Сравните геологическое строение рельеф и полезные ископаемые

Сравните геологическое строение рельеф и полезные ископаемые thumbnail

Геологическое строение России

Образование земной коры и геологическое строение планеты между собой тесно связаны, потому что геология Земли начинается со времени образования коры. Возраст земной литосферы, о чем свидетельствуют самые древние горные породы, более $3,5$ млрд. лет. На суше выделяется два основных типа тектонических структур – платформы и геосинклинали, существенно различающиеся между собой.

Определение 1

Платформы – это устойчивые, обширные участки земной коры, состоящие из кристаллического фундамента и осадочного чехла более молодых горных пород

На платформах, как правило, отсутствуют горные образования, вертикальные движения имеют очень маленькую скорость, отсутствуют современные действующие вулканы, очень редки землетрясения. Формирование кристаллического фундамента Русской платформы относится к архейской и протерозойской эрам – это примерно $2$ млрд. лет тому назад. В это время на земле происходили мощные горообразовательные процессы.

Результатом этих процессов явились горы, сложенные такими смятыми в складки древними породами как гнейсы, кварциты, кристаллические сланцы. К началу палеозоя эти горные образования выровнялись, и их поверхность испытывала медленные колебания. Если поверхность опускалась ниже уровня древнего океана, начиналась морская трансгрессия с накоплением морских осадков. Происходило формирование осадочных горных пород – известняков, мергелей, темноцветных глин, солей. На суше, когда она поднималась и освобождалась от воды, происходило накопление красноцветных песков и песчаников. При накоплении осадочного материала в мелководных лагунах, озерах происходило накопление бурых углей и солей. В палеозойскую и мезозойскую эры древние кристаллические породы оказались перекрытыми осадочным чехлом достаточно большой мощности. Для определения состава, мощности, свойств этих горных пород, геологи бурят скважины, чтобы достать из неё определенное количество керна. Геологическое строение специалисты могут исследовать, изучая естественное обнажение горных пород.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Сегодня наряду с традиционными геологическими методами используются геофизические и аэрокосмические методы исследования. Подъем и опускание территории России, формирование континентальных условий обусловлены тектоническими движениями, причины которых ещё до конца не ясны. Бесспорным является только то, что связаны они с теми процессами, которые протекают в недрах Земли.

Геологи выделяют следующие тектонические процессы:

  1. Древние – движения земной коры происходили в палеозое;
  2. Новые – движения земной коры происходили в мезозое начале кайнозоя;
  3. Новейшие – тектонические процессы, характерные для последних нескольких миллионов лет. В создании современного рельефа они сыграли особенно важную роль.

Общие черты рельефа России

Определение 2

Рельеф – это совокупность неровностей поверхности Земли, включая океаны, моря.

Рельеф оказывает большое влияние на формирование климата, распространение растений и животных, на хозяйственную жизнь человека. Рельеф, как говорят географы, является каркасом природы, поэтому её изучение, обычно, начинается с изучения рельефа. Рельеф России удивительно разнообразен и достаточно сложен. На смену бескрайним равнинным просторам приходят величественные горные цепи, древние кряжи, конусы вулканов, межгорные котловины. Физическая карта России и снимки, сделанные из космоса, хорошо показывают общие закономерности орографического рисунка страны.

default/handbook/article/yandexContextRtb.twig

Определение 3

Орография – взаимное расположение рельефа относительно друг друга.

Орография России:

  1. Территория России на $60$ % занята равнинами;
  2. Более низкими являются западная и центральная часть России. Четкая граница между этими частями проходит по реке Енисей;
  3. Горы на территории России расположены по её окраинам;
  4. В целом территория страны имеет наклон в сторону Северного Ледовитого океана. Доказательством этого является течение крупных рек – Северная Двина, Печора, Лена, Енисей, Обь и др.

На территории России расположены две крупнейшие равнины мира – Восточно-Европейская или Русская и Западно-Сибирская.

Рельеф Русской равнины холмистый, с чередованием возвышенных и низменных участков. Северо-восток Русской равнины более высокий – более $400 $м над уровнем Мирового океана. Прикаспийская низменность, расположенная в южной её части – является самой низкой частью – $28$ м ниже уровня Мирового океана. Средние высоты Русской равнины достигают примерно $170$ м.

