Связь между тектонической структурой формой рельефа и полезными ископаемыми

Связь между тектонической структурой формой рельефа и полезными ископаемыми thumbnail

        Здравствуйте!

*

        В настоящее время незнание истории своей малой Родины – одна из главных проблем. Но все знают, что без прошлого не было бы и настоящего. История, которую мы хотим вам представить , началась чуть более полувека назад, но, к примеру, для многих наших одноклассников она так же далека, как Средневековье.

*

 Мы здесь родились, здесь же живут наши родные. Со временем мы поняли, что хотим узнать: как же все начиналось.

        Так с чего же начинается  Родина?  Наша – началась с бурого угля.

*

        Нередко бывает, что добывать уголь в шахтах трудоемко и невыгодно. Иногда и в его пластах встречается так много бесполезных примесей, что разрабатывать такие пласты совершенно нецелесообразно. Казалось бы, что такой уголь навсегда останется лежать в земле бесполезно для человека.

        А нельзя ли превращать его в газ прямо в недрах земли, не вынимая на поверхность?

*

        Решить эту проблему помогла идея подземной газификации угля. Впервые ее высказал великий русский ученый Д.И. Менделеев в 1888 году.

*цитата фото  зачитать

«Настанет, вероятно, со временем такая эпоха, что уголь из земли вынимать не будут, а там, в земле, его сумеют превращать в горючие газы и их по трубам будут распределять на далекие расстояния.»

*фото

        К этой идее возвращались в 30-е годы прошлого века, но во время войны почти все станции ПГУ в Советском Союзе были уничтожены. В тяжелые послевоенные годы стране понадобились огромные энергетические ресурсы для восстановления экономики, сельского хозяйства и других сфер. И тогда

было принято решение о возвращении к ПГУ.

*

В эти же годы были запроектированы Подмосковная и Шатская станции ПГУ в районе города Тула, Каменская — в Ростовской области, Ангренская — в Узбекистане, Южно-Абинская — в Кузбассе и другие.

Сырьевой базой для Шатская станции ПГУ  должны были стать угли Подмосковного буроугольного бассейна.

*

   В августе 1948 года в Главном управлении искусственного жидкого топлива и газа – “Главгазтоппром” при Совете министров СССР была создана комиссия для выбора под Тулой, на одной из угольных залежей, площадки для строительства новой станции “Подземгаз”.

*

 Назначение станции состояло в выработке методом подземной газификации углей энергетического газа для использования его как топлива в газовых электротурбинах. Получаемую турбиной электроэнергию планировалось передавать в государственную энергосистему.

*видеожурнал

* Шатская станция «ПОДЗЕМГАЗ» стала первой в мире электростанцией с газовыми турбинами, работающими на газе ПГУ.

*

В этой технологии был заинтересован не только Советский Союз, но и другие страны.

Проекты газогенераторных станций разрабатывались также для Китайской Народной Республики, Корейской народно-демократической Республики, Индии.

Нашу станцию не раз посещали иностранные делегации, в том числе китайская и английская, члены которых наблюдали за процессом и перенимали опыт у наших работников.  В Великобритании, Бельгии, США, Польше, Чехословакии, Вьетнаме и в других странах были сделаны попытки повторить опыт нашей страны по ПГУ. 

Несмотря на то, что были получены в принципе положительные результаты, эти работы дальнейшего развития не получили

*

Но вернемся к строительству. Место было определено сравнительно быстро – им оказалось месторождение, позднее названное Шатским, в 15км к юго-востоку от Тулы, запасы которого должны были обеспечить работу станции на 20 лет. И вот в 1949 году начинается строительство станции.

*

На строительство, а в последующем и на работу на новой станции, приезжали люди со всех концов Советского Союза и, в отличие от жителей окрестных деревень, имевших свои дома, первые несколько месяцев жили в палатках, а немного позже вблизи промплощадки построили временный жилой поселок из сборно-щитовых бараков, который просуществовал до 1975 года.

