Современное состояние налогов на добычу полезных ископаемых

Современное состояние налогов на добычу полезных ископаемых thumbnail

Библиографическое описание:


Винокурова, Н. П. Налог на добычу полезных ископаемых: прогнозы и тенденции развития / Н. П. Винокурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 254-255. — URL: https://moluch.ru/archive/146/41088/ (дата обращения: 21.01.2021).



Россия является мировым лидером по разнообразию природных ресурсов. Многие природные ресурсы классифицируются на исчерпаемые и не возобновляемые, в основном минеральные и земельные ресурсы. Для их рационального использования требуется принцип качественного регулирования ресурсных платежей, исследования по расчетам платежей за добычу природных ископаемых. Объектом НДПИ согласно ст. 336 НК РФ [4] является полезное ископаемое добытое из недр, исходя из этого налоговой базой изложен порядок определения количества, добытого полезного ископаемого на основании, которого осуществляется начисление налога. НДПИ исчисляется по методике определения количества добытых полезных ископаемых и рассчитывается прямым и косвенным способом, т. е. с использованием измерительных устройств и по имеющимся данным о содержании полезного ископаемого в извлекаемом сырье [1,2].

Федеральный бюджет РФ пополняется за счет пошлины за добытые полезные ископаемые. Поступление налоговых доходов в январе 2017г. составило 42,5 млрд. руб. и увеличилось относительно января 2016г. в 1,6 раза (+16,7 млрд. руб.) — в основном, за счет роста поступлений по НДПИ в 1,9 раза. Общегосударственный и коммерческий баланс заинтересованности в справедливом взимании налогов и сборов создают условия для рационального использования права на пользование недрами земли.

В России НДПИ определяется в процентах стоимости добытого полезного ископаемого (по количеству на единицу стоимости добытого полезного ископаемого).

Специалисты предлагают связать НДПИ и экспортные пошлины с мировыми ценами, применяя гибкость — при высоких ценах повышать, при низких снижать.

В последние несколько лет в России проводится реформа в нефтяной отрасли. Основная цель реформы состоит в снижении ставок экспортной пошлины на нефть и повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых. Поступление налога на добычу полезных ископаемых (нефть) в январе 2017г. составило 18,4 млрд. руб. От повышения налогов на добычу газа государство получит в 2017 году 170 миллиардов рублей, в 2018 году — 100 миллиардов, и в 2019 году — 114 миллиардов рублей. От повышения НДПИ на нефть — 140, 176 и 208 миллиардов соответственно. Затем НДПИ будет заменен на НДД — налог на добавленный доход. Главная цель перехода на НДД — повышение инвестиционной привлекательности освоения новых нефтяных промыслов [3].

Возможный перевод нефтяной отрасли на уплату налога на дополнительный доход (НДД) невыгоден многим добывающим предприятиям России. Анализ вероятной фискальной новации, на которой так настаивает Минфин РФ, показал, что введение НДД, во-первых, увеличит налоговую нагрузку на новые нефтяные месторождения с низкими затратами на освоение или со значительной долей добычи газа. Во-вторых, испытают финансовые проблемы предприятия, работающие на зрелых месторождениях с высоким уровнем льгот. Выгоден новый налог только для большинства зрелых месторождений без льгот.

Эта реформа получила название «налоговый маневр», ее цель состоит в адаптации производителей нефти и бюджету, для устойчивости внутреннего рынка нефтепродуктов при резких падениях мировых цен на нефть, а также предотвратить падение добычи нефти. На 2018–2020 гг. запланировано завершение «налогового маневра», которое повлечет за собой рост ставок по НДПИ на нефть и нефтепродукты с одновременной отменой экспортных пошлин на них и изменениями системы взимания акцизов на нефтепродукты. В целом в сфере налогообложения добычи нефти и газа в среднесрочной перспективе планируется сбалансировать уровень налоговой нагрузки на нефтяную и газовую отрасли. Нововведением можно считать Законопроект предусматривающий изменение порядка определения показателей, используемых при расчете НДПИ при добыче горючего природного газа организациями, являющимися собственниками объектов Единой системы газоснабжения и аффилированными с ними компаниями. Эти изменения увеличат ставку НДПИ для этих организаций на 413 рублей за тысячу куб. м в 2017 году. При этом ставка НДПИ на нефть увеличится на 306 рублей за тонну в 2017 году и на 357 и 428 рублей за тонну в 2018–2019 годах. Однако надо признать, что такое увеличение нагрузки на нефтяную отрасль «в долгосрочной перспективе резко повышает вероятность ускорения темпов падения добычи нефти в традиционных регионах нефтедобычи».

