Сообщение о полезном ископаемом известняк 4 класс

Сообщение о полезном ископаемом известняк 4 класс thumbnail
  • Доклады
  • Окружающий мир
  • Известняк полезное ископаемое

Известняк чаще всего имеет органическое происхождение и относится к осадочным горным породам. Он образуется на морском дне вследствие отмирания различных морских животных, в чьих костях и панцирях очень много кальция. Можно сказать, что там, где располагаются известняковые отложения, раньше было мелководье древнего моря. Преимущественно известняки имеют белый цвет, но могут быть серыми и даже розовыми. Большое влияние на цвет оказывают различные примеси, которые могут содержаться в самой породе.

Основным химическим компонентом известняка является карбонат кальция, который хорошо растворим в воде. Это обычно становится предпосылкой образования карста – вымытых водой пустот в горных породах, сложенных известняками. Кроме того, известняк способен разлагаться с выделением углекислого газа. Этот процесс, происходящий на больших глубинах, способствует появлению насыщенных газом минеральных вод.

Одной из наиболее распространенных разновидностей известняка является мел. Это белый известняк, чье применение не ограничивается возможностью писать на школьной доске. Мел, например, входит в состав различных отделочных материалов. Его также используют при производстве бумаги высокого качества, при изготовлении зубного порошка, в покрытии электродов.

Известняк незаменим в строительстве. Это пористый материал, который способен неплохо сохранять тепло, но при этом свободно пропускает воздух. Поэтому в помещениях, построенных из известняковых плит, не бывает слишком влажно. Немаловажно и то, что, как и все осадочные породы, известняк достаточно мягкий и очень легко поддается обработке.

Широко известно использование известняка в сельском хозяйстве. Из его получают известь, используемую как удобрение. Известь особенно актуальна для нашей страны, где очень большие территории занимают кислые почвы. Ее применение позволяет регулировать кислотность почв, что повышает их плодородие.

В дорожном строительстве из известняковых пород создают насыпи, его также используют при необходимости уплотнить грунт.

В природе месторождения известняка встречаются по всему миру. Например, в Альпах известны целые цепи гор, которые практически полностью сложены из известняковых пород. Как правило, его добывают в открытых карьерах, снимая слой грунта, чтобы достигнуть самой породы. При этом используются тяжелые машины, существует также практика подрыва пластов.

Сообщение 2

Известняк – это осадочная порода, образованная из органических веществ. Однако, следует отметить, что встречается также известняк, основой которого является хомоген. Известняк служит основанием для формирования

Настоящий известняк имеет в своем составе карбонат кальция, который подвержен растворению в воде, что ведет к формированию карста. Второе его свойство – способность разлагаться при воздействии на породу углекислого газа, что чаще всего происходит на большой глубине. Проходящий под воздействием высокой температуры химический процесс  ведет к образованию в подземных камерах уникального газа. который обогащает грунтовые воды до состояния минеральной.

Существует несколько разновидностей известняка.

Мраморовидный известняк разделяют на тонкослоистый и массивно слоистый. В процессе метаморфизма известняковые частицы испытывают эффект перераспределения кристаллизации, который, в свою очередь, ведет к формированию мрамора.

Нуммулитовый известняк состоит из останков вымерших одноклеточных организмов, живших на нашей планете миллионы лет назад.

Мшанковый известняк состоит из останков живых организмов, являющихся беспозвоночными. Эти микроорганизмы были очень мелкого размера и проживали колониями на морях и океанах древней Земли.

Известняк, сформированный в природе, имеет светло-серый оттенок, однако, может встречаться идеально белого или черного цветов.

Известняк служит базовым элементом для формирования горной породы, поэтому можно смело утверждать, что его запасы рассредоточены по всему миру. Добыча известняка не предполагает больших трудностей. Экскаваторами снимается верхний слой грунта и формируется карьер. Извлеченную породу грузят на машины и транспортируют на заводы по переработке этой породы.

