Средством исправления является общественно полезный труд


Основу любого общественного строя составляет труд. Он является естественной необходимостью. Без труда немыслимо общественное производство, сама жизнь, им создаются все материальные, культурные и духовные ценности человека. Поэтому-то он и называется общественно полезным трудом. Общественно полезный труд является основой исправления осужденных. Это средство формирования личности каждого человека, а его отношение к труду – важная социальная черта . Труд создал самого человека и благодаря этому стало возможным появление и развитие человеческого общества.
Все наказания, назначенные приговором суда виновным лицам, должны быть исполнены. Исполнение наказаний – это реализация санкций уголовно-правовых норм. Исполнение наказаний, связанных с применением мер исправительного воздействия – это регламентированный нормами уголовно-исполнительного права карательно-воспитательный процесс, осуществляемый специально уполномоченными на то органами государства в соответствии с целями наказания в обществе. Исполнение наказаний, связанных с исправительным воздействием отличается от исполнения всех иных наказаний тем, что они: протекают во времени, являются по содержанию карательно-воспитательными и осуществляются, как правило, специальными органами государства, пенитенциарными (исправительными) учреждениями.
При исполнении наказаний их содержание и средства, а также цели должны быть между собой взаимосвязаны. Так, если лишение свободы не будет связано с привлечением к общественно полезному труду и проведением воспитательной работы, то оно останется лишь карой за совершенное преступление. Таким образом невозможно добиться выполнения задач, стоящих перед пенитенциарными учреждениями по исправлению осужденных. Положение, что труд – основа исправления осужденных является общепризнанным.
Главная цель организации труда в местах лишения свободы – исправление осужденных. В этом проявляется важная черта гуманизма уголовно-исполнительной политики государства. Согласно ст. 9 УИК РФ труд выступает в качестве одного из основных средств исправления осужденных.
Значение труда осужденных в процессе отбывания наказания не исчерпывается воспитательной задачей. Он развивает у осужденных творческие способности, закаляет волю, формирует коллективизм, ответственность и другие жизненно важные для человека качества. Вовлечение осужденных в трудовое соревнование, движение рационализаторов и изобретателей позволяет воспитывать у них активность, чувство состязательности.
Производительность труда поднимает осужденных в собственных глазах, придает им уверенность в собственных силах и способности создавать материальные блага, оказывает на них благотворное влияние как на равных членов общества. Чрезвычайно важно подчеркнуть, что воспитывает осужденных не труд вообще, а квалифицированный труд,[60] так как они не приобретают никакой специальности, необходимой на свободе и не подвергаются в должной мере исправительному воздействию, кроме этого неквалифицированный труд низко оплачиваемый и не престижный и воспитательное значение такого труда невелико. «Приобретение специальности лицами, ранее ее не имевшими, повышение квалификации или овладение новой специальностью имеет большое значение для подготовки осужденных к честной трудовой жизни на свободе, для предупреждения рецидива. Приобретение специальности или повышение квалификации имеют также большое воспитательное значение».[61] В пенитенциарных учреждениях созданы все условия для приобретения специальности и повышения квалификации.
Общественно полезный труд как средство исправления осужденных в пенитенциарных учреждениях преследует и иные цели, в частности экономическую, социальную и оздоровительную.
Экономическая цель труда осужденных состоит в том, что они работают на себя и на общество, членами которого они являются и которое готово принять их после отбытия наказания. Результаты труда осужденных служат средством возмещения ущерба, причиненного преступлением, выплаты исков и алиментов, возмещения стоимости питания, одежды, белья и обуви, кроме стоимости спецодежды и спецпитания. Важность экономической цели труда осужденных трудно переоценить, однако, согласно ст. 103 УИК РФ, «Производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений – исправлению осужденных».
Социальная цель в основном заключается в получении или в сохранении уже имеющейся специальности, необходимой осужденным после освобождения из мест лишения свободы. Для достижения этой социальной цели служат созданные в пенитенциарных учреждениях промышленные производства и общеобразовательное и профессионально-техническое обучение.
По своему социально-экономическому характеру результат труда осужденных делится на необходимый и прибавочный, т. е. прибыль. Часть прибавочного продукта является источником расширенного воспроизводства, что способствует укреплению и расширению, а также техническому перевооружению производственной базы пенитенциарных учреждений.
Оздоровительная цель осужденных в пенитенциарных учреждениях при использовании труда заключается, прежде всего, в укреплении здоровья. Труд способствует физическому развитию и закаливанию организма. Кроме этого он способствует предотвращению антиобщественных проявлений осужденных, так как их силы и энергия направлены на создание материальных благ. Естественно, что в СИЗО, исправительных колониях и тюрьмах для укрепления их здоровья проводятся различные медицинские, санитарно-гигиенические и иные мероприятия оздоровительного характера. «Но даже регулярное проведение прогулок, использование их для спорта и проведение санитарно-гигиенических мероприятий, как правило, оказывается недостаточным для поддержания здоровья заключенных если они систематически не занимаются трудом».[62]
Таким образом, на практике общественно полезный труд необходим как средство исправления осужденных, но он не эффективен если они не заинтересованы в своем труде. Поэтому нужно максимально заинтересовать в результатах их труда, чтобы они просили предоставить им работу, выступали с предложениями по внедрению передовых методов труда, предлагали выпускать новые виды продукции и ее реализацию.
Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 2842 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Источник
В статье 9 части 1 УИК РФ первый раз на законодательном уровне дается четкое определение такого понятия, как средства исправления осужденных. Исправление осужденных — это формирование у них отношения уважительного характера к обществу, труду, нормам, людям, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.
Определение 1
Исправление осужденного — это непрерывное и постоянное воздействие на его личность средствами, которые закладываются в самом уголовном наказании.
Исправление рассматривается, как определенный процесс по трансформации личности осужденного, которая происходит как под действием внешних, так и внутренних условий его развития. Влияние внешней среды оказывают сотрудники органов и учреждений, занимающихся уголовным наказанием, представители других общественных, и государственных структур, близкие лица и родственники, тех лиц, которые отбывают наказание, а также другие осужденные. Все вышеперечисленные граждане принимают участие в процессе трудового, нравственного, правового, эстетического, интеллектуального и физического развития личности осужденного. Поэтому именно эта деятельность и называется термином «исправительное воздействие».
Исправление осужденных, как социально весомый результат
Основные средства исправления осужденных представляет собой определенный социальном весомый результат применения средств и исполнения наказания воздействия исправительного характера. На данный момент Уголовный Кодекс Российской Федерации связывает применение, например, освобождения условно-досрочного характера (статья 79) с убежденностью суда в том, что для своего исправления осужденный не имеет потребности в полном отбывании наказания, которое было назначено судом.
Вывод 1
Отсюда можно сделать вывод, что речь идет об понятии с оценочным характером. Его содержание зависит о степени исправления осужденного, определением которой занимаются органы и учреждения, исполняющие уголовные наказания, что касается УИК РФ, он употребляет данный термин в разном характере, для установления степени исправления. Так в статье 108 части 3 УИК РФ говорится, что отношение осужденных к получению начального профессионального образования, а также профессиональной подготовки учитывает во время определения степени их исправления.
Когда происходит определение понятия исправления законодатель заостряет свое внимание на формировании у осужденных реально достижимых при исполнении наказания качеств личности — привитие навыков поведения в обществе и элементарных привычек: уважение к другим людям, труду, правилам и нормам человеческого общежития.
В соответствии со статьей 9 частью 2 УИК Российской Федерации к средствам основного характера исправления относятся: порядок, который был установлен для исполнения и отбывания наказания; работа воспитательного характера; полезный труд общественной направленности; получение общего образования; общественное воздействие; подготовка на профессиональном уровне.
