Сокращение рисков и опасных зон полезно это
вредные факторы приводят к изменению и уничтожению представителей флоры и фауны. Травмоопасные воздействия возникают при авариях и катастрофах, при взрывах, разрушениях зданий и сооружений. Зоны таких негативных воздействий, как правило, ограничены, хотя возможно их распространение на значительные территории (например, авария на Чернобыльской АЭС).
7. Защита от техногенных опасностей достигается совершенствованием технических объектов, являющихся источниками опасности; увеличением расстояния между источниками опасности и объектом защиты, применением защитных мер.
8. Компетентность людей, знание опасностей и способов защиты от них – необходимое условие достижения безопасности жизнедеятельности. Рост техногенных опасностей, отсутствие естественных механизмов защиты от них требуют приобретения человеком навыков обнаружения и нейтрализации опасностей, применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Начальный этап обучения вопросам безопасности жизнедеятельности должен совпадать с периодом дошкольного образования, а конечный – с периодом повышения квалификации и переподготовки кадров во всех сферах экономики.
9. Сокращение размеров рисков и опасных зон полезно. Наибольшие трудности в ограничении размеров зон воздействия опасных факторов имеют место при эксплуатации систем повышенной энергоемкости (хранилищ углеводородов, химических производств, АЭС и т. п.). При авариях на таких объектах опасные зоны охватывают, как правило, не только производственные зоны, но и зоны пребывания населения. Основными направлениями снижения опасности подобных объектов являются:
• совершенствование систем безопасности объектов;
• уменьшение размеров опасных объектов;
• дистанцирование промышленных и жилых зон;
• активное использование защитных систем и устройств;
• непрерывный контроль источников опасности;
• достижение высокого профессионализма операторов технических систем;
• массовое обучение населения основам безопасности жизнедеятельности, решение насущных социально-бытовых потребностей.
Безопасность жизнедеятельности (БЖ) как наука находится в стадии своего формирования. Она опирается на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, окружающей среды и защиты в чрезвычайных ситуациях, на достижения в профилактической медицине, биологии, основывается на законах и подзаконных актах. Черпая информацию, методы, подходы, знания из всех областей научных знаний, БЖ находится на стыке многих наук, имея явную практическую направленность.
1.2. Образование в области безопасности жизнедеятельности
История развития образования в области БЖ
Первопричиной многих аварий, катастроф, несчастных случаев часто становятся просчеты и некомпетентность людей. Устранить эту причину можно, только создав систему непрерывного образования и воспитания населения в области безопасности жизнедеятельности.
Системное изучение наиболее вероятных опасных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение с детских лет поведению в таких условиях призвано подготовить человека к принятию правильных решений в экстремальных ситуациях.
Основы образования в области охраны труда и безопасности жизнедеятельности в нашей стране были заложены еще в XIX столетии в образовательных учреждениях, готовивших специалистов для военных нужд, для органов безопасности и внутренних дел, промышленности и медицины, а подготовка специалистов в области БЖД начата недавно, лишь в 1990-х годах.
Образование в области БЖ — процесс и результат приобретения систематизированных знаний, умений и навыков; осуществляется в основном в общеобразовательных учреждениях высшего профессионального образования.
«Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в виде специального курса (предмета) введены в общеобразовательных учебных заведениях России с 1 сентября 1991 года Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г. № 253.
С 1995 года обучение студентов высших учебных заведений осуществляется по программе «Безопасность жизнедеятельности», более 40% учебного времени которой отводится на изучение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Современное состояние образования
Сегодня образовательная структура выглядит следующим образом:
Первый общеобразовательный уровень, которым должен владеть каждый, обязан обеспечить подготовку на уровне знания и понимания проблем БЖ, вооружить человека навыками и приемами личной и коллективной безопасности. Реализуется этот уровень подготовки введением в средней школе дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) (Приказ Минобразования России от 30 июня 1999 г. № 56). Школьный возраст – наиболее благоприятный для формирования у человека чувства личной и коллективной безопасности в экстремальных ситуациях.
