Сообщение рельеф и полезные ископаемые 8 класс
Твердая оболочка нашей планеты имеет неоднородное строение, причиной которого являются сложные процессы, происходящие в недрах Земли. Глубинные разломы, складки, трещины, впадины и возвышенности, залежи ценных природных ископаемых – все это формирует уникальное геологическое строение поверхности земного шара.
Рельеф
Рельеф – это совокупность всех неровностей земной поверхности как на суше, так и на дне морей и океанов. Изучением рельефов и их особенностей занимается наука геоморфология.
Рельефы могут значительно отличаться между собой по размерам, очертаниям, возрасту, характеру происхождения. Но, в целом, их можно выделить в две основные формы:
- Выпуклые (положительные). Наиболее ярко эта форма рельефа выражена в горах с их высокими пиками, крутыми склонами и подножиями. Горы отличаются между собой, главным образом, по внешнему виду своих вершин, которые могут быть пикообразными, куполообразными, платообразными и другими.
- Вогнутые (отрицательные). Относительно ровные участки суши с незначительными колебаниями в высоте до 200 м называются равнинами. Равнины являются преобладающей формой рельефа и занимают почти 70% поверхности Земли.
Горы встречаются не только на поверхности земли, но и под водой. Очень часто участки суши, которые выглядывают из воды – большие и малые острова – на самом деле являются вершинами подводных гор.
Рис. 1. Горы.
Рельеф – это важнейший компонент географической оболочки, который выполняет две основные функции:
- служит основой для природных территориальных комплексов;
- равномерно распределяет тепло и влагу по земной поверхности.
Тектонические структуры
Тектонические структуры представляют собой большие участки земной коры, которые ограничены глубинными разломами. Изучением движения и строения тектонической структуры занимается наука тектоника.
К крупнейшим тектоническим структурам относятся:
- Платформа – достаточно устойчивый участок земной коры с относительно ровной поверхностью. Как правило, он располагается на месте некогда разрушенных складчатых сооружений и имеет двухслойное строение: внизу залегает твердый кристаллический фундамент, а на нем – осадочные, более «молодые» породы.
- Подвижный пояс – удлиненный участок земной коры, в пределах которого ранее происходили и продолжают происходить в настоящее время движения земной коры.
- Впадины – глубоко вогнутые участки земной коры, наполненные вулканическими и осадочными породами. Впадины широко распространены как на подвижных поясах, так и на платформах.
Рис. 2. Восточно-Европейская платформа.
Полезные ископаемые
Полезные ископаемые – это органические и минеральные образования земной коры. Благодаря своему химическому составу и уникальным физическим свойствам они представляют большую ценность для хозяйственной деятельности человека. Их изучением занимается геология горного дела.
В зависимости от агрегатного состояния различают три вида природных ресурсов:
- Твердые (гранит, металлические и неметаллические руды, соли, мрамор).
- Жидкие (нефть, подземные минеральные воды).
- Газообразные (гелий, природный газ).
Полезные ископаемые располагаются под землей в виде разного рода скоплений: гнезд, пластов, россыпей, штоков, жил. Такие скопления образуют месторождения полезных ископаемых, а в редких случаях, при особенно большой площади распространения, целые провинции, районы и бассейны.
На территории России находится большое количество месторождений разнообразныхприродных ресурсов. В недрах земли находятся большие запасы каменного угля, нефти, природного газа, различных руд, химического сырья, редкоземельных элементов, драгоценных и полудрагоценных камней.
Рис. 3. Алмазы Якутии.
Что мы узнали?
При изучении одной из тем по программе географии 8 класса определили, что собой представляет рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые, какова взаимосвязь между этими геологическими структурами. Все они являются следствием сложных процессов, которые происходили и продолжают происходить глубоко под землей.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Нина Попова
9/10
Георгий Разгуляев
10/10
Максим Скрипко
10/10
Валерий Гостев
8/10
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 489.
