Сыпучее полезное ископаемое необходимое для изготовления стекла
3 класс.
1. Почему обыкновенный хлеб причисляют к чуду, к величайшим изобретениям человечества?
2.Почему свёклу называют «северной сахарницей»?
3. Ёщё у древних славян бытовала пословица «У кого в чём счастье, а у свиньи в корыте»
4. Почему собака в жару высовывает язык?
5.Подумай, какие части растения употребляют в пищу:
У свеклы-….. , у салата – …, у сливы – …, у розы – …., у сахарного тростника – …
6.Как называют плодородный слой земли?
7.Какая нить в природе самая тонкая?
8.Что делит Землю на Северное и Южное полушария?
9.Какая часть света состоит из двух материков?
10.Где климат суровее: на Северном или Южном полюсе?
11.В каком лесу темнее : в ёловом, сосновом или смешанном?
12. Зачем страус голову в песок прячет?
13.Каких ты знаешь животных, в названии которых всего лишь три буквы?
1. Почему обыкновенный хлеб причисляют к чуду, к величайшим изобретениям человечества?
2.Почему свёклу называют «северной сахарницей»?
3. Ёщё у древних славян бытовала пословица «У кого в чём счастье, а у свиньи в корыте»
4. Почему собака в жару высовывает язык?
5.Подумай, какие части растения употребляют в пищу:
У свеклы-….. , у салата – …, у сливы – …, у розы – …., у сахарного тростника – …
6.Как называют плодородный слой земли?
7.Какая нить в природе самая тонкая?
8.Что делит Землю на Северное и Южное полушария?
9.Какая часть света состоит из двух материков?
10.Где климат суровее: на Северном или Южном полюсе?
11.В каком лесу темнее : в ёловом, сосновом или смешанном?
12. Зачем страус голову в песок прячет?
13.Каких ты знаешь животных, в названии которых всего лишь три буквы?
4 класс.
1. В стакан с горячей водой опустили металлическую, деревянную и пластмассовую ложки. Какая ложка будет самой горячей на ощупь через 15 секунд? Выбери правильный ответ:
А)металлическая, б) деревянная. В) пластмассовая, г) все одинаково горячи, д) не успеют нагреться
2. Почему горох раньше считался царём на полях крестьян ?
3. Почему у верблюда горб не всегда имеет одинаковую величину?
4.Выбери самую большую планету:
А)Марс, б)Сатурн, в) Юпитер
5.Как называется корабль, на котором поднялся в космос первый космонавт Ю.А.Гагарин?
А) «Союз» , б) «Восток» , в) «Спутник»
Запиши, как ты понимаешь значение данных слов:
Заповедник – это…, флора – это…, фауна – это…
6.Напиши определения к указанным понятиям.
Горизонт – …, глобус-…
7.У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй?
8.Какие моря имеют цветные названия?
9.За какое время земля совершает один оборот вокруг своей оси относительно Солнца?
10. Сильный дождь с молнией и громом, а иногда и градом. Что это? Как нужно себя вести в это время?
11.Что крот зимой делает?
12.Сыпучее полезное ископаемое , необходимое для изготовления стекла.
13Какое полезное ископаемое называют «чёрным золотом»?
Ответы 3 класс
- Это основной продукт питания. Одно из основных свойств хлеба – его неприедаемость – это уже чудо.
- Из свеклы получают сахар.
- Свинья быстрорастущее животное, и с его ростом ему необходимо постоянно увеличивать кормовые порции. Свиньи требовательны и разборчивы в еде.
- Она высовывает язык для его охлаждения.
- Свёкла – корнеплоды, листья ; у салата – листья ; у сливы – плоды; у розы – лепестки; у сахарного тростника – стебель
- Чернозём
- Паутина
- Экватор
- Америка
- На Южном полюсе
- Темнее в еловом лесу
- В целях санитарно – профилактических .От горячего песка погибают все паразиты на голове.
- Рыбы – сом, язь, сиг, птицы – сыч, чиж, ара, беспозвоночные – рак, жук, оса, млекопитающих – лев, кот, бык, вол, и др.
4 класс
1.металлическая ложка
2.неприхотливая культура, богатая белками. Крестьяне добавляли горох в хлеб и он долго не портился.
3.чем упитаннее верблюд, тем выше и крепче горб.
4.Юпитер
5.Восток
6.горизонь – видимая граница неба и земной или водной поверхности, глобус – вращающаяся модель земли
7.пингвин
8.чёрное, белое, красное, жёлтое
9.сутки
10.гроза
11делает ходы в снегу.
