Срок полезного использования мебели в казахстане
Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 28.12.2016 № 887 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
В целях реализации распоряжения Президента Республики Казахстан от 30 декабря 2008 года № 289 “О мерах по сокращению административных расходов в центральных и местных государственных органах, холдингах, национальных компаниях, социально-предпринимательских корпорациях” Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ :
1. Установить для государственных органов Республики Казахстан прилагаемые нормативы на приобретение офисной мебели (далее – нормативы).
2. Нормативы определяют предельно допустимые виды и количество офисной мебели для государственных органов, национальных компаний.
3. Национальным компаниям рекомендовать соблюдение установленных нормативов.
4. Установить, что нормативы распространяются на вновь приобретаемую офисную мебель с учетом имеющейся в наличии офисной мебели и годовых норм износа по основным средствам (активам) государственных учреждений, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 сентября 1999 года № 1308 (далее – нормы износа).
5. Запретить замену имеющейся в наличии офисной мебели до полного ее износа в соответствии с установленными нормами износа.
6. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 11 августа 2009 года № 1209
Нормативы
на приобретение офисной мебели*
№ | Наименование | Наименование мебели | Кол-во офисной |
1 | 2 | 3 | 4 |
Государственные органы, финансируемые из республиканского бюджета | |||
1 | Руководитель | Стол руководителя | 1 |
Тумба для бумаг | 1 | ||
Тумба под оргтехнику | 1 | ||
Конференц-приставка | 1 | ||
Стенка офисная | 1 | ||
Стол для переговоров | 1 | ||
Шкаф для бумаг | 1 | ||
Шкаф для верхней одежды | 1 | ||
Кресло для руководителя | 1 | ||
Кресло для посетителей | 12 | ||
Комната отдыха | Мягкая мебель | 1 комплект | |
Тумба под телевизор | 1 | ||
Стол журнальный | 1 | ||
Приемная | Стол | 1 | |
Тумба для бумаг | 1 | ||
Шкаф для бумаг | 1 | ||
Тумба под оргтехнику | 1 | ||
Шкаф для верхней одежды | 1 | ||
Стул для посетителей | 4 | ||
Кресло | 1 | ||
2** | Заместители | Стол | 1 |
Тумба для бумаг | 1 | ||
Тумба под оргтехнику | 1 | ||
Конференц-приставка | 1 | ||
Стенка офисная | 1 | ||
Стол для переговоров | 1 | ||
Шкаф для бумаг | 1 | ||
Шкаф для верхней одежды | 1 | ||
Кресло | 1 | ||
Кресло для посетителей | 12 | ||
Комнаты отдыха | Мягкая мебель | 1 комплект | |
Тумба под телевизор | 1 | ||
Стол журнальный | 1 | ||
Приемная | Стол | 1 | |
Тумба для бумаг | 1 | ||
Шкаф для бумаг | 1 | ||
Тумба под оргтехнику | 1 | ||
Шкаф для верхней одежды | 1 | ||
Стул для посетителей | 4 | ||
Кресло | 1 | ||
3 | Руководитель | Стол с приставкой | 1 |
Тумба для бумаг | 1 | ||
Тумба под оргтехнику | 1 | ||
Шкаф для верхней одежды | 1 | ||
Шкаф для бумаг | 2 | ||
Стол для переговоров | 1 | ||
Журнальный стол | 1 | ||
Тумба под телевизор | 1 | ||
Диван | 1 | ||
Кресло для руководителя | 1 | ||
Кресло для посетителей | 6 | ||
Приемная | Стол | 1 | |
Тумба для бумаг | 1 | ||
