Строение земной коры и полезные ископаемые северной америки

Строение земной коры и полезные ископаемые северной америки thumbnail

Конспект урока

Тема урока: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Северной Америки.

Цель:

– образовательная – сформировать знания о геологическом строении, рельефе и закономерностях распространения полезных ископаемых Северной Америки;

– развивающая – совершенствовать практические умения и навыки характеризовать основные формы рельефа материка;

– воспитательная – воспитывать понимание важности изучения географии, любознательность и краеведческий подход.

Оборудование: физическая карта Северной Америки, учебники, атласы.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: стандартная.

Ход урока

І. Организационный момент.

Приветствие учеников. Проверка на партах оборудования и учебных материалов.

II. Проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний.

Дети, кто выполнил домашнее задание и подготовил сообщение?

Кто мне назовет тему, которую мы изучали на прошлом уроке?

Географический кросс.

  1. Как называются крайние точки материка Северная Америка?

  2. Какие моря омывают Северную Америку?

Сейчас я вам читаю имена и фамилии исследователей Северной Америки, а вы мне говорите какой географический объект связан с ними.

Джон Кабот

Джон Девис

Генри Гудзон

Вильям Баффин

Александр Маккензи

Витус Беринг

IІІ. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.

Следующим этапом исследования материка по плану является изучение особенностей его рельефа и закономерностей распространения полезных ископаемых. Уже при первом взгляде на физическую карту Северной Америки можно сделать предложение о разнообразии и контрастности основных форм рельефа, богатстве полезными ископаемыми.

IV. Изучение нового материала.

Строение земной коры.

Северная Америка вместе с Евразией является остатком древнего материка северного полушария Лавразия, который начал раскалываться на современные материки в конце мезозойской эры около 100 млн. лет назад.

Древнейшей и самой большой по площади тектонической структурой Северной Америки является Североамериканская платформа, которая является осколком древней Лавразии. На севере платформы ее кристаллический фундамент выходит на земную поверхность, образуя самый большой в мире по площади Канадский щит. На юго-западе материка лежит молодая платформа. По строению это глубокий прогиб фундамента, заполненный десятикилометровым слоем осадочных пород. Весь запад Северной Америки занимает средний по возрасту пояс складчатости, который большей частью сформировался в мезозойскую эру вследствие встречного движения Североамериканской и Тихоокеанской литосферных плит. Тихоокеанское побережье Северной Америки и южную узкую часть материка составляет молодой пояс складчатости, процесс формирования которого не завершился. Здесь наиболее часты землетрясения. Есть действующие вулканы. Самым высоким из них является вулкан Орисаба (5747 м).

На восточном краю материка сформировался пояс древней складчатости, возникший в палеозойскую эру. Он представляет собой сильно разрушенные горы, состоящие из обломочных пород.

Рельеф.

Рельеф Северной Америки тесно связан с ее тектоническими структурами. Древней и молодой платформой в современном рельефе соответствуют равнины, областям складчатости на крайних Западе и Востоке – горы.

Равнины занимают 2/3 поверхности. Канадскому щиту соответствует в рельефе Лаврентийская возвышенность, высота которой в основном составляет 500-700 м.

В местах погружения кристаллического фундамента древней платформы под слой осадочных пород в рельефе возникли обширные равнины. Центральные равнины, подвергшиеся влиянию древнего ледника, поднимаются на высоту 200-500 м. Молодой платформе на побережье Мексиканского залива соответствует в рельефе ряд прибрежных низменностей, самая большая из которых Примексиканская низменность.

На западе материка в границах среднего и молодого поясов складчатости с севера на юг протянулась одна из самых больших горных систем мира – Кордильеры. На Аляске горы достигают своей наивысшей отметки – г. Мак-Кинли, 6194 м. Здесь находятся большие ледники. К югу горы разделяются на несколько параллельных хребтов. Береговой хребет на западе тянется вдоль Тихоокеанского побережья, Скалистые горы – далеко на восток. Между ними лежат такие большие плоскогорья, как Большой Бассейн и плато Колорадо. По мере продвижения на юг большую площадь занимает Мексиканское нагорье с действующими вулканами.

