Сохранение в процессе эволюции полезных признаков у особей это результат

Сохранение в процессе эволюции полезных признаков у особей это результат thumbnail

Тестовый контроль знаний по теме «Факторы, результаты и направления эволюции»

                                                        В – I

    Выберите один вариант правильного ответа.

    1.В результате какого направления эволюции наблюдается большое разнообразие видов галапагосских вьюрков?

           1)  ароморфоза    2)идиоадаптации    3)дегенерации        4)биологического прогресса

      2. Укажите движущую силу эволюции, увеличивающую неоднородность популяции:

1)борьба за существование                      2) искусственный отбор

3) модификационная изменчивость       4) мутационная изменчивость

      3. Примером какого направления эволюции является уменьшение ареала и сокращение численности белого медведя, снежного барса?

            1) ароморфоза    2)идиоадаптации    3)дегенерации        4)биологического прогресса

    4. Как называется расхождение признаков внутри сходных систематических групп в процессе эволюции?

           1) конвергенция      2) дивергенция      3) макроэволюция     4) микроэволюция

   5. Какие ароморфозы произошли при выходе древних земноводных на сушу?

           1) появление голой слизистой кожи      2) появление более объемной грудной клетки

           3) появление парных плавников и жаберного дыхания

           4) появление пятипалой конечности и легочного дыхания

6. Что происходило в процессе эволюции с численностью потомства животных-паразитов?

           1) она изменилась    2) она не изменилась     3) она уменьшилась   4) она увеличилась

7. Для популяции какого животного характерен биологический регресс?

          1) полевой мыши    2) серой крысы    3) амурского тигра     4) лисицы обыкновенной

8. Выберите пример ароморфоза:

        1) отсутствие кишечника у паразитических червей           2) возникновение полового процесса

         3) аппендикс                                                                           4) все перечисленное

9. Какой фактор эволюции имеет направляющий характер?

         1) изоляция  2) борьба за существование      3) искусственный отбор    4) естественный отбор

10 Что является результатом эволюции растительного мира?

        1) понижение уровня организации растений      2) повышение уровня организации растений

         3) колебание численности популяций                4) сокращение численности некоторых видов

11. Примером идиоадаптации можно считать:

       1) шерсть у млекопитающих                         2) вторую сигнальную систему

        3) длинные ноги у гепарда                            4) челюсти у рыб

. 12 . Установите соответствие между характером и путями  органической эволюции

                         Характеристики

               Направления эволюции

1) сохранение численности

А) Биологический прогресс

2) возрастание приспособленности организмов к окруж.среде

Б) Биологический регресс

3) уменьшение численности видообразования

В) Биологическая стабилизация

4) расширение ареала

5) уменьшение численности особей в популяции

6) сохранение ареала с возможными миграциями, но без значительного расселения

Тестовый контроль знаний по теме «Факторы, результаты и направления эволюции»

                                                          В – II

    Выберите один вариант правильного ответа.

1. В результате какого направления эволюции возникли ветроопыляемые растения?

       1) ароморфоза    2)идиоадаптации    3)дегенерации        4)биологического прогресса

2. В основе какого видообразования лежит приспособление  к питанию различной пищей разных видов синиц, обитающих в пределах одного ареала?

    1) географического     2) экологического   3) этологического     4) физиологического

3. Какой процесс играет роль в формировании определенных приспособлений к среде обитания у различных организмов?

         1) мутации      2) естественный отбор    3) размножение     4) изоляция

4. Примером какого направления эволюции является упрощение в строении растения повилики?

         1) ароморфоза    2)идиоадаптации    3)дегенерации        4)биологического прогресса

5. Какой отбор способствует в новых условиях сохранению особей с полезными для них изменениями генотипа?

       1) стихийный      2) стабилизирующий     3) движущий      4) дизруптивный

6. В результате какого направления эволюции возникло опыление растений насекомыми?

1) ароморфоза    2)идиоадаптации    3)дегенерации        4)биологического прогресса

7. Выберите пример идиоадаптации:

          1) 4-х камерное сердце у млекопитающих      2) многоклеточность

          3) видоизменение листьев в колючки у растений пустынь 4) все перечисленные ответы

8. Как называется независимое развитие сходных признаков у разных групп организмов в сходных условиях среды?

