Срок полезного использования спортивного инвентаря бюджетных учреждений

Срок полезного использования спортивного инвентаря бюджетных учреждений thumbnail

Спортивный инвентарь обычно закупается бюджетными учреждениями. Он нужен для подготовки спортсменов, проведения мероприятий. В статье 348.10 ТК РФ указано, что именно работодатель должен финансировать закупку оборудования. В пункте 4.1 Рекомендаций по спортивной инфраструктуре, установленных Приказом Министерства спорта №977 от 14 сентября 2010 года, указано, что спортивные объекты должны быть оснащены соответствующим оборудованием. То есть иногда закупка инвентаря – это не желание, а необходимость.

Какие существуют особенности бухгалтерского учета и налогообложения при прокате или аренде спортивного инвентаря?

Нюансы приобретения спортивного оборудования

Размещение заказа на покупку оборудования может выполняться такими способами:

  • Организация конкурса или аукциона.
  • Без торгов.

Соответствующие варианты перечислены в ФЗ №94 «О размещении заказов» от 21 июля 2005 года.

Можно ли в целях налога на прибыль учесть расходы на приобретение спортивного инвентаря для работников?

К какой категории относится спортивный инвентарь

В пункте 38 Инструкции №157н, установленной Приказом №157н от 1 декабря 2010 года, указано, когда предметы относятся к основным средствам. К ОС предметы относятся при наличии этих условий:

  • Срок полезной эксплуатации больше 12 месяцев.
  • Назначаются для многократной работы.
  • Назначаются для исполнения работ или выполнения полномочий.

Как учитывать основные средства для целей налога на прибыль?

Практически все единицы спортивного оборудования отвечают этим условиям. Они эксплуатируются в течение длительного времени.

Бухгалтеру также нужно учитывать положения Классификатора (ОК 013-93), установленного Постановлением №359 от 26 декабря 1994 года. В рамках Классификатора спортивное оборудование входит в раздел «Инвентарь». Код инвентаря –163693000.

ВАЖНО! К ОС нельзя отнести оборудование со сроком эксплуатации меньше 12 месяцев, которое находится в пути или входит в структуру незавершенных вложений. При этом не учитывается стоимость инвентаря.

ВНИМАНИЕ! Если срок эксплуатации составляет меньше 12 месяцев, предметы относятся к запасам. Но это исключительные случаи. Обычно инвентарь относится именно к ОС. Учет осуществляется соответствующим образом.

Поступление спортивного оборудования

В пункте 46 Инструкции №157н указано, что каждому объекту должен быть присвоен индивидуальный номер. Исключение – объекты стоимостью до 3 000 рублей. Номер используется в маркировке. Он обозначается финансово ответственным специалистом. Номер сохраняется за объектом на протяжении всего периода эксплуатации. Если оборудование выбыло, то номер, ранее ему присвоенный, не может применяться в дальнейшем.

ВНИМАНИЕ! Инвентарный номер используется для маркировки. То есть он наносится на сам объект. Если это невозможно, то номер будет использоваться только в целях бухучета. Он должен быть отражен в регистрах бухучета.

Документальное сопровождение и формирование начальной стоимости

Принятие к учету поступившего оборудования подтверждается этими бумагами:

  • Акт о приеме-передаче ОС.
  • Акт, относящийся к группам ОС.

Спортивное оборудование считается нефинансовым активом. Поэтому оно принимается к учету структурами, на основании пунктов 22 и 23 Инструкции №157н, по начальной стоимости. Начальная стоимость – это сумма реальных вкладов в приобретение с учетом НДС.

При определении начальной стоимости учитываются эти расходы:

  • Деньги, выплачиваемые по соглашению с поставщиком.
  • Деньги, уплачиваемые за создание оборудования на основании соглашения о подряде.
  • Плата за консультацию, сопровождающую покупку инвентаря.
  • Сборы за регистрацию, пошлины и прочие обязательные платежи.
  • Вознаграждение посреднику, который помогал купить инвентарь.
  • Расходы по транспортировке оборудования до места его эксплуатации.
  • Прочие расходы, связанные с покупкой.

Соответствующие положения содержатся в пункте 47 Инструкции №157н.

Предоставление в эксплуатацию

В пункте 10 Инструкции №183н и пункте 8 Инструкции №162н указано, что оборудование предоставляется в эксплуатацию на базе документов. Это следующие бумаги:

  • Стоимость инвентаря до 3 000 рублей – ведомость выдачи ценностей для нужд субъекта.
  • Стоимость от 3 000 рублей – требование-накладная.

Перемещение инвентаря внутри учреждения выполняется на базе накладной.

Списание оборудования с учета

Выбытие осуществляется на базе решения комиссии. Подтверждается первичной документацией. В частности, это акт о списании объекта ОС.

