Состав технического проекта на добычу полезных ископаемых

Состав технического проекта на добычу полезных ископаемых thumbnail

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 205-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами. Разработка технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также правилами разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

(см. текст в предыдущей редакции)

Указанные в части первой настоящей статьи технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, за исключением проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения – с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Проектная документация на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, изменения, вносимые в указанную проектную документацию, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Состав и содержание технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых определяются правилами подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, состав и содержание проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых определяются правилами подготовки проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.

Открыть полный текст документа

Источник

Исходя из сложившейся практики, наиболее часто встречающийся вопрос при подготовке проектной документации на пользование недрами заключается в необходимости проведения ее государственной экспертизы, особенно актуален этот вопрос для объектов открытых горных работ с применением буровзрывных работ.  Данное мнение возникло вследствие неправильного толкования понятий Градостроительного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 29.12.2004г №190-ФЗ, в действующей редакции) и закона РФ от 21.02.1992г №2395-1 «О Недрах» (в действующей редакции).

Вследствие этого, часто заказчик требует разработку проектной документации на объект ведения горных работ, как на объект капитального строительства в составе определённым постановлением правительства №87 от 16.02.2008 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Итак, попробуем разобраться более детально в данном вопросе.

Необходимость разработки проектной документации на пользование недрами обусловлена статьей 23_2 закона РФ от 21.02.1992г №2395-1 «О Недрах» (в действующей редакции):

            «Разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами».*23_2.1).

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 459-ФЗ)

            «Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, в отношении участков недр местного значения – с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации». (Часть дополнительно включена с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 228-ФЗ)

            «Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами» (часть дополнительно включена с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ). *23_2.3)

Подготовка и согласование проектной документации, связанной с пользованием участками недр осуществляется на основании постановления от 3 марта 2010 года N 118 «Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами» (с изменениями на 26 декабря 2014 года)

Структура и оформление проектной документации должны соответствовать приказу Минприроды РФ от 25 июня 2010 года N 218 «Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья».

Исходя из приведенных выше нормативных документов следует, что проектная документация на пользование недрами подлежит согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, в отношении участков недр местного значения – с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Но тут же возникает противоречие в виде п.3_4 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 29.12.2004г №190-ФЗ, в действующей редакции) в соответствии с которой, подлежит государственной экспертизе и, следовательно, должна выполняться в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности, проектная документация на опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых, проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V классов опасности.

Для месторождений общераспространенных полезных ископаемых, разрабатываемых без применения взрывных работ все предельно понятно- проектная документация государственной экспертизе не подлежит и выполняется в соответствие с приказом Минприроды РФ от 25 июня 2010 года N 218 «Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья». Кроме того, такая документация не подлежит и экспертизе промышленной безопасности на основании Федерального закона № 22-ФЗ от 04 марта 2013 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п .14 д) в соответствии с которым, пункт 5 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997г “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” изложен в следующей редакции:

“5) ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых;”

Но как тогда трактовать п.3_4 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к карьерам общераспространённых полезных ископаемых с применением буроввзрывных работ?

            Данный вопрос долго оставался бы открытым, если бы не было опубликовано письмо от 7 ноября 2013 года N ВП-04-30/12958 Федерального агентства по недропользованию Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, дающее разъяснения, в соответствии с которым:

«Технические проекты разработки месторождений полезных ископаемых не являются проектной документацией на строительство, капитальный ремонт, техническое перевооружение или реконструкцию объектов, таким образом, к ним не применяются требования законодательства Российской Федерации, регулирующие отношения, связанные со строительством или созданием, реконструкцией, техническим перевооружением объектов, в том числе опасных. Разделы технических проектов на разработку месторождений твердых полезных ископаемых и иных видов пользования недрами, в которых содержится анализ решений, связанных с капитальным строительством, приводятся для обеспечения возможности комплексного анализа технических и технологических решений, связанных с пользованием недрами.

С учетом вышеизложенного, в настоящее время при согласовании в Комиссии Роснедра проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, подготовленной в строгом соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 25.06.2010 N 218, к ним не могут быть применены требования о представлении копий заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственной экологической экспертизы, экспертизы промышленной безопасности, поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрены случаи, в которых необходимо получение таких экспертиз для технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, как не установлено и соответствующего порядка прохождения таких экспертиз для указанных проектов.

