Срок полезного использования основных средств автобусов

Срок полезного использования основных средств автобусов thumbnail

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 28 августа 2020 г.

В зависимости от срока полезного использования (СПИ) амортизируемое имущество (основные средства и нематериальные активы) распределяется по амортизационным группам (п. 1 ст. 258 НК РФ). К каким амортизационным группам относятся автотранспортные средства, расскажем в нашей консультации.

Как определить амортизационную группу автомобиля?

Амортизационные группы основных средств, в т.ч. автотранспорта, определяются в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства от 01.01.2002 № 1). В этой Классификации объекты основных средств распределены по амортизационным группам с I по X. В I амортизационную группу попадают основные средства с СПИ свыше 1 года до 2 лет включительно, а в X – основные средства, чей СПИ свыше 30 лет. 

Амортизационные группы автотранспортных средств

Автотранспортные средства в соответствии с Классификацией основных средств отнесены к III-V амортизационным группам. Напомним, что СПИ для них устанавливается следующий:

  • III – свыше 3 до 5 лет включительно;
  • IV — свыше 5 до 7 лет включительно;
  • V — свыше 7 до 10 лет включительно.

Приведем примеры автотранспортных средств, отнесенных к указанным группам:

Амортизационная группаНаименование автотранспортного средства
IIIАвтомобили легковые (с рабочим объемом двигателя не более 3,5л);
Автобусы особо малые и малые длиной до 7,5м включительно;
Автомобили грузовые с дизельным или бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5т
IVАвтомобили легковые малого класса для инвалидов;
Автобусы городские особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24м включительно;
Автобусы дальнего следования;
Автобусы средние и большие длиной до 12м включительно;
Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы);
Автокатафалки;
Автобетоновозы;
Автолесовозы;
Средства транспортные для коммунального хозяйства и содержания дорог
VАвтомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5л) и высшего класса;
Автобусы прочие особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24м включительно;
Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5т;
Автомобили-тягачи седельные;
Автогидроподъемники;
Мусоровозы

Если автотранспортное средство попадает в одну из указанных групп, то организация определяет СПИ в пределах срока, предусмотренного для соответствующей группы. Например, для легкового автомобиля с рабочим объемом двигателя свыше 3,5л СПИ может быть установлен от 85 месяцев до 120 месяцев включительно.

А, к примеру, по крану автомобильному амортизационная группа какая?

В ОКОФ автокран расположен в разделе «Транспортные средства» с кодом 310.29.10.51. По налоговой Классификации средства автотранспортные специального назначения с кодом по ОКОФ 310.29.10.5 отнесены к IV и V амортизационным группам. Поэтому организация может самостоятельно отнести автокран к любой из указанных групп. Обращаем внимание, что кроме автокранов Классификация содержит упоминание и иных кранов, не отнесенных к транспортным средствам. Так, краны грузоподъемные в общем случае отнесены к VII амортизационной группе (СПИ свыше 15 до 20 лет включительно). Также в отдельных группах Классификации можно встретить и иные упоминания кранов. Так, краны грузоподъемные стрелкового типа отнесены в соответствии с Классификацией к II амортизационной группе (СПИ свыше 2 до 3 лет включительно), а деррик-краны, подъемные краны, портальные краны, самоходные или несамоходные машины, оснащенные подъемным краном, — к III амортизационной группе (СПИ свыше 3 до 5 лет включительно). Прочие машины самоходные и тележки, оснащенные подъемным краном, не включенные в другие группировки, относятся к IV амортизационной группе (СПИ свыше 5 до 7 лет включительно). Таким образом, амортизационная группа автокрана в зависимости от его вида может быть установлена из предложенных выше.

Более полную информацию по теме вы можете найти в

КонсультантПлюс

.

Бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Источник

фото-1Если транспорт компания признает основным средством, то автоматически появляется обязанность по ежемесячному начислению амортизацию.

Для правильного расчета амортизационных отчислений автомобилей необходимо знать срок полезного использования.

Порядок определения СПИ в бухгалтерском и налоговом учете отличается.

Рекомендуем: Онлайн калькулятор расчета амортизации автомобиля. Онлайн калькулятор стоимости 1 км пробега.

Является ли транспорт основным средством?

Автомобили можно отнести к основным средствам как в бухгалтерском, так и налоговом учете.

Правила отнесения к объектам ОС в бухучете прописаны в п.4 ПБУ 6/01:

  • Область использования – управленческая, производство, оказание услуг, выполнение работ, сдача в аренду (не предназначен для перепродажи).
  • Срок эксплуатации – не менее 12-ти месяцев.
  • Получение дохода посредством данного объекта в будущем.