          1) конвергенция    2) дивергенция    3) макроэволюция    4) микроэволюция

9. Укажите движущую силу эволюции:

      1) видообразование  2) многообразие видов   3) борьба за существование   4) приспособленность

10. Корень, возникший у наземных растений, можно рассматривать как:

        1) ароморфоза  2)идиоадаптацию    3)дегенерацию     4) дивергенцию

11. Мимикрия – это пример:

         1) дегенерации            2) ароморфоза        3) биологического прогресса   4) идиоадаптации  

12 . Установите соответствие между характером и направлениями органической эволюции

                         Приспособления

               Направления эволюции

1)  возникновение покровительственной окраски

А) Ароморфоз

2) возникновение редукции пальцев на ногах копытных

Б) Идиоадаптация

3) возникновение полового размножения

4) возникновение шерсти млекопитающих

5) возникновение плотной кутикулы на листьях растений

6) возникновение сходства некоторых бабочек с листьми растений

                                                      Шифр ответа

                      Вариант – I

Вариант – II

1-2

1-2

2-4

2-2

3-4

3-2

4-2

4-3

5-4

5-3

6-4

6-2

7-3

7-3

8-2

8-1

9-4

9-3

10-2

10-2

11-4

11-4

12-ВАБАБВ

12-ББАААБ

Источник

Выделяют три формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий и разрывающий (дизруптивный).

Движущий отбор — естественный отбор, который действует при направленном изменении условий внешней среды.

Особи с признаками, которые соответствуют изменяющейся среде, получают преимущества. При этом другие проявления признаков не сохраняются. В результате в популяции из поколения к поколению происходит сдвиг среднего значения признака в определённом направлении. Формируется новая средняя норма вместо существующей, переставшей соответствовать новым условиям.

Схема действия движущего отбора

В результате движущего отбора одни признаки исчезают, а другие формируются. Если отбор действует в одном направлении длительное время, то он может привести к превращению популяции в новый вид.

Примеры:

  • изменение окраски у берёзовой пяденицы в промышленных районах (промышленный меланизм);
  • редукция глаз у крота, пищеварительной системы у паразитических ленточных червей;
  • увеличение длины корня у склерофитов;
  • превращение передних конечностей в роющие у разных групп животных при освоении почвы как среды обитания;
  • формирование у бактерий устойчивости к антибиотикам;
  • снижение чувствительности паразитических грибов к ядохимикатам; 
  • изменение строения конечностей у предков лошади в связи с освоением открытых пространств.

Изменение конечностей у предков лошади

Стабилизирующий отбор — естественный отбор, действие которого направлено против особей, имеющих крайние отклонения от средней нормы, в пользу особей со средней выраженностью признака.

Действует в постоянных условиях среды.

Направлен на поддержание ранее сложившегося среднего признака или свойства. Сохраняет приспособленность вида, устраняя резкие отклонения выраженности признака от средней нормы, тем самым предохраняет сложившийся генотип от разрушающего действия мутационного процесса.

Схема действия стабилизирующего отбора

Отбор в пользу средних значений был обнаружен по множеству признаков.

Примеры:

  • гибель во время сильной бури птиц, имеющих слишком короткие и слишком длинные крылья;
  • более частая гибель при рождении или в первые недели жизни новорожденных млекопитающих с очень низким и очень высоким весом;
  • сохранение в популяциях зайцев особей с оптимальной длиной конечностей;
  • сохранение у растений, опыляющихся насекомыми, определённого строения цветка, соответствующего размерам насекомых; 
  • существование реликтовых видов организмов, сохранившихся в неизменном виде на протяжении миллионов лет (кистепёрая рыба латимерия, гинкго, гаттерия и др.).

Кистепёрая рыба латимерия

Дизруптивный (разрывающий) отбор — естественный отбор, при котором сохраняются крайние варианты признака, а убираются его средние значения.

Схема действия дизруптивного отбора

В результате может появиться несколько новых форм из одной исходной. Дизруптивный отбор способствует возникновению и поддержанию разнообразия популяций. Он приводит к дивергенции (расхождению признаков) и образованию нескольких видов из одного исходного.

Примеры:

  • формирование на сенокосных лугах двух рас погремка — раннецветущей и позднецветущей;
  • существование весенних и осенних форм и видов грибов из-за повторяющейся в середине лета засухи;
  • возникновение разных подвидов и видов синиц в связи с пищевой специализацией;
  • возникновение разных видов клевера. 

Клевер средний 

 

 Клевер луговой

Источник


Итоговый тест по теме «Основы учения об эволюции». Вариант №1

Часть А.