Рельеф Западно-Сибирской низменности не отличается разнообразием. Низменность в основном лежит на $100$ м ниже уровня Мирового океана. Её средняя высота составляет $120$ м и только на северо-западе высота поднимается до $200$ м. Здесь расположена Северо-Сосьвинская возвышенность.

Водоразделом между равнинами является Уральский хребет. Сам по себе хребет не имеет больших высот, да и ширина его доходит до $150$ км. Вершина Урала – г. Народная, с высотой $1895$ м. Протянулись Уральские горы с севера на юг на $2000$ км.

Третья по площади равнина России находится между Леной и Енисеем – это высокая равнина называется Среднесибирское плоскогорье. Средние высоты плоскогорья над уровнем океана составляют $480$ м. Его максимальная высота расположилась в районе плато Путорана – $1700$ м. Плоскогорье на востоке постепенно переходит в Центрально-Якутскую равнину, а на севере ступенькой опускается в Северо-Сибирскую низменность.

Горные районы России занимают юго-восточную окраину страны.

К юго-западу от Русской равнины, между Черным и Каспийским морями, раскинулись самые высокие горы России – Кавказские. Здесь находится самая высокая точка страны – г. Эльбрус, высота которой $5642$ м.

С запада на восток по южной окраине России далее идут Алтайские горы и Саяны. Вершины которых соответственно г. Белуха и Мунку-Сардык. Постепенно эти горы переходят в хребты Предбайкалья и Забайкалья.

Становой хребет связывает их с хребтами северо-востока и востока России. Здесь расположены средневысотные и низкие хребты – Черского, Верхоянский, Сунтар-Хаята, Джугджур. Кроме них здесь есть многочисленные нагорья – Яно-Оймяконское, Колымское, Корякское, Чукотское.

В южной части Дальнего Востока страны они соединяются с невысокими и средневысотными хребтами Приамурья и Приморья, например, Сихотэ-Алинь.

На крайнем Востоке страны расположились горы Камчатки и Курил. Здесь расположились все действующие вулканы страны, и самый высокий из действующих вулканов – Ключевская Сопка. Горы занимают $10$ % территории России.

Полезные ископаемые России

Россия, по запасам полезных ископаемых, занимает лидирующее положение в мире. Сегодня известно более $200$ месторождений, совокупная стоимость которых оценивается в $300$ трлн. долларов.

Отдельные виды полезных ископаемых России в мировых запасах составляют:

  1. Запасы нефти – $12$ %;
  2. Запасы природного газа – $32$ %;
  3. Угольные запасы – $30$ %;
  4. Запасы калийных солей – $31$ %;
  5. Кобальт – $21$ %;
  6. Запасы железных руд – $25$ %;
  7. Запасы никеля – $15$ %.

В недрах России залегают горючие, рудные, нерудные полезные ископаемые.

К горючим относятся:

  1. Каменный уголь. Крупнейшими месторождениями которых являются Кузнецкое, Печорское, Тунгусское;
  2. НефтьЗападной Сибири, Северного Кавказа и Поволжья;
  3. Природный газ, как правило, сопутствует месторождениям нефти. Но, в России есть и чисто газовые месторождения на полуострове Ямал;
  4. Торф, крупнейшим месторождением которого является Васюганское месторождение на территории Западной Сибири;
  5. Горючие сланцы. При их перегонке получают смолу, по составу и свойствам, близкую к нефти. Прибалтийский сланцевый район является самым крупным.
Читайте также:  Я читаю самая полезная книга для первого чтения читать

Рудные полезные ископаемые представлены самыми разными рудами.