Условия отнесения к основным средствам в налоговом учете указаны в п.1 ст.257 НК РФ:

  • Применение для производства или продажи продукции, выполнения работ, услуг, управления.
  • Первоначальная стоимость от 100 000 руб.

Если автомобиль подходит под указанные условия, то его можно принять к учету как объект основных средств.

Нужно ли устанавливать СПИ для расчета амортизации транспортных средств?

фото-2Если автомобиль принят на учет как основное средство, то организация обязана установить для него амортизационную группу в налоговом учете, в соответствии с которой будет определен срок полезного использования в целях налогообложения.

Также СПИ нужно установить и для отнесения стоимости авто в расходы в бухгалтерском учете.

Весь срок службы организация начисляет по автомобилю амортизацию до достижения полного физического износа или до момента выбытия, списания объекта.

Как определить в бухгалтерском учете?

Бухгалтерское законодательство не содержит четких ограничений по длительности срока полезного использования.

П.20 ПБУ 6/01 поясняет, на какие факторы следует обращать внимание при определении периода службы.

При этом не содержится запрета руководствоваться в данном вопросе Классификатором, установленным в налоговым целях.

То есть при желании компания вправе в бухучете для автомобиля установить тот же СПИ, что и в налоговых целях по Классификации основных средств.

В то же время можно установить и иной срок, целесообразный для конкретного транспортного средства, при этом следует учесть:

  • сферу применения автомобиля;
  • планируемое время эксплуатации;
  • влияющие факторы – климатические условия, где будет использован автомобиль, территориальные особенности, характеристики места эксплуатации — городская черта или сельская местность, частота использования, порядок проведения техобслуживания и ремонта, а также ряд других влияющих обстоятельств;
  • существующие ограничения – например, срок лизинга или аренды.

Как узнать в налоговом учете по Классификатору?

Срок полезного использования в целях налогообложения определяется по Классификации утвержденной Постановлением Правительства РФ №1 от 01.01.2002 в ред. от 07.07.2016.

фото-3Данная Классификация предусматривает 10 амортизационных групп с различными сроками службы.

Транспортное средство в зависимости от его типа, области применения, размера, мощности можно отнести к группе со второй по пятую.

При этом срок службы в зависимости от амортизационной группы может варьироваться от 2 до 9 лет.

Данные о сроках полезного использования для различных видов движимого имущества представлены в таблице.

Таблица:

Группа амортизации по КлассификаторуСрок полезного использования, л.Тип автотранспорта
22-3
  • Грузопассажирские подъемники, имеющие платформы
33-5
  • Легковые автомобили.
  • Автобусы малого типа длиной в пределах 7.5 м.
  • Грузовые автомобили грузоподъемностью до 3.5 т.
  • Специальные машины, не вошедшие в прочие группы
45-7
  • Легковые машины, предназначенные для людей с инвалидностью
  • Средние, большие и особо большие городские автобусы до 24 м
  • Междугородние автобусы
  • Троллейбусы
  • Самосвалы, бортовые грузовики, фургоны, тягачи независимо от массы
  • Специальные машины – катафалки, бензовозы, лесовозы, транспорт, обслуживающий коммунальное хозяйство
  • Спецмашины различных служб (полиция, спасательная, аварийная)
  • Машины, транспортирующие газ и нефтепродукты
57-9
  • Легковые автомобили от 3.5 л
  • Прочие автобусы, кроме перечисленных выше, от 16.5 до 24 м
  • Грузовой транспорт от 3.5 до 12 т
  • Специальные машины — тягачи седельные, гидроподъемники, мусоровозы
  • Прицепы, а также полуприцепы

Легковой авто

фото-4Для автомобилей легкового класса срок полезного использования отличается в зависимости от размера машины:

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – большого и высшего класса с объемом двигателя от 3.5 литра;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – автомобили малого класса, предназначенные для инвалидов;
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – прочие легковые машины.

Чтобы определить правильный срок полезного использования, нужно узнать объем двигателя у легкового автомобиля, далее выяснить амортизационную группу (3 или 5, для инвалидов – 4), после этого выбрать из предложенного диапазона подходящий СПИ.

Пример

Автомобиль Мерседес Бенц 350 R350 CDI 4Matic с мощностью двигателя 224 л.с. можно отнести к 3 амортизационной группе в качестве легковой машины среднего класса с объемом двигателя до 3.5 л (ОКОФ 310.29.10.2).

