и исключения, наличие
рудных месторождений на платформах. Такие рудные
месторождения приурочены к щитам либо к тем
частям плит, где мощность осадочного чехла
невелика и кристаллический фундамент подходит
близко к поверхности. Рассмотрев
местонахождения полезных ископаемых мы найдем
этому подтверждение (примером таких
месторождений могут быть железные руды
Алданского щита, никелевые и железные руды
Кольского полуострова, КМА)
В складчатых областях обычно находятся
месторождения рудных ископаемых, т.е
металлические. Это связано с их происхождением.
Магма и горючие магматические растворы, из
которых образовались руды, поднимались из недр
Земли по разломам, трещинам, пустотам и
застывали, образуя месторождения (этот процесс
изображен в учебнике на рисунке 156, с. 43).
Учитель географии. Мы с вами на предыдущих
уроках заполняли таблицу, где указывали: форма
рельефа – тектоническая структура – полезные
ископаемые. Две колонки мы с вами уже заполнили,
сегодня мы отметим, какие полезные ископаемые на
каких территориях залегают. И сделаем вывод.
Работа с таблицей, интерактивной картой,
презентацией. (слайд)
Таблица
Взаимосвязь рельефа, геологического строения
и полезных ископаемых
Формы рельефа | Тектонические структуры | Полезные ископаемые | |
Восточно-Европейская равнина Прикаспийская низменность | Восточно-Европейская платформа | Нефть, уголь, фосфориты, гипс Калийные соли, поваренная соль | |
Западно – Сибирская равнина | Западно-Сибирская плита (молодая платформа) | Нефть, газ, уголь | |
Среднесибирское плоскогорье | Сибирская платформа | алмазы, уголь | |
Горы Хибины | Балтийский щит | железные, алюминиевые и молибденовые руды | |
Алданское нагорье Среднерусская возвышенность | Алданский щит Воронежский массив | молибденовые руды, золото, железная руда | |
Плато Путорана | Анабарский щит | Медные и никелевые руды | |
Горы Урала | Область герцинской складчатости | железная, медная, алюминиевая, титановая руды, магнезит, асбест, малахит, мрамор | |
Горы Кавказа | Область кайнозойской складчатости | вольфрамовые, молибденовые, медные руды | |
Срединный хребет | Область кайнозойской складчатости | Медные и никелевые руды | |
Восточный Саян | Область байкальской складчатости | железная руда | |
Западный Саян | Область герцинской и каледонской складчатости | молибденовые и железные руда | |
Алтай | Область герцинской и каледонской складчатости | Цинковые, свинцовые, вольфрамовые, медные руды |
Вывод: Для платформ наиболее характерны
ископаемые осадочного происхождения. Исключение
составляют алмазы, т. к. это неметаллическое
полезное ископаемое, но залегает в магматических
породах. В складчатых областях находятся
месторождения рудных ископаемых, также наличие
рудных месторождений приурочены к щитам.
По ходу объяснения материала учитель
демонстрирует образцы полезных ископаемых.
Учитель показывает на карте полезных ископаемых,
в каких районах России добывают те или иные
полезные ископаемые.
Скопления полезных ископаемых образуют
месторождения.
Месторождение – это скопление полезных
ископаемых. (слайд)
Группы близко расположенных месторождений
одного и того же полезного ископаемого называют бассейном.
Бассейн – это группа близко расположенных
месторождений одного и того же полезного
ископаемого. (слайд)
Меры по сбережению полезных ископаемых.
Полезные ископаемые – важнейшие природные
богатство страны, ее минеральные ресурсы. Наша
страна богата полезными ископаемыми и
обеспечивает себя всеми видами минеральных
ресурсов. Несмотря на необычайное разнообразие и
огромные запасы, полезные ископаемые
практически не возобновляются и относятся к
исчерпаемым ресурсам. Поэтому главной задачей
при разработке месторождений является более
комплексное их использование.
Как бы могущественны ни были глубинные силы
Земли, но не только они создают рельеф земной
поверхности. В природе одновременно действуют
многие другие, не менее могучие и активные
внешние силы, источниками, энергии которых
служат Солнце и космос. Как только вершина гор
поднимаются хоть немного над уровнем океана, на
них начинают действовать морские волны и ветры,
холод и жара, дожди и текучие воды. Из года в год
они разрушали и расчленяли поднимающийся свод
гор, вымывая и унося в первую очередь мягкие и
податливые породы.
Без преувеличения можно сказать, что вся
красота горных вершин, утесов, ущелий Кавказа,
Урала, Алтая создана разрушительными силами.
Бурные потоки воды штурмуют берега, подхватывая
камни, песок, и ими, как рашпилем, выпиливают
долину, используя, прежде всего направление
трещин. Дикая и величественная картина предстает
перед глазами путника.
Чем выше поднимаются горы, тем интенсивнее идет
их разрушение, тем больше рыхлого материала
сносится с них и откладывается в предгорных
прогибах и морях так образовываются обломочные
горные породы: песок, глина и другие (видиофильм).
В начале урока я сказала, что ископаемые
называются полезные – потому что, служат
человеку. Они обеспечивают развитие черной и
цветной металлургии, топливной, химической,
пищевой, легкой промышленности. Используются для
строительства мостов, дорог, производства
кирпича, посуды, стекла. Сельское хозяйство не
может обойтись без удобрений и топлива.
Учитель технологии:
Кристаллы всюду на земле
Без них не обойтись нигде.
В строительстве, архитектуре,
В живой природе и скульптуре.
А эти украшения царей
Ты только посмотри сюда скорей!
Такой красы не видел никогда:
Алмазы, яхонты, рубины, бирюза.
