Срок полезного использования экскаватора погрузчика jcb
: Экскаватор -погрузчик не поименован в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Срок установите на основании рекомендаций изготовителя и (или) технических условий. При отсутствии технических условий и рекомендации обращайтесь с запросом в Минэкономразвитии России.
Списывать топливо Вы можете по нормам, разработанным организацией самостоятельно, так как норма на экскаватор-погрузчик JCB не установлена в распоряжении Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р. Однако ориентируетесь на нормы расхода указанные в распоряжении.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».
1.Рекомендация: Как определить срок, в течение которого имущество будет амортизироваться в налоговом учете
Основные правила
Срок полезного использования основного средства определите самостоятельно по таким правилам:*
- в первую очередь руководствуйтесь Классификацией, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. В этом документе основные средства в зависимости от срока их полезного использования объединены в 10 амортизационных групп и расположены в порядке возрастания срока полезного использования (п. 3 ст. 258 НК РФ). Чтобы определить срок полезного использования, найдите наименование основного средства в Классификации и посмотрите, к какой группе оно относится;
- если основное средство не указано в Классификации, то установите срок его полезного использования на основании рекомендаций изготовителя и (или) технических условий.
Такие правила установлены пунктами 4 и 6 статьи 258 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: как определить в налоговом учете срок полезного использования основного средства, если он не предусмотрен в Классификации, а также отсутствуют технические условия и рекомендации производителя*
Возможны различные варианты в зависимости от имеющихся у организации документов на основное средство.
Определять срок полезного использования основного средства организация должна самостоятельно с учетом следующих правил
- в первую очередь нужно руководствоваться Классификацией, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. В этом документе основные средства в зависимости от срока их полезного использования объединены в 10 амортизационных групп и расположены в порядке возрастания срока полезного использования (п. 3 ст. 258 НК РФ). Чтобы определить срок полезного использования, найдите наименование основного средства в Классификации и посмотрите, к какой группе оно относится;
- если основное средство не указано в Классификации, то установить срок его полезного использования можно на основании рекомендаций изготовителя и (или) технических условий.
Такие правила установлены пунктами 4 и 6 статьи 258 Налогового кодекса РФ.
Если основное средство не упомянуто в Классификации, а техническая документация на него отсутствует, определить амортизационную группу и срок полезного использования можно, обратившись с соответствующим запросом в Минэкономразвития России.* Такие рекомендации содержатся вписьме Минфина России от 3 ноября 2011 г. № 03-03-06/1/711.
Кроме того, в подобных ситуациях допускается начисление амортизации по единым нормам, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. № 1072. Однако правомерность использования этих норм, скорее всего, придется отстаивать в суде*. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих обоснованность такого подхода (см., например, определение ВАС РФ от 11 января 2009 г. № ВАС-14074/08, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 5 мая 2012 г. № А27-10607/2011, Дальневосточного округа от 19 мая 2010 г. № А16-1033/2009 и от 29 декабря 2009 г. № Ф03-5980/2009, Северо-Западного округа от 15 сентября 2008 г. № А21-8224/2007).
Е.Ю. Попова
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
2. Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (с изменениями на 10 декабря 2010 года)
Четвертая группа (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно) | ||||||
Машины и оборудование | ||||||
14 2924020 | Самоходные машины и оборудование прочие | экскаваторы,* бульдозеры, скреперы и грейдеры, каналокопатели, каналоочистители и другие | ||||
(позиция дополнительно включена с 1 января 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2006 года N 697) | ||||||
3.Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении приобретение ГСМ за наличные
Ситуация: нужно ли при расчете налога на прибыль учитывать расходы на топливо в пределах норм*
Да, нужно.
Позиция контролирующих ведомств сводится к тому, что при расчете налога на прибыль расходы на ГСМ учитываются в пределах норм, установленныхраспоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р. В дополнение к ним для некоторых марок автомобилей можно применять нормы, предусмотренные в письме ФНС России от 29 марта 2006 г. № ГИ-6-17/337.*
Списывать топливо по другим лимитам (например, разработанным организацией самостоятельно) можно только в отношении автомобилей, для которых нормы не установлены.*
В этом случае организация вправе принять решение ввести собственные нормативы расходования ГСМ, разработанные по ее запросу научными организациями. До принятия такого решения следует руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставленной изготовителем автомобилей*.
