Сообщение рельеф и полезные ископаемые 8 класс

Сообщение рельеф и полезные ископаемые 8 класс thumbnail

Твердая оболочка нашей планеты имеет неоднородное строение, причиной которого являются сложные процессы, происходящие в недрах Земли. Глубинные разломы, складки, трещины, впадины и возвышенности, залежи ценных природных ископаемых – все это формирует уникальное геологическое строение поверхности земного шара.

Сообщение рельеф и полезные ископаемые 8 класс

Рельеф

Рельеф – это совокупность всех неровностей земной поверхности как на суше, так и на дне морей и океанов. Изучением рельефов и их особенностей занимается наука геоморфология.

Рельефы могут значительно отличаться между собой по размерам, очертаниям, возрасту, характеру происхождения. Но, в целом, их можно выделить в две основные формы:

  • Выпуклые (положительные). Наиболее ярко эта форма рельефа выражена в горах с их высокими пиками, крутыми склонами и подножиями. Горы отличаются между собой, главным образом, по внешнему виду своих вершин, которые могут быть пикообразными, куполообразными, платообразными и другими.
  • Вогнутые (отрицательные). Относительно ровные участки суши с незначительными колебаниями в высоте до 200 м называются равнинами. Равнины являются преобладающей формой рельефа и занимают почти 70% поверхности Земли.

Горы встречаются не только на поверхности земли, но и под водой. Очень часто участки суши, которые выглядывают из воды – большие и малые острова – на самом деле являются вершинами подводных гор.

Горы

Рис. 1. Горы.

Рельеф – это важнейший компонент географической оболочки, который выполняет две основные функции:

  • служит основой для природных территориальных комплексов;
  • равномерно распределяет тепло и влагу по земной поверхности.

Тектонические структуры

Тектонические структуры представляют собой большие участки земной коры, которые ограничены глубинными разломами. Изучением движения и строения тектонической структуры занимается наука тектоника.

К крупнейшим тектоническим структурам относятся:

  • Платформа – достаточно устойчивый участок земной коры с относительно ровной поверхностью. Как правило, он располагается на месте некогда разрушенных складчатых сооружений и имеет двухслойное строение: внизу залегает твердый кристаллический фундамент, а на нем – осадочные, более «молодые» породы.
  • Подвижный пояс – удлиненный участок земной коры, в пределах которого ранее происходили и продолжают происходить в настоящее время движения земной коры.
  • Впадины – глубоко вогнутые участки земной коры, наполненные вулканическими и осадочными породами. Впадины широко распространены как на подвижных поясах, так и на платформах.

Восточно-Европейская платформа

Рис. 2. Восточно-Европейская платформа.

Полезные ископаемые

Полезные ископаемые – это органические и минеральные образования земной коры. Благодаря своему химическому составу и уникальным физическим свойствам они представляют большую ценность для хозяйственной деятельности человека. Их изучением занимается геология горного дела.

В зависимости от агрегатного состояния различают три вида природных ресурсов:

  • Твердые (гранит, металлические и неметаллические руды, соли, мрамор).
  • Жидкие (нефть, подземные минеральные воды).
  • Газообразные (гелий, природный газ).

Полезные ископаемые располагаются под землей в виде разного рода скоплений: гнезд, пластов, россыпей, штоков, жил. Такие скопления образуют месторождения полезных ископаемых, а в редких случаях, при особенно большой площади распространения, целые провинции, районы и бассейны.

На территории России находится большое количество месторождений разнообразныхприродных ресурсов. В недрах земли находятся большие запасы каменного угля, нефти, природного газа, различных руд, химического сырья, редкоземельных элементов, драгоценных и полудрагоценных камней.

Алмазы Якутии

Рис. 3. Алмазы Якутии.

Что мы узнали?

При изучении одной из тем по программе географии 8 класса определили, что собой представляет рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые, какова взаимосвязь между этими геологическими структурами. Все они являются следствием сложных процессов, которые происходили и продолжают происходить глубоко под землей.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    

  • Нина Попова

    9/10

  • Георгий Разгуляев

    10/10

  • Максим Скрипко

    10/10

  • Валерий Гостев

    8/10

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 489.

Источник

Твердая оболочка нашей планеты имеет неоднородное строение, причиной которого являются сложные процессы, происходящие в недрах Земли. Глубинные разломы, складки, трещины, впадины и возвышенности, залежи ценных природных ископаемых – все это формирует уникальное геологическое строение поверхности земного шара.

Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые, их структура (география, 8 класс)

Рельеф

Рельеф – это совокупность всех неровностей земной поверхности как на суше, так и на дне морей и океанов. Изучением рельефов и их особенностей занимается наука геоморфология.

Рельефы могут значительно отличаться между собой по размерам, очертаниям, возрасту, характеру происхождения. Но, в целом, их можно выделить в две основные формы:

  • Выпуклые (положительные). Наиболее ярко эта форма рельефа выражена в горах с их высокими пиками, крутыми склонами и подножиями. Горы отличаются между собой, главным образом, по внешнему виду своих вершин, которые могут быть пикообразными, куполообразными, платообразными и другими.
  • Вогнутые (отрицательные).

    Относительно ровные участки суши с незначительными колебаниями в высоте до 200 м называются равнинами. Равнины являются преобладающей формой рельефа и занимают почти 70% поверхности Земли.

Горы встречаются не только на поверхности земли, но и под водой. Очень часто участки суши, которые выглядывают из воды – большие и малые острова – на самом деле являются вершинами подводных гор.

Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые, их структура (география, 8 класс)

Рис. 1. Горы.

Читайте также:  Как отказаться от услуги полезно ком

Рельеф – это важнейший компонент географической оболочки, который выполняет две основные функции:

  • служит основой для природных территориальных комплексов;
  • равномерно распределяет тепло и влагу по земной поверхности.

Тектонические структуры

Тектонические структуры представляют собой большие участки земной коры, которые ограничены глубинными разломами. Изучением движения и строения тектонической структуры занимается наука тектоника.

К крупнейшим тектоническим структурам относятся:

  • Платформа – достаточно устойчивый участок земной коры с относительно ровной поверхностью. Как правило, он располагается на месте некогда разрушенных складчатых сооружений и имеет двухслойное строение: внизу залегает твердый кристаллический фундамент, а на нем – осадочные, более «молодые» породы.
  • Подвижный пояс – удлиненный участок земной коры, в пределах которого ранее происходили и продолжают происходить в настоящее время движения земной коры.
  • Впадины – глубоко вогнутые участки земной коры, наполненные вулканическими и осадочными породами. Впадины широко распространены как на подвижных поясах, так и на платформах.

Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые, их структура (география, 8 класс)

Рис. 2. Восточно-Европейская платформа.

Полезные ископаемые

Полезные ископаемые – это органические и минеральные образования земной коры. Благодаря своему химическому составу и уникальным физическим свойствам они представляют большую ценность для хозяйственной деятельности человека. Их изучением занимается геология горного дела.

В зависимости от агрегатного состояния различают три вида природных ресурсов:

  • Твердые (гранит, металлические и неметаллические руды, соли, мрамор).
  • Жидкие (нефть, подземные минеральные воды).
  • Газообразные (гелий, природный газ).

Полезные ископаемые располагаются под землей в виде разного рода скоплений: гнезд, пластов, россыпей, штоков, жил. Такие скопления образуют месторождения полезных ископаемых, а в редких случаях, при особенно большой площади распространения, целые провинции, районы и бассейны.

На территории России находится большое количество месторождений разнообразныхприродных ресурсов. В недрах земли находятся большие запасы каменного угля, нефти, природного газа, различных руд, химического сырья, редкоземельных элементов, драгоценных и полудрагоценных камней.

Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые, их структура (география, 8 класс)

Рис. 3. Алмазы Якутии.

Что мы узнали?

При изучении одной из тем по программе географии 8 класса определили, что собой представляет рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые, какова взаимосвязь между этими геологическими структурами. Все они являются следствием сложных процессов, которые происходили и продолжают происходить глубоко под землей.

Предыдущая

ГеографияРельеф России – особенности, карта и примеры формы

Следующая

ГеографияАтмосферный фронт, погода

Источник

Инфоурок

География
›Презентации›Презентация по географии “Минеральные ресурсы России” (8 класс)

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ минеральные ресурсы России.pptx

Минеральные ресурсы России Полезные ископаемые Минеральные ресурсы карта 1 2...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Минеральные ресурсы России Полезные ископаемые Минеральные ресурсы карта 1 2

Описание слайда:

Минеральные ресурсы России Полезные ископаемые Минеральные ресурсы карта 1 2 3 вопросы тест задания выход ресурсы Пономаренко Г.Н., учитель географии МБОУСОШ №12 г.Североморск

