Свойства полезных ископаемых ископаемые 3 класс
В недрах Земли хранятся природные богатства – полезные ископаемые, которые имеют большое значение для человека. С их помощью люди решают почти все свои хозяйственные нужды: строят, отапливают помещения, ездят на транспорте, создают много полезных бытовых вещей. Давайте узнаем названия и свойства полезных ископаемых, без которых жизнь не была бы столь удобной и комфортной.
Горючие ископаемые
Ископаемые, которые можно использовать для получения тепла и энергии, называют горючими. К ним относятся природный газ и нефть.
Рис. 1. Добыча нефти
Это одни из самых важных ископаемых, с помощью которых люди научились вырабатывать и правильно использовать энергию. Подобный навык привел к изобретению множества промышленных отраслей.
Без горючих ископаемых трудно представить современную жизнь, ведь за счет их энергии мы отапливаем помещения в холодное время года, готовим еду, ездим на автомобилях.
Также к горючим природным веществам относится торф, сланец, бурый и каменный уголь, антрацит.
Рудные ископаемые
Рудные или металлические ископаемые – одни из первых, которые освоил древний человек. Без металла невозможно представить себе промышленность, ведь в каждом доме, у каждого человека обязательно найдется металлический предмет.
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
В зависимости от свойства и области применения все металлы делятся на несколько основных групп:
- черные – это железо и все его сплавы – применяется в строительстве различной техники, судов, самолетов, машин;
- цветные – алюминий, медь, никель и многие другие – активно используются в космонавтике, электротехнике, авиастроении, различных точных приборах;
- благородные – серебро, золото, платина, палладий – обладают уникальным свойством – они не вступают в химические реакции, к тому же имеют высокую ценность как драгоценные металлы, из которых изготавливаются ювелирные украшения;
Рис. 2. Золото – благородный металл
- радиоактивные – уран, плутоний, радий и другие – способны без посторонней помощи излучать радиацию.
Нерудные ископаемые
Нерудные или неметаллические ископаемых – это мягкие и твердые группы горных пород и минералов. На сегодняшний день известно более сотни таких природных соединений, и все они нашли свое применение в различных хозяйственных и промышленных отраслях.
Рассмотрим краткое описание свойств нерудных ископаемых:
- горнорудное сырье – асбест, известняк, слюда – горные породы, без которых невозможно представить строительную сферу;
- химическое сырье – апатит, сера, калийные соли – используются в химической промышленности, при производстве минеральных удобрений, керамики, резины;
- строительные материалы – мрамор, гипс – используются в самых различных областях;
- самоцветные камни – изумруды, рубины, топазы – обладают красивым внешним видом, используются для создания ювелирных украшений.
Рис. 3. Алмаз – самый твердый минерал на Земле
Практически все месторождения полезных веществ постепенно истощаются. Если люди не научатся бережно и рационально использовать природные богатства, наше потомство может остаться без столь ценного сырья.
Что мы узнали?
Мы изучили тему «Свойства полезных ископаемых» (3 класс) по Окружающему миру, какое значение они имеют для человечества. Все полезные ископаемые можно разделить на 3 разряда: рудные, нерудные и горючие. Каждый из этих природных веществ имеет свое место в различных отраслях промышленности.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Елена Носенко
5/5
Данил Муталлапов
4/5
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.3. Всего получено оценок: 137.
Источник
Тема урока: Свойства полезных ископаемых (песок, глина, мрамор, известняк).
Цель урока: формирование знаний по теме: «Свойства полезных ископаемых».
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
– формирование уважения к иному мнению;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
(регулятивные УУД)
– формирование умения принимать и сохранять учебные задачи;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
(познавательные УУД)
– формирование умения работать с информацией: использовать различные способы поиска информации; работать с несколькими источниками информации ( планом, иллюстрациями, словарем);
– формирование интеллектуальной автономности;
– развитие операционного мышления;
(коммуникативные УУД)
-формирование умения слушать и слышать;
-формирование умения ясно и четко излагать свою точку зрения, доказывать ее;
-формирование умения работать в группах, распределять роли и функции совместной деятельности; выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
-формирование умения работать в подготовленной среде, осуществлять выбор дополнительной информации, форм презентации;
-формирование умения связно выражать свои мысли, готовить полные речевые высказывания.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения :
– закрепление понятия о полезных ископаемых, об их месторождении.
