Стремление быть полезным отечеству пьера безухова

Стремление быть полезным отечеству пьера безухова thumbnail

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Духовные искания поиски подлинного места в жизни

Духовные искания поиски подлинного места в жизни

Стремление быть полезным отечеству пьера безухова

“Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость” (из письма Толстого от 18 октября 1857 года).

Андрей Болконский ˝Дорога чести˝ I. Первое знакомство. Отношение к светскому обществу Вечер в салоне

Андрей Болконский ˝Дорога чести˝ I. Первое знакомство. Отношение к светскому обществу Вечер в салоне А. П. Шерер. Взаимоотношения с окружающими. Почему он здесь “чужой”? (т. 1. ч. 1. гл. III–IV)

II. Жизненные ошибки - ошибочные мечтания и поступки - кризис • Служба в армии,

II. Жизненные ошибки – ошибочные мечтания и поступки – кризис • Служба в армии, в штабе Кутузова. • • • Отношение к офицерам и офицеров к нему. Тайная мечта о подвиге (т. 1. ч. 1. гл. III, XII). Шенграбен. Зачем князь Андрей идет в армию Багратиона? Цель Шенграбенской битвы. Эпизод на батарее Тушина. Военный совет после битвы. Честный поступок князя Андрея. Ощущение, что “все это не то” (т. 1. ч. 2. гл. XXI). Аустерлиц. Подвиг князя Андрея. Ранение. Встреча с кумиром, Наполеоном. Ощущение ничтожности происходящего (т. 1. ч. 3. гл. XVI–XIX)

III. Духовный кризис • Возвращение после ранения. • Смерть жены. • Разочарование в честолюбивых

III. Духовный кризис • Возвращение после ранения. • Смерть жены. • Разочарование в честолюбивых мечтах. Стремление отойти от общества, ограничившись семейными проблемами (воспитание сына) (т. 2. ч. 2. гл. XI).

IV. Постепенное пробуждение от нравственного кризиса и стремление быть полезным Отечеству. Новое разочарование, кризис

IV. Постепенное пробуждение от нравственного кризиса и стремление быть полезным Отечеству. Новое разочарование, кризис • Прогрессивные преобразования в имениях (т. 2 ч. 3. • • • гл. I). Посещение Отрадного по опекунским делам. Встреча с дубом. Разговор с Пьером на пароме (т. 2 ч. 3. гл. I –III). Участие в законодательной деятельности Сперанского и разочарование в ней (т. 2. ч. 3. гл. IV-VI, XVIII). Любовь к Наташе и разрыв с ней

V. Князь Андрей в период войны 1812 года. Сближение с народом, отказ от честолюбивых

V. Князь Андрей в период войны 1812 года. Сближение с народом, отказ от честолюбивых мечтаний. • Отказ служить при штабе. Отношения с офицерами (т. 3. ч. 1. гл. XI; ч. 2. гл. V, XXV). • Отношение солдат к князю Андрею. О чем говорит тот факт, что его называли “наш князь”. Как Андрей говорит о защите Смоленска? Его рассуждения о французах-захватчиках. Участие в Бородинской битве, ранение (т. 3. ч. 2. гл. IV–V, XIX–XXXVI)

VI. Последние мгновения жизни и смерть Андрея Болконского. Дальнейшая судьба Пьера Безухова • Встреча

VI. Последние мгновения жизни и смерть Андрея Болконского. Дальнейшая судьба Пьера Безухова • Встреча с Анатолем Курагиным в госпитале – прощение. • Встреча с Наташей – прощение. • Смерть. Внутреннее состояние Андрея перед смертью (т. 3. ч. 2. гл. XXXVII; т. 3. ч. 3. гл. XXX–XXXII)

VII. После войны с Наполеоном. (Эпилог). • Сын Андрея Болконского - Николенька. Разговор с

VII. После войны с Наполеоном. (Эпилог). • Сын Андрея Болконского – Николенька. Разговор с Пьером, в котором есть предположение, что Андрей стал бы членом тайного общества. Эпилог. ч. 1. гл. XIII

Пьер Безухов

Пьер Безухов “. . . видите, какой я добрый и славный малый”