…К отношениям, связанным с капитальным строительством (в том числе, к строительству объектов инфраструктуры горнодобывающей промышленности) применяется законодательство Российской Федерации о градостроительной деятельности.

…В случае представления на согласование в Роснедра технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в составе проектной документации на капитальное строительство, в соответствии с пп.”в” п.16 “Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами”, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118, к такой проектной документации должны быть приложены заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственной экологической экспертизы, экспертизы промышленной безопасности»

Таким образом, можно сделать следующие основные выводы:

  1. Технические проекты разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых без применения буровзрывных работ государственной экспертизе проектной документации не подлежат на основании п.3_4 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Экспертиза промышленной безопасности для таких объектов так же не требуется, в соответствии с пунктом 5 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997г “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (в действующей редакции).
  1. Технические проекты разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых с применением буровзрывных работ, не имеющие в своей инфраструктуре объекты капитального строительства,  на основании письма от 7 ноября 2013 года N ВП-04-30/12958 Федерального агентства по недропользованию Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации государственной экспертизе проектной документации не подлежат, но для таких объектов обязательна необходима экспертиза промышленной безопасности на основании пункта 5 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997г “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” ( В действующей редакции).

Так же следует обратить особое внимание, что в случае размещения объектов капитального строительства, например, постоянных складов взрывчатых веществ, постоянных железных или автомобильных дорог, или же иному строительству объектов инфраструктуры горнодобывающей промышленности применяется законодательство Российской Федерации о градостроительной деятельности в соответствии с которым государственная экспертиза проектной документации необходима.

ООО «ДОРГЕОПРОЕКТ»

(499) 393-38-36

       www.dorgeoproekt.ru

dorgeoproekt@bk.ru

Источник

В соответствии с пунктом 14 приказа Минприроды РФ от 25 июня 2010 года N 218 установлены следующие требования к структуре проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых (нумерация пунктов приведена в соответствии с оригиналом текста документа):

1. Общая пояснительная записка.

1.1. Основание для разработки проекта.

1.2. Исходные данные и условия для подготовки проектной документации:

лицензия на право пользования недрами;

задание на проектирование;

распорядительные документы о согласовании места расположения объекта (акт выбора площадки);

отчетная документация по результатам инженерных изысканий;

технические условия на внешнее инженерное обеспечение;

иные исходно-разрешительные документы.

1.3. Основные положения (технические и экономические решения) проекта.

2. Геологическое строение карьерного поля.

2.1. Общие сведения и природные условия.

2.2. Геологическая изученность шахтного (карьерного) поля.

2.3. Оценка сложности геологического строения шахтного (карьерного) поля.

2.4. Гидрогеологические условия.

2.5. Характеристика полезного ископаемого.

2.6. Попутные полезные ископаемые и полезные компоненты.

2.7. Отходы производства.

2.8. Горно-геологические условия эксплуатации.

2.9. Границы и запасы шахтного (карьерного) поля.

3. Технические решения.

Б. Карьеры (разрезы).

1. Проектная мощность и режим работы карьера.

2. Вскрытие и порядок отработки поля карьера.

2.1. Порядок отработки.

2.2. Вскрытие поля карьера.

3. Система разработки.

3.1. Общие сведения.

3.2. Выбор системы разработки.

3.3. Расчет основных параметров карьера (разреза). Элементы системы разработки.

3.4. Буровзрывные работы.

3.5. Оборудование, машины и механизмы для вскрышных и добычных работ.

3.6. Общая схема работ и календарный план разработки карьера. (Объемы и сроки работ, порядок ввода эксплуатационных объектов в разработку.)
4. Гидромеханизация горных работ (при наличии).

4.1. Система разработки.

4.2. Трасса магистральных пульповодов.

4.3. Отвальное хозяйство.

4.4. Водоснабжение гидроустановок.
5. Отвальное хозяйство.

5.1. Общая характеристика отвальных работ.

5.2. Устойчивость отвалов.

