Свойства полезных ископаемых и металлических предметов
Анна Борисова
Конспект НОД «Свойства полезных ископаемых и металлических предметов. Опытно-экспериментальная деятельность»
Цели: познакомить со свойствами полезных ископаемых и металлических
предметов; формировать стремление к самостоятельности в поиске способов
и средств воплощения двигательного замысла; быстроту и ловкость
ориентировки в игровых ситуациях, быстроту двигательной реакции.
Материалы и оборудование: фотографии космоса и космических
кораблей; обручи; магнит, компасы, кусок породы железной руды, мел, уголь,
песок, глина, воронка, стаканы, ложечки.
Ход:
Воспитатель: Сядьте красиво, как я. Я хочу поговорить с вами на интересную тему. А для начала отгадайте загадку:
Прокатиться они решили
С ветерком в автомобиле.
Правду в сказке вам сказали:
Сами они его создали!
Ведь такого нет нигде!
Ездит он на газ воде,
И сироп в нем вместо смазки.
Кто такие, из какой они сказки?
Дети: Винтик и Шпунтик из сказки о Незнайке.
Воспитатель: Правильно, молодцы.
Воспитатель:Сегодня мы с вами будем проводить эксперименты как настоящие
механики Винтик и Шпунтик, которые умело решают разные трудности.
Воспитатель: А сейчас давайте присядем за свои столы. Что вы видите на своих
столах? Мел, уголь, песок, глину, породу железной руды, а одним словом –
полезные ископаемые.
Воспитатель:Найдите песок; глину. А теперь сравните эти полезные ископаемые по цвету. Песок какой? Глина какая? Назовите свойства песка, глины.
Дети:Песок – сыплется, не лепится. А глина – сыплется, лепится. Мокрый
песок – лепится, но не сохраняет форму. Глина сохраняет форму.
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Рассмотрим первый опыт. Берем мокрый песок и глину, лепим колобки, затем оставляем для наблюдения. Из песка колобок высох и рассыпался, а из
глины сохранил форму. Если рассмотрим через лупу, песок состоит из мелких крупинок, а глина – нет. Песок в воде не растворяется, а глина – частично.
Воспитатель: А теперь берем 2 стакана, в одном – песок, а в другом – глина.
Добавляем воду, размешиваем ложечкой и наблюдаем. Делаем вывод: песок
оседает на дно. Глина растворяется частично, а остатки оседают на дно.
Песок пропускает воду, глина – нет.
Воспитатель: А сейчас попробуем провести 3 опыт, в котором мы возьмем 2 воронки,
в одной – песок, в другой – глина, ставим стакан, наливаем воду и
наблюдаем. Делаем вывод: вода свободно проходит через песок, а глина не
пропускает. Как вы думаете, где используют эти полезные ископаемые?
Дети: В строительстве.
Воспитатель:Правильно. А именно. Песок для изготовления стекла (Белый). Из глины
изготавливают: кирпичи, черепицу для крыш, посуду, цветочные горшки, вазы.
Воспитатель: Теперь посмотрите у вас на столах лежит мел и уголь, сравните их.
Какой мел? Какой уголь?
Дети: Мел – белый. Уголь – черный.
Воспитатель:Правильно. Мелом также можно писать и он сыплется. А уголь – горит и
тоже сыплется. Мел используют в строительстве, уголь – в народном
хозяйстве как топливо.
Воспитатель: Рассмотрим ее один опыт, возьмем магнит, и определим, есть ли у нас на столах металл. Магнит притягивает к себе металлическую пластину, а
простые камни – нет.
Давайте к слову «металл» подберем родственные слова, металл –
металлический – металлурги – металлолом – металлургический.
Назовите свойства металла?
Дети:Твердый, не ломается, тонет, плавится.
Воспитатель:Молодцы. Много свойств металла знаете.
Дети: Рассмотрим последний опыт. Берем металлическую пластинку и
бросаем в воду. Металл – тонет.
Сравните металл с деревом.
Дети:Дерево – мягкое, плавает, ломается, горит. Металл – твердый, тонет, не
горит, плавится.