Для него можно выбрать в качестве срока службы любое количество месяцев из диапазона от 85 до 108.

Автобус

Для автобусов срок использования отличается в зависимости от длины, области применения (городской, междугородний):

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – прочие автобусные поезда длиной от 16.5 до 24 м ;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – городские автобусные поезда от 16.5 до 24 м прочие средние и большие автобусы (до 12 м), а также дальнего следования;
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – городские и прочие автобусы малого типа до 7.5 м.

То есть, чтобы правильно определить СПИ, нужно знать габариты автобуса (его длину), а также область его применения.

Пример

ПАЗ 32053 с бензиновым двигателем применяется для пассажирских перевозок в черте города, имеет длину 6,925 м.

Такой автобус можно отнести к 3 амортизационной группы как городской малого типа длиной до 7.5 м (ОКОФ 310.29.10.30.111).

Срок полезного использования можно выбрать из промежутка от 37 до 62 месяцев включительно.

Грузовая машина

фото-5Для правильного определения периода службы грузовиков нужно смотреть на максимальную допустимую массу по техническому паспорту, область эксплуатации:

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – грузовики с дизельным и и бензиновым двигателем с массой от 3.5 до 12 т и свыше 12 т;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – грузовые авто общего назначения (сюда входят бортовые грузовики, тягачи, самосвалы, фургоны);
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – небольшие грузовики с максимально возможной массой до 3.5 т.

Примеры

  • КамАЗ 6520 – это большегруз самосвал, который можно отнести к 4 амортизационной группе (ОКОФ 310.29.10.4). СПИ может быть от 61 до 86 месяцев включительно.
  • Грузовая газель ГАЗ-33023, работающая на бензине, предназначенная для перевозки грузов, грузоподъемностью 1 т – включается в 3 группу амортизацию как грузовой автомобиль с бензиновым двигателем до 3.5 т (ОКОФ 310.29.10.42.111), СПИ от 37 до 62 месяцев включительно.
  • Прицеп – как грузовой, так и легковой можно включить в 5 группу (ОКОФ 310.29.20.23).

Спецтехника

В зависимости от своего предназначения специальные машины могут быть отнесены к 3, 4 или 5 группе амортизации.

Соответственно, для них может быть установлен срок использования:

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – тягачи седельные; автогидроподъемники, мусоровозы;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – автокатафалки, бензовозы, лесовозы, ТС для коммунального и дорожного хозяйства, ТС аварийно-спасательных службы и полиции, ТС для перевозки газа до 1.8Мпа, нефтепродуктов;
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – прочие спецмашины.

Полезное видео

Как определяется срок полезного использования для нового автомобиля и средства бывшего в эксплуатации (подержанного), подробно рассказано в данном видео:

Выводы

Организации обязаны принимать транспортные средства в качестве амортизируемого имущества и определять по нему срок полезного использования.

В течение этого срока компания начисляет ежемесячно амортизацию.

В налоговом учете срок можно установить в годах или месяцах в зависимости от амортизационной группы по Классификации основных средств.

В бухгалтерском учете можно выбрать тот же СПИ, что и для налогообложения, либо самостоятельно определить нужную длительность в зависимости от планируемых условий эксплуатации.

Источник

Доброго времени суток, уважаемые специалисты. помогите пожалуйста разобраться, как правильно оформить принятие к учету Основного средства, я в этой сфере недавно и не хотела бы что-то сделать неправильно. У нас ооо на УСН (Д-О), мы лизингодатели. Договор лизинга заключается на 36 месяцев, 1-ый платеж 20.11.15 послений 20.10.2018, поставка 09.11.2015, на основании товарной накладной принимаю к учету, в бухгаллтерском учете срок полезного использования устанавливаю 36 месяцев, по сроку договора, а вот в налоговом немного запуталась, срок полезного использования для УСН должен браться из классификатора ОКОФ? как правильно определить группу и срок в месяцах, если у меня автобус. Вот, что написано в спецификации АВТОБУС DAEWOO BH120F: VIN – ; Год изготовления – 20; Модель, № двигателя – DV11S _______C; Шасси (рама) № – ___________U009417; Кузов (кабина, прицеп) № – ОТСУТСТВУЕТ; Цвет кузова (кабины, прицепа) – СЕРЫЙ; Мощность двигателя, л.с. (кВт) – 392.26 (294.2); Рабочий объем двигателя, куб. см. – 10 964; Тип двигателя – ДИЗЕЛЬНЫЙ; Разрешенная максимальная масса, кг – 16 000; Масса без нагрузки, кг – 12 170; ПТС №: , выдан г.,_______. Заранее спасибо.