Твердая оболочка нашей планеты имеет неоднородное строение, причиной которого являются сложные процессы, происходящие в недрах Земли. Глубинные разломы, складки, трещины, впадины и возвышенности, залежи ценных природных ископаемых – все это формирует уникальное геологическое строение поверхности земного шара.
Рельеф
Рельеф – это совокупность всех неровностей земной поверхности как на суше, так и на дне морей и океанов. Изучением рельефов и их особенностей занимается наука геоморфология.
Рельефы могут значительно отличаться между собой по размерам, очертаниям, возрасту, характеру происхождения. Но, в целом, их можно выделить в две основные формы:
- Выпуклые (положительные). Наиболее ярко эта форма рельефа выражена в горах с их высокими пиками, крутыми склонами и подножиями. Горы отличаются между собой, главным образом, по внешнему виду своих вершин, которые могут быть пикообразными, куполообразными, платообразными и другими.
- Вогнутые (отрицательные).
Относительно ровные участки суши с незначительными колебаниями в высоте до 200 м называются равнинами. Равнины являются преобладающей формой рельефа и занимают почти 70% поверхности Земли.
Горы встречаются не только на поверхности земли, но и под водой. Очень часто участки суши, которые выглядывают из воды – большие и малые острова – на самом деле являются вершинами подводных гор.
Рис. 1. Горы.
Рельеф – это важнейший компонент географической оболочки, который выполняет две основные функции:
- служит основой для природных территориальных комплексов;
- равномерно распределяет тепло и влагу по земной поверхности.
Тектонические структуры
Тектонические структуры представляют собой большие участки земной коры, которые ограничены глубинными разломами. Изучением движения и строения тектонической структуры занимается наука тектоника.
К крупнейшим тектоническим структурам относятся:
- Платформа – достаточно устойчивый участок земной коры с относительно ровной поверхностью. Как правило, он располагается на месте некогда разрушенных складчатых сооружений и имеет двухслойное строение: внизу залегает твердый кристаллический фундамент, а на нем – осадочные, более «молодые» породы.
- Подвижный пояс – удлиненный участок земной коры, в пределах которого ранее происходили и продолжают происходить в настоящее время движения земной коры.
- Впадины – глубоко вогнутые участки земной коры, наполненные вулканическими и осадочными породами. Впадины широко распространены как на подвижных поясах, так и на платформах.
Рис. 2. Восточно-Европейская платформа.
Полезные ископаемые
Полезные ископаемые – это органические и минеральные образования земной коры. Благодаря своему химическому составу и уникальным физическим свойствам они представляют большую ценность для хозяйственной деятельности человека. Их изучением занимается геология горного дела.
В зависимости от агрегатного состояния различают три вида природных ресурсов:
- Твердые (гранит, металлические и неметаллические руды, соли, мрамор).
- Жидкие (нефть, подземные минеральные воды).
- Газообразные (гелий, природный газ).
Полезные ископаемые располагаются под землей в виде разного рода скоплений: гнезд, пластов, россыпей, штоков, жил. Такие скопления образуют месторождения полезных ископаемых, а в редких случаях, при особенно большой площади распространения, целые провинции, районы и бассейны.
На территории России находится большое количество месторождений разнообразныхприродных ресурсов. В недрах земли находятся большие запасы каменного угля, нефти, природного газа, различных руд, химического сырья, редкоземельных элементов, драгоценных и полудрагоценных камней.
Рис. 3. Алмазы Якутии.
Что мы узнали?
При изучении одной из тем по программе географии 8 класса определили, что собой представляет рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые, какова взаимосвязь между этими геологическими структурами. Все они являются следствием сложных процессов, которые происходили и продолжают происходить глубоко под землей.
