Срок полезного использования здания после реконструкции

Срок полезного использования здания после реконструкции thumbnail

В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 17.09.02 г. № А11-1806/2002-К2-Е-871 указано, что оборудование отдельного входа не является реконструкцией даже несмотря на то, что в договоре эти работы указаны как реконструкция. Свое решение арбитры объяснили тем, что в результате этих работ не произошло изменение основных технико-экономических показателей объекта.

В постановлении ФАС Московского округа от 16.01.03 г. № КА-А40/8739-02 определено, что в результате произведенной замены напольного покрытия и оконных блоков, монтажа навесного потолка, окраски помещений, оклейки обоями стен и установки гипсокартонных перегородок не произошло улучшение ранее принятых нормативных показателей функционирования здания (срок полезного использования и т.д.) и изменение его технико-экономических показателей (качество и площадь помещений, вместимость и т.д.). Учитывая это, суд пришел к выводу, что такие работы носят ремонтный характер, затраты по которым подлежат включению в состав прочих расходов.

В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 1.11.04 г. № А56-20543/04 установлено, что, поскольку налоговая инспекция не представила доказательств, что наружная и внутренняя отделка автозаправочных станций, навеса, резервуара для хранения нефтепродуктов и внутриплощадочные работы повысили и улучшили показатели объекта, изменили его качественные характеристики, данные работы носили ремонтный характер.

После проведения реконструкции необходимо внести в государственный реестр сведения об изменениях, произведенных в ходе реконструкции объекта недвижимости. Это предусмотрено п.67 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.98 г. № 219. К таким изменениям, в частности, можно отнести уменьшение или увеличение площади объекта, увеличение этажности, возведение пристроек к зданиям либо частичную или полную разборку существующих, улучшение архитектурной выразительности зданий, реконструкцию инженерных сетей и др. Перечень изменений является открытым. Но это не означает, что объект должен регистрироваться заново. В реестре производится лишь запись об изменении его характеристик. Поэтому при реконструкции объекта недвижимости следует вносить сведения, только если произошло изменение тех показателей, которые были первоначально указаны при регистрации.

Подача документов на государственную регистрацию подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию прав с их перечнем, а также с указанием даты их представления. Для целей налогового учета при необходимости регистрации права собственности затраты на реконструкцию можно включить в стоимость помещения только после того, как организация подаст документы на государственную регистрацию (п. 8 ст. 258 НК РФ).

Произведя реконструкцию объекта ОС, предприятие сталкивается с проблемой пересчета амортизационных отчислений. Порядок расчета амортизационных отчислений по реконструированному объекту указан в п. 60 Методических указаний: годовая сумма амортизационных отчислений определяется из расчета остаточной стоимости с учетом реконструкции и нового срока полезного использования (если он изменился). Об этом говорится и в письме Минфина России от 23.06.04 г. № 07-02-14/144. НК РФ особого порядка расчета амортизационных отчислений после реконструкции не предусматривает. Поэтому следует руководствоваться обычным порядком, т.е. исходить из первоначальной стоимости и срока полезного использования ОС.

Источник

Из письма в редакцию:

“При начислении амортизации в процессе эксплуатации основных средств в 2014 г. у организации возникли следующие ситуации.

Ситуация 1. На балансе организации числятся 2 здания 1969 г. постройки:

– амортизация одного здания была завершена в 2012 г.;

– амортизация второго здания не завершена. Срок полезного использования установлен равным нормативному и составляет 50 лет, фактический срок эксплуатации – 45 лет. Соответственно остаточный срок полезного использования в 2014 г. со-ставил 5 лет.

В мае 2014 г. завершена реконструкция этих 2 зданий, существенно улучшившая их техническое состояние и функциональные характеристики.

Ситуация 2. На балансе организации также числится здание 1990 г. постройки. Срок полезного использования установлен равным нормативному – 50 лет. Реконструкция здания завершена в марте 2014 г. Срок полезного использования после проведения реконструкции не пересматривался.

Возникли следующие вопросы относительно установления и пересмотра сроков амортизации указанных строений:

1. Существуют ли ограничения по установлению максимального и минимального срока полезного использования после завершения реконструкции полностью самортизированного здания?

2. Возможно ли при пересмотре срока полезного использования после завершения реконструкции выйти за пределы диапазона срока полезного использования, установленного в приложении 3 к Инструкции № 37/18/6*?
___________________________
* Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденная постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6).
 

