Существует мнение что любые массовые социальные отклонения полезны для развития
Социальные отклонения играют в обществе двойственную, противоречивую роль. Они, с одной стороны, представляют угрозу стабильности общества, с другой – поддерживают эту стабильность.
Успешное функционирование общества можно считать эффективным, только если обеспечен порядок и предсказуемое поведение людей. Каждый должен знать (в разумных пределах, конечно), какого поведения он может ожидать от окружающих, какого поведения ожидают от него самого и какие социальные нормы должны усвоить дети. Отклоняющееся поведение нарушает этот порядок и предсказуемость поведения. При наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения, нарушается социальный порядок. Нравственные нормы перестают контролировать поведение людей, основополагающие ценности могут быть отвергнуты, и у человека теряется чувство безопасности и уверенности в своих действиях. Поэтому общество будет функционировать эффективно, только когда большинство его членов будет принимать устоявшиеся нормы и действовать в основном в соответствии с ожиданиями других людей.
С другой стороны, отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным. Даже изолированные от мировых цивилизаций сообщества должны время от времени изменять образцы своего поведения из-за изменений окружающей среды. Взрывы рождаемости, технологические новшества, изменения физического окружения – всё это может привести к необходимости принятия новых норм и адаптации к ним членов общества.
Новые социальные нормы рождаются и развиваются в результате повседневного поведения людей, в столкновении постоянно возникающих социальных обстоятельств. Отклоняющееся от старых, привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом создания новых нормативных образцов. Постепенно, преодолевая традиции, отклоняющееся поведение, содержащее новые жизнеспособные нормы, всё в большей и большей степени проникает в сознание людей. По мере усвоения членами социальных групп поведения, содержащего новые нормы, оно перестаёт быть отклоняющимся.
(С.С. Фролов, текст адаптирован)
1. Как, по мнению автора, появляются новые социальные нормы? (Используя содержание текста, укажите четыре этапа этого процесса.)
2. Какие общественные явления, по мнению автора, могут сделать необходимым появление новых социальных норм? Используя содержание текста, укажите три явления и объясните связь любых двух из них с появлением новых социальных норм.
3. Каким условиям, по вашему мнению, должны соответствовать новые социальные нормы, чтобы они были приняты обществом? (Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, укажите любые три условия.)
4. Что автор считает необходимым для успешного функционирования социальных структур? Как многочисленные случаи отклонений, по мнению автора, влияют на общество?
5. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
6. Существует мнение, что любые массовые социальные отклонения полезны для развития общества. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в опровержение этого мнения.
Значимость контроля для нормирования и упорядочения различных видов деятельности осознавалась людьми с давних пор. Регламентации подвергались все стороны общественной жизни: выбор брачного партнера и внутрисемейные отношения; поведение на улице и трудовые операции; расцветка и длина одежды; ведение хозяйства и государственные дела.
Общество основано на принятом, заведенном порядке, основу которого составляет процесс воспроизводства ценностно-нормативного механизма социальной жизни, обеспечивающий нормальное поведение людей.
Порядок регулирует, гарантирует, охраняет самое важное для общества – признанные наиболее необходимыми нормы поведения людей.
Ради порядка люди должны жертвовать частью своей свободы, независимости, должны вести себя не так как им вздумается, а так, как дозволено. Поддержание порядка, противопоставление хаосу предполагает осуществление властных полномочий, способных принудить человека к уступкам. Именно власть силой авторитета или насилия, используя санкции, может гарантировать воздержание индивида от поведения, не соответствующего принятым нормам. Порядок, регулируя социальное поведение с точки зрения дозволенного, оставляет достаточную свободу человеку.Ведь непривычное может укладываться и в рамки дозволенного порядком. При этом общество может менять свои представления о дозволенном, расширять или сужать зону позволительного( в 60 годы школьники должны были коротко стричься, в школе запрещались капроновые чулки, маникюр, серьги и т.д.).
