Связь между тектоническим строением рельефом и полезными ископаемыми
Здравствуйте!
*
В настоящее время незнание истории своей малой Родины – одна из главных проблем. Но все знают, что без прошлого не было бы и настоящего. История, которую мы хотим вам представить , началась чуть более полувека назад, но, к примеру, для многих наших одноклассников она так же далека, как Средневековье.
*
Мы здесь родились, здесь же живут наши родные. Со временем мы поняли, что хотим узнать: как же все начиналось.
Так с чего же начинается Родина? Наша – началась с бурого угля.
*
Нередко бывает, что добывать уголь в шахтах трудоемко и невыгодно. Иногда и в его пластах встречается так много бесполезных примесей, что разрабатывать такие пласты совершенно нецелесообразно. Казалось бы, что такой уголь навсегда останется лежать в земле бесполезно для человека.
А нельзя ли превращать его в газ прямо в недрах земли, не вынимая на поверхность?
*
Решить эту проблему помогла идея подземной газификации угля. Впервые ее высказал великий русский ученый Д.И. Менделеев в 1888 году.
*цитата фото зачитать
«Настанет, вероятно, со временем такая эпоха, что уголь из земли вынимать не будут, а там, в земле, его сумеют превращать в горючие газы и их по трубам будут распределять на далекие расстояния.»
*фото
К этой идее возвращались в 30-е годы прошлого века, но во время войны почти все станции ПГУ в Советском Союзе были уничтожены. В тяжелые послевоенные годы стране понадобились огромные энергетические ресурсы для восстановления экономики, сельского хозяйства и других сфер. И тогда
было принято решение о возвращении к ПГУ.
*
В эти же годы были запроектированы Подмосковная и Шатская станции ПГУ в районе города Тула, Каменская — в Ростовской области, Ангренская — в Узбекистане, Южно-Абинская — в Кузбассе и другие.
Сырьевой базой для Шатская станции ПГУ должны были стать угли Подмосковного буроугольного бассейна.
*
В августе 1948 года в Главном управлении искусственного жидкого топлива и газа – “Главгазтоппром” при Совете министров СССР была создана комиссия для выбора под Тулой, на одной из угольных залежей, площадки для строительства новой станции “Подземгаз”.
*
Назначение станции состояло в выработке методом подземной газификации углей энергетического газа для использования его как топлива в газовых электротурбинах. Получаемую турбиной электроэнергию планировалось передавать в государственную энергосистему.
*видеожурнал
* Шатская станция «ПОДЗЕМГАЗ» стала первой в мире электростанцией с газовыми турбинами, работающими на газе ПГУ.
*
В этой технологии был заинтересован не только Советский Союз, но и другие страны.
Проекты газогенераторных станций разрабатывались также для Китайской Народной Республики, Корейской народно-демократической Республики, Индии.
Нашу станцию не раз посещали иностранные делегации, в том числе китайская и английская, члены которых наблюдали за процессом и перенимали опыт у наших работников. В Великобритании, Бельгии, США, Польше, Чехословакии, Вьетнаме и в других странах были сделаны попытки повторить опыт нашей страны по ПГУ.
Несмотря на то, что были получены в принципе положительные результаты, эти работы дальнейшего развития не получили
*
Но вернемся к строительству. Место было определено сравнительно быстро – им оказалось месторождение, позднее названное Шатским, в 15км к юго-востоку от Тулы, запасы которого должны были обеспечить работу станции на 20 лет. И вот в 1949 году начинается строительство станции.
*
На строительство, а в последующем и на работу на новой станции, приезжали люди со всех концов Советского Союза и, в отличие от жителей окрестных деревень, имевших свои дома, первые несколько месяцев жили в палатках, а немного позже вблизи промплощадки построили временный жилой поселок из сборно-щитовых бараков, который просуществовал до 1975 года.
*
Строительство началось в 1950 году.
