Составление загадок самими детьми полезно для
Мария Иванова
Технология обучения детей составлению загадок
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты.
Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников или же путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.
Алла Александровной Нестеренко были разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.
Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.
Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.
Модель 1
Какой? Что бывает таким же?
Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
– Какой самовар по цвету? – Блестящий.
Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.
– Какой самовар по действиям? – Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
– Какой он по форме? – круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).
Воспитатель просит детейдать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:
Какой? Что бывает таким же?
Блестящий Монета
Шипящий Вулкан
Круглый Арбуз
Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки “Как” или “Но не”.
Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.
Итоговая загадка про самовар: “Блестящий, как монета; шипящий, как вулкан; круглый, но не арбуз”.
Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта.Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
После освоения модели “Какой – что бывает таким же” на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе “занижения” свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их “завышения” (самовар блестящий, как начищенная монета).
Модель 2
Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.
Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).
Что делает? Что (кто) делает так же?
Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет.
– Что делает ежик?
– Пыхтит, собирает, семенит.
– Пыхтит как кто или что?
– Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на “завышение”).
– Пыхтит как старый чайник (сравнение на “занижение”).
– Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на “завышение”).
– Собирает как жадина (сравнение на “занижение”).
– Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на “завышение”).
– Семенит как старый дедушка (сравнение на “занижение”).
Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки “Как”, “Но не”.
ПР: Составление загадки про ежика с приемом “завышение”: “Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить”.
ПР: Составление загадки про ежика с приемом “занижение”: “Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном”.
Модель 3
Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
На что похоже? Чем отличается?
Протокол составления загадки про гриб:
– На что похож гриб? – На мужичка.
– А чем отличается от мужичка? – У гриба нет бороды.
– Еще на что похож? – На дом, но без окон.
– А еще? – На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.
Текст получившейся загадки: “Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке”.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида №4 «Калинка» г.Волжска Республики Марий Эл.
Мастер-класс “Методы обучения детей
составлению загадок”
Составила: воспитатель
Федотова Т.Г.
г.Волжск 2013г.
Мастер-класс “Методы обучения детей
составлению загадок”
Загадка – относится к устному народному творчеству, где в образной форме передаются самые яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Загадка состоит из вопроса или задания, в котором даётся описание предмета, его характерные особенности. Обычно загадка имеет форму стихотворения, что делает ее более привлекательной. Особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны. Отгадывание и придумывание загадок положительно влияет на разностороннее развитие речи дошкольников. В загадке используются различные средства выразительности (эпитеты и сравнения, определения, приём олицетворения, использование многозначности слов), которые способствуют формированию речи дошкольного возраста. В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разной тематики и окружающий нас мир, явления природы, предметы быта, орудия труда, транспорт, спорт, профессии. Придумывать загадки очень трудно, чем отгадывать. Сначала же дети придумывают по образцу заданной загадки, но с трудом справляются, но в дальнейшем уже составляют интереснее. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению и формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. При работе с загадками у детей развивается: мышление, речь, внимание и память, воображение, расширяется запас знаний и представление об окружающем мире.
Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников, а остальная группа в виде пассивных наблюдателей. Верный ответ ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если повторно задать через некоторое время ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспомнит ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.
А.А.Нестеренко разработаны модели составления загадок. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.
Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В работе с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.
Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.
Модель 1
Какой? | Что бывает таким же? |
Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
– Какой самовар по цвету? – Блестящий.
Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.
– Какой самовар по действиям? – Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
– Какой он по форме? – круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).
Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:
Какой? | Что бывает таким же? |
Блестящий | паровоз |
Шипящий | Вулкан |
Круглый | Апельсин |
Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).
Блестящий – паровоз, но не простой, а новенький паровоз
Табличка может выглядеть следующим образом:
Какой? | Что бывает таким же? |
Блестящий | Новенький |
Шипящий | Проснувшийся вулкан |
Круглый | Оранжевый апельсин |
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки “Как” или “Но не”.
Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.
Итоговая загадка про самовар: “Блестящий, как новенький паровоз; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не оранжевый апельсин”.
Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
Модель 2
Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.
Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).
Что делает? | Что (кто) делает так же? |
1. -Что делает ежик?
– Пыхтит, собирает, семенит.
– Пыхтит как кто или что?
– Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на “завышение”).
– Пыхтит как старый чайник (сравнение на “занижение”).
– Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на “завышение”).
– Собирает как жадина (сравнение на “занижение”).
– Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на “завышение”).
– Семенит как старый дедушка (сравнение на “занижение”).
Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки “Как”, “Но не”.
Составление загадки про ежика с приемом “завышение”: “Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить”.
Составление загадки про ежика с приемом “занижение”: “Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадный; семенит, как старый гном”.
2. Летает, но не бумажный самолет,
Роет норки, но не слепой крот,
Ловит насекомых, но не болотная лягушка. (Ласточка)
Быстро летает, но не реактивный самолет,
Звонко поет, но не веселый ребенок,
Строит жилье, но не опытный плотник. (Соловей)
Модель 3
Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
На что похоже? | Чем отличается? |
Загадка про гриб:
– На что похож гриб? – На мужичка.
– А чем отличается от мужичка? – У гриба нет бороды.
– Еще на что похож? – На дом, но без окон.
– А еще? – На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.
Текст получившейся загадки: “Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке”.
Загадка про лужу.
Похоже на облако, но никуда не плывет
Похоже на море, но нет волн,
Как зеркало, но нельзя разбить. (Лужа)
Загадка про машину.
Похоже на жука, но нет лапок,
Похоже на улитку, но быстро движется
Как дом, но нельзя побегать. (Легковая машина).
Задачи, которые мы решаем на разных этапах работы с загадкой:
– составляем загадку
– учимся узнавать связное высказывание.
-набираем все части речи в словарь.
-формируем умение связного говорения по правилам.
-кодируем загадку – учимся кодировать рассказ.
-отгадываем загадку – учимся анализировать предъявленные предметы, сравнивать их.
-работая с отгадкой – учимся составлять рассказ о том, что было и что будет потом с объектом.
-полученную в загадке метафору – учимся вставлять в рассказы.
Отгадываем да-нетку (вид загадки) – набираем описательные характеристики. Отрабатываем слоговую структуру слова.
htm://doshvozrast.ru/metodich/konsultac
Загадки в виде логического задания, или загадка-смекалка
У семи братьев по одной сестре, много ли сестер? (Одна.)
У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей? (8 детей, 7 братьев, имеющих одну сестру.)
3.Юмористические загадки, или загадки-шутки
Суть таких загадок в ловушке или в игре слов. Они остроумны, поражают неожиданностью ответа. Такая загадка не подсказывает ответ, а иногда, наоборот, заставляет мысль работать в неверном направлении.
Каких камней нет ни в одном море? (Сухих.)
Как написать «мышеловка» пятью буквами? (Кошка.)
Кто была первая русская женщина, освоившая летательный аппарат? (Баба Яга.)
4.Указание лишь частей предмета и их количества
Шесть ног, две головы, один хвост — что это такое? (Всадник и лошадь.)
Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (Ножницы.)
5. Перечисление действий предмета без его называния
Течет, течет — не вытечет, бежит, бежит — не выбежит. (Речка.)
Гладишь — ласкается, дразнишь — кусается. (Собака.)
6. Прямое описание характерных особенностей предмета без его называния
Нос долог, голос тонок, кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар.)
Летом серый, зимой белый. (Заяц.)
7.Метафорическое изображение предмета, когда описание характерных особенностей одного предмета дается через другой предмет
Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь.)
Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла. (Корова.)
8.Загадка, составленная по методу отрицания
Жидко, да не вода, бело, да не снег. (Молоко.)
С бородой, а не старик, с рогами, а не бык. (Козел.)
9.Загадка, составленная по методу противоречий
— Я кислое и сладкое, я твердое и мягкое, я бледное и румяное.
Ну-ка, узнай меня! (Яблоко.)
При составлении загадок редко пользуются одним каким-то способом, чаще всего они совмещаются.
Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки.
Мы не кони, хоть на нас
Вы садились много раз. (Стулья.)
Всем этим способам составления загадок желательно обучать детей, начиная с дошкольного возраста. Работа по придумыванию загадок с детьми дает прекрасный материал по расширению и активизации лексики детей словами, обозначающими качества, признаки, состояния предметов и их действия. Более ценными эти игры делает совмещение целей, способствующих развитию логического мышления и образной речи. Особое внимание уделяется развитию ассоциативного мышления у детей, которое является одним из составных любого вида творчества.