Шкаф для бумаг | 1 | ||
Тумба под оргтехнику | 1 | ||
Шкаф для верхней одежды | 1 | ||
Стул для посетителей | 4 | ||
Кресло | 1 | ||
4 | Заместители | Стол с приставкой | 1 |
Тумба для бумаг | 1 | ||
Тумба под оргтехнику | 1 | ||
Шкаф для верхней одежды | 1 | ||
Шкаф для бумаг | 1 | ||
Тумба под телевизор | 1 | ||
Кресло | 1 | ||
Кресло для посетителей | 4 | ||
5 | Начальник | Стол | 1 |
Тумба для бумаг | 1 | ||
Шкаф для бумаг | 1 | ||
Шкаф для верхней одежды | 1 | ||
Стул для посетителей | 2 | ||
Кресло | 1 | ||
6 | Работник | Стол | 1 |
Тумба для бумаг | 1 | ||
Шкаф для бумаг | 1 (на 2 единицы) | ||
Шкаф для верхней одежды | 1 (на 2 единицы) | ||
Стеллажи для документов | 1 (на 3 единицы) | ||
Стул для посетителей | 1 | ||
Кресло | 1 | ||
Территориальные органы в областях, городах Астане и Алматы**** | |||
7 | Руководитель | Стол с приставкой | 1 |
Тумба для бумаг | 1 | ||
Тумба под оргтехнику | 1 | ||
Стол для переговоров | 1 | ||
Шкаф для бумаг | 2 | ||
Шкаф для верхней одежды | 1 | ||
Кресло для руководителя | 1 | ||
Кресло для посетителей | 6 | ||
Комната отдыха руководителя*** | Мягкая мебель | 1 комплект | |
Тумба под телевизор | 1 | ||
Стол журнальный | 1 | ||
Приемная | Стол | 1 | |
Тумба для бумаг | 1 | ||
Шкаф для бумаг | 1 | ||
Тумба под оргтехнику | 1 | ||
Шкаф для верхней одежды | 1 | ||
Стул для посетителей | 4 | ||
Кресло | 1 | ||
8 | Заместитель | Стол с приставкой | 1 |
Тумба для бумаг | 1 | ||
Кресло для посетителей | 4 | ||
Шкаф для бумаг | 1 | ||
Шкаф для верхней одежды | 1 | ||
Тумба под телевизор | 1 | ||
Кресло | 1 | ||
9 | Руководитель | Стол | 1 |
Тумба для бумаг | 1 | ||
Шкаф для бумаг | 1 (на 2 единицы) | ||
Шкаф для верхней одежды | 1 (на 2 единицы) | ||
Стеллажи для документов | 1 (на 3 единицы) | ||
Стул для посетителей | 1 | ||
Кресло | 1 | ||
Территориальные органы в районах (городах областного значения) | |||
10 | Руководитель | Стол с приставкой | 1 |
Тумба для бумаг | 1 | ||
Тумба под оргтехнику | 1 | ||
Шкаф для бумаг | 1 | ||
Шкаф для верхней одежды | 1 | ||
Кресло для руководителя | 1 | ||
Кресло для посетителей | 4 | ||
Комната отдыха | Мягкая мебель | 1 комплект | |
Тумба под телевизор | 1 | ||
Стол журнальный | 1 | ||
Приемная | Стол | 1 | |
Тумба для бумаг | 1 | ||
Шкаф для бумаг | 1 | ||
Тумба под оргтехнику | 1 | ||
Шкаф для верхней одежды | 1 | ||
Стул для посетителей | 4 | ||
Кресло | 1 | ||
11 | Заместитель | Стол с приставкой | 1 |
Тумба для бумаг | 1 | ||
Стул для посетителей | 4 | ||
Шкаф для бумаг | 1 | ||
Шкаф для верхней одежды | 1 | ||
Тумба под телевизор | 1 | ||
Кресло | 1 | ||
12 | Руководитель | Стол | 1 |
Тумба для бумаг | 1 | ||
Стул для посетителей | 1 | ||
Шкаф для бумаг | 1 (на 2 единицы) | ||
Шкаф для верхней одежды | 1 (на 2 единицы) | ||
Стеллажи для документов | 1 (на 3 единицы) | ||
Кресло | 1 | ||
Местные исполнительные органы, финансируемые из областного | |||
13 | Аким области | Стол руководителя | 1 |
Тумба для бумаг | 1 | ||
Тумба под оргтехнику | 1 | ||
Конференц-приставка | 1 | ||
Стенка офисная | 1 | ||
Стол для переговоров | 1 | ||
Шкаф для бумаг | 1 | ||
