Среди горючих полезных ископаемых нефти угля газа

Среди горючих полезных ископаемых нефти угля газа thumbnail

Споры о форме Земли не умаляют значения ее содержимого. Самым главным ископаемым всегда были подземные воды. Они обеспечивают первоочередную потребность человеческого организма. Однако без ископаемого топлива, которое является основным поставщиком энергии для цивилизации людей, жизнь человека представляется совершенно другой.

стоимость нефти сегодня

Топливо – источник энергии

Среди всех ископаемых, сокрытых в недрах Земли, топливо относится к горючему (или осадочному) виду.

Виды ископаемых недр Земли

Горючие (осадочные)

Подземные воды

Рудные (магматические)

Нерудные (неметаллические)

Нефть

Уголь

Горючие сланцы

Природный газ

Газовые гидраты

торф

Верховодный слой

Грунтовые воды

Артезианский слой

Минеральные источники

Железная руда

Медная руда

Никелевые руды

Золото

Серебро

Алмазы

Асбест

Графит

Каменная соль

Кварц

Фосфориты

Основа горючих веществ углеводородная, поэтому одним из эффектов реакции горения является выделение энергии, которую легко можно использовать для улучшения комфортности жизни человека. За последнее десятилетие около 90% всей используемой на Земле энергии было произведено при помощи ископаемого топлива. Этот факт заставляет о многом задуматься, если учесть, что богатства недр планеты относятся к невозобновляемым источниками энергии и со временем истощаются.

Виды топлива

Основные виды топлива

твердые

жидкие

газообразные

дисперсные

Горючие сланцы

Нефтяные

Пропан

Аэрозоли

Торф

Масла

Бутан

Суспензии

Уголь: бурый, каменный, антрациты, графиты

Спирты

Метан

Пены

Сапропель

Эфиры

Сланцевый газ

Битумные пески

Эмульсии

Рудный газ

Жидкое ракетное топливо

Болотный газ

Синтетические топлива, производимые на основе процесса Фишера-Тропша

Биогаз

Гидрат метана

Водород

Сжатый газ

Продукты газификации твердого топлива

Смеси

Поставщиком всех видов ископаемого топлива являются нефть, уголь и природный газ.

Краткая характеристика полезных ископаемых, используемых как топливо

Сырьем для производства энергоносителей являются нефть, уголь, горючие сланцы, природный газ, газовые гидраты, торф.

Нефть – жидкость, относящаяся к горючим (осадочным) ископаемым. Состоит из углеводородов и иных химических элементов. Цвет жидкости, в зависимости от состава, варьируется между светло-коричневым, темно-коричневым и черным цветами. Редко встречаются составы желто-зеленого и бесцветного окраса. Наличие в нефти азота, серы и кислородосодержащих элементов определяют ее цвет и запах.

Уголь – название латинского происхождения. Carbō – международное название углерода. В составе присутствуют битумные массы и остатки растений. Это органическое соединение, ставшее объектом медленного разложения под действием внешних факторов (геологических и биологических).

Горючие сланцы, как и уголь, являются представителем группы твердых горючих ископаемых, или каустобиолитов (что в дословном переводе с греческого языка звучит как «горючий жизненный камень»). При сухой перегонке (под воздействием высоких температур) образовывает смолы, близкие по своему химическому составу к нефти. В составе сланцев преобладают минеральные вещества (кальцид, доломит, кварц, пирит и др.), но присутствуют и органические (кероген), которые только в породах высокого качества достигают 50% всего состава.

Природный газ – газообразное вещество, образовывающееся при разложении органических веществ. В недрах Земли встречаются три вида накопления смесей газов: отдельные скопления, газовые шапки нефтяных месторождений и в составе нефти или воды. При оптимальных климатических условиях вещество находится только в газообразном состоянии. Возможно нахождение в земных недрах в виде кристаллов (естественные газогидраты).

Газовые гидраты – кристаллические образования, образующиеся из воды и газа при определенных условиях. Относятся к группе соединений переменного состава.