Среди них:

  1. Железная руда, по запасам которой Россия занимает первое место в мире. Известными месторождениями являются КМА, Кольский полуостров, Горная Шория;
  2. Марганцевые руды. Известно 14 месторождений на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Крупнейшие месторождения марганца сосредоточены в Юркинском, Березовском, Полуночном месторождениях;
  3. Алюминиевые руды. Добыча алюминия для страны достаточно затратная, потому что руда низкого качества. Уральские и Западно-Сибирские запасы нефелинов и бокситов достаточно большие. К более перспективному району относится Северо-Уральский район;
  4. Первое место в мире занимает Россия по запасам руд цветных металлов. Самые значительные месторождения расположены в Восточной Сибири и на полуострове Таймыр.

По добыче алмазов в мировом объеме на долю России приходится $25$ % и только ЮАР добывает больше России.

Из нерудных полезных ископаемых Россия добывает драгоценные камни как органического, так и минерального происхождения, а большой ассортимент строительных полезных ископаемых.

default/handbook/article/googleContextBlock.twig

Источник

Ваня Ружейников

Знаток

(254)

3 года назад

Крупным тектоническим структурам в рельефе соответствуют крупные формы рельефа:
1) платформам – равнины, например, Восточно – Европейская равнина в основании лежит Русская платформа, Сибирская платформа лежит в основании Средне – Сибирского плоскогорья
2) плитам (более молодые чем платформы) – низменности, например, Западно – Сибирская равнина в основании Западно – Сибирская плита, в основании Прикаспийской низменности лежит Прикаспийская синеклиза (молодая плита)
3) Геосинклинальным областям (складчатым) соответствуют горные области, например, Уральские горы – область герцинской складчатости, Восточные Саяны – байкальская складчатость.

Елизавета

Ученик

(192)

3 года назад

Задание 1. Установите наличие взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и Полезными ископаемыми на отдельных территориях России и заполните таблицу.
Тектонические структуры Формы рельефа, соответствующие этим структурам Типичные полезные ископаемые
Восточно-Европейская платформа Сибирская платформа Западно – Сибирская платформа Скифская плита Балтийский щит Алданский щит Области байкальской
складчатости Области герцинской
складчатости Области мезозойской
складчатости Области кайнозойской
складчатости Задание 2. Сделайте вывод о закономерностях размещения ПИ.
Вариант заполнения таблицы для проверки учителем
Тектонические структуры Формы рельефа, соответствующие этим структурам Типичные полезные ископаемые
Восточно-Европейская платформа Восточно-Европейская равнина
Для древних платформ покрытых мощным слоем осадочных горных пород, характерны равнины любого вида (низменности, возвышенности или плоскогорья) Преобладают полезные ископаемые осадочного и метаморфического происхождения, причём встречаются все основные виды полезных ископаемых: топливные, рудные и нерудные. богатейшие залежи железных руд (Курская магнитная аномалия) . С осадочным чехлом платформы связаны месторождения каменного угля (восточная часть Донбасса, Подмосковный бассейн) , нефти и газа в палеозойских и мезозойских отложениях (Урало-Волжский бассейн) , горючих сланцев (близ Сызрани) . Широко распространены строительные материалы (песни, гравий, глины, известняки) . С осадочным чехлом связаны также бурые железняки (близ Липецка) , бокситы (у Тихвина) , фосфориты (в ряде районов) и соли (Прикаспий).
Сибирская платформа Среднесибирское плоскогорье
(древняя платформа) Крупные угольные бассейны: Ленский угольный бассейн, Тунгусский угольный бассейн, Иркутский угольный бассейн. Нефть, газ.
Западно – Сибирская платформа Западно-Сибирская равнина (молодая платформа) Преобладание осадочных горных пород (нефть, природный газ, соли).
Скифская плита Равнинный Крым (молодая платформа) Преобладание осадочных горных пород (нефть, природный газ, соли).
Балтийский щит Возвышенности и платформенные горы Преобладание рудного и нерудного сырья магматического и метаморфического происхождения
Алданский щит Алданское нагорье Преобладание рудного и нерудного сырья магматического и метаморфического происхождения
Области байкальской, каледонской
складчатости Древняя складчатость, низкие сильно разрушенные горы. Енисейский кряж, Восточный Саян, Хамар-Дабан, Байкальский хребет, Патомское нагорье, Тиманский кряж
Большое разнообразие рудных и нерудных полезных ископаемых магматического и метаморфического происхождения .C каледонским тектогенезом связаны месторождения руд железа, титана, золота и отчасти молибдена, асбеста, талька, магнезита и хрома, платины, титаномагнетитов, никеля и самородной меди
Области герцинской
складчатости Урал, Аппалачи, Алтай медь, свинец, цинк, олово, HYPERLINK “https://ru.wikipedia.org/wiki/Вольфрам” o “Вольфрам” вольфрам, золото, серебро, уранОбласти мезозойской
складчатости Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь,) Преобладают рудные и нерудные полезные ископаемые магматического и метаморфического происхождения.
Железные руды, руды цветных металлов, вольфрам, молибден, золото и др. С осадочными отложениями связаны месторождения каменных и бурых углей, газа, нефти и т. д.
Области кайнозойской
складчатости Большой и Малый Кавказ, горы Камчатки, Альпийско-Гималайский пояс, Кордильеры, Анды, Активнейший вулканизм и сейсмичность, где преобладают рудные и нерудные полезные ископаемые магматического происхождения.
Нефть, газ, железные и марганцевые руды, кам. уголь, бокситы, фосфориты, строительные материалы.