5.3. Способ отвалообразования. Механизация отвальных работ.

5.4. Параметры отвалов.

5.5. Порядок отсыпки отвалов. Календарный план отвальных работ.

5.6. Отвальное оборудование.
6. Карьерный транспорт.
7. Техника безопасности при ведении открытых горных работ.
8. Осушение поля карьера (разреза).

9. Способы проветривания карьера (разреза).


10. Технологический комплекс на поверхности.

10.1. Прием и обработка полезного ископаемого.

10.2. Погрузочно-складской комплекс.

10.3. Ремонтно-складское хозяйство.

4. Качество полезного ископаемого.

4.1. Ожидаемое качество добываемого полезного ископаемого.

4.2. Требования потребителей к качеству товарной продукции.

4.3. Ожидаемое качество товарной продукции.

4.4. Контроль качества добываемой и отгружаемой продукции.

5. Организация и технические решения при ведении работ в опасных зонах.

6. Управление производством, предприятием. Организация и условия труда работников.

7. Архитектурно-строительные решения.

7.1. Исходные данные.

7.2. Архитектурные решения.

7.3. Конструктивные и объемно-планировочные решения.

8. Инженерно-техническое обеспечение. Сети и системы.

8.1. Система электроснабжения.

8.2. Система водоснабжения.

8.3. Система водоотведения и канализации.

8.4. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха.

8.5. Теплоснабжение и тепловые сети. Тепловой режим горного производства.

8.6. Пневматическое хозяйство.

8.7. Связь и сигнализация.

9. Генеральный план и внешний транспорт.

9.1. Краткая характеристика района и площадки строительства.

9.2. Генеральный план.

9.3. Внешний транспорт.

10. Организация строительства.

10.1. Характеристика района и условий строительства.

10.2. Основные параметры горных выработок, конструктивная характеристика зданий и сооружений.

10.3. Основные виды и объемы работ.

10.4. Потребность в основных строительных конструкциях и материалах.

10.5. Способ осуществления строительства (подрядный, хозяйственный).

10.6. Строительный генеральный план.

10.7. Определение продолжительности строительства.

10.8. Календарный план строительства.

10.9. Потребность в кадрах строителей.

10.10. Организационно-технические мероприятия.

10.11. Методы производства работ на поверхности.

10.12. Производство работ в зимнее время.

10.13. Основные строительные машины и механизмы.

11. Охрана недр и окружающей среды.

11.1. Охрана и рациональное использование недр.

11.1.1. Обоснование границ горного отвода, охранных и санитарно-защитных зон;

11.1.2. Расчет потерь и разубоживания полезного ископаемого;

11.1.3. Мероприятия по обеспечению наиболее полного извлечения из недр запасов полезного ископаемого, попутных полезных ископаемых и попутных полезных компонентов;

11.1.4. Использование вскрышных и вмещающих пород, отходов горного производства;

11.1.5. Эксплуатационная разведка;

11.1.6. Геолого-маркшейдерское обеспечение предприятия. Документация.

11.2. Мероприятия по охране окружающей среды.

11.2.1. Охрана и рациональное использование земельных ресурсов. Рекультивация земель;

11.2.2. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения;

11.2.3. Охрана поверхностных и подземных вод от истощения и загрязнения;

11.2.4. Охрана окружающей среды при складировании (утилизации) отходов производства;

11.2.5. Охрана растительного и животного мира;

11.2.6. Возможность возникновения аварийных ситуаций;

11.2.7. Экологический мониторинг;

11.2.8. Экологические затраты. Налоги и платежи;

11.2.9. Охрана окружающей среды на период строительства.

12. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.

13. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

14. Сметная документация.

15. Экономическая оценка эффективности инвестиций.

16. Графические приложения и документация.

Проектная документация на разработку общераспространенных полезных ископаемых составляется по упрощенной структуре и не включает следующие разделы: 3А; 3Б9.

Разделы 2, 4, 8, 9, 10 проектной документации на разработку общераспространенных полезных ископаемых по решению пользователя недр могут не содержать подразделов.

Избранные посты

Недавние посты

Архив

Поиск по тегам

Мы в соцсетях

Источник