Торф – рыхлая порода, используемая как топливо, теплоизоляционный материал, удобрение. Является газоносным полезным ископаемым, применяется в качестве топлива во многих регионах.

ископаемое топливо

Происхождение

Все, что современный человек добывает в недрах земли, относится к невозобновляемым природным ресурсам. Для их появления потребовались миллионы лет и особые геологические условия. Большое количество ископаемого топлива образовалось в мезозое.

Нефть – согласно биогенной теории ее происхождения, образование длилось на протяжении сотен миллионов лет из органических веществ осадочных пород.

Уголь – образовывается при условии, что разлагающийся растительный материал пополняется быстрее, чем происходит его разложение. Подходящим местом для такого процесса являются болота. Стоячая вода предохраняет пласт растительной массы от полного разрушения бактериями посредством малого содержания в ней кислорода. Уголь делится на гумусовый (происходит из остатков древесины, листьев, стеблей) и сапропелитовый (образован в основном из водорослей).

Сырьем для образования угля можно назвать торф. При условии погружения его под слои наносов происходит потеря воды и газов под воздействием сжатия и образование угля.

сланцевые месторождения

Горючие сланцы – органическая составляющая образована при помощи биохимических преобразований простейших водорослей. Делится на два вида: талломоальгинит (содержит водоросли с сохранной клеточной структурой) и коллоальгинит (водоросли с потерей клеточной структуры).

Природный газ – согласно все той же теории биогенного происхождения ископаемых, природный газ образуется при больших показаниях давления и температуры, нежели нефть, что доказывается более глубоким залеганием месторождений. Образовываются же они из одинакового природного материала (останки живых организмов).

Газовые гидраты – это такие образования, для появления которых необходимы специальные термобарические условия. Поэтому образовываются они в основном на морских донных осадках и мерзлых породах. Также могут образовываться на стенках труб при добыче газа, в связи с чем ископаемое подогревают до температуры выше гидратообразования.

Торф – образовывается в условиях болот из не полностью разложившихся органических остатков растений. Откладывается на поверхности почвы.

Добыча

Каменный уголь и природный газ различаются не только способами подъема на поверхность. Глубже остальных расположены месторождения газа – от одного до нескольких километров вглубь. Находится вещество в порах коллекторов (пласт, содержащий природный газ). Силой, заставляющей подниматься вещество вверх, является разность давления в подземных пластах и системе сбора. Добыча происходит при помощи скважин, которые стараются распределить равномерно на протяжении всего месторождения. Добыча топлива, таким образом, позволяет избежать перетоков газа между участками и несвоевременного обводнения залежей.

основные виды топливы

Технологии добычи нефти и газа имеют некоторые сходства. Виды нефтедобычи различают по способам поднятия вещества на поверхность:

  • фонтан (технология, схожая с газовой, основана на разности давления под землей и в системе доставки жидкости);
  • газлифт;
  • при помощи электроцентробежного насоса;
  • с установкой электровинтового насоса;
  • штанговые насосы (иногда соединенные с наземным станком-качалкой).

Способ добычи зависит от глубины залегания вещества. Вариантов поднятия нефти на поверхность огромное множество.

Способ разработки угольного месторождения также зависит от особенностей залегания угля в грунте. Открытым способом ведут разработку при нахождении ископаемого на уровне ста метров от поверхности. Часто производится смешанный тип добычи: вначале открытым способом, затем – подземным (при помощи забоев). Угольные залежи богаты иными ресурсами потребительской значимости: это ценные металлы, метан, редкие металлы, подземные воды.

Сланцевые месторождения разрабатываются или шахтным способом (считается низкоэффективным) или добычей в пласте, при нагревании породы под землей. В связи со сложностью технологии добыча ведется в очень ограниченных количествах.

Добыча торфа ведется при помощи осушения болот. Вследствие появления кислорода активизируются аэробные микроорганизмы, разлагающие его органическое вещество, что приводит к выделению углекислого газа с огромной скоростью. Торф – самый дешевый вид топлива, его добыча ведется постоянно с соблюдением определенных правил.

добыча топлива

Извлекаемые запасы

Одна из оценок благосостояния общества производится по потреблению топлива на душу населения: чем больше потребление, тем комфортнее живут люди. Этот факт (и не только) заставляет человечество увеличивать объемы добычи топлива, влияя на ценообразование. Стоимость нефти сегодня определяется таким экономическим термином как «нетбэк». Этот термин подразумевает цену для нефтеперерабатывающего завода, в которую включены средневзвешенная стоимость нефтепродуктов (вырабатываемых из покупаемого вещества) и доставка сырья до предприятия.

основные виды топлива

Торговые биржи реализуют нефть по ценам СИФ, что в дословном переводе звучит как «стоимость, страхование и фрахт». Из этого можно сделать вывод, что стоимость нефти сегодня по котировкам сделок включает в себя цену сырья, транспортные расходы по его доставке.

Темпы потребления

С учетом возрастающих темпов потребления природных ресурсов дать однозначную оценку обеспеченности топливом на продолжительный период сложно. При существующей динамике добыча нефти в 2018 году составит 3 миллиарда тонн, что приведет к истощению мировых запасов на 80% уже к 2030 году. Обеспеченность черным золотом прогнозируется в пределах 55 – 50 лет. Природный газ может быть исчерпан через 60 лет при современных темпах потребления.

Запасов угля на Земле гораздо больше, нежели нефти, газа. Однако за последнее десятилетие его добыча увеличилась, и если темпы не спадут, то из запланированных 420 лет (существующие прогнозы) запасы истощатся за 200.

Влияние на окружающую среду

Активное использование ископаемого топлива приводит к увеличению выброса в атмосферу диоксида углерода (CO2), пагубное влияние на климат планеты которого подтверждено международными экологическими организациями. Если не сократить выбросы CO2, неизбежна экологическая катастрофа, начало которой могут наблюдать современники. По предварительным подсчетам, от 60% до 80% всех ископаемых запасов топлива должны остаться нетронутыми для стабилизации обстановки на Земле. Однако это не единственный побочный эффект использования ископаемого топлива. Сама добыча, транспортировка, переработка на НПЗ способствуют загрязнению окружающей среды куда более токсичными веществами. Примером может служить авария в Мексиканском заливе, приведшая к приостановке Гольфстрима.

разработка угольного месторождения

Ограничения и альтернативы

Добыча горючих ископаемых – выгодный бизнес для компаний, главным ограничителем деятельности которых является истощаемость природных запасов. Обычно забывают упомянуть о том, что пустоты, образованные деятельностью человека в недрах земли, способствуют исчезновению пресной воды на поверхности и ее уходу в более глубокие слои. Исчезновение питьевой воды на Земле нельзя оправдать никакими преимуществами добычи горючих ископаемых. А оно произойдет, если человечество не займется рационализацией своего пребывания на планете.

Еще пять лет назад в Китае появились мотоциклы и автомобили с двигателями нового поколения (бестопливные). Но выпущены они были в строго ограниченном количестве (для определенного круга людей), а технология стала засекреченной. Это говорит лишь о недальновидности человеческой жадности, ведь если можно «делать деньги» на нефти и газе, никто не помешает нефтяным магнатам этим заниматься.

Заключение

Наряду с известными альтернативными (возобновляемыми) источниками энергии, существуют менее затратные, но засекреченные технологии. Все же их применение неизбежно должно войти в жизнь человека, иначе будущее станет не таким продолжительным и безоблачным, как его представляют себе «бизнесмены».

Источник

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: мультимедийное оборудование,
компьютер, презентация, образцы каменного угля,
торфа, нефти, физическая карта России, таблицы
для записи выводов по результатам исследования
свойств полезных ископаемых.

Цели урока как планируемые результаты
обучения, планируемый уровень их достижений.