Все гранями сверкают и блестят,
Они один секрет в себе таят(слайд)
Красота без доброты умирает
невостребованной.
Бенджамин ФРАНКЛИН (слайд)
Природные камни издавна применяются в
прикладном искусстве для выполнения деталей
убранства интерьеров; символов власти, предметов
культа, парадного оружия, доспехов; ювелирных
украшений. Изделия с драгоценными и поделочными
камнями встречаются уже с 4-го тыс. до н. э. (слайд)
4. Проверка домашнего задания
На прошлом уроке вам было дано самостоятельное
творческое задание по теме: “Изделия, в которых
используются горные породы и минералы”. Прошу
сейчас представить свою работу.
Ответы учащихся:
Ученик 1. В 1719 по указу Петра I был
создан АЛМАЗНЫЙ ФОНД Российской Федерации,
государственное собрание драгоценных камней и
ювелирных изделий, имеющих историческую,
художественную и материальную ценность, а также
уникальных золотых и платиновых самородков
(слайд)
Экспозиция включает в себя два зала:
исторический, в котором представлены предметы,
принадлежавшие членам российской императорской
семьи, и современный, где экспонируются самые
большие слитки золота и платины, найденные в
России, алмазы-гиганты и современные ювелирные
изделия.
Среди наиболее ценных экспонатов Фонда: корона
Российской империи, выполненная в 1762 году для
коронации императрицы Екатерины II. Ее украшают 5
тыс. бриллиантов и 75 жемчужин, это самая дорогая в
мире корона (слайд)
Вмонтированный в золотой браслет плоский
портретный алмаз (площадь 7,5 см2), дореволюционные
и иностранные ордена, (слайд) лучшие образцы
ювелирных изделий из драгоценных камней 18-19 вв.
(алмазов, бриллиантов, изумрудов, сапфиров,
александритов,); (слайд) полудрагоценных и
поделочных камней(слайд)
Ученик 2. В искусстве применяются не
только драгоценные и поделочные камни, но и глина
(слайд)
Первые фигурки из глины появляются в
древнейшие времена палеолита (около 27в. до н. э.).
Несколько позднее появляются глиняные сосуды, в
которых хранили воду и продукты питания. В это же
время были попытки использовать обожженную
глину.
Изделия украшаются вылепленным орнаментом.
Постепенно керамика разных местностей обретает
разнообразие форм и орнаментов. В 6 тыс. до н. э. в
ряде регионов преобладает расписная керамика.
Расписная керамика Древней Греции оказала
огромное влияние на развитие всего мирового
декоративно-прикладного искусства. Широко
известны разнообразные типы древнегреческих
ваз, украшенные искусными цветочными узорами
(слайд)
Ученик 3. Майоликовые изделия были
распространены в странах Древнего Востока
(слайд)
МАЙОЛИКА – это вид керамики, изделия из цветной
обожженной глины, покрытые глазурью. В Древней
Руси искусство майолики знали уже в 11 в. В 18 в.
майоликовую посуду выпускал завод Гребенщикова
в Москве. (слайд)
В 17 в. крестьяне гжельских деревень и сел начали
выделывать поливную посуду и игрушки. Делали в
Гжели кирпич, глиняную обварную и томленую
посуду, а в конце того же 17 в. освоили
изготовление “муравленой” (т. е. покрытой
зеленоватой или коричневой глазурью) посуды, не
пропускавшей воду. О гжельских глинах было
известно и в Москве. (слайд) В 1663 царь Алексей
Михайлович издал указ: “…во Гжельской волости
для аптекарских и алхимических сосудов
приискать глины, которая глина годица к
аптекарских сосудам”.
Ученик 4. Один из русский
художественный промыслов – это ДЫМКОВСКАЯ
ИГРУШКА, возникший на основе местных гончарных
традиций. Название игрушки происходит от слободы
Дымково, ныне район города Вятки, где
производство игрушек уже в начале 19 в. приобрело
самостоятельное значение. (слайд) Промысел имел
семейную организацию – игрушку лепили женщины и
девочки, приурочивая ее изготовление к весенней
ярмарке.
Для их производства используется красная
глина, тщательно перемешанная с мелким речным
песком.
Учитель технологии: В прикладном искусстве
современного мира, песок используется в
необычной технике под названием “Стенд Арт”, в
которой применяются новые технологии. Обратите
внимание на экран. (слайд)
Учитель технологии:
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломоть хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За все, что сделано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час –
И мы трудиться будем!
5. Практическая работа
Сегодня мы с вами изготовим изделия
декорированные песком, солью и углём.
– Для этого необходимо взять любую стеклянную
форму, клей, карандаш, лист бумаги. (слайд)
– Нанести тонкой линией клей. (слайд)
– Посыпать солью, песком или углем. (слайд)
– Стряхнуть лишнее и работа готова! (слайд)
Повторение техники безопасности.
Но прежде чем приступить, к ее выполнению
необходимо повторить технику безопасности. Я
говорю предложение, а вы отвечаете “да” или
“нет”
- Работу начинать только с разрешения учителя. (Да.)
- При порезе промыть рану водой. (Нет.)
- Почему?
- При необходимости можно самостоятельно менять
рабочее место. (Нет.) - От правильной организации рабочего места
зависит качество вашей работы. (Да.) - Со стола можно сдуть соль или уголь. (Нет.)
- Содержать в чистоте и порядке рабочее место. (Да.)
- Можно пользоваться на уроке токсичным клеем. (Нет.)
- Не разговаривать во время работы. (Да.)
- После окончания работы убирать рабочее место. (Да.)