Советы нашего учителя всегда очень полезны
Как пережить первый год работы в школе и при этом набраться мудрости.
Есть одна хорошая новость для начинающих учителей: больше не нужно учиться на своих ошибках! На первых порах вам помогут наши 10 простых советов, а как развиваться дальше – решать уже вам.
1. Держите в школе запасной комплект белья и обуви
Допустим, в вашем классе дети так разыгрались, что достали из своих рюкзаков краски и клей, которые нужны были им на рисовании или технологии (а, может быть, вы и сами их преподаете), и пролили часть на вашу штанину или обувь. Как вы поступите? Будете весь день ходить как ни в чем не бывало? Не надо так! Попросите кого-нибудь побыть с классом минуту и сходите в учительскую/туалет, чтобы переодеться/переобуться. Работать надо в комфорте! Если ваша одежда или обувь испачканы, вы будете думать только об этом, а не уроках.
2. Сделайте в классе крепкую доску для объявлений
Обновлять такие доски (если вы, конечно, классный руководитель) вам придется часто: раз-два в месяц. Поэтому сделайте (или купите) доску с тканевой или фанерной основой – бумажные быстро выйдут из строя, а пластиковая (с маркером) быстро превратится в размазню (постараются дети). Это важный пункт: если вы сразу сделаете отличную крепкую доску, вам не придется забивать себе голову мелкими проблемами посреди учебного года.
3. Назначьте «лейтенантов» для движения колонной
Совет для учителей начальных классов: когда вы ведете класс в столовую, вы понятия не имеете, что творится с детьми позади вас (если вы, конечно, не хотите свернуть себе шею постоянно оглядываясь). Назначьте среди школьников пару «лейтенантов», которые каждые пять-шесть метров будут останавливаться у указателей на стене или дверей кабинетов и проверять стройность и спокойствие рядов. А вы и вовсе сможете идти позади детей или сбоку от них и беседовать о важных школьных делах.
4. Не покупайте ничего в класс!
Многие начинающие учителя, получившие свой кабинет, начинают заставлять его милыми штучками, которые помогут им чувствовать себя комфортно. Однако они не помогут, а деньги ваши уйдут. А если вам и детям действительно что-то необходимо приобрести в класс, попросите помощи у родительского комитета. Они редко отказывают (если, конечно, вы умеете обосновывать свои предложения).
5. Установите хорошие отношения с родителями
Придумайте способы, как родители смогут помочь ребенку и классу. Они будут только рады поучаствовать в образовании ребенка. Рассмотрите разные способы: для родителей, которые могут посвятить целый день на активности с детьми (устройте поход), и для родителей, у которых не так много времени (небольшое чаепитие в классе в субботу или после уроков в пятницу в честь дня рождения здесь подойдет). Главное, чтобы родители школьников чувствовали, что вы им рады и что их навыки и знания также важны для образования их детей. Родители всегда убудут на вашей стороне!
6. Давайте ученикам время на «мозговой штурм»
Ужасно для учителя, когда на уроке постоянно отвечают одни и те же дети. Но это также нелегко видеть и детям: часто те, кто дольше обдумывает ответ, считают, что у них нет шанса высказать свое мнение (если вы вызываете одних и тех же учеников). Задайте вопрос и дайте ученикам время обдумать его (можно даже позволить им обсудить его в парах или группах – получится «мозговой штурм»). Другой способ – пусть дети запишут своё мнение на листках – так все смогут принять участие в обсуждении.
7. Никогда не сообщайте плохие новости наедине
Не имеет значения, опытный вы педагог или только пришли в школу, если у вас есть плохие новости для родителей ученика (он сделал в школе нечто ужасное, испортил машину директора или заявился на уроки пьяный), всегда позовите коллеги себе на помощь – пусть он будет свидетелем при вашем разговоре с родителями. Такой помощник сможет прикрыть вас и объяснить дело более подробно, если у вас это вызовет трудности. В качестве помощника может выступить психолог, другой учитель, завуч или директор.