Структурно программа курса ОБЖ состоит из трех содержательных линий: безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний и здорового образа жизни, основы военной службы. Примерная программа курса ОБЖ рассчитана на 176 учебных часов, из них 5 дней (40 часов учебного времени) отводится на учебные сборы при воинских учреждениях; реализуется в 10–11 классах общеобразовательных учреждений.
Указанная программа в целом отражает государственную образовательную политику в области защиты от чрезвычайных ситуаций и позволяет формировать у обучаемых ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Ежегодно около 14–15 млн учащихся изучают курс ОБЖ в более чем 60 тыс. школ страны и столько же – в других ОУ.
Второй уровень образования по БЖ — подготовка специалистов инженерно-технических работников (ИТР) всех специальностей, поскольку создаваемая и эксплуатируемая техника и применяемые технологии являются основными источниками травмирующих и вредных факторов, действующих в среде обитания. Разрабатывая и эксплуатируя технику, специалист обязан обеспечить не только ее функциональное совершенство, технологичность и приемлемые экономические показатели, но и достичь требуемых уровней ее экологичности и безопасности.
Решение задач БЖ при разработке и эксплуатации социальных, военных и иных технических систем невозможно без знания уровней допустимых воздействий вредных факторов на человека и природную среду, а также негативных последствий, возникающих при нарушении требований безопасности.
Знания БЖ важны также и для педагогов всех специальностей, которые готовят кадры для нужд промышленного производства. Обучение в вузах целесообразно вести на основе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» с изучением отдельных вопросов безопасности труда на курсах по специальности или специализации.
Третий уровень образования — подготовка инженеров и специалистов по безопасности жизнедеятельности, то есть специалистов, профессионально работающих в области защиты человека и природной среды. К ним относятся прежде всего специалисты по контролю безопасности техносферы и экологичности различных объектов, мониторингу окружающей среды, эксперты по охране труда, безопасности детского досуга, разработчики экобиозащитных систем и защитных средств. Основной задачей деятельности таких специалистов должна быть комплексная оценка социальных, образовательных и технических систем и производств с позиций БЖ, разработка новых средств и систем экобиозащиты, управление в области БЖ на местном и региональном уровнях.
Для реализации этого уровня образования в нашей стране с 1994 года введены новые специальности: 330100 «Безопасность жизнедеятельности», 330200 «Инженерная защита окружающей среды» (по отраслям), 330500 «Безопасность технологических процессов и производств» (по отраслям), 330600 «Защита в чрезвычайных ситуациях», а также направление 553500 «Защита окружающей среды». Вузы активно откликнулись на это решение. Подготовка кадров ведется уже более чем в 100 вузах России. Требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлению 553500 и специальностям группы 330000 определены соответствующими государственными стандартами. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования предусматривает включение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для технических специальностей в объеме 187 часов. Для остальных направлений и специальностей изучение вопросов безопасности предусмотрено в рамках 100-часовой программы. В половине образовательных учреждений высшего профессионального образования имеются кафедры безопасности жизнедеятельности. В образовательных учреждениях среднего профессионального образования БЖ изучается по 68-часовой учебной программе.
