Стоимостная оценка месторождений полезных ископаемых и участков недр
Стоимость месторождений полезных
ископаемых – не просто статистический
показатель богатства государства.
Стоимостная оценка является важнейшим
элементом в реализации имущественных
прав государства и повышении эффективности
отечественного недропользования. В
определении объекта оценки мнения
несколько расходятся, однако логика
подсказывает, что в качестве объекта
оценки должны выступать месторождения
полезных ископаемых или участки недр
с запасами, учтенными Государственным
балансом в составе нераспределенного
фонда недр, а также месторождения
полезных ископаемых или участки недр,
запасы которых установлены на промежуточных
стадиях геолого-разведочных работ.
Стоимостная оценка
(а точнее система геолого-экономической
и стоимостной оценки) является
экономической основой решения таких
задач, как определение стартовых размеров
разовых платежей за пользование недрами
при подготовке условий конкурсов и
аукционов, обоснование направления
бюджетных средств на подготовку МСБ,
разработка дифференцированной рентной
системы налогообложения при добыче
полезных ископаемых, обоснование
экономической эффективности целевых
программ и комплексных инвестиционных
проектов развития МСБ, классификация
запасов полезных ископаемых по
экономической эффективности.
Стоимостная оценка
выполнятся в условиях существенной
неопределенности в отличие от современных
детальных ТЭО (горные проекты, банковские
ТЭО), где геологические, горно-технические,
технологические и другие условия
отработки детально изучены, запасы
подготовлены к промышленному освоению,
а инвестиционные, эксплуатационные и
другие расходы определяются прямым
счетом с погрешностью не более ±10 %.
В то же время,
несмотря на высокую актуальность и
значимость стоимостной оценки при
решении указанных задач, ее внедрение
в практику сдерживается нерешенностью
ряда проблем как организационного, так
и методического характера.
Методические
проблемы:
отсутствует официально утвержденная
методическая база стоимостной оценки
месторождений полезных ископаемых.
Разработка проектов таких методик
ведется специалистами ведущих
научно-исследовательских институтов
под руководством департамента по
геологии Минприроды РБ, однако на
настоящий момент ни один из них,
естественно, официально не утвержден.
Организационные
проблемы:
отсутствует система организации
геолого-экономической и стоимостной
оценки, включая механизм ее внедрения
в существующую структуру управления
фондом недр; нет официально утвержденных
нормативных документов, регламентирующих
организационные вопросы проведения
геолого-экономической и стоимостной
оценки и использования ее результатов
при решении конкретных задач.
Программно-информационные
проблемы:
отсутствуют официально рекомендованные
программные средства для проведения
расчетов геолого-экономической и
стоимостной оценки и необходимое
информационное обеспечение.
Существует два
возможных варианта организации выполнения
стоимостной оценки:
в государственной
системе недропользования
и силами подрядных
организаций (оценочных компаний).
Одним
из достоинств первого варианта является
возможность выполнять оценку оперативно
и на постоянной основе, осуществлять
последующий мониторинг. Достоинством
второго варианта является то, что
стоимость, определенная оценщиком,
деятельность которого регулируется
републиканаким законодательством,
имеет доказательное значение и может
быть оспорена только в суде. Это придает
оценке определенную надежность и
неоспоримость в рамках административных
взаимодействий.
Целесообразно
сочетание обоих вариантов, когда
стоимостная оценка мелких и средних
месторождений и участков недр выполняется
государственной службой, а для стоимостной
оценки крупных и уникальных месторождений
и участков недр привлекаются оценочные
компании. Такой порядок предусмотрен,
в частности, при определении стартовых
размеров разовых платежей за пользование
недрами.
Согласно общим
методическим подходам определяются:
цель, объекты, подходы и методы оценки,
требования к проведению оценки,
последовательность ее проведения,
содержание отчета по оценке.
