Таблица 7 класс рельеф и полезные ископаемые

Таблица 7 класс рельеф и полезные ископаемые thumbnail

«Рельеф и формы рельефа»

Рельеф — совокупность неровностей земной поверхности.

Рельеф слагается из положительных (выпуклых) и отрицательных (вогнутых) форм. Крупнейшие отрицательные формы рельефа на Земле — впадины океанов, положительные — материки. Это формы рельефа первого порядка. Формы рельефа второго порядка — горы и равнины (как на суше, так и на дне океанов). Поверхность гор и равнин имеет сложный рельеф, состоящий из более мелких форм.

Морфоструктуры — крупные элементы рельефа суши, дна океанов и морей, ведущая роль в образовании которых принадлежит эндогенным процессам. Крупнейшие неровности поверхности Земли образуют выступы материков и впадины океанов. Наиболее крупные элементы рельефа суши — равнинно-платформенные и горные области.

Равнинно-платформенные области включают равнинные части древних и молодых платформ и занимают около 64 % площади суши. Среди равнинно-платформенных областей имеются низкие, с абсолютными высотами 100—300 м (Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Туранская, Северо-Американская равнины), и высокие, поднятые новейшими движениями коры на высоту 400—1000 м (Среднесибирское плоскогорье, Африкано-Аравийская, Индостанская, значительные части Австралийской и Южно-Американской равнинных областей).

Горные области занимают около 36 % площади суши.

Подводная окраина материка (около 14 % поверхности Земли) включает мелководную равнинную в целом полосу материковой отмели (шельф), материковый склон и расположенное на глубинах от 2500 до 6000 м материковое подножие. Материковый склон и материковое подножие отделяют выступы материков, образованные совокупностью суши и шельфа, от основной части океанического дна, называемой ложем океана.

Зона островных дуг — переходная зона ложа океана. Собственно ложе океана (около 40 % поверхности Земли) большей частью занято глубоководными (средняя глубина 3—4 тыс. м) равнинами, которые соответствуют океаническим платформам.

Морфоскульптуры — элементы рельефа земной поверхности, в образовании которых ведущая роль принадлежит экзогенным процессам. Наибольшую роль в формировании морфоскульптур играет работа рек и временных потоков. Они создают широко распространенные флювиальные (эрозионные и аккумулятивные) формы (речные долины, балки, овраги и др.). Большое распространение имеют ледниковые формы, обусловленные деятельностью современных и древних ледников, особенно покровного типа (северная часть Евразии и Северной Америки). Они представлены долинамитрогами, «бараньими лбами» и «курчавыми» скалами, моренными грядами, озами и др. На огромных территориях Азии и Северной Америки, где распространены многолетнемерзлые толщи пород, развиты разнообразные формы мерзлотного (криогенного) рельефа.

Формы рельефа

Важнейшие формы рельефа.

Наиболее крупные формы рельефа — выступы материков и впадины океанов. Их распространение зависит от наличия гранитного слоя в земной коре.

Главными формами рельефа суши являются горы и равнины. Примерно 60 % суши занимают равнины — обширные участки земной поверхности со сравнительно малыми (до 200 м) колебаниями высот. По абсолютной высоте равнины делят на низменности (высота 0—200 м), возвышенности (200—500 м) и плоскогорья (выше 500 м). По характеру поверхности — на плоские, холмистые, ступенчатые.

Таблица «Рельеф и формы рельефа. Равнины».

Равнины Таблица

Горы — возвышения земной поверхности (более 200 м) с четко выраженными склонами, подошвой, вершиной. По внешнему виду горы подразделяются на горные хребты, цепи, кряжи и горные страны. Отдельно стоящие горы встречаются редко, представляя собой либо вулканы, либо остатки древних разрушенных гор. Морфологическими элементами гор являются: основание (подошва); склоны; вершина или гребень (у хребтов).

Подошва горы — это граница между ее склонами и окружающей местностью, причем выражена она довольно отчетливо. При постепенном переходе от равнины к горам выделяется полоса, которая называется предгорье.

Склоны занимают большую часть поверхности гор и чрезвычайно разнообразны по внешнему виду и крутизне.

Вершина — высшая точка горы (горных хребтов), остроконечная вершина горы — пик.