*
Тогда здесь не было ни одного деревца, улицы. Все было перерыто траншеями для прокладки водопровода, канализации и теплосети, причем центральное отопление предусматривалось только в 2-этажных домах по улице Ленина и Садовой, в остальных печное отопление. Грязь после дождей была настолько вязкая, что от сапог отрывались подошвы.
*
Но постепенно поселок благоустраивался, озеленялся, асфальтировался.
*
В два следующих года помимо жилых домов были построены: здравпункт, аптека, баня,
*
столовая, клуб, школа и детский сад.
*
Названием поселок Шатск, как и Шатская станция «Подземгаз» обязаны протекающей вблизи речушке Шат.
Жизнь в поселке кипела во всех смыслах.
*
Стали организовываться футбольные матчи, хоккейные турниры, лыжные гонки и велокроссы. Заводской хор был одним из лучших
,*
а футбольная команда одной из сильнейших среди коллективов Киреевского района, к которому в то время относился Шатск.
*
В Доме Культуры был замечательный духовой оркестр и вокально-инструментальный ансамбль. *
За клубом была оборудована танцплощадка, так же было обустроено футбольное поле, и каждую зиму заливали каток.
Планировалась застройка микрорайона поселка Шатск, собирались проложить трамвайные пути в Тулу и строить аэропорт. Скучно жителям никогда не было!
*
Но вернемся к заводу.
*Видео Савельева
В 60-е годы, настала эра природного газа. Открытие мощных месторождений подвигло руководство страны искать более быстрые пути к энергоносителям. В 1964 году было решено прекратить работы по проектированию и строительству новых станций «Подземгаза» и свернуть научно-исследовательские работы в этой области.
*
Шатская станция «Подземгаз» как и другие станции (кроме Ангренской и Южно-Абинской) была перепрофилирована на производство строительных конструкций и нестандартного оборудования для промыслов природного газа. Окончательно производство газа ПГУ было прекращено на Шатской станции «Подземгаз» в 1974 году, когда был закрыт (затушен) последний подземный газогенератор.
По мнению С. Лазаренко, д.т.н., ведущего научного сотрудника Института угля и углехимии СО РАН, технология ПГУ открывает новые возможности в разработке угольных пластов со сложными горно-геологическими условиями залегания. Безусловно, что ПГУ сегодня нужно рассматривать как технологию ближней и средней перспективы — технологию, которая, не будучи в состоянии сегодня конкурировать со сравнительно дешевым природным газом и нефтью, через определенный период будет обязательно востребована.
В заключении мы хотим сказать, что это лишь маленькая часть истории поселка Шатск и завода ООО «Промстройгаз». Здесь нет ничего о людях, которые творили эту историю. Мы надеемся, что и у нас будет возможность внести свой посильный вклад в развитие поселка .
1. Актуализация знаний.
Что такое платформа?
Обширный, малоподвижный, устойчивый, участок земной коры.
Какие формы рельефа соответствуют платформам?
Равнинные, платообразные.
Что такое складчатость?
Неустойчивый, подвижный участок земной коры с нарушенным залеганием горных пород.
Какие формы рельефа соответствуют складчатым поясам?
Горные страны, нагорья.
Как образовывались полезные ископаемые осадочного происхождения?
В результате разрушения и переотложения веществ различного происхождения.
Как образовывались полезные ископаемые магматического происхождения?
Под действием эндогенных процессов, а именно преобразованием пород под действием высоких температур.
2. Заполните таблицу.
Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам России
3. Объясните причины найденных различий.
Наличие на территории полезных ископаемых и особенности их размещения связаны с возрастом и историей развития тектонических структур.
4. Сделайте выводы.
Анализ размещения полезных ископаемых на территории Евразии показывает, что в пределах платформенных областей сформировались в основном полезные ископаемые осадочного происхождения. Например: нефть, уголь, газ, фосфориты, калийные и каменные соли.
Это объясняется следующими причинами: участие коры выветривания или отмерших живых организмов, которые разрушаются и переотлогаются.