I. Первое знакомство. Отношение к светскому обществу • Происхождение. • Вечер у А. П.

I. Первое знакомство. Отношение к светскому обществу • Происхождение. • Вечер у А. П. Шерер. • Отношение к окружающим. • Откуда прибыл? Как ведет себя? (т. 1. ч. 1. гл. II–V)

II. Жизненные ошибки - ошибочные мечтания и поступки - кризис • Кутежи в компании

II. Жизненные ошибки – ошибочные мечтания и поступки – кризис • Кутежи в компании Анатоля Курагина. История с квартальным. Борьба с самим собой, со своими противоречивыми побуждениями (т. 1 ч. 1 гл. VI, ч. 3. гл. I –II. т. 2. ч. 1. гл. IV–VI. ) • Женитьба на Элен Курагиной. Осознание безумия этого шага. Постепенный конфликт со светской средой (т. 2. ч. 2. гл. I)

III. Духовный кризис • Духовный кризис. • На распутье

III. Духовный кризис • Духовный кризис. • На распутье

IV. Постепенное пробуждение от нравственного кризиса и стремление быть полезным Отечеству. Новое разочарование, кризис

IV. Постепенное пробуждение от нравственного кризиса и стремление быть полезным Отечеству. Новое разочарование, кризис • Стремление к нравственному совершенствованию; увлечение масонством. Попытка реорганизовать деятельность масонских лож (т. 2 ч. 2 гл. III, XII, т. 2 ч. 3 гл. VII). • Попытка принести пользу крестьянам; преобразования в деревне (т. 2. ч. 2. гл. X). • Разочарование и в общественных начинаниях, и в личном (т. 2. ч. 5. гл. I)

V. Пьер и война 1812 года. • Пьер и война 1812 года. На Бородинском

V. Пьер и война 1812 года. • Пьер и война 1812 года. На Бородинском поле. Курган Раевского — наблюдение за бойцами. Почему Пьера называют “наш барин”? Роль Бородина в жизни Пьера. • Мысль об убийстве Наполеона. Жизнь в оставленной Москве (т. 3 ч. 1. гл. XXII; ч. 2 гл. XX, XXXI–XXXII; ч. 3 гл. IX, XXVII, XXXIII-XXXV)

VI. Дальнейшая судьба Пьера Безухова • Роль плена в судьбе Пьера. • Знакомство с

VI. Дальнейшая судьба Пьера Безухова • Роль плена в судьбе Пьера. • Знакомство с Платоном Каратаевым (т. 4. ч. 1. гл. X–XIII)

VII. После войны с Наполеоном. (Эпилог). • Роль семьи в жизни Пьера. • Любовь

VII. После войны с Наполеоном. (Эпилог). • Роль семьи в жизни Пьера. • Любовь к Наташе и любовь Наташи • Участие в тайных обществах. Эпилог. ч. 1 гл. V.

Путь любимых героев Толстого - это путь к народу. Только будучи на Бородинском поле

Путь любимых героев Толстого – это путь к народу. Только будучи на Бородинском поле они понимают суть жизни – быть рядом с народом, потому что “нет величия там, где нет простоты, добра и правды”.

Источник

«И все это мое, и все это во мне, и все это я!»
Пьер Безухов (Л.Н.Толстой «Война и мир»)

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» является произведением, в котором можно проследить, как развиваются исторические события. Но не только об истории этот роман. В нем мы видим становление человеческой личности, развитие определенных нравственных качеств героев, создание семейных отношений. Герои не стоят на месте, они движутся, растут духовно, выбирают лучшие пути, ищут правильные решения важных задач. Большой и трудный путь проходят Андрей Болконский и Пьер Безухов. И главным вопросом моего сочинения будут духовные искания Пьера Безухова в романе «Война и мир» Толстого. Писатель неслучайно выбирает именно Пьера, доброго, мягкого, слабого человека. Трудности закаляют душу, и Безухов становится другим человеком, он перерождается.