Воспитатель:Что изготавливают из металла? Из металла делают очень многое – от
обыкновенных кухонных ножей до космического кораблей.
А сейчас посмотрите на карточки у вас на столах; на них изображены
различные предметы. Отберите предметы из металла. Назовите
металлические предметы.
Правильно, ребята, вы отобрали карточки, на которых изображены
металлические предметы.
Воспитатель: Сейчас, давайте, немного отдохнем и прослушаем песню «Сколько нас поет?» (муз. Н. Г. Кононовой).
Понравилась песня?
Дети: Да, очень красивая.
Воспитатель: А сейчас Винтик и Шпунтик расскажут нам о Дне космонавтики.
12 апреля отмечается Всемирный день авиации и космонавтики, более
известный и почитаемый жителями бывшего СССР как просто – День
космонавтики.
В этот день, 12 апреля, 1961 году гражданин СССР майор Юрий
Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в мире
совершил орбитальный облет Земли, открыв эпоху пилотируемых
космических полетов. Он совершил один виток вокруг земного шара,
продолжавшийся 108 минут. Яркие успехи отечественной космонавтики – это результат
самоотверженного труда многих тысяч людей, десятков трудовых
коллективов, которые делали и делают все, от них зависящее, во имя
прогресса космической отрасли.
Воспитатель:Сейчас проиграем в игру «Космонавты» (по краям площадки
раскладываю обручи – ракеты. Играющих на несколько больше, чем ракет).
Встаем в круг и беремся за руки. Идем по кругу и проговариваем слова:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полета на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов разбегаются и занимают ракеты по двое. В паре
поворачиваются спиной друг к другу, плотно прижимавшись спинами и
затылками, принимают красивую позу с правильной осанкой. Опоздавшие
выбирают самые красивые парные позы космонавтов.
Воспитатель:Отлично поиграли. Какое задание понравилось вам на занятии?
Дети: Опыты, в которых определяли свойства.
Воспитатель: Винтик и Шпунтик желают вам спехов.
СВОЙСТВА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ И МЕТАЛЛИЧЕСКИХ
ПРЕДМЕТОВ. БЕСЕДА О ДНЕ КОСМОНАВТИКИ
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Цели: познакомить со свойствами полезных ископаемых и металлических предметов; формировать стремление к самостоятельности в поиске способов и средств воплощения двигательного замысла; быстроту и ловкость ориентировки в игровых ситуациях, быстроту двигательной реакции.
Целевые ориентиры дошкольного образования: умеет поддерживать беседу о дне космонавтики, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности; активно участвует в подвижной игре.
Материалы и оборудование: фотографии космоса и космических кораблей; обручи; магнит, компасы, кусок породы железной руды, мел, уголь, песок, глина, воронка, стаканы, ложечки.
Музыкальное сопровождение: «Сколько нас поет?» (муз. Н. Г. Кононовой).
Содержание
организованной деятельности детей
1. Введение игрового момента.
– Отгадайте загадку:
Прокатиться они решили Ведь такого нет нигде!
С ветерком в автомобиле. Ездит он на газводе,
Правду в сказке вам сказали: И сироп в нем вместо смазки.
Сами они его создали!
– Кто такие, из какой они сказки? (Винтик и Шпунтик из сказки о Незнайке, которую написал Николай Носов.)
– Сегодня мы с вами находимся на волшебной площадке, которая, как по мановению волшебной палочки превратится в мастерскую Винтиков и Шпунтиков, умело решающих разные трудности.
2. Ознакомление со свойствами полезных ископаемых и металлических предметов.
– Что вы видите на своих столах? Мел, уголь, песок, глину, породу железной руды, а одним словом – полезные ископаемые.
– Найдите песок; глину.
– А теперь сравните эти полезные ископаемые по цвету. Песок какой? Глина какая?
– Назовите свойства песка, глины. (Песок – сыплется, не лепится, глина не сыплется, лепится. Мокрый песок – лепится, но не сохраняет форму, глина сохраняет.)
Опыт 1. Берём мокрый песок и глину, лепим колобки, затем оставляем для наблюдения. Из песка колобок высох и рассыпался, а из глины сохранил форму.