Отклонение в поведении личности, социальных групп от установленного порядка вещей порождает такое социальное явление как отклоняющееся (девиантное) поведение.Среди многообразных видовдевиантного поведения выделяют экономические преступления (уклонение от уплаты налогов, незаконное присвоение имущества, обман потребителей), уличную и организованную преступность, пьянство и наркоманию, самоубийство, коррупцию должностных лиц. Это неодобряемые обществом, негативные отклонения. В общем перечне действий, именуемых негативной девиацией, выделяются преступные, которые подпадают под уголовную ответственность. Их принято называть делинквентными (лат. delinquens- совершающий проступок). Сюда относятся убийство и покушение на убийство, мошенничество, хищения, автокражи и воровство.
Девиантное поведение относительно, так как расценивается как таковое с позиции культурных норм данной группы, а делинквентное – абсолютно, потому что нарушает законы страны. Отклонения от нормы могут быть не только негативными. В широком смысле девиацией являются любые, в том числе и одобряемые (позитивные) отклонения от нормы, такие, например, как героизм, гениальность, альтруизм, выдающиеся успехи и достижения в искусстве или спорте.
Проблема соотношения нормы и отклонения никогда не утратит своей актуальности, так как социальная жизнь развивается, и вместе с ней изменяются представления о позитивности или негативности наших действий: то, что в одном случае может быть благом, в другом- становится злом. В различных обществах один и тот же поступок может быть расценен как нормальный и девиантный. Например, в советском обществе верующий человек считался девиантом, а в средневековой Европе это было нормой. Социально-политическое движение в защиту прав человека в тоталитарном обществе расценивается как уголовно наказуемое деяние, а в демократическом – как норма, необходимое условие для дальнейшего развития общества.
Стремление общества внести ясность в социальные отношения, установить границы между нормой и отклонением делает мир упорядоченным, а тем самым удобным для жизни. Однако учение издавна пытались объяснить причины социальных отклонений, чтобы снизить их вероятность и взять под контроль. В конце XIX- начале XX в. были распространены биологические и психологические теории, авторы которых (Ч. Ломброзо, У. Шелдон) считали, что люди предрасположены к отклонениям по своей биологической природе, «криминальный тип» является результатом агрессивности, деградации, неустойчивости психики. Наиболее аргументированной точкой зрения на причины социальных отклонений является социологическая, раскрывающая значение в этом процессе социальных и культурных факторов.
Так Э. Дюркгейм считал, что причины появления девиантной личности кроются в аномии общества – социальной нестабильности, сопровождающейся разрушением норм. Личность утрачивает правильные ориентиры и лишается тех связей с обществом, которые придавали раньше ее положению устойчивость, испытывает одиночество и отчуждение. С другой стороны, девиантное поведение объясняется нарушениями в ходе социализации личности.
Т. Парсонс предположил, что в ситуации аномии человек утрачивает поддержку социальных институтов, что разрушает его чувство безопасности.
Р.Мертон считал, что причиной девиации является несовпадение целей, провозглашаемых культурой, и реальных средств, с помощью которых данные цели достигаются. По его мнению, социальное неравенство заставляет человека искать нелегальные средства достижения целей.
Р. Мертон обращает внимание на объективное противоречие между ценностями-целями индивидуального развития, на которых акцентирует внимание общество (материальное благополучие) и практическими средствами-нормами их достижения, которыми располагают индивиды в зависимости от социального положения в обществе. Каждый индивид должен решить, какие средства избрать для достижения одобряемых, утверждаемых обществом целей. При этом не все средства признаются обществом приемлемыми, дозволенными. Выбор одобряемых или неодобряемых средств зависит:
· от доступности законных средств достижения целей (социальное положение, материальное положение, связи);
· от степени усвоения личностью одобряемых ценностей и норм поведения.
В соответствии с дихотомией «цели-средства» Р. Мертон выделяет формы адаптации индивида к социальной структуре:
· конформизм;
· инновация;
· ритуализм;
· ретритизм (бегство от действительности);
· мятеж (бунт).
Конформизм – предполагает добропорядочное поведение человека, ориентированного на достижение жизненного успеха с помощью одобряемых средств (хорошее образование, престижная работа, добросовестное исполнение своих профессиональных обязанностей – все это открывает путь к карьере, личному успеху). Конформизм, по сути не является девиацией. На тотальном конформизме подавляющего большинства граждан и основано стабильное общество. Но подобный путь реалистичен не для всех.
Индивиды, которые глубоко усвоили (привержены эмоционально) одобряемые обществом цели в виде «жизненного успеха», но не имеют для их достижения необходимых условий (или считают их неэффективными) прибегают к различным инновациям.
