Составление картосхемы размещения месторождений полезных ископаемых

Составление картосхемы размещения месторождений полезных ископаемых thumbnail

Вспоминаем. Что такое платформа, и
какое она имеет строение? 

Какая тектоническая структур
называется складчатым поясом, и чем она характеризуется? 
Какие группы горных
пород выделяют по происхождению? 

Узнаем. О географии размещения основных видов
минеральных ресурсов. 

Как размещение месторождений минеральных ресурсов связано с тектоническим строением
Земли. 

Размышляем.Могут ли быть найдены
новые крупные месторождения полезных ископаемых на
Земле?  

Земная кора богата полезными ископаемыми.
В настоящее время в своей хозяйственной деятельности человек использует более 200 видов минеральных  ресурсов. Однако
следует помнить, что минеральные
ресурсы обладают  некоторыми
особенностями. Во-первых, как вы уже знаете, все минеральные 
ресурсы относятся к категории исчерпаемых
и невозобновляемых, а потребление
их  человеком с каждым годом увеличивается.
Во-вторых, их разнообразие и запасы в 
различных регионах мира
неодинаковы. Это объясняется зависимостью 
размещения месторождений
различных видов минеральных ресурсов от  тектонического
строения Земли (рис.1).

Рис.1. Виды минеральных ресурсов по использованию и их связь с

             тектоническим  строением.

10.1. География месторождений
топливных ресурсов.
Наиболее значимыми топливными минеральными ресурсам являются уголь, нефть и газ. Они имеют
осадочное происхождение,  поэтому их месторождения приурочены к осадочным чехлам платформ.

Бассейн – это область 
непрерывного или почти 
непрерывного 
распространения  

осадочных
            полезных  ископаемых.
В составе  бассейна может
быть  несколько месторождений .

 Уголь – первое из полезных
ископаемых,  используемых человеком в качестве топлива.
Его  формирование происходило в тектонических прогибах  из накопленной растительности (древовидных папоротников, хвощей
и плаунов, а  также первых голосеменных растений) на протяжении длительного геологического  времени при высоком
давлении и температуре. Уголь занимает
наибольшую долю  среди топливных ресурсов. Так, примерно 15% суши занято под угольными  бассейнами, а их количество составляет более 3 600.
Большая часть угольных 
бассейнов расположена
в северном полушарии (рис. 2).

Рис.
2. География месторождений угля. 

В Азии, Северной Америке
и Европе сконцентрированы
10 самых крупных 
угольных бассейнах мира (таблица 1).

Десять крупнейших угольных бассейнов мира.                         Таблица 2  

Лидерами по запасам этого полезного ископаемого являются США, Россия,  Китай. На долю этих стран приходится половина мировых
запасов угля. Кроме  этого, значительными запасами этого топливного ресурса обладают: Австралия,  Индия, Германия, Украина, Казахстан. 

Вплоть до 60-х годов уголь оставался самым используемым источником энергии. Лишь в конце 
прошлого века его заменили другие энергоносители. Однако и сейчас он
активно используется в  металлургической
промышленности при выплавке чугуна. 

Важнейшем видом топлива
в настоящее время является
нефть. Это  достаточно распространенное полезное ископаемое
и добывается на всех материках  (рис. 3). Нефтегазоносных бассейнов
в мире насчитывается около 600, а общее  количество нефтяных месторождений составляет более 50 тысяч.
Нефтегазоносные 
провинции обычно приурочены к платформам,
а также они часто расположены в  межгорных прогибах и впадинах. В последние десятилетия месторождения нефти 
открыты в прибрежных зонах морей. В настоящее время почти треть
добываемой нефти и газа извлекается с шельфа океана. 
 Нефтегазоносными  провинциями           называют  территории, которые  объединяют
собой несколько 
нефтегазоносных областей
и  относятся к одной
или  нескольким крупнейшим  тектоническим
структурам.  

 Самые большие запасы
нефти сосредоточены в  Азии. Крупнейшими в мире нефтегазоносными  провинциями являются район Персидского залива  (Саудовская Аравия, Кувейт, Ирак, Иран,  Объединенные Арабские Эмираты), а также Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция (Россия).

Рис. 3. География месторождений нефти и газа. 

