Сверхнормативные потери при добыче полезных ископаемых

12. Для настоящих Методических указаний под потерями полезных ископаемых при добыче понимается часть балансовых запасов полезных ископаемых, не извлеченная из недр при разработке месторождения, полезные ископаемые, добытые и направленные в породные отвалы, оставленные в местах складирования, погрузки, первичной обработки (подготовки), на транспортных путях горного производства, для случаев добычи нефти и газа потери при подготовке извлеченной из недр нефти и газа, а в особых случаях, предусмотренных подпунктами б), в) и е) пункта 8 настоящих Методических указаний, также потери при первичной переработке минерального сырья.

13. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26 марта 1998 года N 41-ФЗ “О драгоценных металлах и драгоценных камнях” потери драгоценных металлов и камней при их первичной переработке отнесены к потерям полезных ископаемых при добыче.

14. Запасы полезных ископаемых, не извлеченные из недр при разработке месторождения по причинам утраты промышленного значения, неподтверждения при последующих геолого – разведочных работах и разработке месторождения, а также заключенные в предохранительных целиках, предусмотренных техническими проектами для охраны зданий, сооружений и природных объектов, в согласованных с органами государственного горного надзора охранных целиках у геологических нарушений и водных объектов, в случае их своевременного списания в установленном порядке с учета организации по добыче полезных ископаемых в потери полезных ископаемых при добыче не включаются.

15. В соответствии со статьей 41 Закона Российской Федерации “О недрах” к сверхнормативным потерям полезных ископаемых при добыче относятся потери, превышающие нормативы, устанавливаемые в составе ежегодных планов горных работ, согласованных с органами Госгортехнадзора России. В связи с этим потери, допущенные за период работ по добыче полезных ископаемых без согласованных годовых планов развития горных работ (годовых программ работ), а в особых случаях, предусмотренных подпунктами б), в), е) пункта 8 настоящих Методических указаний, и при ведении работ по переработке минерального сырья, являются сверхнормативными потерями.

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ Раздел V “Платежи при пользовании недрами” Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 изложен в новой редакции.

16. Для настоящих Методических указаний под потерями полезных ископаемых при переработке понимается часть полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов, потерянных при первичной переработке добытых полезных ископаемых. Потери полезных ископаемых при переработке, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами б), в) и е) пункта 8 настоящих Методических указаний, подлежат специальному нормированию и в потери полезных ископаемых при добыче не включаются.

В соответствии с п. 6 Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России нормативы потерь полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов подлежат согласованию с органами государственного горного надзора для всех технологических переделов предприятий по переработке минерального сырья.

КонсультантПлюс: примечание.

Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утв. Указом Президента РФ от 18.02.1993 N 234 утратило силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 14.01.2002 N 20.

КонсультантПлюс: примечание.

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2001 N 841 утверждено Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России.

За сверхнормативные потери полезных ископаемых при переработке, за исключением случаев их включения в потери полезных ископаемых при добыче, штрафные санкции не установлены. Лица, виновные в нарушении требований охраны недр и допущении сверхнормативных потерь полезных ископаемых при переработке подлежат административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

17. Для настоящих Методических указаний под нормативными потерями полезных ископаемых при добыче понимаются фактические потери в пределах устанавливаемых по согласованию с органами Госгортехнадзора России нормативов потерь. В соответствии со статьей 41 Закона Российской Федерации “О недрах” стоимость нормативных потерь в налогооблагаемую базу не включается.

Открыть полный текст документа

Источник

Понятие «потери полезных ископаемых» введено для
использования при расчетах платежей за пользование недрами, а также для
осуществления контроля за достоверностью этих данных применительно к добыче
различных видов минерального сырья.

Под потерями понимается часть балансовых запасов
полезных ископаемых, не извлеченная из недр при разработке месторождения,
полезные ископаемые, добытые и направленные в породные отвалы, оставленные в
местах складирования, погрузки, первичной обработки (подготовки), на
транспортных путях горного производства, а также потери при первичной
переработке минерального сырья. Потери драгоценных металлов и драгоценных
камней при их первичной переработке отнесены к потерям при добыче [74].

Запасы полезных ископаемых, не извлеченные из недр при
разработке месторождения по причинам утраты промышленного значения,
неподтверждения при последующих геологоразведочных работах и разработке
месторождения, а также заключенные в предохранительных целиках,
предусмотренных техническими проектами для охраны зданий, сооружений и
природных объектов, в согласованных с органами Госгортехнадзора охранных
целиках у геологических нарушений и водных объектов, в случае их
своевременного списания в установленном порядке с учета организации по добыче
полезных ископаемых в потери при добыче не включаются.