В пределах складчатых поясов сформировались в основном полезные ископаемые магматического и метаморфического происхождения. Например: руды чёрных и цветных металлов, полиметаллические руды, драгоценные металлы, алмазы.
Это объясняется следующими причинами: постоянное движение, эндогенные процессы, изменение горных пород под действием высоких температур и высокого давления.
8 класс. Практическая работа по географии
«Определение зависимости между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми территории России»
Цель: научиться устанавливать взаимосвязь между тектоническими структурами, формами рельефа и ПИ страны; продолжить формировать навыки работы с физической и тектонической картами.
Задание 1. Установите наличие взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и Полезными ископаемыми на отдельных территориях России и заполните таблицу.
Области байкальской
складчатости
Области герцинской
складчатости
Области мезозойской
складчатости
Области кайнозойской
складчатости
Задание 2. Сделайте вывод о закономерностях размещения ПИ.
Вариант заполнения таблицы для проверки учителем
Восточно-Европейская равнина
Для древних платформ покрытых мощным слоем осадочных горных пород, характерны равнины любого вида (низменности, возвышенности или плоскогорья)
Преобладают полезные ископаемые осадочного и метаморфического происхождения, причём встречаются все основные виды полезных ископаемых: топливные, рудные и нерудные. богатейшие залежи железных руд (Курская магнитная аномалия) . С осадочным чехлом платформы связаны месторождения каменного угля (восточная часть Донбасса, Подмосковный бассейн) , нефти и газа в палеозойских и мезозойских отложениях (Урало-Волжский бассейн) , горючих сланцев (близ Сызрани) . Широко распространены строительные материалы (песни, гравий, глины, известняки) . С осадочным чехлом связаны также бурые железняки (близ Липецка) , бокситы (у Тихвина) , фосфориты (в ряде районов) и соли (Прикаспий).
Сибирская платформа
Среднесибирское плоскогорье
(древняя платформа)
Крупные угольные бассейны: Ленский угольный бассейн, Тунгусский угольный бассейн, Иркутский угольный бассейн. Нефть, газ.
Западно – Сибирская платформа
Западно-Сибирская равнина (молодая платформа)
Преобладание осадочных горных пород (нефть, природный газ, соли).
Скифская плита
Равнинный Крым (молодая платформа)
Преобладание осадочных горных пород (нефть, природный газ, соли).
Балтийский щит
Возвышенности и платформенные горы
Преобладание рудного и нерудного сырья магматического и метаморфического происхождения
Алданский щит
Алданское нагорье
Преобладание рудного и нерудного сырья магматического и метаморфического происхождения
Области байкальской , каледонской
складчатости
Древняя складчатость,
низкие сильно разрушенные горы. Енисейский кряж, Восточный Саян, Хамар-Дабан, Байкальский хребет, Патомское нагорье, Тиманский кряж
Большое разнообразие рудных и нерудных полезных ископаемых магматического и метаморфического происхождения .
C каледонским тектогенезом связаны месторождения руд
железа, титана, золота и отчасти молибдена, асбеста, талька, магнезита и хрома, платины, титаномагнетитов, никеля и самородной меди
Области герцинской
складчатости
Урал, Аппалачи, Алтай
медь, свинец, цинк, олово, вольфрам,золото, серебро, уран
Области мезозойской
складчатости
Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь,)
Преобладают рудные и нерудные полезные ископаемые магматического и метаморфического происхождения.
Железные руды, руды цветных металлов, вольфрам, молибден, золото и др. С осадочными отложениями связаны месторождения каменных и бурых углей, газа, нефти и т. д.
Области кайнозойской
складчатости
Большой и Малый Кавказ, горы Камчатки, Альпийско-Гималайский пояс, Кордильеры, Анды,
Активнейший вулканизм и сейсмичность, где преобладают рудные и нерудные полезные ископаемые магматического происхождения.