В законопроекте предлагается установить твердую ставку НДПИ на многокомпонентные руды в размере 730 рублей за тонну добытой руды.

Поступление НДПИ в бюджет Якутии на 2017 год, где добывается более 90 % всех алмазов России, прогнозируется на уровне 21,3 млрд. рублей, что на 1,5 млрд. рублей ниже прогнозных показателей 2016 года. Прогнозы поступления НДПИ основаны на планируемых объемах добычи алмазов, золота и угля, прогнозируемого уровня цен на эту продукцию и среднегодового курса доллара США к рублю, который, согласно принятому социально-экономическому прогнозу равен 67,5 рубля. Бюджет Якутии за девять месяцев 2016 года получил от администрирования налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) 9,9 млрд. рублей, что составило 43,5 % от плана. Есть риски низкого поступления этого налога и в трехлетний бюджет (2017–2019 годов). В бюджете на 2017 год и 2018–2019 гг. планы поступления НДПИ зависят от объемов добычи полезных ископаемых — алмазодобыча, золотодобыча и угледобыча. Пока объем добычи сырых алмазов идет ниже, чем предполагалось, но при этом угля — выше, золота — на уровне [5].

Якутия предлагает рассмотреть ряд льгот по НДПИ (в виде снижения ставок по НП для организаций) для нефтяных месторождений республики. В частности, предлагается льгота для Среднеботуобинского нефтегазоконденсатного месторождения, одного из крупнейших в Восточной Сибири (извлекаемые запасы — 134 миллиона тонн нефти и конденсата и 155 миллиардов кубометров газа).

Положительный результат НДПИ заключается в том, что государство получило относительно простой управляемый налог, он техничен, его основные элементы расширены геологическими терминами, и доходы от добычи полезных ископаемых имеют весомый налоговый потенциал, является бюджетообразующим звеном доходов государства. Также практика показывает и отрицательные стороны по формулировке геологических терминов НДПИ, создающих сложности расчетов, толковании, единых подходов у законодателей и правоприменителей и создает необходимость его пересмотра, обеспечения надлежащего правового регулирования. Для анализа эффективности предоставления льгот, целесообразно провести государственную экспертизу проектов освоения месторождений. Необходимо обобщить основные макроэкономические и геополитические факторы, определяющие поступления НДПИ в РФ в ближайшей перспективе.

Литература:

  1. Зозуля В. В. Налогообложение природопользования: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. В. Зозуля. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 257 с.
  2. Налоги и налогообложение: учебник для СПО / под ред. Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 503 с.
  3. Официальный сайт Федеральной налоговой службы URL: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/ndpi/
  4. Налоговый кодекс РФ. Консультант Плюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/e6d44e47786df6c9aabeb01919ecdb24f6a2e7da/
  5. Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия) URL: https://www.sakha.gov.ru

Основные термины (генерируются автоматически): рубль, добытое полезное ископаемого, ископаемое, нефтяная отрасль, Россия, бюджет Якутии, добыча газа, налоговая нагрузка, рациональное использование, РФ.

Источник

Основная нагрузка ляжет на производителей удобрений — «ФосАгро», принадлежащий семье Андрея Гурьева, «Еврохим» Андрея Мельниченко, «Уралкалий» Дмитрия Мазепина, а также на металлургические компании — «Норникель» Владимира Потанина, НЛМК Владимира Лисина и UC Rusal, основанную Олегом Дерипаской. По оценке аналитиков «ВТБ Капитала», повышение налога обойдется «Норникелю» в 4,7% EBITDA в 2021 году, UC Rusal — в 1,2%, НЛМК — в 0,7%. РБК направил им запросы.

Глава Минфина объяснил, что идея увеличить налог именно для этих видов сырья состоит в том, чтобы «выйти примерно на мировые уровни изъятий и все-таки подтянуть эти уровни налогообложений к более высоким ставкам НДПИ по алмазам и золоту».

«Если посмотреть уровни налогообложения по многокомпонентным рудам в процентах от выручки, то у нас этот сектор вообще характеризуется одним из самых низких объемов налоговых изъятий. Я уж не говорю про общемировые уровни налоговых изъятий по такого рода компаниям, работающим в этих секторах», — пояснил Силуанов.