Добрый день!
Пока активисты либо штатные эксперты форума не ответили на Ваш вопрос, посмотрите материалы, которые автоматически были найдены по теме Вашего вопроса. Возможно, они окажутся полезными для Вас.
Если Вы не найдете в них ответа на свой вопрос, напишите, пожалуйста, об этом в данной теме (например, «Спасибо, но я не нашел ответа в предложенных материалах»).

Вопросы на форуме
Определение амортизационной группы ОС 28 апреля 2015
Определение амортизационной группы для бывшего в употреблении автомобиля «УАЗ» 27 декабря 2010
Нужно ли начислять налог на имущество, включенное во вторую группу и приобретенное у взаимозависимого лица? 12 мая 2015
Учет автомобильных шин 9 декабря 2014

Ответы чиновников
Специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) 26 марта 2015

Баланс за 2020 год необходимо сдать через интернет

Доброго времени суток, уважаемая Редакция БухОнлайн. Спасибо за предложенные ссылки, но я не смогла найти ответа на свой вопрос. Остается только дополнить, (вдруг это на что-то влияет) что автобус уже был в  употреблении, стоял на учете у ИП (но к сожалению нет возможности уточнить у него к какой амортизационной группе они относили данный автобус, так как, мягко говоря, учет у него не в порядке). Спасибо

Добрый день.
ОКОФ:
15 3410280 Автобусы большие длиной свыше 10,5 до 12 м включительно
15 3410281 Автобусы большие городские и экскурсионные
15 3410282 Автобусы большие междугородные и туристские
15 3410283 Автобусы большие пригородные

Судя по информации на сайте продавца, длина вашего автобуса лишь на 3 см превышает 12 м и потому считаю, что для него следует выбирать те коды, что я привела выше.
А по ПП РФ № 1 от 01.01.2002 это:
Четвертая группа (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно)
15 3410270 – 15 3410283 Автобусы средние и большие длиной до 12 м включительно

Цитата (Al-ra5):Четвертая группа (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно)
15 3410270 – 15 3410283 Автобусы средние и большие длиной до 12 м включительно

Здравствуйте, уважаемая Александра! Спасибо вам огромное за такой четкий ответ! Не могли бы вы еще для меня как для “Чайника” объяснить порядок действий? где вы взяли подробную характеристику данного автобуса, и что за чем делали (порядок действий) чтоб я на будущее сама могла определять амортизационную группу.

И имеет ли значение?

Цитата:что автобус уже был в  употреблении, стоял на учете у ИП

Спасибо

Добрый день.
Сначала я открыла в К+ классификатор ОКОФ (по 31.12.2015 руководствуемся ОК 013-2014) и нашла в нем по оглавлению: 15 0000000 Средства транспортные – 15 3410000 Автомобили – 15 3410031 Автобусы.
Открыла группировку автобусов в тексте и (не без удивления для себя) обнаружила, что главной признак, по которому они подразделяются – длина (!).
Вставила в поисковик гугл марку вашего автобуса АВТОБУС DAEWOO BH120F и выбрала сайт продавца (или изготовителя – это не принципиально), на котором указаны все параметры данного ТС.  В таблице “Геометрические размеры” указано: “Длина, мм 12 030”. То есть 12,03 м.
Снова вернулась в классификатор и начала искать наиболее подходящий код. Поскольку Вы не сообщили, каким образом намерены использовать свой автобус, выбрала сразу несколько потенциально возможных (тем более, что на амортизационную группу (опыт подсказывал) выбор любого из ближайших кодов не повлияет.
Затем открыла ПП РФ № 1 от 01.01.2002 и начала пролистывать коды в амортизационных группах. Опять же опыт подсказал, что в первой-второй группах такого имущества не может быть в принципе. По поводу третьей были серьезные сомнения, поэтому сразу начала с четвертой.
Ищу нужный код сначала по первым двум цифрам кода ОКОФ, а затем по следующим двум-четырем. Если вижу, что в Постановлении отражена более крупная группировка кодов, чем я предполагала (здесь как раз оказывается полезной та иерархия, которую в самом начале работы нашла по оглавлению ОКОФ), смотрю в колонке справа, какие указаны исключения из нее. Если мои код в исключения не попал – значит это то, что нужно.
На всякий случай ВСЕГДА перепроверяю себя, заглянув в пограничные амортизационные группы (в данном случае – в третью и пятую) -дабы убедиться, что я точно не ошиблась.