Известняк получил широкое распространение в металлургической промышленности в виде флюса, а так же при изготовлении цемента или извести. В строительном деле применяются известняковые блоки и облицовку зданий. Известняковые камни применяются при строительстве дорог и закладке фундаментов.

3 класс. Окружающий мир

Картинка к сообщению Известняк полезное ископаемое

Известняк полезное ископаемое

Популярные сегодня темы

  • Насекомые

    Доклады и сообщения про Насекомых

  • Афанасий Никитин

    Многие русские путешественники, сделавшие великие открытия, которые были описаны в их путевых записках, вызвали уважение у нашего народа. Одним из них стал Афанасий Никитин, впервые рассказав

  • Песец

    Песец – это хищник, млекопитающий из семейства псовых и из рода лисиц. Песца еще называют полярной лисицей. Внешне это животное очень походит на лисичку. В отличие от нее песец имеет приземис

  • Столетняя война

    Столетняя война – военное столкновение между Францией и Англией, длящееся в течение 126 лет, с 1337 по 1453 гг. Главной причиной Столетней войны стала нестабильная политическая обстановка на

  • Снежные лавины

    Снежная лавина – скорый и неожиданный спуск большого количества снега с поверхности горы. Скорость схождения может достигать более 90 метров в секунду, и вес достигает 60 тонн. Явление чрезвы

  • Насекомые

    Насекомые – это самая многочисленная группа животных, превосходящая по числу другие виды. По оценкам ученых, на одного человека приходится до миллиона представителей насекомого мира.

Источник

Сообщение о полезном ископаемом известняк 4 класс

Известняк представляет собой осадочную горную породу.

Чаще всего он имеет органическое происхождение. Хотя встречается и известняк хомогенного происхождения. Если говорить языком химии, то в основании известняка лежит карбонат кальция, представляющий собой кристаллы кальцита различных размеров.

Классификация известняка и его описание

Находящийся в составе известняка карбонат кальция имеет особенность растворяться в воде. В итоге образовывается карст. Кроме того, он может подвергаться разложению на основания и углекислый газ. Это происходит на больших глубинах, потому под воздействием тепла Земли из известняка получается газ для минеральных вод.

Читайте также:  Полезные продукты при нарушении ритма сердца

Сообщение о полезном ископаемом известняк 4 класс

Одним из самых распространенных типов известняка является ракушечник, состоящий из обломков, а также целых раковин морских животных. Кроме того, выделяют еще несколько видов известняка:

  • Мшанковый, состоящий из останков мшанков – беспозвоночных животных мелкого размера, проживающих колониями в морях.
  • Нуммулитовый, состоящий из вымерших одноклеточных организмов нуммулитов, относящихся к отряду фораминифер.
  • Мраморовидный. Он делится на тонкослоистый и массивнослоистый. Известно, что в процессе метаморфизма происходит перекристаллизация известняка с последующим образованием мрамора.

Сообщение о полезном ископаемом известняк 4 класс

Как видим, известняк относится к мономинеральным породам с различными примесями. Его название зачастую отражает тип этих примесей, а, кроме того – структуру, их геологический возраст или характер залегания.

Природный известняк светло-серого цвета, хотя вполне может быть почти черным или вообще белым. Примеси могут давать ему голубоватый, розовый или желтоватый оттенок.

Месторождения и технологии добычи известняка

Как следует из вышеизложенного, известняк представляет собой осадочную породу, которая образуется с непосредственным участием живых организмов, проживающих в морских бассейнах. Это и обуславливает их месторождения.

Сообщение о полезном ископаемом известняк 4 класс

Известняк является «строительным материалом» для целых горных цепей. Примером могут стать Альпы, хотя он широко распространен и в других горных районах. Залежи известняка имеются по всему миру. Серьезные его запасы имеются и в нашей стране. Причем в каждом месторождении добывают различный известняк: плотный, белый, флюсовый, ракушечно-оолитовый и пр.

Добывают известняк в большинстве случаев открытым карьерным способом. Для этого снимают верхний слой грунта и глину и образовывают карьер. В нем могут проводиться пиротехнические работы для измельчения и отсоединения порций известняка. Далее он карьерными автомобилями вывозится на переработку.