8. Грамотно организуйте пространство в классе
Многие учителя тратят по несколько часов на проектирование класса: где разместить доску с объявлениями, где сделать уголок для детских игр, куда повесить наглядные материалы, где разместить проектор и тому подобное. А после в класс приходят неугомонные 30 детей, которые переворачивают все вверх дном, что позже выливается в необходимость все планировать по новой.
Самое главное, что нужно учитывать при планировке класса: направления движения. Неважно, сколько «фишек» будет в вашем классе, в проходах должно быть много места. Информация на доске объявлений не должна мешать детям передвигаться по классу (если вдруг полкласса захочет прочитать свежие объявления).
Понаблюдайте за привычным для детей потоком движения в классе, после этого добавляйте детали (шкафчики, полки, доски и так далее), не нарушая этого потока.
9. Не ссорьтесь с директором
Директора школ подобны генералам на поле боя – они принимают тонну решений в течение дня, поэтому стоит постараться оградить их от проблем, которые можете создать вы. Лучший способ общения с директором – сообщать ему только хорошие новости по ходу дня: как один ученик вдруг стал отлично учиться или никто в классе не написал контрольную на два. Не ожидайте какого-либо ответа на ваше сообщения. Зато капелька хороших новостей в день позволит ей держаться в тонусе.
10. Найдите как можно больше наставников
В некоторых школах к начинающим учителям приставляют опытного педагога-наставника, который поможет юному специалисту адаптироваться на новом месте. Скорее всего, никаких наставников у вас не будет, поэтому ищите их сами! Особенно полезными могут оказаться педагоги, которые еще вчера сами были начинающими – педагоги с тремя-четырьмя годами опыта – у них есть, чему поучиться.
У каждого педагога свой взгляд на профессию и выполнение своей работы, поэтому интересно будет послушать как можно больше мнений прежде, чем взять что-нибудь себе на вооружение.
Вы можете также приглашать наставников на свои уроки – это лучший способ получить прямую обратную связь от коллег. Все их замечания и предложения можно будет претворить в жизнь уже на следующем уроке! Главное при выборе наставника: вам должно быть комфортно с ним общаться и интересно узнавать новое о профессии от него.
Когда молодой учитель, защитив диплом, впервые заходит в класс, он очень нервничает и хочет провести самый лучший урок. Иногда для этого стоит обратиться за помощью к более опытным коллегам. Наш блогер, учительница с 20-летним стажем Елена Смит, делится профессиональными советами с начинающими педагогами.
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
Я всегда очень радуюсь, когда в школу приходят молодые учителя. Чаще всего это те люди, которые мечтают работать с детьми, несмотря ни на какие сложности. Вопреки частому мнению, что учительство — это бесконечные проблемы, нервы, безденежье, бумажная работа и рутина. Их очень мало, и с каждым годом становится всё меньше.
Я знаю это, потому что вижу: выпускники не рассматривают школу как место дальнейшего трудоустройства. Они думают, что работа учителя бесперспективна. Но это не так!
Я работаю в школе более 20 лет и знаю, как менялась школа на протяжении этого времени. Я до сих пор считаю, что учитель — самая интересная, увлекательная, творческая и благодарная профессия. Здесь ты каждый день учишься новому, ведь без этого невозможно преподавать современным детям. Твои коллеги и ученики — это океан мыслей и чувств, и от тебя зависит, на какой волне пройдёт урок и твой день.
Это профессия, где ты можешь полностью реализовать свой творческий потенциал: можешь быть художником (рисуй и создавай шедевры для наглядной презентации знаний), поэтом (пиши стихи коллегам на дни рождения), актёром (перевоплощайся на уроке), дизайнером (оформляй класс вместе с учениками), кондитером (приготовь что-то вкусное с детьми), организатором (придумай квест, викторину или внеклассное мероприятие), путешественником (соберись с ребятами в поездку по России и за границу), блогером (расскажи о своей работе), писателем (напиши книгу или пособие).