Шкаф для верхней одежды | 1 | ||
Кресло для руководителя | 1 | ||
Кресло для посетителей | 12 | ||
Комната отдыха | Мягкая мебель | 1 комплект | |
Тумба под телевизор | 1 | ||
Стол журнальный | 1 | ||
Приемная акима | Стол | 1 | |
Тумба для бумаг | 1 | ||
Шкаф для бумаг | 1 | ||
Тумба под оргтехнику | 1 | ||
Шкаф для верхней одежды | 1 | ||
Стул для посетителей | 4 | ||
Кресло | 1 | ||
14 | Заместители | Стол | 1 |
Тумба для бумаг | 1 | ||
Тумба под оргтехнику | 1 | ||
Конференц-приставка | 1 | ||
Стенка офисная | 1 | ||
Стол для переговоров | 1 | ||
Шкаф для бумаг | 1 | ||
Шкаф для верхней одежды | 1 | ||
Кресло | 1 | ||
Кресло для посетителей | 6 | ||
Комната отдыха | Мягкая мебель | 1 комплект | |
Тумба под телевизор | 1 | ||
Стол журнальный | 1 | ||
Приемные | Стол | 1 | |
Тумба для бумаг | 1 | ||
Шкаф для бумаг | 1 | ||
Тумба под оргтехнику | 1 | ||
Шкаф для верхней одежды | 1 | ||
Стул для посетителей | 4 | ||
Кресло | 1 | ||
15 | Руководитель | Стол с приставкой | 1 |
Тумба для бумаг | 1 | ||
Тумба под оргтехнику | 1 | ||
Шкаф для верхней одежды | 1 | ||
Шкаф для бумаг | 1 | ||
Стул для посетителей | 4 | ||
Тумба под телевизор | 1 | ||
Кресло | 1 | ||
16 | Руководитель | Стол с приставкой | 1 |
Тумба для бумаг | 1 | ||
Тумба под оргтехнику | 1 | ||
Шкаф для верхней одежды | 1 | ||
Шкаф для бумаг | 2 | ||
Стол для переговоров | 1 | ||
Журнальный стол | 1 | ||
Кресло для руководителя | 1 | ||
Кресло для посетителей | 6 | ||
Комната отдыха | Мягкая мебель | 1 комплект | |
Тумба под телевизор | 1 | ||
Стол журнальный | 1 | ||
Приемная | Стол | 1 | |
Тумба для бумаг | 1 | ||
Шкаф для бумаг | 1 | ||
Тумба под оргтехнику | 1 | ||
Шкаф для верхней одежды | 1 | ||
Стул для посетителей | 4 | ||
Кресло | 1 | ||
17 | Заместитель | Стол с приставкой | 1 |
Тумба для бумаг | 1 | ||
Тумба под оргтехнику | 1 | ||
Шкаф для верхней одежды | 1 | ||
Шкаф для бумаг | 1 | ||
Тумба под телевизор | 1 | ||
Кресло | 1 | ||
Кресло для посетителей | 4 | ||
18 | Руководитель | Стол | 1 |
Тумба для бумаг | 1 | ||
Шкаф для бумаг | 1 (на 2 единицы) | ||
Шкаф для верхней одежды | 1 (на 2 единицы) | ||
Стеллажи для документов | 1 (на 3 единицы) | ||
Стул для посетителей | 1 | ||
Кресло | 1 | ||
19 | Местные исполнительные органы, финансируемые из районного | ||
Аким района | Стол с приставкой | 1 | |
Тумба для бумаг | 1 | ||
Тумба под оргтехнику | 1 | ||
Шкаф для верхней одежды | 1 | ||
Шкаф для бумаг | 1 | ||
Стол для переговоров | 1 | ||
Кресло для руководителя | 1 | ||
Кресло для посетителей | 6 | ||
Комната отдыха | Мягкая мебель | 1 комплект | |
Тумба под телевизор | 1 | ||
Стол журнальный | 1 | ||
Приемная акима | Стол | 1 | |
Тумба для бумаг | 1 | ||
Шкаф для бумаг | 1 | ||
Тумба под оргтехнику | 1 | ||
Шкаф для верхней одежды | 1 | ||
Стул для посетителей | 4 | ||
Кресло | 1 | ||
20 | Заместители | Стол с приставкой | 1 |
Тумба для бумаг | 1 | ||
Тумба под оргтехнику | 1 | ||
Шкаф для бумаг | 1 | ||
Шкаф для верхней одежды | 1 | ||
Кресло | 1 | ||
Кресло для посетителей | 4 | ||
Комната отдыха | Мягкая мебель | 1 комплект | |