Вид планируемых
результатов
Учебные действияПланируемый уровень
достижений результатов обучения
Предметные ДИзучить свойства нефти и каменного
угля, торфа; познакомить со способами добычи
полезных ископаемых.
Уметь формулировать свойства

горючих
полезных ископаемых

метапредметныеПознавательные УУДОсуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебного задания;
пользоваться знаковыми символическими
средствами; анализировать изучаемые объекты с
выделением существенных и несущественных
признаков.
Уметь находить нужную информацию в

текстах
учебника, других источниках

Регулятивные УУДПринимать и сохранять учебную задачу,
планировать свои действия, оценивать совместно с
учителем результат своих действий.
Уметь работать по плану и оценивать

результат
своих действий

Коммуникативные УУДПринимать участие в работе парами,
группами, делать выводы, приходить к общему
решению в спорных вопросах и проблемных
ситуациях.
Уметь приходить к общему решению

в
спорных вопросах и проблемных ситуациях

ЛичностныеПроявлять учебную и коммуникативную
активность.
Уметь взаимодействовать в группе

в
соответствии с правилами, развитие
познавательных

интересов, учебных мотивов

Ход урока

I. Минутка вхождения в урок (создание
психологического комфорта)

– Добрый день, ребята и взрослые. Я желаю вам
успешной работы на уроке, узнать новое, увидеть
удивительное в природе.

II. Проверка усвоения предыдущих знаний.

– На прошлом уроке мы изучили тему “ Руды
металлов”. Проверим ваши знания в форме теста. Я
предлагаю вам ответить на вопросы и выполнить
задания по вариантам, я думаю, что вы с ним
успешно справитесь и получите хорошие отметки.

(листы с тестовой работой ( по вариантам) лежат
на партах, учитель предлагает детям ответить на
вопросы и выполнить задания, дети выполняют тест.
Оценивают себя по контрольным ответам на слайде)

Тест. 1 вариант

1. Выбери 1 верное утверждение:

А)Полезные ископаемые – это все, что находится
в земле.

Б) Полезные ископаемые – это природные
богатства, которые люди добывают из глубин и
поверхности земли и используют в своей
деятельности.

В) Полезные ископаемые – это все, что служит
человеку.

2. Горные породы, из которых получают металлы,
называются:

А) гранит

Б) рубин

В) руда

3. Металлы – это:

А) соль, агат, базальт

Б) медь, алюминий, железо, олово

В) известняк, глина, песок

4. Из железной руды получают:

А) чугун, сталь

Б) алюминий, гранит;

В) бриллиант, малахит.

5. Условное обозначение месторождения
железной руды:

Тест. 2 вариант

1. Выбери 1 верное утверждение:

А) Полезные ископаемые – это природные
богатства, которые люди добывают из глубин и
поверхности земли и используют в своей
деятельности

Б) Полезные ископаемые – это все, что находится
в земле.

В) Полезные ископаемые – это все, что служит
человеку.

2. Горные породы, из которых получают металлы,
называются:

А) олово

Б) руда

В) гранит

3. Металлы – это:

А) известняк, глина, песок

Б) соль, агат, базальт

В) медь, алюминий, железо

4. Из железной руды получают:

А) олово, гранит

Б) чугун, сталь

В) малахит, бриллиант

5. Условное обозначение месторождения
железной руды:

– Проверим. Оцените свою работу. У кого “5”
поднимите руки, у кого “ 4” ? Вы успешно
справились с тестом! Хвалю!

III. Постановка цели и задач урока. Актуализация
опорных знаний.

– Ребята, посмотрите, что лежит у вас на столах?(дети
отвечают
)

О каких полезных ископаемых будем говорить
сегодня на уроке? (каменный уголь, торф, нефть (дети
– таблички на доску
)

– А вот ещё об одном ископаемом загадка:

На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Природный газ) (табличка)

– Какое общее свойство у этих полезных
ископаемых? (Они горят)

– Сформулируйте тему урока. (Горючие полезные
ископаемые
)

– Какие вопросы можем обсудить на уроке? (карточка
– помощник на доске)

  • Какие свойства имеют горючие полезные
    ископаемые?
  • Кто открывает, как добывают горючие
    полезные ископаемые?
  • Где они применяются?
  • Нужно ли беречь горючие полезные
    ископаемые?