Фактически это профессия, которая открывает перед тобой целый мир возможностей. Именно это я хочу объяснить будущим учителям. Тот факт, что с возможностями придут и трудности, не должен останавливать. Если 1 сентября вы переступите порог школы в качестве учителя первый раз, то вот несколько советов, которые вам помогут.
- Всегда пишите план урока, даже когда у вас есть книга для учителя, в которой всё перечислено. Каждый класс уникален, каждый урок неповторим.
- Обязательно составьте план посещений чужих уроков на месяц вперёд: один-два раза в неделю ходите на уроки более опытных коллег, конспектируйте, задавайте вопросы.
- К вам обязательно придут представители администрации. Этого не нужно бояться. Но и не нужно ждать, что завуч будет делать комплименты вашему мастерству: скорее всего, вас будут критиковать и давать советы. Внимательно всё послушайте, запишите, проанализируйте. С чем-то вы согласитесь, с чем-то нет, но в любом случае помните: мы профессионально растём, когда нас критикуют, а не хвалят.
- Читайте книги, методические материалы, форумы для учителей. Образование и педагогические приёмы не стоят на месте.
- На уроке давайте чёткие инструкции, проверяйте, поняли ли их дети.
- Не оставляйте детей во время урока одних даже на минуту. Если кто-то плохо себя ведёт, не выгоняйте с урока. Помните, что вы несёте ответственность за жизнь и здоровье детей.
- Если вы задали на прошлом уроке домашнее задание, обязательно его проверьте. Поставьте отметку и напишите комментарий — чётко, красной ручкой. Можно выбрать и другой цвет, но он всегда должен быть один, из урока в урок. Это называется «единый орфографический режим».
- Не кричите на детей! От этого они не станут понимать или слушать вас лучше. Дети учатся у того, кого любят и уважают, для этого вы должны быть мудрым, добрым человеком с чувством юмора.
- Дайте детям время и возможность для творчества, радости и удивления. С этого должен начинаться и этим заканчиваться каждый урок.
- Дайте время и для усердного труда, он доставляет детям такое же удовольствие. Чем быстрее темп на уроке, чем больше ученики успели сделать важного, значимого, нового, тем больше радости они испытают от результатов работы.
- После того как провели урок, посмотрите, оставляете ли вы кабинет в таком же порядке, в каком он был до урока.
- Не расстраивайтесь, если что-то пошло не так, как вы ожидали. Подумайте, что можно в следующий раз сделать по-другому.
- Преподавание — это искусство, настройтесь на то, что его нужно будет постоянно совершенствовать.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock (YAKOBCHUK VIACHESLAV)
Здравствуй. Сегодня мы поговорим о влиянии учителя на ученика и попробуем ответить на вопрос: “кто они, лучшие педагоги”.
Содержание статьи:
Вступление
Вспомни. У каждого был такой учитель, который стремился как можно скорее провести урок. Он не старался понятно объяснить новую тему. Не любил когда вы задавали ему вопросы. Этот учитель, принципе как и его предмет, вам казался очень скучным и непонятным. Урок длился бесконечно. И зачем только придумали столько часов по данному предмету?
А есть педагог, которого вы всегда с нетерпением ждете. Вы рады встретить его на улице, рады видеть его и в классе. Он всегда интересно объясняет новый материал. С радостью отвечает на ваши вопросы. Занятия проходят так быстро, что не успеваешь этого заметить. И почему только этот предмет мы изучаем всего лишь раз в неделю? Ведь он такой увлекательный и интересный.
Самое интересное, что изучаемые предметы в двух случаях могут быть абсолютно разные. Мы можем любить русский и не любить математику. Можем любить математику и не любить русский. Но, в основном, наша любовь к предмету зависит от качества преподавания и самого учителя.
