Срок полезного использования автотранспорта в рк

Срок полезного использования автотранспорта в рк thumbnail

При приобретении автомобиля перед организацией часто возникает проблема правильно установить срок его эксплуатации. За этот период производитель несёт ответственность за недостатки техники, появившиеся по его вине. Конечно, собственник машины должен доказать, что поломка произошла вследствие технического несовершенства, допущенного изготовителем. Эта статья ознакомит вас со сроками эксплуатации авто.

От чего зависит срок эксплуатации и как его рассчитатьАвтомобиля на предприятииАвтомобиля по классификаторуАвтомобиля в РК (Республика Казахстан) Автомобиля с плёнкой 3МАвтомобиля скорой медицинской помощиВиды срока на эксплуатацию автоНормативныйГраничный Как увеличить срокvar index=document.getElementsByClassName (‘index-post’);if (index.length>0) {var contents=index [0].getElementsByClassName (‘contents’);if (contents.length>0) {contents=contents [0]; if (localStorage.getItem (‘hide-contents’) === ‘1’) {contents.className+=’ hide-text’}}}

От чего зависит срок эксплуатации и как его рассчитать

Период использования автомобиля является индивидуальным показателем в зависимости от характеристик и условий использования каждого транспортного средства (ТС).

При его определении следует учесть следующие моменты:

возраст автомобиля;пробег;предприятие-производитель;условия эксплуатации (климатическая зона, частота использования, экология);место применение (город, пгт, сельская местность).

Знаете ли вы? Некоторые фирмы, чтобы сохранить свою репутацию, ведут статистический учёт выпускаемых автомашин, у которых период эксплуатации превысил нормативные показатели. Такие известные компании-производители автомобилей, как Вольво и Мерседес ввели награды собственникам машин, которые проедут 250–1 000 тысяч км.

Автомобиля на предприятии

При приобретении автотранспорта предприятием для определения продолжительности его эксплуатации изучают все технические параметры в техпаспорте или контракте на приобретение движимого имущества. В случае, когда приобретается бывшее в употреблении ТС, то время его использования уменьшают на число лет (месяцев), в течение которого авто использовалось предыдущими собственниками. Эту информацию можно получить из паспорта ТС.

Если предыдущим владельцем автотранспорта было юридическое лицо, то данные сведения можно выявить на основании акта приема-передачи ОС и записей в инвентарной карточке.

Но, частенько период эксплуатации авто может несколько превысить или практически сравняться со сроком использования по существующим нормам, указанного в классификаторе или техпаспорте. В этом случае фирма-собственник имеет право в самостоятельном порядке на основании заседания инвентаризационной комиссии и техосмотра авто установить дальнейший срок его эксплуатации.

Согласно определению периода полезного использования ТС происходит начисление амортизационных отчислений на предприятии. Срок для расчёта берётся по классификатору для основных средств (ОС) РФ исходя из группы авто.

Важно! Начисление амортизации происходит с момента ввода ТС в эксплуатацию. Поэтому такой фактор, как регистрация ТС в автоинспекции, не играет никакой роли.

Автомобиля по классификатору

Согласно классификации ОС различают 5 классов легковых авто. При этом первые 4 систематизируются в зависимости от объёма ДВС (двигателя внутреннего сгорания):

первый — двигатель до 1,2 л;второй — до 1,8 л;третий — до 3,5 л;четвёртый — более 3,5 л; пятый — с дизельным ДВС, дорогие и крупногабаритные авто.

Для автомашин 1–3 класса время полезного использования, которое берётся на предприятиях для расчёта амортизационных отчислений, составляет 3–5 лет. А вот для авто 4-го данный показатель может быть до 7 лет. Автомашины более высокого пятого класса возможно эксплуатировать до 10 лет. Для таких машин объём ДВС не играет значения. К 5-му классу можно отнести любое легковое ТС. По этому поводу в законодательстве РФ ограничений нет. Как правило, к данной группе относят экземпляры машин известных марок, с дизельным ДВС, а также высокой стоимости, приличных параметров (лимузин).

В автомашинах отечественного производства высокий класс имеет обозначение цифры 5 в номерном знаке модели. Она будет обозначена первой. В машинах иностранного производства нет определения классов. Поэтому срок работы авто устанавливают согласно заявлению от фирмы-производителя.

