Срок полезного использования основных средств автомобильного
Если транспорт компания признает основным средством, то автоматически появляется обязанность по ежемесячному начислению амортизацию.
Для правильного расчета амортизационных отчислений автомобилей необходимо знать срок полезного использования.
Порядок определения СПИ в бухгалтерском и налоговом учете отличается.
Рекомендуем: Онлайн калькулятор расчета амортизации автомобиля. Онлайн калькулятор стоимости 1 км пробега.
Является ли транспорт основным средством?
Автомобили можно отнести к основным средствам как в бухгалтерском, так и налоговом учете.
Правила отнесения к объектам ОС в бухучете прописаны в п.4 ПБУ 6/01:
- Область использования – управленческая, производство, оказание услуг, выполнение работ, сдача в аренду (не предназначен для перепродажи).
- Срок эксплуатации – не менее 12-ти месяцев.
- Получение дохода посредством данного объекта в будущем.
Условия отнесения к основным средствам в налоговом учете указаны в п.1 ст.257 НК РФ:
- Применение для производства или продажи продукции, выполнения работ, услуг, управления.
- Первоначальная стоимость от 100 000 руб.
Если автомобиль подходит под указанные условия, то его можно принять к учету как объект основных средств.
Нужно ли устанавливать СПИ для расчета амортизации транспортных средств?
Если автомобиль принят на учет как основное средство, то организация обязана установить для него амортизационную группу в налоговом учете, в соответствии с которой будет определен срок полезного использования в целях налогообложения.
Также СПИ нужно установить и для отнесения стоимости авто в расходы в бухгалтерском учете.
Весь срок службы организация начисляет по автомобилю амортизацию до достижения полного физического износа или до момента выбытия, списания объекта.
Как определить в бухгалтерском учете?
Бухгалтерское законодательство не содержит четких ограничений по длительности срока полезного использования.
П.20 ПБУ 6/01 поясняет, на какие факторы следует обращать внимание при определении периода службы.
При этом не содержится запрета руководствоваться в данном вопросе Классификатором, установленным в налоговым целях.
То есть при желании компания вправе в бухучете для автомобиля установить тот же СПИ, что и в налоговых целях по Классификации основных средств.
В то же время можно установить и иной срок, целесообразный для конкретного транспортного средства, при этом следует учесть:
- сферу применения автомобиля;
- планируемое время эксплуатации;
- влияющие факторы – климатические условия, где будет использован автомобиль, территориальные особенности, характеристики места эксплуатации — городская черта или сельская местность, частота использования, порядок проведения техобслуживания и ремонта, а также ряд других влияющих обстоятельств;
- существующие ограничения – например, срок лизинга или аренды.
Как узнать в налоговом учете по Классификатору?
Срок полезного использования в целях налогообложения определяется по Классификации утвержденной Постановлением Правительства РФ №1 от 01.01.2002 в ред. от 07.07.2016.
Данная Классификация предусматривает 10 амортизационных групп с различными сроками службы.
Транспортное средство в зависимости от его типа, области применения, размера, мощности можно отнести к группе со второй по пятую.
При этом срок службы в зависимости от амортизационной группы может варьироваться от 2 до 9 лет.
Данные о сроках полезного использования для различных видов движимого имущества представлены в таблице.
Таблица:
Группа амортизации по Классификатору | Срок полезного использования, л. | Тип автотранспорта |
2 | 2-3 |
|
3 | 3-5 |
|
4 | 5-7 |
|
5 | 7-9 |
|
Легковой авто
Для автомобилей легкового класса срок полезного использования отличается в зависимости от размера машины:
- от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – большого и высшего класса с объемом двигателя от 3.5 литра;
- от 5 до 7 лет (61 – 86) – автомобили малого класса, предназначенные для инвалидов;
- от 3 до 5 лет (37 – 62) – прочие легковые машины.
Чтобы определить правильный срок полезного использования, нужно узнать объем двигателя у легкового автомобиля, далее выяснить амортизационную группу (3 или 5, для инвалидов – 4), после этого выбрать из предложенного диапазона подходящий СПИ.
Пример
Автомобиль Мерседес Бенц 350 R350 CDI 4Matic с мощностью двигателя 224 л.с. можно отнести к 3 амортизационной группе в качестве легковой машины среднего класса с объемом двигателя до 3.5 л (ОКОФ 310.29.10.2).
Для него можно выбрать в качестве срока службы любое количество месяцев из диапазона от 85 до 108.