Пример из жизни
С детства я любила рисовать. Я рисовала в садике, начальной школе, дома, в гостях. Я находила возможность везде изобразить своё искусство ( на обоях, асфальте, майке). Это было самое интересное увлечение, которое можно себе представить.
В 5 классе родители решили записать меня на кружок рисования, дабы способствовать моему творческому увлечению. Все родственники и друзья говорили, что у меня талант. Почему бы и нет? Но, посетив несколько занятий по рисованию я разлюбила свое хобби.
Педагог всегда говорил, что я рисую плохо. Очень плохо. Я совершенно не способна. На просьбу помочь с рисунком я слышала только отказ. Спустя месяц я поняла, что это не тот вид деятельности который мне интересен. По факту за один только месяц, во мне пропало желание рисовать, которое присутствовало долгие годы.
Шло время. Окончив школу передо мной стал выбор с поступлением. И в этот момент ко мне вернулась детская мечта научится рисовать красиво. Я поступила на художественное отделение. Каким было мое удивление, когда оказалось, что я умею рисовать и причем неплохо. Не идеально, но и не плохо.
На протяжении 4 лет педагоги помогали мне изучить особенности рисунка, построений и других немало важных моментов. Благодаря их усердию и полученными мною знаниями, я смогла окончить колледж с красным дипломом. Сбылась моя мечта, я смогла наконец то нарисовать портрет, и даже не один.
Так я узнала о том, что есть педагоги, которые готовы помочь тебе развивать свои способности, а есть люди, которые с радостью помогут погубить их. Речь идет не о том, что педагог может все, а о том, что он связующее звено, которое объединяет ученика и знания.
Педагог и ученик
Учитель должен хотеть передать своим ученикам знания и научить их. Не зря слово педагог(paidagogos) расшифровывается как paidos — ребенок, ago- веду, воспитываю. Преподаватель побуждает нас к деятельности. Мотивирует нас. Именно вдохновленный ученик продолжает изучать предмет сам. Ни ради отметок или похвалы, а ради интереса.
Благодаря стремлению педагогов колледжа дать мне недостающие знания я смогла осуществить свою мечту. Я стала художником. Позже конечно я окончила еще дополнительно художественный университет и курсы по рисунку, чтобы усовершенствовать свои знания.
Сейчас я преподаю рисование детям и стараюсь быть самым лучшим педагогом, не совершая ошибок людей, которые загубили в детстве мое увлечение. Поверьте, это так приятно видеть сверкающие от интереса глаза детей и наблюдать их результаты.
На своем примере я убедилась, что хороший педагог влияет на качество получаемого учеником результата. Работая и беседуя с детьми я выяснила, что практически каждый сталкивается с равнодушным учителем. Я призываю родителей более трепетно подходить к выбору преподавателя, ведь именно от него зависит будущее вашего ребенка. Помните, что самые лучшие педагоги вдохновляют своих учеников, а худшие, увы, калечат.
Если данная статья была полезна для вас, буду признательна за вашу подписку и лайк. Хорошего и продуктивного вам дня.
Больше интересный статей можно найти на моем блоге: hochu-mogu.ru
Кстати, у меня есть ютуб канал: vapison. На котором вы сможете найти много интересных творческих видеоуроков.
Василий Сухомлинский с учениками
Василий Сухомлинский проработал в школе всю жизнь, написал более 600 статей и около 30 книг о воспитании, чем оказал огромное влияние на отечественную педагогику. Мы просмотрели его не утратившую актуальность книгу «100 советов учителю», и решили напомнить вам неопровержимые истины, которые Сухомлинский сумел точно и доступно выразить. Но сначала немного о самом выдающемся теоретике и практике педагогики.
Василий Александрович родился в 1918 году в селе Васильевка, ныне Кировоградской области. Он стал заслуженным учителем школы УССР педагогом, член-корреспондентом АПН СССР, кандидатом педагогических наук, лауреатом Государственной премии УССР.