Портрет Пьера Безухова

«…массивный, толстый молодой человек с стриженною головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке», – таким мы встречаем Пьера на страницах романа. Он очень рассеян, не умеет вести себя в обществе, как ждут от него его представители, не умеет вовремя сесть, встать, уйти, когда нужно, сказать, когда просят. Он ведет себя непосредственно, чем очень сильно раздражает хозяйку салона – Анну Павловну Шерер. Пьер приехал в Петербург незаконнорожденным сыном богатого графа Безухова. Князь Василий Курагин с недовольством отнесся к этому известию, так как сам имел виды на наследство старого графа. После смерти отца Пьер стал владеть всем его состоянием, и он принял это как должное. «Его, как и везде, окружала атмосфера людей, преклонявшихся перед его богатством, и он с привычкой царствования и рассеянной презрительностью обращался с ними», – подчеркивает Толстой.

Идеалы и разочарования Пьера

На протяжении всего романа «Война и мир» искания Пьера Безухова даны Толстым через познание мира, философское его осмысление. Приехав в Петербург, Пьер был убежден в том, что «Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее – и равенство граждан, и свободу слова и печати, – и только потому приобрел власть». Для него наполеоновские идеи были понятны и обоснованы.

После женитьбы на Элен Курагиной, разочаровавшись в любви и доброте помыслов, Пьер признает: «Да я никогда не любил ее. Я знал, что она развратная женщина, но не смел признаться в этом». Дуэль с Долоховым приносит лишь неприятие произошедшего, непонимания смысла жизни. Но Пьер никогда не искал того, кому можно было все рассказать, он «переработывал один в себе свое горе».

Случайно встретив старика-масона, он увлекается этим движением и находит новые идеалы жизни: «Он всей душой желал верить, и верил, и испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни». Когда у него спрашивают, что он считает главным пороком в своей жизни, Пьер не знал, что именно плохо для него: «Вино? Объедение? Праздность? Леность? Горячность? Злоба? Женщины? – перебирал он свои пороки, мысленно взвешивая их и не зная, которому отдать преимущество». Утвердившись в своих помыслах, Пьер знал, что из всех «правил» масонства он «…имел любовь к ближнему и в особенности щедрость». Но вскоре и здесь пришло разочарование.

В разговоре с Андреем Болконским Пьер говорит: «Надо жить, надо любить, надо верить, что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем вечно жить там, во всем (он указал на небо)». Увидев, что русское масонство идет по ложному пути, Безухов выходит из этого круга и едет в Москву.

Его глазам открылась война, как действие, совершенно непредсказуемое и жестокое. Он видит мужиков-ополченцев, которые надели белые рубахи, потому что всегда готовы к смерти. Он слышит грохот пушек, жалеет раненых. К нему приходит мысль: «Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много добра, и как мало мы об этом заботимся!». Война преподносит ему неприкрытые истины, которых он не замечал прежде. Теперь он решает, что должен исправить всю ситуацию, прекратить эту войну, спасти всю Европу. Именно он, а никто другой. «Да, один за всех, я должен совершить или погибнуть!», – говорит себе Пьер и готовится убить Наполеона, как единственного виновника всех бед России. Его задумка, к счастью, не увенчалась успехом. Пьер попадает в плен.

Пьер и Платон Каратаев

Четыре месяца плена дают Пьеру хороший жизненный урок. Он встречает там простого крестьянина – Платона Каратаева, который своим философскими рассуждениям приводит Пьера к другим истинам. Теперь Безухов понимает, что главное – не богатство и успех, признание в обществе, положение, главное – есть, где спать, что надеть, что поесть. И в этом счастье человеческое – просто жить, без всяких условностей и предрассудков, зависимости от денег и знатности. Жить в добре, в гармонии с самим собой. «Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием всего русского, доброго и круглого», – пишет Толстой, подчеркивая отношение Пьера к русскому народу, познание им патриотических чувств.

Пьер Наташа Ростова

Настоящее счастье Пьер Безухов познал с Наташей Ростовой. Влюбился он с первого взгляда, но хранил эту любовь в душе. Пьер искренне желал счастья своему другу Андрею Болконскому, когда тот сделал предложение Ростовой. Любовь Пьера была настоящей. Ее не сломили ни предательство Элен, ни неискренность Анатоля и Долохова, ни война, ни плен. Пьер пронес это чистое чувство через все испытания. И счастье упало ему в руки, когда Наташа Ростова стала его женой. Истинное человеческое счастье теперь для Пьера было дома, каждый день в его жене, в его детях, в его тихом семейном уюте, в его любви. Нравственные искания Пьера Безухова пришли к неугасимой истине: «…Пьер чувствовал радостное, твердое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отраженным в своей жене».

