Свойства полезных ископаемых 3 класс пнш

Свойства полезных ископаемых 3 класс пнш thumbnail

Этапы урока, цели

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

Цель: создание благоприятной психологической атмосферы, включение в учебную деятельность

-Улыбнитесь, подарите свои улыбки друг другу и всем окружающим.

– Откройте свои ладошки к новым знаниям и произнесите нашу волшебную фразу:

Я хочу много знать!

– А сейчас тихо сядут девочки

– а мальчики сядут ещё тише.

Настраиваются на работу, высказывают друг другу добрые пожелания.

Личностные:  выражают позитивное отношение к предстоящей работе

Актуализация  знаний

Цель: повторение опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий, подготовка мышления

 -Урок начнем с проверки домашнего задания в форме теста

– На выполнение работы 3 минуты

– За одну минуту до окончания работы подаю сигнал (колокольчик)

– А сейчас поменяйтесь карточками и проверьте тест на слайде (Слайд № 2)

-Оцени работу соседа

Критерии оценивания:

0 ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2-3 ошибки -«3»

3-5 ошибок –«2»

– Послушайте стихотворение

(читает учитель)

Какие хитрые секреты

Таят обычные предметы:

Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету –

Металл такой же, как в ракетах.

Таит его простая глина,

Сестра сапфира и рубина!

А коль споткнешься ты о камень,

Не думай, что виной булыжник,

И тут всесильная природа

Тебе подсунула породу!

– Кто догадался, о чем это стихотворение?

-Какие полезные ископаемые вы знаете?

Приложение № 1

Выполняют работу на карточках.

Взаимопроверка, оценивание.

(О полезных ископаемых)

-Узнать свойства полезных ископаемых.

Познавательные: логические: анализ, составление целого из частей, установление причинно-следственных связей, знаково-символические действия: моделирование,

осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию

Регулятивные: саморегуляция: преодоление препятствий

Коммуникативные: сотрудничество в сборе информации

Целеполагание

Цель: выявление затруднений и постановка цели

-Откройте учебник на стр. 22

-Прочитайте тему урока.

– О чем мы сегодня будем говорить?

-Какую цель поставим перед собой?

-Зачем нам необходимы знания по этой теме?

 -Где они нам могут пригодиться?

-Сегодня на уроке вы не просто ученики, вы исследователи и работая  в  группе для себя откроете что-то новое.

Читают

О свойствах полезных ископаемых

(Узнать свойства полезных ископаемых)

Регулятивные: принятие учебно-познавательной задачи и её        сохранение,

целеполагание.

Планирование предстоящей деятельности

Цель: составление плана действий

– Ну, что заглянем в научную лабораторию.

 В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования.

-Прочитав и отгадав загадки, каждая группа узнает   какие полезные  ископаемые они будут исследовать.

(Карточки с загадками каждой группе)

-А результаты своих исследований группа будет записывать в научный дневник.

-Прежде, чем начать работу, вспомните правила ТБ при проведении опытов.

-Приступая к работе, не забудьте про правила работы в группе.

 Каждая группа читают и отгадывают загадки.

Приложение № 2

Каждой группе выдается карточка (Научный дневник)

 (Слайд № 3)

Вспоминают правила ТБ при проведении опытов

Распределяют роли в группе; планируют свою деятельность.

Регулятивные: планирование учебной деятельности

Практическая деятельность учащихся

Цель: организация построения  нового знания

Физминутка

Цель: снять утомляемость детей.

Предоставление результатов.

 Цель: Умение представить и оценить результаты групповой работы

Закрепление знаний

-Время на исследование и запись результатов 10 минут.

— За одну минуту до окончания работы подаю сигнал (колокольчик)

-Предлагаю приступить к реализации плана.

Подробный план проведения опытов находится в учебнике.

 Исследования в группах:

Учитель  в  качестве   эксперта  наблюдает, следит за соблюдением временных рамок. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Мотивирует  учащихся, создаёт ситуацию успеха.

Мы геологами станем

Да? – да! ( хлопок над головой).

Будут все гордится нами.

Да? – да! ( хлопок над головой).

Что ждет нас впереди?

Высокая гора (показывают руками),

Бурная река (показывают руками)

Ее мы обойдем (топают ногами),

Ее мы проплывем (плывут),

Все мы сможем, все сумеем

И своей достигнем цели.