12.песок
13 нефть
Стекло считается одним из самых популярных материалов, которые человек использует для своих целей. Благодаря определенному химическому составу и физическим характеристикам этот материал незаменим в строительстве, при изготовлении мебели, производстве посуды и многих других отраслях. Ключевой особенностью является доступность сырья для выплавки стекла.
Главные компоненты в стеклопроизводстве
Свойства и характеристики любому материалу предают те элементы, которые входят в его состав. Шихта для выплавки стекла включает в себя следующие обязательные типы ингредиентов:
- базовый элемент;
- оксиды различных металлов щелочной группы;
- вещества, которые отвечают за определенные свойства;
- вспомогательные компоненты.
Кварцевый песок
Основным элементом при изготовлении стекла является кварцевый песок или оксид кремния. Этот компонент широко распространен. Добывают его открытым способом. Поэтому стоимость кремнезема относительно невысока. В среднем по рынку цена за 1 тонну обработанного кварцевого песка лежит в диапазоне 3–4 тысяч рублей.
Под обработкой этого компонента подразумевается его очистка от различных примесей и дробление до нужной фракции. Обычно, для шихты используют размер частицы 0,1–0,6 мм. После этого песочная смесь фасуется в мешки по 25 или 1000 кг и отправляется на стекольное производство. К основным достоинствам кварцевого песка относят:
- стойкость к химическим реакциям;
- невосприимчивость к физическим воздействиям;
- высокую сыпучесть, которая повышает точность дозирования.
Песочная смесь (ПС) для стекольного производства состоит из следующих компонентов:
- кремнезем (свыше 95%);
- оксид железа (до 0,25%);
- оксид алюминия (до 4%);
- влага (не более 0,5%).
Согласно ГОСТ 22551–77 различают марки кварцевого песка в зависимости от того, для изготовления каких стеклянных изделий будет применяться песочная смесь:
- ООВС (особо ответственные с высокой светопрозрасностью);
- ОВС (ответственные с высокой светопрозрасностью);
- ВС (с высокой светопрозрачностью);
- С (светопрозрачные);
- Б (бесцветные);
- ПБ (полубелые);
- ПС (с пониженной светопрозрачностью);
- Т (темные).
В обозначении марок ПС после букв вышеперечисленных аббревиатур указаны три цифры, которые показывают массовую часть оксида железа в тысячных долях. А идущая следом буква «В» или цифра означает сорт смеси. Так, название марки ООВС–010–В говорит, что эта ПС высшего сорта предназначена для особо ответственных изделий с высокой светопрозрачностью. В ее составе содержится 0,01% оксида железа.
Оксид кальция
CaO предает стеклу твердость и увеличивает его стойкость к химическому воздействию. Данный компонент составляет около 10% во всей шихтовой смеси. Он существенно облегчает процесс плавления и осветляет стекломассу.
Оксид кальция добавляется в виде известняка, который состоит из карбоната кальция. Эта горная порода имеет белый или серый цвет. Также в качестве источника CaO на стекольном производстве используют доломит. Этот природный материал дополнительно содержит в себе оксид магния, который снижает скорость кристаллизации смеси при варке.
Породы известняка и доломита обязаны содержать менее 0,2% оксида железа. В то же время в первый элемент должно входить более половины CaO, а во второй более 30%. На стекольное производство горные породы доставляются в виде глыб и камней. Там они подлежат измельчению. И уже как известковая или доломитовая мука поступают в шихту. Цена варьируется от 8 до 10 тысяч рублей за тонну.
Калийная сода
Данный элемент, взаимодействуя с другими компонентами, уменьшает температуру плавления стекла, тем самым ускоряя технологический процесс. Окись калия не только способствует осветлению стекломассы, что влечет за собой улучшение светопропускания. Но и придает твердости готовому изделию.
Для того, чтобы получить калийную соду при выплавке стекла, в шихту добавляют поташ или карбонат калия. В его состав входит:
- окись калия (почти 70%);
- углекислый газ (около 30%).
При выплавке первый элемент принимает участие в стеклообразовании, а второй улетучивается. Окись калия отвечает за блеск стекла, придает ему неповторимый оттенок. Поэтому вещество используется в производстве хрусталя и оптики. Для получения листового стекла его добавляют крайне редко. Поташ бывает двух типов:
- кристаллический;
- кальцинированный.
Для производства стекла применяется второй вид, который содержит более 98% карбоната калия. Он представляет собой желтый порошок, который быстро накапливает влагу. Поташ, полученный искусственным путем из минералов, содержащих хлорид калия и двойной карбонат магния-калия, является дорогим материалом. И при производстве стекла используется мало.
Гораздо дешевле применять содово-поташную смесь, которая включает в себя оксиды калия и натрия. К тому же при таком варианте в шихту вводится сразу два ингредиента.