– Какие источники информации нам помогут
ответить на данные вопросы? (учебник, карты..)

IV. Изучение нового материала.

1. Практика под руководством учителя.

1) Беседа. 1 минута

– Для самых разных нужд человека необходимо
топливо.

– Как вы думаете, чем раньше отапливались дома?
(дровами, древесиной)

– Почему на дрова нельзя было надеяться? (истреблялись
леса, дрова не могли выделять нужное количество
теплоты
…)

– Дополнительную информацию узнаем из учебника.

2) Работа с учебником. 2 минуты

Чтение 1-3 абзацев (стр. 109, 97)

– Что заменило дрова? (Каменный уголь, бурый
уголь, торф
)

– Почему все они родственны? (Все
образовались из остатков растений)

3) Практическая работа по группам.

Исследование свойств полезных ископаемых.

– У кого возникло желание исследовать
свойства горючих полезных ископаемых? Сейчас мы
с вами снова окажемся в “лаборатории” и
исследуем их свойства.

Работаем в группах, на столе инструкция по
исследованию полезных ископаемых, таблица для
записи результатов исследований:

    Каменный уголь

  • Торф
  • Нефть
  • Газ
  • Цель работы: Исследование свойств
    каменного угля, торфа, нефти.

    Ход работы:

    1. Рассмотрите образцы. Определите состояние и
    цвет, их состав и свойства. Вам помогут ваши
    органы чувств.

    2. Разбейте молотком кусочки каменного угля и
    торфа. Определите их твёрдость и прочность.

    3. Опустите кусочки угля в воду. Что заметили?
    Опустите кусочки торфа в воду. Что заметили?
    Запишите в графу “Легче или тяжелее воды”.

    4. В учебнике на стр.111,99 найдите описание
    свойств природного газа, занесите данные в
    таблицу.

    5. В графе таблицы “ Состав и свойства”
    напишите следующие характеристики: состояние:
    твёрдое, жидкое или газообразное; состав:
    однородное вещество или смесь веществ, цвет, запах:
    имеет запах, без запаха; горючесть.

    Сделайте вывод: Чем схожи? Чем отличаются
    друг от друга?

    6. Найдите на Физической карте России (форзац
    учебника)
    обозначение: нефти, газа, угля, торфа ;
    приготовьтесь, из предложенных карточек, на
    доске и на карте показать их местонахождение.

    Полезное ископаемоекаменный угольторфнефтьгаз
    состояниетвердоетвёрдоежидкоегазообразное
    составоднороденоднороденсмесь веществсмесь веществ
    цветчёрныйкоричневый

    бурый

    чёрныйбесцветный
    запахбез запахабез запахарезкий запахбез запаха
    легче или тяжелее воды
    (воздуха)
    тяжелеелегчелегчелегче воздуха
    горючестьгоритгоритгоритгорит

    – Проверим результаты исследования. Слайд

    (Сверяются с ответами на слайде, на доску и на
    карту вывешивают карточки-обозначения
    )

    V. Музыкальная физминутка.

    VI. Сообщения детей о способах добычи горючих
    полезных ископаемых.

    – На какой вопрос ответили?

    (Узнали о свойствах горючих полезных
    ископаемых.
    )

    Что будем делать дальше? (Узнаем , кто
    открывает, как добывают полезные ископаемые?)

    – Кто открывает полезные ископаемые? (Геологи).

    – Что необходимо знать и уметь геологам? (Дети
    говорят
    )

    – Как добывают полезные ископаемые? (Дети
    могут сказать про нефтяные вышки, шахты)

    – Ребята приготовили сообщенияи сейчас
    подробнее узнаем о том, как добывают полезные
    ископаемые и где их применяют.

    Торф слайды

    Презентация

    Образуется на дне болот. Здесь его и
    добывают. А образуется торф очень медленно – за
    год всего 1 мм!