Мы предлагаем некоторые способы обучения детей составлению загадок. Начинаем с самого простого, например, с перечисления частей предмета и их количества. Покажите детям картинку, на которой изображен всадник на коне. Не надо загадывать детям загадку. Вы ее с ними «придумаете». Это можно сделать на занятии по математике. Попросите детей посчитать, сколько всего будет ног у коня и всадника вместе, сколько голов, хвостов. Можно посчитать и глаза, и уши. Осталось загадку сформулировать, выучить наизусть и кому-нибудь загадать, например, работникам детского сада, родителям. На следующем занятии возьмите две картинки: одну с изображением стула, другую — с изображением кошки или собаки. Посчитайте с детьми детали: 8 ног, 2 спины, 1 голова, 1 хвост. Отгадка: кошка спит на стуле. Дети самостоятельно могут придумать загадки по картинкам, на которых изображены Змей Горыныч, лиса с уткой в зубах, птица на корове, носороге, муха на арбузе (6 ног, 1 голова, 2 пуза). Интересную загадку можно придумать по картинке, изображающей человека, который сидит за столом на стуле и ест курицу и т. д. В таких загадках можно учить детей образовывать сложные прилагательные: «восьминогий охотится за шестиногими». (Паук — за мухами.)
Достаточно легкий и доступный способ составления загадок для детей — по принципу отрицания. Этому способу, как и предыдущему, можно обучать, начиная с пятилетнего возраста. Педагог сам предварительно может придумать про любой предмет свою загадку и предложить ее детям для составления, например:
Круглый, но не апельсин,
Катится, но не машина,
Скачет, но не зайка? Что это? (Мячик.)
Рассмотрим еще один способ составления загадок путем противоречий. В становлении творчества у детей огромное значение имеет освоение антонимов. Дж. Родари обращает внимание на то, что мысль возникает из парных понятий: «Понятие мягкий появляется не до и не после понятия жесткий, а одновременно с ним, в процессе их столкновения, который и есть созидание». Метод противоречий имеет для ребенка практическое значение. Дошкольник обязательно станет школьником. Этот метод поможет ему при изучении законов окружающего мира.
Чтобы составить с детьми загадку, используя противоречивые качества предмета, ее надо придумать сначала самому педагогу. Для этого нужно научиться находить противоречия в предметах и явлениях. Диалектика учит нас, что в основе любого развития лежит противоречие. В каждом предмете, в каждом процессе заключены противоположности. Внутренние противоречия являются причиной «самодвижения», «саморазвития». Именно внутренние противоречия в предмете всегда скрыты, и обнаружить их нелегко. Они и есть загадка, тайна. Над разрешением противоречий человечество бьется с самого момента своего зарождения. Они его будут сопровождать и в будущем. Метод противоречий при изучении свойств и качеств позволяет ребенку проникнуть в сущность и глубину предметов и явлений. Детей этому логическому приему надо специально обучать. Предварительно необходимо научить детей подбирать противоположные признаки, состояния, действия, обогатить их лексику словами-антонимами. Работа над антонимами может проводиться в разных играх и на занятиях. На занятиях по математике дети сопоставляют предметы и явления по количественным, временным, пространственным отношениям (много — мало, рано — поздно, далеко — близко). На занятиях по развитию речи сопоставляют предметы по качествам, свойствам, состояниям (положительный — отрицательный, хитрый — простодушный). Можно с детьми придумать такую загадку:
Я бываю разная:
Чистая и грязная,
Полная и пустая,
Глубокая и мелкая,
И зовусь тарелкою.
Разумеется, не стоит ждать от детей создания шедевров в полном смысле этого слова. Творчество ребенка находится в процессе становления. Но только в атмосфере творчества, активного сотрудничества детей с педагогом и друг с другом можно растить свободную личность. Не управлять, а направлять развитие без подавления, совершенствуя способности детей в игре, — именно эти принципы составляют суть личностно-ориентированной педагогики.
Используемые ресурсы:
https://logoped.name/2012/04/обучение-детей-составлению-загадок/.
htm://doshvozrast.ru/metodich/konsultac