Красители, обесцвечиватели и глушители
Эти компоненты относятся к вспомогательным материалам. Именно они наделяют стекло индивидуальными и неповторимыми свойствами. В качестве красителей применяются оксиды металлов, которые в процессе плавления стекломассы растворяются в ней, придавая изделию определенный оттенок:
- марганец (фиолетовый);
- кобальт (синий);
- хром (зеленый);
- железо (оранжевый);
- никель (красный);
- уран (желто-зеленый).
Обесцвечиватели выполняют диаметрально противоположную функцию. Они придают стеклу прозрачность и устраняют цветовые оттенки. В качестве таких компонентов применяются:
- перекись мышьяка;
- двуокись церия;
- сульфат натрия;
- селитра.
Глушители наделяют стекло светопоглощающими свойствами. Световой поток приглушается за счет наличия в готовом изделии кристалликов тугоплавких соединений фтора или фосфора, а также пузырьков воздуха. Основными компонентами-глушителями являются:
- фторид кальция;
- фосфат калия;
- криолит;
- апатит;
- фосфоронатриевая соль.
При производстве стекла используются различные сырьевые компоненты. Основополагающим элементом является кварцевый песок. Но отвечают за ключевые свойства стекла, его физические и химические характеристики вспомогательные вещества, доля которых в готовом изделии незначительна. Рекомендуем посмотреть существующих производителей стекла и произвести конкурентную разведку.
30.01.2020
2012 – 2013 учебный год
- Назови понятия соответствующие указанным определениям.
а) Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.
б) Время, за которое Земля совершает полный оборот вокруг Солнца.
в) Особая территория, на которой растения и животные находятся под охраной.
Ответ: а)карта; б)год; в) заповедник.
- Известно, что с сорняками надо бороться, т.к. они отнимают у культурных растений питательные вещества и воду, отбрасывают на них тень, часто являются переносчиками заболеваний. Почему же тогда в последнее время фермеры оставляют специальные полосы шириной 5 м для сохранения сорняков?
Ответ:
На сорняках селятся враги вредных насекомых. Полосы сорняков обеспечивают защиту культурных растений от ветра. заморозков, града, жары, предохраняют от разрушения некоторые участки почвы (например, расположенные на склонах).
- Дети проделали опыт. В одну воронку они насыпали глинистую почву, а в другую – песчаную. Воронки поместили в стаканы. В каждую налили одинаковое количество воды и стали наблюдать. Что дети хотели установить, проводя этот опыт?
Ответ:
Какая почва лучше пропускает воду.
- Подумай, какие части растения употребляют в пищу:
а) у свёклы –
б) у салата –
в) у сливы –
г) у розы –
д) у сахарного тростника –
Ответ: а) корнеплоды, листья; б) листья; в) плоды; г) лепестки цветов; д) стебель.
- В природе «всё связано со всем» невидимыми ниточками. Составь из указанных объектов две цепочки.
ёж | короед | опавшие листья |
ель | дятел | дождевой червь |
Ответ: 1)Ель – короед – дятел;
2)Опавшие листья – дождевой червь – ёж.
- Сильный дождь с молнией и громом, а иногда градом. Что это? Как нужно вести себя в это время?
Ответ:
Это явление природы называется гроза. Во время грозы нельзя стоять под высокими деревьями. Если гроза застала тебя купающимся в реке. срочно выйди из воды. Нельзя прикасаться к металлическим предметам.
- Назови правила сохранения зубов здоровыми.
Ответ:
а) Чисти зубы ежедневно;
б) Полощи рот после еды;
в) Не ковыряй в зубах металлическими предметами! Пользуйся зубочистками. Не бери в рот и не держи в зубах иголки, гвозди. Не откусывай проволоку зубами.
г) Не бери в рот после холодной пищи горячую и наоборот. При резкой смене температуры эмаль зуба резко расширяется или сужается, в ней возникают трещины.
д) Не кури. От дыма зубы желтеют. Никотин табака действует на зубы.
в) Больные зубы лечи сразу. Для своевременного обнаружения заболеваний зубов надо два раза в год показывать их зубному врачу.
- Узнай по описанию климатический пояс. Запиши его название.
а) Постоянно высокие температуры воздуха (+24… +28˚С), обильные в течение всего года осадки. Преобладают густые многоярусные вечнозелёные леса с исключительным многообразием флоры и фауны.
б) Чёткая смена четырёх сезонов (весны, лета, осени, зимы), холодная зима со снежным покровом и замиранием многих процессов в природе. тёплое лето. В океанах встречаются плавающие льды. Разнообразный ландшафт: хвойные, смешанные, широколиственные леса, лесостепи. степи, полупустыни и пустыни.