В Европе огромные запасы нефти были открыты на дне Северного моря. Главными нефтедобывающими странами этого региона является Великобритания и  Норвегия. 

Два крупных нефтяных
района находятся в Африке.
На побережье 
Гвинейского залива в Западно-Африканской провинции добывают нефть Нигерия и  Габон, а в северной части Сахары – Алжир, Ливия, Египет. 

Большими запасами нефти обладают Северная
и Южная Америка. Одним из  крупнейших месторождений этого региона является нефтегазоносный бассейн 
Мексиканского залива.
Главные нефтедобывающие страны здесь
США, Венесуэла, 
Бразилия, Эквадор. На побережье Северного Ледовитого океана, а также во 
внутренних частях
материка добывают нефть США и Канада.

Странами-лидерами по разведанным запасам
нефти в мире являются  Саудовская
Аравия, Венесуэла, Канада, Иран,
Ирак. 

Природный газ имеет родственное происхождение с нефтью, поэтому очень  часто их месторождения расположены рядом
и называются нефтегазоносными. 
Наиболее крупные месторождения сосредоточены в 15 странах
мира. Среди них 
лидерами по разведанным запасам газа
являются Россия, Иран, Катар,  Туркменистан, Саудовская Аравия. 

10.2.
География месторождений
рудных ресурсов. Железо – одиз из
наиболее  распространенных
элементов в составе земной коры, поэтому месторождений  железнных руд много. Основные
месторождения железных руд приурочены
к  кристаллическому фундаменту древних платформ, а также к складчатым областям. 
Например, месторождения железных руд в Хибинах
расположены в местах выхода  на поверхность Балтийского кристаллического щита
Восточно-Европейской  платформы. В районе Воронежского кристаллического щита этой же платформы на  Средне-Русской возвышенности находитсяКурская магнитная аномалия. В  Уральских горах, возраст которых более
300 млн лет, месторождения встречаются в  районах тектонических разломов. Поэтому отдельные
месторождения занимают 
сотни квадратных километров.  

Содержагние железа в руде колеблется от 16 до 72 %. Железные
руды делятся на богатые (60-65  % железа), средние
(45-60 %) и бедные – менее 45 % содержания железа. По составу рудных  минералов,
железные руды делятся на магнетитовые (магнитный железняк), гематитовые  (красный железняк), лимонитовые (бурый железняк), сидерытовые (шпатовый железняк).  Наиболее богатые железом
магнетитовые железняки. В Беларуси лимонитовые руды известны 
как болотная руда. 

Наиболее известные
месторождения железных руд размещены равномерно по  земному шару. Крупные месторождения железных руд Европы:
Курская магнитная  аномалия (Россия), Криворожское
месторождение (Украина), Кирунавара
(Швеция),  Латарингский железно-рудный бассейн (Франция,
Люксембург, Бельгия). В  Северной Америке крупнейшими являются Лабрадор-Сити, Ньюфаундлендское 
месторождение (Канада),
Верхнего озера (США), а в Южной – месторождения 
Каражас и Итабира (Бразилия). Большие
запасы железной руды разведаны в Индии, 
Китае и на территории
Австралии. 

Страны-лидеры по запасам железных руд:
Австралия, Бразилия, Россия, Китай, 
Индия. 

 С глубокой
древности человеком используется медь. В мире известно около  200 горных пород, в которых сордержится медь. Однако целесообразно
добывать  медь только в 17 из них. Медные руды
содержат медь от 1 % и выше. Одновременно 
из медных руд добывают и другие металлы, например никель.
В природе известны  также и
местрождения самородной меди
(Чили, США, Канада, Конго,
Перу).  

Месторождения меди образуют два «медных пояса».
Первый, «медный пояс» 

находится на территории
Африки (Демократическая Республика
Конго, Замбия). 
Второй «медный пояс»
протянулся вдоль тихоокеанского побережья Америки в 
Кордильерах и Андах (Чили,
Перу, США, Мексика, Канада).  

Страны-лидеры по запасам медных
руд: Чили, Австралия, Перу, Мексика, 

США. 