В разряд инноваторов входят множество носителей девиантного поведения, в том числе и нарушители закона, которые во имя жизненного успеха нарушают одобряемые нормы поведения( вор, мошенник, взяточник, расхититель государственного имущества и др.) Однако, подобные инновации для представителей низших слоев нередко являются единственным способом достижения целей. Их инновации сопряжены с крайними формами антиобщественного поведения, насилием, продажей наркотиков и др. Общество легко распознает подобные инновации и осуждает их. Другое дело, преступники «белые воротнички». Они, как правило, хорошо образованы, воспитаны, их девиации с трудом распознаваемы (например, уклонение от налогов). Как справедливо отмечает Р. Мертон, история американских состояний переполнена весьма сомнительными инновациями.
Р. Метрон выделяет инновации позитивные и негативные.
Позитивные – средство развития общества, повышения уровня организованности, преодоление устаревших стандартов поведения.
Негативные – дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывая е основы.
Ритуализм–в полном смысле слова девиацией не является. К ритуалистам относятся те индивиды, кто или отказался от целей жизненного успеха, или существенно снизил свои притязания, но не вышел за рамки дозволенных норм поведения. Как правило, это представители тех слоев общества, для которых недостижим жизненный успех без инноваций. Данные люди должны или отказаться от цели, но не нарушить дозволенный порядок, или решиться на инновации ради достижения целей.
В любом обществе конформисты и ритуалисты (смиренные, покорные, дисциплинированные) составляют опору стабильности, порядка в обществе.
Ретритизм- (бегство от действительности), представители данной девиации отказались как от общественно одобряемых целей, так и от одобряемых норм поведения. Они ведут себя вне приличий, принятых в данном обществе. В обществе есть вынужденные ретритисты -психические больные люди. Социологов же интересуют ретритисты – представители социального дна: бродяги, беспризорники, бомжи, нищие, алкоголики и наркоманы. Полностью выпадая из социальной системы, они попадают в этот разряд чаще всего поневоле. Постоянные поражения, жизненные неудачи в битве за жизненный успех приводят к пораженческим настроениям, полному отказу от успеха, приличий. Выключение из общества становится более массовым под влиянием социальных, национальных, региональных катастроф.
Мятежпрямо противоположен ретритизму. Это отказ от целей, норм, одобряемых обществом, выдвижение новых целей и норм, а также борьба за их утверждение. Это разрушение старой социальной системы и установление новой.
Бунт – мятеж, который «притворен». Цели в принципе недостижимы, но желанны, что порождает: смешанное чувство ненависти, злобы и враждебности; ощущение собственного бессилия; периодически возобновляющееся переживание беспорядочной враждебности.
Бунтарь выступает не против нынешней социальной системы, а против нынешних кормчих. В этой борьбе за кресло он притворно отвергает цели, нарушает нормы поведения (бунтует), но стремится лишь к установлению своего господства, не меняя социальной системы
Таким образом, причины девиантного поведения могут быть как субъективно-личностными (несогласие с принятыми в обществе ценностями, неэффективная социализация и житейские проблемы), так и объективными – социальными (нарушение порядка в обществе, ослабление социальных связей и контроля).
Особую остроту проблема девиантного поведения приобретает в переходном обществе, где все сферы общественной жизни претерпевают изменения, и происходит «переоценка ценностей». При этом неизбежна ломка старых нормативных систем, в том числе системы социального контроля. Это всегда сопровождается ростом девиации, особенно социально опасной.
Общество ведет борьбу с наиболее опасными социальными отклонениями (уголовной преступностью, наркоманией, алкоголизмом), носители которых подвергаются ресоциализации. При наличии в обществе многочисленных случаев социальных отклонений оно утрачивает предсказуемый характер, происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка. Поэтому общество будет функционировать эффективно только тогда, когда большинство его членов будет принимать устоявшиеся нормы и действовать в соответствии с ожиданиями других индивидов.