Предыдущая
ГеографияРельеф России – особенности, карта и примеры формы
Следующая
ГеографияАтмосферный фронт, погода
Инфоурок
›
География
›Презентации›Презентация по географии “Минеральные ресурсы России” (8 класс)
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ минеральные ресурсы России.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Минеральные ресурсы России Полезные ископаемые Минеральные ресурсы карта 1 2 3 вопросы тест задания выход ресурсы Пономаренко Г.Н., учитель географии МБОУСОШ №12 г.Североморск
2 слайд
Описание слайда:
выход Далее 8.К каменноугольным бассейнам относятся: А.Печорский Б.Кузнецкий В.Канско-Ачинский Г.Подмосковный В.Донецкий 9. Перспективным нефтегазоносным бассейном является: А. Западно-Сибирский Б.Северо-Кавказский В.Волго-Уральский Г. Шельф Северного Ледовитого океана 10. Крупные запасы бокситов и нефелинов находятся в: А. Красноярском крае Б.Дальнем Востоке В. Карелии Г. Якутии
3 слайд
Описание слайда:
Нефть Природный газ Каменный уголь Золото Железные руды Осадочные Магматические и метаморфические Медные руды Алмазы Оловянные руды .. Никелевые руды Апатиты Бурый уголь Бокситы Назад .. Молибденовые руды ..
4 слайд
Описание слайда:
С помощью карты установите соответствие между тектоническим строением и полезными ископаемыми складчатых областей выход Рудные полезные ископаемые Руды черных металлов Железная руда Марганцевая руда ( иногда к черным металлам относят Хромовые руды) Руды цветных металлов Бокситы (Al) Медные Полиметаллические Цинковые Золото
5 слайд
Описание слайда:
Месторождения – скопления полезных ископаемых. Бассейны – большие площади распространения полезных ископаемых. Уренгойское месторождение Западносибирский нефтегазоносный бассейн Далее выход
6 слайд
Описание слайда:
Главные бассейны полезных ископаемых России Золото: Якутия, крупнейшее месторождение – Бодайбо. Алмазы: Мирный (Якутия), Архангельская область. выход
7 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые – минеральные образования земной коры, которые могут эффективно использоваться в хозяйстве. Далее выход
8 слайд
Описание слайда:
Чехол Щит Далее С помощью карты установите соответствие между тектоническим строением и полезными ископаемыми платформ Чехол платформ – полезные ископаемые осадочного происхождения: горючие (нефть, газ, уголь, торф); химическое сырьё Щит- рудные полезные ископаемые: железная руда, руды цветных и редких металлов выход
9 слайд
Описание слайда:
выход Задание Установите взаимосвязь между тектоническими структурами, рельефом и полезными ископаемыми. Сформулируйте вывод. Тектоническая структура Форма рельефа Полезные ископаемые Западно-Сибирская плита Балтийский щит Областьгерцинской складчатости
10 слайд
Описание слайда:
Ресурсы https://www.vedtver.ru/data/uploads/2014-04/page/34842/119018631.jpg- минерал на ладони https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=8e6cad74dba3e93d0b7e346af8fa7e5c-11-144&n=24- нерудное сырье https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=768c61f6ecbce99c044c535fb1690947-04-144&n=24- полезные ископаемые https://www.tepka.ru/geografiya_8/18.jpg- область складчатости https://s2.bizwiz.ro/?mmid=4741513487470e00e8- добыча нефти https://f2.live4fun.ru/small_pictures/img_20221559_2771_1.jpg – апатит https://img-fotki.yandex.ru/get/4707/81324443.5b/0_74544_d04ab0b4_XL – известняк выход https://school.xvatit.com/images/3/36/Pict8.12-8.jpg- карта минеральных ресурсов РФ Схема «Строение платформы» – из презентации Безноговой О.Н. Тектоника
11 слайд
12 слайд
13 слайд
14 слайд
15 слайд
16 слайд
17 слайд
18 слайд
19 слайд
20 слайд
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель географии
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Разработка предназначена для изучения минеральных ресурсов России в курсе географии 8 класса.