Источник

Итоговый урок по теме

«Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»

Цели и задачи уроки:

Определить уровень знаний учащихся основных понятий, закономерностей размещения крупных равнин и гор. Проверить умения показывать по карте основные формы рельефа России. Определить понимания взаимосвязи между тектоническими структурами и формами рельефа.

Оборудование:

Физическая, тектоническая карты России, атласы.

Ход урока

I.Организационный момент

ll.Проверочная работа

перед работой желательно провести тренировочный показ географических объектов по карте (работа в парах):

l вариант показывает равнины;

ll – горы.

Задание 1. Проверка уровня знаний номеклатуры

Географический диктант в парах. Сначала показывает l вариант, а ll вариант проверяет и отмечает правильный показ «плюсом». Затем показывает ll вариант. Одновременно учитель проверяет показ объектов.

Задание для l варианта:

  1. Кавказ;

  2. Восточно-Европейская равнина;

  3. Уральские горы;

  4. Саяны;

  5. Хребет Джугджур;

  6. Чукотское нагорье;

  7. Сихотэ-Алинь;

  8. Верхоянский хребет;

  9. Ключевая сопка;

  10. Горы Богранга.

Задание для ll варианта:

1. Западно-Сибирская равнина;

2. Алтай;

3. Алданское нагорье;

4. гора Эльбрус;

5. хребет Черского;

6. Корякское нагорье;

7. Становой хребет;

8. Среднесибирское плоскогорье;

9. Становое нагорье;

10. Валдайская возвышенность.

За проверку номенклатуры учащиеся получают первую оценку. Если правильно показано 10 объектов – оценка «5»; 8-9 объектов –«4»; 7-«3».

Задание 2. Проверка знания терминов и понятий

l вариант:

  1. Древние устойчивые участки земной коры. (Платформы.)

  2. Наука о вымерших организмах. (Палеонтология.)

  3. Карта, содержащая информацию о горных породах. (Геологическая.)

  4. Скопление полезных ископаемых. (Месторождение.)

  5. Рыхлые глинисто-валунные ледниковые отложения. (Морена.)

  6. Внутренние процессы, связанные с движением земной коры. (Эндогенные.)

  7. Смещение горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести. (Оползень.)

ll вариант

  1. Выход кристаллического фундамента платформы на поверхность. (Щит.)

  2. Учение о строении земной коры. (Геотектоника.)

  3. Карты, содержащая информацию о размещении и о возрасте тектонических структур. (Тектоническая.)

  4. Работы по восстановлению почвы. (Рекультивация.)

  5. Внешние рельефообразующие процессы. (Экзогенные.)

  6. Формы рельефа, образованные деятельностью ветра. (Эоловые.)

  7. Бурные Грязекаменные потоки. (сели.)

За 7 правильных ответов – оценка «5»; за 6 правильных ответов –«4»; За 5 правильных ответов – «3»

Задание 3

Составить характеристику рельефа.

I вариант: Русской равнины;

II вариант Среднесибирское нагорье;

План характеристики

1) Географическое положение.