*

Строительство началось в 1950 году.

*

 Тогда здесь не было ни одного деревца, улицы. Все было перерыто траншеями для прокладки водопровода, канализации и теплосети, причем центральное отопление предусматривалось только в 2-этажных домах по улице Ленина и Садовой, в остальных печное отопление. Грязь после дождей была настолько вязкая, что от сапог отрывались подошвы.

*

Но постепенно поселок благоустраивался, озеленялся, асфальтировался.

*

 В два следующих года помимо жилых домов были построены: здравпункт, аптека, баня,

*

 столовая, клуб, школа и детский сад.

*

 Названием поселок Шатск, как и Шатская станция «Подземгаз» обязаны протекающей вблизи речушке Шат.

Жизнь в поселке кипела во всех смыслах.

*

 Стали организовываться футбольные матчи, хоккейные турниры, лыжные гонки и велокроссы. Заводской хор был одним из лучших

,*

 а футбольная команда одной из сильнейших среди коллективов Киреевского района, к которому в то время относился Шатск.

*

 В Доме Культуры был замечательный духовой оркестр и вокально-инструментальный ансамбль. *

За клубом была оборудована танцплощадка, так же было обустроено футбольное поле, и каждую зиму заливали каток.

Планировалась застройка микрорайона поселка Шатск, собирались проложить трамвайные пути  в Тулу и строить аэропорт. Скучно жителям никогда не было!

*

Но вернемся к заводу.

*Видео Савельева

   В 60-е годы, настала эра природного газа. Открытие мощных месторождений подвигло руководство страны искать более быстрые пути к энергоносителям. В 1964 году было решено прекратить работы по проектированию и строительству новых станций «Подземгаза» и свернуть научно-исследовательские работы в этой области.

*

 Шатская станция «Подземгаз» как и другие станции (кроме Ангренской и Южно-Абинской) была перепрофилирована на производство строительных конструкций и нестандартного оборудования для промыслов природного газа. Окончательно производство газа ПГУ было прекращено на Шатской станции «Подземгаз» в 1974 году, когда был закрыт (затушен) последний подземный газогенератор.

По мнению С. Лазаренко, д.т.н., ведущего научного сотрудника Института угля и углехимии СО РАН, технология ПГУ открывает новые возможности в разработке угольных пластов со сложными горно-геологическими условиями залегания. Безусловно, что ПГУ сегодня нужно рассматривать как технологию ближней и средней перспективы — технологию, которая, не будучи в состоянии сегодня конкурировать со сравнительно дешевым природным газом и нефтью, через определенный период будет обязательно востребована.

В заключении мы  хотим сказать, что это лишь маленькая часть истории поселка Шатск и завода ООО «Промстройгаз». Здесь нет ничего о людях, которые творили эту историю. Мы надеемся, что и у нас будет возможность внести свой посильный вклад в развитие поселка .

Источник

1. Актуализация знаний.

Что такое платформа?

Обширный, малоподвижный, устойчивый, участок земной коры.

Какие формы рельефа соответствуют платформам?

Равнинные, платообразные.

Что такое складчатость?

Неустойчивый, подвижный участок земной коры с нарушенным залеганием горных пород.

Какие формы рельефа соответствуют складчатым поясам?

Горные страны, нагорья.

Как образовывались полезные ископаемые осадочного происхожде­ния?

В результате разрушения и переотложения веществ различного происхождения.

Как образовывались полезные ископаемые магматического происхо­ждения?

Под действием эндогенных процессов, а именно преобразованием пород под действием высоких температур.

2. Заполните таблицу.

Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам России

3. Объясните причины найденных различий.

Наличие на территории полезных ископаемых и особенности их размещения связаны с возрастом и историей развития тектонических структур.

4. Сделайте выводы.

Анализ размещения полезных ископаемых на территории Евразии показывает, что в пределах платформенных областей сформировались в основном полезные ископаемые осадочного про­исхождения. Например: нефть, уголь, газ, фосфориты, калийные и каменные соли.