По его словам, в России большая дифференциация по уровню добычи и налогов в алмазном секторе, в золотом секторе, в секторе полиметаллов и так далее. «Поэтому мы стараемся здесь навести некую справедливость», — отметил министр. По его словам, доля НДПИ в выручке производителей драгоценных камней достигает 6%, а по многокомпонентным рудам — максимум 1,7%. «Многие [российские] компании не дотягивают и до 1%, например у производителей минудобрений — 0,3–0,5%. Если посмотреть, как в других странах, то этот показатель в основном 3, 4, 5%, где-то даже 10% есть», — заключил он.

Почему Минфин ищет деньги
В результате кризиса, наступившего из-за пандемии коронавируса и резкого снижения цен на нефть, налоговые поступления в российский бюджет сократились. Минфин предложил программу так называемой мобилизации доходов на 2021–2023 годы, которая должна в этот период пополнить казну на 1,8 трлн руб. Программа предусматривает ряд непопулярных мер, среди которых пересмотр льгот для нефтегазового сектора, повышение табачных акцизов, введение прогрессивной шкалы НДФЛ, налогообложение доходов населения от банковских вкладов. По оценке Минфина, дефицит бюджета в 2020 году может составить до 5% ВВП, в связи с этим ведомство планировало увеличить объем валовых заимствований до 5 трлн руб., говорил в июле замминистра финансов Владимир Колычев.

Какие аргументы против новых налогов у бизнеса

Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП, в него входят собственники металлургических компаний и производителей удобрений) Александр Шохин направил 16 сентября письмо председателю правительства Михаилу Мишустину с критикой законопроекта Минфина. За поддержкой обратились и отраслевые ассоциации — «Русская сталь» (объединяет крупнейших металлургов, ее возглавляет владелец НЛМК Владимир Лисин) и Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ, глава — Андрей Гурьев из «ФосАгро»), каждая из которых написала по письму первому вице-премьеру Андрею Белоусову. У РБК есть копии всех трех писем, их подлинность подтвердили источники в трех компаниях, чьи представители входят в РСПП, и две отраслевые ассоциации.

  • Шохин отмечает, что законопроект Минфина о повышении НДПИ не обсуждался с предпринимательским сообществом и нарушает стабильность налоговых условий для бизнеса, о которой говорил президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию. Дополнительный рост фискальной нагрузки вместо механизмов долгосрочной стабильности и государственной поддержки несет высокие экономические и социальные риски для регионов, вплоть до закрытия предприятий, сокращения рабочих мест, замечает он.
  • «Рост ставки НДПИ отрицательно повлияет на инвестиционную активность, развитие минерально-сырьевой базы, сделает невозможным достижение показателей национальных проектов, таких как «Международная кооперация и экспорт» и «Экология», — добавляет Шохин.
  • Увеличение налога приведет к неконкурентоспособности минеральных удобрений на внешнем рынке в текущих условиях нестабильности рынка фосфорсодержащих и калийных удобрений, а также действующих торговых ограничений на российские минеральные удобрения на основных рынках сбыта, пишет Гурьев Белоусову. Глава РАПУ напоминает, что производство апатитового концентрата сосредоточено за полярным кругом (на Кольском полуострове) в экстремально жестких климатических условиях, что требует постоянных капиталовложений.
  • Лисин отмечает, что дополнительная нагрузка ограничивает развитие минерально-сырьевой базы, ставя под сомнение целесообразность отработки зрелых месторождений, что приведет к ухудшению социально-экономической обстановки в горнодобывающих регионах, в моногородах, особенно расположенных в арктической зоне. По его мнению, инициатива может спровоцировать инфляцию затрат и рост цен на продукцию.

Первая попытка

Два года назад, в августе 2018 года, Белоусов, который на тот момент занимал должность помощника президента, предлагал Путину собрать средства на выполнение его майских указов у металлургов и производителей удобрений, а также у «Сибура». Речь шла об изъятии более 500 млрд руб. сверхдоходов. Путин поручил правительству проработать эту идею. Но Силуанов тогда встал на сторону компаний, посчитав введение такого сбора нецелесообразным. В итоге в ходе встреч с бизнесменами на площадке РСПП «план Белоусова» видоизменился: теперь речь идет об участии компаний в реализации нацпроектов.

РБК направил запрос в пресс-службу правительства и представителю Белоусова. Силуанов сообщил журналистам, что планирует уже в четверг, 17 сентября, встретиться с представителями бизнеса, чтобы обсудить законопроект.