На востоке в пределах древней складчатости лежат Аппалачи – невысокие, до 2000 м, горы. Они состоят из ряда продольных хребтов. Под влиянием внешних сил Земли они разрушились и сейчас имеют сглаженные куполовидные формы, чем напоминают наши Карпаты. Самая высокая точка Аппалачей – г. Митчелл (2037 м.)

Задание.

Сопоставьте физические карты Северной и Южной Америки и сравните их рельеф. Результаты запишите в таблицу.

Таблица 1

Общие черты

Отличительные черты

Полезные ископаемые.

Земная кора Северной Америки изучена подробно, поэтому на всей ее территории известны значительные месторождения полезных ископаемых. На севере, в границах Канадского щита, где магматические породы Североамериканской платформы выходят на поверхность, много руд металлов – железных, медных и никелевых. Там, где осадочный чехол покрывает кристаллические породы, много месторождений топливных (нефти, природного газа) и нерудных полезных ископаемых. В Кордильерах в связи со сложностью геологического строения встречаются разные по своему происхождению полезные ископаемые: в предгорьях – осадочные (нефть, природный газ, каменный уголь), в пределах горных хребтов – магматические (руды цветных металлов, золото, урановые руды).

Давайте сейчас заполним табличку о полезных ископаемых.

Таблица 2

Полезные ископаемые

Район распространения

Каменный уголь, нефть, газ

Центральные равнины,

Мексиканский залив,

Аппалачи, На границе Кордильер.

Руды: железные, никелевые, медные, урановые, молибденовые,

полиметаллические. Золото.

Лаврентийское поднятие,

Кордильеры, Аппалачи.

Сера, каменная соль, калийная соль,

слюда, графит, лабрадорит.

Осадочный чехол платформ – Центральные и Великие равнины, Примексиканская низменность. Давний фундамент платформы – полуострова Лабрадор.

V. Закрепление изученного материала.

1.Задание на сравнение.

Сравнить рельеф Северной Америки и Южной Америки.

Найти похожие черты. (Горные хребты простираются преимущественно в Меридианом направлении; горы на западе, равнины на востоке; развит вулканизм (кайнозойский вулканический пояс), молодые горы – Кордильеры, Анды) и отличительные черты – на востоке Северной Америки – старые горы Аппалачи.

2. Работа с картой.

Назовите основные формы рельефа Северной Америки и поговорите их на карте.

3. Какие полезные ископаемые встречаются в разных частях материка?

4. Высота Аппалачи …. 2037м.

5. Наивысшая точка Кордильер – это ….г. Мак-Кинли (6194 м).

VI. Обобщение и систематизация знаний.

Карточки

Вариант 1

Определите формы рельефа, что образовались на указанных участках земной коры, и обведите соответствующие цифры.

ПЛАТФОРМА

1. Центральные равнины.

2. Великие равнины.

3. Кордильеры.

4. Аппалачи.

5. Примексиканская низменность.

6. Скалистые горы.

ОБЛАСТЬ СКЛАДЧАТОСТИ

  1. Аппалачи.

  2. Скалистые горы.

  3. Великие равнины.

  4. Примексиканская низменность.

  5. Кордильеры.

  6. Центральные равнины.

Вариант 2

Определите формы рельефа, что образовались прежде всего благодаря внутренними или внешними силами, и обведите соответствующие цифры.

ВНУТРЕННИЕ СИЛЫ

  1. Гора Мак-Кинли

  2. Пещера Флинт-Мамонтова

  3. Великие равнины

  4. Аппалачи

ВНЕШНИЕ СИЛЫ

  1. Аппалачи

  2. Большой Каньон

  3. Центральные равнины

  4. Великие равнины

VII. Итог урока.

Прием «Микрофон»

Дети, пятью предложениями скажите, что вам понравилось на уроке?

-Большая часть Северной Америки расположена в пределах платформы, преобладает равнинный рельеф.

– На западе – молодые горы Кордильеры, а на востоке – древние горы Аппалачи.

– На формирование рельефа влияют не только внутренние силы, а и внешние.

– Территория материка подверглась воздействию древнего оледенения, что повлияло на рельеф.

– Особенности геологического строения материка обусловили наличие разнообразных залежей полезных ископаемых.