Это объясняется следующими причинами: участие коры выветривания или отмерших живых организмов, которые разрушаются и переотлогаются.

В пределах складчатых поясов сформировались в основном полезные ископаемые магматического и метаморфического происхождения. Например: руды чёрных и цветных металлов, полиметаллические руды, драгоценные металлы, алмазы.

Это объясняется следующими причинами: постоянное движение, эндогенные процессы, изменение горных пород под действием высоких температур и высокого давления.

Источник

География.

8.

География 8 класс Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, 2013 год.

Базовый.

Тема урока Практическая работа № 3. Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми.

5.

Заключительный урок по теме «Геологическое строение и рельеф».

Цель урока: Совершенствовать умение устанавливать закономерности размещения полезных ископаемых в пределах различных тектонических структур.

Задачи урока:

-углубление умений комплексной работы с картами;

-формирование умений самостоятельного построения логических цепочек по принципу “от частного – к общему”

-углубление умений оформления эмпирических исследований и теоретических выводов.

Планируемые результаты:

Личностные. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию. Формирование целостного мировоззрения, основы экологической культуры.

Предметные. Определять основные тектонические структуры по тектонической карте. Выявлять зависимость между тектоническим строением и рельефом по карте.

Метапредметные.

Регулятивные: Ставить учебные задачи, выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи, планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями.

Познавательные: Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать информацию, структурировать информацию. Переводить информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.).

Коммуникативные: Уметь вести дискуссию, диалог.

Техническое обеспечение урока настенная физическая карта России; географический атлас для 8 класса.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aa16a505-4efc-4dad-ab71-7dbf40b95f96/004.swf

Содержание урока

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Формулирование темы, цели и задач урока.

  4. Актуализация знаний.

  5. Физминутка.

  6. Выполнение практической работы.

  7. Рефлексия. Итог урока

  8. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

  2. Проверка домашнего задания.

«Свободное письмо».

Учащиеся за три минуты пишут на листочках все, что знают о тектонике, рельефе, полезных ископаемых. Через три – четыре минуты учащиеся размышляют над написанным, советуются с соседом по парте, вычеркивают, что явно не подходит.

Один – два ученика зачитывают написанное, остальные сверяют, отмечают, какие у них есть аналогичные слова, каких слов нет.

Варианты записей: плита, наклон, давление, рельеф, щит, амплитуда движений, складчатость, географическая широта, горы,, хребет, равнина.

  1. Формулирование темы, цели и задач урока.

«Паучок». Схема: Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми

hello_html_m2a9a984d.png

  1. Актуализация знаний.

После выделения учащимися задач урока, вспоминаем теоретическую часть по теме, обращаем внимание на элементы легенды карт.

– Как на карте показаны разные формы рельефа?

– Что такое тектоника? Назовите основные тектонические структуры материков?

– Какое строение имеет платформа?

– Что представляют собой складчатые области?

Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям?

– На какой карте показаны тектонические структуры? Каким способом?

  1. Физминутка.

  2. Выполнение практической работы.

Наложите на тектоническую карту физическую и определите, какие формы рельефа расположены на платформах, плитах, щитах, в складчатых областях. Определите, какие полезные ископаемые соответствуют каждой тектонической структуре.

Учащиеся работают в парах, сопоставляют карты атласа – физическую и тектоническую, заполняют таблицу в тетради

Формулирование вывода о связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми. Вывод по мере необходимости в менее подготовленных классах сначала проговаривается:

Какую закономерность вы установили в результате работы с картами и заполнения таблицы? Какая связь существует между рельефом и тектоническими структурами? (Платформам и плитам в рельефе соответствуют равнины, складчатым областям – горы.)

Какая связь существует между тектоническими структурами, рельефом и полезными ископаемыми?

Учащиеся записывают вывод в тетради предложением или в виде схемы:

Учащиеся, справившиеся с работой получают карточку (Приложение 1).

7 Рефлексия. Итог урока.