Например, можно ли в ситуации 1 установить остаточный срок полезного использования второго здания равным 30 годам, если фактически общий срок полезного использования составит 75 лет (45 + 30) и выйдет за пределы диапазона срока полезного использования (при нормативном сроке службы 50 лет срок полезного использования составит от 40 до 60 лет)?

3. Если после реконструкции здания срок полезного использования не пересматривался (не продлялся), имеет ли право организация пересмотреть срок полезного использования с 1 января 2015 г. в сторону уменьшения с учетом того, что по зданию ранее была проведена реконструкция?

Галина Сергеевна, бухгалтер”

Каковы условия определения срока полезного использования

Нормативный срок службы объектов основных средств, в т.ч. ранее находившихся в эксплуатации, определяется при приобретении каждым балансодержателем или собственником с даты принятия их к бухгалтерскому учету при вводе в эксплуатацию в годах (соответствующем им количестве месяцев) (п. 18 Инструкции № 37/18/6).

По объектам, ранее находившимся в эксплуатации, комиссия организации по проведению амортизационной политики (далее – комиссия организации) вправе:

– определить нормативные сроки службы вдвое ниже соответствующих значений, приведенных в классификации амортизируемых основных средств, но не ниже чем до 3 лет – по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам и 2 лет – по другим объектам основных средств;

– если срок фактического использования объекта на дату приобретения, перехода к использованию нормативных сроков службы, установленных постановлением Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161, окажется равным или более соответствующего значения, приведенного в классификации амортизируемых основных средств, определить в целях амортизации уплаченной стоимости приобретенного объекта основных средств нормативный срок службы самостоятельно с учетом технического состояния объекта, требований техники безопасности и других факторов на срок не менее 1 года (п. 18 Инструкции № 37/18/6).

Напомню, что срок полезного использования – ожидаемый или расчетный период эксплуатации основных средств и нематериальных активов в процессе предпринимательской деятельности (п. 19 Инструкции № 37/18/6).

Срок полезного использования устанавливают в годах (соответствующем им количестве месяцев) в пределах между нижней и верхней границами диапазонов (с точностью до 2 знаков после запятой) по группам амортизируемых объектов основных средств и нематериальных активов согласно приложению 3 к Инструкции № 37/18/6.

При этом предусмотрено общее требование по установлению срока полезного использования: нижняя граница диапазона срока полезного использования не может быть менее 1 года (п. 21 Инструкции № 37/18/6).

Исключением из этого требования является случай возобновления начисления амортизации по ранее самортизированным объектам основных средств после завершения по ним модернизации, реконструкции, дооборудования, достройки, проведенного технического диагностирования и освидетельствования, по которым срок полезного использования определяет комиссия организации с учетом технического состояния объекта, требований техники безопасности и других факторов.

Комиссия организации вправе производить пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств с обязательным отражением в учетной политике возможности их пересмотра с начала отчетного года, а также в случаях завершения модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки, проведенного технического диагностирования и освидетельствования, оформленных в качестве капитальных вложений актами сдачи-приемки выполненных работ, в случаях проведения переоценки с привлечением оценщика, в случаях, перечисленных в пп. 25, 45 и 46 Инструкции № 37/18/6 (п. 24 Инструкции № 37/18/6).

С учетом данных норм рассмотрим подходы к установлению и пересмотру сроков полезного использования в указанных ситуациях.

Как определить срок полезного использования после реконструкции полностью самортизированного объекта

В случае модернизации, реконструкции, дооборудования, достройки амортизируемая стоимость подлежит изменению: она увеличивается на сумму соответствующих затрат (п. 9 Инструкции № 37/18/6).

Таким образом, после проведенной реконструкции здание уже имеет остаточную (недоамортизированную) стоимость, которая должна амортизироваться в общеустановленном порядке. Начисление амортизации должно быть возобновлено с месяца, следующего за месяцем завершения реконструкции и вводом объекта в эксплуатацию.

При этом комиссия организации определяет остаточный срок полезного использования объекта. В данном случае она самостоятельно устанавливает период предполагаемой эксплуатации объекта основных средств после реконструкции. Отмечу, что Инструкция № 37/18/6 не предусматривает каких-либо ограничений при установлении срока полезного использования ранее самортизированного здания после его реконструкции.

Комиссия организации вправе выбрать любой период амортизации остаточной стоимости. Такой срок может быть установлен на период и менее 1 года (например, несколько месяцев).