Если рассмотрим через лупу, песок состоит из мелких крупинок, а глина нет. Песок в воде не растворяется, а глина частично.
Опыт 2. Берем 2 стакана, в одном – песок, а в другом – глина. Добавляем воду, размешиваем ложечкой и наблюдаем. Делаем вывод: песок оседает на дно. Глина растворяется частично, а остатки оседают на дно. Песок пропускает воду, глина – нет.
Опыт 3. Берем две воронки, в одной – песок, в другой – глина, ставим в стакан, наливаем воду и наблюдаем. Делаем вывод: Вода свободно проходит через песок, а глина воду не пропускает. Где используют эти полезные ископаемые? (Их используют в строительстве. Песок для изготовления стекла белый. Из глины изготавливают: кирпичи, черепицу для крыш, посуду, цветочные горшки, вазы.)
– Сравните мел и уголь. (Мел – белый, им можно писать, сыплется. Уголь – черный, горит, сыплется. Мел используют в строительстве, уголь – в народном хозяйстве как топливо.)
Опыт 4. Возьмите магнит, и определите, есть ли у нас на столах металл. Магнит притягивает к себе металлическую пластину, а простые камни нет.
– Давайте к слову «металл» подберем родственные слова, металл – металлический – металлурги – металлолом – металлургический.
– Назовите свойства металла. (Металл – твердый, не ломается, тонет, плавится.)
Опыт 5. Берем металлическую пластину и бросаем в воду. Металл – тонет.
– Сравните металл с деревом. (Дерево – мягкое, плавает, ломается, горит.)
– Что изготавливают из металла? Из металла делают очень многое – от обыкновенных кухонных ножей до космических кораблей.
– А сейчас посмотрите на карточки у вас на столах; на них изображены различные предметы. Отберите предметы из металла. Назовите металлические предметы.
– Правильно, ребята, вы отобрали карточки, на которых изображены металлические предметы.
3. Развитие голоса и слуха «Сколько нас поет?» (муз. Н. Г. Кононовой).
4. Беседа о Дне космонавтики.
– Винтик и Шпунтик расскажут нам о Дне космонавтики.
– 12 апреля отмечается Всемирный день авиации и космонавтики, более известный и почитаемый жителями бывшего СССР как просто – День космонавтики.
В этот день, 12 апреля, в 1961 году гражданин СССР майор Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил орбитальный облёт Земли, открыв эпоху пилотируемых космических полетов. Он совершил один виток вокруг земного шара, продолжавшийся 108 минут.
Яркие успехи отечественной космонавтики – это результат самоотверженного труда многих тысяч людей, десятков трудовых коллективов, которые делали и делают всё, от них зависящее, во имя прогресса космической отрасли.
Игра «Космонавты».
По краям площадки раскладываются обручи-ракеты. Играющих на несколько человек больше, чем ракет. Дети встают в круг и берутся за руки. Идут по кругу, проговаривая текст:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают ракеты по двое. В паре повернуться спиной друг к другу, плотно прижавшись спинами и затылками, принять красивую позу с правильной осанкой. Опоздавшие выбирают самые красивые парные позы космонавтов.
5. Рефлексия.
– Какое задание понравилось вам на занятии? Винтик и Шпунтик желают вам успехов.
Цели: познакомить со свойствами полезных ископаемых и металлических предметов; сравнить, чем они отличаются. Продолжать знакомить с богатством родного края.
Планируемые результаты: проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности.
Материалы и оборудование: магнит, кусок породы железной руды, мел, уголь, песок, глина, воронка, стаканы, ложечки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, скажите кто такие геологи?
Дети: Геологи — это люди, занимающееся изучением и поиском полезных ископаемых.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы сегодня будем геологами и будем изучать свойства полезных ископаемых.
В.: А сейчас давайте присядем за свои столы. Что вы видите на своих столах? Мел, уголь, песок, глину, породу железной руды, а одним словом – полезные ископаемые.
В.: Найдите песок; глину. А теперь сравните эти полезные ископаемые по цвету. Песок какой? Глина какая? Назовите свойства песка, глины.