Однако искоренение девиации невозможно: пока существует общество, всегда найдутся те, кто по разным причинам будет не согласен с его нормами. К тому же социальные отклонения нередко выступают инструментом проведения в жизнь необходимых инноваций. При этом неизбежна борьба нового со старым. В этом процессе социальные отклонения будут служить стимулом к совершенствованию социальной системы. Нередко, обнажая противоречия и несовершенство прежней системы социального контроля, инновационные действия могут свидетельствовать о назревших социальных переменах и тем самым служить прогрессу общества.
Контрольные вопросы:
1. Что такое социальный контроль и каковы его функции?
2. Каковы формы и способы реализации социального контроля в обществе?
3. Какие виды социального контроля вы знаете?
4. В чем различия формального и неформального контроля?
5. Кем осуществляется социальный контроль?
6. Какую роль в жизни общества играют социальные нормы и санкции?
7. Каковы различия между нормами морали и права?
8. Каким образом санкции контролируют поведение людей?
9. Что такое девиантное поведение?
10. Каковы причины социальных отклонений?
11. Назовите виды социальных отклонений.
12. Каковы последствия социальных отклонений?
13. Что такое социальный конформизм?
14. Нужно ли обществу бороться с социальными отклонениями?
15. Каковы причины девиантного поведения в современном российском обществе и в чем оно проявляется?
Литература:
22. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., Наука, 1978.
23. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология в 3-х тт.М., ИНФРА –М, 2000.
24. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов.- М.: Академический Проект, 2002.
25. Мертон Р. Социальная структура и аномия//
26. Общая социология: Учебное пособие/Под общ. ред. проф.А. Г. Эфендиева.-М.: ИНФРА-М, 2002.
27. Осипов Г.В. Социология. М.: Мысль, 1996.
28. Покровский Н.Е. Проблема аномии в современном обществе. М., МГУ, 1995.
29. Смелзер Н.Дж. Социология. М.: «Феникс», 1994.
30. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
31. Социология: Основы общей теории. Под. ред. Осипова Г.В.М.: «Мысль», 1998.
32. Фролов С.С. Основы социологии. М., «Гардарики», 1999.
33. Энциклопедический социологический словарь/Под общ. ред. Академика РАН Г.В. Осипова.- М.: ИСПИ РАН, 1995.
Ключевые понятия:
a. механизм социальной регуляции
b. формальный контроль
c. неформальные нормы
d. санкции
e. виды социального контроля
f. самоконтроль
g. аномия
h. девиантное поведение
i. делинквентное поведение
j. конформизм
k. инноваторы
l. ритуализм
m. ретритизм
n. агенты социального контроля
Комментарии эксперта, часть С.
Коллеги, стоявшие «у истоков» введения ЕГЭ (особенно в экспериментальных регионах с 2002 года), наверняка помнят проблему дефицита методической литературы. Сегодня такой проблемы нет. Издаются учебники, сборники заданий ЕГЭ, есть замечательные сайты. Всё это – огромная помощь школьнику на последнем этапе подготовки к экзамену.
Но на этапе изучения материала, необходимо глубокое погружение в конкретную тему!
У всех нас есть определённая «копилка» заданий по темам, разделам нашего предмета. Я давно обещала коллегам выпустить сборник тематических заданий второй части. Наконец-то, завершена работа по систематизации заданий С по обществознанию.
И вот, какими комментариями хотелось бы поделиться с Вами. Сама не ожидала – как это удобно и интересно, когда разные задания по одной теме собраны в одном месте.
Попробую сформулировать преимущества данного сборника.
Преимущество 1:
возможность отработать на одной теме разные навыки:
приводить примеры, либо обоснования
Задание 1. Известно, что на развитие личности, её взгляды и устремления оказывает влияние социальное окружение. Приведите три примера такого влияния. В каждом случае опишите конкретную ситуацию и укажите, что именно оказывает влияние на развитие человека.
Ответы:
1. Влияние образа жизни людей, образующих круг общения, знакомых, приятелей. Пример: в окружении Сергея А. все бросили курить, через полгода Сергей тоже стал некурящим.
2. Влияние образа жизни семьи. Пример: в семье Дмитрия Г. все играют на музыкальных инструментах, и он тоже учился музыке, окончил музыкальную школу.
3. Влияние профессиональных занятий родителей. Пример: в семье А. дед, отец и сын работают сталеварами.
4. Влияние харизматического лидера. Пример: многие граждане вступают в политическую партию, потому что им нравится её лидер.