в) Преобладают пассаты: хорошо заметные сезонные изменения температуры воздуха: зимой не ниже +10˚С, летом до +35˚С в отдельных местах до + 60˚С. Малое количество осадков. Ландшафт: полупустыни, и величайшие пустыни земли, в более увлажнённых местах – саванны, вечнозелёные и листопадные леса.
Ответ:
а) экваториальный;
б) умеренный;
в) тропический.
- «Прополи» текст, т.е. из каждой строки вычеркни название сорного растения. Тогда ты сможешь прочитать таджикскую пословицу о труде. Названия каких сорных растений ты вычеркнул? Запиши. Напиши составленную пословицу.
а) МЕОТСАОЛТЛ осот
б) ВВАОСИГЛЕНЕК, василек
в) ЛЮЧЕЛТОИКВЕК человек
г) ПЫВРТРУЕЙДЕ пырей
д) ПОЗЛЕНАЕБЕТСЯДА лебеда
Ответ: Металл в огне, человек в труде познается.
10-а. Прочитай приведенные в таблице примеры. Какие свойства воды и воздуха в них описаны? Запиши эти свойства.
№ п/п | Примеры | Свойства |
В аквариуме, наполненном водой, хорошо видна форма и цвет рыб и растений | Прозрачность | |
Вода в стакане оказалась сладкой на вкус | Растворитель | |
На сильном морозе стеклянная банка, наполненная водой, лопнула | При замерзании расширяется | |
Мама на кухне печет пирог. Ты находишься в другой комнате и не видишь, что делает мама, но точно определяешь, что она печет пирог. | Воздух движется | |
Зимнюю одежду утепляют мехом или слоем ткани из рыхлых волокон. | Воздух не пропускает тепло |
10-б. С помощью топографических знаков разгадай кроссворд:
Получилось слово: ________Ответ: почва;
Назови её основное свойство. Ответ: плодородие
- Ответь на вопросы:
а) Какие моря имеют «цветные» названия?
б) За какое время Земля совершает один оборот вокруг своей оси относительно Солнца?
в) Почему березу называют «пионером леса», а берёзовый вес – временным?
г) О каком дереве идёт речь: «Среди лета метелица, снег летит и стелется»?
д) Как называется место, где река впадает в водоём?
е) Как называется сыпучее полезное ископаемое, необходимое для изготовления стекла?
Ответ:
а) Чёрное, Белое. Красное и Жёлтое моря;
б) Сутки;
в) Берёза первой осваивает открытые пространства, вырубки, гари; её сеянцы не боятся яркого солнца и заморозков. Под её кроной поселяются молодые ёлочки, всходы которых погибают на открытых местах от солнечных ожогов и заморозков. Со временем ель вытесняет берёзу, которой среди елей не хватает места;
г) Тополь;
д) Устье;
е) Песок.
- Распредели данные понятия по группам. Дай обобщающее понятие каждой группе.
Нефть, кенгуру, юг, сутки, восток, стрекоза, гранит, день, землеройка, строитель, час, мрамор, год, неясыть, известняк, торф.
Ответ:
Полезные ископаемые: нефть, гранит, мрамор, известняк, торф
Единицы времени: сутки, день, час, год
Стороны горизонта: юг, восток
Животные: кенгуру, стрекоза, землеройка, неясыть
- К какой природной зоне относятся?
а) растения низкорослые, с мелкими листьями;
б) растения имеют очень длинные корни;
в) расположены растения всех ярусов;
г) сплошной травянистый растительный покров.
Ответ:
а) тундра, б) пустыня, в) лес, г) степь
Ñòåêëî – ýòî îäèí èç ñàìûõ âîñòðåáîâàííûõ ìàòåðèàëîâ â íàøå âðåìÿ, ÷òî ñâÿçàíî ñ åãî ñâîéñòâàìè. Îíî èñïîëüçóåòñÿ â ñòðîèòåëüñòâå, ñåëüñêîì õîçÿéñòâå, íåôòåõèìèè, ìàøèíîñòðîåíèè, ýëåêòðîíèêå, ïèùåâîé ïðîìûøëåííîñòè è ò.ä.
Äëÿ ðàçíûõ îòðàñëåé íåîáõîäèìû âèäû ñòåêëà ñ îïðåäåëåííûìè õàðàêòåðèñòèêàìè. Îíè âî ìíîãîì çàâèñÿò îò òåõíîëîãèè è îò òîãî, êàêèå ñûðüåâûå ìàòåðèàëû äëÿ ïðîèçâîäñòâà ñòåêëà èñïîëüçîâàëèñü.