Литосфера и рельеф

Горные страны (горные системы) — крупные горные сооружения, которые состоят из горных хребтов — линейно вытянутых горных поднятий, пересекающихся склонами. Точки соединения и пересечения горных хребтов образуют горные узлы. Это обычно наиболее высокие части горных стран. Понижение между двумя горными хребтами называют горной долиной.

Нагорья — участки горных стран, состоящие из сильно разрушенных хребтов и высоких равнин, покрытых продуктами разрушения.

Таблица «Рельеф и формы рельефа. Горы»

Горы Горные системы Таблица

По высоте горы делят на низкие (до 1000 м), средневысокие (1000—2000 м), высокие (более 2000 м). По строению различают складчатые, складчато-глыбовые и глыбовые горы. По геоморфологическому возрасту различают молодые, омоложенные и возрожденные горы. На суше преобладают горы тектонического происхождения, в океанах — вулканического.

Вулкан (от лат. vulcanus — огонь, пламя) — геологическое образование, возникающее над каналами и трещинами в земной коре, по которым на земную поверхность извергаются лава, пепел, горючие газы, водные пары и обломки горных пород. Выделяют действующие, уснувшие и потухшие вулканы. Вулкан состоит из четырех основных частей: магматический очаг, жерло, конус и кратер. Во всем мире насчитывается около 600 вулканов. Большая часть из них находится вдоль границ плит, где раскаленная докрасна магма поднимается из недр Земли и вырывается на поверхность.

Читайте также:  Чем полезен лопух и как его употреблять

Типичный вулкан представляет собой холм с проходящей сквозь его толщу трубой, называемой жерлом вулкана с магматическим очагом (областью скопления магмы), из которого поднимается жерло. Кроме жерла, от магматического очага могут отходить также небольшие каналы с магмой, называемые селями и дайками. Когда в магматическом очаге создается высокое давление, вверх по жерлу поднимается и выбрасывается в воздух смесь магмы и твердых камней — лава. Это явление называется извержением вулкана. Если лава очень густая, она может застыть в жерле вулкана, образовав пробку. Однако огромное давление снизу взрывает пробку, извергая высоко в воздух большие глыбы пород, называемые вулканическими бомбами. После каждого извержения вулкана лава застывает в виде твердой корки. Вулканические холмы с крутыми склонами называют коническими, с пологими — щитовыми. Современные действующие вулканы: Ключевская Сопка, Авачинская Сопка (Камчатка, Россия), Исалько (Сальвадор), МаунаЛоа (Гавайи) и др.

виды рельефа

Конспект урока «Рельеф и формы рельефа». Следующая тема: «Силы, изменяющие рельеф Земли»

Источник

Урок по данной теме содержит большой теоретический материал, требует наглядности, с целью облегчения усвоения темы, было создано электронное приложение к уроку «Рельеф и полезные ископаемые Евразии». Поскольку это урок изучения и первичного закрепления знаний, электронное приложение в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал, повышает мотивацию к обучению, активизирует познавательные процессы, повышает эффективность урока. В данное приложение собран из различных источников весь необходимый материал по теме, что делает его удобным в использовании. Оно включает в себя презентацию, видеофрагмент, флэш-анимации, подробную разработку урока, рабочую тетрадь. В изложении материала использовался творческий подход, присутствуют схемы, с помощью которых лучше усваивается материал.

В ходе урока, для проверки домашнего задания и закрепления нового материала, используется интерактивная доска «Smart Board» (в приложении есть файл Notebook «Крайние точки Евразии» для интерактивной доски), а также при работе на контурной карте учащиеся отмечают крайние точки и формы рельефы маркерами на интерактивной доске.

Цель и задачи урока: создать условия для формирования знаний о современном рельефе материка  Евразия; создать условия для формирования образного представления о формах рельефа материка; формирования эмоционально – ценностного отношения к миру; совершенствовать умение называть и показывать крупные формы рельефа на карте; устанавливать причинно- следственные связи, закономерности размещения тектонических структур, форм рельефа и полезных ископаемых .

Оборудование: физическая карта Евразии, атласы, карта строения земной коры, презентация «Рельеф Евразии», рабочая тетрадь, видеофрагмент «Гималаи», интерактивная доска «Smart Board», анимации «Образование складчатых гор», «Равнины мира» «Вулканы Камчатки».