Да? – да! ( хлопок над головой).

-Обобщим результаты исследования.

-А сейчас закрепите знания, полученные в исследовательской работе.

 Задание на отдельных листах для каждой группы:

Найди ошибки в следующих утверждениях.

Большинство полезных ископаемых жидкие.

Месторождениями называются места, где хранят полезные ископаемые.

Нефть добывают в карьерах.

Как удобрение для растений используется каменный уголь.

Изучают полезные ископаемые и отыскивают месторождения биологи.

Учащиеся работают над исследованием:

самостоятельно выполняют опыты, фиксируют в научный дневник, оформляют отчёт. 

Выполняют упражнения

Каждая группа зачитывает результаты своих исследований.

Представители от команд выходят к доске и сравнивают ответы, подсчитывают количество правильных ответов

Ответы:

твёрдые

залегают

в недрах земли

торф

геологи

Коммуникативные: (инициативное сотрудничество: умение работать в  группе –распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле).

Познавательные:

уметь формулировать несложные выводы, основываясь на проведённом опыте

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные:

уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

Подведение итогов.

Цель:

дать оценку успешности достижения цели .

– Ребята, достигли цели нашего урока?

Оцените свою работу на уроке

-Заполните оценочные листы.

Учитель выставляет оценки по результатам оценочных листов.

Да, нам удалось определить свойства известняка, мрамора, песка, глины.

Учащиеся заполняют оценочные листы

(оценочный лист содержит критерии оценивания личностных и метапредметных умений)(Приложение №5)

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Рефлексия.

 Цель: Оценивать свой вклад в общий результат деятельности

-Закончите предложения:

На уроке я узнал…

На уроке я учился…

Мне было трудно…

Мне понравилось…

Анализируют

Слайд № 4

Регулятивные:

оценивание результатов

Домашнее задание.

Цель:  Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения

-Подготовить сообщение о заинтересовавшем вас полезном ископаемом.

Дети записывают задания в дневник

1.Горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называют

в) вода.

В) нефть, глина, торф.

в) строители.

4. Установи соответствие.

в) глина, известняк.

6.В каких из перечисленных пород, минералов или полезных ископаемых основную часть составляют остатки растений

В) гранит.

В) известняк.

Свойства песка и глины стр. 24-25

Свойства известняка и мрамора- стр. 22-23

Свойства песка и глины стр. 24-25

Свойства известняка и мрамора- стр. 22-23

Источник

Тема урокаСвойства полезных ископаемых (песок,  глина,  мрамор,  известняк).

Цель урока: формирование знаний по теме: «Свойства полезных ископаемых».

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

–       формирование уважения к иному мнению;

–       развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

(регулятивные УУД)

– формирование  умения принимать и сохранять учебные задачи;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

(познавательные УУД)

–   формирование умения работать с информацией: использовать различные способы поиска информации; работать с несколькими источниками информации ( планом, иллюстрациями, словарем);

– формирование интеллектуальной автономности;

– развитие операционного мышления;

 (коммуникативные УУД)

-формирование умения слушать и слышать;

-формирование умения ясно и четко излагать свою точку зрения, доказывать ее;

-формирование умения работать в группах, распределять роли и функции совместной деятельности; выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

-формирование умения работать в подготовленной среде, осуществлять выбор дополнительной информации, форм презентации;

-формирование умения связно выражать свои мысли, готовить полные речевые высказывания.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения :

– закрепление понятия о полезных ископаемых, об их месторождении.

  – формирование умений: проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, инструкции и правила при проведении экспериментов; делать выводы на основании полученных результатов; использовать при выполнении задания материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания.

– выявление в ходе опытов свойств известняка, мрамора, песка, глины;

– подготовка на основании опытов сообщения о свойствах полезных ископаемых и их использовании человеком.

– формирование умения описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделять их основные существенные признаки, выделять новое.

-формирование умения работать с географической картой (на этом уроке с картой Владимирской области).

– развитие познавательного интереса к предмету путем вовлечения учащихся в исследовательскую работу.
Оборудование:

1. Лабораторное: коллекция полезных ископаемых (известняк, мрамор, песок, глина);  лупы, стаканчики с водой, воронки, фильтры, гвозди, пластиковые коробки.