Тумба под телевизор | 1 | ||
Стол журнальный | 1 | ||
Приемные | Стол | 1 | |
Тумба для бумаг | 1 | ||
Шкаф для бумаг | 1 | ||
Тумба под оргтехнику | 1 | ||
Шкаф для верхней одежды | 1 | ||
Стул для посетителей | 4 | ||
Кресло | 1 | ||
21 | Руководитель | Стол с приставкой | 1 |
Тумба для бумаг | 1 | ||
Стул для посетителей | 4 | ||
Шкаф для бумаг | 1 | ||
Шкаф для верхней одежды | 1 | ||
Кресло | 1 | ||
22 | Руководитель | Стол с приставкой | 1 |
Тумба для бумаг | 1 | ||
Стул для посетителей | 4 | ||
Шкаф для бумаг | 1 | ||
Шкаф для верхней одежды | 1 | ||
Тумба под телевизор | 1 | ||
Кресло | 1 | ||
Приемная | Стол | 1 | |
Тумба для бумаг | 1 | ||
Шкаф для бумаг | 1 | ||
Тумба под оргтехнику | 1 | ||
Шкаф для верхней одежды | 1 | ||
Стул для посетителей | 4 | ||
Кресло | 1 | ||
23 | Работник | Стол | 1 |
Тумба для бумаг | 1 | ||
Шкаф для бумаг | 1 (на 2 единицы) | ||
Шкаф для верхней одежды | 1 (на 2 единицы) | ||
Стеллажи для документов | 1 (на 3 единицы) | ||
Стул для посетителей | 1 | ||
Кресло | 1 | ||
24 | Аким района в | Стол с приставкой | 1 |
Тумба для бумаг | 1 | ||
Стул для посетителей | 4 | ||
Шкаф для бумаг | 1 | ||
Шкаф для верхней одежды | 1 | ||
Тумба под телевизор | 1 | ||
Кресло | 1 | ||
25 | Работник | Стол | 1 |
Тумба для бумаг | 1 | ||
Шкаф для бумаг | 1 (на 2 единицы) | ||
Шкаф для верхней одежды | 1 (на 2 единицы) | ||
Стеллажи для документов | 1 (на 3 единицы) | ||
Стул для посетителей | 1 | ||
Кресло | 1 |
Примечание:
* офисная мебель – мебель, предусмотренная настоящим постановлением Правительства Республики Казахстан, предназначенная для оборудования рабочего места руководителей и работников государственных органов и их территориальных органов, национальных компаний в целях создания необходимых условий для выполнения ими служебных обязанностей.
Данные нормативы не распространяются на приобретение офисной мебели для вспомогательных помещений (помещения для переговоров, конференц-залы, вестибюль, коридоры, архив) которым приобретение офисной мебели осуществляется в пределах средств, предусмотренных в бюджете на соответствующий финансовый год;
** нормативы распространяются также на:
Председателя коллегии Верховного Суда, судей Верховного Суда, членов Конституционного Совета, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, Секретаря и членов Центральной избирательной комиссии, руководителей аппарата Конституционного Совета, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Управления Делами Президента;
*** в случае наличия;
**** нормативы распространяются также на:
территориальные органы в г. Байконуре, филиалы в областях;
***** нормативы распространяются также на:
председателя суда, председателя судебной коллегии, прокурора, заместителя прокурора;
****** нормативы распространяются также на:
председателя суда, прокурора, заместителя прокурора.
Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
И. Агуцкова, заместитель главного бухгалтера
ТОО «Геофизическая компания «Каспий»
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СРОК ПОЛЕЗНОЙ СЛУЖБЫ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ?