1. Роль наследственности в эволюции заключается в том, что потомство в процессе онтогенеза

а) повторяет признаки далеких предков в) подвергается воздействию мутагенов

б) приобретает новые сочетания генов г) сохраняет полученные признаки от родителей

2. К причинам эволюции относят

а) приспособленность организмов в) борьбу за существование

б) многообразие видов растений г) многообразие видов животных

3. Процесс сохранения особей с полезными для них признаками в конкретных условиях среды и оставление этими особями потомства называют

а) борьба за существование в) искусственный отбор

б) естественный отбор г) наследственность

4.Сохранение животных с полезными для человека признаками происходит в процессе

а) искусственного отбора; б) естественного отбора; в) борьбы за существование

г) формирования приспособленности к новым условиям жизни.

5.Популяцию считают единицей эволюции, так как в ней происходит

а) круговорот веществ и превращение энергии в) искусственный отбор

б) саморегуляция численности особей г) мутационный процесс

6. Усложнение органического мира в процессе эволюции происходило в результате

а) обмена веществ и превращения энергии

б) наследственности, изменчивости, естественного отбора

в) полового и бесполого размножения,

г) приспособленности организмов к среде обитания

7. К результатам эволюции относят

а) естественный отбор; б) борьбу за существование; в) наследственность и изменчивость

г) приспособленность организмов к среде обитания

8. Естественный отбор, направленный на поддержание уже существующих фенотипов, называют:

а) массовым, б) движущим, в) стабилизирующим, г) методическим.

9. Крупные эволюционные преобразования в строении и функциях организмов относят к:

а) ароморфозу, б) идиоадаптации, в) общей дегенерации, г) биологическому прогрессу

10. Находки отпечатков древних растений и животных – свидетельство…

а) приспособленности растений и животных к среде обитания

б) исторического развития органического мира

в) индивидуального развития растений и животных

г) сезонных изменений в жизни растений и животных

Часть В.

В-1. Выберите 3 верных ответа из 6. Запишите ответ в виде последовательности букв.

Усложнение органического мира происходило благодаря:

А) Бесполому размножению

Б) наследственности

В) изменчивости

Г) Раздражимости

Д) обмену веществ

Е) естественному отбору

В 2. Установите соответствие между признаком отбора и его видом.

Под каждым номером, определяющим позиции первого столбца, запишите букву, соответствующей позиции второго столбца.

Примеры утверждений Вид отбора

  1. 1) Утка-кряква – родоначальница домашних уток

  2. 2) Размножаются те особи, которые успешно конкурируют с другими видами

  3. 3) Создаваемые сорта растений служат для удовлетворения потребности человека

  4. 4) Сохраняются особи, обладающие признаками, снижаемыми их

  5. жизнеспособность в естественных условиях

  6. 5) Оставляют потомство особи, наиболее приспособленные к новым условиям обитания

6) Сохраняются особи с признаками полезными в данных условиях среды

А) естественный

Б) искусственный

Часть С.

Почему единицей приспособленности считают популяцию, а не отдельную особь?

Напишите ответ, включающий не менее двух элементов. Вариант №1

Итоговый тест по теме «Основы учения об эволюции». Вариант №2

Часть А.

1. К факторам эволюции относят:

а) приспособленность организма к среде обитания

б) многообразие видов растений и животных

в) многообразие сортов культурных растений и сельскохозяйственных животных

г) наследственность, изменчивость, борьбу за существование, естественный отбор

2. Борьба за существование и естественный отбор это

а) основные признаки живого в) воздействие организма на среду обитания

б) причины эволюции органического мира г) результаты эволюции органического мира

3. Сохранение животных и растений с признаками полезными для их адаптации происходит

в процессе

а) естественного отбора; б) изменчивости; в) искусственного отбора; г) наследственности

4. Искусственный отбор приводит к

а) выживание наиболее приспособленных к среде обитания особей

б) формированию новых сортов растений и пород животных

в) возникновению новых видов растений

г) возникновению новых видов животных

5. Полезные мутации распространяются в популяции благодаря

а) раздражимости; в) половому размножению;

б) обмену веществ; г) межвидовой борьбе за существование

6. Появление плодовитого потомства у особей одной популяции возможно, благодаря сходству их

а) хромосомного набора, в) строения соматических клеток,

б) процессов обмена веществ, г) процессов образования половых клеток

7. Приспособленность животных и растений к среде обитания это

а) результат эволюции в) доказательство эволюции

б) одна из причин эволюции г) результат действия искусственного отбора

8. Благодаря изоляции популяций в природе

а) обостряется межвидовая конкуренция, в) ослабляется действие естественного отбора,

б) усиливается конкуренция внутри вида, г) в них накапливаются наследственные изменения

9. Отбор, действующий в постоянно изменяющихся условиях жизни, называют:

а) массовым, б) движущим, в) стабилизирующим, г) методическим.

