Списание запасов полезных ископаемых с государственного баланса
Списание с учета и государственного баланса запасов месторождений твердых полезных ископаемых при: учёте добычи и отработке, не подтверждении запасов, утраты промышленного значения, застройки площадей залегания полезного ископаемого.
При проведении работ геологического содержания по изучению недр (поиски оценка, разведка) конечной целью является выявление полезных ископаемых, их всесторонняя качественная и количественная оценка, определение инвестиционной привлекательности и промышленной значимости и постановки их на государственный баланс по категории, зависящей от изученности месторождения.
Но существуют и обратные задачи.
Согласно приказу Минэкологии РФ №265 от 06 сентября 2012 года, списание осуществляется на основании:
- заключений гос. экспертизы;
- данных ежегодной отчетности добывающих организаций.
В инструкции РД 07-203-98 приведён перечень, при которых учтенные балансовые и забалансовые объемы подлежат списанию:
- при добычи, с учетом потерь при разработки и транспортировки;
- выявленные ресурсы утратили промышленное значение в связи с изменениями параметров кондиций;
- не подтверждения запасов в процессе освоения горного отвода;
- нецелесообразности к отработке, вследствие выявления усложнившихся технико-экономических условий;
- оставления полезного ископаемого в предохранительных целиках под сооружения, здания, и другие объекты;
Произведём списание запасов при добычи извлечения из недр полезных ископаемых - исключения из категории балансовых и /или забалансовых при осуществлении ГКЗ или ТКЗ ревизии;
- изъятия у недропользователя участка, при несоблюдении условий лицензии.
Рассмотрим, с какими вариантами, по запросам клиентов или гос. контрактам, нам приходилось сталкиваться:
1. Добыча полезного ископаемого
То есть списание естественным путём. Месторождение найдено, оценено и разведано, запасы по нему учтены. Счастливым победителем аукциона, обладателем лицензии с целью добычи, разработан и утвержден проект разработки. Началась выемка сырья. И вот каждый год недропользователь обязан информировать государство о движении объемов по своему горному отводу, заполняя форму N 5-гр «Сведения о состоянии и изменении …». По этому сценарию резервы, конечно, всегда двигаются в сторону уменьшения, и на основании этого документа каждый год происходит уменьшение балансовых объёмов на заранее оговоренную проектную величину.
2. Проведение государством ревизии
Второй путь проходят менее привлекательные, в силу разных причин, месторождения. Рождаются они, также проходя стадии поиска, оценки и возможно даже детальной разведки, также как и первому типу, государство выдает им паспорт, их ставят на баланс.
Проходит время и оказывается, что они никому не нужны, то ли в следствии высокой стоимости, то ли удаленности или не подходят качеством сырья. И вот стоит такая подземная кладовая на учёте, с клеймом «Нераспределённый фонд недр», стоит год, пять лет, двадцать.
В МПР решают навести порядок в своем хозяйстве, организовывают ревизию невостребованных «старичков». Тут-то и выясняется, что дневная поверхность этого долгожителя уже далеко не та, что была при рождении, то бишь при открытии. Сёйчас она изборождена морщинами линий электропередач, шрамами дорог асфальтовых и не очень, а у некоторых особо невезучих обнаружены язвы незаконных выработок от небольших «закопушек» до вполне взрослых карьеров или наросты коттеджных поселков.
Соответственно после прохождения рекогносцировочных маршрутов с детальным описанием изменений, замера их в натуре и переноса на план подсчета, делается пересчет. По результатам происходит списание части находящихся под застройкой или выбранным в ходе пиратских работ, а в особо тяжелых версиях – всей продуктивной залежи, и месторождение умирает, так и не распахнув свои недра для россиян.
Списание запасов при проведении государством ревизии
Первые два случая не особо интересны для нас, так как не приносят прибыли, первый потому что это хлеб горняков, второй потому что министерство или департамент редко и неохотно проводит ревизию, а если проводит, то под определенных ревизоров.