Авторы

Светлана Бурмистрова, Юлия Старостина

Источник

https://ria.ru/20200930/nalog-1577998464.html

Госдума повысила налог на добычу полезных ископаемых для удобрений и руд

Госдума повысила налог на добычу полезных ископаемых для удобрений и руд

Госдума приняла закон о повышении в 3,5 раза налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для производителей удобрений и металлургов, сделав исключение для новых РИА Новости, 30.09.2020

2020-09-30T13:49

2020-09-30T13:49

2020-09-30T13:49

антон силуанов

госдума рф

андрей белоусов

экономика

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn22.img.ria.ru/images/07e4/09/10/1577337476_0:0:2507:1410_1920x0_80_0_0_e33d586ee86eaa68c1840aeaa62a4996.jpg

МОСКВА, 30 сен – РИА Новости. Госдума приняла закон о повышении в 3,5 раза налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для производителей удобрений и металлургов, сделав исключение для новых инвестпроектов, реализуемых в рамках соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).Документ вводит рентный коэффициент 3,5 к ставке НДПИ при добыче калийных и природных солей, чистого хлористого натрия, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд, бокситов, нефелинов, горнорудного неметаллического сырья, кондиционных руд цветных металлов, а также железной руды. Эта мера принесет бюджету в будущем году 56 миллиардов рублей, пояснял глава Минфина Антон Силуанов перед первым чтением.Однако при рассмотрении проекта закона во втором чтении Госдума поддержала поправку, которая исключает применение такого повышающего коэффициента в отношении новых инвестиционных проектов в сфере добычи твердых полезных ископаемых, реализуемых в рамках СЗПК. Такая договоренность была достигнута по итогам встречи первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова с представителями крупного российского бизнеса.Согласно поправке, рентный коэффициент принимается равным 1 в отношении полезных ископаемых, добытых на участке недр, степень выработанности запасов которого по состоянию на 1 января 2021 года составляет менее 1%, и при условии их добычи в рамках заключенного СЗПК. Такой коэффициент будет применяться в течение пяти лет, следующих за годом начала промышленной добычи.Закон должен вступить в силу с 1 января 2021 года, но не ранее чем через месяц со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по НДПИ (календарный месяц).

https://ria.ru/20200925/nalogi-1577753955.html

https://ria.ru/20200914/migranty-1577190573.html

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn21.img.ria.ru/images/07e4/09/10/1577337476_163:0:2043:1410_1920x0_80_0_0_f15f191ccb566dc328518e7abce40752.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

антон силуанов, госдума рф, андрей белоусов, экономика

МОСКВА, 30 сен – РИА Новости. Госдума приняла закон о повышении в 3,5 раза налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для производителей удобрений и металлургов, сделав исключение для новых инвестпроектов, реализуемых в рамках соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).

Документ вводит рентный коэффициент 3,5 к ставке НДПИ при добыче калийных и природных солей, чистого хлористого натрия, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд, бокситов, нефелинов, горнорудного неметаллического сырья, кондиционных руд цветных металлов, а также железной руды. Эта мера принесет бюджету в будущем году 56 миллиардов рублей, пояснял глава Минфина Антон Силуанов перед первым чтением.

Однако при рассмотрении проекта закона во втором чтении Госдума поддержала поправку, которая исключает применение такого повышающего коэффициента в отношении новых инвестиционных проектов в сфере добычи твердых полезных ископаемых, реализуемых в рамках СЗПК. Такая договоренность была достигнута по итогам встречи первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова с представителями крупного российского бизнеса.

Согласно поправке, рентный коэффициент принимается равным 1 в отношении полезных ископаемых, добытых на участке недр, степень выработанности запасов которого по состоянию на 1 января 2021 года составляет менее 1%, и при условии их добычи в рамках заключенного СЗПК. Такой коэффициент будет применяться в течение пяти лет, следующих за годом начала промышленной добычи.

Закон должен вступить в силу с 1 января 2021 года, но не ранее чем через месяц со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по НДПИ (календарный месяц).

Источник

Налог на добычу полезных ископаемых взимается со всех пользователей недр и относится к федеральным.

Нормативно-правовая база НДПИ

Основным регулирующим нормативным актом является глава 26 Налогового кодекса РФ, которая получила юридическую силу 24 июля 2002 года в соответствии с положениями ФЗ №104.