Читайте также:  Полезно ли есть перед сном яблоки

2) Какой тектонической структуре соответствует.

3) Возраст пород.

4) Средние высоты.

5) Наибольшая высота.

6) Внешние процессы, формирующие рельеф.

7) Стихийные явления.

8) Полезные ископаемые.

Третье задание можно заменить работой по выявлению соответствия форм рельефа и тектонических структур путем сопоставления карт физической и тектонической.

1.Сихатэ-Алинь а. Балтийский щит

2.Среднесибирское плоскогорье б. Область герцинской складчатости

3.Урал в. Область каледонской складчатости

4.Кавказ г. Область мезозойской складчатости

5.Алданское нагорье д. Область кайнозойской складчатости

6.Восточные Саяны е. Сибирская платформа

7.хребет Черского ж. Западно-Сибирская плита

8.Хибины з. Алданский щит

9.Заподно – Сибирская низменность

10.Заподные Саяны

III. Итог урока

Тетради учитель собирает на проверку.

Итоговая оценка выставляется как средняя из 3-х.

Источник

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 103

Советского района г. Волгограда

Методическая разработка урока:

 «Геологическое строение,

 рельеф и полезные ископаемые России»

8 класс

Выполнила:

учитель географии,

Азатян Татьяна Срапионовна

Волгоград 2013г

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема урока: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России»

Планируемые образовательные результаты (в результате урока обучающиеся смогут):

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Наносить на контурную карту  формы рельефа;
  • Соотносить формы рельефа и геологические структуры;
  • Определять по описанию крупные горные вершины;
  • Находить в атласе ответы на поставленные вопросы;
  • Называть горные породы, используя их признаки;
  • Отвечать на блиц-опрос  по данной теме.

Познавательные:

  • Находить в атласе достоверную информацию;
  • Анализировать и обобщать, строить логически обоснованные рассуждения;
  • Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

  • Определять цель и проблему на уроке;
  • Выбирать средства достижения цели в группе;
  • Работать по маршруту, постепенно достигая цели

Коммуникативные:

  • Организовывать работу в группе;
  • Преодолевать конфликты;
  • Понимать позицию другого;
  • вырабатывать уважительно-доброжелательное, толерантное отношение друг к другу;
  • осваивать новые социальные роли и правила;
  • осознавать свои эмоции и контролировать их.
  • осознавать себя патриотом своей малой родины;
  • аргументировано оценивать свои и чужие поступки.

Вид используемых на уроках средств ИКТ

Компьютер, проектор

ОРГАНИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ УРОКА

ЭТАП 1. Актуализация знаний. Целепологание.

Учитель: «Мы с вами живем в красивой и уникальной стране.  Природа России восхищала своей красотой многих поэтов и писателей. Невозможно быть грамотным человеком, не зная особенностей природы нашей страны, причин формирования и изменения природного мира»

Вопрос: Ребята, какую мы с вами изучали тему на протяжении нескольких уроков?

Ответы учеников « Геологическое строение, рельф и полезные ископаемые»

Учитель: Предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в составе геологических отрядов. Геологическим отрядам, чтобы решить стоящие перед ней задачи, вооружена:

маршрутным листом, атласом.

Сегодня на нашем уроке стоят следующие задачи:

– пройти маршрут урока;

–  выполнить задания по теме: « Геологическое строение, рельф и полезные ископаемые».

Вопрос:  Как вы думаете, чем я предложу вам вооружиться, чтобы решить поставленные задачи?

Ответы учеников: знаниями, полученными на предыдущих уроках.

 ЭТАП 2. Создание проблемной ситуации.

Профессия геолога, путешественника полна  приключений. А знаете ли вы ребята, что по-английски приключенческая игра называется «квест»? А ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Так вот сегодня нас ждет географический квест! Сегодня вам предстоит открыть новую горную породу: красный кристалл, название которого переводится, как «Шафран». Минерал впервые в мире открытый на Урале еще в 1766 году. Ювелирной ценности он не представляет, но за редкость его ценят коллекционеры, он является украшением музеев по всей планете.