Д.: Песок – сыплется, не лепится. А глина – сыплется, лепится. Мокрый песок – лепится, но не сохраняет форму. Глина сохраняет форму.
В.: Молодцы.
В.: Рассмотрим первый опыт. Берем мокрый песок и глину, лепим колобки, затем оставляем для наблюдения. Из песка колобок высох и рассыпался, а из глины сохранил форму. Если рассмотрим через лупу, песок состоит из мелких крупинок, а глина – нет. Песок в воде не растворяется, а глина – частично.
В.: А теперь берем 2 стакана, в одном – песок, а в другом – глина. Добавляем воду, размешиваем ложечкой и наблюдаем. Делаем вывод: песок оседает на дно. Глина растворяется частично, а остатки оседают на дно. Песок пропускает воду, глина – нет.
В.: А сейчас попробуем провести 3 опыт, в котором мы возьмем 2 воронки, в одной – песок, в другой – глина, ставим стакан, наливаем воду и наблюдаем. Делаем вывод: вода свободно проходит через песок, а глина не пропускает. Как вы думаете, где используют эти полезные ископаемые?
Д.: В строительстве. В.: Правильно. А именно. Песок для изготовления стекла (Белый). Из глины изготавливают: кирпичи, черепицу для крыш, посуду, цветочные горшки, вазы.
В.: Теперь сравните мел и уголь. Какой мел? Какой уголь?
Д.: Мел – белый. Уголь – черный.
В.: Правильно. Мелом также можно писать и он сыплется. А уголь – горит и тоже сыплется. Мел используют в строительстве, уголь – в народном хозяйстве как топливо.
В.: Рассмотрим ее один опыт, возьмем магнит, и определим, есть ли у нас на столах металл. Магнит притягивает к себе металлическую пластину, а простые камни – нет. Давайте к слову «металл» подберем родственные слова, металл – металлический – металлурги – металлолом – металлургический. Назовите свойства металла?
Д.: Твердый, не ломается, тонет, плавится.
В.: Молодцы. Много свойств металла знаете.
Д.: Рассмотрим последний опыт. Берем металлическую пластинку и бросаем в воду. Металл – тонет. Сравните металл с деревом.
Д.: Дерево – мягкое, плавает, ломается, горит. Металл – твердый, тонет, не горит, плавится.
В.: Что изготавливают из металла? Из металла делают очень многое – от обыкновенных кухонных ножей до космического кораблей.
В.: Ребята, наше занятие подошло концу, давайте подведем итоги. Что такое полезные ископаемые? Назовите их (уголь, мел, глина, песок.). Какие мы с вами провели опыты?
Ответы детей.
Цель занятия:
- познакомить со свойствами полезных ископаемых и металлических предметов;
- показать их применение в жизни человека; познакомить со свойствами этих полезных ископаемых;
- вызвать у детей интерес к полезным ископаемым.
Материалы и оборудование: лупа, мел, уголь, песок, глина, воронка, стаканы, ложечки, металлический предмет, магнит.
Сюрпризный момент
В одной стране жил-был король (на фланелеграфе появляется фигурка короля). Все его любили, заботились о нем. Он ни в чем не знал нужды. И самому ему ничего не приходилось делать. Но однажды с ним приключилась невероятная история… Он оказался на необитаемом острове. (на фланелеграфе появляется остров) Он был совсем один.
Не было ни слуг, которые позаботились бы о нем, ни крыши над головой, чтобы укрыться от непогоды. Король был в отчаянии: “Что же я буду делать? Как буду жить? Где возьму все необходимое?” И вдруг он услышал легкий шепот, словно дуновение ветерка: “Приложи немного старания, и у тебя все будет. Ведь остров сказочно богат… богат полезными ископаемыми”. Король задумался…
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, так что же такое полезные ископаемые? (Ответы детей)
– Да, полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с ее поверхности и используют в народном хозяйстве.
– А какие полезные ископаемые вы знаете? (уголь, мел, глина, песок)
Полезные ископаемые
– А сейчас давайте присядем за свои столы. Что вы видите на своих столах? Мел, уголь, песок, глину, породу железной руды, а одним словом – полезные ископаемые.