Процесс взимания и исчисления НДПИ также регулируется:

  1. Ст. 336 НК РФ, в которой перечислены категории добываемых полезных ископаемых.
  2. Ст. 334 НК РФ, в которой перечислены те граждане и организации, обязанные уплачивать указанный налог.
  3. В ст. 335 НК РФ даны указания относительно постановки недропользователей на учет в зависимости от местоположения участка недр, предоставленных им в пользование.
  4. В ст. 337 НК РФ дано определение добытых полезных ископаемых.

В нормативно-правовую базу также включены:

  1. Письмо Минфина от 31 мая 2012 года № 03-06-05-01/66.
  2. ФЗ №204 от 29 ноября 2012.

Объекты налогообложения

НДПИ уплачивается в соответствии с положениями статьи 336 НК РФ:

  • на все полезные ископаемые, добытые внутри страны;
  • на полезные ископаемые, которые были извлечены из отходов основного производства (если способ извлечения был лицензирован);
  • на полезные ископаемые, которые были добыты за пределами России.

Плательщики налога

Плательщиками НДПИ в соответствии с действующим законодательством признаются предприятия и ИП (как российские, так и иностранные), являющиеся пользователями недр.

Ставки по НДПИ

Величина адвалорных процентных ставок, взимаемых с недропользователей, устанавливается п. 2 ст. 342 НК РФ:

  • при добыче калийных солей ее размер составит 3,8%;
  • при добыче торфа, апатитовых и др. руд величина ставки составит 4%;
  • при добыче кондиционных руд черных металлов размер ставки составит 4,8%, при этом ее размер должен быть умножен на соответствующий коэффициент (Кподз);
  • при добыче радиоактивного сырья, солей, термальных вод бокситов и др. размер ставки составит 5,5%;
  • при извлечении горнорудного неметаллического сырья, концентратов и т. д. размер ставки составит 6%;
  • при добыче сырья с примесями драгоценных металлов – 6,5%;
  • при добыче термальных вод и грязей – 7,5%;
  • при добыче редких металлов и камней размер ставки составит 8%.

Отдельные категории облагаются специфическими ставками:

  • за 1 тонну газового конденсата взимается ставка в размере 42 рублей, которая должна быть умножена на базовое значение единицы условного топлива и на коэффициент, установленный в зависимости от сложности добычи, а также на корректирующий коэффициент, размер которого указан в статье 343.4 НК РФ. С 1.01.2019 также вступили в силу изменения, в соответствии с которыми полученную сумму также следует увеличить на произведение показателя Кман, указанного в пункте 7 статьи 342.5 НК РФ, и коэффициента, характеризующего величину добытого газового конденсата, в отношении которого Кман не может быть применён, и равного 0,75;
  • нефть – 919 рублей (с 1.01.2017) за 1 тонну. Полученная сумма также должна быть умножена на показатель Дм, который характеризует особенности добывающего процесса.

Способы исчисления НДПИ

Размер налога может быть рассчитан одним из следующих способов:

  1. Первый способ может быть использован для расчета НДПИ при добыче большинства полезных ископаемых. Рассчитывается как общая сумма извлеченного из недр сырья, а действующие ставки берутся из соответствующей статьи НК РФ.
  2. Второй способ исчисления применяется при добыче газа. В этом случае учитывается общий объем добытого сырья и специфические ставки, определяемые НК РФ.
  3. Третий способ применяется при расчете НДПИ на драгоценные металлы. Налоговая база зависит от стоимости реализации готового сырья или самородков, которые были добыты на месте.
  4. Четвертый метод создан для расчета НДПИ при добыче нефти. База определяется в тоннах, а ставку корректируют установленные НК РФ коэффициенты.

Формула, по которой рассчитывается налог на добычу полезных ископаемых, выглядит так:

НДПИ = НБ * НС, где НБ означает налоговую базу, рассчитанную за отчетный период, а НС – ставку процента, установленную НК РФ.

Коэфициент Ктд

Ктд – коэффициент, применяемый для характеристики территорий добычи полезных ископаемых (ст. 342.3 НК РФ). Его применение обосновано положениями пп. 1 п. 1 ст. 28.5 НК РФ в отношении участников региональных инвестиционных проектов, имеющих статус резидентов территорий, опережающих социально-экономическое развитие.

Размер этого коэффициента приравнивается к нулю до того момента, когда участник регионального инвестиционного проекта начинает применять налоговую ставку на прибыль организации (в соответствии с нормами, описанными в пункте 1.5 статьи 284 НК РФ).