– формирование умений: проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, инструкции и правила при проведении экспериментов; делать выводы на основании полученных результатов; использовать при выполнении задания материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания.
– выявление в ходе опытов свойств известняка, мрамора, песка, глины;
– подготовка на основании опытов сообщения о свойствах полезных ископаемых и их использовании человеком.
– формирование умения описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделять их основные существенные признаки, выделять новое.
-формирование умения работать с географической картой (на этом уроке с картой Владимирской области).
– развитие познавательного интереса к предмету путем вовлечения учащихся в исследовательскую работу.
Оборудование:
1. Лабораторное: коллекция полезных ископаемых (известняк, мрамор, песок, глина); лупы, стаканчики с водой, воронки, фильтры, гвозди, пластиковые коробки.
2. Интерактивное: интерактивная доска, ноутбук.
3. Инструкционные карты: план работы, листы исследования, картинки.
Технологическая карта
№
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результаты: формируемые УУД
1.
2.
3.
4.
6.
7.
Эмоциональное начало урока.
Актуализация знаний
Выход на тему урока
Целеполагание, планирование деятельности.
-Планирование деятельности.
Исследование, работа в статичных группах.
Осуществление исследовательской деятельности. Самостоятельная работа учащихся. Оформление результатов и подготовка презентации.
Презентация результатов исследования.
Первичное закрепление материала
Подведение итогов.
Оценивание эмоциональной сферы учащихся
– Давайте повернемся и поздроваемся с нашими гостями.
– А теперь повернемся друг к другу и пожелаем удачи.
-Послушайте загадки и постарайтесь их отгадать.
Он очень нужен детворе.
Он на дорожке во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)
Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он — удобрение. (Известняк)
Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны. (Мрамор)
– Каким понятием можно объединить отгадки?
– Сделайте предположения о теме урока.
– Давайте поставим цель нашего урока.
– Гипотезу?
Предлагает предположить, что будет происходить на уроке, цели и задачи, план действий.
– Что мы должны узнать во время исследования об этих полезных ископаемых?
-Где мы найдём подсказку, как исследовать свойства?
-В каком источнике вы найдете толкование слова?
Сообщает каждой группе об объекте исследования.
Учитель в качестве эксперта наблюдает, советует, следит за соблюдением временных рамок. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Мотивирует учащихся, создаёт ситуацию успеха. При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации.
Учитель организует презентацию результатов каждой группы. В качестве эксперта принимает отчёт: обобщает и резюмирует полученные результаты, давая возможность группам оценить свою работу, подводит итоги работы каждой группы.
Учитель проводит блиц-опрос для групп, называет свойство горной породы, а группа, узнавшая свой объект исследования – встаёт.
Мотивирует учащихся на дальнейшее изучение через мини-опрос «Я узнал о том, что…»
Предлагает заполнить листы самооценки каждому учащемуся.
Предлагает проиллюстрировать наглядно эмоциональный настрой от урока «Гора самоцветов»
Спрашивает учащихся об их впечатлениях от урока
Хоровое проговаривание, внутренний настрой на урок.
Отгадывают загадки.
– Полезные ископаемые
Высказывают предположения о задачах и теме урока.
я узнаю о свойствах полезных ископаемых, если
– знаю, что такое полезные ископаемые;
– умею работать в группе;
– умею пользоваться разными источниками информации.
– узнать их свойства
– на листах с планом
– в словаре
Делятся на группы в соответствии с номером на карточке.
Распределяют роли в группе; планируют свою деятельность; выбирают форму и способ презентации предполагаемого результата.