– Найдите песок, глину. А теперь сравните эти полезные ископаемые по цвету. Песок какой? Глина какая? Назовите свойства песка, глины.
Дети: Песок – сыплется, не лепится. А глина – сыплется, лепится. Мокрый песок – лепится, но не сохраняет форму. Глина сохраняет форму.
Воспитатель: Молодцы! Рассмотрим первый опыт. Берем мокрый песок и глину, лепим колобки, затем оставляем для наблюдения. Из песка колобок высох и рассыпался, а из глины сохранил форму.
– Если рассмотрим через лупу, песок состоит из мелких крупинок, а глина – нет. Песок в воде не растворяется, а глина – частично.
– А теперь берем 2 стакана, в одном – песок, а в другом – глина. Добавляем воду, размешиваем ложечкой и наблюдаем. Делаем вывоДети: песок оседает на дно. Глина растворяется частично, а остатки оседают на дно. Песок пропускает воду, глина – нет.
– А сейчас попробуем провести 3 опыт, в котором мы возьмем 2 воронки, в одной – песок, в другой – глина, ставим стакан, наливаем воду и наблюдаем. Делаем вывод.
Дети: Вода свободно проходит через песок, а глина не пропускает.
Воспитатель: Как вы думаете, где используют эти полезные ископаемые?
Дети: В строительстве.
Воспитатель: Правильно. А именно. Песок для изготовления стекла. (белый) Из глины изготавливают: кирпичи, черепицу для крыш, посуду, цветочные горшки, вазы.
Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть. (движения по тексту)
Воспитатель: Теперь ребята давайте сравним мел и уголь. Какой мел? Какой уголь?
Дети: Мел – белый. Уголь – черный.
Воспитатель: Правильно. Мелом также можно писать и он сыплется. А уголь – горит и тоже сыплется. Мел используют в строительстве, уголь – в народном хозяйстве как топливо.
– А теперь давайте рассмотрим еще один опыт, возьмем магнит, и определим, есть ли у нас на столах металл. Магнит притягивает к себе металлическую пластину, а простые камни – нет.
– Давайте к слову “металл” подберем родственные слова, металл – металлический – металлурги – металлолом – металлургический.
– Назовите свойства металла.
Дети: Твердый, не ломается, тонет, плавится.
Воспитатель: Молодцы. Много свойств металла знаете.
Дети: Рассмотрим последний опыт. Берем металлическую пластинку и бросаем в воду. Металл – тонет.
Воспитатель: Сравните металл с деревом.
Дети: Дерево – мягкое, плавает, ломается, горит. Металл – твердый, тонет, не горит, плавится.
Воспитатель: Что изготавливают из металла? Из металла делают очень многое – от обыкновенных кухонных ножей до космического кораблей.
– А сейчас посмотрите на карточки у вас на столах; на них изображены различные предметы. Отберите предметы из металла. Назовите металлические предметы.
– Правильно, ребята, вы отобрали карточки, на которых изображены металлические предметы.
Воспитатель продолжает рассказ:
Король построил себе прочный дом, скрепляя камни строительным раствором из песка и глины (на фланелеграфе появляется дом, с выбеленными стенами, с горящим очагом, глиняной посудой). В нем он мог укрыться от проливного дождя и диких зверей.
– Он нашел мел, и выбелил стены дома. Стало светло и уютно. Он нашел уголь, и в его доме всегда горел очаг. Из глины он сделал посуду. Так король прожил несколько лет на острове. И в одно прекрасное солнечное утро на горизонте появился корабль (на фланелеграфе появляется корабль). Король вернулся домой.
– Эта невероятная история благополучно завершилась. Но король никогда не забывал о том, что ему помогло выжить, и он издал указ. (воспитатель разворачивает свиток)
“Дети мои, любите и берегите Землю-матушку. И она ответит вам щедростью и заботой о вас!”
Итог занятия
- Дети, что вы запомнили с занятия?
- Что вам понравилось?
- Какие полезные ископаемые вы запомнили?
- Как их используют в промышленности?
Бакшеева Л.Н., воспитатель МАДОУ Детский сад “Успех” с. Кабанск
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!