Стоимостная оценка
объекта – процесс определения его
стоимости. При определении стоимости
объекта оценки, как правило, используется
доходный подход, реализуемый для
обоснования направления бюджетных
средств на подготовку МСБ добывающей
промышленности, классификации запасов
и ресурсов полезных ископаемых по
экономической значимости, разработки
дифференцированной рентной системы
налогообложения при добыче полезных
ископаемых, обоснования экономической
эффективности целевых программ и
комплексных инвестиционных проектов
развития МСБ. При определении стоимости
объектов с целью установления стартовых
размеров разовых платежей за пользование
недрами при подготовке условий конкурсов
и аукционов могут использоваться и
доходный, и сравнительный подходы.
Стоимостная оценка
месторождений полезных ископаемых или
участков недр выполняется, как правило,
доходным методом, при котором величина
стоимости запасов выражается чистым
дисконтированным доходом (ЧДД) за весь
срок строительства горного предприятия
и разработки месторождения с учетом
всех установленных налогов и платежей
при ставке дисконта, учитывающей
“надбавку за риск”.
При
доходном подходе
в качестве основного метода для
определения стоимости объекта оценки
используется метод дисконтированных
денежных потоков, в соответствии с
которым измерителем прогнозируемых
доходов от эксплуатации объекта выступают
денежные потоки, включающие все связанные
с эксплуатацией объекта поступления и
расходы за расчетный период.
В целом при
проведении стоимостной оценки учитываются
все основные факторы, оказывающие
влияние на ее результаты:
геолого-технологические параметры
объектов, экономико-географические
параметры территории, условия рынка,
недропользования и налогообложения,
степень изученности объектов и
соответствующие ей стадии их освоения,
неопределенность геолого-технологических
параметров объектов и их уточнение в
процессе разведки и разработки, а также
возможность изменения законодательства
или конъюнктуры цен на рынке сырья.
Расчетный период
должен охватывать все этапы изучения
и освоения объекта оценки, включая
процесс ликвидации. Результирующие
показатели стоимостной оценки определяются
за рентабельный срок эксплуатации
объекта оценки (период времени от начала
расчетного периода до момента, начиная
с которого текущий чистый доход принимает
только отрицательные значения). В
качестве шага расчета в пределах
расчетного периода целесообразно
принять один год. При проведении оценки
рекомендуется применение коммерческой
нормы дисконта с учетом риска. В
большинстве случаев экономические
расчеты проводятся в текущих ценах (без
учета инфляции).
Последовательность
проведения геолого-экономической и
стоимостной оценки включает следующие
этапы:
прогноз показателей
процесса подготовки запасов промышленных
категорий;
прогноз
технологических показателей добычи
полезных ископаемых;
прогноз
капитальных и текущих расходов на
подготовку запасов, добычу и транспортировку
полезных ископаемых, ликвидацию промысла
и рекультивацию земель;
прогноз стоимости
объектов (ЧДД).
Порядок
расчета показателей стоимостной оценки
месторождения включает определение
годовой стоимости товарной продукции,
облагаемой налогом прибыли, налога на
прибыль, чистого потока реальных (чистой
прибыли), чистой дисконтированной
стоимости потока реальных денег, индекса
рентабельности инвестиций, внутреннюю
норму рентабельности и срока окупаемости
капиталовложений.
Абсолютная
величина чистой дисконтированной
стоимости потока реальных денег зависит
не только от количества произведенной
товарной продукции, затрат на ее
производство, налогов и платежей,
взимаемых в бюджет, но и от предельной
ставки, или ставки дисконта, которая
выбирается в зависимости от риска
освоения месторождения.
Необходимой
частью стоимостной оценки является
анализ рисков при освоении объектов.
Риски обусловлены главным образом
неопределенностью геолого-промысловых
параметров объектов (исходные оценки
величины запасов и ресурсов, начальные
дебиты нефтяных скважин, состав нефти,
коэффициенты фильтрационного
сопротивления, определяющие дебиты
газовых скважин, и т.д.) и экономических
параметров их освоения (цены на продукцию,
удельные затраты, условия налогообложения
и др.). Одним из способов учета фактора
риска является увеличение безрисковой
ставки дисконтирования путем введения
поправки за риск, значение которой
определяется экспертно и зависит от
степени изученности объекта, сложности
его геологического строения, освоенности
региона, стабильности рыночной ситуации
и др.
