Средняя группа нод овощи и фрукты полезные продукты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе.
Тема: «Овощи и фрукты – полезные продукты».
Цель: Расширять и систематизировать представления и знания детей об овощах и фруктах.
Задачи:
– Образовательная:
- Закреплять называния овощей и фруктов.
- Учить детей отгадывать загадки описательного характера.
- Познакомить с элементарной классификацией: овощи растут на грядке, в огороде, а фрукты на дереве.
- Уточнить представления детей о пользе овощей и фруктов для здоровья человека и входящих в их состав витаминах.
– Развивающая:
- Развивать связную речь, умение работать в группе и отвечать на поставленные вопросы, высказывать своё мнение.
– Воспитательная:
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, создать условия для формирования установки на здоровый образ жизни.
Образовательные области: познавательное, речевое, физическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.
Словарь: огород, грядка, овощи, фрукты, картофель, капуста, морковка, помидор, огурец, яблоко, груша, виноград, слива, вкусный, сладкий, сочный, мягкий, твердый, красный, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, коричневый.
Предметно-развивающая среда: Корзина с муляжами овощей и фруктов, кусочки натуральных овощей и фруктов на зубочистке, картинки «Огород», «Дерево» – на столах. Дети сидят полукругом на ковре.
Предварительная работа: Беседа с детьми о пользе овощей и фруктов, рассматривание муляжей овощей и фруктов, лепка морковки, рисование огурца и помидора, разучивание песни «Огород», чтение стихотворений о фруктах и овощах: Ю. Тувим «Овощи», С. Михалков «Хозяйка однажды с базара пришла», «Репка», К.И.Чуковский «Обжорка», загадывание загадок об овощах и фруктах.
Ход НОД:
1.Введение в НОД.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим об овощах и фруктах, узнаем, какую пользу они приносят нашему организму.
2. Дидактическая игра «Загадки».
Я принесла вам корзинку, хотите узнать, что в ней? Тога я вам буду загадывать загадки, а если угадаете, достану отгадку из корзины.
1. Как на нашей грядке
Выросли загадки.
Сочные да крупные
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
Осенью краснеют (помидор)
2. Круглое, румяное,
Оно растет на ветке.
Любят его взрослые,
И маленькие детки. (Яблоко)
3. Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)
4. Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой? (Огурец)
5. Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
6. Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож. ( Груша)
7. Семьдесят одёжек,
А все без застёжек.
Кто любит щи –
Ее в щах ищи. (Капуста)
8. Крупных ягод гроздь большая
Сладким соком угощает.
Подарил нам летний сад
Ароматный (виноград)
9. На сучках висят шары,
Посинели от жары. (Слива)
(Ответы детей).
2. Дидактическая игра «Овощи и фрукты».
Воспитатель: Скажите мне, ребята, где растут овощи? А где растут фрукты? Где вы видели фруктовые деревья и грядки с овощами?
(Ответы детей: на даче, в саду).
Я принесла овощи и фрукты, но не успела разложить их в корзинки. Вы мне поможете?
На столе стоят две корзинки. Нам нужно в одну корзинку положить фрукты, а в другую – овощи. А помогут нам в этом картинки-помощники (на одной картинке нарисованы грядки, на другой – дерево).
Дети поочередно раскладывают и комментируют, по какому принципу они складывали овощи и фрукты.
Воспитатель: что лежит в этой корзинке?
Ответы детей.
Воспитатель: А как их можно назвать одним словом? (овощи).
(Если сразу говорят обобщенно – овощи, уточнить, какие).
А что лежит в этой корзинке?
Ответы детей.
Воспитатель: Как их можно назвать одним словом? (фрукты) (Если сразу говорят обобщенно – фрукты, уточнить, какие).
3. Физкультминутка.
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем. Встаньте возле своих стульчиков. Я буду называть овощи и фрукты. Если вы считаете, что это овощ, то нужно присесть (растет на грядке). А если это фрукт, то нужно встать, разведя руки в стороны (растет на дереве).
4.Рассматривание овощей. (Выяснение цвета, формы, твердости, мягкости).
5. Игра «Угадай на вкус».
Воспитатель дает детям попробовать кусочки овощей и фруктов, наколотых на зубочистки. Дети определяют на вкус, что они попробовали.
6. Воспитатель: для чего мы едим овощи и фрукты? Что есть в овощах и фруктах?
Ответы детей. (В них много витаминов, едим, чтобы быть здоровыми).
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться.