Îñíîâíûå ôèçè÷åñêèå ñâîéñòâà
Âûäåëÿþò ñåìü îñíîâíûõ ôèçè÷åñêèõ õàðàêòåðèñòèê ñòåêëà:
- ïðî÷íîñòü;
- óïðóãîñòü;
- ïëîòíîñòü;
- òâåðäîñòü;
- õðóïêîñòü;
- òåïëîïðîâîäíîñòü;
- òåìïåðàòóðà ïëàâëåíèÿ.
Èíîãäà âûäåëÿþò ïðîçðà÷íîñòü, óðîâåíü êîòîðîé èçìåíÿåòñÿ â çàâèñèìîñòè îò òîãî, êàêîé ïðîöåíò ñîëíå÷íîãî ñâåòà ïðîïóñêàåò ñòåêëî (îòñþäà âòîðîå íàçâàíèå – ñâåòîïðîâîäíîñòü).
Ïðî÷íîñòü íà ñæàòèå ó ñòåêëà î÷åíü âåëèêà. Îíà êîëåáëåòñÿ îò 500 äî 2000 ÌÏà. Íî ïðåäåë ïðî÷íîñòè îïðåäåëÿåòñÿ ïðî÷íîñòüþ ñòåêëà íà èçãèáå, êîòîðàÿ çíà÷èòåëüíî ìåíüøå ïåðâîãî ïîêàçàòåëÿ.
Ó îáû÷íûõ âèäîâ îí íàõîäèòñÿ â ðàéîíå 35-100 ÌÏà. Ïîñðåäñòâîì çàêàëèâàíèÿ ïðî÷íîñòü ñòåêëà ìîæíî ïîâûñèòü â 3-4 ðàçà, íî ïðè ýòîì ìîãóò ïîñòðàäàòü äðóãèå åãî õàðàêòåðèñòèêè.
Ïëîòíîñòü ìàòåðèàëà êîëåáëåòñÿ îò 2200 äî 7500 êã/ì³ ó ðàçíûõ ñîðòîâ.
Ñòåêëî îòíîñèòñÿ ê èäåàëüíî õðóïêèì ìàòåðèàëàì – îíî ðàçðóøàåòñÿ îò ìåõàíè÷åñêîãî âîçäåéñòâèÿ áåç çíà÷èòåëüíûõ äåôîðìàöèé. Ýòà õàðàêòåðèñòèêà êîìïåíñèðóåòñÿ óäåëüíîé óäàðíîé âÿçêîñòüþ. Åå ìîæíî óâåëè÷èòü ââåäåíèåì â ñîñòàâ ñòåêëà áðîìà.
Èçìåíåíèå âñåõ ýòèõ ñâîéñòâ äîñòèãàåòñÿ ïðè ïîìîùè ïðèìåíåíèÿ äîïîëíèòåëüíûõ õèìè÷åñêèõ äîáàâîê, à òàêæå îñîáûõ òåõíîëîãèé.
Ãëàâíûå êîìïîíåíòû â ñòåêëîïðîèçâîäñòâå
Îñíîâíîå ñûðüå äëÿ ïðîèçâîäñòâà ñòåêëà – ýòî:
- êâàðöåâûé ïåñîê;
- îêñèä êàëüöèÿ;
- êàëèéíàÿ ñîäà.
Êâàðöåâûé ïåñîê äëÿ ïðîèçâîäñòâà ñòåêëà äîëæåí áûòü ìàêñèìàëüíî ÷èñòûì. Ñàìûìè âðåäíûìè ïðèìåñÿìè â íåì ñ÷èòàþòñÿ îêñèäû æåëåçà è àëþìèíèÿ.
Ïåñîê, êîòîðûé åñòü â áîëüøèõ êîëè÷åñòâàõ íà áåðåãàõ ìîðåé è ðåê, ÿâëÿåòñÿ ìàëîïðèãîäíûì äëÿ èçãîòîâëåíèÿ ñòåêëà. Ýòî ñâÿçàíî ñ òåì, ÷òî îí ñîñòîèò èç ìíîæåñòâà îáëîìêîâ ãðàíèòà, ìðàìîðà, ïîëåâîãî øïàòà. Êðîìå òîãî, â íåì åñòü áîëüøîå êîëè÷åñòâî ìèíåðàëüíûõ ñîëåé.
Ïåñîê èç êðåìíåçåìà, êîòîðûé ÿâëÿåòñÿ èäåàëüíîé îñíîâîé äëÿ ïðîèçâîäñòâà ñòåêëà, çàëåãàåò ñëîÿìè ìåæäó ïëàñòîâ ðàçëè÷íûõ îñàäî÷íûõ ïîðîä. Åãî äîáûâàþò îòêðûòûì ñïîñîáîì. Äëÿ òîãî ÷òîáû îïðåäåëèòü, ñòàíåò ëè ïåñîê ïîäõîäÿùèì ñûðüåì, åãî ïîäâåðãàþò ìíîæåñòâó õèìè÷åñêèõ àíàëèçîâ, â õîäå ÷åãî âûÿâëÿþò íàëè÷èå âðåäíûõ ïðèìåñåé. Òàê, îáðàáîòêà ôòîðèñòîâîäîðîäèñòîé è ñåðíîé êèñëîòàìè ïîêàçûâàåò ïðèñóòñòâèå îêñèäîâ òàêèõ ìåòàëëîâ, êàê æåëåçî è àëþìèíèé.