Ответ «крокос» – «шафран»-   крокоит

Вопрос:   Кто готов дать ответ?

Возникает проблемная ситуация.

ЭТАП 3.   Планирования.

Учитель:  Перед вами маршрут путешествия по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России». На нем указаны ваши привалы. Нужно на каждом привале выполнить определённое задание, за правильное выполнение которого вы получаете баллы и подсказку, которая вас приблизит к разгадке квеста. Действия ваши должны быть слажены, распределите между собой роли, кто из вас за что отвечает. Только полученные знания, грамотное взаимодействие и поддержка друг друга гарантируют вашей команде успешную разгадку тайны!

Подсказки –  это буквы, составляющие слово «крокоит»

ЭТАП 4.  «Открытие» новых знаний – решение географического квеста.

Учитель: В добрый путь друзья! Успехов вам!

Любое путешествие начинается с карты. Вам нужно будет воспользоваться своими знаниями, что бы выполнить это задание.

№ 1 .  Старт «Карта»

Учитель:

Первопроходцем быть нелегко,

Пред ним стояло много задач,

Тебе же в готовом все виде дано,

На контурной карте ты обозначь:

  1. Плато  Путорана
  2. г. Народная
  3. Среднерусская возвышенность
  4. Хр. Черского
  5. г. Белуха
  6. Западно- Сибирская равнина
  7. Восточный Саян
  8. Приволжская возвышенность

За каждый правильный нанесенный объект 1 балл.(всего 8 баллов)

Ученики выполняют задание. Наносят на  контурную карту географические объекты.

 2. Привал  « Рельеф и геология»

Учитель:

Без знания прошлого нам не понять,

Как могут нынче так горы стоять?

Почему в это море той речке впадать?

И где нужно уголь и нефть добывать?

Вчера и сегодня вы сопоставьте,

Рельф и структуру на место поставьте!

За каждый правильный ответ 1 балл. (всего 8 баллов)

Формы рельефа

Геологические структуры

  1. Алданское нагорье

1. Герцинская складчатость

  1. Восточно-Европейская равнина

2. Кайназойская складчатость

  1. Уральские горы

3. Мезозойская складчатость

  1. Верхоянский хребет

4. Анабарский щит

  1. Кавказские горы

5. Платформа Сибирская

  1. Плато Путорана

6. Байкальская складчатость

  1. Восточный Саян

7. Щит Алданский

  1. Сибирское плоскогорье

8. Платформа Восточно-Европейская

Ученики сопоставляют данные таблицы. Дают отет.

Формы рельефа

Геологическое строение

  1. Алданское нагорье

Щит  Алданский

  1. Восточно-Европейская равнина

Платформа Восточно-Европейская

  1. Уральские горы

Герцинская складчатость

  1. Верхоянский хребет

Мезозойская складчатость

  1. Кавказские горы

Кайназойская складчатость

  1. Плато Путорана

Анабарский щит

  1. Восточный Саян

Байкальская складчатость

  1. Сибирское плоскогорье

Платформа  Сибирская

3. «Восхождение»

Учитель: 

Путешественник стремится

К тем местам, где не бывал.

Смелым быстро покорится

Весь Кавказ и весь Алтай!

Продолжай свой путь отважный!

Верь удачливой звезде!

Покори свой самый важный

Пик к заветнейшей мечте!

        Учитель:  Зачитывает описание географического объекта.

Гора представлена двувершинным седловидным конусом вулкана. Последнее извержение датируется 50 г.н. э.  В силу своего символического значения как наивысшей точки Европы  гора стала ареной ожесточённого противостояния в годы Великой Отечественной войны, в котором участвовали в том числе подразделения германской горно-стрелковой дивизии «Эдельвейс».  Высота 5642 метра. Первым высоту измерил академик Вишневский. Относится к списку «Семи вершин».

Ученики: пользуясь атласом, дают ответ: г. Эльбрус.

Учитель: После того, как слово угадано, его нужно собрать из букв, расположенных у доски в коробках цвета, соответствующих цвету карточек, на которых написано название географического объекта.