Вам совет даю один:
Надо кушать витамин
Уважайте вы продукты,
Ешьте овощи и фрукты
7. Подведение итогов занятия:
– Что мы сегодня делали? Зачем нужны овощи и фрукты?
Те фрукты и овощи, которые у нас остались, мы съедим на 2-ой завтрак.
Вера Апарина
Занятие в средней группе «Овощи и фрукты-полезные продукты»
Конспект занятия в средней группе «Овощи и фрукты»
Цель: учить различать овощи и фрукты, учить подбирать прилагательные к названию овощей и фруктов.
Задачи:
Закреплять знания детей об овощах и фруктах: где они растут, какие они, для чего их выращивают;
Развивать у детей речь, внимание, память, мелкую моторику рук.
Воспитывать интерес к выращиванию овощей и фруктов, желание помогать взрослым на огороде.
Оборудование: письмо в конверте, волшебный мешок, две корзины, плоскостные изображения овощей и фруктов, кастрюля, блюдце.
Словарная работа: овощи, фрукты.
Ход занятия:
Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Ребятки, какое сегодня доброе утро! Дети, посмотрите друг на друга, улыбаемся друг другу, какие мы красивые!
Коммуникативная игра «Здравствуйте, ладошки!»
Здравствуйте, ладошки! (Хлоп-хлоп-хлоп)
Здравствуйте, ножки! (топ-топ-топ)
Здравствуйте, щечки! (плюх-плюх-плюх)
Здравствуйте, губки! (чмок-чмок-чмок)
Здравствуйте, зубки! (щелк-щелк-щелк)
Здравствуй, мой носик! (бип-бип-бип)
Здравствуйте, гости! Всем привет!
Воспитатель: Молодцы! А теперь сели на стульчики.
Воспитатель: Ребята, сейчас какое время года?
Дети: Весна.
Ведущий: А как вы это узнали? Что изменилось в природе (на улице?
Дети: Листья зеленеют, цветы цветут.
Воспитатель: Ребята, а люди что делают в огороде?
Дети: сажают овощи.
Воспитатель: На огороде, в саду растут овощи и фрукты. Люди собирают урожай овощей и фруктов. Ребята, а вы любите фрукты? (да)
Воспитатель: Ребята, какие фрукты вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель: Где растут фрукты?
Дети: Фрукты растут на дереве.
Воспитатель: Ребята, какие овощи вы знаете?
Дети: морковь, огурец, капуста, помидор.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Где растут овощи?
Дети: на грядке, в огороде, на земле.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, сегодня утром я нашла одно письмо. Давайте прочитаем, что же там написано,и от кого пришло письмо: «Я- пугало огородное! У нас в огороде что-то случилось. Огород совсем пустой, все овощи и фрукты спрятались. Ищу, но не могу их найти. Если хозяин вернётся, то сильно расстроиться. Ребята, помогите, пожалуйста».
Воспитатель: Ребята, вы хотите ему помочь? (да) Какие добрые дети! А как мы можем ему помочь?
Дети: Поможем найти овощи и фрукты.
Воспитатель: Ребята, скажите мне, вы помогаете взрослым собирать фрукты, овощи в огороде. Вот какие вы молодцы! А теперь давайте поедем мы с вами в осенний огород, посмотрим, что же там происходит! Интересно, почему овощи и фрукты спрятались? Ну что, отправимся в осенний огород!
Дети: Да.
Воспитатель: Сегодня мы поедим на поезде. Встали, повернулись, за Эльзой построились и поехали! Посмотрите, какой у нас длинный поезд получился. Ну что, заводим мотор-р-р. Поехали, чух-чух.
Становитесь длинной змейкой,
Пойдем по узенькой дорожке,
По извилистой тропинке
мы идем в осенний огород.
Вагончики, вагончики
По рельсам тарахтят
Везут, везут вагончики
Маленьких ребят.
Ведущий: Вот мы и пришли. Устали, давайте отдохнём, садимся на свои места. Ой, ребята, посмотрите, какой волшебный мешок! Что же в волшебном мешочке?Слушайте внимательно: подходим по одному и угадываем, что же там находится.
Каждый ребёнок подходит по одному, достает из мешка овощ или фрукт, называет его и подбирает прилагательные к этому слову. (круглый, красный, полезный, вкусный)
Воспитатель: Молодцы! Ребятки, слушайте внимательно, вот в эту корзину надо положить только овощи, а в эту корзину –фрукты. У кого овощи, вы должны положить овощи в эту корзину. А фрукты должны подложить в эту корзину. Все меня поняли?
Дети: Да.
(Дети подходят и кладут овощи и фрукты в корзины)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, посмотрите, правильно? Что у нас здесь?