Как, по-вашему, мнению, вы усвоили материал? Поставь соответствующую цифру.

1) всё понял, могу объяснить другим;

2) понял, но могу объяснить с помощью учителя;

3) не понял.

8. Домашнее задание: повторить термины по теме.

Представьте, что вы геолог и перед вами стоит задача открыть новые месторождения нефти на Дальнем Востоке. Опишите последовательность ваших действий, включая теоретический и практический этапы. (Задание выполняется по желанию).

Источник

Инфоурок

География
›Презентации›Практическая работа №2 “Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми “

Кучма Т.Н.учитель географии 1 категории Казахстан, г. Атбасар КГУ «СШ № 2» П...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Кучма Т.Н.учитель географии 1 категории Казахстан, г. Атбасар КГУ «СШ № 2» П

Описание слайда:

Кучма Т.Н.учитель географии 1 категории Казахстан, г. Атбасар КГУ «СШ № 2» Практическая работа №2 «Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми»

2 слайд

Актуализация знаний Основные термины и понятия Геохронологическая таблица

Описание слайда:

Актуализация знаний Основные термины и понятия Геохронологическая таблица

3 слайд

 Геология Платформы Плиты Рельеф Равнины и горы

Описание слайда:

Геология Платформы Плиты Рельеф Равнины и горы

4 слайд

Горные породы и минералы, используемые человеком в хозяйственной деятельност

Описание слайда:

Горные породы и минералы, используемые человеком в хозяйственной деятельности Таблица, в которой отражены события геологического прошлого Земли в хронологической последовательности Большие промежутки в жизни Земли, за которые происходили большие изменения

5 слайд

Стр. 45 ГЕОХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА Утверждена на II Международном геологическ

Описание слайда:

Стр. 45 ГЕОХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА Утверждена на II Международном геологическом конгрессе в Болонье в 1881 году В основе: Этапы развития жизни, выявленные палеонтологией Сведения о последовательной смене эр и периодов в развитии Земли и их продолжительности

6 слайд

1.Сопоставив карты атласа – физическую и тектоническую, заполните таблицу в р

Описание слайда:

1.Сопоставив карты атласа – физическую и тектоническую, заполните таблицу в рабочей тетради . Форма рельефа Тектоническая структура Полезные ископаемые Восточно-Европейская равнина Русская платформа нефть,газ,.. Западно- Сибирскаяравнина Муголжары Сырыарка Алтай ЖетысускийАлатау

7 слайд

2.Формулирование вывода о связи между тектоническими структурами, формами рел

Описание слайда:

2.Формулирование вывода о связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми. Какую закономерность (связь) вы установили в результате работы с картами и заполнения таблицы? Какая связь существует между рельефом и тектоническими структурами?(Платформам и плитам в рельефе соответствуют равнины, складчатым областям – горы.) Какая связь существует между тектоническими структурами, рельефом и полезными ископаемыми? Оформляем вывод в виде схемы:

8 слайд

рельеф

9 слайд

ответ

10 слайд

Источники информации https://images.chistoprudov.ru/lj/travel/altay/03/55.jpg

Описание слайда:

Источники информации https://images.chistoprudov.ru/lj/travel/altay/03/55.jpg Алтай https://moxnpn.ru/uploads/posts/2010-12/1292733475_geo_tablica.jpg Геохронологическая таблица https://ngkravchenko.ru/wpcontent/uploads/2011/02/%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0.png Геохронологическая шкала Скриншоты сделаны с диска «Кирилла и Мефодия» https://alkazar.3dn.ru/2009-medv.jpg Топография https://fizgeograf.narod.ru/657.jpg Обнажение Электронный учебник для 8 класса НЦИ РК

Связь между тектонической структурой формой рельефа и полезными ископаемыми

Курс повышения квалификации

Связь между тектонической структурой формой рельефа и полезными ископаемыми

Курс профессиональной переподготовки

Учитель географии

Связь между тектонической структурой формой рельефа и полезными ископаемыми

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-864905

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник