Сообщение о полезных ископаемых 4 класс в нашем крае

Сообщение о полезных ископаемых 4 класс в нашем крае thumbnail

Нефть — природная густая маслянистая горючая жидкость тёмного цвета со специфическим запахом. Большинство учёных считает, что нефть образовалась из органического вещества осадочных пород (остатков древних живых организмов).

Из нефти получают топливо (бензин, керосин, дизельное топливо, реактивное топливо), пластмассы, смазочные масла, химические волокна для производства тканей.

Нефть добывается с помощью специально пробуренных скважин и мощных насосов.

Нефть является главной статьёй российского экспорта. (Экспорт — это вывоз товаров в другие страны для их продажи.) Нефть поступает в различные районы России и за границу по нефтепроводам (длинные подземные трубы). Ещё нефть перевозят на нефтеналивных танкерах (специальных морских судах) и по железным дорогам в цистернах.

Природный газ не имеет цвета и запаха. Относится к горючим ископаемым. Используется как топливо для обогрева помещений, для приготовления пищи, на электростанциях, в котельных, на заводах, а также как сырьё для получения пластмасс, резины, волокна и других полезных веществ.

Россия — один из крупнейших экспортёров газа в мире. Природный газ поступает по газопроводам.

Торф — это горючее полезное ископаемое тёмно-коричневого цвета. Торф образуется из растительных остатков при их перегнивании в условиях недостатка кислорода. Как правило, основным местом формирования торфа являются болота.

Некоторое время назад торф практически повсеместно использовался в качестве топлива. Кроме этого, торф — отличное органическое удобрение, широко использующееся в сельском хозяйстве. На фермах торф служит подстилкой для животных.

Залежи торфа необходимо оберегать от пожаров, так как такие пожары очень трудно тушить.

Уголь — горная порода, которая образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Существует несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит.

Бурый уголь. Сорт образовался из остатков торфа позже всех, поэтому он считается самым молодым. Особенность его в том, что у него очень низкая температура сгорания.

Каменный уголь. Это самая распространённая разновидность угля в деятельности человека. Он используется как топливо, из него получают пластмассы, краски и другие полезные материалы. Добывается как открытым способом, так и закрытым, в шахтах.

Антрацит. По своей структуре этот вид очень твёрдый, имеет самую высокую температуру сгорания. Залежи этого угля находятся очень глубоко под землёй.

Железо — это прочный металл, использовать который люди начали ещё много веков назад. Но найти его в чистом виде невозможно. Железо содержится во многих горных породах в виде соединения с другими минералами. Самое большое содержание железа — в железной руде.

Самое главное свойство железной руды — плавкость. Из железной руды на металлургических заводах выплавляют чугун, а из чугуна — сталь.

На сегодняшний день чугун и сталь используются во многих сферах жизни и деятельности человека, в том числе и во всех видах промышленного производства. Сталь — основное сырьё для машиностроения.

Известняк — обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо рассмотреть в известняке-ракушечнике. Применяется при строительстве зданий и дорог. Из известняка получают известь для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка — мел.

Песок и глина — одни из самых распространённых горных пород. Они образуются в природе при разрушении других горных пород, например гранита.

Глина бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Она непрозрачная, твёрдая, плотная, негорючая. При намокании глина становится вязкой и пластичной, а при высыхании сохраняет свою форму. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.

Песок — сыпучая горная порода жёлтого или белого цвета, непрозрачная. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.

Гранит — горная порода, состоящая из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Гранит очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают лестницы, колонны,  памятники. Многие станции метро облицованы гранитом. Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.

Гранит залегает глубоко в недрах Земли, но в некоторых местах глыбы горной породы выходят на поверхность. Здесь его и добывают.

Источник

  • Доклады и сообщения
  • География
  • Краснодарский край полезные ископаемые

Благодатные кубанские земли издревле славились своими богатствами. Различные минералы, полезные воды, грязи, горючие вещества – все это можно встретить на территории Краснодарского края.

Лечебные водыИсточники Азово-Кубанского бассейна всегда прославляли Краснодарский край. Минеральные, термальные воды, запасы пресной воды сконцентрированы в этом районе. Помимо этого, на Кубани два моря – Азовское и Черное. Соленые воды благотворно влияют на кожу, укрепляют дыхательную и нервную систему, полезны для кожи, волос и ногтей. Также, большие запасы пресной воды сосредоточены в реках, лиманах и ериках края.

Горючие ископаемые

В районе Апшеронска, Абинска и Славянска-на-Кубани есть большое количество нефтяных месторождений. Помимо нефти, здесь же добывают природный газ, каменный уголь. Помимо добычи, в районе занимаются и переработкой добытого, а также экспортом как за пределы края, так и страны в переработанном и чистом виде.

Материалы для строительства

К этой группе относятся ракушняк, песчаник, гравий, кварцевый песок, мрамор, известняковый и гипсовый камень. Такие материалы активно добываются уже очень долгое время. Издревне из них строили жилища и хозяйственные постройки.

Руды и химические элементы

Медная руда, золотые самородки,ртуть, железные и серпентитовые руды, апатиты. Благодаря этому развивается не только добывающая промышленность, но и транспортная сеть края, т.к. добытые в Краснодарском крае ископаемые затем поставляются для обработки по всей стране, а также и за границу.

Декоративные камни

Камни для украшений, изготовления различных изделий быта, строительства и облицовки тоже добываются в Краснодарском крае. Так, здесь очень много яшмы и жадеита – они подходят для изготовления украшений, посуды, изделий быта.

Ископаемые для изготовления кормосмесей

Самые необычный, а также полезные в быту, ископаемые – ракушки. На территории Кубани насчитывается огромнейшее количество разнообразных ракушек, а шесть из них добываются в промышленных масштабах. Ракушку перемалывают, добавляют в корма для сельскохозяйственных и декоративных животных как источник кальция и минеральных веществ.

Краснодарский край – один из самых богатых регионов Российской Федерации. Многовековая история, богатое культурное наследие и плодородные земли – все это сконцентрированы на кубанской земле.

Вариант №2

Краснодарские земли практически всегда давали большой урожай, а также  были очень богаты на полезные ископаемые. На Кубани имеются залежи около 60 разных видов полезных ископаемых таких, как: нефть, газ, мергель, гравий, песчаник, известняк, кварцевый песок и другие. Сейчас речь пойдет о наиболее важных полезных ископаемых для региона и всего мира в целом.

Нефть. Добывать «чёрное золото» в этом регионе начали самыми первыми во всей России, в 1846 году. Известно, что в 20-х годах прошлого века в этом крае за год из недр земли доставали лишь 2000 тонн этого полезного ископаемого. За 2009 год на Кубани добыли свыше 1,2 млн. тонн нефти.

Газ. В Краснодарском крае имеются огромные залежи этого ископаемого. В 1960-х годах именно Кубань поставляла газ в Москву и другие центральные города регионы России. За 2016 год в этом крае добыли 3,5 млрд. м3.

Полезные соли и минералы в лечебных источниках. В Краснодарском крае известно огромное количество целебных источников содержащих полезные для организма соли и минералы. Вода, которая течет в источниках, имеет соленый, или даже горький вкус. Она помогает в лечении болезней желудка и кожи. На территории Краснодарского края находится десятки санаториев.

Цементный мергель. Думаю, что большинство из вас даже и не слышали о существовании такого полезного ископаемого. По названию вы, скорее всего догадались, что эта порода входит в состав цемента. А в современном времени, почти все строения состоят из цемента.

Ракушечник. Это полезное ископаемое, тоже часто применяется в строительстве. Он состоит из морских раковин, спрессованных между собой за десятки тысяч лет, песка и минералов. Внутри дома построенного из этого материала зимой – тепло, а летом – прохладно.

Краснодарский край опережает большинство регионов России по добыче полезных ископаемых.

4 класс

Краснодарский край полезные ископаемые

Краснодарский край полезные ископаемые

Популярные темы сообщений

  • Музыка Древнего Египта

    Археологические исследования и находки позволяют сделать вывод, что музыке в Древнем Египте уделялось особое внимание – причем, почитаема она была как среди зажиточных, знатных людей, так и среди бедных.

  • Гибкость

    Физическое развитие очень важная составляющая в жизни человека. Физические упражнения просто необходимы для тренировки тела и развития мышечной и двигательной системы. Выявлено, что самые высоки результаты, можно получить,

  • Жизнь и творчество Карамзина

    Помимо того, что Николай Карамзин является выдающимся историком и литератором, ему также приписывают значительный вклад в развитие реформ русского языка. К наиболее значимым произведениям относятся «История государства российского», «Бедная Лиза».

Источник

Конспект занятия №8

по крымоведению для 4 класса

по теме «Горные породы и минеральные ресурсы полуострова. Полезные ископаемые», дата: 19.10.20

Учитель: Кладка С.Н.

Цель урока: углубить знания о минералах, горных породах и полезных ископаемых, рассмотреть их классификацию.

Задачи:

Образовательные: объяснить понятие терминов «минералы», «горные породы», «полезные ископаемые»; познакомить с наиболее распространёнными  горными породами, слагающими земную кору; закрепить знания учащихся о полезных ископаемых Крымского полуострова.

