Сохранение животных и растений с признаками полезными для их
Многие из видов животных находятся на грани вымирания — печальная, но далеко не новая информация. Каждый цивилизованный человек регулярно с ней сталкивается. Но что он при этом испытывает? Чаще всего лишь легкие переживания по поводу того, что в скором времени милые пушистые зверьки или красивые грозные хищники останутся только на промофотографиях да в виде чучел в музеях. И практически никто не задумывается о настоящей опасности вымирания видов.
Строительство городов, уничтожение лесов, загрязнение среды — лишь часть людской деятельности для обеспечения комфортного существования на нашей планете. Но при этом слишком редко учитываются ставшие очевидными параллели: в природе взаимосвязано абсолютно все — если исчезает одно звено экосистемы, страдают и остальные. Уничтожение животных подрывает этот хрупкий баланс, и в итоге мы необратимо теряем ценнейшие ресурсы, необходимые нам самим.
Массовые вымирания как явление всегда наблюдались в истории нашей планеты. Только на сегодняшний момент из-за деятельности человека темп этого процесса выше в 10–100 раз[1], что делает его особенно опасным. Принимать меры необходимо сейчас, когда есть надежда сделать урон менее разрушительным. В этой статье мы рассмотрим основные пути решения проблемы и покажем, что предпринимают люди, неравнодушные к судьбе нашего общего дома.
Меры по сохранению редких животных: глобальный уровень
Как мы уже говорили, проблема вымирания видов приобрела огромные масштабы. Поэтому бороться с ней приходится на всех уровнях влияния — от личного до государственного и мирового. Для того чтобы оказать помощь исчезающим диким животным в различных уголках планеты, требуются глобальные вмешательства, не осуществимые отдельными людьми. Поэтому и создаются целые организации с мировым признанием, такие как WWF, Greenpeace. С их помощью решить проблемы по сохранению многообразия биологических видов животных в дикой природе стало гораздо проще. Далее мы разъясним основные направления работы подобных фондов.
Определение редких и исчезающих видов
Меры, направленные на изучение популяций редких видов животных, необходимы для разработки стратегии их сохранения. Дело касается не только определения численности — ученые должны иметь как можно более полное представление о характеристиках ареала обитания, адаптации к экологическим факторам, плодовитости и смертности, принципах миграции и других составляющих естественной жизни животных.
Создание Красных книг
Первая Международная Красная книга МСОП увидела свет в 1963 году[2], причем до этого такого понятия, как «редкий вид», еще не существовало. И не потому, что не было такой проблемы, просто люди только начинали замечать последствия собственной безответственности. Помимо международной, существуют национальные и региональные аналоги. Красная книга РФ — это официальный государственный документ, попав в который животное автоматически оказывается под защитой закона[3].
Сохранение численности видов
Для решения этой задачи нет универсального плана, ведь каждый вид уникален и имеет свои биологические особенности. Но одним из основных направлений можно считать искусственное разведение редких животных в питомниках, заповедниках и зоопарках. За последние десятилетия учеными были разработаны программы по разведению практически всех видов — таким образом от вымирания были спасены многие представители фауны, например зубры и рыси[4].
На заметку
Не так давно многие скептически оценивали актуальность вольерного разведения животных, считая, что «одомашненные» звери не способны выжить в условиях дикой природы. Однако практика показала обратное. Программы возвращения зверей в естественные условия оказались эффективны, а импринтинг на человека — преувеличенной проблемой[5].
Создание генных банков
С помощью криоконсервации возможно заморозить биологический материал, обеспечить сохранение генофонда исчезающих животных как ресурса биоразнообразия планеты. Правда, механизм здесь довольно сложный — для каждого вида животных необходимо разрабатывать собственный метод консервации генома[6]. На сегодняшний день во всем мире насчитывается 22 генных банка, которые находятся при музеях, научных институтах и других учреждениях[7]. Криоконсервация половых клеток вымирающих диких животных идет крайне медленными темпами в связи со сложностью изучения деталей процесса размножения этих видов и их труднодоступностью[8].