Поэтому обратимся к самым хорошим для нас случаям.
3. Не подтверждение запасов полезных ископаемых, в результате выявления новых данных о количестве, качестве и условиях их залегания
Третий путь “исчезновения” продуктивной толщи, связан с недобросовестностью наших конкурентов или самого недропользователя.
В момент рождения месторождения был совершен грубый подлог – запасы были неправильно оценены количественно, а чаще качественно. Произошло это из-за недостаточной квалификации или откровенной жадности геологов, при недостаточном контроле владельца лицензии:
- выбрана неправильная методика разведки,
- осуществлена нерациональная схема расположения скважин,
- неверно проведено опробование керна скважин,
- работы были выполнены только на бумаге, а информация взята из фондов или вообще из головы.
Причин, не подтверждения, может быть множество, но суть одна горняки на основании геологического отчета составили проект разработки, началась добыча, началась и закончилась, в связи с отсутствием продуктивной залежи.
Тот же вариант, но под руководством самого недропользователя, который сам знает, что, в каких количествах и какого качества лежит на его территории и заставляет бедных горных инженеров, без выполнения полевых и лабораторных испытаний перейти сразу к камеральной обработке материала.
При неподтверждении запасов делается их пересчет и выполняется сопоставление полученных результатов, руководствуясь методическими рекомендациями по сопоставлению данных разведки и отработки. Материалы сопоставления помещаются в специальном разделе отчета с подсчетом запасов, или оформляется в отдельный том и направляются на экспертизу.
4. Списание запасов для осуществления застройки площадей залегания полезных ископаемых
Списание при застройке площадей залегания полезных ископаемых
Последний путь, с которым нам приходилось сталкиваться. Организация решила построиться, пришла за заключением об отсутствии полезных ископаемых в Департамент по недропользованию, а тут оказывается под будущими поселками, торговыми и гостиничными комплексами, дворцами и т.д. находятся когда-то обнаруженные скромными геологами, возможно ещё советскими, толща минерального или рудного сырья.
В этом случае возможны различные альтернативы, вот лишь некоторые из причин, по которым можно провести списание под участком будущей постройки:
- участок попадает на фланги и краевые части геологических блоков или захватывает только малую их часть, не рентабельную к разработке;
- изменение геолого-гидрологических, экологических, и прочих условий, привлёкших к нецелесообразности освоения;
- выявление новых зон охраны, в том числе природоохранных зон, вследствие ужесточения законодательства;
- утраты промышленного значения.
Всё зависит от степени изученности, категории, количестве, а также технико-экономических характеристик, как самой продуктивной толщи, так и территории её расположения.
Где то можно обойтись изучением архивных и опубликованных материалов в купе с проведением рекогносцировочного обследования территории, а где-то необходимо провести работы со всеми вытекающими: получения лицензии на геологическое изучение недр, составление проекта, бурения, опробования и т.д.
Для каждого конкретного участка (площади застройки) необходим свой индивидуальный подход. Только после изучения соответствующей информации можно, гарантировано судить о возможности списания с государственного баланса.
Списание запасов полезных ископаемых с государственного баланса
Прежде чем предпринимать какие либо действия, необходимо проконсультироваться со специалистами.
Стоимость услуги: консультация – бесплатно, остальное – по обоюдной договоренности.