На протяжении 120 отчетных периодов начиная с момента применения ставки налога на доходы организации для участника проекта Ктд устанавливается на уровне следующих значений:

  • в течение первых 24 периодов – 0.
  • с 25 по 48 период включительно – 0,2.
  • с 49 по 72 период – 0,4.
  • с 73 по 96 период – 0,6.
  • начиная с 97 периода и во все последующие – 1.

Изменения в порядке исчисления НДПИ в части потерь при добыче нефти

В отношении нефти, добытой на тех участках недр, в отношении которых на протяжении всего отчетного периода действовал налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД), ставка НДПИ устанавливается законодательством РФ на уровне 1 рубля за 1 тонну извлеченного сырья, однако, полученная сумма должна быть умножена на коэффициент, характеризующий уровень налогообложения нефти, размеры которого определены в статье 342.6 НК РФ.

Также в соответствии с пояснениями Министерства Финансов от 17 и 24 мая 2019 года налогообложение в части нормативных потерь добываемого сырья должно быть произведено по нулевой ставке.

Прочие изменения

В соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 21.01. 2019 №53613 в 2019 году также изменились размеры коэффициентов-дефляторов к ставке НДПИ при добыче угля:

  • коэффициент, используемый при добыче антрацита – 0,970.
  • при добыче коксующегося угля – 1,047.
  • при добыче бурого угля – 1,004.
  • на все прочие типы угля – 1,026.

Как заполнить декларацию по НДПИ

Действующая форма документа (№ КНД 1151054) была утверждена в 2015 году и состоит из титульного листа и 7 разделов.

Декларатор не должен заполнять все листы этого документа. Сведения должны быть внесены только в те графы, которые непосредственно связаны с его деятельностью. В том случае, если компания занимается добычей нескольких видов полезных ископаемых, декларация должна быть заполнена для каждого из них.

Титульный лист отчета (лист 01) должен содержать следующие данные:

  • ИНН и КПП налогоплательщика;
  • номер отчетного периода, по результатам которого подается декларация;
  • год, за который подается отчет;
  • код НО;
  • наименование организации или ИП;
  • ОКВЭД;
  • личные данные налогоплательщика;
  • число страниц в заполняемой декларации;
  • сведения о доверенном лице и номер доверенности.

Остальные разделы специфичны и в новой форме декларации разделены в зависимости от типа и категории добываемых полезных ископаемых:

  • Раздел 1. Здесь должны быть указаны суммы по итогам расчётов всех прочих разделов декларации, а также коды КБК и ОКТМО.
  • Раздел 2. Заполняется в том случае, если предприятие занимается добычей нефти.
  • Раздел 3. Посвящен добыче природного газа и газового конденсата, но при этом не заполняется теми разработчиками, которые ведут свою деятельность на морском шельфе. В строках 050, 060 и 070 должны быть указаны следующие данные: о стоимости транспортировки единицы добытого сырья; о проценте участия в продажах отдельной организации; о доле добычи природного газа в общих объемах. Строки 100 – 130 заполняются на основании сведений, указанных в лицензии на разработку.
  • Раздел 4. Его должны заполнить те недропользователи, которые ведут деятельность по добыче углеводородного сырья на морских шельфах. Деклараторы обязаны самостоятельно внести данные по коду добываемых ископаемых, названию месторождения и датам разработки. Сумма НДПИ рассчитывается путем умножения суммы налогооблагаемой базы на установленную законом ставку. Итог должен быть вписан в строку 140.
  • Раздел 5. Заполняется всеми прочими недропользователями, добывающими те виды полезных ископаемых, которые не были отражены в предыдущих разделах отчета. К ним относят: горючие сланцы, руды, песок, драгоценные металлы. Гражданин, составляющий декларацию, должен вписать в соответствующие сроки исходные данные, рассчитать количество добытого сырья и стоимость единицы.
  • Раздел 6. Сюда вносится информация о проведении оценки стоимости единицы извлеченного из недр сырья. В форме должны быть учтены прямые, косвенные и внереализационные расходы на их извлечение.
  • Раздел 7. Должен быть заполнен теми пользователями недр, которые занимаются угледобычей. Так же, как и в 4 разделе, деклараторы должны самостоятельно внести в отчёт сведения о месторождении, дате и названии добываемых полезных ископаемых.

Бланк декларации можно по НДПИ можно скачать здесь.

Отчет по НДПИ должен предоставляться в ФНС ежемесячно, при этом суммировать уплаченную сумму с нарастающим итогом по месяцам не нужно.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей

Источник