Учащиеся работают над исследованием: осуществляют поиск, сбор, систематизацию и анализ информации с использованием различных источников;
самостоятельно выполняют опыты, консультируясь по мере необходимости с учителем и товарищами по группе.
Оформляют отчёт. Анализируют готовый продукт.
Презентуют результаты исследования. Дают оценку деятельности своей группы (Соответствует ли их выступление плану?Довольны ли своей работой?).
Отвечают на вопросы блиц -опроса (встают всей группой, если узнали свою горную породу). Весь класс контролирует правильность ответа группы.
Отвечают на вопросы в таблице и делают вывод: о том, что полезные ископаемые надо беречь, на уроках ещё не говорили. Это и будет темой следующего урока.
Заполняют листы самооценки, где оценивают свою работу и работу группы в целом.
Выбирают «самоцветы» по цвету настроения и наклеивают их на 1 лист. Делятся своими впечатлениями от урока: что понравилось, что не понравилось…
личностные
(самоопределение)
Коммуникативные (умение осуществлять выбор необходимой информации)
Коммуникативные(умение работать в группах сменного состава, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле)
коммуникативные познавательные (умение работать с интерактивной доской и ноутбуком
регулятивные (целеполагание, прогнозирование),
познавательные (умение работать с учебником)
регулятивные(целеполагание, планирование, алгоритмизация действий)
Коммуникативные: (инициативное сотрудничество: умение работать в группе –распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле)
Познавательные (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, практические действия, умение работать с несколькими источниками информации: учебниками, текстами и иллюстрациями).
Личностные (развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы)
коммуникативные (полные ответы уч-ся, готовые речевые высказывания, использование средств языка и речи для получения и передачи информации)
Личностные (развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы)
коммуникативные
(самовыражение: монологические высказывания разного типа)
Регулятивные (контроль, коррекция, оценка).
коммуникативные
(самовыражение: монологические высказывания разного типа)
Регулятивные (контроль, коррекция, оценка).
Источник
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 152» КИРОВСКОГО РАЙОНА Г.КАЗАНИ
Методическая разработка урока по предмету «Окружающий мир» в 3 классе.
(метод проекта и проектной деятельности)
Учитель первой квалификационной категории
Пилишкина Ольга Александровна
2015г.
Пояснительная записка.
Данный урок разработан в системе уроков окружающего мира по рабочей программе, составленной в соответствии с основными положениями федерального государственного стандарта начального образования нового поколения в рамках УМК «Планета знаний» по учебнику Г.Г. Ивченковой , И.В. Потапова «Окружающий мир» с применением метода проекта и проектной деятельности.
Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Проектная деятельность младших школьников способствует:
· обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
· развитию творческих способностей и активности учащихся;
· адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
· формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
· Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно и то, что в проекты могут вовлекаться и родители, что тоже немаловажно.
Урок проведен в рамках городского семинара «Методический портфель заместителя директора по учебной работе как оценка деятельности учителя» 27.11.2014.
Тема урока: Полезные ископаемые. Их использование, добыча и защита.
Цели урока: способствовать формированию представлений о полезных ископаемых, их значении в жизни человека;
создать условия для тренировки наблюдательности, развития внимания, памяти, творческих и коммуникативных способностей учащихся;
вовлечь каждого ученика в активный познавательный творческий процесс;
учить представлять свой труд в виде презентации (в устной форме и в электронном виде);
воспитание интереса к творческому взаимодействию при совместной работе;
воспитание любви к родному краю и познанию его истории
Задачи: активизация, актуализация и систематизация знаний, полученных при изучении темы «Полезные ископаемые».
Планируемые результаты:
Регулятивные: понимают свое продвижение в овладении темы, понимают цель выполняемых заданий, ставят учебную задачу под руководством учителя;
Намечают план выполнения заданий на уроках и во внеурочной деятельности (под руководством учителя)
Познавательные: различают методы познания окружающего мира по его целям (наблюдения, опыты), сравнивают различные объекты, сопоставляют их свойства по одному или нескольким признакам, обобщают, делают выводы.