Пропаганда охраны растительного и животного мира
Данный метод предполагает информирование населения о состоянии фауны, а также он направлен на формирование бережного отношения к природным ресурсам в целом и животным в частности. Этой цели служит организация различных выставок, экскурсий, экологических троп и других мероприятий.
Разработка правил и норм поведения человека в природе
Даже если в обычной жизни человек крайне редко сталкивается с вымирающими видами, это не означает, что он не может способствовать сокращению их популяции. Как мы уже говорили, все взаимосвязано. Оставленный в лесу мусор, незатушенный костер, слитая в реку грязная вода или бензин — все это несет в себе опасность для природных экосистем.
Создание различных экологических программ
Меры по сохранению редких видов диких животных предпринимаются на государственном, региональном или местном уровне. Различные программы предполагают контроль за выбросом отравляющих природную среду веществ, распределение земли под заповедные зоны, создание экологических надзоров и т.д.
Содействие реакклиматизации и акклиматизации животных
Расселение популяций выращенных животных — непростая задача. Если речь идет об акклиматизации, то есть осваивании зверем новой территории, то она не так часто бывает успешной. Все-таки человеку сложно предусмотреть все особенности биоценоза и его взаимодействия с видом. Гораздо успешнее проходит реакклиматизация, то есть восстановление популяции в прежнем ареале обитания. Если территория не успела сильно измениться, такие мероприятия проходят благополучно[9].
Все эти меры предполагают масштабные действия, но каждое из них основано на воле отдельных людей, обеспечивающих движение всего механизма.
Способы спасения диких животных: локальный уровень
Некоторые мероприятия могут быть организованы только силами крупных экологических организаций, другие — силами отдельных людей в каждой стране. Но в деле сохранения редких исчезающих видов животных региональные, точечные, локальные усилия не менее важны, чем масштабные.
Рациональное использование флоры и фауны
Еще в прошлом столетии стал очевидным факт исчерпаемости природных ресурсов. Поэтому каждому необходимо отказаться от бесконтрольного их использования. Ограничение охоты и отлова промысловых видов животных помогает снизить темпы их сокращения, но незначительно.
Защита ареалов обитания животных от загрязнения, уничтожения
В этой связи значение имеет переход в каждом регионе на малоотходное производство, снижение выбросов загрязняющих веществ в воду, контроль за вырубкой и восстановлением лесов. На сегодняшний день нефтяной пленкой покрыты уже 30% мирового океана — это значительно снижает количество планктона, кормовой базы для многих рыб. Леса исчезают огромными темпами, вырубается около 4,5 млрд м3 ежегодно[10].
Охрана вымирающих видов — создание заповедников и заказников
Территории, на государственном уровне защищенные от губительного влияния человеческих действий, имеют огромное значение для сохранения видов в естественных условиях. Сегодня в России находится около 110 заповедных зон — они занимают примерно 170 000 км2[11].
Проведение митингов, акций в защиту редких животных
Целью подобных демонстраций является привлечение внимания населения и органов власти к проблемам сохранения исчезающих видов животных. Тематика таких публичных акций может быть различной — от протеста против торговли меховыми изделиями до призыва сохранить какую-либо природоохранную зону.
Упразднение браконьерства
Снизить масштабы незаконной охоты необходимо в ближайшее время, ведь на сегодняшний момент проблема приобрела по-настоящему серьезный характер.
Это важно
Каждый год «бюджет» браконьерства в России составляет около 18 млрд рублей[12] — и это лишь зарегистрированный урон.
Бороться с проблемой необходимо на уровне властей, но сейчас нередки случаи, когда сами чиновники пользуются своим положением для безнаказанной охоты в заповедных местах[13]. Другими слоями населения, среди которого распространено браконьерство, являются жители районов, где подобный промысел стал традицией, а также представители преступных группировок[14].