Автобус
Для автобусов срок использования отличается в зависимости от длины, области применения (городской, междугородний):
- от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – прочие автобусные поезда длиной от 16.5 до 24 м ;
- от 5 до 7 лет (61 – 86) – городские автобусные поезда от 16.5 до 24 м прочие средние и большие автобусы (до 12 м), а также дальнего следования;
- от 3 до 5 лет (37 – 62) – городские и прочие автобусы малого типа до 7.5 м.
То есть, чтобы правильно определить СПИ, нужно знать габариты автобуса (его длину), а также область его применения.
Пример
ПАЗ 32053 с бензиновым двигателем применяется для пассажирских перевозок в черте города, имеет длину 6,925 м.
Такой автобус можно отнести к 3 амортизационной группы как городской малого типа длиной до 7.5 м (ОКОФ 310.29.10.30.111).
Срок полезного использования можно выбрать из промежутка от 37 до 62 месяцев включительно.
Грузовая машина
Для правильного определения периода службы грузовиков нужно смотреть на максимальную допустимую массу по техническому паспорту, область эксплуатации:
- от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – грузовики с дизельным и и бензиновым двигателем с массой от 3.5 до 12 т и свыше 12 т;
- от 5 до 7 лет (61 – 86) – грузовые авто общего назначения (сюда входят бортовые грузовики, тягачи, самосвалы, фургоны);
- от 3 до 5 лет (37 – 62) – небольшие грузовики с максимально возможной массой до 3.5 т.
Примеры
- КамАЗ 6520 – это большегруз самосвал, который можно отнести к 4 амортизационной группе (ОКОФ 310.29.10.4). СПИ может быть от 61 до 86 месяцев включительно.
- Грузовая газель ГАЗ-33023, работающая на бензине, предназначенная для перевозки грузов, грузоподъемностью 1 т – включается в 3 группу амортизацию как грузовой автомобиль с бензиновым двигателем до 3.5 т (ОКОФ 310.29.10.42.111), СПИ от 37 до 62 месяцев включительно.
- Прицеп – как грузовой, так и легковой можно включить в 5 группу (ОКОФ 310.29.20.23).
Спецтехника
В зависимости от своего предназначения специальные машины могут быть отнесены к 3, 4 или 5 группе амортизации.
Соответственно, для них может быть установлен срок использования:
- от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – тягачи седельные; автогидроподъемники, мусоровозы;
- от 5 до 7 лет (61 – 86) – автокатафалки, бензовозы, лесовозы, ТС для коммунального и дорожного хозяйства, ТС аварийно-спасательных службы и полиции, ТС для перевозки газа до 1.8Мпа, нефтепродуктов;
- от 3 до 5 лет (37 – 62) – прочие спецмашины.
Полезное видео
Как определяется срок полезного использования для нового автомобиля и средства бывшего в эксплуатации (подержанного), подробно рассказано в данном видео:
Выводы
Организации обязаны принимать транспортные средства в качестве амортизируемого имущества и определять по нему срок полезного использования.
В течение этого срока компания начисляет ежемесячно амортизацию.
В налоговом учете срок можно установить в годах или месяцах в зависимости от амортизационной группы по Классификации основных средств.
В бухгалтерском учете можно выбрать тот же СПИ, что и для налогообложения, либо самостоятельно определить нужную длительность в зависимости от планируемых условий эксплуатации.
Источник
Добавить в «Нужное»
Актуально на: 28 августа 2020 г.
В зависимости от срока полезного использования (СПИ) амортизируемое имущество (основные средства и нематериальные активы) распределяется по амортизационным группам (п. 1 ст. 258 НК РФ). К каким амортизационным группам относятся автотранспортные средства, расскажем в нашей консультации.
Как определить амортизационную группу автомобиля?
Амортизационные группы основных средств, в т.ч. автотранспорта, определяются в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства от 01.01.2002 № 1). В этой Классификации объекты основных средств распределены по амортизационным группам с I по X. В I амортизационную группу попадают основные средства с СПИ свыше 1 года до 2 лет включительно, а в X – основные средства, чей СПИ свыше 30 лет.
Амортизационные группы автотранспортных средств
Автотранспортные средства в соответствии с Классификацией основных средств отнесены к III-V амортизационным группам. Напомним, что СПИ для них устанавливается следующий:
- III – свыше 3 до 5 лет включительно;
- IV — свыше 5 до 7 лет включительно;
- V — свыше 7 до 10 лет включительно.