Развивающие: развитие памяти, внимания, любознательности, расширение кругозора; умение работать в группе; способствовать развитию товарищеских отношений и взаимопонимания при групповой работе.

Воспитательные: формирование гражданственности, патриотизма через осознание важности заботы о природе родного края (в частности, об охране полезных ископаемых); воспитывать чувство гордости за страну богатую полезными ископаемыми.

Оборудование: ноутбук, проектор, ид, коллекция минералов и горных пород, конверты, толковый словарь, атласы определители.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада  видеть вас на нашем занятии крымоведения, но на занятия вы пришли с разным настроением – отразите его, подняв руки вверххорошее настроение, развести в стороныне очень хорошее, а может даже грустное). Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте успехов на уроке.

  1. Мотивация учебной деятельности

Эпиграфом нашего урока я взяла слова К.Г. Паустовского «Мы живем в громадном, плохо разгаданном мире и топчем камни … не подозревая, что знакомство с ними обогатило бы наш опыт во всех областях жизни».

Прослушайте отрывок из сказки П. Бажова «Хозяйка Медной горы хозяйка» и определите тему нашего урока. (просмотр видео)

«И вот повела Хозяйка Медной горы рудобоя Степана показывать свои богатства. Куда она идет — все ей открыто. Комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых цветы медные. Одним словом, изукрашено подземелье, что и сказать нельзя. И платье на ней — на Хозяйке-то — меняется. То оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной россыпью засверкает, потом опять шелком зеленим отливает..

—… А тут у меня самое дорогое место, — говорит Хозяйка Медной горы…

И видит Степан огромадную комнату, а в ней постели, столы, табуреточки — все из корольковой меди. Стены малахитовые с алмазом, а потолок темно-красный, а на нем цветки медны…».

– Как звучит тема сегодняшнего занятия?

Учащиеся определяют тему и характеризуют цели занятия.

III. Актуализация опорных знаний.

IV. Изучение нового материала

Учитель: Ребята, мы с вами ходим по земной коре. А задумывались ли вы, когда ни будь, что находится у нас под ногами? (Ответы учеников)

Дорогие ребята, природа наделила Землю неоценимым богатством, подарив нам более 2 тыс. минералов и более 1,5 тыс. горных пород. Что же это за природные тела? (на доску вывесить слова и посмотреть словарь)

Т.е., минералы – это природные тела, состоящие из одного вещества.

Минералами являются вода (самый драгоценный минерал на Земле), золото, графит, полевой шпат, кварц, слюда и многие др. (демонстрирует коллекцию горных пород).

Какими же минералами богаты недра Крымского пол-ва.

Учитель: Настоящей минеральной жемчужиной называют древний вулкан

Кара-Даг, который находится на юго-восточном побережье Крыма (в районе Коктебеля, Феодосия).

На территории Кара-Дага добывают драгоценные и полудрагоценные камни: яшму, агаты, сердолик, который является самым известными популярным ювелирным камнем Крыма, аметисты, горный хрусталь и др. (объяснение сопровождается показом фото минералов). Но их так мало, что запасы этих камней не подсчитывают и промышленную добычу не ведут.

? Что же такое горная порода. Давайте выясним, чем горные породы отличаются от минералов.(словарь)

(Просмотр видео)

Т.е., горные породы состоят из минералов. Это сочетание нескольких минералов или скопление одного в большом количестве.

Н-р, в состав горной породы гранита входит три минерала: кварц, слюда, полевой шпат, а нагромождение минерала кальцита в большом количестве образует горную породу – известняк. Так же к горным породам относятся: базальт, мрамор, глина, гнейс, торф, пемза и др.

Все горные породы по происхождению делят на три группы: магматические, метаморфические и осадочные.

Ребята, а вы любите сказки? (ответ)

Сегодня я вам расскажу сказку: «Как Иван Царевич ключ Земли искал?», из которой мы с вами подробнее узнаем о горных породах недр Земли.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Додон. Был у него сын – удалой добрый молодец Иван-царевич. Тяжело царю править стало, состарился он. Решил царь испытать сына. Отправляет он его в дальнюю дорогу, а сам дает наказ: «Отправляйся, Иван-царевич, мир повидать да себя показать. Отыщи ты мне ключ Земли, а потом будешь ты царем».

Отправился Иван в путь-дорогу. Долго ли шел, коротко ли, дошел до чужого царства-государства. Видит: пред ним белый дворец с золотой крышей, а над ним надпись – «Литосфера». Прочитал Иван надпись и призадумался.