2 слайд

выход Далее 8.К каменноугольным бассейнам относятся: А.Печорский Б.Кузнецкий

Описание слайда:

выход Далее 8.К каменноугольным бассейнам относятся: А.Печорский Б.Кузнецкий В.Канско-Ачинский Г.Подмосковный В.Донецкий 9. Перспективным нефтегазоносным бассейном является: А. Западно-Сибирский Б.Северо-Кавказский В.Волго-Уральский Г. Шельф Северного Ледовитого океана 10. Крупные запасы бокситов и нефелинов находятся в: А. Красноярском крае Б.Дальнем Востоке В. Карелии Г. Якутии

3 слайд

Нефть Природный газ Каменный уголь Золото Железные руды Осадочные Магматичес

Описание слайда:

Нефть Природный газ Каменный уголь Золото Железные руды Осадочные Магматические и метаморфические Медные руды Алмазы Оловянные руды .. Никелевые руды Апатиты Бурый уголь Бокситы Назад .. Молибденовые руды ..

4 слайд

С помощью карты установите соответствие между тектоническим строением и поле

Описание слайда:

С помощью карты установите соответствие между тектоническим строением и полезными ископаемыми складчатых областей выход Рудные полезные ископаемые Руды черных металлов Железная руда Марганцевая руда ( иногда к черным металлам относят Хромовые руды) Руды цветных металлов Бокситы (Al) Медные Полиметаллические Цинковые Золото

5 слайд

Месторождения - скопления полезных ископаемых. Бассейны - большие площади ра

Описание слайда:

Месторождения – скопления полезных ископаемых. Бассейны – большие площади распространения полезных ископаемых. Уренгойское месторождение Западносибирский нефтегазоносный бассейн Далее выход

6 слайд

Главные бассейны полезных ископаемых России Золото: Якутия, крупнейшее место

Описание слайда:

Главные бассейны полезных ископаемых России Золото: Якутия, крупнейшее месторождение – Бодайбо. Алмазы: Мирный (Якутия), Архангельская область. выход

Читайте также:  Полезна ли айва при сахарном диабете

7 слайд

Полезные ископаемые - минеральные образования земной коры, которые могут эфф

Описание слайда:

Полезные ископаемые – минеральные образования земной коры, которые могут эффективно использоваться в хозяйстве. Далее выход

8 слайд

Чехол Щит Далее С помощью карты установите соответствие между тектоническим

Описание слайда:

Чехол Щит Далее С помощью карты установите соответствие между тектоническим строением и полезными ископаемыми платформ Чехол платформ – полезные ископаемые осадочного происхождения: горючие (нефть, газ, уголь, торф); химическое сырьё Щит- рудные полезные ископаемые: железная руда, руды цветных и редких металлов выход

9 слайд

выход Задание Установите взаимосвязь между тектоническими структурами, релье

Описание слайда:

выход Задание Установите взаимосвязь между тектоническими структурами, рельефом и полезными ископаемыми. Сформулируйте вывод. Тектоническая структура Форма рельефа Полезные ископаемые Западно-Сибирская плита Балтийский щит Областьгерцинской складчатости

10 слайд

Ресурсы https://www.vedtver.ru/data/uploads/2014-04/page/34842/119018631.jpg-

Описание слайда:

Ресурсы https://www.vedtver.ru/data/uploads/2014-04/page/34842/119018631.jpg- минерал на ладони https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=8e6cad74dba3e93d0b7e346af8fa7e5c-11-144&n=24- нерудное сырье https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=768c61f6ecbce99c044c535fb1690947-04-144&n=24- полезные ископаемые https://www.tepka.ru/geografiya_8/18.jpg- область складчатости https://s2.bizwiz.ro/?mmid=4741513487470e00e8- добыча нефти https://f2.live4fun.ru/small_pictures/img_20221559_2771_1.jpg – апатит https://img-fotki.yandex.ru/get/4707/81324443.5b/0_74544_d04ab0b4_XL – известняк выход https://school.xvatit.com/images/3/36/Pict8.12-8.jpg- карта минеральных ресурсов РФ Схема «Строение платформы» – из презентации Безноговой О.Н. Тектоника