Такая позиция изложена в письмах Минфина России от 11 июля 2012 г. № 03-03-06/4/71, от 22 июня 2010 г. № 03-03-06/4/61, от 14 января 2009 г. № 03-03-06/1/15, от 14 января 2009 г. № 03-03-06/1/6.
Налоговая служба также ссылается на необходимость применения указанных норм для целей налогообложения прибыли* (письма ФНС России от 15 апреля 2008 г. № СК-6-5/281, УФНС России по г. Москве от 3 ноября 2009 г. № 16-15/115253).
Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организациям при расчете налога на прибыль не применять нормативы расхода ГСМ, утвержденные Минтрансом России, а использовать нормы, разработанные самостоятельно или с привлечением специализированных организаций по всем автомобилям. Они заключаются в следующем.*
В Налоговом кодексе РФ нет требования о нормировании расходов на ГСМ по автотранспорту (подп. 5 п. 1 ст. 254, подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Однако любые расходы должны быть экономически оправданны и документально подтверждены* (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Поэтому для целей контроля расхода топлива и подтверждения их экономической оправданности можно установить внутриорганизационные нормы расхода ГСМ для служебного автотранспорта. Сделать это можно независимо от того, введены в отношении используемых марок транспорта нормы Минтрансом России или нет.*
Утвердить внутриорганизационные нормы должен руководитель организации своим приказом. Нормы должны соответствовать маркам машин, учитывать их техническое состояние и особенности эксплуатации. Целесообразно утвердить отдельно летние и зимние нормы расхода топлива. Для того чтобы установить внутриорганизационные нормы расхода ГСМ (утверждаемые приказом) по отдельным видам служебного транспорта, можно провести контрольные заезды автомобилей (в заданных условиях). Их результат оформите актом контрольного заезда (в произвольной форме).*
При разработке внутриорганизационных норм в качестве ориентира организация вправе использовать нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, приведенные в Методических рекомендациях, введенных в действие распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р, а также письмо ФНС России от 29 марта 2006 г. № ГИ-6-17/337.*
Экономически обоснованным может быть и заключение договора на разработку норм расхода ГСМ с профильным научным учреждением, например с Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Организациям узкоспециализированной направленности, использующим спецтехнику, целесообразно воспользоваться нормами расхода ГСМ, утвержденными отраслевыми ведомствами (например, предприятиям лесной промышленности – Нормами расхода горюче-смазочных материалов на механизированные работы, выполняемые в лесном хозяйстве, утвержденными приказом Россельхоза от 13 сентября 1999 г. № 180).
В своем более раннем разъяснении Минфин России поддерживал и эту позицию (письмо от 15 марта 2005 г. № 03-03-02-04/1/67).
Окончательное решение о применении тех или иных норм расхода ГСМ организация должна принять самостоятельно. Причем, если это решение будет противоречить требованиям контролирующих ведомств, отстаивать свою позицию организации придется в суде. В арбитражной практике есть судебные решения, принятые в пользу организаций (см., например,определение ВАС РФ от 14 августа 2008 г. № 9586/08, постановления ФАС Центрального округа от 4 апреля 2008 г. № А09-3658/07-29,Дальневосточного округа от 7 ноября 2007 г. № Ф03-А37/07-2/4346,Московского округа от 25 сентября 2007 г. № КА-А41/9866-07). На сторону плательщиков встал и ВАС РФ в определении от 14 августа 2008 г. № 9586/08.* Судьи подтвердили, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрено нормирование расходов на ГСМ в целях налогообложения прибыли. Поэтому, если затраты на приобретение ГСМ экономически обоснованны и документально подтверждены, их можно включить в состав
расходов при расчете налога на прибыль (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Если организация превысит самостоятельно установленные нормы расхода ГСМ и не сможет документально подтвердить обоснованность этого превышения, то затраты на ГСМ сверх установленных ею же норм учесть при расчете налога на прибыль нельзя. Сверхлимитные расходы на ГСМ в таком случае экономически оправданными не будут* (п. 1 ст. 252 НК РФ). Такой вывод содержится в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2012 г. № А27-8757/2011.
Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на приобретение ГСМ за наличный расчет. Организация применяет общую систему налогообложения и списывает расходы на ГСМ при расчете налога на прибыль по нормам, утвержденным приказом руководителя*
Менеджер ЗАО «Альфа» А.С. Кондратьев на служебном автомобиле ВАЗ-2109 выехал в командировку в г. Владимир. 17 мая сотрудник получил из кассы аванс на командировочные расходы в сумме 2000 руб. 19 мая Кондратьев вернулся из командировки и представил в бухгалтерию утвержденный авансовый отчет.
В числе прочих документов к авансовому отчету приложены кассовые чеки АЗС, из которых следует, что сотрудник приобрел 60 литров бензина марки АИ-92 на общую сумму 1062 руб. В чеке цена бензина указана с учетом НДС, однако конкретная сумма налога не выделена.
Учетной политикой организации предусмотрено составление путевых листов за месяц. 30 мая водитель представил в бухгалтерию путевой лист, подтверждающий использование топлива. По данным путевого листа:
- остаток топлива в баке при выезде в командировку – 5 литров;
- остаток топлива в баке при возвращении из командировки – 7 литров;
- пробег автомобиля за время командировки – 700 км.
В организации принято решение списывать расходы на ГСМ как в бухгалтерском, так и в налоговом учете в соответствии с нормами, утвержденными локальными документами.
Приказом руководителя организации утверждена летняя норма расхода бензина по автомобилю ВАЗ-2109 в размере 8,2 литра на 100 км.
Учетной политикой организации предусмотрено списание материально-производственных запасов методом средней стоимости. Для учета израсходованного бензина бухгалтер открыл к счету 26 субсчета:
- «Расходы на бензин в пределах норм»;
- «Расходы на бензин сверх норм».
Расходы Кондратьева на приобретение бензина бухгалтер «Альфы» отразил в учете следующими проводками.
17 мая:
Дебет 71 Кредит 50
– 2000 руб. – выдан аванс на командировочные расходы.
19 мая:
Дебет 10-3 Кредит 71
– 1062 руб. – оприходован бензин, приобретенный за наличный расчет.
В конце месяца (мая) бухгалтер «Альфы» рассчитал среднюю стоимость 1 литра топлива. Из расчета средняя стоимость 1 литра бензина оказалась равной его покупной стоимости.
Списание бензина в бухучете бухгалтер «Альфы» отразил так:
Дебет 26 субсчет «Расходы на бензин в пределах норм» Кредит 10-3
– 1016 руб. ((700 км ? 0,082 л/км) ? (1062 руб. : 60 л)) – списан израсходованный бензин в пределах норм;
Дебет 26 субсчет «Расходы на бензин сверх норм» Кредит 10-3
– 11 руб. ((5 л + 60 л – 7 л) ? (1062 руб. : 60 л) – 1016 руб.) – списан израсходованный бензин сверх норм.
В налоговом учете на прочие расходы бухгалтер списал только 861 руб. ((700 км ? 0,082 л/км) ? (1062 руб. – 1062 руб. ? 18/118) : 60 л).
В результате образовалась постоянная разница в сумме 166 руб. (1016 руб. + 11 руб. – 861 руб.). Постоянное налоговое обязательство с этой разницы бухгалтер отразил проводкой:
Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 33 руб. (166 руб. ? 20%) – отражено постоянное налоговое обязательство по расходам на приобретение бензина, не учитываемым при налогообложении прибыли.
Н.А. Комова
заместитель директора департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
Список амортизационных групп основных средств приведен в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1 от 01.01.2002 г. (в редакции Постановления Правительства РФ от 07.07.2016 N 640). Применяется с 01.01.2017 г.
Жирным шрифтом выделены позиции, найденные непосредственно в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановление Правительства РФ N 1 от 01.01.2002 г.). Обычным шрифтом отражены виды основных средств, попадающие в амортизационную группу из ОКОФ, как входящие в одну из указанных в Классификации групп основных средств.
* Примечание из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановление Правительства РФ N 1 от 01.01.2002 г.).