Как определять срок полезной службы для ОС?
Положения МСФО. Согласно МСФО 16 амортизируемая величина актива подлежит равномерному погашению на протяжении срока полезного использования этого актива. Срок полезного использования актива – это:
а) период времени, на протяжении которого, как ожидается, актив будет иметься в наличии для использования предприятием;
б) количество единиц продукции или аналогичных единиц, которые предприятие ожидает получить от использования актива.
Срок полезного использования амортизируемого объекта определяется сроком его ожидаемого полезного применения. Период применения подлежит расчету, исходя из ожидаемого физического или морального износа данного объекта, а также правовых и иных ограничений на его использование (например, данными техпаспорта). На практике, сроки службы амортизируемых объектов определяются компанией по опыту эксплуатации аналогичных объектов в прошлом. Если такого опыта нет, то срок его службы определяется соответствующими специалистами на основе данных производителя, опыта других организаций, конкретных условий эксплуатации, например интенсивности применения. То есть расчетная оценка срока полезного использования актива производится с применением профессионального суждения, основанного на опыте работы предприятия с аналогичными активами.
Политика предприятия по управлению активами может предусматривать выбытие активов по истечении определенного времени или после потребления определенной доли будущих экономических выгод, заключенных в активе.
Пересмотр сроков. Срок полезного использования ОС периодически пересматривается (этого же требует и МСФО), и если ожидания существенно отличаются от предыдущих расчетов, то амортизационные отчисления за текущий и будущие периоды корректируются.
МСБУ (IAS) 16 требует периодического пересмотра сроков службы и норм амортизационных отчислений по отдельным объектам и группам амортизируемых активов, если фактические условия эксплуатации значительно отличаются от тех, которые были приняты в ранее выполненных расчетах сроков и норм амортизации. Эти показатели могут пересматриваться под влиянием:
-модернизации объекта; морального или физического износа ОС;
-технических и технологических изменений.
В связи с пересмотром сроков полезной службы и по иным причинам может быть пересмотрен и изменен сам метод начисления амортизации. При этом возможно изменение амортизируемой стоимости и нормы амортизации для текущего и будущих отчетных периодов. Измененные амортизационные нормы начинают применяться в том отчетном году, в котором произведен пересмотр сроков службы, и продолжают применяться во всех последующих периодах вплоть до следующего пересмотра сроков. Результаты изменения сроков и норм амортизации раскрываются в примечаниях к финансовой отчетности в том периоде, в котором такое изменение состоялось.
Выводы. Следовательно, срок службы на активы устанавливаются самим субъектом в зависимости от планируемого срока получения выгоды и профессионального суждения. При этом следует учесть, что остаточная стоимость и срок полезного использования актива должны пересматриваться, например, 1 раз в конце каждого отчетного года или раз в 3 года (это компания должна прописать в Учетной политике предприятия), и, если ожидания отличаются от предыдущих бухгалтерских оценок, изменения должны отражаться в учете как изменения в бухгалтерской оценке в соответствии с МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки». Чаще всего пересмотр срока службы производится 1 раз в конце каждого отчетного года. Согласно МСФО (IAS) 8 изменения в расчетных оценках – это корректировка балансовой стоимости актива или обязательства или сумма периодического потребления актива, возникающего в связи с оценкой текущего статуса или ожидаемых будущих выгод и обязательств, связанных с активами или обязательствами. Пересмотр расчетных оценок является следствием появления новой информации, большего опыта или накопления опыта, соответственно не является исправлением ошибки, а значит, в связи с этим корректировка затронет лишь текущие и будущие периоды. Налоговый учет хотя и базируется на данных бухгалтерского учета, но имеет свои особенности, регламентированные Налоговым кодексом. Поэтому амортизация в налоговом учете исчисляется по ставкам, регламентированным статьей 120 Налогового кодекса, а в бухгалтерском учете норма амортизация складывается из срока службы, в течение которого компания намерена использовать актив.