VIII. Домашнее задание.

§ 35. Укажите на контурной карте основные формы рельефа Северной Америки.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

• Сан – Андреа – большой разлом в земной коре , вдоль которого возможны тектонические сдвиги. Начинается от мексиканской границы , проходит через Лос – Анджелес в Сан-Франциско и заканчивается в океане.

Он имеет длину более 1100 км .

• Удивительный дождь выпал в Лос – Анджелесе в 1933 году. ночью надгородом пронеслась сильная песчаная буря . Улицы оказались заваленными странным , необычно тяжелым песком. Когда его исследовали ,

выяснилось , что это золотой песок! Оказывается , сильный ветер поднял в воздух золотую россыпь . По подсчетам специалистов , ветер высыпал на Лос – Анджелес золотые крупинки на сумму более 60 тысяч долларов.

• активным в Северной Америке вулкан Исалько в Сальвадоре, его высота – 1885 м. Около 200 лет он действует непрерывно. Извержение повторяются каждые 2-10 минут. Этот вулкан служит маяком для моряков.

• Самая карстовая пещера в Северной Америке и в мире – Мамонтова – Флинт в Аппалачах . Длина всех ее переходов составляет более 500 км.

Источник

Задачи урока:

  • продолжить формирование у обучащихся
    представлений и знаний о природе Северной
    Америки;
  • вспомнить уже известные и разобрать с
    учениками новые термины и понятия;
  • сформировать у них представления о
    тектоническом строении, рельефе и
    полезных ископаемых Северной Америки – их
    составе, происхождении, строении;
  • познакомить учащихся с объектами рельефа
    материка;
  • показать роль, которую сыграло в
    формировании рельефа Северной Америки
    древнее оледенение;
  • познакомить с рельефом и полезными
    ископаемыми своей области.

Оборудование:

  • интерактивные карты – «Строение земной
    коры», «Физическая карта Северной Америки»;
  • учебник «География. Материки, океаны,
    народы и страны», авт. Душина И.В.,
    Коринская В.А.,  Щенев В.А.;
  • контурные карты для 7 класса;
  • атласы для 7 класса.

В начале урока учитель ставит
перед учащимися цель: Выявить существует
ли взаимосвязь между рельефом, полезными
ископаемыми и строением земной коры
материка Северной Америки?

План урока.

  1. Основные формы рельефа Северной Америки.
  2. Особенности рельефа материка.
    Практическая работа по нанесению рельефа
    Северной Америки на контурную карту.
  3. Влияние оледенения на рельеф материка.
  4. Строение земной коры Северной Америки.
  5. Размещение полезных ископаемых Северной
    Америки.
  6. Рельеф и полезные ископаемые Кемеровской
    области.

I. Повторение

Блиц-опрос.

  1. Какими океанами омывается Северная
    Америка?
  2. Первооткрыватель Америки?
  3. В честь кого был назван Новый свет?
  4. Самый большой остров Северной Америки?
  5. Как переводится с датского языка слово «Гренландия»?
  6. Самый крупный полуостров Северной
    Америки?
  7. Залив на севере материка, названный в
    честь английского мореплавателя?
  8. Канал, разделяющий Северную и Южную
    Америку?
  9. Крайние точки Северной Америки?
  10. Пролив, разделяющий берега Америки и
    Евразии?
  11. Кто первым прошёл через пролив из
    Северного Ледовитого океана в Тихий?
  12. Назовите русских исследователей,
    открывших Алеутские острова?
  13. Архипелаг на севере материка?
  14. Море без берегов, омывающее материк с
    востока?
  15. Два холодных течения, по названию
    полуостровов?
  16. Самое мощное тёплое течение материка?

II. Изучение нового материала

1. Основные формы рельефа Северной
Америки.

Задание: Откройте физическую
карту Северной Америки с. 22 атласа и
определите, какие горы и равнины находятся
в Северной Америке? Назовите:

  1. Самую большую по площади равнину
    Северной Америки, находящуюся в центре
    материка? (Центральные равнины)
  2. Какая низменность находится вдоль реки
    Миссисипи? (Миссисипская).
  3. Какая низменность находится вдоль
    побережья Мексиканского залива? (Примексиканская).
  4. Какая низменность находится вдоль
    западного побережья Саргассова моря? (Приатлантическая).
  5. Какие равнины примыкают с запада к
    Центральным равнинам? (Великие равнины).
  6. Назовите горы, находящиеся на западе
    материка? (Кордильеры).
  7. Определите, самую высокую вершину
    Кордильер? (Г. Мак-Кинли).
  8. Какова её высота? (6194 метра).
  9. Какие горы простираются на востоке
    материка? (Аппалачи).
  10. Определите, самую высокую вершину
    Аппалач, какова её высота? (г. Митчелл, её
    высота 2037 метров).