Рекомендуем для прочтения:

Штраф за неисправную тормозную систему в 2019 году

Неисправности рулевого управления, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств

Причины эвакуации автомобиля на штрафстоянку, а также как вернуть машину

Эксплуатация транспортного средства с неисправностями

Как самостоятельно продать автомобиль быстро и выгодно, инструкция

Срок эксплуатации грузового автотранспорта (грузовики, фургоны, тягачи, прицепы) согласно существующего классификатора зависит от грузоподъёмности:

до 0,5 тонн относят к 3-й группе (3–5 лет);в пределах 0,5–5 тонн — 4-я группа (до 7 лет);более 5 тонн — 5-я группа (до 10 лет).

Следует правильно выбирать группу ТС, иначе ошибка в определении амортизационных отчислений может привести к штрафам по налогу на прибыль и имущество.

Автомобиля в РК (Республика Казахстан)

Согласно Приказу Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года № 393 годовая норма износа автотранспорта (любого) равна 15%. При простом подсчёте понятно, что срок службы любой новенькой автомашины на предприятии чуть более 6,5 лет. Конечно, физические и юридические лица в большинстве случаев эксплуатируют автомобили более длительный срок. Поэтому правительство стало ограничивать сроки эксплуатации городского пассажирского автотранспорта до 12 лет, а междугородних автобусов и маршруток — до 15 лет.

Советуем узнать, как починить неисправности электроусилителя руля.

Автомобиля с плёнкой 3М
Виниловая плёнка 3М применяется для оклейки автомобиля полностью или частично. Она отличается высокой устойчивостью к внешней среде. Плёнка данного типа защищает поверхность от дорожных реагентов, царапин, но не от серьёзных повреждений. Если её использовать, то особого ухода за поверхностью автомашины, покрытой лаковой краской, не понадобится. Можно не тратить денежные средства на полировку. Кузов автомашины не подлежит замене в отличие от других деталей, поэтому за ним также нужен хороший уход. Поцарапанная и обтёртая часть поверхности делает ТС не презентабельным.

Плёнка 3М (производство Япония) имеет срок службы 12 лет. На период полезного действия автомобиля, данное защитное покрытие особо не влияет, но улучшает его внешний вид.

Автомобиля скорой медицинской помощи

Легковые автомобили скорой медицинской помощи работают по сменам. Данное ТС относят по классификатору к 3-й группе. Поэтому срок эксплуатации составляет 3–5 лет. Санитарные автобусы (автомобили-фургоны) относят уже к 4-й группе, имеющей срок службы в пределах 5–7 лет.

Из-за сменности и работы в напряжённом режиме медпредприятие имеет право при начислении амортизации применять повышающие коэффициенты, но не более 2.

Полезно знать, какие подержанные автомобили стоит покупать.

Виды срока на эксплуатацию авто

Нормативный срок может отличаться от реального времени эксплуатации ТС. При бережном отношении к технике её можно дольше использовать. Но даже при хорошем уходе за автомобилем время его эксплуатации ограничено. Граничные сроки могут устанавливаться государством.

Нормативный

Нормативное время службы автомобиля устанавливает производитель. В среднем данный показатель составляет 5-6 лет или 100 тысяч километров. Всё дело в том, что после пробега 100 000 километров у многих автомашин начинаются проблемы.

Например, АвтоВАЗом установлены следующие сроки для свей продукции:

полноприводные автомобили — 6 лет (90 тыс. км);передне— и заднеприводные — 8 лет (120 тыс. км).

Поэтому, если авто проехало указанное расстояние или просто простояло в гараже, то собственник ТС не может уже обратиться к фирме-производителю по поводу проведения ремонтных работ из-за поломки.

Знаете ли вы? За последнее время период полезного использования автотранспорта существенно увеличился. Так, в 60–70 годы средний период эксплуатации авто составлял 8 лет. Сейчас этот показатель в среднем достиг 12 лет.

Граничный

В России рассматривается законопроект о запрете эксплуатации автомобилей, которым более 15 лет. При этом за нарушение такого ограничения будут начисляться штрафные санкции. Для граждан данная сумма будет составлять 30 000 рублей, должностных лиц — 50 000 рублей, а для юр. лиц — 200 000 рублей.

При таких нарушениях рассматривается, что сотрудник ГИБДД будет иметь право задержать ТС. Для грузовых авто весом более 3,5–12 тонн указан граничный срок 20 лет.

Как увеличить срок

Чтобы увеличить период эксплуатации автомобиля, его нужно своевременно обслуживать.

Специалисты советуют для этого придерживаться следующих рекомендаций:

Своевременно проводить техосмотр и ремонт. Приобретать качественные запчасти и детали для ремонта и замены. Не осуществлять перевозку грузов выше рекомендованных норм. Соблюдать рекомендации по поводу переключения передач. Постоянно контролировать состояние важных рабочих жидкостей в авто. Своевременно менять свечи зажигания. Не нагружать движок без причин (стартовать или тормозить резко). Снижать скорость при передвижении по разбитой трассе.