5. Целенаправленное внушение определённых идей. Пример: взрослый человек с высшим образованием, оказавшись в трудной жизненной ситуации, попал под влияние религиозной секты.
Следующий вопрос поставлен шире. Хотя все ответы предыдущего задания для него подходят также. Но я предлагаю более широкий спектр ответов.
Задание 2. Под влиянием каких факторов происходит формирование личности? Опираясь на знания курса, укажите любые три фактора и проиллюстрируйте их примерами.
Ответы:
Социальный фактор (социальная среда, социальное окружение).
1. Семья. Пример: в семье в ребёнке воспитали уважение к морали, закону, ребёнок стал добропорядочным законопослушным человеком
1. Компания. Подросток попал под влияние дурной компании, и впоследствии, стал преступником.
Биологический фактор
2. Темперамент. Пример: В семье у родных братьев – разные типы темперамента. Формирование их личности идёт по-разному. Один (холерик) очень активен, но не доделывает дела до конца; другой (флегматик) очень замкнутый, медлительный, нерешительный.
2. Особенности здоровья. Пример: После перенесённой травмы Б. ослеп и не смог осуществить свою мечту – стать художником.
2. Особенности здоровья. Пример: Для детей с ограниченными возможностями создают специальные программы, средства обучения, так как их особенности здоровья не позволяют учиться в обычной школе.
Психический фактор.
3. Психическое заболевание. Пример: Из-за психического заболевания, гражданин Д. решением суда был признан недееспособным. Имущественные и правовые вопросы решает его опекун.
Исторический фактор
4. События в стране. Пример: После начала войны гражданам страны пришлось изменить привычный образ жизни, освоить новые виды деятельности.
Следующий вопрос по своей сути, абсолютно совпадает с первым, но в данном задании требуется привести не конкретные примеры, а обоснования.
Задание 3. Наука считает, что человек – это существо открытое. Его цели, желания, возможный образ и путь жизни определяются и даже формируются не видовой программой, а социальной средой. Опираясь на обществоведческие знания и социальный опыт, приведите три обоснования справедливости данного утверждения.
Ответы:
1. Образ жизни человека, его привычки, режим зависит от того, что принято в семье, социальной группе, в которой он находится.
2. Цели и желания людей нередко возникают на основе примеров поведения людей из близкого социального окружения.
3. Молодые люди часто выбирают ту профессию (вид деятельности), которая высоко оплачивается и считается престижной в данном обществе.
Четвёртое задание по форме схоже с предыдущим, учащимся предлагается подтвердить справедливость предложенного тезиса. По тематике они тоже очень близки – социальность человека, роль общества для формирования личности, но всё же, в каждом задании – свой акцент.
Задание 4. Объясните, что имел в виду Йоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». Приведите три суждения-объяснения.
Ответы:
1. Человек является биосоциальным существом и его формирование как личности возможно только в обществе людей.
2. Человек обладает мышлением, членораздельной речью, но получить и развить эти навыки он может только в обществе.
3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, творя «вторую природу» – культуру, но это невозможно без участия других людей.
Следующий вопрос кажется на первый взгляд довольно простым.
Задание 5. Проиллюстрируйте тремя примерами влияние семьи на социальное становление растущих в ней детей.
Но на самом деле он очень коварный. Важно очень внимательно вникнуть в смысл задания и не попасться в следующие «ловушки».
1) Вопрос поставлен довольно узко – «влияние семьи», и здесь самое главное – избежать однотипных ответов: 1. мама приучила к порядку,
2. бабушка научила уважать старших. Подобные два примера будут засчитаны как один.
2) Вопрос поставлен довольно широко – «на социальное становление». То есть, недостаточно показать, как в семье формируется какое-либо личностное качество, происходит какой-то фрагмент социализации («бабушка научила уважать старших»), а следует показать, каким именно образом, семья повлияла на социальное становление детей.
Ответы:
1. Личный пример. Пример: в семье в ребёнке воспитали уважение к морали, закону, ребёнок стал добропорядочным законопослушным человеком / корректны, вежливы. Их дочь ведёт себя так же.
2. Влияние уровня образования родителей. Пример: в семье А. у родителей высшее образование, в доме много книг, дети с детства привыкают много читать, собираются поступать в вуз.