Ориентировочные сроки: составление документации – от одного месяца
- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Списание запасов полезных ископаемых
Подборка наиболее важных документов по запросу Списание запасов полезных ископаемых (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Недра:
- Артезианская скважина это
- Бурение скважин
- Бурение скважин на воду
- Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых
- Должностная инструкция маркшейдера
- Ещё…
Судебная практика: Списание запасов полезных ископаемых
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2018 год: Статья 342 “Налоговая ставка” главы 26 “Налог на добычу полезных ископаемых” НК РФ
(Юридическая компания “TAXOLOGY”)Налогоплательщик применил ставку 0 процентов в отношении добытого им магнезита, сославшись на то, что все запасы магнезита на данном месторождении были списаны с государственного баланса в 1963 году. Доначисляя НДПИ, налоговый орган указал на неправомерное применение налогоплательщиком ставки 0 процентов, поскольку налогоплательщиком не были представлены акты на списание запасов полезных ископаемых с учета общества по добыче полезных ископаемых, утвержденные руководителем органа МПР России и согласованные с органом Госгортехнадзора России, книги учета списания запасов полезных ископаемых по месторождению. По мнению инспекции, обществом в порядке разведки полезных ископаемых осуществлена добыча полезных ископаемых, которые ранее в балансе не учитывались и, соответственно, не списывались, их государственная экспертиза не проводилась. Суд признал доначисление НДПИ правомерным, указав, что налогоплательщиком осуществлена добыча магнезита не в ходе разработки ранее списанных запасов полезных ископаемых, а при проведении эксплуатационно-разведочных работ в опытно-промышленном карьере. Суд отметил, что налогоплательщик имеет лицензию на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча магнезита, право на разработку списанного участка недр либо ранее списанных запасов налогоплательщику в лицензии не предоставлено, в 2015 году запасы разрабатываемого налогоплательщиком месторождения были включены в Государственный баланс запасов полезных ископаемых Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Списание запасов полезных ископаемых
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
“Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть вторая”
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Дворецкий В.Р., Межуева Т.Н., Либерман К.А., Долгополов О.И., Феоктистов И.А., Филина Ф.Н.)
(под ред. А.В. Касьянова, Л.В. Чистяковой)
(“ГроссМедиа”, “РОСБУХ”, 2018)7) сведения о накопленной добыче каждого вида углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья (включая потери при добыче) и его начальных запасах (для нефти – начальных извлекаемых запасах), утвержденные в установленном порядке, с учетом прироста и списания запасов полезного ископаемого (за исключением списания запасов добытого полезного ископаемого и потерь при добыче) всех категорий по каждому месторождению (залежи) углеводородного сырья;
Нормативные акты: Списание запасов полезных ископаемых
Справка
В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I «О недрах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823; 1999, N 7, ст. 879; 2000, N 2, ст. 141; 2001, N 21, ст. 2061; 2001, N 33, ст. 3429; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 23, ст. 2174; 2004, N 27, ст. 2711; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 17 (1 ч.) ст. 1778; 2006, N 44, ст. 4538), Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3260; 2004, N 32, ст. 3347; 2005, N 52 (3 ч.), ст. 5759), Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 293 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 26, ст. 2669; 2006, N 25, ст. 2723), приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 января 2007 г.
Регистрационный N 8857
Порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса
(утв. приказом МПР РФ от 15 декабря 2006 г. N 286)
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I «О недрах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823; 1999, N 7, ст. 879; 2000, N 2, ст. 141; 2001, N 21, ст. 2061; 2001, N 33, ст. 3429; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 23, ст. 2174; 2004, N 27, ст. 2711; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 17 (1 ч.) ст. 1778; 2006, N 44, ст. 4538), Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3260; 2004, N 32, ст. 3347; 2005, N 52 (3 ч.), ст. 5759), Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 293 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 26, ст. 2669; 2006, N 25, ст. 2723), Порядкам представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальный фонды геологической информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 215 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 12, ст. 1110; 2005, N 33, ст. 3432), Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера, и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 г. N 69 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 8, ст. 651; 2006, N 32, ст. 3570), и определяет порядок и условия постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса.
2. В соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации «О недрах» целью ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых (далее – государственный баланс) является учет состояния минерально-сырьевой базы Российской Федерации.
3. В соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации «О недрах» государственный баланс должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых.
4. Федеральное агентство по недропользованию осуществляет ведение государственного баланса, обеспечивает постановку запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса.
5. Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс, их изменение и списание с государственного баланса осуществляются по данным геологоразведочных и добычных работ, а также по результатам переоценки запасов в связи с изменением параметров подсчета запасов.
6. Запасы полезных ископаемых на государственном балансе учитываются по месторождениям полезных ископаемых (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам, поднятиям, куполам и другим объектам учета) по рудным районам, бассейнам, субъектам Российской Федерации, Федеральным округам и по Российской Федерации в целом. Учет запасов полезных ископаемых осуществляется в соответствии со степенью их промышленного освоения и способа отработки.
7. Запасы полезных ископаемых учитываются:
за соответствующим пользователем недр – по участкам недр, предоставленным в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);
за соответствующим территориальным органом Федерального агентства по недропользованию – по участкам недр, расположенным в пределах территорий субъектов Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);
за уполномоченным территориальным органом Федерального агентства по недропользованию – по участкам недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии).
8. На государственном балансе учитываются запасы полезных ископаемых, в том числе, подземных вод, рассолов и поверхностной рапы, а также полезных ископаемых, содержащихся во вскрышных породах, спецотвалах и других техногенных образованиях.
9. Учету на государственном балансе подлежат:
1) по твердым полезным ископаемым раздельно балансовые (экономические) и забалансовые (потенциально экономические) запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них ценных компонентов;
2) по нефти и конденсату геологические и извлекаемые запасы, по газу свободному и газу в газовых шапках, газу, растворенному в нефти, этану, пропану, бутану, гелию и другим ценным компонентам нефтяных и газовых месторождений – только извлекаемые запасы;
3) по подземным водам – балансовые и забалансовые запасы питьевых, технических, лечебных минеральных, теплоэнергетических, включая пароводяные смеси, и промышленных вод, погребенных рассолов, балансовые и забалансовые запасы рассолов и поверхностной рапы и содержащихся в них ценных компонентов;
4) по вновь выявленным в результате геологоразведочных работ месторождениям (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам, поднятиям, куполам и другим объектам учета), запасы, подсчитанные в соответствии с принятыми в установленном порядке параметрами для подсчета запасов;
5) прирост или уменьшение запасов полезных ископаемых, полученные в результате геологоразведочных и добычных работ на месторождениях, запасы которых числятся на государственном балансе;
6) переоцененные запасы в связи с изменением параметров их подсчетов, экономических, горнотехнических, технологических условий разработки, а также изменением направления использования полезного ископаемого.
10. Основанием для постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утверждаемые Федеральным агентством по недропользованию.
11. Списание запасов полезных ископаемых с государственного баланса осуществляется на основании заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, актов о списании запасов полезных ископаемых, утверждаемых Федеральным агентством по недропользованию и органом государственного горного надзора.
12. Запасы полезных ископаемых и содержащиеся в них полезные компоненты, учтенные государственным балансом, подлежат списанию с государственного баланса без проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых на основании актов о списании запасов полезных ископаемых, утверждаемых Федеральным агентством по недропользованию и органом государственного горного надзора, и данных ежегодной государственной отчетности организаций, осуществляющих добычу полезных ископаемых, в случае добычи запасов полезных ископаемых из недр или их потерь в процессе добычи.
Контроль за правильностью данных, включаемых в государственную отчетность, осуществляется в установленном порядке.
13. Предложения о списании запасов полезных ископаемых, учтенных государственным балансом, в случаях утраты ими промышленного значения, не подтверждения данных по результатам геологоразведочных и добычных работ вносятся:
соответствующим пользователем недр – по участкам недр, предоставленным в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);
соответствующим территориальным органом Федерального агентства по недропользованию – по участкам недр, расположенным в пределах территорий субъектов Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);
уполномоченным территориальным органом Федерального агентства по недропользованию – по участкам недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии).
Приказ МПР РФ от 15 декабря 2006 г. N 286 “Об утверждении Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 января 2007 г.
Регистрационный N 8857
Текст приказа официально опубликован не был