11 слайд

Сообщение рельеф и полезные ископаемые 8 класс

12 слайд

Сообщение рельеф и полезные ископаемые 8 класс

13 слайд

Сообщение рельеф и полезные ископаемые 8 класс

14 слайд

Сообщение рельеф и полезные ископаемые 8 класс

15 слайд

Сообщение рельеф и полезные ископаемые 8 класс

16 слайд

Сообщение рельеф и полезные ископаемые 8 класс

17 слайд

Сообщение рельеф и полезные ископаемые 8 класс

18 слайд

Сообщение рельеф и полезные ископаемые 8 класс

19 слайд

Сообщение рельеф и полезные ископаемые 8 класс

20 слайд

Сообщение рельеф и полезные ископаемые 8 класс

Выберите книгу со скидкой:

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Сообщение рельеф и полезные ископаемые 8 класс

Курс повышения квалификации

Сообщение рельеф и полезные ископаемые 8 класс

Курс профессиональной переподготовки

Учитель географии

Сообщение рельеф и полезные ископаемые 8 класс

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Разработка предназначена для изучения минеральных ресурсов России в курсе географии 8 класса.

 Раскрыты понятия “полезные ископаемые”, “месторождения”, “бассейны полезных ископаемых”.

На основе уже сформированных ранее знаний о происхождении полезных ископаемых и анализе карты “Тектоническое строение и минеральные ресурсы России”, выявляются закономерности их размещения.  Изучаются главные месторождения и бассейны полезных ископаемых России.

Для закрепления и контроля материала предусмотрены вопросы,тест, практическое задание.

Полученные знания являются базовыми для изучения межотраслевых комплексов в географии 9 класса.

Оставьте свой комментарий

Источник

Разработка урока по географии в 8 классе

«Особенности рельефа территории России»

Учитель по географии: Хомутникова Наталья Олеговна

Цели:

Образовательные:

обеспечить усвоение обучающимися знаний об основных формах рельефа России.

Развивающие:

развивать умения обучающихся на основе карт устанавливать зависимость рельефа от тектонических структур;

развивать умения действовать самостоятельно.

Воспитательные:

воспитывать групповую сплоченность у обучающихся;

воспитывать положительное отношение к знаниям;

воспитывать дисциплинированность.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приемы: беседа, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, эвристический, программированный, рефлексия.

Оборудование: презентация «Особенности рельефа территории России», физическая карта России, учебники, атласы для 8 класса, инструктивные карты, карточки с заданиями.

I. Организационный этап

  • Класс разделен на 4 группы;
  1. Приветствие;
  2. Проверка готовности обучающихся к уроку;
  3. Организация внимания.

II. Проверка домашнего задания.(опережающее)

Работа в парах в контурных картах по обзору основных форм рельефа территории России.

 III. Формирование новых знаний и умений. Мотивация.

Подготовка обучающихся к активному и осознанному усвоению материала

Учитель:

– Мы начинаем изучение большого раздела “Общая характеристика природы”.На ваших столах лежат разрезанные картинки , сложив воедино которые вы получите изображение.

(Дети в группе начинают собирать пазл)

– А теперь попробуйте определить тему нашего урока.

“Держу я камень на ладони И не спешу его бросать,

Чтоб книгу мудрую природы Неторопливо пролистать”

– О каком компоненте природы здесь идет речь? Как вы думаете?

(Дети формулируют тему урока)

— Сегодня урок мы посвятим изучению рельефа нашей страны.

— Почему рельеф мы изучаем первым в этом разделе? (Именно этот компонент природы сформировался раньше других.

  • По-вашему, какие вопросы мы должны осветить, чтобы иметь представление о рельефе России? (Дети формулируют цели урока)

IV. Ход урока.

Работа в инструктивных картах (Дети записывают фамилию, дату, тему и цели урока в инструктивную карту).

Фронтальный опрос:

  • Что такое рельеф? (Совокупность неровностей земной поверхности)
  • Как различается рельеф по формам и высоте . (Горы и равнины. Горы: низкие, средние высокие, высочайшие. Низменности высотой 0-100 м. ; возвышенности — 200-500 м.; плоскогорья — более 500м.)
  • Выполните задание 1, заполнив схему в карте. (Проверка на слайде).
Читайте также:  Полезна ли тыква диабетикам 2 типа

-Заполнив схему, мы с вами определили основные понятия, которые помогут нам дать более полную характеристику рельефа России.

V. Усвоение новых знаний. 

Практическая работа №1.

Цель: определить особенности рельефа территории России.

Работа в парах по карте атласа 8 класс “Физическая карта России” стр.14-15, учебник стр. 35-37.