Приведем примеры автотранспортных средств, отнесенных к указанным группам:
Амортизационная группа | Наименование автотранспортного средства |
---|---|
III | Автомобили легковые (с рабочим объемом двигателя не более 3,5л); Автобусы особо малые и малые длиной до 7,5м включительно; Автомобили грузовые с дизельным или бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5т |
IV | Автомобили легковые малого класса для инвалидов; Автобусы городские особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24м включительно; Автобусы дальнего следования; Автобусы средние и большие длиной до 12м включительно; Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы); Автокатафалки; Автобетоновозы; Автолесовозы; Средства транспортные для коммунального хозяйства и содержания дорог |
V | Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5л) и высшего класса; Автобусы прочие особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24м включительно; Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5т; Автомобили-тягачи седельные; Автогидроподъемники; Мусоровозы |
Если автотранспортное средство попадает в одну из указанных групп, то организация определяет СПИ в пределах срока, предусмотренного для соответствующей группы. Например, для легкового автомобиля с рабочим объемом двигателя свыше 3,5л СПИ может быть установлен от 85 месяцев до 120 месяцев включительно.
А, к примеру, по крану автомобильному амортизационная группа какая?
В ОКОФ автокран расположен в разделе «Транспортные средства» с кодом 310.29.10.51. По налоговой Классификации средства автотранспортные специального назначения с кодом по ОКОФ 310.29.10.5 отнесены к IV и V амортизационным группам. Поэтому организация может самостоятельно отнести автокран к любой из указанных групп. Обращаем внимание, что кроме автокранов Классификация содержит упоминание и иных кранов, не отнесенных к транспортным средствам. Так, краны грузоподъемные в общем случае отнесены к VII амортизационной группе (СПИ свыше 15 до 20 лет включительно). Также в отдельных группах Классификации можно встретить и иные упоминания кранов. Так, краны грузоподъемные стрелкового типа отнесены в соответствии с Классификацией к II амортизационной группе (СПИ свыше 2 до 3 лет включительно), а деррик-краны, подъемные краны, портальные краны, самоходные или несамоходные машины, оснащенные подъемным краном, — к III амортизационной группе (СПИ свыше 3 до 5 лет включительно). Прочие машины самоходные и тележки, оснащенные подъемным краном, не включенные в другие группировки, относятся к IV амортизационной группе (СПИ свыше 5 до 7 лет включительно). Таким образом, амортизационная группа автокрана в зависимости от его вида может быть установлена из предложенных выше.
Более полную информацию по теме вы можете найти в
КонсультантПлюс
.
Бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Источник
Если транспорт состоит в реестре основных средств предприятия, то на него каждый месяц должна начисляться амортизация.
Чтобы правильно высчитать сумму амортизации, нужно сначала посчитать срок полезного использования автотранспорта (далее по тексту – СПИ) автомобиля.
СПИ машины считается тот временной промежуток, за который автомобиль будет приносить предприятию доход. СПИ в налоговом учете и бухгалтерии высчитывается по-разному.
Входят ли автомобили в реестр основных средств?
Автотранспорт может считаться основным средством (ОС) и в налоговом учете, и в бухгалтерии, если соблюдены прописанные в законодательстве критерии.
Критерии отнесения к реестру основных средств компании в налоговом учете согласно п. 1 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации:
- эксплуатируется в процессе выпуска и продажи продукции, оказания услуг, осуществления работ, управления предприятием;
- стоимость объекта начинается от ста тысяч рублей.
Читайте также в нашей статье, что должно содержаться в аптечке автомобилиста.
Критерии отнесения к реестру основных средств компании в бухгалтерии в соответствии с Приказом Минфина России от 30.03.2001 №26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01»:
- эксплуатируется в процессе выпуска и продажи продукции, предоставления услуг, осуществления работ, управления предприятием, сдачи во временную аренду за плату;
- эксплуатируется более года;
- компания не собирается перепродавать объект;
- в будущем планируется получение прибыли от объекта.
Есть ли срок годности у автомобильного огнетушителя, узнайте здесь.
к содержанию ↑
Необходимо ли вычисление СПИ при определении амортизации автотранспорта?
Если автотранспорт определен на балансе предприятия как ОС, то для него в налоговом учете устанавливается амортизационная группа.
С ее помощью можно вычислить СПИ автотранспорта.
В бухучете СПИ можно вычислить и без отнесения к такой группе. Он рассчитывается на основании предположительного времени и условий работы.
Предприятие должно начислять амортизацию все время службы автотранспорта до наступления его предельной степени износа и списания.
к содержанию ↑
Как рассчитывается в бухучете?