Справочно: нижняя граница диапазона не может быть менее 1 года, за исключением случая возобновления начисления амортизации по ранее самортизированным объектам основных средств после завершения по ним модернизации, реконструкции, дооборудования, достройки, проведенного технического диагностирования и освидетельствования, по которым срок полезного использования определяется комиссией организации с учетом технического состояния объекта, требований техники безопасности и других факторов (п. 21 Инструкции № 37/18/6).

Маскимальная (верхняя) граница срока полезного использования после реконструкции полностью самортизированного объекта основных средств не регламентрирована. В Вашем случае можно рекомендовать при установлении срока полезного использования все же оставаться в пределах верхней границы диапазона срока полезного использования для нового аналогичного здания (при нормативном сроке службы 50 лет такой максимальный срок полезного использования составит 60 лет). Объясняется это тем, что улучшение характеристик здания в результате его реконструкции вряд ли может позволить продлить срок его эксплуатации более, чем по новому аналогичному объекту.

Необходимым условием является лишь то, что срок полезного использования должен быть обоснованным и учитывать техническое состояние объекта, период возможного безопасного его использования, другие факторы, влияющие на возможности использования объекта в организации. Такое заключение может быть сделано только с учетом мнения представителей технических служб, входящих в состав комиссии организации.

Пересмотр срока полезного использования после завершения реконструкции

Если амортизация объекта не завершена, то после проведения реконструкции комиссия организации вправе произвести пересмотр сроков полезного использования объекта (п. 24 Инструкции № 37/18/6).

Следует отметить, что Инструкция № 37/18/6 не оговаривает порядок пересмотра срока полезного использования после проведения реконструкции и необходимость соблюдения диапазонов срока полезного использования при таком пересмотре.

В данном случае целесообразно учитывать то, что проведение реконструкции основных средств предполагает повышение технического уровня объектов, получение более высоких качественных и количественных показателей их использования (приложение 5 к Инструкции № 37/18/6). Это может привести к увеличению периода возможной эксплуатации объекта в организации, т.е. срока полезного использования.

С учетом возможного улучшения качественных характеристик объекта после проведения реконструкции остаточный срок полезного использования может быть увеличен по решению комиссии организации с учетом возможного (более длительного) периода дальнейшей эксплуатации объекта. При этом общий срок полезного использования может выйти за пределы диапазонов, установленных в приложении 3 к Инструкции № 37/18/6.

В рассматриваемой ситуации правомерно установить остаточный срок полезного использования равным 30 годам, если такой срок по мнению комиссии организации будет соответствовать техническому состоянию объекта, периоду возможного безопасного его использования. Указанный пересмотр правомерен в рамках законодательства, несмотря на то что общий срок полезного использования составит 75 лет и выйдет за пределы границ диапазона срока полезного использования.

Пересмотр срока полезного использования с начала года

Замечу, что пересмотр срока полезного использования после проведенной реконструкции является правом, а не обязанностью организации (п. 24 Инструкции № 37/18/6). Соответственно в ситуации 2 организация имеет право не пересматривать срок полезного использования после завершения реконструкции в марте 2014 г.

Пунктом 24 Инструкции № 37/18/6 также установлено право организации осуществить пересмотр срока полезного использования с начала отчетного года. Данным правом организация может воспользоваться независимо от ранее проведенных работ по реконструкции здания и ее результатов. Пересмотр сроков полезного использования с начала года может быть проведен как в сторону увеличения, так и в сторону сокращения. Ограничений в данном случае Инструкция № 37/18/6 не содержит.

Таким образом, независимо от того, что по зданию были проведены работы по реконструкции (завершены в марте 2014 г.), организация будет иметь право пересмотра срока полезного использования с 1 января 2015 г., в т.ч. в сторону уменьшения.

Искренне Ваша, Ольга Павловна

Источник

В соответствии с пунктом 14 ПБУ 6/01 изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они были приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств. Согласно пункту 20 ПБУ 6/01 в случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств, после проведенной реконструкции или модернизации, организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту.

То же можно сказать и о налоговом учете. Согласно пункту 2 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) изменение первоначальной стоимости основного средства допускается при их реконструкции, модернизации, достройки, дооборудовании, техническом перевооружении и по иным аналогичным основаниям.

Обратите внимание!