 Ðîññèè åñòü ìíîæåñòâî êàðüåðîâ, â êîòîðûõ äîáûâàþò ÷èñòûé ïåñîê äëÿ ïðîèçâîäñòâà ñòåêëà.
Èñòî÷íèêîì îêñèäà êàëüöèÿ â ñòåêîëüíîé ïðîìûøëåííîñòè ÿâëÿåòñÿ èçâåñòíÿê, äîëîìèò, ìåë, ðåæå ìðàìîð.
Êàëèé çíà÷èòåëüíî óïðîùàåò ïðîöåññ ïðîèçâîäñòâà ñòåêëà. Ýòîò ýëåìåíò ñíèæàåò åãî ñêëîííîñòü ê êðèñòàëëèçàöèè. Êðîìå òîãî, êàëèé ïðèäàåò ñòåêëó áëåñê è óëó÷øàåò ñâåòîïðîïóñêàþùèå ñâîéñòâà. Èñòî÷íèêîì ýòîãî õèìè÷åñêîãî ýëåìåíòà ñëóæèò ñîäà, ïîòàø, êàëèåâàÿ ñåëèòðà.
Ñóùåñòâóþò öåëûå õèìè÷åñêèå ïðåäïðèÿòèÿ, äëÿ êîòîðûõ ñîäà äëÿ ïðîèçâîäñòâà ñòåêëà – îñíîâíîé ïðîäóêò.
Òåõíîëîãèÿ ïðîèçâîäñòâà ïðîäóêöèè èç ñòåêëà
Ïðîèçâîäñòâî ñòåêëà ìîæíî ðàçäåëèòü íà 5 ýòàïîâ:
- ïîäãîòîâêà ìàòåðèàëîâ;
- èçãîòîâëåíèå øèõòû;
- ïëàâêà;
- îõëàæäåíèå;
- îáðàáîòêà.
Íà ïåðâîì ýòàïå êîìïîíåíòû äëÿ ïðîèçâîäñòâà ñòåêëà ïîäãîòàâëèâàþò ê ïåðåìåøèâàíèþ. Òàêæå â ýòî âðåìÿ â äðîáèëêàõ ïðîèñõîäèò èçãîòîâëåíèå âòîðñûðüÿ – ñòåêëîáîÿ èç îòõîäîâ ïðîèçâîäñòâà è áûòîâîãî ìóñîðà. Îñíîâíûå ìàòåðèàëû ïðîïóñêàþò ÷åðåç ìàãíèòíûé ñåïàðàòîð, êîòîðûé óäàëÿåò îñíîâíîå êîëè÷åñòâî ïðèìåñåé.
Íà âòîðîì ýòàïå ïðîèñõîäèò ïåðåìåøèâàíèå ïåñêà, ñîäû, èçâåñòíÿêà è õèìè÷åñêèõ äîáàâîê. Ýòè êîìïîíåíòû ïîî÷åðåäíî âûñûïàþò èç ñèëîñîâ íà âåñû. Ïîñëå âçâåøèâàíèÿ ìàòåðèàëû ñìåøèâàþò. Ïîëó÷åííóþ îäíîðîäíóþ ìàññó íàçûâàþò øèõòîé.
Íà òðåòüåì ýòàïå ïðîèñõîäèò ïëàâêà. Øèõòó çàãðóæàþò â ïå÷è è íàãðåâàþò äî íåîáõîäèìîé òåìïåðàòóðû. ×åì ìåíüøå ïðèìåñåé â ïåñêå, òåì íèæå òåìïåðàòóðà.  îñíîâíîì îíà êîëåáëåòñÿ â ðàéîíå 1600-2400°Ñ.
Îõëàæäåíèå òåñòà, òàê íàçûâàþò ïîëó÷åííîå âåùåñòâî, ïðîèñõîäèò â íåñêîëüêî ýòàïîâ. Ñíà÷àëà ñòåêîëüíóþ ìàññó «êóïàþò» â ðàñïëàâëåííîì îëîâå. Èç-çà ðàçíèöû â ïëîòíîñòè òåñòî íå ñìåøèâàåòñÿ ñ ýòèì ìåòàëëîì.  îëîâÿííûõ âàííàõ ñòåêëî îõëàæäàþò äî 600°Ñ. Äàëåå åãî ïðîêàòûâàþò íà êîíâåéåðå, ïîêà òåìïåðàòóðà íå îïóñòèòñÿ äî 200-250°Ñ.