В моем сочинении на тему «Духовные искания Пьера Безухова» можно проследить весь путь становления личности нашего героя. Его сомнения, радости, разочарования, новые идеалы. Толстой показывает, как меняется Пьер. Кого мы встречаем его в начале романа, и с кем расстаемся в конце.

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    

  • Елена Бондарь

    27/31

  • Анна Барунова

    22/31

  • Irina Vainionpaa

    24/31

  • Нұрила Жорабекқызы

    30/31

  • Лиза Бикбаева

    31/31

  • Адель Шафина

    31/31

  • Таня Жога

    29/31

  • Bekzat Zhusupaliev

    27/31

  • Галя Малютина

    27/31

  • Ника Ходоровская

    25/31

Источник

Путь Пьера Безухова – это драматическая история взлетов и падений, обретений и потерь. Однако он является одним из самых продуманных героев. Читатель ощущает невероятную симпатию автора к герою именно за то, что он, не опуская рук, продолжал искать правду, пусть и путем ошибок, терзаний и потерь. Благодаря беспрестанным жизненным исканиям Пьера Безухова в романе «Война и мир» его образ стал одним из ярчайших идеалов мыслящей, развивающейся и совершенствующейся личности в отечественной литературе.

Юный Пьер и общество

Впервые молодой Пьер – внебрачный сын графа Безухова предстает перед читателем в салоне А. П. Шерер. Его открытость и неподдельность сразу бросается в глаза и выделяет на фоне Петербургского общества. «Умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд, отличавший его от всех в этой гостиной…».

Несвойственные столичному обществу открытость и участие Пьера вызывают неодобрение в свете. Однако вскоре умирающий граф признает его законным сыном и оставляет все состояние. Вмиг «…массивный, толстый молодой человек со стриженною головой, в очках…» становится одним из самых завидных женихов.

Вынужденная женитьба

Прибыв в Петербург с заграничной учебы, Пьер не был знаком с жестокими законами высшего света. Он был наивен, добр и страшно богат. Из-за своей доверчивости он стал жертвой интриг князя Курагина – своего дальнего родственника. Князь Василий планировал сам унаследовать графское состояние, но поскольку все досталось Пьеру, он решил не упускать шанс поживиться и хитростью женил родственника на своей дочери Элен.

Однако брак по расчету не принес счастья ни Элен, ни обманутому Пьеру, завершившись изменами, дуэлью и изгнанием неверной жены из дому. Хотя она получила приличное содержание и свободу, что вполне ее удовлетворило.

Несмотря на трагическое завершение семейной жизни, в которой любви не было даже в самом начале, Толстой вводит этот период в жизненный путь Пьера Безухова, как одно из испытаний, способных изменить его, сделать серьезнее, ответственнее, сильнее. Ведь без испытаний невозможно развитие и становление образа. Разочаровавшись в любви и семейной жизни, Пьер начинает искать свое предназначение.

Идейные поиски смысла бытия

Поиск своего предназначения и собственной роли в жизни приводит Пьера к масонству. Открытая и чистая душа Безухова стремится к свету и доброте, ему хочется совершать благие поступки. В идеях братства, равенства, взаимопомощи и самопожертвования, провозглашаемых масонством, он находит себя, как ему казалось, необычайно увлекается данным движением и даже возглавляет его, переехав в Москву.

Под влияние масонства и желанием нести добро, он пытается облегчить участь крепостных и прощает жену, снова сойдясь с ней. Однако, побывав за границей и увидев среди представителей идеализируемого им движения притворство, страсть к наживе и жадность, он снова разочаровывается в своих убеждениях и покидает ряды приверженцев этой организации.

Активная гражданская позиция

С приходом войны беспрестанно разочаровывающийся, но не перестающий искать себя Пьер Безухов начинает все сильнее ощущать активную гражданскую позицию и чувствовать свой долг перед Отечеством. Не будучи военным, как его друг Андрей Болконский, Пьер все же не хочет оставаться в стороне и решает принять активное участие в Бородинском сражении. Он организовывает на свои деньги полк и берет на себя все расходы по его обеспечению.