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний

  1. Задание на интерактивной доске: установить соответствие между крайними точками Евразии и их географическими координатами (файл notebook «Крайние точки»).
  2. Фронтальный опрос по вопросам об особенностях ГП Евразии, работа с физической картой Евразии.
  3. Задание на интерактивной доске: отметить и подписать название крайних точек Евразии на контуре материка.

3. Изучение нового материала.

1. Вступительная беседа.

– Какой компонент природы мы всегда изучаем после ГП материка? (Слайд №1)

– Почему знание рельефа необходимо при изучении материка?

2. Задание: посмотрите на физическую карту и попытайтесь дать образное описание рельефа Евразии, выделить особенности. (Слайд №2)

Ответы учащихся, с помощью наводящих вопросов.

– Разнообразен ли рельеф Евразии?

– Что вы можете сказать высоте Евразии?

– Назовите величайшую горную систему земного шара.

– Что вы можете сказать о количестве и размерах равнин?

– Посчитайте колебания высот на материке. (Слайд № 3)

3. Постановка проблемы.

Чем объясняется разнообразие поверхности материка? В чем причины такого расположения гор и равнин? (Слайд №4)

География опять!
Рельеф Евразии мы будем изучать.
Его разнообразие по карте замечается
От других материков он очень отличается.
Почему так? Не поймете, коль причин не разберете.
Мы до сути докопаемся,
И узнать все постараемся.

4. Строение земной коры в пределах Евразии.

-С помощью каких источников информации мы можем узнать, какое строение имеет земная кора в пределах Евразии?

Читайте также:  Аниса плоды полезные свойства и противопоказания

Какой тип земной коры залегает в основании материков? Какие участки на нем выделяются? Какие формы рельефа им соответствуют? (работа по схеме) (Слайд № 5)

5. Анализ карты строения земной коры. (Слайд № 6)

– Что лежит в основании материка Евразии?

– Одинаковый ли возраст участков Евразийской плиты?

– Выделите по карте самые древние участки Евразийской литосферной плиты, определите их возраст.

– Где в основании находятся области складчатости? Назовите их возраст.

– Почему складчатые пояса находятся на южной и восточной окраине материка?

Формулируем вывод: Причина разнообразия поверхности материка в строении и истории развития земной коры.

6. Землетрясения и вулканизм.

– С какими плитами взаимодействует Евразийская плита на востоке и на юге?

– Чем отличаются эти части материка?

– Что происходит в таких зонах и как они называются? (Слайд № 7)

– Что вы помните о Тихоокеанском огненном кольце?

– Когда было последнее крупнейшее землетрясение в этой зоне? (Слайд №8)

7. Вулканы.

– Приведите примеры действующих вулканов (работа с картой, Слайды № 9-10)

– Вулканы Камчатки (просмотр анимации «Вулканы Камчатки»).

8. Древнее оледенение.

– Что еще повлияло на рельеф Евразии?

Сообщение учащегося (индивидуальное задание) «Древнее оледенение на материке Евразия».

9. Основные формы рельефа.

Работа по схеме (Слайд № 11), заполнение таблицы в рабочей тетради с помощью карты (смотри рабочую тетрадь), проверка по слайду (Слайд № 12).

10. Виртуальное путешествие по Евразии.

Горы Евразии. (Слайды №13-23)

Гималаи (просмотр видеофрагмента «Гималаи» (Слайд № 14), просмотр анимации «Образование складчатых гор» (Слайд № 15), работа с картой, беседа)

Памир, Альпы, Тянь– Шань, Кунь– Лунь, Тибет, Кавказ.

Равнины Евразии. (Слайд № 24-26)

(работа с картой, беседа).

11. Полезные ископаемые.

– Вспомнить закономерности распределения полезных ископаемых и тектонических структур (Слайд № 27).

– Богата ли Евразия полезными ископаемыми? (работа с картой, слайд № 28)

Заполнить таблицу в рабочей тетради, проверка по слайду (Слайд № 29)

4. Закрепление изученного материала.

1. Задание на интерактивной доске: на контурной карте Евразии подписать три крупные равнины и три горные системы, по выбору учащегося.

2. Задание (рабочая тетрадь, проверка по слайду №30)

С давних пор привыкли горы
О высотах вести споры,
Трудно это, или просто,
Нам расставить их по росту?

Определить и расставить по мере увеличения высоты горные вершины: Монблан, Эльбрус, Белуха, Джомолунгма, Чогори.