Применение известняка

Сообщение о полезном ископаемом известняк 4 класс

В металлургической промышленности его используют в качестве флюса. Также он является главным компонентом при изготовлении цемента и извести. Также он является вспомогательным элементом при изготовлении соды, минеральных удобрений, бумаги, сахара и стекла. Кроме того, данный материал принимает участие в изготовлении резины, красок, мыла пластмасс, минеральной ваты и пр. Широко применяется в строительстве для изготовления облицовочных и стеновых блоков, а также в качестве щебня при строительстве фундаментов, а также прокладывании дорог.

Источник

Тема: «Нерудные полезные ископаемые»

Цель: сформировать понятие о полезных ископаемых нерудного происхождения.

Задачи:

Образовательная: познакомить детей с полезными ископаемыми нерудного происхождения (глина, песок, известняк, гранит), их применением, свойствами.

Развивающая: формирование умений учебного сотрудничества — умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий  результат деятельности; развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения  учащихся в исследовательскую работу.

Воспитательная: развивать коммуникативные навыки при работе в группе.

 Тип урока: урок – исследование с применением ИКТ

Методы урока: практический, исследовательский, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный

Формы урока: групповая, классная

Оборудование: коллекция минералов, стаканы, стеклянные колбы, вода, презентация PowerPoint, карточки с названием полезных ископаемых, названия групп, бейджики с указанием имени ребенка и его обязанностей в группе,  камушки для рефлексии, таблицы для заполнения (по количеству групп), шапочки для выступающих с названием горных пород.

Ход урока:

1.  Психологический настрой.

– Посмотрите друг на друга, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

  1. Актуализация знаний:

– Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки и вспомнить домашнее задание.

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Газ)

Камни, почву раздробил

Специальный бур –

Из земли фонтан забил,

Маслянист и бур.

Та, что есть в фонтане этом,

Всем нужна зимой и летом.

В ней потом найдут бензин,

И мазут, и керосин.      (Нефть)

Не зря она варилась

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи.   (руда) 

Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом тепло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь).

Ни огня,

 Ни света,

 А огнем блестит. (Золото)

Он очень нужен детворе.

 Он на дорожках во дворе,

 Он и на стройке, и на пляже,        

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Если встретишь по дороге,

 То увязнут сильно ноги.

 А сделать миску или вазу,

 Она понадобится сразу. (Глина)

Покрывают им дороги,

 Улицы в селениях.

 А еще он есть в цементе.

 Сам он  – удобрение. (Известняк)

Он очень прочен и упруг,

Строителям – надежный друг.

Дома. Ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (гранит)

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела.

Пробегает по доске,

Оставляет белый след (мел)

– Как одним словом мы можем назвать все эти природные богатства? (полезные ископаемые)

– Что такое полезные ископаемые? (это горные породы, которые человек добывает из-под земли и использует для своих нужд)

– Разделите на три группы названия полезных ископаемых. (на доске в разноброс расположены карточки с названием полезных ископаемых, дети располагают их в три столбика )

– Почему вы так объединили ископаемые? (горючие, рудные и нерудные)

– Поверьте правильность выполнения работы. (слайд)

Читайте также:  Мед с орешками полезные свойства и противопоказания

Горючие      рудные             нерудные

Газ                железо             мрамор

Нефть          золото              песок

Уголь           медь                 глина

Торф           алюминий        известняк

                                               гранит

                                               мел

– Какие полезные ископаемые мы называем горючими? (Они хорошо горят, выделяют тепло)

– Почему полезные ископаемые называют рудными? (они содержат металл)

– На какие две группы можно разделить все рудные полезные ископаемые? (руды черных и цветных металлов)

– А как можно различить  изделия из цветной руды и черной руды? (при помощи магнита)

– Каждое полезное ископаемое имеет своё условное обозначение на карте.  Соотнеси условный знак и название ископаемого. (в группах)

Золото                                      

Железная руда

Нефть

Газ

Уголь

Торф

– Проверьте свою работу. (слайд)

3. Сообщение темы урока.