Ещё одним важным фактором, продлевающего жизнь автомашины, является смазка. Использование некачественного масла может привести к поломке мотора.

Важно! Некачественное и недорогое топливо может существенно снизить срок службы машины. В ДВС стандарта Евро 4 или 5 необходимо заливать только 95-й или 98-й бензин, так как другие варианты неприемлемы.

Необходимо использовать для обслуживания рекомендованную фирмой-производителем смазку. Нужно также проследить, чтобы данное средство не было подделкой, которую можно встретить на рынке, и приобретать такой товар у надёжных поставщиков. Следует ещё обратить внимание на вязкость. Если автомашина используется в северных регионах с низкими температурами, то данный показатель должен соответствовать таким условиям. Срок службы стареньких моторов можно продлить, используя синтетическое или полусинтетическое масло.

Необходимо также пользоваться соответствующим видом топлива. Если ДВС произведен с учётом работы на бензине с небольшим количеством серы, то не нужно брать бензин с октановым числом 92, так как это негативно отразится на работе двигателя

Нормативный срок эксплуатации устанавливает производитель и прописывает это в технической документации на автомобиль. Он несёт ответственность весь этот период в случае выявления заводского брака и неполадок по вине изготовителя. Бережное отношение к автотранспорту, своевременное обслуживание и использование качественного топлива может повысить полезный срок использования ТС.

Источник

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания

Я принимаю Условия обслуживания

Продолжить

Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации

Л. Ким, профессиональный бухгалтер РК, CAP

КАК ИЗМЕНИТЬ СРОК ПОЛЕЗНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В УЧЕТЕ?

Фиксированный актив – грузовая машина, срок амортизации закончился (5 лет), машина продолжает работать. Как правильно отразить в бухучете фиксированный актив? Списать его нельзя, но и амортизация не начисляется. Как начислять амортизацию? Также, например, амортизация закончилась еще в 2014 году. Можно что-то сделать в 2015 году, чтобы началась амортизация?

Учет основных средств регламентируется МСФО 16 или разделом 17 МСФО для МСБ. Основные положения по учету основных средств (признание, методы амортизации, срок полезного пользования, ликвидационная стоимость и др.) утверждаются руководством или уполномоченным органом в Учетной политике предприятия. Согласно поставленному вопросу автор делает вывод, что после первоначального признания объекты основных средств учитываются по себестоимости за минусом накопленной амортизации.

Согласно положениям вышеуказанных стандартов амортизация основных средств – систематическое распределение стоимости актива на протяжении срока его полезного использования. Срок полезного использования – это период времени, на протяжении которого, как ожидается, актив будет иметься в наличии для использования предприятием или количество единиц продукции или аналогичных единиц, которые предприятие ожидает получить от использования актива. Срок полезного использования актива определяется с точки зрения предполагаемой полезности актива для предприятия. Расчетная оценка срока полезного использования актива производится с применением профессионального суждения, основанного на опыте работы предприятия с аналогичными активами. Предприятие должно избрать такой метод амортизации, который отражает характер ожидаемого потребления предприятием будущих экономических выгод от актива.

Источник

Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации

А. Калденбергер, магистр учета и аудита,

профессиональный бухгалтер РК, CAP, DipIFR

КАК РАССЧИТАТЬ АМОРТИЗАЦИОННЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ДОГОВОРА АРЕНДЫ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА?

У водителя его личная машина, по договору находится в аренде у компании, как рассчитать износ машины, амортизацию в денежном эквиваленте, или есть какие-нибудь нормы на автомобили, которые компания должна выплачивать раз месяц или в год, как правильно? Выплачивать компания хочет наличными.

В соответствии со статьей 155 Трудового кодекса РК от 15 мая 2007 года № 251-III, при использовании работником личного имущества в интересах работодателя и с его согласия работодателем производится компенсационная выплата за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, других технических средств и расходы на их эксплуатацию по соглашению сторон.

Амортизация для целей бухгалтерского учета начисляется в соответствии с МСФО (IAS) 16 (пункты 43 – 62), раздел 17 МСФО для МСБ (пункты 17.16 – 17.23), НСФО (пункты 26-28). Норма амортизации для целей бухучета устанавливается самостоятельно исходя из предполагаемого срока полезного использования.