Четвертый образовательный уровень — последипломное образование. Это связано с тем, что наука о безопасности постоянно развивается, совершенствуются методы контроля негативных факторов, прогноза их появления и оценки
Источник
Тестовый материал
1_ср_тема_1.1_40 Пути и способы достижения цели по достижению безопасности называются …
Методами (правильный ответ)
2) Принципами
3) Задачами
4) Средствами
2_тр_тема_1.1_90 На рисунке представлено расположение гомосферы (Г) и ноксосферы (Н), характеризующее
Условно безопасную ситуацию (правильный ответ)
2) Опасную ситуацию
3) Ситуацию кратковременной опасности
4) Безопасную ситуацию
3_тр_тема_1.1_90 Системы, в которых определенные функции выполняет человек, называются …
Эргатическими (правильный ответ)
2) Динамическими
3) Диссипативными
4) Абстрактными
4_ср_тема_1.1_60 Системы, в которых определенные функции выполняет человек, называются …
Техногенным (правильный ответ)
2) Социальным
3) Индивидуальным
4) Экологическим
5_тр_тема_1.1_90 «Сокращение размеров рисков и опасных зон полезно» – это…
Аксиома (правильный ответ)
2) Предмет
3) Объект
4) Концепция
6_ср_тема_1.1_60 Природные бедствия и катастрофы относятся к …
Экологическим факторам опасности (правильный ответ)
2) Военным факторам опасности
3) Социально-экономическим факторам опасности
4) Техногенным факторам опасности
7_ср_тема_1.1_90 Защита конфиденциальности, целостности и доступности данных или средств ее обработки называется …
1) Информационной безопасностью (правильный ответ)
2) Промышленной безопасностью
3) Экономической безопасностью
4) Экологической
8_тр_тема_1.1_90 Систематическое использование информации для выявления опасности и количественной оценки риска называется …
1) Анализом риска (правильный ответ)
2) Оцениванием риска
3) Оценкой риска
4) Расчетом риска
9_тр_тема_1.1_ 90 Среда обитания (условия обитания) человека является …
1) Объектом исследования науки о безопасности жизнедеятельности (правильный ответ)
2) Задачей исследования науки о безопасности жизнедеятельности
3) Целью исследования науки о безопасности жизнедеятельности
4) Предметом исследования науки о безопасности жизнедеятельности
10_тр_тема_1.1_ 90 Меры по охране объектов информационной безопасности относятся к …
Организационным методам (правильный ответ)
2) Техническим методам
3) Правовым методам
4) Ориентирующим методам
11_тр_тема_1.1_ 90 Риск, характеризующийся опасностью потерь в размере, равном или превышающем все имущественное состояние предприятия, называется …
1) Катастрофическим (правильный ответ)
2) Критическим
3) Динамическим
4) Статическим
12_ср_тема_1.1_ 60 Пути и способы достижения цели по достижению безопасности называются …
1) Методами (правильный ответ)
2) принципами
3) задачами
4) средствами
13_ср_тема_1.1_ 60 Свойство объекта выполнять и сохранять во времени заданные ему функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования называется …
1) Надежностью (правильный ответ)
2) Безотказностью
3) Долговечностью
4) Ремонтопригодностью
14_ср_тема_1.1_ 60 Защита от несанкционированного доступа к системе с помощью паролей относится к …
1) Техническим методам обеспечения информационной безопасности (правильный ответ)
2) Ориентирующим методам обеспечения информационной безопасности
3) Организационным методам обеспечения информационной безопасности
4) Правовым методам обеспечения информационной безопасности
15_ср_тема_1.1_ 60 Метод определения риска, заключающийся в совместном построении «дерева событий» и «дерева отказов», называется методом …
1) Причинно-следственного анализа (правильный ответ)
2) Относительного ранжирования опасностей
3) Обзора безопасности
4) Анализа «по списку» аварийных ситуаций
16_тр_тема_1.1_ 90 Аксиомой науки о безопасности жизнедеятельности является выражение ……
1) «Все элементы техносферы являются источниками техногенных опасностей» (правильный ответ)
2) «Материальный мир потенциально безопасен»
3) «Техногенные опасности действуют только в пространстве»
4) «Техногенные опасности не оказывают негативного воздействия одновременно на все объекты защиты»
17_ср_тема_1.1_ 60 Событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта, называется ……
1) Отказом (правильный ответ)
2) Сбоем
3) Дефектом
4) Повреждением
18_ср_тема_1.1_ 60 Процесс и правила проведения работ, в результате которых выдается документ, удостоверяющий соответствие рассматриваемого объекта требованиям промышленной безопасности, называются ……
1) Сертификацией (правильный ответ)