Если у вас имеется документальное подтверждение о том, сколько времени имущество амортизировалось у предыдущего собственника (обычно просят продавца предоставить такую справку), можно воспользоваться следующей нормой закона:

Цитата (Ст. 258 НК РФ): 7. Организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении (в том числе в виде вклада в уставный (складочный) капитал или в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц), в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом срок полезного использования данных основных средств может быть определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.
Если срок фактического использования данного основного средства у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящей главой, или превышающим этот срок, налогоплательщик вправе самостоятельно определять срок полезного использования этого основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов.

Это – что касается налогового учета. В бухгалтерском можете установить и иной СПИ (в соответствии с вашей учетной политикой), просто тогда будут возникать разницы между БУ и НУ.

Получить образец учетной политики для небольшого ООО

Здравствуйте. Спасибо большое за такой подробный ответ, попробовала сделать тоже самое и немного не поняла, где в консультанте можно найти это?

Цитата (Al-ra5):Открыла группировку автобусов в тексте и (не без удивления для себя) обнаружила, что главной признак, по которому они подразделяются – длина (!).

Цитата (Al-ra5):Поскольку Вы не сообщили, каким образом намерены использовать свой автобус,

Автобус передаем лизингополучателю (лизингополучатель транспортная компания)

Цитата (Al-ra5):Если у вас имеется документальное подтверждение о том, сколько времени имущество амортизировалось у предыдущего собственника (обычно просят продавца предоставить такую справку), можно воспользоваться следующей нормой закона:

И можно уточнить данный пункт обязателен? то есть обязательно запрашивать информацию от поставщика или мы просто можем поставить его на учет и установить срок амортизации в соответствии с 4 группой (5 лет 1 мес)

Цитата (Светлана3К):немного не поняла, где в консультанте можно найти это?

Цитата (Al-ra5):Открыла группировку автобусов в тексте и (не без удивления для себя) обнаружила, что главной признак, по которому они подразделяются – длина (!).

Вы по оглавлению ОКОФ в К+ нашли код 15 3410031 Автобусы? Кликните по нему мышкой (там каждая строка активная, голубой шрифт) и попадете уже в подробный перечень (черный шрифт). А там смотрите, что есть:
Автобусы особо малые длиной до 5 м включительно
И под этим перечень автобусов такой длины. но уже по признаку “назначение использования”.
Затем:
Автобусы малые длиной свыше 6 до 7,5 м включительно
И так далее, до самых больших.

Цитата (Светлана3К):Автобус передаем лизингополучателю (лизингополучатель транспортная компания)

Ну тогда, я думаю, для вас не столь принципиально, как пригородный он используется или как туристический. Хотя можно и узнать у лизингополучателя, но на амортизационную группу это никакого влияния не окажет.

Цитата (Светлана3К):

Цитата (Al-ra5):Если у вас имеется документальное подтверждение о том, сколько времени имущество амортизировалось у предыдущего собственника (обычно просят продавца предоставить такую справку), можно воспользоваться следующей нормой закона:

И можно уточнить данный пункт обязателен? то есть обязательно запрашивать информацию от поставщика или мы просто можем поставить его на учет и установить срок амортизации в соответствии с 4 группой (5 лет 1 мес)

Не обязательно, решайте сами.

Цитата (Al-ra5):Вы по оглавлению ОКОФ в К+ нашли код 15 3410031 Автобусы? Кликните по нему мышкой (там каждая строка активная, голубой шрифт) и попадете уже в подробный перечень (черный шрифт). А там смотрите, что есть:
Автобусы особо малые длиной до 5 м включительно
И под этим перечень автобусов такой длины. но уже по признаку “назначение использования”.
Затем:
Автобусы малые длиной свыше 6 до 7,5 м включительно
И так далее, до самых больших.

Александра, еще раз спасибо вам огромное, теперь кажется всё поняла надеюсь в дальнейшем мне будет легче.

Цитата (Al-ra5):Нет обязательно, решайте сами.

Ну раз обязательно, будем у поставщика запрашивать ОС. Спасибо большое за такие подробные и четкие ответы.

Ой-ой-ой, это лишняя буковка нечаянно закралась! Я поправила уже выше – НЕ обязательно, если устанавливаете срок полезного использования как для нового.

Заполнить платежку на уплату торгового сбора в веб‑сервисе

Цитата (Al-ra5):НЕ обязательно, если устанавливаете срок полезного использования как для нового.

Спасибо, что уточнили!

Источник