Федеральным законом №58-ФЗ внесены изменения в пункт 1 статьи 257 НК РФ. С 1 января 2006 года при определении первоначальной стоимости основных средств и амортизируемых нематериальных активов в их стоимости не учитываются суммы НДС и акцизов, кроме случаев предусмотренных НК РФ.

При этом, к работам по достройке, дооборудованию и модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения объектов амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками, другими новыми качествами.

К реконструкции относится переустройство объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства, осуществляемого по проекту реконструкции основных средств, целью которой является увеличение производственных мощностей, улучшение качества и изменение номенклатуры продукции.

Техническое перевооружение включает в себя комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

Помимо изменения первоначальной стоимости основных средств, в результате вышеперечисленных мероприятий в соответствии с пунктом 1 статьи 258 НК РФ может увеличиться и срок полезного использования основных средств. В этом случае, возникает проблема с определением суммы амортизационных отчислений по этому объекту. Хотя законодательством, в частности НК РФ, не предусмотрено особого порядка определения нормы амортизации и начисления амортизационных отчислений по тем основным средствам, у которых увеличилась первоначальная стоимость или срок полезного использования, мы считаем, что если произведенная реконструкция или модернизация основного средства привела к изменению его первоначальной стоимости и срока полезного использования, необходимо рассчитать новую норму амортизационных отчислений, исходя из оставшегося срока полезного использования, поскольку прежнюю норму предприятие применять не должно, так как в этом случае можно либо недоначислить, либо излишне начислить амортизацию.

Рассмотрим, как изменится начисление амортизации, если увеличится первоначальная стоимость основного средства и срок его полезного использования. Если первоначальная стоимость объекта в бухгалтерском и налоговом учете равна и организацией установлен одинаковый срок полезного использования и метод начисления амортизации, этот порядок будет справедлив и для налогового учета.

Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика и определяется этот срок с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением №1. Данная классификация определяет минимальные и максимальные сроки полезного использования объектов и не предусматривает возможности перевода основного средства из одной амортизационной группы в другую. Если организацией был установлен максимальный срок полезного использования по конкретному основномусредству, то увеличения срока после произведенной реконструкции или модернизации производить не следует. Если в результате реконструкции или модернизации объекта срок полезного использования не увеличился, то при исчислении амортизации следует учитывать оставшийся срок полезного использования.

Пример.

Организацией приобретено основное средство первоначальной стоимостью 210 000 рублей (без НДС), относящееся к 6 амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 10 до 15 лет включительно (свыше 120 до 180 месяцев). Установлен максимальный срок полезного использования – 180 месяцев. Через 130 месяцев эксплуатации основное средство было модернизировано, в результате чего увеличилась его стоимость на 40 000 рублей и срок полезного использования на 3 года (36 месяцев). Амортизация начисляется линейным способом.

Предположим, что модернизация основного средства была произведена в течение 20 дней, поэтому по данному основному средству начисление амортизации не приостанавливалось.

Первоначальная стоимость основных средств, после проведения модернизации, увеличится на сумму произведенных расходов и составит 250 000 рублей (210 000 рублей + 40 000 рублей). Так как организацией изначально установлен максимальный срок полезного использования (180 месяцев), срок полезного использования объекта основных средств не может быть изменен.

Если бы организацией изначально был определен срок полезного использования меньший, чем предельный срок, например 160 месяцев, то организация могла бы увеличить срок полезного использования в пределах указанной группы. Фактическое изменение срока полезного использования 36 месяцев, предельное изменение составит 20 месяцев (180 месяцев – 160 месяцев). Оставшийся срок полезного использования 50 месяцев (160 месяцев – 130 месяцев + 20 месяцев).

Теперь необходимо определить сумму амортизационных отчислений по объекту основных средств после изменения срока его полезного использования и первоначальной стоимости.

При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации, в отношении объекта амортизируемого имущества, определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта. Норма амортизации определяется по формуле:

К = [1/n] х 100%,

где К – норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;

n – срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.

После увеличения стоимости основного средства рассчитывать амортизационные отчисления по норме, определенной на дату принятия объекта к учету, предприятие не может, так как в этом случае либо не будет списана вся стоимость основного средства через амортизационные отчисления, либо будет начислена излишняя амортизация.

Воспользуемся условиями примера и определим норму амортизационных отчислений исходя из предельного срока полезного использования основного средства – 180 месяцев и его первоначальной стоимости.