Задание: Повторите и покажите
на карте, какие горы и равнины находятся в
Северной Америке.

Показ по интерактивной карте
основных форм рельефа С.Америки.

2. Особенности рельефа Северной Америки.

Работа с интерактивной картой
материка (физическая карта Северной
Америки).

Вопрос: Используя физическую
карту, определите, какие формы рельефа
преобладают на материке – горы или равнины?
Какую они занимают площадь, где размещаются?
(Равнины занимают большую часть площади
материка и размещаются в центре. Горы
занимают 13 материка и располагаются на
западном и восточном побережье).

Практическая работа на
контурной карте.

Задание: Нанесите на
контурную карту Северной Америки основные
формы рельефа – горы и равнины, самые
высокие вершины Аппалач и Кордильер.

3. Влияние оледенения на рельеф материка.

Рассказ учителя с демонстрацией слайдов.

4. Строение земной коры Северной Америки.

Работа с интерактивной картой «Строение
земной коры».

Беседа:

  1. Используя карту «Строение земной коры»,
    определите, на какой литосферной плите
    лежит материк С.Америка? (на Северо-Американской).
  2. Каково строение Северо-Американской
    литосферной плиты, из каких структур она
    состоит? (она состоит из древней Северо-Американской
    платформы и сладчатых поясов древней,
    средней и новой складчатости).
  3. Что такое платформа? (платформа – это
    древний устойчивый, а значит неподвижный
    участок земной коры, она является ядром
    литосферной плиты)
  4. Используя метод наложения карт
    физической и «Строение земной коры»,
    определите, что будет соответствовать в
    рельефе древней Северо-Американской
    платформе? (равнинные области).
  5. Используя тот же метод наложения карт,
    определите, что в рельефе будет
    соответствовать складчатым областям? (горные
    области).
  6. Почему складчатые пояса обозначены
    разными цветами? (цветом обозначен
    возраст гор).
  7. Какие горы на материке самые молодые по
    возрасту Кордильеры или Аппалачи и
    почему? (Кордильеры, так как они относятся
    к области средней и новой складчатости, а
    значит, образовались позже Аппалач,
    которые появились в эпоху древней
    складчатости).
  8. В каких горах до сих пор происходит
    процесс горообразования, чаще бывают
    землетрясения и почему? (В Кордильерах,
    так как они моложе по возрасту и
    находятся на границе двух литосферных
    плит – Северо-Американской и
    Тихоокеанской. В результате их
    столкновения происходит погружение
    океанической плиты под материковую, край
    континентальной плиты сминается в
    складки, поэтому здесь образуется
    складчатый пояс или горы, происходят
    землетрясения, извержения вулканов).
  9. Сделайте вывод: повлияло ли строение
    земной коры на размещение рельефа
    материка? Если повлияло, то как?

Вывод: В основе строения
земной коры материка Северной Америки
лежит древняя Северо-Американская
платформа и складчатые пояса разного
возраста. В рельефе платформам
соответствуют равнины, складчатым поясам –
горы. Таким образом, строение земной коры
влияет на размещение форм рельефа.

5. Размещение полезных ископаемых
Северной Америки.

Работа с интерактивной картой «Строение
земной коры».