Раскрыты понятия “полезные ископаемые”, “месторождения”, “бассейны полезных ископаемых”.
На основе уже сформированных ранее знаний о происхождении полезных ископаемых и анализе карты “Тектоническое строение и минеральные ресурсы России”, выявляются закономерности их размещения. Изучаются главные месторождения и бассейны полезных ископаемых России.
Для закрепления и контроля материала предусмотрены вопросы,тест, практическое задание.
Полученные знания являются базовыми для изучения межотраслевых комплексов в географии 9 класса.
Оставьте свой комментарий
Разработка урока по географии в 8 классе
«Особенности рельефа территории России»
Учитель по географии: Хомутникова Наталья Олеговна
Цели:
Образовательные:
обеспечить усвоение обучающимися знаний об основных формах рельефа России.
Развивающие:
развивать умения обучающихся на основе карт устанавливать зависимость рельефа от тектонических структур;
развивать умения действовать самостоятельно.
Воспитательные:
воспитывать групповую сплоченность у обучающихся;
воспитывать положительное отношение к знаниям;
воспитывать дисциплинированность.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приемы: беседа, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, эвристический, программированный, рефлексия.
Оборудование: презентация «Особенности рельефа территории России», физическая карта России, учебники, атласы для 8 класса, инструктивные карты, карточки с заданиями.
I. Организационный этап
- Класс разделен на 4 группы;
- Приветствие;
- Проверка готовности обучающихся к уроку;
- Организация внимания.
II. Проверка домашнего задания.(опережающее)
Работа в парах в контурных картах по обзору основных форм рельефа территории России.
III. Формирование новых знаний и умений. Мотивация.
Подготовка обучающихся к активному и осознанному усвоению материала
Учитель:
– Мы начинаем изучение большого раздела “Общая характеристика природы”.На ваших столах лежат разрезанные картинки , сложив воедино которые вы получите изображение.
(Дети в группе начинают собирать пазл)
– А теперь попробуйте определить тему нашего урока.
“Держу я камень на ладони И не спешу его бросать,
Чтоб книгу мудрую природы Неторопливо пролистать”
– О каком компоненте природы здесь идет речь? Как вы думаете?
(Дети формулируют тему урока)
— Сегодня урок мы посвятим изучению рельефа нашей страны.
— Почему рельеф мы изучаем первым в этом разделе? (Именно этот компонент природы сформировался раньше других.
- По-вашему, какие вопросы мы должны осветить, чтобы иметь представление о рельефе России? (Дети формулируют цели урока)
IV. Ход урока.
Работа в инструктивных картах (Дети записывают фамилию, дату, тему и цели урока в инструктивную карту).
Фронтальный опрос:
- Что такое рельеф? (Совокупность неровностей земной поверхности)
- Как различается рельеф по формам и высоте . (Горы и равнины. Горы: низкие, средние высокие, высочайшие. Низменности высотой 0-100 м. ; возвышенности — 200-500 м.; плоскогорья — более 500м.)
- Выполните задание 1, заполнив схему в карте. (Проверка на слайде).
-Заполнив схему, мы с вами определили основные понятия, которые помогут нам дать более полную характеристику рельефа России.
V. Усвоение новых знаний.
Практическая работа №1.
Цель: определить особенности рельефа территории России.
Работа в парах по карте атласа 8 класс “Физическая карта России” стр.14-15, учебник стр. 35-37.
Задания для 1 группы;
- Определить по карте крупнейшие равнины на территории нашей страны.
- Как они различаются по высоте?
- Где расположены?
Задания для 2 группы:
- Определить по карте крупнейшие горные системы на территории нашей страны.
- Как они различаются по высоте?
- Где расположены?
Обсуждение результатов самостоятельной работы. Оценивание.
(Учащиеся делают самостоятельно выводы об особенностях рельефа России, заполняя пропуски в предложениях в инструктивной карте).