Инвентарь до утверждения актов не может разбираться и демонтироваться. Выбытие фиксируется в бухучете по завершении всех процедур по демонтажу. Вместе со списанием объекта с балансового учета списываются и амортизационные отчисления.

Особенности начисления амортизации

В пункте 85 Инструкции №157н указано, что расчет годовой амортизации выполняется субъектом, учитывающим спортивный инвентарь. Амортизация будет начисляться каждый месяц на протяжении всего года. Начисление ее не останавливается. Исключение – консервация инвентаря на срок более 3 месяцев.

Амортизация на основании пункта 92 Инструкции №157н будет начисляться в этом порядке:

  • Стоимость больше 40 000 рублей – на основании норм амортизации, которые были установлены учреждением.
  • Стоимость больше 3 000 рублей – амортизация не начисляется.
  • Стоимость 3 000-40 000 рублей – 100% от балансовой стоимости при направлении инвентаря в эксплуатацию.

Срок полезной эксплуатации оборудования устанавливается по максимальному сроку для конкретной амортизационной категории. Срок использования спортивного оборудования составляет 3 года.

Бухучет

Спортивное оборудование учитывается следующим образом:

  • Казенное учреждение. Для учета используется счет 010136000 (пункт 5 Инструкции №162н). Амортизация будет учитываться на счете 010436000.
  • Бюджетное учреждение. Для учета используется счет 010126000. Амортизация будет учитываться на счете 010426000.

В приказе Минспорттуризма №1436 от 28 декабря 2010 года указано, что спортивное оборудование будет относиться к особо ценным объектам в том случае, если его балансовая стоимость составляет больше 200 000 рублей.

Используемые проводки

В бюджетных образовательных учреждениях используются эти проводки:

  • ДТ410631310 КТ430231730. Поступление инвентаря.
  • ДТ410631310 КТ430226730. Фиксация трат по сборке оборудования.
  • ДТ430226830 КТ420111610. Оплата услуг по сборке объектов.
  • ДТ430231830 КТ420111610. Расчет с поставщиком, который занимался поставкой инвентаря.
  • ДТ410136310 КТ410631310. Принятие к учету оборудования.
  • ДТ440120271 КТ410436410. Начисление амортизации.

Инвентарь закупается не только бюджетным учреждением. Коммерческая фирма, к примеру, может покупать спортивное оборудование для последующего предоставления его в прокат. В этом случае оно также входит в состав ОС в статусе доходных вкладов в материальные ценности. Используемые проводки будут следующими:

  • ДТ08/4 КТ60. Принятие к учету оборудования, купленного под прокат.
  • ДТ03 КТ08/4. Оборудование введено в работу.
  • ДТ20 КТ02. Начисление амортизации.

Первичкой будут являться отгрузочные документы, различные акты. Данные по записям и первичке должны совпадать. Нужно это для успешного прохождения проверок и для предупреждения путаницы.

Источник

Специальные устройства, приспособления и предметы, необходимые для занятий различными видами спорта, используются во многих госучреждениях от футбольных, хоккейных и прочих клубов, стадионов, училищ олимпийского резерва до школ, детских садов, санаториев и др.

Мы рассказываем о том, как правильно организовать учет спортивного инвентаря в бюджетном учреждении в 2020 году, основываясь на действующем законодательстве в сфере закупок, бухучета, налогообложения.

Как имущество поступает в учреждение

Основные источники поступления спортивного оборудования и инвентаря в госучреждения:

  • закупки за счет выделенных ЛБО, субсидий, полученных грантов и собственных средств от приносящей доход деятельности;
  • безвозмездное получение от организаций различных форм собственности и физлиц;
  • покупка за наличный расчет через подотчетных лиц.

Основной нормативный акт, регламентирующий организацию закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд – закон 44-ФЗ. Он обязателен для:

  • казенных учреждений;
  • бюджетных учреждений (за исключением закупок за счет грантов, пожертвований, собственных средств);
  • автономных учреждений только в части расходования субсидий, выделенных для осуществления капвложений в объекты госсобственности (ст.78.2 БК РФ).

Закон 44-ФЗ предусматривает различные формы проведения закупок:

  • конкурсы;
  • аукционы;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений;
  • приобретение у единственного поставщика.

В 44-ФЗ разрешено приобретать спортивный инвентарь, оборудование и экипировку путем запроса предложений сборным командам РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта. Физкультурно-спортивные организации могут осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 600 тыс. руб., соблюдая ограничения в отношении годового объема подобных закупок. В остальном для приобретения товаров спортивного назначения нужно руководствоваться общими правилами. Следует помнить, что к покупкам за наличные тоже предъявляются требования, установленные в законе 44-ФЗ.