– Вы уже многое знаете о полезных ископаемых. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о полезных ископаемых нашей страны и более подробно остановимся на некоторых нерудных полезных ископаемых.

– Как вы думаете, почему они называются нерудные? (не содержат металл).

– Нам сегодня предстоит ответить на вопрос, какое нерудное полезное ископаемое самое важное для человека?

4. Работа над темой урока.

– Работать мы будем в группах.  Каждая группа – это маленькая исследовательская лаборатория. Вы будет исследовать одно ископаемое и должны доказать, что это ископаемое самое важное.

Задание:  Послушайте рассказ  ископаемого, заполните таблицу- подсказку. Она пригодится вам для ответа.

название

свойства

состав

использование

ученик №1. «Песок».

 Я  состаю из мелких крупинок , очень нужен детворе, лежу на дорожках во дворе, можно встретить  на стройке и на пляже, я в стекле расплавлен даже.

Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2мм до пяти сотых миллиметра. Цвет у меня бывает различный – чёрный, зеленоватый, красноватый. Жёлтый и белый песок встречается чаще всего. Я представляю собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды. Чаще всего я образуюсь из кварца. Его жилы пронзают гранит, слюду, доломит, полевой шпат и другие породы. Обычно во мне больше всего кварца. Благодаря его присутствию, я  незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавление металла. Да и кирпич не сделаешь без песка. Песок широко применяем в строительстве.

ученик №2. «Глина»   

 Я – твердая, непрозрачная порода, рыхлая, негорючая, коричневого цвета. Используюсь  в строительстве: из глины  с добавлением песка изготавливают кирпич; когда в меня добавляют воду, то я становлюсь мягкой,  и из меня  лепят посуду.  Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Я – осадочная порода.  Как и песок, образуюсь в результате выветривания  различных горных пород, но осаждаюсь на дне морей и озёр.

ученик №3. «Известняк»

  Я – твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета камень. Используюсь в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.

    Мы залегаем в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо знакомый мел, обыкновенный известняк и мрамор.

  Мел – самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске. Мрамор – твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшений зданий.

Учитель: Образовался известняк из остатков  крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение.

ученик №4 «Гранит» 

Я – очень прочная, твердая, непрозрачная порода. Прочность – моё основное свойство.  Меня можно  найти и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из гранита. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и тёмно-красного цвета, и дымчатого. Есть во мне и черные, и белые крапинки. Больше всего человек любит гранит за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя мои свойства. Мостят мной дороги. А из-за того   что  хорошо полируюсь – гранитом украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники. Я  состаю из кварца, слюды и полевого шпата.

Учитель: Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.

Читайте также:  Какими полезные ископаемые мы используем дома

– Посмотрите еще раз в таблицу, сравните горные породы и скажите, какое же нерудное полезное ископаемое самое важное? (они все важны)

– Правильно, ребята. Нерудные полезные ископаемые человек научился использовать еще в глубокой древности. Еще не зная, как выплавлять металл, человек уже во всю пользовался глиной: делал посуду, игрушки, обмазывал глиной своё жилище.

5. Физминутка. (танцевальная)

– Перед тем , как нам приступить к опытам в наших лабораториях, я предлагаю вам хорошо отдохнуть.

6. Проведение опытов:

– Наша работа в лабораториях продолжается. И нам предстоит ответить на вопрос, какие же свойства нерудных полезных ископаемых использует человек?

За работу принимаются лаборанты со своими помощниками.

– Демонстраторы, пронесите и покажите ученикам полезные ископаемые. А лаборанты с помощниками должны определить, какого  цвета полезное ископаемое, имеет или не имеет запаха.

Секретари не забудьте заполнять таблицу.

Полезное

 ископаемое

цвет

запах

Пропускает ли воду

Растворяется ли в воде

Другие свойства

Песок

желтый

белый

красный

серый

не имеет

пропускает

Нет

сыпучесть

Глина

коричневый

разного цвета

Имеет

сухая глина не имеет, сырая имеет

плохо

Нет

пластичность, вязкость

Гранит

красный, розовый, серый и др.