После Полтавского пединститута он устроился учителем украинского языка и литературы в сельскую школу, после стал директором средней школы в поселке Ува Удмуртской АССР, недолго работал чиновником — заведующим Онуфриевским роно, но с 1948 вновь вернулся в школу в должность директора.
Среди его заслуг — создание собственную педагогическую систему, которая основывалась на антропологическом подходе: личность ребёнка ставилась во главу угла воспитательных и образовательных процессов. Для педагога было важным развивать врожденные качества ребёнка, его спонтанные реакции и импульсы, при этом воспитывать нужно в условиях специально организованного социума. В том числе речь шла о педагогическом коллективе единомышленников.
Знания — это красиво
Василий Сухомлинский исследовал важный особенно для современности вопрос — что может стимулировать познавательную деятельность школьников. По его мнению, только сделав путь к знаниям увлекательным и привлекательным, показав радость познания нового и счастье новых открытий можно заинтересовать ребенка процессом обучения.
— Для развития у ребёнка эмоциональной восприимчивости большую роль отводил элементам праздничности, красоты, обращал внимание на взаимосвязь нравственного воспитания и обучения. Акцент делался на расширение представлений детей об окружающем мире, развитие у них критичности мышления, на формирование системы моральных ценностей, а также умений и навыков самостоятельного получения и использования информации, — писал о подходе Сухомлинского ведущий в России специалист по методологии, теории и истории образования Михаил Богуславский в статье для Российская педагогическая энциклопедия.
10 цитат о воспитании для учителей и родителей
1. Школа помогает воспитать хорошего человека
Бывают семьи, в которых тяжелая, гнетущая обстановка накладывает неизгладимый отпечаток на всю жизнь человека. Миссия школы, наша с вами важнейшая задача, дорогой коллега, — бороться за человека, преодолевать отрицательные воздействия и давать простор положительным.
2. Любовь исправляет хулиганов
Мне ненавистна скрипучая подозрительность, но отношению к детям, ненавистна формалистическая регламентация требований и запрещений. Это не проповедь разгильдяйства и «свободного воспитания», а твердое убеждение в том, что добро, ласка, любовь — по отношению к ребенку — не абстрактные добро, ласка и любовь, а человечные, реальные, проникнутые верой в человека, — это могучая сила, способная утвердить в человеке все прекрасное, сделать его идеальным. Я не верю в то, что ребенок, которого правильно воспитывают, может стать хулиганом, тунеядцем, циником, существом лживым и развращенным.
3. Индивидуальный подход во главе угла
У меня всегда вызывают досаду и недоумение жалобы кое-кого из учителей: ребенок шалит на уроке, занимается посторонними делами… Да не может этого быть, дорогие товарищи, если вы по-настоящему подумали о том, как заставить трудиться каждого ученика!
4. Учителя — тоже люди
Да, нет времени — это бич педагогического труда. Он бьет не только по школьным делам, но и по жизни семьи педагога. Педагог — такой же человек, как и все люди, ему нужно время для семьи, для воспитания своих детей.
5. Важен фундамент знаний
Тридцать лет работы в школе открыли мне один важный, па мой взгляд, секрет — своеобразную педагогическую закономерность: в средних и старших классах отставание, неуспеваемость появляются главным образом потому, что в годы учения в начальных классах ученик не запомнил на всю жизнь, не сохранил твердо в памяти тех элементарных истин, которые являются как бы фундаментом знаний.
6. Чтение — главный помощник образования
Чтение должно быть тесно связано с учением. Если оно является углублением в факты, явления, предметы, представляющие собой основу для обобщений, сохраняемых в памяти, то такое чтение помогает запоминанию. <…> Учитывая эту очень важную закономерность, я в своей практической работе всегда имею в виду две программы обучения: первая — это обязательный для заучивания и сохранения в памяти материал, вторая — внеклассное чтение, а также другие источники информации.