Упивавшийся ранее политическими взглядами и личностными качествами Наполеона настолько, что сам хотел стать им, нынче Пьер решает максимально послужить своей стране и избавить ее от войны, готовя покушение на бывшего кумира. Однако его замысел провалился, а сам он оказался в плену.

Осознание смысла жизни и обретение счастья и спокойствия

Действительность поражает нервную систему героя, его вера в правду, справедливость и в Бога пошатнулись, но его мировоззрение меняется под влиянием разговора с Платоном Каратаевым. Беседа с солдатом помогла дать ответ на все те вопросы, которые так долго не давали ему покоя. Эта встреча научила героя смотреть на мир проще и сблизила его с народом. Он, наконец, осознал, что счастье и заключается в самой жизни. «Знал не умом, а всем существом своим, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей». Эта истина также является главной мыслью моего сочинения на тему «Жизненные искания Пьера Безухова».

В конце своих духовных и гражданских исканий Пьер разделяет идеи декабристов. Он становится участником тайного общества, чтобы противостоять тем, кто унижает свободу, честь и достоинство людей.

В прологе герой, история которого в романе «Война и мир» отмечена долгим путем разочарований, поиска и тревог, наслаждается тихим семейным счастьем в роли мужа Наташи Ростовой и отца четырех детей. Этот путь исканий, предначертанный герою автором, сумел привести его к обретению гармонии.

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    

  • Елена Бондарь

    27/31

  • Анна Барунова

    22/31

  • Irina Vainionpaa

    24/31

  • Нұрила Жорабекқызы

    30/31

  • Лиза Бикбаева

    31/31

  • Адель Шафина

    31/31

  • Таня Жога

    29/31

  • Bekzat Zhusupaliev

    27/31

  • Галя Малютина

    27/31

  • Ника Ходоровская

    25/31

Источник

Пьера Безухова считают главным героем романа «Война и мир». Своей неудовлетворенностью окружающей действительностью, разочарованием в свете, поисками смысла жизни он напоминает нам традиционного для русской литературы «героя своего времени». Однако роман Толстого уже выходит за рамки литературной традиции. Герой Толстого преодолевает «трагедию лишнего человека», обретает смысл жизни и личное счастье.

Мы знакомимся с Пьером уже с первых страниц романа и сразу же отмечаем непохожесть его на окружающих. Внешность графа Безухова, его поведение, манеры — все это «не вписывается» в авторское изображение светской «публики». Пьер — большой, толстый, неловкий молодой человек, в котором есть что-то от ребенка. Эта детскость заметна уже в самом портрете героя. Так улыбка Пьера отличалась от улыбок других людей, «сливающихся с неулыбкой». «У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое — детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения».

Пьер неловок и рассеян, он не обладает светскими манерами, «не умеет войти в салон» и еще менее умеет «из него выйти». Открытость, эмоциональность, робость и естественность отличают его от безразлично-самоуверенных салонных аристократов. «Ты один живой человек среди всего нашего света», — говорит ему князь Андрей.

Пьер застенчив, по-детски доверчив и бесхитростен, подвержен чужим влияниям. Отсюда его кутежи, «гусарство» в компании Долохова и Анатоля Курагина, женитьба на Элен. Как замечает Н. К. Гудзий, по отсутствию внутренней собранности и сильной воли, по беспорядочности своих увлечений характер Пьера в известной степени противопоставлен характеру Андрея Болконского. Пьеру не свойствен рационализм и постоянный самоанализ, в натуре его присутствует чувственность.

Однако образ жизни Пьера здесь обусловлен не только его личностными качествами. Буйные кутежи в компании «золотой молодежи» — это и неосознанный протест его «против низменной скуки окружавшей действительности, трата сил, которые не к чему… приложить»;

Следующий этап нравственных исканий Пьера — это увлечение масонством. В этом учении героя привлекает определенная свобода, масонство в глазах его — «учение христианства, освободившегося от государственных и религиозных оков», братство людей, способных поддерживать друг друга «на пути добродетели». Пьеру кажется, что это возможность «достижения совершенства», исправления человеческих и общественных пороков. Идеи «братства вольных каменщиков» кажутся герою снизошедшим на него откровением.