Дети: Овощи?
Воспитатель: Правильно, фрукты.Все вместе повторяем: овощи. А в этой корзине?
Дети: Фрукты.
Воспитатель:Вместе повторяем: фрукты. Молодцы! Ребята, мы же с вами знаем огородно-хороводную игру, давайте повеселимся! Встали, взялись за ручки, делаем круг.
Огородно-хороводная игра «Есть у нас огород»
Воспитатель: Молодцы! Похлопаем друг другу.
Воспитатель: Как мы красиво пели и танцевали. А теперь, ребята, хотите быть маленькими поварами? Тогда пойдемте на кухню.
Дети садятся на стульчики. Перед ними лежат плоскостные изображения овощей и фруктов, кастрюли и блюдца.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая красивая кастрюля, в этой кастрюле мы сварим суп из овощей, находим овощи и ставим в кастрюлю. А вот на это красивое блюдце мы должны положить фрукты для украшения праздничного стола. Все поняли? Что положим в кастрюлю? Что положим на блюдце? Правильно, давайте начинаем! Кто быстрее сварить суп? А кто украсить фруктами блюдце? Альмира, что ты сварила в кастрюле? Карим, что у тебя на блюдце?
Воспитатель: Молодцы! Вот какие у нас повара. И суп приготовили и стол украсили.
А теперь, давайте делаем круг, расскажем пальчиковую игру «Мы сегодня в сад пойдём…».
Мы сегодня в сад пойдём,
Фрукты разные найдём,
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем фрукты собирать.
Груши, яблоко и сливы,
Виноград и апельсины,
Будем с дерева срывать,
Всех знакомых угощать!
Воспитатель: Какие вы молодцы! Во что мы играли сегодня? Что вам больше всего понравилось?
Дети: Мы были поварами, ездили на поезде, играли с волшебным мешком…
Воспитатель: Все у нас хорошо занимались. Давайте, погладим наши головки! Молодцы, ребята! До свидания!
-До свидания!
Татьяна Глазкова
Конспект НОД по познавательному развитию для детей средней группы «Овощи и фрукты — полезные продукты»
Конспект НОД по познавательному развитию для детей средней группы «Овощи и фрукты – полезные продукты».
Подготовила: воспитатель – Глазкова Татьяна Викторовна.
Формы организации: совместная деятельность педагога с детьми.
Оборудование: таблички (лаборатория, опыт 1, 2, 3); халаты для детей и воспитателя; столы для опытов и кухни.
Материал: овощи (свекла, морковь, помидор, огурец, болгарский перец, чеснок, лук); фрукты (яблоко, груша, банан, киви, мандарин, апельсин). Три блюдца для опыта 1, шпажки. Два блюдца, два стакана с водой, два маленьких стакана с выжатым соком моркови и свеклы, два блюдца по три пипетки на каждом (количество пипеток по количеству детей). Скатерть, досочки и пластмассовые ножи по количеству детей, влажные салфетки, ведерко для мусора, салатник, блюдо с фруктами (яблоко, груша, киви, мандарин, банан, мандарин, йогурт, в контейнере порезанные пополам фрукты для салата); Семена кабачка, помидора, болгарского перца; предварительно выращенная рассада из этих овощей, 3 горшка с землей, пластмассовая ложка, лейка с водой.
Предварительная работа:
– чтение сказки «Вершки и корешки», «Репка», заучивание стихов об овощах и фруктах, загадывание загадок;
– Рисование, лепка, аппликация овощей и фруктов;
– Дидактические игры «Четвертый лишний», «Найди пару», «Во саду ли в огороде», «Чудесный мешочек» и т. д. ;
– Посадка огорода на подоконнике, рассматривание семян и фиксирование прорастания рассады;
– Беседы о полезных и вредных продуктах.
Задачи:
Обучающие: закреплять знание детей о здоровом образе жизни; закреплять знания детей об овощах и фруктах: где они растут, какие они, для чего их выращивают;
Развивающие: формировать навыки экспериментальной деятельности; внимание, память, мышление; развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в “лабораторных” условиях как средствами познания окружающего мира.
Воспитательные: воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе; воспитывать интерес к выращиванию овощей и фруктов, желание помогать взрослым на огороде.
Ход НОД.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о полезных продуктах, об овощах и фруктах. Назовите, какие вы знаете овощи.
Дети: Перечисляют овощи.
Воспитатель: Ребята, а знаете, где они растут?