Åñëè íåîáõîäèìî, ïðèìåíÿþò òåõíîëîãèþ îõëàæäåíèÿ âîçäóøíûìè ïîòîêàìè.
Ïðè òåìïåðàòóðå 200°Ñ ñòåêëî äîñòèãàåò òîãî ñîñòîÿíèÿ, êîãäà ìîæíî ïðèñòóïèòü ê ñòàäèè ôîðìèðîâêè. Íà ýòîì ýòàïå èçãîòàâëèâàþò êîíå÷íóþ ïðîäóêöèþ, áóäü ýòî ëèñòîâîå ñòåêëî èëè òàðà.
Îõëàæäåíèå – îäèí èç ñàìûõ âàæíûõ ýòàïîâ â ïðîèçâîäñòâå ñòåêëà. Åñëè òåñòî îñòóæàòü ñëèøêîì áûñòðî, òî ïðîèçîéäåò êðèñòàëëèçàöèÿ. Ýòî íåãàòèâíî ñêàæåòñÿ íà ïðî÷íîñòè ìàòåðèàëà.
Ëèøü ìåäëåííîå îõëàæäåíèå ïîçâîëÿåò ïîëó÷èòü ñòåêëî óäîâëåòâîðèòåëüíîãî êà÷åñòâà. Òàê, ïðè èçãîòîâëåíèè ëèíç äëÿ ñïåöèàëüíûõ òåëåñêîïîâ åãî îõëàæäàþò íåñêîëüêî ìåñÿöåâ. Òåì íå ìåíåå ýêñòðåìàëüíîå îõëàæäåíèå òàêæå èñïîëüçóåòñÿ â ýòîé îòðàñëè, íàïðèìåð ïðè ïðîèçâîäñòâå çàêàëåííîãî ñòåêëà.
Äîïîëíèòåëüíûå õèìè÷åñêèå äîáàâêè â ñòåêëîïðîèçâîäñòâå
Äîïîëíèòåëüíûå âåùåñòâà äëÿ ïðîèçâîäñòâà ñòåêëà èñïîëüçóþò äëÿ ïðèäàíèÿ êîíå÷íîìó ìàòåðèàëó îñîáûõ ñâîéñòâ. Îñíîâíûìè äîáàâêàìè ÿâëÿþòñÿ îêñèäû òàêèõ ìåòàëëîâ, êàê:
- ñâèíåö;
- áàðèé;
- àëþìèíèé;
- áðîì;
- ìàãíèé;
- õðîì;
- ìåäü;
- êîáàëüò.
Îíè âëèÿþò íà ïðî÷íîñòü, òâåðäîñòü, ïëîòíîñòü, öâåò.
Òàêèå êîìïîíåíòû äëÿ ïðîèçâîäñòâà ñòåêëà, êàê îêñèäû òÿæåëûõ ìåòàëëîâ (ñâèíåö, âèñìóò, áàðèé), çíà÷èòåëüíî ïîâûøàþò ïëîòíîñòü.
Äëÿ óâåëè÷åíèÿ óïðóãîñòè îêñèä êðåìíèÿ ÷àñòè÷íî çàìåùàþò. Äëÿ ýòîãî ïðèìåíÿþò êàëüöèé, àëþìèíèé, áîð, ìàãíèé.
Ââåäåíèå â ñîñòàâ øèõòû áðîìà ïîçâîëÿåò ïîâûñèòü óäàðîñòîéêîñòü ñòåêëà ïðàêòè÷åñêè â äâà ðàçà.
Îêñèäû õðîìà, ìåäè è êîáàëüòà ïðèäàþò ãîòîâîé ïðîäóêöèè çåëåíûé, æåëòûé è ñèíèé öâåòà ñîîòâåòñòâåííî.
Äëÿ ïðîèçâîäñòâà îïòè÷åñêîãî è ëàáîðàòîðíîãî ñòåêëà â ôîðìóëó âíîñÿò îêñèäû ñâèíöà áàðèÿ è öèíêà. ×òîáû ïðèäàòü ìàòåðèàëó ñòîéêîñòü ê âîçäåéñòâèþ õèìè÷åñêèõ ýëåìåíòîâ, èñïîëüçóþò ìàãíèé.
Íåêîòîðûå ìàòåðèàëû äëÿ ïðîèçâîäñòâà ñòåêëà ââîäÿò äëÿ åãî çàòåìíåíèÿ. Ýòî òàê íàçûâàåìûå ãëóøèòåëè, â ñîñòàâ êîòîðûõ âõîäÿò ôòîð, ôîñôîð.