Нефть, газ, железные и марганцевые руды, кам.уголь, бокситы, фосфориты, строительные материалы.
География.
8.
География 8 класс Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, 2013 год.
Базовый.
Тема урока Практическая работа № 3. Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми.
5.
Заключительный урок по теме «Геологическое строение и рельеф».
Цель урока: Совершенствовать умение устанавливать закономерности размещения полезных ископаемых в пределах различных тектонических структур.
Задачи урока:
-углубление умений комплексной работы с картами;
-формирование умений самостоятельного построения логических цепочек по принципу “от частного – к общему”
-углубление умений оформления эмпирических исследований и теоретических выводов.
Планируемые результаты:
Личностные. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию. Формирование целостного мировоззрения, основы экологической культуры.
Предметные. Определять основные тектонические структуры по тектонической карте. Выявлять зависимость между тектоническим строением и рельефом по карте.
Метапредметные.
Регулятивные: Ставить учебные задачи, выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи, планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями.
Познавательные: Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать информацию, структурировать информацию. Переводить информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.).
Коммуникативные: Уметь вести дискуссию, диалог.
Техническое обеспечение урока настенная физическая карта России; географический атлас для 8 класса.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aa16a505-4efc-4dad-ab71-7dbf40b95f96/004.swf
Содержание урока
Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Проверка домашнего задания.
Формулирование темы, цели и задач урока.
Актуализация знаний.
Физминутка.
Выполнение практической работы.
Рефлексия. Итог урока
Домашнее задание.
Ход урока:
Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Проверка домашнего задания.
«Свободное письмо».
Учащиеся за три минуты пишут на листочках все, что знают о тектонике, рельефе, полезных ископаемых. Через три – четыре минуты учащиеся размышляют над написанным, советуются с соседом по парте, вычеркивают, что явно не подходит.
Один – два ученика зачитывают написанное, остальные сверяют, отмечают, какие у них есть аналогичные слова, каких слов нет.
Варианты записей: плита, наклон, давление, рельеф, щит, амплитуда движений, складчатость, географическая широта, горы,, хребет, равнина.
Формулирование темы, цели и задач урока.
«Паучок». Схема: Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми
Актуализация знаний.
После выделения учащимися задач урока, вспоминаем теоретическую часть по теме, обращаем внимание на элементы легенды карт.
– Как на карте показаны разные формы рельефа?
– Что такое тектоника? Назовите основные тектонические структуры материков?
– Какое строение имеет платформа?
– Что представляют собой складчатые области?
Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям?
– На какой карте показаны тектонические структуры? Каким способом?
Физминутка.
Выполнение практической работы.
Наложите на тектоническую карту физическую и определите, какие формы рельефа расположены на платформах, плитах, щитах, в складчатых областях. Определите, какие полезные ископаемые соответствуют каждой тектонической структуре.
Учащиеся работают в парах, сопоставляют карты атласа – физическую и тектоническую, заполняют таблицу в тетради
Формулирование вывода о связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми. Вывод по мере необходимости в менее подготовленных классах сначала проговаривается:
Какую закономерность вы установили в результате работы с картами и заполнения таблицы? Какая связь существует между рельефом и тектоническими структурами? (Платформам и плитам в рельефе соответствуют равнины, складчатым областям – горы.)
Какая связь существует между тектоническими структурами, рельефом и полезными ископаемыми?
Учащиеся записывают вывод в тетради предложением или в виде схемы:
Учащиеся, справившиеся с работой получают карточку (Приложение 1).
7 Рефлексия. Итог урока.
Как, по-вашему, мнению, вы усвоили материал? Поставь соответствующую цифру.
1) всё понял, могу объяснить другим;
2) понял, но могу объяснить с помощью учителя;
3) не понял.
8. Домашнее задание: повторить термины по теме.
Представьте, что вы геолог и перед вами стоит задача открыть новые месторождения нефти на Дальнем Востоке. Опишите последовательность ваших действий, включая теоретический и практический этапы. (Задание выполняется по желанию).