Стоит Иван у ворот, а мимо старец проходит и спрашивает: «Что, мил человек, голову повесил?» «Да вот, ключ Земли мне нужно сыскать. Есть ли в вашей стране таковой?» – спрашивает царевич. «Есть, но найти его непросто. Хранится он глубоко под землей, а стережет его прекрасная царевна». «А как же мне туда попасть?» – спрашивает Иван. «Нужно вырыть глубокий колодец», – отвечает ему старик. Взял Иван в руки лопату и начал рыть колодец. Сначала царевичу землю легко было рыть, породы попадались легкие, рыхлые: песок, глина, мел, соль каменная, известняки, нефть, уголь, торф. Эти горные породы образуются при разрушении более твердых пород, при скоплении остатков растений и животных, при химических реакциях, а называют эту группу осадочные горные породы.

Глубже роет Иван, тверже становятся горные породы. Попадаются ему железняки – бурый, магнитный, руды полезных металлов, гранит, базальт, пемза.

Все эти породы образовались из застывшей лавы, поэтому и называются они магматическими.

Совсем глубоко опустился Иван-царевич под землю. Тяжело рыть ему: твердые, крепкие горные породы встречает он на своем пути, да и дышать ему трудно, воздух горячий, тяжелый.

Эти горные породы образовались на глубине под воздействием высокой температуры и большого давления, поэтому они сильно изменены. Их называют метаморфическими. Из одних пород образуются другие:

песок – песчаник – кварцит – кварц; известняк – мрамор; гранит – гнейс; графит – алмаз.

Увлекся работой Иван-царевич, ударил раз, ударил другой, и отвалилась огромная глыба. Очутился Иван в большой пещере. Стены ее блестят, переливаются драгоценными камнями. А в центре зала на троне сидит прекрасная царевна. Поклонился ей Иван и говорит: «Люди молвят, что скрываешь ты ключ Земли, а он мне очень нужен, обещал я батюшке добыть его!» «Ну что ж, отгадаешь мои загадки, отдам тебе заветный ключ!» -ответила царевна. «Загадывай, – сказал Иван-царевич, – попробую отгадать!»

– Ребята, поможем отгадать загадки Ивану – Царевичу?

Он очень нужен детворе.

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит).

Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он черный, блестящий,

Помощник настоящий. (Уголь)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. (Глина)

Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе.

Сам он — удобрение.(Известняк)

Без нее не побежит

Ни троллейбус, ни такси

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? (Нефть)

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички (Газ)

«Молодец, Иван-царевич, правильно отгадал мои загадки, вот тебе ключ Земли и помни: только знания, как ключ, открывают любые замки и двери», — сказала ему царевна.

Поклонился Иван и отправился домой.

Учитель: Ребята, а давайте мы с вами проведем Царевича домой и сделаем физкультминутку.

Учитель: Люди еще в древности научились применять многие минералы и горные породы для своих нужд.

Все горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называются полезными ископаемым

Задание «Почта».

Необходимо названия п/и оправить в соответствующий адрес, т.е. в группу, в которую оно входит. На доске прикреплены 3 конверта с надписями групп : жидкие, твердые, газообразные.

? Какие п/и залегают в недрах Крымского полуострова.

нефть(Керченский п-ов)

газ(Джанкойское и Стрелковое месторождения), на шельфе Черного моря (Голицынское, Штормовое и Архангельское месторождения) и Азовского моря (Восточно-Казантипское месторождение).

железные руды (Керченский п-ов).

известняк (в предгорном Крыму, степном, на Керченском п-ве);

глина (в предгорном Крыму-Симферополь, Белогорск, Старый Крым);

песок(ю-з часть, в долинах рек Альма и Кача);

гипс (Керченский п-ов).

каменная соль (залив Сиваш, оз. Сасык).

Богат Крым лечебными грязями и минеральным водами.

V. Закрепление изученного материала.

Прием «Верю – Не верю».

  1. Верите ли вы, что вода – это горная порода (нет, минерал);

  2. Верите ли вы, что минеральной жемчужиной Крыма является Керченский полуостров (нет, влк. Кара-Даг);

  3. Верите ли вы, что горные породы состоят из минералов (да);

  4. Верите ли вы, что к топливным п/и относится известняк (нет);

  5. Верите ли вы, что в Крыму добывают газ на шельфе Черного моря (да);

  6. Верите ли вы, что к осадочным горным породам относится песок, глина (да).А теперь давайте рассмотрим полезные искропаемые и сравним их с описаниями в атласе0-определителе.

Работа с атласами определителями и образцами п/и

VI. Рефлексия деятельности

Ребята, достиг ли урок заданных целей, которые мы с вами ставили в начале урока?

– Ребята, хлопните в ладоши те, кто на этом уроке узнал что-то новое.

– Поднимите обе руки те, для кого урок оказался нужным, полезным и интересным.

Покажите на карточке, достигли ли мы своей цели сегодня на занятии.

Источник