Потери при добыче минерального сырья подразделяются на
нормативные и сверхнормативные.

К нормативным потерям полезных ископаемых при добыче
относятся потери, технологически связанные с принятой схемой и системой
разработки месторождения согласно утвержденному техническому проекту.
Расчетная величина нормативных потерь определяется в процентах от величины
погашаемых запасов.

Нормативные потери устанавливаются в планах развития
горных работ по каждой выемочной единице (пласту, лаве, блоку и т.п.) на год
и согласовываются в установленном порядке с органами Госгортехнадзора. Объем
фактических потерь определяется маркшейдерской, геологической и
технологической службами предприятий не менее одного раза в год.

Объемы нормативных (проектных) потерь, заключенные в
предохранительных целиках, предусмотренных в технических проектах для охраны
зданий, сооружений, природных объектов, магистральных нефтегазопроводов,
продуктопроводов, железных дорог и других объектов от вредного влияния горных
работ, в охранных целиках у геологических нарушений и подземных водных
объектов, согласованные с органами Госгортехнадзора, при расчете платежей за
право пользования недрами не учитываются. Оплате подлежат только объемы
добытого полезного ископаемого из этих целиков.

Сверхнормативные потери определяются как разность между
фактическими и нормативными (плановыми) потерями, установленными в планах
развития горных работ по каждой выемочной единице.

На предприятиях, где ведется прямое определение объемов
потерь и добытых полезных ископаемых, плата за право на добычу полезных
ископаемых и за сверхнормативные потери производится с учетом фактически
допущенных потерь. На предприятиях, где имеется только расчетное (косвенное)
определение потерь и добычи полезного ископаемого, платы за право на
пользование недрами, определяется с учетом соответствующего установленного
норматива потерь с последующей корректировкой по фактическим потерям в целом
за год.

При эксплуатации нефтяных, газоконденсатных и нефтегазовых
месторождений сверхнормативными потерями нефти, конденсата, природного и
растворенного газа являются их расход сверх расчетных технологических
расходов на собственные нужды, а также потери, не предусмотренные в проектах
разработки и обустройства месторождений (прорывы трубопроводов, открытое
фонтанирование, неисправность и негерметичность промыслового и резервуарного
оборудования).

Потери попутного (растворенного) газа при добыче нефти в
пределах, установленных Минэнерго по согласованию с Госгортехнадзором
(процент утилизации), относятся к нормативным потерям. Потери попутного
(растворенного) газа сверх установленного предела (процента утилизации)
относятся к сверхнормативным потерям.

Извлекаемые из недр природный и попутный нефтяной газы,
закачиваемые обратно в пласт для поддержания пластового давления и осуществления
сайклинга — процесса для повышения конденсатоот- дачи, а также газлифта,
являются рабочими технологическими агентами, и их соответствующие объемы к
потерям не относятся.

Платежи за сверхнормативные потери осуществляются
за счет прибыли, остающейся в распоряжении пользователя недр. Размер платежей
за сверхнормативные потери при добыче увеличивается в два раза по сравнению с
нормативными отчислениями.

Под потерями при переработке понимается часть полезных
ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов, потерянных при
первичной переработке добытых полезных ископаемых. Потери при переработке, за
исключением случаев добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, а также
при особых способах добычи подлежат специальному нормированию и в потери при
добыче не включаются.

За сверхнормативные потери при переработке, за исключением
случаев их включения в потери при добыче, штрафные санкции не установлены.
Лица, виновные в нарушении требований охраны недр и допущении
сверхнормативных потерь при переработке, подлежат административной или
уголовной ответственности 1в соответствии с действующим законодательством.

Контрольные вопросы

1.         Основы налогообложения и система платности
недропользования.

2.         Налоги и сборы при пользовании недрами в НК РФ.

3.         Налог на добычу полезных ископаемых.

4.         Акциз на минеральное сырье.

5.         Платежи за право пользования недрами.

6.         Разовые платежи при пользовании недрами.

7.         Регулярные платежи при пользовании недрами.

8.         Налоги и платежи в режиме раздела продукции.

9.         Особенности таможенного налогообложения
минеральных ресурсов. 10. Потери при добыче полезных ископаемых.

Источник

Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 29 декабря 2001 г. N 921

ПРАВИЛА

УТВЕРЖДЕНИЯ НОРМАТИВОВ ПОТЕРЬ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

ПРИ ДОБЫЧЕ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ СВЯЗАННЫХ С ПРИНЯТОЙ

СХЕМОЙ И ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЯ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.02.2007 N 76,

от 07.11.2008 N 833, от 23.07.2009 N 605, от 03.02.2012 N 82)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения (далее именуются – нормативы потерь).