10. Эволюционные изменения у животных, способствующие к паразитическому образу жизни, относят к: а) ароморфозу, б) идиоадаптации, в) общей дегенерации, г) биологическому прогрессу

Часть В.

В-1. Выберите 3 верных ответа из 6. Запишите ответ в виде последовательности букв в алфавитном порядке. Применяя естественный отбор как фактор эволюции, человек:

А) создает улучшенные сорта растений

Б) способствует созданию природных экосистем

В) создает группы растений стойких ко вредителям

Г) получает новые виды дикорастущих растений

Д) создает растения, способные к выживанию в агроценозах

Е) способствует вымиранию дикорастущих растений

В 2. Установите соответствие между примером борьбы за существование и её формой.

Под каждым номером, определяющим позиции первого столбца, запишите букву, соответствующей позиции второго столбца.

ПРИМЕРЫФормы борьбы за существование
1) малярийный плазмодий паразитирует в организме человека

2) семена одуванчиков, проросшие быстрее, получают больше питательных веществ и воды, чем проросшие позже одуванчики.

3) нижний ярус хвойного леса образуют теневыносливые растения

4) сосны, растущие в сосновом лесу, имеют тонкие и длинные стволы

5) самый сильный волк становится вожаком в стае

6) отсутствие зайцев в лесу снижает численность лис

А) ВНУТРИВДОВАЯ

Б) МЕЖВИДОВАЯ

Часть С.

С 1. Почему популяцию считают единицей эволюции?

Напишите краткий ответ, включающий не меньше двух элементов. Вариант №2.

Итоговый тест по теме «Основы учения об эволюции».

Проверяемое содержание (спецификация итогового теста).


  • Учение Ч.Дарвина об эволюции. Движущие силы эволюции.

  • Творческая роль естественного отбора в видообразовании новых видов и приспособленности организмов к среде обитания. Формы естественного отбора. Основные направления эволюции.

  • Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания. Синтетическая теория эволюции.

Цель:

1. Проверить знание/понимание учащимися:

основных положений эволюционной теории Ч.Дарвина, синтетической теории эволюции;

сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания.

2. Проверить умения учащихся: объяснять причины эволюции, изменяемости видов, понятие «популяция – единица эволюции»; сравнивать процессы искусственного и естественного отбора, способы видообразования, основные пути и направления эволюции – биологического прогресса и биологического регресса; выявлять взаимосвязи ведущих понятий, отражающих сущность эволюционного процесса; устанавливать последовательность и взаимосвязь эволюционных процессов, движущих сил эволюции, путей и направлений эволюции; умение давать аргументированный ответ и выделять главную мысль (раскрывать основное содержание).

ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Вариант №1.

Часть А.

12345678910
гвбагбгваб

Часть В.

Часть С.

С 1. Почему единицей приспособленности считают популяцию, а не отдельную особь? Напишите краткий ответ, включающий не меньше двух элементов.

Элементы содержания верного ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл):

1) Приспособленность длительно формируется в процессе эволюции, а особь имеет непродолжительное время жизни по сравнению с популяцией.

2) В популяции происходит мутационный процесс, передача и накопление полезных генов, действует естественный отбор.

Вариант №2.

Часть А.

12345678910
гбабваагбв

Часть В.

Часть С.

С1. Почему популяцию считают единицей эволюции?

Элементы содержания верного ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

1) В популяции накапливаются мутации, приводящие к изменению генофонда.

2) В ней происходит обмен генами через размножение (передача наследственных признаков потомкам), борьба за существование и естественный отбор.

Критерии оценивания ответов.

Часть 1 За верное выполнение заданий части А выставляется 1 балл.

Часть 2 За верное выполнение задания В 1 выставляется 2 балла. Если в ответе содержится одна ошибка, то учащийся получает один балл. За неверный ответ или ответ, содержащий 2 и более ошибок, выставляется 0 баллов. За верный ответ на задания В2 выставляется также 2 балла. 1 балл ставится в том случае, если в ответе неверно определена последовательность двух последних элементов или они отсутствуют при правильном определении всех предыдущих элементов. В других случаях выставляется 0 баллов.

Часть 3. За полный верный ответ на задание части С выставляется 2 балла. 1 балл выставляется, если в ответе имеется один из предполагаемых в критериях элементов и не содержится биологических ошибок, 0 баллов – в других случаях.

«3»: 7-9 баллов; «4»: 10-13 баллов; «5»: 14-16 баллов

Источник