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
И. Обуховская, профессиональный бухгалтер РК
ОТНОСИТСЯ ЛИ МЕБЕЛЬ, МАРМИТЫ, ВАЗЫ, ЛАМПЫ, ВЫТЯЖКА, УСТАНОВЛЕННЫЕ В АРЕНДОВАННОМ ПОМЕЩЕНИИ, К ОСНОВНЫМ СРЕДСТВАМ?
ТОО занимается оптовой торговлей, решило открыть общепит. Под него арендовало помещение, в котором делает капитальный ремонт. Строительные материалы, мебель, мармиты, вазы, лампы, вытяжка и ее монтаж, установка, люстры, стоимость которых от 20 тысяч до 205 тысяч тенге, относятся на вычеты? Мебель, мармиты, вытяжка и люстры относятся к основным средствам, если да, то к какой группе?
Законодательная база. Согласно пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса последующими расходами признаются фактические расходы, понесенные при эксплуатации, ремонте, реконструкции, модернизации, содержании и ликвидации активов, указанных в пункте 2 статьи 122 Налогового кодекса.
При этом на основании пункта 2 статьи 122 Налогового кодекса, последующие расходы, подлежат отнесению на вычеты в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены.
Положения настоящего пункта применяются в отношении следующих активов:
1) фиксированных активов и (или)
2) основных средств, инвестиций в недвижимость, нематериальных и биологических активов, учитываемых в бухгалтерском учете налогоплательщика в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и предназначенных для использования в деятельности, направленной на получение дохода, за исключением активов, указанных.
Так же хотелось бы отметить, что на основании пункта 4 статьи 122 Налогового кодекса, сумма последующих расходов, произведенных арендатором в отношении арендуемых основных средств, относится на вычеты.
Разъяснение специалиста. Следовательно, услуги ремонта, строительные материалы, будут относиться к последующим расходам и подлежат отнесению на вычеты компании, а расходы на монтаж и установку вытяжки будут относиться к затратам на доведения ОС до состояния готовности к использованию, и пойдет на увеличение себестоимости вытяжки.
Далее согласно рекомендациям по применению МСФО (IAS) 16 «Основные средства» поступление основных средств определена первоначальная оценка основных средств (первоначальное признание).
Квалификация актива в качестве основного средства, определения его срока службы, последующих затрат производится постояннодействующей комиссией, состоящей из производственных, технических и других специалистов Компании, созданной Приказом (другим внутренним документом) Компании.
Оценку первоначальной стоимости (себестоимости) основных средств Компания может получить из суммы сделки, свидетельствующей о покупке.
Вновь приобретенные или созданные внутри Компании основные средства приходуются Компанией по себестоимости (фактической) стоимости. Обычно эта стоимость отражается в учете Компании на основании первичного документа на приобретение основного средства (накладной, Акта приема-передачи основных средств, Акта ввода в эксплуатацию основных средств, документов, подтверждающих дарение (мену) и др.)
Первоначальная стоимость основных средств Компании включает все затраты, непосредственно связанные с приведением актива в рабочее состояние.
Вывод. Таким образом, признание актива в качестве основного средства требует профессионального суждение и обычно связано с оценкой существенности актива и ожидаемых экономических выгод от его использования и срока использования. В связи, с чем малоценные активы могут не признаваться в качестве основных средств, а списываются на расходы периода, к таким активам, по мнению автора, относятся вазы и лампы. При этом мебель, мармиты, вытяжка и люстры в связи с тем, что имеют длительный срок службы, а так же участвуют в процессе деятельности компании можно отнести к основным средствам.
Далее согласно статье 117 Налогового кодекса учет фиксированных активов осуществляется по группам, формируемым в соответствии с классификацией, установленной уполномоченным государственным органом по техническому регулированию и метрологии. Мебель, мармиты, люстры согласно Государственному классификатору следует отнести к IV группе (Фиксированные активы, не включенные в другие группы, в том числе нефтяные, газовые скважины, передаточные устройства, машины и оборудование нефтегазодобычи), в свою очередь вытяжка относится к II (Машины и оборудование, за исключением машин и оборудования нефтегазодобычи, а также компьютеров и оборудования для обработки информации).
Настоящий материал является объектом авторского права.
Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.