Ïðîòèâîïîëîæíûé ïðîöåññ îñóùåñòâëÿåòñÿ ïîñðåäñòâîì ñóëüôàòîâ àììîíèÿ è íàòðèÿ. Îíè ñïîñîáñòâóþò óäàëåíèþ ãàçîâûõ ïóçûðüêîâ, ÷òî ïðèâîäèò ê îñâåòëåíèþ ìàòåðèàëà.
Ñûðüå äëÿ ïðîèçâîäñòâà ñòåêëà ñ ïîâûøåííûì ñîäåðæàíèåì êâàðöà èñïîëüçóþò äëÿ èçãîòîâëåíèÿ óêðàøåíèé. Ýòî ñâÿçàíî ñ òåì, ÷òî ñèëèöèé ïîâûøàåò òóãîïëàâêîñòü, ÷òî, â ñâîþ î÷åðåäü, óïðîùàåò ïðîöåññ ôîðìèðîâàíèÿ ãîòîâûõ èçäåëèé.
×èñòàÿ ñòåêëîïðîäóêöèÿ
 íàøå âðåìÿ î÷åíü áîëüøèå îáîðîòû íàáðàëî äâèæåíèå ïî çàùèòå îêðóæàþùåé ñðåäû. Íå îáîøëî îíî è ñòåêëîïðîìûøëåííîñòü.  äàííîé îòðàñëè íàáëþäàåòñÿ òåíäåíöèÿ ìàêñèìàëüíî âîçìîæíîãî èñïîëüçîâàíèÿ âòîðñûðüÿ.
Êðîìå òîãî, âñå ÷àùå ïðèìåíÿþò ãîðíîïðîìûøëåííûå îòõîäû äëÿ ïðîèçâîäñòâà ñòåêëà. Øëàê ñ ïîäõîäÿùèì ìèíåðàëüíûì ñîñòàâîì, êîòîðûé îáðàçóåòñÿ ïðè äîáû÷å ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, ñòàíîâèòñÿ çàìåíèòåëåì ïåñêà èëè èçâåñòíÿêà.
Ýòè äâà àñïåêòà ïîçâîëÿþò ïðîèçâîäèòü áîëåå ýêîëîãè÷åñêè ÷èñòóþ ïðîäóêöèþ.
Âûñòàâêà «Ìèð ñòåêëà»
 íà÷àëå ëåòà â Ìîñêâå ïðîéäåò òåìàòè÷åñêàÿ âûñòàâêà «Ìèð ñòåêëà». Ýòî îäíî èç ñàìûõ ìàñøòàáíûõ ìåðîïðèÿòèé ìèðà â äàííîé îòðàñëè.
Îðãàíèçàòîðû ïðèãëàøàþò âñåõ çàèíòåðåñîâàííûõ æèòåëåé è ãîñòåé ñòîëèöû ïîñåòèòü âûñòàâêó, êîòîðàÿ ïðîéäåò â ÖÂÊ «Ýêñïîöåíòð». Ó÷ðåäèòåëè ìåðîïðèÿòèÿ ñîçäàëè áëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ äëÿ ïåðåäîâûõ ñòåêëîïðîèçâîäèòåëåé. Àäìèíèñòðàöèÿ çàâåäåíèÿ ñ÷èòàåò, ÷òî âûñòàâêà «Ìèð ñòåêëà» ïîìîæåò çàêëþ÷àòü âûãîäíûå ñäåëêè, êîòîðûå âûâåäóò âàñ â ëèäåðû ðûíêà.
Ïîìèìî âûñòàâêè ïëàíèðóåòñÿ ïðîâåäåíèå äåëîâûõ âñòðå÷ è ïðåññ-êîíôåðåíöèé. Ñòåêîëüíûå êîìïàíèè ïîëó÷àò âîçìîæíîñòü ïðîâåñòè ïðåçåíòàöèè, ãäå ïðîäåìîíñòðèðóþò ïåðåäîâûå ðàçðàáîòêè, íîâûå òåõíîëîãèè è ñîâðåìåííîå îáîðóäîâàíèå.
Íà âûñòàâêó ïðèãëàøåíû ëèäåðû ðîññèéñêîãî ðûíêà ñòåêëîïðîäóêöèè, à òàêæå ïðåäñòàâèòåëè ìèðîâûõ êîìïàíèé.
Ïðîèçâîäñòâî ãíóòîãî ñòåêëà
Ïðîèçâîäñòâî ñòåêëà è îñîáåííîñòè
Ïðîìûøëåííîå ïðîèçâîäñòâî ñòåêëà