не имеет

не пропускает

Нет

прочность, хорошо полируется

известняк

белый, серый, желтый

имеет

пропускает

нет

хрупкий

ОПЫТ 1: – Лаборанты, пожалуйста, подойдите к демонстрационному  столу и проведите опыт, в котором мы убедимся, пропускает ли полезное ископаемое воду.

(В стакан ставится стеклянная воронка, на дно которой ложится промокательная бумага, сверху насыпается ископаемое, затем наливается вода. Если вода прошла в воронку – пропускает воду, если вода осталось на ископаемом – не пропускает)

Вывод: песок – пропускет, глина – плохо пропускает, гранит – не пропускает, известняк – пропускает

– Не забывайте выводы заносить в таблицу.

ОПЫТ 2: – А теперь определим, растворяются ли данные ископаемые в воде.

(в стакан наливается вода, опускается в него ископаемое и размешивается ложечкой).

Вывод: данные ископаемые не растворяются в воде.

ОПЫТ 3:  – А теперь давайте определим прочность ископаемых.

(Опыты проводит учитель):

  1. Пересыпает песок из одной чашечки в другую.

Вывод: песок – сыпучий

  1. В блюдце положить глину и добавить в него воды, затем размять глину. (она стала вязкой).

Вывод: пластичная, вязкая (этот опыт можно начать на перемене)

Учитель: Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.

  1. Стучит твердым предметом по граниту.

Вывод: Гранит очень твердый, прочный

  1. Известняк: ломает мел

Вывод: известняк – хрупкий

7. Обобщение знаний:

– Посмотрите на свои записи, посовещайтесь и ответьте на вопросы, поставленные на урока.

Вывод: все нерудные полезные ископаемые необходимы человеку.

Человек использует нерудные ископаемые в строительстве, потому что они не растворяются в воде, твердые.

Учитель:

– Помимо рассмотренных нами на уроке существует большое множество нерудных полезных ископаемых. Среди них:

 Фосфориты. Это осадочные горные породы, из которых получают удобрения. Фосфориты измельчают в муку и получают фосфорное удобрение, которые добавляют в почву, чтобы растения лучше росли.

Ракушечник – пористый камень, состоящий из спрессованных морских раковин. Используется в строительстве для облицовки стен.

Поваренная соль – это твердый белый камень, который человек в измельченном виде использует в пищу. Некоторые залежи соли образовались на дне древних высохших морей и озер.  

Добывают поваренную соль в Атырауской, Кызылордиской, Жамбылской и Павлодарской областях. (рассматривание карты на стр.112 – 113)

8. Оценивание: Наш урок подходит к концу. Старшие группы, пожалуйста, оцените работу своих одноклассников. Таблица оценок на экране. (слайд)

Поднимите руку, кто получил «5», «4». Молодцы, ребята!!!!

9. Домашнее задание: Поднимите руку, кто из вас хочет больше узнать о полезных ископаемых? Дома подготовьте сообщение о полезном ископаемом. Прочитайте текст на стр.35-36, ответьте на вопросы.

10. Рефлексия: Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано

“Переверни и ты узнаешь что-то новое”

Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он все же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне “Зачем ты ищешь новые знания, если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь. И зачем тебе знать, если то, что ты знаешь, ты не обращаешь в действие”.

– Надеюсь, что знания, которые вы получили сегодня на уроке, помогут вам в дальнейшем, и вы сможете их применить в жизни.

   Подойдите и опустите камень в один из стаканов :

В первый – если вам было интересно на уроке, вы были активны, и вы узнали новое о полезных ископаемых;

Во второй стакан – вам не очень интересно,

В третий стакан – если урок для вас был просто тяжелым камнем, вам было скучно и неинтересно на уроке.

    Судя по наполняемости стаканов, урок прошел для вас интересно, вы открыли для себя что-то новое.

 В вашей жизни будет много интересных уроков, на которых вы будете делать открытия и узнавать много нового. Спасибо за работу. Молодцы.

Источник