Ученики: выходят к доске по  одному представителя от отряда и выкладывает по буквам на скорость угаданное слово- Эльбрус.

 (За отгаданное слово 1-балл, и команда первая собравшая слово получает ещё 1 балл.)

Читайте также:  Канадский щит форма рельефа полезные ископаемые

4.  Привал  «Легкое перо»

Учитель:

Представьте, друзья, что открыли вы край,

Где вы не бывали, и никто не бывал!

Как рассказать об открытии этом,

Если рожден ты, увы, не поэтом?

Как подобрать к описанью слова,

Чтоб достоверность и краткость была?

Вот тренируйтесь: дана вам опора,

Есть правда лишних в списке два слова.

        Их ты не трогай, а из остальных

        Составь описание лучше других,

        В одно предложение все умести,

        За каждое слово получишь очки!

  1. По-ов Таймыр
  2. Срединный хребет
  3. Кайнозойская складчатость
  4. Землятресение
  5. г. Эльбрус
  6. Лава
  7. Туф
  8. Ключевская Сопка

Ученики составляют описание местности

Лишние слова:  По-ов Таймыр, г. Эльбрус

5.  Привал «Черный ящик»

Учитель:

Перед вами черный ящик.

В нем лежит предмет искрящий,

Вместе с ним предмет тяжелый,

Рядом- мягкий и знакомый.

Я подробнее о них

Вам прочту сейчас же стих.

Кто узнает минерал-

Тут же руку поднимай.

Учитель: раздает черные ящики с заданиями.

Есть в нем блеск, есть в нем металл,

Был железом- станет сталь!

Цвет имеет серо-черный,

В КМА запас его огромный.

(Гематит)

С кристаллами кварца, прочный, тяжелый.

Для нашей планеты он служит основой.

Воздвигнуть с него монумент вековой,

В строительстве дома и мостовой.

Цветов он бывает разных в природе.

Богата Карелия этой породой.

(Гранит)

Белый и мягкий, кладезь кальцита,

Сделан из раковин древних улиток.

Дом побелить или сделать бетон,

Повсюду полезным окажется он,

С древности люди его применяют.

В центральной России сейчас добывают.

(Известняк)

Ученики определяют, какие горные породы находятся в черных ящиках.

Учитель: Когда наступает самый сложный момент в путешествии, то за начальником экспедиции  или отряда остается  последние решение. И сейчас начальники отрядов должны помочь своей команде приблизиться к победе.

  1.  «Последний перевал»!

Учитель:

Очень трудно, очень сложно

Помнить все определенья,

Капитанам нужно быстро

Закончить верно предложенья!

  1. Совокупность всех неровностей земной поверхности называется ( рельеф)
  2.  Низменность, на которой мы живем, называется… ( Прикаспийская)
  3.  К мелким формам рельефа относятся ( Кочки, бугры, дюны.)
  4. Самые длинные горы России …..( Уральские)
  5. Под действием внутренних процессов земли формируются … и ….(крупнейшие и крупные) формы рельефа.
  6. Внешние процессы, формирующие современный рельеф, – это…( море, ледники, реки, ветер..)
  7.  Форма оледенения из смеси  льда, песка,  глины, щебня – это…  ( морена)
  8. В осадочном чехле платформ сформировались полезные ископаемые…..( уголь, нефть, газ, мел)
  9. Потоки камня и грязи в горных районных называются… ( сели)
  10. Минеральные образования земной коры, которые используются в хозяйстве называются….( полезные ископаемые)
  11. Линия пересечения склонов горочного хребта называется…( гребень)
  12. Самые высокие горы России…….(Кавказ)
  13. Формы рельефа, создаваемые в процессе хозяйственной деятельности человека, называются….( антропогенные)
  14. Устойчивые участки земной коры называются….(платформами)
  15. Разрушение и изменение горных пород на поверхности суши под влиянием условий природной среды называется….( выветривание).
  16. Скопление полезных ископаемых называется….( месторождение)
  17. Самые древние участки земной коры на территории России это… и … платформы. ( Восточно-Европейская и Сибирская)
  18.  К древним складчатым областям приурочены месторождения….. (рудных пол.