7. Знания — это не цель, а средство
Стремитесь к тому, чтобы знания учащегося были не конечной целью, а средством, чтобы они не превращались в неподвижный, мертвый багаж, а смысл — в умственном труде школьника, в духовной жизни коллектива, во взаимоотношениях между школьниками, в том живом и непрерывном процессе обмена духовными богатствами, без которого нельзя себе представить полноценного интеллектуального, нравственного, эмоционального, эстетического развития.
8. Понять — это еще не означает знать, понимание — еще не знание
Для того, чтобы были твердые знания, необходимо осмысливание. Приведу пример. На уроке геометрии ученики получают первое представление о тригонометрических функциях. Учитель дает определение двух функциональных зависимостей — синуса и косинуса. Материал не представляет трудностей, как будто бы сразу все понятно. Но понятно — еще не означает, что прочно усвоено. После объяснения дается время для обдумывания нового. Ученики открывают тетради для черновых записей, чертят прямоугольные треугольники, записывают все то, что объяснял учитель, повторяют определения синуса и косинуса, па собственных примерах показывают функциональные зависимости. Здесь как бы сливается повторение знаний с их первым, элементарным применением. Оказывается, что при самопроверке многие учащиеся не могут воспроизвести ход объяснения, повторить его. Убедившись, что забыл то и л и иное звено в объяснении, ученик прибегает к помощи учебника, но прежде чем сделать это он старается все сам припомнить.
9. Проверка тетрадей — общая боль
«Проверка тетрадей поглощает все свободное время». Это слова из письма одной учительницы. Под ним могли бы подписаться тысячи педагогов. <…> Облегчение проверки тетрадей связано с рядом коренных вопросов обучения, но есть некоторые предпосылки этого облегчения. Это, во-первых, выделение на каждом уроке грамматики времени для записи и запоминания слов, в которых могут быть допущены грамматические ошибки; во-вторых, это тщательная, продуманная подготовка к выполнению домашних заданий с целью предупреждения ошибок; в-третьих, надо сказать, что опытный преподаватель языка, литературы, математики, физики имеет свою методику проверки тетрадей; наиболее рациональной, как показывает опыт, является выборочно-периодическая проверка: учитель время от времени берет тетради нескольких учеников; фронтально у всех проверяются только контрольные работы.
10. Каждый учитель мечтает о том, чтобы учение на его уроках было интересным для учащихся.
Как же сделать урок интересным? Все ли уроки могут быть интересными? В чем истоки интереса? Урок идет интересно — это значит, что учению, мышлению сопутствуют чувства приподнятости, взволнованности ученика, удивление, иногда даже изумление перед открывающейся и с т и н о й, осознание и чувствование своих умственных сил, радость творчества, гордость за величие разума и воли человека. Познание само по себе является самым изумительным, удивительным, чудесным процессом, пробуждающим живой и неугасимый интерес. В природе вещей, в их отношениях и взаимосвязях, в движении и изменении, в человеческих мыслях, во всем, что создал человек — неисчерпаемый источник интереса. Но в одних случаях этот источник, как журчащий ручеек, струится на наших глазах — подходи, смотри, и перед тобой открывается изумительная картина тайн природы; в других — источник интереса скрыт в глубине, к нему надо добраться, докопаться, и часто бывает так, что самый процесс «подходов», «подкопов» к сущности природы вещей и их причинно-следственных связей является главным источником интереса. Если вы будете надеяться только па видимые, заметные стимулы, пробуждающие интерес к учению, к урокам, вы никогда не воспитаете подлинного интеллектуального трудолюбия. Стремитесь к тому, чтобы ученики сами открывали источники интереса, чтобы в этом открывании они чувствовали собственный труд и успех — само по себе это представляет один из важнейших источников интереса. Без активного умственного труда немыслимы пи интерес, ни внимание школьников.