Например, первоначальная стоимость (оценочная) автомобиля составляет 1 200 000 тенге, срок его полезной службы оценен в 5 лет, тогда годовая норма амортизации составит 20% (100%/5 лет), годовая сумма амортизации составит 240 000 тенге (1200 000 × 20%), а ежемесячная сумма амортизации будет равна 20 000 тенге (240 000/12 мес.).

Арендные отношения оформляются соответствующим договором, составленным в соответствии с требованиями Гражданского кодекса (§ 5 глава 29), в котором отражаются условия аренды, срок аренды, арендная плата, порядок возмещения ГСМ и др.

Таким образом, арендная плата устанавливается по договоренности сторон и указывается в договоре, размер которой, согласно статье 155 Трудового кодекса может быть определен в сумме амортизационных отчислений автомобиля.

Для физлица арендная плата является доходом от налогового агента (статья 168 Налогового кодекса), которая облагается ИПН по ставке 10% согласно статье 169 Налогового кодекса. Обязательства по исчислению, удержанию и перечислению ИПН в бюджет возлагается на Ваше ТОО, которое в данном случае является налоговым агентом.

При этом, в соответствии с подпунктом 24 пункта 3 статьи 155 Налогового кодекса, не рассматриваются в качестве дохода физлица возмещение расходов физического лица-арендодателя, не являющегося ИП, на содержание и ремонт имущества, переданного в аренду, или расходы арендатора на содержание и ремонт имущества, арендованного у физического лица, не зачитываемые в счет платы по договору аренды.

Использование автотранспортного средства связано с расходами по ГСМ.

Для нормирования расходов ГСМ частным организациям можно руководствоваться Постановлением Правительства РК от 11 августа 2009 года № 1210 «Об утверждении норм расходов горюче-смазочных материалов для государственных органов Республики Казахстан и расходов на содержание автотранспорта», а также Ваше ТОО вправе самостоятельно разработать нормы расхода ГСМ и закрепить их приказом руководителя.

Расходы по ГСМ подлежат вычету на основании путевых листов и Актов на списание по утвержденным нормам.

Если по договору аренды расходы по ГСМ осуществляются за счет арендатора, то плательщиком платы за эмиссии в окружающую среду является арендатор (в договоре указывается на кого возложена обязанность по уплате платы за эмиссии).

Настоящий материал является объектом авторского права.

Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.

Источник

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания

Я принимаю Условия обслуживания

Продолжить

Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации

Как определяются нормы учета амортизации в бухгалтерском и налоговом учете?

(Д. Пак, аудитор РК, аудиторская компания «ТрастФинАудит», 27 октября 2020 г.)

ТОО в 2019 году приобрело автомашину легковую. В качестве основного средства стали использовать в 2020 году. Как определяются нормы учета амортизации в бухгалтерском учете и в налоговом учете?

В случае если организация осуществляет ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее – МСФО), то амортизируемая величина и период амортизации основных средств определяется согласно МСФО (IAS) 16 «Основные средства».

В соответствии с МСФО (IAS) 16 амортизируемая величина актива подлежит систематическому распределению на протяжении срока полезного использования этого актива.

Амортизируемая величина актива определяется за вычетом его ликвидационной стоимости. На практике ликвидационная стоимость актива часто составляет незначительную величину и, следовательно, является несущественной при расчете амортизируемой величины и часто приравнивается к нулю.

Согласно определениям МСФО (IAS) 16 срок полезного использования определяется как:

(a) период времени, на протяжении которого, как ожидается, актив будет доступен для использования организацией; или

(b) количество единиц продукции или аналогичных единиц, которые организация ожидает получить от использования актива.

Также МСФО (IAS) 16 устанавливает, что ликвидационная стоимость и срок полезного использования актива должны анализироваться на предмет возможного пересмотра как минимум по состоянию на дату окончания каждого отчетного года и, если ожидания отличаются от предыдущих оценочных значений, соответствующее изменение (изменения) должно отражаться в учете как изменение в бухгалтерских оценках в соответствии с МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки».

Вывод:

Норма амортизации определяется из предполагаемого срока полезного использования, в течение которого организация ожидает получение будущих экономических выгод, заложенных в активе.

При определении срока полезного использования применяется профессиональное суждение, основанное на использовании аналогичных активов.

В сложившейся практике бухгалтерского учета срок полезного использования в отношении транспортных средств определяется в 7-10 лет, в зависимости от их вида (служебный транспорт, грузовой и пр.) и использования (в административных или производственных целях).

Также на конец каждого отчетного периода срок использования основных средств в обязательном порядке подлежит пересмотру.

Источник