Иск.)

  1. Геологическая эра, которая продолжается в настоящее время:  ….(кайнозойская)
  2. Быстрые колебания земной коры, вызванные подземными толчками, называются…( землетрясение

Ученики:  начальники отрядов отвечают по очереди на вопросы. За каждый правильный ответ получает 1 балл.        

ЭТАП 5.    Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Все возможные подсказки получены. Теперь попытайтесь составить из них слово, и мы узнаем что это за красный кристалл, название которого переводится, как «Шафран». Минерал впервые в мире открытый на Урале еще в 1766 году. Ювелирной ценности он не представляет, но за редкость его ценят коллекционеры и музеи по всей планете. В шурфе Березовского рудоуправления его добывают по настоящее время.

Ученики называют ответ:  крокоит

Демонстрация ролика о крокоите.

Учитель: Описание минерала и его характеристики

Название «крокоит» произошло от греческого слова crocos — шафран.

Крокоит – исконно российский минерал. Впервые он был обнаружен на Среднем Урале, в Березовском месторождении. Первое упоминание о крокоите встречается в труде М.В. Ломоносова “Первые основания металлургии” в 1763 году. Правда, тогда этот минерал был известен, как красная свинцовая руда. Первое научное описание крокоита три года спустя сделал академик И.Г Леман. Свое нынешнее название минерал получил в 1832 году.

Крокоит – минерал очень хрупкий и неровный на изломе. Его твердость составляет всего 2,5-3 единицы по шкале Мооса. По своему химическому составу является хроматом свинца. В природе встречается в виде таблитчатых кристаллов и зернистых агрегатов. Размер полупрозрачных кристаллов крокоита редко превышает 2-3 см. Как правило, они представляют собой вытянутые призмы с глубокими бороздкамии вдоль оси кристалла. Запоминающийся внешний вид крокоита создают характерные сростки. Составляющие их, пронизывающие друг друга, кристаллы заполняют трещины и пустоты, образуя угловатые и колючие гроздья.

Крокоит – редкий минерал. Помимо Урала, есть ещё только один регион на планете, где он обнаружен в больших количествах – Австралия.

ЭТАП 6.    Рефлексия.

Ребята, геологические отряды иногда годами ищут новый минерал, а мы с вами решили эту задачу в течение одного урока.

Вопросы учителя:

С какими трудностями вы встретились в пути?

Что помогло вам в нашем приключении?

Ответы учеников…

Учитель: Предлагаю каждому геологическому отряду подсчитать свои  результаты и написать его в своем маршруте на финишной прямой. А теперь оцените свою работу на уроке и отразите ее на вашем маршруте, прикрепив смайлик и свою отметку.

Я был активен на уроке, все успел, мне было интересно и комфортно

Я не всегда был активен на уроке, не совсем разобрался, но мне было интересно.

Я был пассивен на уроке, не справился с заданиями, мне было неинтересно, некомфортно.

ЭТАП 7.    Домашнее задание.

Учитель:   Предлагаю вам,  использовать свои знания по данные теме и  написать отчет: «Особенности геологического строения, рельефа и  полезных ископаемых Волгоградской области»

А кто, если желает еще получить дополнительную отметку, то подготовьте информацию о путешественниках возглавлявших экспедиции по нашему краю.

Литература:

  1. Андреева В.Н.  Предметная неделя географии в школе.-Ростов- на-Дону:Феникс, 2008.
  1. География России. 8 класс. / сост. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе.-М.: Дрофа, 2012.
  1. География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах./сост. Н.А. Касаткина. –Волгоград, 2005.
  1. География.7-10 классы: активизация познавательной деятельности учащихся: исследовательские работы, уроки, проекты/ сост. В.Н. Иванова и др.- Волгоград: Учитель, 2009
  2. Географический атлас. 8 класс. -М.:Дрофа, 2012.
  1. Занимательная  география на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-8 классы/сост. С.Г. Зубанова, Ю.В. Щербакова.-М.: Глобус, 2009

Информационные ресурсы:

https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library

https://festival.1september.ru

https://www.mirgeografii.ru

https://pedsovet.su

Источник