Однако Толстой подчеркивает ошибочность взглядов Пьера. Ни одно из положений масонского учения не реализуется в жизни героя. Пытаясь исправить несовершенство общественных отношений, Безухов пробует изменить положение своих крестьян. Он строит в своих деревнях больницы, школы, приюты, пытается облегчить положение крепостных. И ему кажется, что он достигает ощутимых результатов: благодарные крестьяне торжественно встречают его хлебом-солью. Однако все это «народное благоденствие» иллюзорно — это не что иное, как спектакль, устроенный главноуправляющим по случаю приезда барина. Главноуправляющий Пьера считает все затеи барина чудачеством, нелепой блажью. И поступает по-своему, сохраняя в имениях Безухова прежние порядки.

Столь же бесплодной оказывается и идея личностного самосовершенствования. Несмотря на то, что Пьер искренне стремится к искоренению личных пороков, жизнь его идет по-прежнему, «с теми же увлечениями и распущенностью», он не может удержаться от «увеселений холостых обществ», хотя и считает их «безнравственными и унизительными».

Несостоятельность масонского учения обнажается Толстым и в изображении поведения «братьев», посещающих ложу. Пьер отмечает, что большинство членов ложи в жизни являются «слабыми и ничтожными людьми», многие становятся масонами «из-за возможности сближения с богатыми, знатными, влиятельными особами», других интересует лишь внешняя, обрядовая сторона учения.

Возвратившись из-за границы, Пьер предлагает «братьям» свою программу общественно-полезной деятельности. Однако масоны не принимают предложений Пьера. И он окончательно разочаровывается в «братстве вольных каменщиков».

Порвав с масонами, герой переживает глубокий внутренний кризис, душевную катастрофу. Он разуверяется в самой возможности общественно-полезной деятельности. Внешне Пьер возвращается к прежним занятиям: бенефисы, дурные картины, статуи, благотворительные общества, цыгане, кутежи — ничто не получает отказа. Его уже не посещают, как прежде, минуты отчаяния, хандры, отвращения к жизни, но «та же болезнь, выражавшаяся прежде резкими припадками», теперь «вогнана внутрь» и ни на мгновение не покидает его. Начинается тот период жизни Безухова, когда он постепенно начинает превращаться в обычного «отставного добродушно-доживающего свой век в Москве камергера, каких были сотни».

Здесь в романе возникает мотив разочарованного героя, «лишнего человека», мотив Обломова. Однако у Толстого мотив этот обретает совершенно иное звучание, нежели у Пушкина или Гончарова. Человек у Толстого живет в великую, небывалую для России эпоху, которая «преображает разочарованных героев», выявляя в их душах все лучшее и подлинное, пробуждая к жизни богатый внутренний потенциал. Героическая эпоха «великодушна, щедра, широка», она «приобщает, очищает, поднимает всех, кто… способен откликнуться на ее величие…».

И действительно, 1812 год многое меняет в жизни героя. Это период восстановления душевной целостности, приобщения Пьера к «общему», утверждения в душе его «чувства целесообразности бытия». Большую роль здесь сыграло посещение Пьером батареи Раевского во время Бородинской битвы и пребывание его во французском плену.

Находясь на Бородинском поле, среди бесконечного грохота пушек, дыма снарядов, визга пуль, герой испытывает чувство ужаса, смертельного страха. Солдаты же кажутся ему сильными и мужественными, в них нет страха, боязни за свою жизнь. Сам патриотизм этих людей, казалось бы, неосознанный, идет из самой сути натуры, поведение их просто и естественно. И Пьеру хочется стать «просто солдатом», освободиться от «бремени внешнего человека», от всего искусственного, наносного. Впервые столкнувшись с народной средой, он остро чувствует фальшь и ничтожество мира светскоусловного, чувствует ошибочность своих прежних взглядов и жизненных установок.

Возвратившись в Москву, Пьер проникается идеей убить Наполеона. Однако намерению его не дано осуществиться — вместо грандиозного «картинного убийства французского императора» он совершает простой, человеческий подвиг, спасая на пожаре ребенка и защищая красавицу-армянку от французских солдат. В самом этом противопоставлении замыслов и реальности угадывается излюбленная мысль Толстого о «внешних формах» подлинного героизма.