Алюминий – самый
распространенный металл в земной коре. К алюминевым  рудам относят
несколько горных
пород: бакситы, алуниты и нифелины. Самое 
высокое содержание алюминия в
бокситах (40-45 %).  

Основные месторождения алюминиевых руд расположены в тропических  широтах. Через Бразилию, Суринам, Гайану и Ямайку протянулся «алюминиевый  пояс» Страны-лидеры
по запасам алюминиевых руд: Гвинея, Австралия, Бразилия,  Вьетнам, Ямайка. 

Обобщим
и запомним.
Размещение минеральных ресурсов зависит от 
тектонического строения
Земли. Топливные ресурсы имеют осадочное  происхождение, поэтому их месторождения приурочены к осадочным
чехлам  платформ. Месторождения рудных ресурсов приурочены к кристаллическому  фундаменту древних платформ, а также к складчатым областям. Лидерами по  разведанным запасам
топливных ресурсов являются: угля – США, Россия,
Китай,  нефти – Саудовская Аравия, Венесуэла, Канада, газа – Россия,
Иран, Катар. 
Лидерами по разведанным запасам
рудных ресурсов являются:
железных руд –  
Австралия, Бразилия, Россия,
медных руд Чили, Австралия,
Перу; алюминиевых руд 
– Гвинея, Австралия, Бразилия.   

Проверим себя:1. Приведите примеры топливных, рудных и нерудных минеральных ресурсов. 2. К каким тектоническим структурам приурочены
топливные  полезные ископаемые,
а  к каким – рудные? 3. Почему большая часть угольных
бассейнов расположена в северном  полушарии? 4. В каких районах Земли открыты новые
нефтегазоносные месторождения.  5) Почему крупнейшие рудные
месторождения образуют «пояса»? 

От теории
к практике.
1. Назовите
и покажите на карте: 1) крупнейшие угольные  бассейны; 2) крупнейшие нефтегазоносные провнции; 3) крупнейшие месторождения железных  руд. Приведите примеры
стран-лидеров по разведанным запасам
топливных и рудрых полезных  ископаемых, покажите их на карте. 

Обсудим: Почему нефть называют «черным золотом»?  

Для любознательных: Почему некоторые страны мира, обладая собственными запасами минеральных ресурсов, покупают
их у других стран.

Источник

Я иду на урок

Н.П. КУКОВЕРОВА
учитель географии
средней школы № 5 г. Нижнего Тагила
Свердловская обл.

Каждый учащийся выбирает страну и
характеризует ее, выполняя под руководством
учителя ряд практических работ. При этом
используются карты и любые справочные
материалы.Ниже приводятся перечень тем
практических работ по всему курсу и планы их
выполнения по первым двум разделам.

Политико-географическое
положение страны

1. Составление систематизирующей таблицы
«Государственный строй стран мира», выделение
группы стран, к которой относится выбранная
страна по форме правления и форме
административно-государственного устройства.
2. Характеристика политико-географического
положения страны.

Природные ресурсы и
охрана окружающей среды

3. Оценка ресурсообеспеченности страны.
4. Составление картосхемы размещения
крупнейших месторождений полезных ископаемых и
районов выгодных территориальных сочетаний;
земельных, агроклиматических, водных, лесных
ресурсов и ресурсов Мирового океана выбранной
страны.
5. Обсуждение экологических проблем регионов,
возникающих при использовании природных
ресурсов. Пути решения проблем.

Демографический
потенциал страны

6. Изучение и объяснение процессов
воспроизводства населения.
7. Изучение и объяснение состава населения
выбранной страны.
8. Изучение и объяснение размещения населения
на территории выбранной страны.
9. Составление характеристики трудовых
ресурсов и экономически активного населения
выбранной страны.
10. Изучение и объяснение миграционных
процессов на территории выбранной страны.
11. Изучение и объяснение особенностей
урбанизации страны.
12. Общие выводы о демографическом потенциале
выбранной страны.
Экономико-географическое положение страны.
Влияние научно-технической революции на
развитие хозяйства
13. Составление характеристики основных
(ближайших к выбранной стране) центров
современного мирового хозяйства, влияние на
экономику и политику выбранной страны.
14. Составление типологической схемы
территориальной структуры хозяйства выбранной
страны.
15. Влияние НТР на темпы роста, отраслевую,
территориальную структуру хозяйства: факторы
размещения хозяйства выбранной страны.