Законодательная регуляция вопроса об охоте и рыбалке
В 1995 году в РФ был принят федеральный закон «О животном мире». Он предусматривает уголовную и административную ответственность физических и юридических лиц за причинение вреда животным и среде их обитания[15]. Также существует Федеральный закон от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов», действие которого направлено в том числе на сохранение биологического разнообразия видов[16].
Пожертвование в фонды дикой природы
Несмотря на то, что, по данным опросов, наибольшим предметом для гордости за свою страну подавляющее количество россиян называют именно богатство природы, пожертвования в фонды ее защиты осуществляет менее 1% населения[17]. При этом директор WWF России Игорь Честин считает, что люди в нашей стране готовы делать пожертвования — необходимо лишь предоставить им информацию о том, насколько это важно[18].
Организация волонтерских движений по защите дикой природы
Ранее волонтерские движения по большей части были сконцентрированы вокруг организаций по сохранению видов животных и природы. Теперь благодаря развитию интернет-коммуникаций волонтеры получили возможность как действовать самостоятельно, так и объединяться в небольшие инициативные группы[19]. Основные направления работы — уборка мусора, посадка деревьев, помощь в уходе за животными и даже устранение последствий экологических катастроф.
Такая важная и глобальная цель, как сохранение редких и исчезающих животных, в тех масштабах, которые необходимы для ее осуществления, требует вмешательства максимального числа людей. Даже небольшое пожертвование или самая простая волонтерская работа — это еще один шаг к восстановлению естественных природных ресурсов.
Промежуточная аттестация по биологии
ученика(цы) 9__ класса
___________________________________
1 Вариант.
Часть А
Выбери один правильный ответ.
1. Как формулируется одно из положений клеточной теории?
1) клетки организма выполняют сходные функции
2) клетки организмов отличаются друг от друга размерами
3) клетки разных организмов сходны по своему строению
4) клетки одноклеточных и многоклеточных организмов имеют разный состав химических элементов
2. Молекула РНК, в отличие от ДНК, имеет в своём составе
1) моносахарид
2) урацил
3) остаток фосфорной кислоты
4) аденин
3. В лизосомах происходит
1) синтез белков
2) расщепление органических веществ
3) фотосинтез
4) синтез глюкозы
4. Сколько хромосом будет содержаться в лейкоцитах крови у внука, если у его дедушки в этих клетках содержится 46 хромосом?
1) 0
2) 23
3) 46
4) 92
5. Плотная оболочка клеток растений, грибов, бактерий выполняет функцию
1) регуляторную
2) сигнальную
3) защитную
4) двигательную
6. Органические вещества у растений создаются в процессе
1) роста
2) фотосинтеза
3) дыхания
4) энергетического обмена
7. При бесполом размножении не происходит
1) увеличения числа особей
2) обмена наследственной информацией
3) расселения потомства
4) роста и развития организма
8. Какой газ поглощают растения из атмосферного воздуха в процессе фотосинтеза?
1) углекислый газ
2) угарный газ
3) кислород
4) азот
9. В чём проявляется сходство клеток грибов, растений и животных?
1) в наличии оформленного ядра
2) в наличии пластид
3) в отсутствии клеточной стенки
4) в отсутствии лизосом
10. Теория эволюции Ч. Дарвина объясняет причины возникновения
1) планеты Земля
2) зародышей хордовых
3) жизни на Земле
4) видов и их приспособленности
11. К движущей силе эволюции ученые-биологи относят
1) борьбу за существование
2) многообразие видов
3) процесс образования видов
4) приспособленность
12. Что служит материалом для эволюции растений?