2) Экспертизой
3) Лицензированием
4) Регистрацией
19_ср_тема_1.1_ 60 Показатель травматизма со смертельным исходом характеризуется как ……
1) Число несчастных случаев из расчета на 1000 работающих за определенный период времени (обычно за год) (правильный ответ)
2) Средняя длительность нетрудоспособности из расчета на 1000 работающих за определенный период времени
3) Число несчастных случаев, приходящихся на 10000 работающих за определенный период
4) Средняя длительность нетрудоспособности, приходящаяся на один несчастный случай
20_ср_тема_1.1_ 60 Средством реализации метода, направленного на адаптацию человека к соответствующей среде и повышение его защищенности, является использование ……
1) Спецодежды (правильный ответ)
2) Демпферов
3) Герметиков
4) Поглотителей
21_ср_тема_1.1_ 60 Шум в зоне аэропорта относится к ……
1) Переменной опасности (правильный ответ)
2) Кумулятивной опасности
3) Импульсной опасности
4) Постоянной опасности
22_тр_тема_1.1_ 90 Метод оценки риска, базирующийся на определении возможности протекания аварийных процессов исходя из результатов анализа необходимых и достаточных условий, связанных с реализацией тех или иных законов природы, называется ……
1) Феноменологическим (правильный ответ)
2) Эвристическим
3) Вероятностным
4) Детерминистским
23_тр_тема_1.1_ 90 Совокупность опасностей в пространстве около объекта защиты называется ……
1) Полем опасностей (правильный ответ)
2) Зоной опасностей
1) Потоком
2) Источником опасностей
24_тр_тема_1.1_ 90 «Абсолютная безопасность человека в среде обитания недостижима» – это ……
1) Принцип науки о безопасности жизнедеятельности (правильный ответ)
2) Объект науки о безопасности жизнедеятельности
3) Предмет науки о безопасности жизнедеятельности
4) Концепция науки о безопасности жизнедеятельности
25_ср_тема_1.1_ 60 Опасность, всегда связанная с конкретной угрозой воздействия человека, называется ……
1) Реальной (правильный ответ)
2) Естественной
3) Реализованной
4) Потенциальной
26_ср_тема_1.1_ 60 Оценка соответствия рассматриваемого объекта предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности называется ……
1) Экспертизой (правильный ответ)
2) Регистрацией
3) Лицензированием
4) Сертификацией
27_ср_тема_1.1_ 60 «Сокращение размеров рисков и опасных зон полезно» – это ……
1) Аксиома науки о безопасности жизнедеятельности (правильный ответ)
2) Концепция науки о безопасности жизнедеятельности
3) Объект науки о безопасности жизнедеятельности
4) Принцип науки о безопасности жизнедеятельности
28_ср_тема_1.1_ 60 Процесс обнаружения опасностей и установление их характеристик, необходимых для организации превентивных мер, называется ……
1) Идентификацией опасностей (правильный ответ)
2) Нормированием опасностей
3) Классификацией опасностей
4) Квантификацией опасностей
29_ср_тема_1.1_ 60 Межнациональные конфликты относятся к ……
1) Политической опасности (правильный ответ)
2) Социальной опасности
3) Экономической опасности
4) Естественной опасности
30_ср_тема_1.1_ 60 Авария-это ……
1) Выход из строя, повреждение каких-либо машин, механизмов, устройств, коммуникаций, сооружений, их систем и т.д. (правильный ответ)
2) Повреждение механизмов, станков, машин и гибель человека
3) Нарушение технологического процесса на производстве
4) Сбой технических систем и другие события
31_л_тема_1.1_ 40 Вероятность реализации опасностей называется ……
1) Риском (правильный ответ)
2) Ущербом
3) Катастрофой
4) Аварией
32_л_тема_1.1_ 40 Вредный фактор-это фактор, воздействие которого на человека в определенных условиях вызывает ……
1) Снижение работоспособности или заболевание (правильный ответ)
2) Нарушение самочувствия
3) Смерть
4) Травму
33_ср_тема_2.1_60 Если наблюдаются отказы оборудования от нормальной эксплуатации, которые хотя и не влияют непосредственно на безопасность атомной электростанции (АЭС), но могут привести к переоценке мер безопасности, то происшествие на АЭС относится к ……
Дата добавления: 2016-11-20; просмотров: 334 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Источник
В. А. Макашев, С. В. Петров. «Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: учебное пособие»
Аксиомы науки о безопасности жизнедеятельности
Анализ реальных ситуаций, событий и опыта позволяет сформулировать ряд аксиом науки о безопасности жизнедеятельности в техносфере:
1.Любая деятельность потенциально опасна и в одном виде деятельности невоз-
можно достичь абсолютной безопасности, основная задача – свести риски к минимуму.