Понятие режима
Понятие режима, который занимается определением, установленного порядка отбывания и исполнения наказания, ранее в исправительно-трудовом законодательстве употреблялось только относительно исполнения лишения свободы. Режим отбывания и исполнения наказания многофункционален по направленности своего рода. Такой режим выступает в роли одного из средств исправления (статья 9 часть 2 УИК РФ), создает условия для использования других средств исправительного характера.
В статье 82 части 2 УИК РФ. Применительно к конкретным видам наказаний режим приобретает четкое содержание. Наиболее полные и всесторонние правила режима реализуются в учреждениях исправительной направленности, дисциплинарных воинских частях, арестных домах, и центрах, которые носят исправительный характер. Он изменяет полностью образ жизни осуждаемых и во внерабочее, и в рабочее время, охватывая все сферы жизнедеятельности.
Потенциал исправительного режима
Потенциал исправительного режима проявляется в системе прогрессивного отбывания наказания, суть которой кроется в том, что по мере исправления заключенных изменяется их степень изоляции, количество передач, посылок и бандеролей, свиданий и другие условия содержания. Все это способствует приближению с поэтапным характером условий жизни и деятельности ориентированных положительно осужденных к условиям нормального социального сосуществования.
Замечание 1
Тем не менее такая система предусматривает условия ужесточенного характера отбывания наказаний применительно к тем осужденным, которые регулярно преступают требования режима, не исполняют обязанности, ограничения и запреты, которые на них возлагаются.
Так как режимом определяется распорядок внутреннего исправительного учреждения и других учреждений, которые занимаются исполнением наказаний, он включает в себя требования соответствующего характера по обеспечению правопорядка на территории указанных учреждений, соблюдению как персоналом, так и осужденными своих обязанностей, и реализации их прав. Его нормы не обращены также к тем лицам, которые посещали данные учреждения (представителям общественных объединений, служителям культа, родственникам осужденных, представителям органов власти).
Во время отбывания наказаний, которые не имеют отношения к изоляции общества, совокупность основных элементов, образующих режимное содержание, значительно уменьшает объем правоограничений осужденных, сокращается регламентация специфических правил их поведения.
Замечание 2
Но все же, когда эти наказания исполняют имеет место контроль за поведением осужденных, который в свое время является одним из главных элементов режима.
К числу основных средств исправления законодатель относит работу воспитательного характера, которая направляется на формирование у осужденных самых обычных навыков социально одобряемого поведения: уважение к обществу, к личности человека, господствующим в нем нормам, традициям и правилам поведения человеческого общежития, к закону, к труду и его результатам. Относительном конкретных видов наказания УИК Российской Федерации определяет направления и формы основной воспитательной работы с осужденными (статья 109-110, а также 165).
Работа воспитательного характера составляет основную часть профессиональной деятельности многих сотрудников органов и учреждений, которые исполняют уголовные наказания. Она основывается на принципах педагогики и гуманизма:
- включение осужденных в общественно полезную активную деятельность;
- формирование в среде осужденных отношений, которые основываются на ценностях человека;
- сочетание требовательности к осужденным с справедливостью и гуманичностью отношений к ним;
- опора в работе воспитательного характера на положительные качества личности; подход комплексного характера к организации воспитательной работы;
- дифференцированный и индивидуальный подход в процессе воспитания.
Персонал органов и учреждений, которые исполняют различные задачи, осуществляют уголовное наказание, направленные на правовое, физическое, трудовое, нравственное и другое воспитание осужденных, способствующее их исправлению.
Замечание 3
Работа воспитательного характера с осужденными включает в себя воспитательную работу индивидуальной направленности, работу с отдельными группами и категориями осужденных, организацию нормального психолого-педагогического климата в их среде, пользование потенциалом воспитательного характера других средств исправления осужденных.