1) естественный отбор
2) изоляция между видами
3) наследственная изменчивость
4) борьба за существование
13. Биологический вид – это
1) группа особей, обитающих на одной территории
2) группа особей, одинаковых внешне
3) группа особей, сходных по строению и образу жизни, дающих плодовитое потомство
4) группа особей, способных выжить в любой природной зоне
14 Птицы Галапагосских островов, о которых писал Ч. Дарвин, имеют разные формы клювов. Это в большей степени связано с различиями в
1) способах защиты от врагов
2) способах выкармливания птенцов
3) характере пищи и способах её добывания
4) строительстве гнезд
15. Борьба за существование наиболее остро происходит между
1) лисицами и волками
2) акулами и рыбами–прилипалами
3) соснами в сосновом лесу
4) орешником и берёзами в смешанном лесу
16. Сохранение в природе животных и растений с полезными для них признаками происходит в процессе
1) изменчивости
2) изоляции
3) борьбы за существование
4) естественного отбора
17. Рассмотрите рисунок. Какой критерий вида он иллюстрирует?
1) физиологический
2) морфологический
3) географический
4) генетический
Часть Б
18. Какие из перечисленных свойств характерны для большинства многоклеточных животных? Выберите три верных признака из шести.
1) отсутствие ядер во всех клетках
2) подвижность
3) гетеротрофность
4) хемосинтез
5) отсутствие жёстких клеточных стенок
6) наличие механической ткани
19. Установите соответствие между примером и формой борьбы за существование, которую этот пример иллюстрирует.
ПРИМЕР
А) поедание щурят щуками
Б) малярийный плазмодий паразитирует в организме человека
В) отсутствие зайцев в лесу сокращает численность лис
Г) сосны, растущие в сосновом лесу, имеют тонкие и длинные стволы
Д) самый сильный волк становится вожаком в стае
Е) использование одним видом другого в качестве пищи
ФОРМА БОРЬБЫ ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ
1) внутривидовая
2) межвидовая
20. Известно, что Карл Линней – выдающийся ботаник, креационист, создатель единой системы классификации растительного и животного мира.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг ученого.
1) К. Линней заложил основы современной бинарной номенклатуры в биологии.
2) У себя на родине учёного ценят как путешественника, который открыл для шведов их собственную страну.
3) В своих работах учёный писал, что «видов столько, сколько их создало Бесконечное существо (Бог)».
4) К. Линней одним из первых начал вести научные фенологические наблюдения в природе.
5) Учёным было описано около полутора тысяч новых видов растений.
6) К. Линней родился 23 мая 1707 года в Южной Швеции— в деревне Росхульт в провинции Смоланд.
Промежуточная аттестация по биологии
ученика(цы) 9__ класса
___________________________________
2 Вариант.
Часть А
Выбери один правильный ответ.
1. Суть клеточной теории отражена в следующем положении:
1) вирусы – наименьшие клеточные организмы, обитающие на Земле
2) клетки всех организмов выполняют схожие функции
3) все клетки имеют ядро
4) многоклеточные организмы развиваются из одной исходной клетки
2. Какое химическое соединение является мономером ДНК?
1) глюкоза
2) аминокислота
3) глицерин
4) нуклеотид
3. Какую функцию выполняют в клетке рибосомы?
1) синтезируют углеводы
2) осуществляют синтез белков
3) расщепляют белки до аминокислот
4) участвуют в накоплении неорганических веществ
4. В ядрах клеток стенки пищевода плодовой мушки дрозофилы содержится 8 хромосом. Сколько пар хромосом будет в ядрах этих клеток после их митотического деления?
1) 2
2) 4
3) 8
4) 16
5. Какое образование клетки обеспечивает взаимодействие всех её структур?
1) цитоплазма
2) рибосома
3) клеточная стенка
4) вакуоль
6. Растения выделяют кислород в атмосферу в процессе
1) минерального питания
2) испарения
3) фотосинтеза
4) дыхания
7. Мейоз происходит в клетках
1) крови лягушки
2) камбия тополя
3) половых желез крысы
4) эпителия человека
8. Конечным продуктом какого процесса является кислород?