    В старину торф называли “горючей землёй”.

    Петр 1 в 1703 году издал указ: “искать всемерно
    торфу, чтобы было подспорье дровам”. В 1920 году в
    Подмосковье была построена Шатурская
    электростанция, которая до сих пор работает на
    торфе. Таких электростанций в России около 80.

    Старинный способ добычи торфа: лопата.

    Сейчас торф добывают при помощи экскаватора.

    Торф используется как

    Каменный уголь

    Основные залежи угля находятся в Сибири.

    Добывают уголь двумя способами: в карьерах
    (открытым способом) и в шахтах (закрытый
    способ).

    В старину уголь добывали киркой и лопатой.
    Сейчас специальные отбойные молотки и комбайны
    дробят пласты угля. На открытых месторождениях
    огромные шагающие экскаваторы сначала
    срезают верхние породы. Затем роторные экскаваторы
    дробят уголь и грузят его в мощные 100-тонные
    самосвалы.

    Уголь используется как

    Нефть и газ.

    Огромные запасы разнообразных полезных
    ископаемых скрыты в недрах морского дна. Со дна
    морей добывают нефть и газ.

    Для добычи нефти и газа бурят скважины, по
    которым они поступают на поверхность, а затем по
    трубопроводам перекачиваются к местам
    переработки и потребления.

    Как используют

    VII..Закрепление.

    1) Посмотрим видео о добыче полезных ископаемых.

    2) Работа в тетради (Самостоятельно.Проверка
    фронтально)

    – Закрепим наши знания. В тетради на стр.22
    найдите № 45.Что нужно сделать? (Записать
    способы добычи полезных ископаемых
    )

    3 )Минутка безопасности.

    – Чем опасен газ в быту? (дети отвечают)

    – На стр. 113, 99 старничка ОБЖ (читаем, в парах
    проговариваем)

    – Дома напомните родителям о безопасном
    использовании газа.

    -А как используют нефть? (бензин , керосин,
    дизельное топливо,даже духи
    )

    – Я думаю, что теперь вы сможете рассказать о том
    как и где добывают полезные ископаемые.

    4) Беседа.

    – А теперь представьте себе, что на Земле
    закончились все запасы горючих полезных
    ископаемых? Что произойдёт?

    (ответы детей)

    -Что же должен делать человек, чтобы полезных
    ископаемых хватило на много лет? (Надо их беречь
    и охранять
    )

    Каким образом человек может сберечь полезные
    ископаемые? (Ответы учащихся).

    3) Вывод на слайде (ученик рассказывает)

    Как нужно беречь полезные ископаемые?

    1. Экономно использовать.

    2. Оберегать от пожаров.

    3. Соблюдать правила перевозки.

    4. Заменять по возможности искусственными
    материалами.

    5. Собирать металлолом и макулатуру.

    • 1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной
      руды.
    • 1 тонна пластмассы заменяет 6 тонн стали!

    – Ребята, как вы можете помочь взрослым
    сберегать бесценные богатсва нашей земли? (экономить
    свет, тепло в квартире, в школе; бережно
    относиться ко всему,что нас окружает)

    IX. Итог урока.

    – Наш урок подходит к концу. Подведём итоги
    нашей работы.

    – На какие вопросы мы ответили на уроке?

    • Какие свойства имеют горючие полезные
      ископаемые?
    • Кто и как открывают и добывают горючие
      полезные ископаемые?
    • Где они применяются?
    • Нужно ли охранять горючие полезные
      ископаемые?

    – Кому сегодняшний урок был полезен?

    – Какие маленькие открытия сделали?

    – Что ещё захотелось узнать?

    X. Домашнее задание.

    -Прочитать дополнительный материал по
    учебнику стр. 113-116, 100-102, приготовиться к
    проверочной работе по теме “Полезные
    ископаемые”

    – № 44,48 (кроссворд) в тетради на стр. 22,23

    – по желанию составить кроссворд “Полезные
    ископаемые”

    Источник