3. Правила поведения в семье. Пример: В большой крестьянской семье дети с ранних лет помогают родителям по хозяйству, уважают старших. Своих детей они так же с ранних лет приучают к труду.
Преимущество 2:
возможность рассмотреть одну и ту же тему с разных сторон
Задание 1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобализация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о проявлениях глобализации в политической сфере, и одно предложение, раскрывающее процесс глобализации в экономической сфере.
Ответы:
Глобализация – процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности, в ходе которых возрастают их взаимовлияние и взаимосвязь.
1. В политической сфере глобализация выражается в том, что международные организации принимают на себя всё большую часть полномочий национальных правительств. 2. Глобализация экономики проявляется в том, что производство товаров происходит в тех регионах мира, где производство обходится дешевле / Глобализация экономики проявляется в том, что формируется мировое экономическое пространство, в котором отрасли, география размещения производств, обмен информацией и технологиями определяются соображениями развития мирового хозяйства, а экономические подъёмы и кризисы происходят в мировом масштабе.
Задание 2. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три проявления процесса глобализации в современном мире.
Ответы:
1. Упрощение миграционных процессов. Пример: в странах евросоюза действует безвизовый режим.
2. Переход на единую валюту. Пример: в странах евросоюза действует единая денежная единица – евро.
3. Усиление экономических взаимосвязей между разными странами. Пример: крупные мировые корпорации создают филиалы своих заводов в государствах Азии.
4. Усиление международного сотрудничества в области экономики, политики, прав человека. Пример: создание международных организаций: ООН, НАТО, ВТО, Международный суд по правам человека.
Задание 3. Назовите и проиллюстрируйте примерами три положительных последствия процесса глобализации.
Ответы:
1. Улучшенное качество товаров и услуг из-за увеличения конкуренции между странами. Пример: айфоны «Samsung» считаются лучшими айфонами, хотя подобная продукция производится во многих странах.
2. Рост уровня жизни в странах «третьего мира» за счёт углубления мирового разделения труда. Пример: крупные мировые корпорации создают филиалы своих заводов в государствах Азии, создавая там рабочие места.
3. Переход на единую валюту упрощает денежные операции. Пример: раньше, приезжая из одной европейской страны в другую нужно было менять валюту, сейчас евро – единая денежная единица в десятках стран.
4. Упрощение миграционных процессов. Пример: безвизовый режим в Шенгенской зоне, проще жителям и туристам.
5. Усиление международного сотрудничества в области экономики, политики, прав человека. Пример: создание международных организаций: ООН, НАТО, ВТО, Международный суд по правам человека.
6. Объединение усилий по борьбе с преступностью. Пример: наличие интрпола, международных судов облегчает поиск преступников. Преступники, задержанные в одной стране, предоставляются правосудию государства, в котором они совершили преступление.
7. Интернационализация образования. Пример: сегодня в некоторых учебных заведениях можно получить диплом международного образца и работать в любой стране; можно пройти обучение или стажировку в другой стране.
Задание 4. Назовите и проиллюстрируйте примерами три отрицательных последствия процесса глобализации.
Ответы:
1. Насаждение единого стандарта потребления, навязывание определённого образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества / ослабление, утрата специфических национальных особенностей. Пример: в нашем обществе получили распространение такие явления, как фастфуд, западные и американские мультфильмы, хотя они не соответствуют нашим российским традициям.
2. Зависимость экономики одной страны от других. Пример: страны Евросоюза вынуждены сообща помогать экономике Греции, иначе у них тоже возникнут экономические проблемы.
3. Снижение уровня отечественного производства. Пример: Многие российские производственные предприятия не выдерживают конкуренции с более дешёвыми китайскими товарами и закрываются.
Задание 5. Существует мнение, что глобализация способствует усовершенствованию общественной жизни, так как наделяет людей огромными возможностями, недоступными им в прошлом. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента в защиту своей точки зрения.
Ответы:
Точка зрения 1: согласие. Глобализация – это прогресс, она положительно влияет на развитие общества.
Аргумены: см. ответы задания 3.
Точка зрения 2: несогласие. Глобализация – это регресс, она отрицательно влияет на развитие общества.
Аргумены: см. ответы задания 4.