Характеристика хозяйства страны

16. Составление характеристики ведущих
отраслей промышленности, сельского хозяйства,
видов транспорта.
17. Составление картосхемы размещения основных
промышленных, сельскохозяйственных районов и
центров, районов туризма выбранной страны.
18. Составление диаграммы «Международные
торгово-экономические связи» выбранной страны.

Планы выполнения практических работ

Практическая работа № 1

Составление систематизирующей таблицы
«Государственный строй мира», выделение группы
стран, к которой относится выбранная страна по
форме правления и форме
административно-территориального устройства.
1. На основе «визитной карточки» стран на
форзаце учебника В.П. Максаковского составьте
систематизирующую таблицу «Государственный
строй стран мира» по следующей форме.

Форма правленияФорма
административно-территориального устройства
РеспубликиМонархииУнитарные
государства
Федеративные
государства
конституционныеабсолютные

2. В каждую графу впишите названия
стран:
1) выбранную страну (например, если бы
выбранной страной была Россия, то ее следовало бы
внести в две графы: «Республики» и «Федеративные
государства»);
2) 4 страны, одинаковые по государственному
строю с выбранной страной (в дальнейшем — страна
Х), но расположенные в разных регионах;
3) страну, отличающуюся от страны Х по одной графе;
4) страну, отличающуюся от страны Х по двум графам;
5) пограничную страну 1-го порядка со страной Х;
6) пограничную страну 2-го порядка со страной Х;
7) страну — экономического и политического
лидера в Европе;
8) страну-лидера в Азии;
9) страну-лидера в Северной Америке;
10) страну-лидера в Латинской Америке;
11) страну-лидера в Африке.
3. Сделайте вывод о разнообразии стран по
государственному строю и причинах различия.

Практическая работа № 2

Характеристика политико-географического
положения (ПГП) страны.

Используя карты, справочную литературу,
материалы периодической печати, радио- и
телепередач, дайте описание ПГП страны Х по
плану:
1) общие сведения о политической ориентации
страны на современном этапе: участие страны в
политических, военно-политических и
экономических организациях;
2) экономическая и политическая оценка
государственных границ:
а) уровень экономического развития соседних
стран;
б) принадлежность соседних стран к политическим
блокам;
3) положение относительно основных линий
коммуникаций (международных транспортных путей
различного вида);
4) положение относительно ближайших очагов
международных и внутренних конфликтов —
«горячих точек» планеты:
а) прямое или косвенное отношение страны к
региональным конфликтам;
б) военно-стратегический потенциал и наличие
военных баз за рубежом;
в) позиция правительства страны в вопросах
международной разрядки, разоружения;
5) общая оценка ПГП страны.

Практическая работа № 3

Оценка ресурсообеспеченности страны.

1. Определите ресурсообеспеченность страны Х
с помощью карт учебника:
а) минерально-сырьевыми и топливными ресурсами;
б) водными;
в) земельными;
г) лесными.
2. Дайте характеристику агроклиматическим,
гидроэнергетическим, рекреационным ресурсам и
ресурсам Мирового океана страны Х с помощью карт
атласа.
3. Сравните ресурсообеспеченность страны Х с
ресурсообеспеченностью других стран мира и
регионов:
а) назовите более обеспеченные страны;
б) назовите менее обеспеченные страны.
4. Объясните закономерности размещения
различных ресурсов.
5. Сделайте общий вывод о
ресурсообеспеченности страны Х и прогноз
развития страны.

Практическая работа № 4

Составление картосхемы размещения крупнейших
месторождений полезных ископаемых и районов
выгодных территориальных сочетаний; земельных,
агроклиматических, водных, лесных ресурсов и
ресурсов Мирового океана выбранной страны.

1. Обозначить на контурной карте страны Х
основные месторождения, бассейны, рудные пояса
полезных ископаемых, обозначить районы выгодных
территориальных сочетаний минеральных ресурсов.
2. Обозначить обрабатываемые земли и другие
виды земельных ресурсов.
3. Обозначить агроклиматические ресурсы.
4. Обозначить водные ресурсы и ресурсы
Мирового океана. Природные ресурсы наносятся на
контурные карты по картам атласа условными
знаками, которые должны совпадать со знаками
карт атласа.