Дети: Ответы детей. (Овощи растут на огороде, в земле.) (Воспитатель показывает картинки с изображением работающих на огороде людей.)Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Четвертый лишний», только в этой игре надо будет подумать, прежде чем ответить. Внимание на картинку с игрой «Четвертый лишний».
Назови, какой овощ не корнеплод?
Например: редис, морковь, свекла, огурец.
Ответы детей.
Назови, какой овощ не содержит семян?
Например: чеснок, огурец, тыква, помидор.
Ответы детей.
Назови, какой овощ не надо чистить?
Например: лук, капуста, баклажан, картошка.
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а теперь скажите, какие вы знаете фрукты?
Дети: Перечисляют фрукты.
Воспитатель: Где растут фрукты?
Ответы детей. (Фрукты растут в саду на деревьях.)
(Воспитатель показывает картинки с изображением, где люди сажают деревья).
Воспитатель: Молодцы, много фруктов назвали, давайте разомнем наши пальчики, приготовили кулачки.
Пальчиковая гимнастика «Фруктовая ладошка».
Этот пальчик – апельсин (разгибаем пальцы из кулачка,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос
Высоко на ветках рос.
Этот пальчик – груша
Просит: «Ну-ка скушай!»,
Этот пальчик – ананас,
Все эти фрукты для вас и для нас! (показывают ладони на окружающих и на себя).
Воспитатель: К нам сегодня пришел необычный гость, кто это.
(показывает Солнышко).
Солнышко: Привет ребята, вы меня узнали?
Воспитатель: Ребята, вы узнали кто это?
Ответы детей.
Воспитатель: Солнышко к нам пришло не просто так, оно приготовило для нас задания – опыты. Давайте послушаем.
Солнышко: Первый опыт будет такой
– «Узнавание фруктов и овощей по запаху и вкусу».
Воспитатель: Для того чтобы приступить к заданиям сначала вспомним правила безопасности в лаборатории.
Воспитатель вместе с детьми повторяют правила: В лаборатории необходимо вести себя внимательно, пользоваться инструментами аккуратно.
Воспитатель: Правильно, теперь я вижу, что вы готовы к работе. Давайте пройдем к первому столу.
Воспитатель: Посмотрите на столе стоят блюдца с кусочками овощей и фруктов на шпажках. Сейчас я по очереди буду завязывать вам глазки платком, а вы будете отгадывать овощи и фрукты по запаху и вкусу, и должны сказать, какой овощ или фрукт вы попробовали, какой он по вкусу и запаху (кислый, сладкий, ароматный запах.)
Воспитатель: Ребята, какой вывод можно сделать после этого опыта?
Ответы детей. (Каждый овощ и фрукт имеет свой запах и вкус, по которым их можно различить).
Воспитатель: Правильно, теперь послушаем, что скажет нам Солнышко, справились мы с заданием или нет.
Солнышко: Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием, а теперь следующий опыт – «Красящие вещества».
Воспитатель: Переходим ко второму столу. Скажите, что лежит на тарелках?
Ответы детей. (На одной тарелке тертая морковь, на второй тертая свекла.)
Воспитатель: Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы получить сок из этих овощей?
Ответы детей. (Выжать сок.)
Воспитатель: Чтобы было удобнее выжать сок, чем можно воспользоваться?
Ответы детей. (Кусочком марли.)
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли воспользоваться тем же способом для получения сока из свёклы, какой мы использовали с морковью?
Ответы детей.
Воспитатель: Почему?
Ответы детей. (Окрасятся руки.)
Воспитатель: Какой другой способ вы знаете?
Ответы детей. (Можно воспользоваться ситечком и ложкой.)
Воспитатель: Посмотрите, я уже выжала сок он находиться в маленьких стаканчиках. Какого цвета получился сок?
Ответы детей. (У морковки – оранжевый, у свеклы – красный или бордовый.)
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли сделать его светлее?
Ответы детей с помощью воспитателя. Можно, надо разбавить водой.
Воспитатель: На столе приготовлены стаканы с водой давайте с помощью пипетки добавим сок морковки в один стакан, а сок свеклы в другой и посмотрим, что же произойдет. (Дети по очереди берут пипетки и добавляют сок в воду).
Воспитатель: Какого цвета получилась вода?
Ответы детей. Вода стала розовой и светло – оранжевой.
Воспитатель: Какой вывод сделаем из этого опыта?
Ответы детей.
Воспитатель: Свекла и морковь в своем составе имеют вещества, которые способны окрасить воду.
Воспитатель: Давайте обратимся к Солнышку и узнаем, справились мы с этим заданием.
Солнышко: И с этим заданием вы справились. Последнее задание – «Посадка семян», справитесь?