Задание 6. Известный современный общественный деятель сказал, что в эпоху глобализации изоляция в национальных границах «равносильна массовому самоубийству». Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите три аргумента в подтверждение высказанной позиции.
Ответы:
Без глобализации невозможно представить развитие современного общества. Аргумены: см. ответы задания 3.
Выполнив несколько заданий на одну тему, ребёнок, как говорится, «набивает руку» и в дальнейшем сможет выполнить подобные задания в различных трактовках.
Преимущество 3:
Формулировки ответов адаптированы к речи школьника
Вы знаете, что формулировки, предлагаемые в книжных изданиях, на сайте «Решу ЕГЭ», зачастую довольно длинны и сложны для восприятия старшеклассников. Часто, школьник, прочтя предлагаемый вариант ответа, грустно вздыхает: «я так не смогу». Но от выпускника требуется ВЕРНЫЙ ответ, а сформулирован он может быть очень даже просто. Предлагаю сравнить варианты ответов.
Задание | Обоснуйте тезис: образ и путь жизни человека определяются не видовой программой, а социальной средой |
Вариант ответа с «Решу ЕГЭ» | Выбор профессии и, как следствие, жизненный путь нередко связаны с представлениями о потребностях общества и ожидаемом материальном вознаграждении за труд |
Мой вариант | Молодые люди часто выбирают ту профессию, которая высоко оплачивается и считается престижной в данном обществе. |
Задание | Назовите и проиллюстрируйте примерами три положительных последствия процесса глобализации. |
Вариант ответа с «Решу ЕГЭ» | Когда-то, ограниченная юрисдикция была помехой в преследовании преступников находящихся в другой стране. Уже сейчас из-за международных судов, эти преступники больше не могут запросить политического убежища в зарубежной стране, они будут выдворены и страны или предоставлены правосудию в котором они совершили преступление. |
Мой вариант | Объединение усилий по борьбе с преступностью. Пример: наличие Интерпола, международных судов облегчает поиск преступников. Преступники, задержанные в одной стране, предоставляются правосудию государства, в котором они совершили преступление. |
Преимущество 4:
увеличен спектр возможных ответов
Я считаю, что наша задача – научить школьников оперативно делать «мозговой штурм», максимально активировать их креативность, межпредметные знания, жизненный опыт, научить их не бояться отвечать. Конечно, это применимо не ко всем типам заданий, но подобных заданий – немало.
Задание 1. Назовите любые три института социализации и проиллюстрируйте примером действие каждого из них.
Ответы:
1. Семья. В семье Лена усвоила основные правила вежливого обращения.
2. Школа. Учащиеся 9 класса, принимая участие в школьных патриотических праздниках, научились уважать героическое прошлое своей страны / Обучаясь в школе, дети получают знания по всем предметам, учится общаться со сверстниками, взрослыми.
3. Средства массовой информации. регулярно читает газеты, смотрит новости. Коллеги считают его самым осведомлённым по всем вопросам, происходящим в мире.
4. Церковь. Ориентирует людей вести праведный образ жизни, совершать добрые дела, проявлять милосердие, убеждает человека не совершать грехи
/ Отбывая наказание в колонии, заключённый принял крещение и стал верующим человеком.
5. Армия: воспитывает чувство долга, патриотизма, формирует физическую силу и выносливость / во время службы в армии научился отжиматься, подтягиваться.
Задание 2. Назовите любые три агента социализации и проиллюстрируйте примером действие каждого из них.
Ответы:
1. Родители. Родители привили Лене правила вежливого обращения.
2. Учитель. Учитель истории, организовывал школьные патриотические праздники, сформировав у учащихся чувство уважения к героическому прошлому своей страны.
3. Внук. Внук помогает своему дедушке, вышедшему на пенсию, осваивать компьютер.
4. Тренер. Тренер помог юным хоккеистам добиться успехов в спорте и стать настоящей командой.
Преимущество 5:
Подбор заданий всех типов, по всем темам кодификатора
В сборник включены задания с сайтов «Решу ЕГЭ», Фипи, книжных изданий с 2003 года, пробных кимов разных лет.
Я потратила несколько месяцев на составление данного пособия. Надеюсь, очень скоро он будет издан.
Образы заданий представлены в файле «Задания С».