При
сравнительном подходе
стоимость объекта
оценки определяется на основании разовых
платежей за пользование недрами по уже
утвержденным результатам аукционов
(конкурсов) на право пользования
объектами, выбранными в качестве аналогов
объекта оценки, после внесения к этим
платежам поправок, компенсирующих
отличия между сравниваемыми объектами.
Детально процедура проведения стоимостной
оценки с использованием сравнительного
подхода с целью установления стартовых
размеров разовых платежей за пользование
недрами при подготовке условий конкурсов
и аукционов регламентируется
вышеупомянутыми целевыми Методическими
рекомендациям.
: ; ; ; . .
, , .
, , , , ; 1; ; – .
. . , .
; , ; ; .
, 100 . 2030 . , (, , ..).
, , , .. , , ( ), , .
, , ” “. . S2
,2 ; SUS2 ; .
. l- Sl 2 (/ = 1,2,…, L)
Sl.1 l- ; kt l– .
:
l- .
. 3.15.
3.15. .
0,5 | |
0,7 | |
0,5 | |
0,5 | |
0,9 | |
0,5 | |
– | 0,5 |
0,7 |
” ” 600 . , 800 . : 140 /, 340 /, 160 /. . , . 3.15.
1. Sx 2
:
2. %, 2
:
3. S3 2.
:
4. :
(cash flow) . , , . , . ; ; ; , . CF . 3.7.
. 3.7. (cash lnflow) (cash outflow)
, , (). , 1 .
1 ()
1 ; , ; ZM 1 ( ); 1 ; , .
:
() () , .
λ0 (), ; μ , %; , . /.
δκ , %.
NPV , :
Җ ; t ; PRt t- ; ; Z, t- .
, (1), (Zp).
NPV
Z0 .
, , , , . NPV’
PRy ; tra ; tb ; Zy .
– , 10 . 12 .;
10 . : 16 .; 14 . . 3.8. 10%.
. 3.8. –
NPV (1), Zp (. 3.16).
3.16. NPV –
, / | , / | CFt, / | (1 + )1 | CFf (1+ !)-‘, / | |
1 | 16 | -16 | 1 | -16,00 | |
2 | 14 | -14 | 0,91 | -12,74 | |
3 | 5 | 5 | 0,83 | 4,15 | |
4 | 7 | 6 | 0,75 | 4,50 | |
5 | 8 | 8 | 0,68 | 5,44 | |
6 | 8 | 8 | 0,62 | 4,96 | |
7 | 8 | 8 | 0,56 | 4,48 | |
8 | 8 | 8 | 0,51 | 4,08 | |
9 | 8 | 8 | 0,46 | 3,68 | |
10 | 6 | 6 | 0,42 | 2,52 | |
11 | 5 | 5 | 0,38 | 1,90 | |
12 | 3 | 3 | 0,35 | 1,05 | |
NPV | 14,02 |
. , ,
, ,
– :
, . 3.17.
3.17.
, . . | 1 485 432 |
(), / | 248,4 |
: , . , |
|
, / | 2,40 |
, . . | 115 740 |
, . . | 1800 |
, | 142,5 |
, . . | 674 820 |
, | 22 |
( ), . . | 188 |
0,04 |
(V) 22 (70 0,04. , . LIBOR.
674 820 + 115 740 + 1800 + 188 = 792 548 . . :
. .
, , , , , , .
, . , ( ), .
, , .. .
. , , , , , . :
V ; I ; ; Vro ; ; . (/-KKVro) , , , . , ( ), ( ) . (). , 4396 , 11,4 /, 9,7 /.
:
, 17,943 . 0,11 ( 8% 3%).
, , 17,943 0,11 = 1,973 .
, ( ), (1-), 7,473 1,973 = 5,499 .
, 8%.
20 .
, , , , .
, .
. , .
. , . : , , , .