2. Интерактивное: интерактивная доска, ноутбук.

3. Инструкционные карты: план работы, листы исследования, картинки.

Технологическая карта

 Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые УУД

1.

2.

3.

4.

6.

7.

Эмоциональное начало урока.

  Актуализация знаний

Выход на тему  урока

Целеполагание, планирование деятельности.

-Планирование деятельности.

Исследование, работа в статичных  группах.

Осуществление исследовательской деятельности. Самостоятельная работа учащихся. Оформление результатов и подготовка презентации.

Презентация результатов исследования.

Первичное закрепление материала

Подведение итогов.

Оценивание эмоциональной сферы учащихся

– Давайте повернемся и поздроваемся с нашими гостями.

– А теперь повернемся друг к другу и пожелаем удачи.

-Послушайте загадки и постарайтесь их отгадать. 

Он очень нужен детворе.

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. (Глина)

Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе.

Сам он — удобрение. (Известняк)

Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны. (Мрамор)

– Каким понятием можно объединить отгадки?

– Сделайте предположения о теме урока.

– Давайте поставим цель нашего урока.

– Гипотезу?

Предлагает  предположить, что будет происходить на уроке, цели и задачи, план действий.

– Что мы должны узнать во время исследования об этих полезных ископаемых?

-Где мы найдём подсказку, как исследовать свойства?

-В каком источнике вы найдете толкование слова?

Сообщает каждой группе об объекте исследования.

Учитель  в  качестве   эксперта  наблюдает, советует, следит за соблюдением временных рамок. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Мотивирует  учащихся, создаёт ситуацию успеха. При необходимости консультирует учащихся  по вопросам подготовки презентации.

Учитель организует презентацию результатов каждой группы. В качестве эксперта принимает отчёт: обобщает и резюмирует полученные результаты, давая возможность группам оценить свою работу, подводит итоги работы каждой группы.

Учитель проводит блиц-опрос для групп, называет свойство горной породы, а группа, узнавшая свой объект исследования – встаёт.

Мотивирует учащихся на дальнейшее изучение через  мини-опрос «Я узнал о том, что…»

Предлагает заполнить листы самооценки каждому учащемуся.

Предлагает проиллюстрировать наглядно эмоциональный настрой от урока «Гора самоцветов»

Спрашивает учащихся об их впечатлениях от урока

Хоровое проговаривание, внутренний настрой на урок.

Отгадывают загадки.

– Полезные ископаемые

Высказывают предположения о задачах и теме урока. 

 я узнаю о свойствах полезных ископаемых, если
– знаю, что такое полезные ископаемые;
– умею работать в группе;
– умею пользоваться разными источниками информации.

– узнать их свойства

– на листах с планом

– в словаре

Делятся на группы в соответствии с номером на карточке.

Распределяют роли в группе; планируют свою деятельность; выбирают форму и способ презентации предполагаемого результата.

Учащиеся работают над исследованием: осуществляют поиск, сбор, систематизацию и анализ информации с использованием различных источников;

самостоятельно выполняют опыты, консультируясь по мере необходимости с учителем и товарищами по группе. 

Оформляют отчёт. Анализируют готовый продукт.

Презентуют результаты исследования. Дают оценку деятельности своей группы (Соответствует ли их выступление плану?Довольны ли своей работой?).

Отвечают на вопросы блиц -опроса (встают всей группой, если узнали свою горную породу). Весь класс контролирует правильность ответа группы.

Отвечают на вопросы в таблице и делают вывод: о том, что полезные ископаемые надо беречь, на уроках ещё не говорили. Это и будет темой следующего урока.

Заполняют листы самооценки, где оценивают свою работу и работу группы в целом.

Выбирают «самоцветы» по цвету настроения  и наклеивают их на 1 лист. Делятся своими впечатлениями от урока: что понравилось, что не понравилось…

личностные

(самоопределение)

Коммуникативные (умение осуществлять выбор необходимой информации)

Коммуникативные(умение работать в группах сменного состава, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле)

коммуникативные познавательные (умение работать с интерактивной доской и ноутбуком

регулятивные (целеполагание, прогнозирование),

познавательные (умение работать с учебником)

регулятивные(целеполагание, планирование, алгоритмизация действий)

Коммуникативные: (инициативное сотрудничество: умение работать в  группе –распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле)

Познавательные (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, практические действия, умение работать с несколькими источниками информации: учебниками, текстами и иллюстрациями).