Общественно полезный труд является традиционно одним из главных средств по исправлению осужденных. Правовые акты международной направленности о нравах человека и обращении с осужденными признают обязательность труда осужденных (статья 71 пункт 2 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными). Европейские пенитенциарные правила от 2006 года отмечают, что труд в местах заключения нужно рассматривать, как элемент позитивный использующийся во внутреннем режиме и никогда не применяющийся в качестве наказания пункт 26.1. Пакт международного характера о политических и гражданских правах (статья 8 пункт 3) не относит работу, которую исполняют лица, которые находятся в местах принудительного содержания под заключением на основании распоряжения суда, к категории принудительного труда.
В ранее действовавшем исправительно трудовом законодательстве и правоприменительной практике роль труда изменилась: на протяжении долгого времени труд рассматривался не только формально, как основа исправления осужденных, а и как исправительное учреждение выступающее по существу, как предприятие промышленного характера, которые обязано выполнять производственный план и при этом приносить прибыль. Но на данный момент сложилась иная ситуация. Экономический кризис привел к тому, что большинство осужденных из-за отсутствия работы не привлекаются к труду, а безделье, особенно в изоляционных условиях от общества, способствуют количественному росту правонарушений среди осужденных. Но даже в таких ситуациях общественно полезный труд рассматривается, как обязанность осужденных (статья 40 часть 4 и статья 103,164 часть 1 УИК Российской Федерации).
Общественное значение полезного труда для исправления осужденного заключается в том, что добросовестное отношение к обязанностям трудового характера учитывается во время определения степени исправления конкретного осужденного; дает право осужденным поддерживать свое душевное и физическое здоровье; является основой для материального удовлетворения потребностей не только осужденного, но и оказания им помощи семье, накопления нужных средств для устройства после отбывания наказания.
Замечание 4
Навыки трудового характера, которые получаются во время процесса наказания, очень часто предоставляют осужденному после отбытия наказания разобраться с проблемой трудоустройства.
Исправительные средства
К исправительны средствам осужденных относятся получение ими образования общей или профессиональной подготовки. Акты международной направленности об обращении с осужденными значительное внимание уделяют их профессиональному и общеобразовательному обучению, которое рассматривает как главный элемент воспитания. Данному вопросу посвящается особенный раздел Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, статья 77 пункт 2, который подчеркивает, что «обучение заключенных происходит по мере возможности с существующей в стране образовательной системой «. Правило 28.7 пенитенциарных Европейских прави конкретизирует такое положение. Где говорится, о реальном осуществлении образовательной программы для заключенных и оно должно:
- интегрироваться в систему общенационального профессионального образования и обучения, для того чтобы после освобождения они могли без каких-либо проблем продолжать свою профессиональную подготовку и образование;
- проходить под патронажем внешних учебных заведений. Данное наблюдение за организацией обучения осужденных является не случайным, так как в нем происходит реализация личной деятельности познавательного характера.
Образование общего характера служит для формирования жизненных перспектив, интеллекта, нравственному изменило осужденного.
Замечание 5
В условиях современных органов и учреждений, исполняющие уголовные наказания, вместе с образовательными органами вынуждены решать достаточно сложные вопросы по ликвидации безграмотности среди осужденных, а также получения ими общего образования.
Определенной закономерностью является и то, что в учреждениях исправительных получение осужденными к лишению свободы, не достигшим возраста 3- лет, общего образования является необходимым (статья 112 УИК Российской Федерации часть 1). Осужденным, которые отбывают свое наказание в виде лишения или же ограничения свободы и не имеющим нужной специальности, обеспечиваются получение начального профессионального образования, или подготовки на профессиональном уровне. Организация и формы образовательного процесса регламентируются УИК Российской Федерации (статья 129 часть 4, статья 112, 108, 141) и законодательством об образовании, в частности законом Федеральной направленности от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовательной системе в Российской Федерации» статья 80.
Помимо этого, с учетом определенных возможностей исправительная администрация учреждения обязана оказать содействие осужденным в получении профессионального образования на высшем уровне (статья 108 часть 4 УИК Российской Федерации).
Замечание 6
Увеличение профессионального и образовательного уровня создает предпосылки для успешной социальной адаптации осужденного после освобождения от наказания уголовного характера.