Коммуникативные: умеют работать в группе, слушают, понимают других, высказывают свою точку зрения, задают вопросы друг другу, договариваются, приходят к общему решению.
Мотивация учебной деятельности (орг. момент)
Мне сегодня весело с самого утра, напеваю песенку про свои дела.
А дела прекрасные – все мне по плечу,
И скажу не хвастая горы сворочу.
Никогда не теряй, не теряй своей мечты.
Твердо верь, твердо знай: все на свете можешь ты!
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.
– На прошлом уроке мы с помощью наблюдений во время практической работы узнали о свойствах самых распространенных полезных ископаемых глины и песка. Вспомнив результаты опытов и выводы, сделанные в ходе работы, мы сможем продвинуться дальше.
Отчет групп по проделанным опытам в практической работе (Презентация «Практическая работа «Песок и глина») приложениепрактическая работа.pptx
Отчет 1-ой группы по опыту № 1.(слайд №2,3,4)
Цель опыта: определить цвет песка и глины, описать их внешний вид.
Вывод: песок – твердое вещество желтого цвета, состоит из мелких крупинок, рыхлый, сыпучий
Отчет 2-ой группы по опыту №2 (слайд №5,6)
Цель опыта: определить наличие запаха у песка и глины
Вывод: песок не имеет запаха, сухая глина без запаха, влажная глина имеет запах.
Отчет 3-ей группы по опыту № 3 (слайд № 7,8)
Цель опыта: выявить способность песка и глины пропускать воду
Вывод: песок хорошо пропускает воду, а глина не пропускает.
Отчет 4-ой группы по опыту №4 (слайд № 9,10)
Цель опыта: проверить вязкость песка и глины
Вывод: шарики из песка быстро рассыпались, шарики из глины остались прочными и твердыми.
Вывод: (слайд 11) Свойства песка и глины:
– Как человек использует все эти свойства песка и глины?
3. Постановка учебной задачи.
-Сегодня пройдет форум творческих групп, которые постараются ответить на вопросы:
– Что такое песок и глина?
– Как человек использует эти полезные ископаемые?
– Каким способом их добывают?
– Какое месторождение полезных ископаемых находится на территории нашего поселка?
4. Защита проектов (выступление творческих групп).
Проект «Песок и глина» (группа Колсановой Юли) (электронная презентация) приложениеКолсанова Юля.pptx
Вопрос группы классу: Что можно сделать из песка?
Проект « Песок и глина» (группа Куренковой Саши)
устная презентация приложениеКуренкова Саша.docx
Вопрос группы классу: Как используют песок и глину в строительстве?
Проект « Песок» (группа Каримуллиной Эльзы) электронная презентация приложениеКаримуллина Эльза.ppt
Вопрос группы: какими способами получают изделия из стекла?
Проект «Глина» (группа Паленова Максима) (электронная презентация) приложениеПаленов Максим.pptx
Вопрос группы классу: какие виды глины вы запомнили?
Проект «Ярмарка» (проект-выставка изделий из глины) (группа Хакимуллиной Софии) под фонограмму песни «Гармошка» выходят участники группы и представляют изделия из глины, рассказывая об их применении.
Проект « История песчаного карьера поселка Юдино» (группа Фоменко Алеши) (электронная презентация)приложениеФоменко Алеша.pptx
Вопрос группы классу: Какие полезные ископаемые добывали в нашем поселке?
-Как образовалось озеро Изумрудное?
Экологический проект «Сохраним наше озеро» (группа Потапова Васи) (проект-стенгазета)
Вопрос группы классу: что можем сделать МЫ, чтобы наше озеро и лес вокруг него оставались чистыми?
5. Рефлексия и саморефлексия учебной деятельности.
– Какую задачу ставили на уроке?
-Удалось ли решить ее?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем еще вы хотели бы поработать?
Источник