В законодательстве по бухучету нет четких временных рамок по ограничению СПИ.
Предприятие может установить СПИ по Классификатору, применяемому для налогового учета, или же установить другое его значение, руководствуясь определенными факторами.
Читайте в этой статье, как получить вычет за обучение в автошколе.
Согласно п. 20 ПБУ 6/01 факторами, влияющими на СПИ автотранспорта, являются:
- предполагаемая длительность дальнейшей эксплуатации автомобиля;
- документальное ограничение СПИ транспорта (окончание договора аренды или лизинга автотранспорта);
- условия эксплуатации транспорта: погодные условия, частота смен, территориальные особенности местности применения, и т.д.
к содержанию ↑
Способ вычисления СПИ в налоговой документации по Классификатору
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 №1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» можно увидеть Классификатор СПИ согласно амортизационным группам транспорта.
Все транспортные средства относятся к отдельным амортизационным группам, на номер группы влияет тип ТС, размер, мощность, сфера эксплуатации.
У всех автомобилей СПИ может варьироваться от двух до девяти лет.
Классификатор СПИ ТС можно представить в качестве следующей таблицы:
№п/п | Амортизационная группа | СПИ, лет | Вид транспорта |
---|---|---|---|
1 | 2 | от двух до трех | Грузопассажирские подъемники с платформами |
2 | 3 | от трех до пяти |
|
3 | 4 | от пяти до семи |
|
4 | 5 | от семи до девяти |
|
Являются ли водительские права документом, удостоверяющим личность, читайте тут.
к содержанию ↑
Легковые автомобили
СПИ легковых автомобилей можно определить в зависимости от габаритов и объема двигателя машины:
- от семи до девяти лет – большие автомобили объемом двигателя от 3,5 литров;
- от пяти до семи лет – небольшие машины для людей с инвалидностью;
- от трех до пяти лет – прочие легковые машины.
В качестве примера узнаем СПИ б/у автомобиля Toyota Auris 2008 года выпуска. Объем двигателя данного автомобиля – 1,6 литров.
Значит, его СПИ может составлять от трех до пяти лет.
к содержанию ↑
Автобусы
СПИ автобусов зависит от его габаритов и области использования (городской или междугородний):
- от семи до девяти лет – прочие типы автобусов, длина которых от 16,5 до 24 метров;
- от пяти до семи лет – большие автобусы длиной до 24 метров, которые следуют в черте города и между городами;
- от трех до пяти лет – маленькие автобусы длиной до 7,5 метров.
Для примера возьмем автобус длиной 18 метров, перевозящий пассажиров между городами.
Исходя из длины и места эксплуатации можно определить, что его амортизационная группа – 4, то есть срок его эксплуатации составляет от пяти до семи лет.
Читайте в данной статье, сколько времени действительна мед. справка для получения водительского удостоверения.
к содержанию ↑
Грузовые машины
СПИ у грузовиков рассчитывается исходя из грузоподъемности и области применения автомобиля:
- от семи до девяти лет – грузовики, масса груза которых составляет от 3,5 до 12 тонн, прицепы, полуприцепы;
- от пяти до семи лет – самосвалы, фургоны, спецтехника;
- от трех до пяти лет – небольшие автомобили с грузоподъемностью до 3,5 тонн.
Например, КамАЗ можно включить в группу к самосвалам.
Соответственно, его амортизационная группа – 4, то есть его СПИ находится в диапазоне от пяти до семи лет.
к содержанию ↑
Специальный транспорт
В зависимости от области использования спецтехника делится на следующие группы:
- от семи до девяти лет – мусоровозы, гидроподъемники;
- от пяти до семи лет – техника коммунальных служб, катафалки, машины с нефтепродуктами или газом, техника различных служб;
- от трех до пяти лет – прочие спец. автомобили.
Читайте в следующей статье об отличиях срока гарантии и эксплуатации.
Например, нужно рассчитать СПИ поливомоечной машины тротуарной.
Данный вид транспорта относится к спецтехнике коммунальных служб, то есть к 4 амортизационной группе.
Его СПИ составит от пяти до семи лет.
Законодательство позволяет установить СПИ в бухгалтерском учете соответствующий сроку, определенному в налоговом учете при использовании Классификации ОС.
Это очень удобно в применении, так как одинаковый СПИ позволяет свести к минимуму расхождения в налоговой и бухгалтерской документации.
Смотрите также в этом видео, как амортизировать купленный автомобиль:
Автор статьи –
Колковский Юрий Сергеевич
Источник