Вывод: Особенности рельефа
Равнины расположены на западе и в центральных частях страны, а горные сооружения на востоке и частично на юге.
Проблема (формулируют дети):
— Какими причинами можно объяснить эти особенности рельефа нашей страны?
Практическая работа №2.
Цель: выявить взаимосвязь между рельефом и тектоническими структурами на территории России.
Физминутка.
(Учитель читает стихотворение, учащиеся делают физические упражнения)
Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели! Теперь в океане дельфином плывете,
Теперь в саду яблоки спелые рвете.
Налево, направо, вокруг посмотрели,
Открыли глаза, и снова за дело!
Индивидуальная работа по инструктивным картам. (Атлас «Физическая карта России» стр. 1415, «Тектоническая карта» стр. 16.)
Вывод по работе (Формулируют дети)
- Преобладание равнинного рельефа в России связано с тектоническим строением.
- Крупным равнинам в тектоническом строении соответствуют платформы.
- В рельефе складчатым областям соответствуют горы и равнины.
- В областях новой складчатости сформировались Кавказские горы. Они относятся по высоте к высоким горам.
- В областях древней складчатости располагаются средние и низкие горы по высоте.
- Разнообразие рельефа России связано со строением земной коры.
(Обсуждение результатов самостоятельной работы, оценивание по критериям)
VI. Утверждение новых знаний и умений (рефлексия).
Составить причинно-следственную цепь из предложенных звеньев:
(Работа в группах по слайду)
1 вертикальное движение земной коры 1 литосферная плита
2 Алтай 2 равнина
3 складчатая область 3 платформа
4 горы 4 Восточно-Европейская
Ответ: 1-3-4-2 Ответ: 1-3-2-4
VII. Итоги урока.
Учащиеся определяют степень реализации поставленных задач в начале урока.
VIII. Домашнее задание.
Получившие «4» и «5»- составить кроссворд «Рельеф России» (работа в парах);
Получившие «3»- прочитать п. 7 и составить 10 вопросов к тексту с ответами;
*(«5») Минералы, добываемые в России. (дополнительные источники информации).
Выставление оценок за работу на уроке.
Инструктивная карта ученика класса
ФИ ученика(цы)
Дата
Тема урока
Цель урока
- Вспомни:
А) Рельеф-это
Б) Заполни схему:
Формы рельефа
2.Практическая работа №1.
Цель: Определить особенности рельефа нашей страны. (Работа в парах)
А) Определить по карте Атласа «Физическая карта России», стр. 14-15
крупнейшие равнины нашей страны
Б) Как они различаются по высоте
В) Где расположены
Вывод: (Заполни пропуски в тексте) Равнины расположены на | и в частях | ||
страны, а горные сооружения на и частично
на .
Критерии оценивания: 0-1 ошибки- «5»
2-3 ошибки -«4»
3-4 ошибки- «3»
Оценка______
Проблемный
вопрос_____________________________________________________________________________________________________________________________________________.
З. Практическая работа №2.
Цель: Выявить взаимосвязь между рельефом и тектоническими структурами на территории России. Индивидуальная работа.
Атлас «Физическая карта России» стр. 14-15 , «Тектоническая карта» стр. 1б.
Форма рельефа | Тектоническая карта |
| Русская платформа |
| |
| |
| |
| |
б. Уральские горы | |
7. Чукотское нагорье |
ВЫВОДЫ:
- Преобладание равнинного рельефа в России связано с________________________________________ строением.
- Крупным равнинам в тектоническом строении соответствуют____________.
- В рельефе складчатым областям соответствуют______________и ____________
- В областях новой складчатости сформировались______________________горы. Они относятся по высоте к_______________________ горам.
- В областях древней складчатости располагаются_________________ и____________________.горы по высоте.
б. Разнообразие рельефа России связано со строением
Оценка