3. Работа по тренажерам на интерактивной доске.

Д/З. п. 60-61 изучить, отметить на контурной карте формы рельефа Евразии.

Интернет – ресурсы, использованные при подготовке презентации:

  1. https://geograph/ucoz/kz/load/videokollekcija/7klass.
  2. https://images/yandex.ru
  3. https://ru.wikipedia/org/wiki/
  4. https://lotoskaj/ucoz/ru
  5. https://narod/ru
  6. https://school-collection/edu/ru
  7. https://img12.nnm.ru
  8. https://img15.nnm/ru
  9. https://0222.bu/upload/world
  10. https://novost.ge/wp-content
  11. https://graphics8/nutimes.com/images
  12. https://upload:wikimedia/org/wikipedia
  13. https://wwwalt-guide.ru
  14. https://wwwtrekkingsclub.ru

Приложение 1 (Рабочая тетрадь)

Источник

                                   Урок по географии.7 класс.

Тема: Рельеф и полезные ископаемые.

Цели: называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; описывать географическое положение крупных форм рельефа; объяснять особенности размещения крупных форм рельефа на материке.

Оборудование: физическая карта Евразии, карта «Строение земной коры», рисунки или таблицы крупных форм рельефа.

                                                                           Ход урока.

1.Проверка домашнего задания.

Домашнее задание предлагается провести взаимопроверкой.

Один ученик выполняет работу на доске, за ширмой, остальные – в тетради. По окончании диктанта учащиеся меняются тетрадями и проверяют ответы, делая пометки красной пастой. Образцом для проверки может служить работа на доске.

                                                            Цифровой диктант.

1.Океаны:

                   Северный Ледовитый

                   Атлантический

                   Индийский

                   Тихий

К каким океанам принадлежат моря:

1)Карское;2)Берингово;3)Аравийское;4)Балтийское;5)Черное ;6)Желтое;7)Охотское; 8)Баренцево;9)Белое;10)Северное;11)Средиземное;12)Восточно-Китайское;13)Азовское;14)Лаптевых;15)Японское.

2.Крайние точки:

Северная

Южная

Западная

Восточная

1)Рока;2)Пиай;3)Челюскин ;4)Дежнева.

2.Изучение нового материала.

1.Орг.момент

2.Изучение нового материала.

  Разнообразие природы Евразии связано не только с ее ГП, но и с чрезвычайной сложностью строения земной коры в пределах материка. Каждый из ранее рассмотренных материков представляет собой в геологическом отношении древнюю устойчивую платформу и причленившиеся к ней более молодые и подвижные складчатые пояса.

   Евразия состоит из нескольких древних платформенных ядер, соединенных  разновозрастными складчатыми поясами. Это как будто бы несколько спаянных в единое целое континентов. Основные древние ядра  материка  –  Европейская платформа с равнинным рельефом небольшой высоты, высокая подвижная Сибирская платформа, в пределах которой испытывали и восходящие, и нисходящие движения. К ним причленились части древней Гондваны: Аравийский полуостров и Индостан. На южных границах Евразийской плиты, на ее стыке с соседними плитами, происходили и происходят мощные горнообразовательные процессы.

Читайте также:  Чем полезна вареная картошка для организма

2.Работа с таблицей.

Задание. Используя карты атласа, заполните таблицу:

Строение земной коры

Составляющие формы рельефа

Древние платформы

Восточно-Европейская

Сибирская

Индийская

Китайско-Корейская

Области складчатости

древней

новой

3.Работа с картой(задания на карточках)

Задание: В складчатых поясах широко развит вулканизм. Используя карту атласа, установите соответствие:

Везувий                      Зондские острова

Этна                             Полуостров Камчатка

Кракатау                     Остров Сицилия

Ключевская сопка   Японские острова

Фудзияма                  Апеннинский полуостров

Задание: Равнины и горы Евразии имеют самую различную высоту. Установите правильную последовательность, пронумеровав данные территории по мере возрастания высот.