Личностные (развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы)

коммуникативные (полные ответы уч-ся, готовые речевые высказывания, использование средств языка и речи для получения и передачи информации)

Личностные (развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы)

коммуникативные

(самовыражение: монологические высказывания разного типа)

Регулятивные (контроль, коррекция, оценка).

коммуникативные

(самовыражение: монологические высказывания разного типа)

Регулятивные (контроль, коррекция, оценка).

Источник

Урок  окружающего мира

Тема урока: Свойства полезных ископаемых.

Цель урока: изучить свойства полезных ископаемых.

Задачи урока:

1. Расширить знания о строительных полезных ископаемых.

2. Познакомить со свойствами песка, глины, известняка и мрамора и их использовании.

УУД: Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий; безошибочно применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач; умение рефлексировать свои действия, используя оценочные листы.

Познавательные: в ходе опытов выявить свойства известняка, мрамора, глины, песка и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу;

Личностные формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать.

Оборудование: учебник, таблицы, образцы известняка, мрамора, песка, глины, ручные лупы, стеклянные палочки, стаканчики с водой, воронки, фильтры, тарелочки, гвозди, салфетки.

Ход урока

  1. Организационный момент

– Урок окружающего мира. Я  уверена, что у вас хорошее настроение, а  чтобы наша работа была успешной, давайте настроимся (я говорю тихо, а вы повторяете громко): “Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно…”.

– Я предлагаю  эти слова считать девизом урока. Согласны? Что-то новое всегда кажется на первый взгляд сложным, поэтому давайте работать вместе.

2. Повторение. Актуализация знаний.

– Сегодня у нас не просто урок, а пятое заседание клуба «Мы и окружающий мир». Я не только учитель, но и председатель сегодняшнего заседания. Вы не только ученики, но члены клуба и, конечно, исследователи. Предлагаю работу клуба начать. Согласны? Начинаем.

– Чтобы лучше окунуться в тему работы клуба, предлагаю небольшую разминку — повторение. Ответы даёте краткие. Начинаем.

– Над какой большой темой мы работаем на протяжении нескольких уроков? (Тайны недр земли)

– Как называют верхний твёрдый слой Земли? (Земная кора)

– Из чего сложена земная кора? (Из горных пород)

– Какими бывают горные породы по образованию? (Осадочными (песок, глина, галька, известняк) и магматическими (гранит)).

– Из чего состоят самые твёрдые горные породы? (Из минералов).

– Что значит понятие «полезные ископаемые»? (Это горные породы и минералы, которые человек использует для своих хозяйственных нужд).

– Как называется место, где залегают полезные ископаемые? (Месторождение).

– Кто занимается поиском залежей полезных ископаемых? (Геологи).

– В каких состояниях могут находиться полезные ископаемые? (В жидком, твёрдом и газообразном). Примеры  (……)

– На какие группы, по использованию человеком, можно разделить полезные ископаемые? (Горючие, строительные, металлы, драгоценные камни — самоцветы)

– Назовите строительные полезные ископаемые. (Песок, глина, известняк, мрамор, гранит) (СЛАЙД 1)

3. Тема и цель урока.

– Вот мы и подошли к теме сегодняшнего заседания. (СЛАЙД 2)

– Цель работы? (Познакомиться со свойствами полезных ископаемых).

– Дополнение  (Известняка, мрамора, пека и глины).

– Что мы должны сделать, чтобы добиться цели? (Нужно поставить задачи или составить план работы).

– Составляем план работы. (ЗАПИСЫВАЮ НА ДОСКЕ)

План работы

  1. Рассмотреть полезное ископаемое
  2. Провести исследование
  3. Сделать выводы.
  4. Выступить с сообщением.

4. Работа по теме урока.

– Для выполнения плана и достижения цели, вы будете работать в группах.

– Вспомните основные правила работы в группе? (СЛАЙД 3)).

– Распределите роли. Выберите организатора, секретаря, исполнителя, чтеца, докладчика, хранителя времени. (Вывесить на доску таблички с названиями)

(Учитель сам выбрал ученика, который будет проводить опыты)

(РАСПРЕДЕЛЯЮТ РОЛИ) – 30 сек.