Норма амортизационных отчислений

1 / 180 месяцев х 100% = 0,56%;

Сумма амортизационных отчислений за 1 месяц

210 000 рублей х 0,56% = 1 176 рублей;

Сумма амортизационных отчислений за 130 месяцев

1 176 рублей х 130 месяцев = 152 880 рублей;

Сумма амортизации за оставшиеся 50 месяцев срока полезного использования, начисленная после увеличения стоимости основного средства:

250 000 рублей х 0,56% х 50 месяцев = 70 000 рублей;

Общая сумма начисленной амортизации

152 880 рублей + 70 000 рублей = 222 880 рублей;

При использовании этого метода предприятие не спишет стоимость объекта полностью (250 000 рублей – 222 880 рублей = 27 120 рублей), что не верно.

Рассмотрим ситуацию, когда меняется срок полезного использования основного средства, и рассчитаем норму амортизационных отчислений исходя из установленного срока полезного использования объекта – 160 месяцев.

Норма амортизационных отчислений

1 / 160 месяцев х 100% = 0,63%;

Сумма амортизационных отчислений за 1 месяц

210 000 рублей х 0,63% = 1 323 рубля;

Сумма амортизационных отчислений за 130 месяцев.

1 323 рубля х 130 месяцев = 171 990 рублей;

Сумма амортизационных отчислений за оставшиеся 50 месяцев, начисленная после увеличения стоимости основного средства по норме 0,63%

250 000 рублей х 0,63% х 50 месяцев = 78 750 рублей;

Общая сумма начисленной амортизации

171 990 рублей + 78 750 рублей = 250 740 рублей;

Если предприятие будет использовать этот метод, то начисленная сумма амортизационных отчислений превысит первоначальную стоимость объекта основных средств на 740 рублей (250 740 рублей – 250 000 рублей).

Полученные неточности в расчете амортизационных отчислений происходят из-за того, что норма амортизационных отчислений в части увеличения стоимости основного средства (40 000 рублей) должна определяться не из расчета 180 месяцев и 160 месяцев, а из расчета оставшегося срока полезного использования – 50 месяцев. Поскольку предприятие не имеет права рассчитывать амортизацию отдельно по первоначальной стоимости объекта и сумме увеличения первоначальной стоимости основного средства, будет логично рассчитывать норму амортизации исходя из остаточной стоимости объекта на 1-ое число месяца, следующего за месяцем окончания модернизации, и нормы амортизации, определенной исходя из оставшегося срока полезного использования основного средства.

Используя данные нашего примера, рассчитаем норму амортизационных отчислений и сумму амортизации после изменения стоимости объекта основных средств:

Норма амортизационных отчислений

1 / 50 месяцев х 100% = 2,00%;

Остаточная стоимость объекта основных средств на 1-ое число месяца, следующего за месяцем окончания модернизации

250 000 рублей – 152 880 рублей = 97 120 рублей;

Сумма амортизации за 1 месяц

97 120 рублей х 2,00% = 1942,40 рубля;

Сумма амортизационных отчислений за 50 месяцев

1942,40 рубля х 50 месяцев = 97 120 рублей;

Общая сумма амортизационных отчислений за период эксплуатации объекта основных средств

152 880 рублей + 97 120 рублей = 250 000 рублей;

Теперь рассчитаем норму амортизационных отчислений и сумму амортизации после изменения стоимости объекта основных средств и срока его полезного использования:

Норма амортизационных отчислений

1 / 50 месяцев х 100% = 2,00%;

Сумма амортизации за 1 месяц

(250 000 рублей – 171 990 рублей) х 2,00% = 1 560,20 рубля;

Сумма амортизационных отчислений за 50 месяцев

1 560,20 рубля х 50 месяцев = 78 010 рублей;

Общая сумма амортизационных отчислений за период эксплуатации объекта основных средств

171 990 рублей + 78 010 рублей = 250 000 рублей.

Окончание примера.

Обратите внимание!

Федеральный закон №58-ФЗ дополнил пункт 1 статьи 258 НК РФ. С 1 января 2006 года определен порядок амортизации капитальных вложений в арендованное имущество:

«Капитальные вложения в арендованные объекты основных средств, указанные в абзаце первом пункта 1 статьи 256 настоящей главы, амортизируются в следующем порядке:

капитальные вложения, стоимость которых возмещается арендатору арендодателем, амортизируются арендодателем в порядке, установленном настоящей главой;

капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств в соответствии с Классификацией основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации».

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей учета основных средств, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Основные средства».

Источник