Воспитатель: Переходим к третьему столу. Помните ребята, мы уже сажали в группе для нашего огорода овощи, мы за ними ухаживали, посмотрите, как они выросли.
(На столе стоят горшочки с проросшими семенами кабачка, помидора, болгарского перца).
– Скажите, что нужно растениям, чтобы они росли?
Ответы детей. Земля, вода и солнце.
Воспитатель: У нас есть три горшочка с землей, в которые мы посадим наши семена. На блюдцах лежат семена кабачка, помидора, болгарского перца. Давайте рассмотрим их. Семечко кабачка самое крупное, а помидора самое маленькое, семечко перца средней величины. А теперь приступим к посадке.
Сначала нужно сделать лунку для семечка. Саша, возьми ложечку и сделай лунку. Лера, возьми семечко и посади его в лунку и присыпь сверху землей, вот так правильно. А теперь Лёша польет наше посаженное семечко из лейки. Мы отнесем горшочки в группу и поставим их на подоконник на солнечную сторону.
(Дети по очереди выполняют работу).
Воспитатель: Ребята, какой вывод сделаем из этого опыта. Из чего вырастут овощи?
Ответы детей: Все овощи и фрукты растут из семян.
Солнышко: Отлично, вы справились со всеми заданиями, и теперь знаете, какие свойства есть у овощей и фруктов.
Воспитатель: Вот, молодцы, хорошо потрудились. И теперь давайте отдохнем. Вставайте в хоровод.
Физминутка под музыку
«Урожай»
В огород пойдем, (идут по кругу, взявшись за руки)
Урожай соберем.
Мы морковки натаскаем («таскают»)
И картошки накопаем, («копают»)
Срежем мы кочан капусты («срезают»)
Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают круг руками)
Щавеля нарвем немножко («рвут»)
И вернемся по дорожке (идут по кругу, взявшись за руки).
Воспитатель: Ребята давайте пройдем на стульчики и продолжим беседу.
– Как вы думаете овощи и фрукты полезные продукты?
Ответы детей. Да полезные.
Воспитатель: Что же в них полезного?
Ответы детей. В них много витаминов.
Воспитатель: В какое время года мы получаем витаминов больше всего?
Ответы детей. Летом и осенью.
Воспитатель: Почему?
Ответы детей. Летом овощи и фрукты созревают, а осенью собирают урожай.
Воспитатель: Ребята, а какое блюдо можно приготовить из овощей?
Ответы детей. Борщ, щи, винегрет, овощной салат.
Воспитатель: Что можно приготовить из фруктов?
Ответы детей. фруктовый салат, варенье, компот, сок.
Воспитатель: Вы уже большие ребята, и сейчас я хочу вам предложить вместе со мной приготовить фруктовый салат. Для этого нам понадобятся ножик, досочки, чтобы на них резать фрукты.
– Скажите, как нужно обращаться с ножом?
Ответы детей. Очень аккуратно, чтобы не порезаться.
Воспитатель: Что еще нужно сделать перед тем, как готовить и использовать продукты?
Ответы детей. Надо помыть руки и продукты.
Воспитатель: У нас здесь крана с водой нет, поэтому мы протрем руки влажными салфетками. А фрукты я помыла заранее.
Воспитатель: Давайте пройдем на нашу кухню, рассаживайтесь на стульчики.
(На столе стоит тарелка с фруктами, приготовлены досочки и пластмассовые ножики, влажные салфетки, на полу ведерко для использованных салфеток).
– Салат мы будем готовить из яблока, груши, банана, киви и мандарина (показываю фрукты). Я раздам вам фрукты (порезанные фрукты по полам приготовлены в контейнере) и покажу, как надо резать их ножом.
(Воспитатель показывает, как резать фрукты, помогает детям, во время работы спрашивает какой фрукт он режет. Затем складывает нарезанные фрукты в салатник).
Воспитатель: Посмотрите, какой красивый и вкусный салату вас получился, перед употреблением добавим в него йогурт.
Воспитатель: Мы закончили нашу работу и давайте пройдем на стульчики. Скажите ребята, о чем мы с вами сегодня беседовали?
Ответы детей. Об овощах, о фруктах.
Воспитатель: А зачем мы их кушаем?
Ответы детей. Они полезные и богаты витаминами.
Воспитатель: Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить,
Все без исключения,
В этом нет сомненья.
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из них вкуснее,
Кто из них важнее!
– Наше занятие подошло концу и …
Солнышко: Ой, ой, ой я забыло подарить вам подарки.
(Передает подарки)