2.Техногенные опасности существуют, если потоки вещества, энергии и информации
втехносфере превышают пороговые значения. Соблюдение предельно допустимых значе-
ний этих потоков сохраняет безопасные условия жизнедеятельности человека и уменьшает негативное влияние техносферы на природную среду.
3.Все элементы техносферы являются источниками техногенных опасностей. Опас-
ности возникают при наличии дефектов и иных неисправностей в технических системах, при неправильном использовании технических систем, а также из-за ошибок обслуживающего персонала, наличия отходов, сопровождающих эксплуатацию технических систем.
4.Техногенные опасности действуют в пространстве и во времени. Они существуют везде и всегда при использовании любых технических систем, включая простейшие (нож, спички, молоток, дверь и пр.).
5.Техногенные опасности одновременно оказывают негативное воздействие на человека, социум, природную среду и элементы техносферы. Человек и окружающие его при-
рода, общество и техносфера, находясь в непрерывном материальном, энергетическом и информационном обмене, образуют постоянно действующую пространственную систему «человек – общество – техносфера – природная среда».
6.Техногенные опасности ухудшают здоровье людей, приводят к травмам, материальным потерям, деградации природной среды, социальным проблемам. Воздействие вред-
ных факторов, как правило, длительное; оно оказывает негативное влияние на состояние здоровья людей, приводит к профессиональным или региональным заболеваниям. Воздействуя на природную среду, вредные факторы приводят к изменению и уничтожению представителей флоры и фауны. Травмоопасные воздействия возникают при авариях и катастрофах, при взрывах, разрушениях зданий и сооружений. Зоны таких негативных воздействий, как правило, ограничены, хотя возможно их распространение на значительные территории (например, авария на Чернобыльской АЭС).
7.Защита от техногенных опасностей достигается совершенствованием технических объектов, являющихся источниками опасности; увеличением расстояния между источниками опасности и объектом защиты, применением защитных мер.
8.Компетентность людей, знание опасностей и способов защиты от них – необходимое условие достижения безопасности жизнедеятельности. Рост техногенных опасно-
стей, отсутствие естественных механизмов защиты от них требуют приобретения человеком навыков обнаружения и нейтрализации опасностей, применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Начальный этап обучения вопросам безопасности жизнедеятельности должен совпадать с периодом дошкольного образования, а конечный – с периодом повышения квалификации и переподготовки кадров во всех сферах экономики.
9.Сокращение размеров рисков и опасных зон полезно. Наибольшие трудности в огра-
ничении размеров зон воздействия опасных факторов имеют место при эксплуатации систем повышенной энергоемкости (хранилищ углеводородов, химических производств, АЭС и т. п.). При авариях на таких объектах опасные зоны охватывают, как правило, не только производственные зоны, но и зоны пребывания населения. Основными направлениями снижения опасности подобных объектов являются:
Источник