Есть учреждения, которые сдают в прокат посетителям спортивный инвентарь. Например, в парках люди могут взять на час-другой ролики, велосипеды или скутеры. Если есть пруд — покататься на лодке или каноэ. А санатории, которые находятся у моря, сдают пляжные шезлонги и зонтики. Как такую деятельность предусмотреть в уставе, какие документы нужны бухгалтерии и как вести учет, читайте далее.

Какие нормы соблюдать

На основании федерального закона о физкультуре и спорте в РФ № 329-ФЗ разработаны стандарты спортивной подготовки по различным видам спорта. В этих документах содержатся перечни необходимых спортивного инвентаря и экипировки. Их следует использовать специализированным учреждениям для планирования закупок. Перечень оборудования, необходимого для общеобразовательных организаций, содержится в подразделе 6 приказа Минобрнауки РФ от 30.03.2016 года № 336.

Нормы оснащенности инвентарем и оборудованием спортивных сооружений массового пользования утверждены приказом Госкомспорта от 26.05.2003 года № 345. Обеспечивать учащихся спортивных школ одеждой, обувью и индивидуальным инвентарем следует по нормам, утвержденным в приказе Госкомспорта от 03.03.2004 года № 190/л.

Куда отнести спортинвентарь: к основным средствам или матзапасам

Спортивный инвентарь может быть отнесен к одной из категорий нефинансовых активов: ОС или МЗ. Учитывая положения Инструкции 157н и федерального стандарта «Основные средства», в качестве ОС следует принимать к учету объекты:

  • предназначенные для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование;
  • имеющие срок полезного использования свыше 12 месяцев;
  •  не предназначенные для последующей перепродажи;
  • способные приносить организации экономические выгоды или полезный потенциал в будущем.

Если поступивший в организацию объект НФА не соответствует хотя бы одному критерию, признавать его в учете в качестве ОС нельзя.

Срок полезного использования спортивного инвентаря бюджетных учреждений

На основании Инструкции 157н и федерального стандарта «Запасы» к материальным запасам относятся:

  • предметы со сроком полезного использования менее 12 месяцев;
  • готовая продукция;
  • товары, предназначенные для продажи.

В п. 99 Инструкции 157н перечислены виды нефинансовых активов, которые относятся к категории МЗ, независимо от стоимости и срока использования. В этот перечень входят предметы, предназначенные для выдачи напрокат. Если бюджетное учреждение выдает напрокат лыжи, коньки, сноуборды и другой инвентарь, их следует признавать в бухучете в качестве материальных запасов.

КОСГУ 310 или 340 — как выбрать?

Какими документами оформить ОС

Основанием для постановки на учет спортивного инвентаря являются полученные от поставщика (в том числе и по договору дарения) счет-фактура, товарная накладная, универсальный передаточный документ и заполненный учреждением приходный ордер ф.0504207, бланк которого утвержден в приказе Минфина 52н.

В Приказе Минфина 52н содержатся и другие бланки документов, которые могут быть использованы при поступлении ОС:

  • акт приема-передачи ф.0504101, который не должен использоваться при покупке, продаже и безвозмездном получении ОС, однако, приказ 52н разрешает применять этот акт, оговорив это в Учетной политике;
  • акт приемки ф.0504220, составляющийся в случае обнаружения расхождений фактического количества МЦ с данными поставщика или возникновения претензий к качеству поставленных ОС.

Последние изменения в 52н

Дальнейшее движение основных средств в бюджетном учреждении оформляется следующими документами:

  • карточка ф.0504031 для индивидуального учета объекта ОС;
  • карточка ф.0504032 для группового учета;
  • акт ф.0504103 для оформления передачи ОС на ремонт, реконструкцию, модернизацию и получения обратно;
  • акт ф.0504104 для списания объектов ОС;
  • накладная ф.0504102 для внутреннего перемещения ОС между подразделениями и материально ответственными лицами.

Как учитывать в составе ОС: пример учета в бюджетном учреждении

Признание в бухгалтерском учете спортивного инвентаря в бюджетных учреждениях в 2020 году следует выполнять на основании федерального стандарта «Основные средства», инструкций Минфина 157н и 174н. Единицей учета является инвентарный объект. Каждому ОС присваивается инвентарный номер, который остается за ним на весь период нахождения в учреждении. Объект следует учитывать, как конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных функций, со всеми приспособлениями и принадлежностями. Первоначальная стоимость ОС, помимо цены приобретения, может включать в себя дополнительные затраты, связанные с покупкой, доставкой, установкой и пр. Стоимость формируется на счете 010601000.