Задания для 1 группы;

  1. Определить по карте крупнейшие равнины на территории нашей страны.
  2. Как они различаются по высоте?
  3. Где расположены?

Задания для 2 группы:

  1. Определить по карте крупнейшие горные системы на территории нашей страны.
  2. Как они различаются по высоте?
  3. Где расположены?

Обсуждение результатов самостоятельной работы. Оценивание.

(Учащиеся делают самостоятельно выводы об особенностях рельефа России, заполняя пропуски в предложениях в инструктивной карте).

Вывод: Особенности рельефа

Равнины расположены на западе и в центральных частях страны, а горные сооружения на востоке и частично на юге.

Проблема (формулируют дети):

— Какими причинами можно объяснить эти особенности рельефа нашей страны?

Практическая работа №2.

Цель: выявить взаимосвязь между рельефом и тектоническими структурами на территории России.

Физминутка.

(Учитель читает стихотворение, учащиеся делают физические упражнения)

  Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели! Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

Индивидуальная работа по инструктивным картам.  (Атлас «Физическая карта России» стр. 1415, «Тектоническая карта» стр. 16.)

Вывод по работе (Формулируют дети)

  1. Преобладание равнинного рельефа в России связано с тектоническим  строением.
  2. Крупным равнинам в тектоническом строении соответствуют платформы.
  3. В рельефе складчатым областям соответствуют горы и равнины.
  4. В областях новой складчатости сформировались Кавказские горы. Они относятся по высоте к высоким горам.
  5. В областях древней складчатости располагаются средние  и низкие  горы по высоте.
  6. Разнообразие рельефа России связано со строением земной коры.

(Обсуждение результатов самостоятельной работы, оценивание по критериям)

VI. Утверждение новых знаний и умений (рефлексия).

Составить причинно-следственную цепь из предложенных звеньев:

(Работа в группах по слайду)

1 вертикальное движение земной коры        1 литосферная плита

2 Алтай                                                                                           2 равнина

3 складчатая область        3 платформа

4 горы               4 Восточно-Европейская

Ответ: 1-3-4-2        Ответ: 1-3-2-4

VII. Итоги урока.

Учащиеся определяют степень реализации поставленных задач в начале урока.

VIII. Домашнее задание.

Получившие «4» и «5»- составить кроссворд «Рельеф России» (работа в парах);

Получившие «3»- прочитать п. 7 и составить 10 вопросов к тексту с ответами;

*(«5») Минералы, добываемые в России. (дополнительные источники информации).

Выставление оценок за работу на уроке.

Инструктивная карта ученика        класса

ФИ ученика(цы)        

Дата        

Тема урока        

Цель урока        

  1. Вспомни:

А) Рельеф-это        

Б) Заполни схему:

Формы рельефа

2.Практическая работа №1.

Цель: Определить особенности рельефа нашей страны. (Работа в парах)

А) Определить по карте Атласа «Физическая карта России», стр. 14-15

крупнейшие равнины нашей страны        

Б) Как они различаются по высоте        

В) Где расположены        

Вывод:

(Заполни пропуски в тексте)

Равнины расположены на        

                  и в        частях

страны, а горные сооружения на         и частично

на        .

Критерии оценивания: 0-1 ошибки- «5»

                                     2-3 ошибки -«4»

                                     3-4 ошибки- «3»

Оценка______

Проблемный
вопрос_____________________________________________________________________________________________________________________________________________.

З. Практическая работа №2.

Цель: Выявить взаимосвязь между рельефом и тектоническими структурами на территории России. Индивидуальная работа.

Атлас «Физическая карта России» стр. 14-15 , «Тектоническая карта» стр. 1б.

Форма рельефа

Тектоническая карта

  1. Восточно-Европейская равнина

Русская платформа

  1. 3ападно-Сибирская равнина
  1. Средне-Сибирское плоскогорье
  1. Кавказские горы
  1. Срединный хребет

б. Уральские горы

7. Чукотское нагорье

ВЫВОДЫ:

  1. Преобладание равнинного рельефа в России связано с________________________________________  строением.
  2. Крупным равнинам в тектоническом строении соответствуют____________.
  3. В рельефе складчатым областям соответствуют______________и ____________
  4. В областях новой складчатости сформировались______________________горы. Они относятся по высоте к_______________________ горам.
  5. В областях древней складчатости располагаются_________________         и____________________.горы по высоте.

б. Разнообразие рельефа России связано со строением        

Оценка

Источник