Практическая работа № 5

Обсуждение экологических проблем регионов,
возникающих при использовании природных
ресурсов. Пути решения проблем.
1. Изучив текст учебника, материалы печати,
заполните таблицу для страны Х:

Вид   ресурсаСтепень
использования
ПроблемыПрогноз
последствий
Пути
решения
     

2. Сгруппируйте страны с одинаковыми
проблемами по регионам или уровню развития,
обсудите пути решения, сделайте выводы,
обобщения по теме.

Источник

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 Оргмомент

Приветствует учащихся, определяет их готовность к работе. Сообщает о том, что пройдет с использованием мультимедийной презентации.

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места.

2

Целепологание

Объявляет тему урока(слайд1). Предлагает сформулировать цели и задачи урока, это урок-практикум

( объявляет цель проведения практикума), корректирует  ответы учащихся (слайд 2,3), на экране план урока(слайд 4).

Записывают тему урока.

Формулируют цели и задачи урока

Записывают план

3

Изучение нового учебного материала

Рассказ о всевозрастающих масштабах потребления природных ресурсов, резком усложнении процесса.

Учитель спрашивает, каким образом классифицируют природные ресурсы?(слайды5,6)

Предлагает поработать с источниками информации (географический словарь, энциклопедия),имеющимися на партах и выяснить, что означает термин «природные ресурсы»

(слайд 7).

Предлагает рассмотреть каков характер размещения природных ресурсов. (слайд 8)

Знакомит с особенностями размещения природных ресурсов по планете (слайды 9,10,11)

Предлагает выполнить практическое задание: определить страны, обладающие крупными запасами одного или нескольких ресурсов (слайд 12)

Предлагает выяснить особенности неравномерного размещения ресурсов, плюсы и минусы(слайд 13)

Вводит понятие «ресурсообеспеченность», для этого предлагает поработать с текстом учебника (слайд 14,15), выяснить, что влияет на ресурсообеспеченность (слайд 16)

Предлагает выполнить творческое задание (слайд 17)

Рассказ о способах оценки ресурсообеспеченности (слайды 18,19)

Знакомит с минеральными ресурсами, в т. ч. топливными, предлагает проанализировать в «Приложении» таблицы нефтегазоносных и угольных бассейнов (слайд 20)

Предлагает выполнить практическое задание по группам, определить ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами

(слайды21,22.23,24)

Знакомит с земельными ресурсами мира, мировым земельным фондом (слайд 25). Предлагает выполнить практическое задание: сравнить обеспеченность отдельных регионов и стран пахотными землями

(слайд 26)

Вводит понятие «опустынивание» (слайды 27,28)

Предлагает выполнить практическое задание для подготовки ЕГЕ(слайды 29,30)

Учащиеся отвечают на вопросы и заполняют схемы

Работают с источниками информации, записывают

Отвечают на вопросы, формулируют выводы

Работают с политической картой мира

Работают с картой атласа «Минеральные ресурсы мира»,анализируют ее, делают выводы

Называют особенности неравномерного размещения, выясняют положительные и отрицательные стороны неравномерного размещения

Работают с текстом параграфа, записывают в конспект

Выдвигают различные точки зрения

Конспектируют

Работают с «Приложением» учебника, анализируют, делают выводы

Работают со статистическим материалом, представленным в таблице, рассчитывают, делают выводы

Работа с «Приложением» учебника, анализируют таблицы, делают выводы

Работают с таблицами, вычисляют

4

Закрепление и применение учебного материала

Предлагает выполнить практическую работу на контурной карте (слайд 31)

Работа на контурной карте

5

Подведение итогов. Рефлексия

Обращает внимание учащихся на достижение цели урока. Предлагает оценить результат своей деятельности на уроке

Убеждаются в достижении цели урока, анализируют результаты своей деятельности, оценивают свою работу на уроке

6

Домашнее задание

Объявляет домашнее задание. Благодарит за активную работу на уроке, выставляет оценки (слайды 32,33)

Записывают домашнее задание

Источник