Письмом МПР РФ от 16.08.2002 N ПС-19-46/4467, Госгортехнадзора РФ от 13.08.2002 N АС-04-35/472 разъяснено, что нормативы потерь, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки при добыче твердых полезных ископаемых на 2002 год, утвержденные в установленном порядке до вступления в силу данного документа повторному утверждению не подлежат.

Письмом МНС РФ от 09.09.2002 N ШС-6-21/1383 разъяснено, что нормативы потерь, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки, при добыче твердых полезных ископаемых, утвержденные в установленном до вступления в силу данного документа порядке, применяются с 1 января 2002 года.

2. Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) при добыче рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются недропользователем в составе проектной документации, подготовленной и согласованной в соответствии со статьей 23.2 Закона Российской Федерации “О недрах”.

Недропользователь направляет сведения об утвержденных нормативах потерь с протоколом согласования проектной документации в территориальный орган Федеральной налоговой службы, в котором он состоит на налоговом учете, в 10-дневный срок со дня их утверждения.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Нормативы потерь твердых полезных ископаемых и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) уточняются в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году, при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ). Для месторождений, срок разработки которых не превышает 5 лет (без учета периода подготовки месторождения к промышленной эксплуатации), нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче включаются в состав технического проекта на разработку месторождения на весь период разработки месторождения и впоследствии не уточняются.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.07.2009 N 605, от 03.02.2012 N 82)

(см. текст в предыдущей редакции)

Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), не превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, ежегодно утверждаются недропользователем.

(см. текст в предыдущей редакции)

Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, утверждаются недропользователем после их согласования с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в порядке, установленном настоящими Правилами.

(см. текст в предыдущей редакции)

Нормативы потерь общераспространенных полезных ископаемых, превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, утверждаются недропользователем после их согласования с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Недропользователь направляет сведения об утвержденных нормативах потерь с письмом, подтверждающим согласование нормативов потерь, в территориальный орган Федеральной налоговой службы, в котором он состоит на налоговом учете, в 10-дневный срок со дня их утверждения.

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования информирует Федеральную налоговую службу о выявленных случаях нарушения недропользователями настоящих Правил.

(см. текст в предыдущей редакции)

3(1). Решение о согласовании нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган принимают на основании заявления недропользователя, к которому прилагаются следующие документы:

а) копии лицензий на право пользования недрами;

б) копии годовых форм федерального государственного статистического наблюдения N 5-гр “Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых”, N 70-тп “Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче”, N 11-шрп “Сведения о потерях угля (сланца) в недрах” и N 2-тп (водхоз) “Сведения об использовании воды” за предыдущий период;

в) копии утвержденных нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод за предыдущий период;

г) копии документов, подтверждающих согласование проектной документации на разработку месторождения, с указанием утвержденных в составе проектной документации нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод;

д) пояснительная записка с обоснованием нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод, включая расчет нормативов потерь по каждой выемочной единице (скважине), вовлекаемой в отработку в планируемом периоде;

е) сводная таблица потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) (план-факт) за текущий год и в планируемый период по выемочным единицам;

ж) графические материалы планов развития горных работ с выделением участков нормируемых потерь для твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных).

3(2). В случае непредставления недропользователем документа, указанного в подпункте “а” пункта 3(1) настоящих Правил, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган самостоятельно запрашивает в Федеральном агентстве по недропользованию указанный документ.

3(3). Рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в течение 30 дней со дня их подачи. По результатам рассмотрения указанных заявления и документов принимается решение о согласовании или о мотивированном отказе в согласовании нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), которое направляется недропользователю в течение 5 дней со дня его принятия. Основаниями для принятия решения об отказе в согласовании нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод являются:

а) представление документов, предусмотренных подпунктами “б” – “ж” пункта 3(1) настоящих Правил, не в полном объеме, а также недостоверность представленной информации, либо отсутствие лицензии на право пользования недрами у заявителя;

б) неверно произведенные расчеты нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод.

4. При отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.

5. Нормативы потерь углеводородного сырья рассчитываются по каждому конкретному месту образования потерь на основании принятой схемы и технологии разработки месторождения, проекта обустройства месторождения или плана пробной эксплуатации скважин (если участок недр предоставлен для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии) и ежегодно утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Министерство энергетики Российской Федерации направляет сведения об утвержденных нормативах потерь в соответствующее управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации в 10-дневный срок со дня их утверждения.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Для месторождений, которые содержат несколько видов полезных ископаемых, нормативы потерь утверждаются по каждому виду полезных ископаемых, имеющему промышленное значение и числящемуся на государственном балансе запасов полезных ископаемых.

Источник