Беседа:

  1. Какие вы знаете полезные ископаемые по
    происхождению? (магматические, осадочные
    и метаморфические).
  2. Как образуются рудные или магматические
    полезные ископаемые? (из магмы, которая
    проникает в земную кору).
  3. Используя карту «Строение земной коры»,
    назовите рудные (магматические) полезные
    ископаемые? (железные, медные,
    полиметаллические, алюминиевые,
    никелевые, хромовые, оловянные, ртутные,
    урановые руды, золото).
  4. Назовите на какие группы делят
    осадочные полезные ископаемые? (на
    горючие – нефть, газ, уголь, торф, горючие
    сланцы, и нерудные (неметаллические) –
    асбест, графит, слюда, соли, апатиты, сера,
    селитра).
  5. Как образуются осадочные полезные
    ископаемые? (горючие из останков отмёрших
    растительных организмов, химические
    осадочные из насыщенных водных растворов,
    осадочные обломочные в результате
    накоплений разрушенных выветриванием
    горных пород).
  6. Определите по карте «Строение земной
    коры», на каких тектонических структурах
    (платформах и складчатых поясах) будут
    размещаться осадочные, магматические и
    метаморфические полезные ископаемые? (Осадочные
    полезные ископаемые размещаются на
    платформах или равнинах, магматические и
    метаморфические – в складчатых поясах или
    в горах).
  7. Сделайте вывод: повлияло ли строение
    земной коры на размещение полезных
    ископаемых материка? Если повлияло, то
    как?

Вывод: Строение земной
коры повлияло на размещение полезных
ископаемых материка. Осадочные полезные
ископаемые размещаются на платформах,
магматические и метаморфические – в
складчатых поясах.

Общий вывод по теме урока:
Таким образом, установите, существует ли
взаимосвязь между рельефом, полезными
ископаемыми и строением земной коры
материка Северной Америки? (Взаимосвязь
между рельефом, полезными ископаемыми и
строением земной коры материка существует:
в рельефе платформам соответствуют равнины,
складчатым поясам – горы; осадочные (нерудные)
полезные ископаемые размещаются на
равнинах, рудные (магматические и
метаморфические) полезные ископаемые
размещаются в горах).

6. Рельеф и полезные
ископаемые Кемеровской области.

Сообщения учащихся класса по
темам «Рельеф Кемеровской области», «Полезные
ископаемые Кемеровской области» с
использованием электронной физической
карты Кемеровской области.

III. Закрепление материала.

Вопросы викторины:

  1. Каково строение земной коры Северной
    Америки? (В центре – древняя платформа, а
    на западе и востоке материка –
    складчатые пояса).
  2. Назовите самые высокие горы С.Америки? (Кордильеры).
  3. Самая большая по площади равнина
    материка? (Центральные равнины).
  4. Самая высокая точка Кордильер? (г. Мак-Кинли,
    высота 6194 м.).
  5. Назовите низменность Северной Америки,
    названную именем реки? (Миссисипская).
  6. Назовите низменность Северной Америки,
    названную именем залива? (Мексиканская).
  7. Какие горы находятся на западе и востоке
    материка? (На западе – Кордильеры, на
    востоке – Аппалачи).
  8. Повлияло ли строение земной коры на
    размещение рельефа Северной Америки? (Строение
    земной коры повлияло на размещение
    рельефа материка: платформам
    соответствуют равнины, складчатым поясам
    – горы).
  9. Какие полезные ископаемые есть в
    Кемеровской области? (каменный и бурый
    уголь, железные, марганцевые, алюминиевые,
    полиметаллические руды, золото, глина,
    песок, известняк, фосфориты, гранит,
    мрамор, доломиты, цеолиты, кварцит, тальк,
    поделочные камни).

IV. Итог урока:

Сегодня мы познакомились с темой
«Рельеф и полезные ископаемые Северной
Америки» и выявили связь между рельефом,
полезными ископаемыми и внутренним
строением материка. Доказали, что в рельефе
платформам соответствуют равнины, где
размещаются осадочные полезные ископаемые,
а складчатым поясам соответствуют горы, на
которых размещаются рудные полезные
ископаемые.

Выставление оценок учащимся

Игра: Найди ошибку.

  1. Горы Аппалачи – самые высокие горы мира?
  2. Северная Америка – самый холодный
    материк?
  3. В городе Юрге находятся горы Кордильеры?
  4. Аппалачи моложе Кордильер?
  5. Самая большая равнина Северной Америки
    – Мексиканская?
  6. Самая высокая вершина материка С.
    Америка – гора Митчелл?

Выставление оценок учащимся.

V. Домашнее задание: § 40;
нанести на контурную карту полезные
ископаемые Северной Америки.

Источник