– Ребята, сегодня вы самостоятельно будете работать со стеклянной посудой (оборудованием). Поэтому нам необходимо повторить правила работы со стеклянной посудой. (СЛАЙД 4) (ПАМЯТКИ НА СТОЛАХ )

Правила безопасности

при работе со стеклянной посудой

Стеклянная посуда легко бьётся и ломается, стеклянные обломки имеют острые края, которыми можно сильно порезать кожу.

Поэтому со стеклянной посудой нужно обращаться очень осторожно и никогда не применять силу.

  1. Запрещается использовать стеклянную посуду, имеющую трещины, сколы или отбитые края.

       Перед любыми работами нужно внимательно осматривать посуду.

  1. Осколки разбитой посуды убирают с помощью щётки и совка.

       Запрещается собирать их руками.

 (РАЗДАТЬ ОБОРУДОВАНИЕ ПО ГРУППАМ и РАЗДАТЬ ТАБЛИЧКИ С НАЗВАНИЕМ  ИСКОПАЕМОГО)

1 группа: знакомится со свойствами известняка и  мрамора.

2 группа: со свойствами известняка и мрамора.

3 группа: со свойствами песка и глины.

4 группа: со свойствами песка и глины.

(Каждая группа рассказывает о свойствах одного полезного ископаемого).

– Работать вы будете по плану изучения свойств полезного ископаемого в учебнике. Выводы записывать в таблицу. (ТАБЛИЧКИ НА СТОЛАХ) Работаете с двумя полезными ископаемыми, а выводы сообщаете об одном.

  1. Проведение опытов

– Работаете 10 минут.

– Приступаете к работе. С чего начинаем? (Рассматриваем образцы)

– Для этого у вас есть лупы. (ЛУПЫ НА ПАРТАХ)

(Учащиеся самостоятельно проводят опыты по плану учебника, учитель оказывает помощь. Выводы заносят в таблицы. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1).

(По окончанию работы показывают готовность).

  1. Физкультминутка.
  2. Выступления.

(ЗАСЛУШИВАЮТСЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ групп по мере готовности.)

– Дополнительные вопросы группам.

Известняк: Расскажите об образовании известняка.

Мрамор: Разновидностью, какого полезного ископаемого является мрамор? (СЛАЙД 5)

Что ещё является разновидностью  известняка. (Мел).

Песок: Как образовались песок и глина?

Глина: Для чего используют глину?

  1. Итог работы.

– Ребята, как вы думаете, зачем нам надо знать свойства полезных ископаемых? (Использовать их в жизни)

– Почему при строительстве автомобильных дорог и железнодорожных насыпей используют песок, а не глину?

– Какое свойство песка учитывается при строительстве дорог? (Быстро пропускает воду)

– Почему на уроках технологии в качестве учебного материала применяют глину, а не песок?

– Какое свойство глины учитывается при изготовлении посуды? (Вязкость, пластичность)

– Какое свойство мрамора используют в строительстве? (Прочность и хорошо полируется)

– Какие свойства известняка используют в строительстве? (Прочность, но легко поддаётся обработке, растворимость и вязкость, цвет).

– На картах эти полезные ископаемые обозначаются вот такими условными обозначениями.  (СЛАЙД 6)

– Ребята, давайте вернёмся к цели урока. (СЛАЙД 2)

– Достигли мы поставленной цели? Выполнили план работы?

  1. Оценка работы групп.

– Оцените работу своей группы по оценочному листу.

Оцените работу своей группы.

Отметьте вариант ответа, с которым вы согласны.

Решили учебную задачу.

а) Да, мы работали слаженно и у нас всё получилось.

б) У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

в) У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя.

Дополнили выступление других групп.

а) Дополнили выступление нескольким группам.

б) Дополнили выступление одной группы.

в) Не дополняли выступления.

Все ли члены группы принимали участие в работе?

а) Да, все работали одинаково.

б) Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

а) Работали дружно, ссор не было.

б) Работали дружно, спорили, но не ссорились.

в) Очень трудно было договориться, не всегда получалось.

Оценка работы группы (поставьте отметку).

(Заслушиваются оценки работы групп)

Заключение

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

– А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? (Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь).

– Когда вы вырастите, вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых.

Заседание клуба подошло к концу. Всем спасибо!

Источник