Характерно, что именно за этот подвиг Безухов и попадает в плен к французам, хотя официально его обвиняют в поджоге. Изображая события в данном аспекте, Толстой выражает свое отношение к ним. «Наполеоновская армия совершает бесчеловечное дело несправедливой войны; поэтому она лишает человека свободы только за то, что человек совершает человеческое дело», — пишет В. Ермилов.

И для Пьера наступают тяжелые дни плена, когда он вынужден терпеть насмешки окружающих, допросы французских офицеров, жестокость военного суда. Он чувствует себя «ничтожной щепкой, попавшей в колеса неизвестной ему машины». Этот заведенный французами порядок убивает, уничтожает, лишает его жизни, «со всеми его воспоминаниями, стремлениями, надеждами, мыслями».

Встреча с Платоном Каратаевым помогает Пьеру выжить, обрести новый взгляд на мир и на самого себя. Главное для Каратаева — благообразие, принятие жизни такой, как она есть. На всякий жизненный случай у него имеется поговорка, в движениях его Пьеру чудится что-то «успокоительное и круглое». С. Г. Бочаров замечает, что в идее круга есть определенная двойственность: с одной стороны, это «эстетическая фигура, с которой связано искони представление о достигнутом совершенстве», с другой стороны — идея «круга противоречит фаустовскому бесконечному стремлению вдаль, исканиям цели, противоречит пути как той линии, по которой движутся герои Толстого».

Однако Пьер приходит к нравственному удовлетворению именно через «каратаевскую закругленность». «Он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования» — но все эти искания обманули его. Пьеру нужно было пройти через ужас смерти, через лишения, через то, что он понял в Каратаеве, чтобы прийти к согласию с самим собой. Научившись ценить простые обыденные вещи: хорошую пищу, чистоту, свежий воздух, свободу, красоту природы — Пьер испытывает доселе неизведанное чувство радости и крепости жизни, чувство готовности на все, нравственной собранности, внутренней свободы.

Чувства эти порождены в герое принятием «каратаевской философии». Думается, это было необходимо Пьеру в данный период, в нем говорил инстинкт самосохранения, причем не столько физического, сколько инстинкт самосохранения духовного. Жизнь порой сама подсказывает «выход», а благодарное подсознание принимает его, помогая человеку выжить в невозможной для него ситуации.

Французский плен и стал для Пьера такой «невозможной ситуацией». В душе его как будто выдернули «пружину, на которой все держалось». «В нем… уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога… Прежде, когда на Пьера находили такого рода сомнения, — сомнения эти имели источником собственную вину. И в самой глубине души Пьер тогда чувствовал, что от того отчаяния и тех сомнений было спасение в самом себе. Но теперь он чувствовал, что не его вина была причиной того, что мир завалился в его глазах… Он чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь — не в его власти». Эти чувства для Безухова равносильны самоубийству. Именно поэтому он проникается философией Платона Каратаева.

Однако потом герой отходит от нее. И причина этого — в определенной двойственности, даже противоречивости этой философии. Единение с окружающими, ощущение себя частицей бытия, мира, чувство соборности — положительные черты «каратаевщины». Оборотная же сторона ее — это некая отстраненность, безразличие к человеку и миру. Платон Каратаев ко всем окружающим относится одинаково ровно и ласково, не имея при этом никаких привязанностей, любви, дружбы. «Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему, …ни на минуту не огорчился бы разлукой С ним».

Как замечает С. Г. Бочаров, внутренняя свобода Пьера — это свобода не только от обстоятельств, но и от нормальных человеческих чувств, свобода от мыслей, привычного самоанализа, от поисков цели и смысла жизни. Однако такого рода свобода противоположна самой натуре Пьера, душевному складу его. Поэтому герой расстается с этим чувством уже тогда, когда оживает его прежняя любовь к Наташе.

В конце романа Пьер обретает личное счастье в браке с Наташей Ростовой. Однако будучи счастлив в семье, он по-прежнему деятелен и активен. Мы видим его «одним из главных основателей» декабристских обществ. И путь исканий начинается снова: «Ему казалось в эту минуту, что он был призван дать новое направление всему русскому обществу и всему миру».

Пьер Безухов — один из любимых героев Толстого, он близок писателю своей искренностью, беспокойной, ищущей душой, критическим отношением к обыденности, стремлением к нравственному идеалу. Путь его — это вечное постижение истины и утверждение ее в мире.

Источник