Впервые в законодательстве уголовно-исполнительной направленности в качестве одного из средств исправления осужденных закреплено воздействие общественного характера, хотя в ранее действовавшем законодательстве исправительно-трудового характера участие общественности в направлении осужденных предусматривалось в различных формах. Положения статьи 9 УИК Российской Федерации часть 2 нашли отражение в разных статья Кодекса (статья 142, 14, 23). Так, в статье 23 части 3 УИК Российской Федерации говорится о том, что объединения общественного характера оказывают содействие в работе органов и учреждений, которые исполняют наказания, принимаю участие в исправлении осужденных в порядке и форме, которая устанавливается законодательством Российской Федерации.
Положение данного развития статья 21 часть 1 Федерального закона «Об общественном контроле, который обеспечивает права человека в принудительных местах содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» установлено, что объединения общественного вида, организации некоммерческой направленности социально-ориентированного характера оказывают содействие лицам, которые находятся в принудительных местах содержания, в вопросах обеспечения благоприятных условий их содержания, создания условий для адаптации к общественной жизни. Объединения общественной направленности, социально-ориентированные некоммерческие организации оказывают администрации учреждения определенное содействие, исполняющего наказания, с целью исправления осужденных к лишению свободы. Опираясь на статью 22 указанного Закона формами содействия лицам, которые находятся в местах лишения свободы, являются:
- участие в обустройстве лиц, которые находятся на иждивении осужденных к лишению свободы, а в ситуации, когда данные лица нужно поместить в учреждение медицинского характера или учреждение социальной направленности они нуждаются в постороннем уходе;
- участие в решении вопросов их жилищно-бытового, трудового устройства, социального обеспечения и медицинского обслуживания;
- обеспечение их свободы вероисповедания и совести;
- оказание администрации содействия в процессе создания заказов в исправительных учреждениях и на их предприятиях;
- оказание административной помощи в получении лицам, которые находятся в местах принудительного содержания, профессиональной подготовки, общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования.
В статье 9 части 3 УИК РФ говорится о том, что все средства исправления должны применяться в комплексе, в то же время обязательно нужно учитывать и вид наказания, его степень и, конечно, характер общественной опасности совершенного преступления, личность и поведение самого осужденного. Тем самым законодатель заостряет внимание на мастерское умение применить принципы дифференцированного и индивидуального подхода и учета особенностей различных категорий осужденных, которые отмечаются в уголовных нормах и уголовно-исполнительном законодательстве.
Дифференциация применения средств исправления и исполнения наказания, в первую очередь, основывается на учете вида наказания, которое в свое время отбывают осужденные, типологических особенностей разных категорий (женщины, мужчины, взрослые, инвалиды и несовершеннолетние). С учетом особенностей каждого вида наказания и группы осужденных УИК Российской Федерации определяет особенный порядок, а также условия его применения и исполнения исправительных средств.
Замечание 7
Данный подход к заключенным, а именно к тем, кто отбывает свое наказание в виде лишения свободы, дает возможность определить средства и пути, методы и формы воспитательной работы, которые способствуют формированию у них позитивных нравственных качеств и позитивных морально-волевых взглядов.
Индивидуализация применения средств исправления основывается на учете таких законных признаков как: характер совершенного преступления, то есть какого рода это преступление корыстное или насильственное, направлено ли оно против какого-либо конкретного гражданина или общества в целом, носит ли оно антигосударственный характер и прочее; общественной степени опасности совершенного преступления, то есть является ли оно преступлением средней или небольшой, или даже тяжким, особо тяжким (статья 15 Уголовного Кодекса Российской Федерации); личности осужденного, то есть нравственно-психологических, а также социально-демографических и других признаков, относительно степени социально-нравственной испорченности, которая определяется интенсивностью и продолжительностью бывшей криминальной деятельности; поведение осужденных, то есть степень исправления относительно соблюдения установленного порядка, участие в полезном труде, самодеятельных организациях осужденных.
Источник