Данные территории

высота

Западно-Сибирская равнина

Средне-Сибирское плоскогорье

Восточно-Европейская равнина

Прикаспийская низменность

Уральские горы

Нагорье Тибет

Иранское нагорье

Задание: Евразия исключительно богата полезными ископаемыми. Установите соответствие:

Район Персидского залива                                          драгоценные камни

Полуостров Малакка                                                     железная руда

Шри-Ланка                                                                       нефть и природный газ

Скандинавские горы                                                     оловянные руды

Север Великой Китайской равнины                         медные руды

Район озера Балхаш                                                     каменный уголь

4.Самостоятельная работа.

Задание. Используя карты атласа  и текст учебника, дайте характеристику основных форм рельефа по плану учебника.

1 ряд – Западно-Сибирская равнина

2 ряд – Среднесибирское плоскогорье

3 ряд-  г. Гималаи

3.Итог урока.

Чем отличается рельеф Евразии от рельефа других материков?

Домашнее задание: в контурной карте указать основные формы рельефа Евразии.

Источник

Цель: познакомить учащихся с  основными формами рельефа Австралии, рассмотреть закономерности размещения форм рельефа и полезных ископаемых на материке.

Образовательные: формирование знаний о причинно-следственных связях между  рельефом, геологическим строением и полезными ископаемыми.  

Воспитательные: содействовать в ходе урока формированию всесторонне развитой личности, продолжать формирование научно-материалистического мировоззрения, раскрывая взаимосвязь между рельефом материка и размещением полезных ископаемых.

Развивающие: продолжить развитие логического мышления, заполняя таблицы, совершенствовать умения работать с контурной картой; продолжить формирование познавательного интереса, используя видеоматериал.

Оборудование: физическая карта Австралии, мультимедийная доска, презентация.

Ход урока:

  1. Орг. момент

Здравствуйте. Садитесь! Внимание, ребята! Сегодня у нас необычный урок это урок- путешествие. Цель нашего путешествия: изучение основных форм рельефа и полезных ископаемых Австралии. Значит, мы, куда с вами отправляемся? Правильно в Австралию. Вы, ребята, будете не учениками, а юными моряками – юнгами, а я буду вашим капитаном.

  1. Повторение:

Теперь отправляемся в путешествие. Вот, наконец, достигли мы берегов Австралии, но до нас здесь кто-то уже побывал. Давайте вспомним путешественников, которые были до нас.

  1. Изучение новой темы

– Спускаемся с корабля на берег. Давайте рассмотрим особенности рельефа Австралии, откройте карту атласа «Строение земной коры», страница 4(работа с тематическими картами). – На какие две части можно разделить Австралию по тектоническому строению? (на восточную и западную). Что лежит в основе западной части (Австралийская платформа), а что- в восточной (складчатые горы)?

– Хорошо. Давайте посмотрим на физическую карту Австралии и сравним, на какие формы рельефа разделяется западная часть материка (на Западно – Австралийское плоскогорье и Центральную равнину),а на какие- восточная часть (Большой Водораздельный хребет). Далее учитель – капитан рассказывает, об истории формировании рельефа материка.

– Внимание юнги, а сейчас нам с вами предстоит установить соответствие:

Австралия богата различными полезными ископаемыми: железными, алюминиевыми, свинцово-цинковыми, никелевыми, медными, оловянными рудами, каменным и бурым углем, нефтью, газом, фосфоритами, золотом, платиной и т. д. Разделите указанные полезные ископаемые на две группы в соответствии с их происхождением.

  • Добыча золота. Штат Западная Австралия. Нашли наиболее крупный самородок золота «Плита Холтермана» – 285 кг вместе с кварцем, чистого золота- 83,3 кг.
  • Мировой славой пользуются Австралийские опалы. 95 % всех драгоценных опалов в Австралии добываются на месторождении «Кубер – Педи» – (самое жаркое место страны + 45 градусов) с аборигенского переводится как «белый человек в яме». Существует легенда: «Давным- давно духи похитили все цвета у радуги и вложили в камень». Люди, которые работают там и живут под землей, потому что очень жарко(возле озера Эйр).
  • Огромные запасы алмазов. 1 место в 1983 году по добыче. (Месторождение Кимберли, штат Западная Австралия)
  1. Закрепление:

– Молодцы! Пора домой возвращаться, но для того, чтобы вы могли рассказать своим близким о своем путешествии, давайте на контурной карте обозначим основные формы рельефа и полезные ископаемые Австралии (работа учащихся с контурными картами и атласами)

4. Домашнее задание:  §53, с. 194 -195, закончить работу в контурных картах.

Источник