1) фотосинтеза
2) дыхания
3) испарения
4) минерального питания
9. Общим для растительных и животных клеток является
1) наличие хлоропластов
2) способ питания
3) строение клеточной стенки
4) наличие ядра
10. Основная заслуга Ч. Дарвина перед наукой заключается в
1) научном объяснении происхождения жизни
2) создании рефлекторной теории
3) усовершенствовании методов селекции
4) объяснении причин приспособленности организмов
11. Что относится к движущим силам эволюции, согласно теории Ч. Дарвина?
1) стремление к прогрессу
2) необходимость питаться
3) естественный отбор
4) развитие новых органов
12. Направляющим фактором эволюции является
1) мутационная изменчивость
2) модификационная изменчивость
3) географическая изоляция
4) естественный отбор
13. Главный критерий вида – это
1) внешнее сходство особей
2) обитание особей на одной территории
3) свободное скрещивание и плодовитое потомство
4) одинаковые требования к условиям среды
14. Что относят к результатам эволюции?
1) изоляцию организмов
2) борьбу за существование между организмами
3) наследственность и изменчивость у организмов
4) образование нового вида
15. Какой фактор эволюции препятствует свободному скрещиванию особей одного вида?
1) изоляция
2) борьба за существование
3) естественный отбор
4) искусственный отбор
16. Укажите пример внутривидовой борьбы за существование
1) два оленя борются за самку
2) сосны изгибаются под действием ветра
3) окунь и щука охотятся за мальками
4) личинка цепня в организме свиньи
17. На рисунке изображена флаговая форма сосны, произрастающей на морском берегу. Что стало причиной развития столь необычной кроны растения?
1) изоляция растения от других растений
2) борьба с неблагоприятными условиями среды обитания
3) активная деятельность человека по обустройству пляжа
4) внутривидовая борьба растений за территорию
Часть Б
18.Укажите органоиды, характерные только для растительной клетки. Выберите три верных ответа из шести.
1) эндоплазматическая сеть
2) хлоропласты
3) клеточная оболочка
4) ядро
5) рибосомы
6) центральная вакуоль
19. Установите соответствие между признаком и видом отбора, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК
А) отбирающим фактором выступает человек
Б) появляются новые сорта растений и породы животных
В) организмы накапливают полезные для выживания в природе признаки
Г) отбирающим фактором выступают условия среды
Д) появляются новые виды
Е) организмы накапливают признаки, полезные для человека
ВИД ОТБОРА
1) естественный отбор
2) искусственный отбор
20. Известно, что Луи Пастер – французский микробиолог и иммунолог, разработавший технологию пастеризации.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг ученого.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) В своих экспериментах учёный доказал, что живые организмы не могут зарождаться сами, у них обязательно есть родители.
2) Изучая физические свойства винной кислоты, обнаружил, что она обладает оптической активностью.
3) Разработал метод предохранительных прививок.
4) Открыл мельчайшие организмы – анаэробы, которые могут жить без кислорода.
5) Учёный был награждён орденами почти всех стран мира.
6) Для продления срока хранения и обеззараживания пищевых продуктов предложил нагревать жидкие продукты или вещества до 60 °C в течение 60 минут или при температуре 70—80 °C в течение 30 мин.
Ответы
1Вариант:
Часть А – 1 балл за верный ответ. Максимальное количество баллов – 17.
Часть В. Максимальное количество баллов – 7.
18 – 235
Ответ верный – 2 балла
Допущена одна ошибка – 1 балл.
19 – 122112
20 – 135
2Вариант:
Часть А – 1 балл за верный ответ. Максимальное количество баллов – 17.
Часть В. Максимальное количество баллов – 7.
18 – 236
Ответ верный – 2 балла
Допущена одна ошибка – 1 балл.
19 – 221112
20 – 346
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
0-7 баллов – оценка «2»
8- 13 баллов – оценка «3»
13-19 баллов – оценка «4»
20 -24 балл – оценка «5»