Helga
Высший разум
(632052)
9 лет назад
ТАБЛИЦА
___________________________________________________________
Территория | Форма рельефа | Тектоническое строение | Полезные ископаемые
___________________________________________________________________
1.Восточно-европейская равнина |Равнина |Восточно-Европейская платформа |Каменный уголь, нефть, газ, торф, сланцы, железная руда
2.Западно-Сибирская низменность |Равнина | Плита молодой платформы |Нефть, газ, соль
3.Кавказ |Горы | складчатость | Руды, кристаллич . породы, в погибах- каменный уголь, нефть, газ,
4.Урал | Горы | складчатость | Руды, кристаллич . породы, в погибах- каменный уголь, нефть, газ,
галина пинина
Мудрец
(12298)
9 лет назад
складчатый пояс, окраина литосферной плиты – горы, рудные пол. иск.
платформы: а) щит – возвышенность, плоскогорье, руды, алмазы
б) впадины – низменности, топливные пол. иск. , соли, нерудные пол. иск
Марина
Знаток
(288)
4 года назад
уголь, нефть, газ, торф, сланцы, железная руда
2.Западно-Сибирская низменность |Равнина | Плита молодой платформы |Нефть, газ, соль
3.Кавказ |Горы | складчатость | Руды, кристаллич . породы, в погибах- каменный уголь, нефть, газ,
4.Урал | Горы | складчатость | Руды, кристаллич . породы, в погибах- каменный уголь, нефть, газ,
Сергей Хохряков
Ученик
(65)
3 года назад
Достойны удивления!!!! и искреннего умиления (помолчим о Восхищение) столь изрядно глубокие познания в области геоморфологии, геологии и металлогении отражённые в дух вышеизложенных ответах.
Марина Граник
Ученик
(208)
2 года назад
ТАБЛИЦА
___________________________________________________________
Территория | Форма рельефа | Тектоническое строение | Полезные ископаемые
___________________________________________________________________
1.Восточно-европейская равнина |Равнина |Восточно-Европейская платформа |Каменный уголь, нефть, газ, торф, сланцы, железная руда
2.Западно-Сибирская низменность |Равнина | Плита молодой платформы |Нефть, газ, соль
3.Кавказ |Горы | складчатость | Руды, кристаллич . породы, в погибах- каменный уголь, нефть, газ,
4.Урал | Горы | складчатость | Руды, кристаллич . породы, в погибах- каменный уголь, нефть, газ,
Виталик Кухаренко
Знаток
(429)
2 года назад
Тектоническая структураФорма рельефаПолезные ископаемыеПроисхождение
Древняя платформа (Восточно-Европейская) равнины, низменности, ледниковые возвышенностинефть, газ, фосфориты, каменный угольосадочное
Молодая платформа (Сибирская) плато и денудационные равниныалмазы, апатиты, графит, слюда, бурый угольмагматическое и метаморфическое
Складчатая область (Урало-Монгольский пояс) горные страны, хребты, межгорные впадинынефть и газ (предгорье); железные, медные, хромовые, никелевые рудыосадочное, магматическое и метаморфическое
Виктория горбатова
Ученик
(109)
1 год назад
ТАБЛИЦА
___________________________________________________________
Территория | Форма рельефа | Тектоническое строение | Полезные ископаемые
___________________________________________________________________
1.Восточно-европейская равнина |Равнина |Восточно-Европейская платформа |Каменный уголь, нефть, газ, торф, сланцы, железная руда
2.Западно-Сибирская низменность |Равнина | Плита молодой платформы |Нефть, газ, соль
3.Кавказ |Горы | складчатость | Руды, кристаллич . породы, в погибах- каменный уголь, нефть, газ,
4.Урал | Горы | складчатость | Руды, кристаллич . породы, в погибах- каменный уголь, нефть, газ,