Пример. Школа олимпийского резерва приобрела тренажер для общефизической подготовки стоимостью 315000 руб. Установкой и монтажом занималась специализированная организация, которая выполнила работу за 12700 руб. Тренажер предполагается использовать в деятельности, не облагаемой НДС. В соответствии с ОКОФ тренажер для общефизической подготовки (код 330.32.30.15) относится к категории «Машины и оборудование». В таблице приведены бухгалтерские проводки, отражающие поступление ОС.

Д-т

К-т

Сумма

Примечание

010631310

03023173х

315000

отражены затраты на покупку ОС

010631310

03022673х

12700

отражены затраты на установку

010134310

010631310

327700

сформирована балансовая стоимость тренажера

Примеры проводок для казенных и автономных учреждений

Какими документами оформить МЗ

Принимать к учету материальные запасы следует на основании документов, поступивших от поставщика, и приходного ордера ф.0504207. Если фактическое количество не соответствует указанному в сопроводительных документах или возникли претензии к качеству товара, нужно составить акт ф.0504220. Внутреннее перемещение МЗ между подразделениями и подотчетными лицами оформляется требованием-накладной ф.0504204. Списание МЗ можно выполнить на основании следующих документов:

  • ф.0504230 – акт о списании материальных запасов;
  • ф.0504143 – акт о списании мягкого инвентаря;
  • ф.0504210 – ведомость выдачи МЦ на нужды учреждения.

Инвентарь, выданный сотрудникам в пользование и списанный с баланса, нужно учитывать на забалансовом счете 27.

Ребята забывают в школе свои вещи, например лыжи, коньки, лыжные ботинки. Чтобы при инвентаризации учреждение не обвинили в неучтенном имуществе, его нужно отразить в учете. Бывает, что забытые вещи впоследствии дарят учреждению. На каком счете отразить имущество, какие оформить документы, вы узнаете из статьи.

Как учитывать в составе МЗ: пример учета в бюджетном учреждении

Учет спортивного инвентаря, относящегося к категории МЗ, в бюджетных учреждениях ведется на основании инструкций Минфина 174н, 157н и федерального стандарта «Запасы». МЗ в учреждении могут учитываться в номенклатурных единицах либо в партиях, состоящих из однородных предметов. Если к учету принимаются МЗ со сроком службы свыше 12 месяцев (например, объекты, предназначенные для выдачи напрокат), комиссия по поступлению и выбытию НФА должна установить срок их полезного использования. В первоначальную стоимость МЗ включаются затраты, связанные с покупкой, доставкой и подготовкой к использованию.

Пример. Общеобразовательная школа приобрела 10 ракеток для настольного тенниса по цене 850 руб. за единицу. За доставку ракеток транспортная компания выставила счет на 1200 руб. В таблице приведены бухгалтерские проводки, отражающие поступление МЗ.

Д-т

К-т

Сумма

Примечание

010634346

03023473х

8500

отражены затраты на покупку ракеток

010634346

03022273х

1200

отражены затраты на доставку

010536346

010634346

9700

сформирована балансовая стоимость (1 ракетка – 970 руб.).

Примеры проводок для казенных и автономных учреждений

Как оформить выбытие инвентаря и оборудования

Решение о прекращении признания в бухучете спортивного инвентаря и оборудования принимает комиссия по поступлению и выбытию НФА. Возможные причины списания:

  • физический или моральный износ;
  • передача в пользование сотрудникам учреждения;
  • безвозмездная передача организациям госсектора;
  • недостача, порча или хищение.

Для каждого случая списания должны быть подготовлены документы-основания: заключение комиссии о невозможности дальнейшего использования, договор дарения, справка из полиции о результатах расследования по факту хищения и пр. Если списанные МЦ должны быть утилизированы, до момента утилизации их следует учитывать на забалансовом счете 02.

Налог на прибыль

Бюджетное учреждение, оказывающее платные услуги, должно отразить поступление спортивного инвентаря в налоговом учете. Оборудование стоимостью 100000 руб. и выше со сроком полезного использования более 12 месяцев нужно отнести к категории ОС. Начисленная амортизация ежемесячно будет включаться в состав расходов и уменьшать облагаемую базу. Сумму, выплаченную за инвентарь стоимостью до 100000 руб., можно учесть в расходах единовременно. Облагаемая база уменьшится в момент передачи в эксплуатацию (если применяется метод начислений) или в момент перечисления оплаты поставщику (если применяется кассовый метод).

НДС

Бюджетное учреждение, выполняющее только операции, не облагаемые НДС, или освобожденное от обязанностей налогоплательщика, должно включать предъявленный поставщиком налог в первоначальную стоимость ОС и МЗ. Если спортивный инвентарь используется в облагаемых операциях, нужно принять к вычету входной НДС.

Источник