Сохранение в процессе эволюции особей с полезными признаками это результат

Сохранение в процессе эволюции особей с полезными признаками это результат thumbnail

Учитель: Кузьменко Марина Ивановна                        

Зачетная работа по теме «Факторы эволюции»                             11класс

А1.Модификационная изменчивость у организмов одного вида :

1)обеспечивает приспособленность к условиям среды обитания

2)приводит к нарушению пластического обмена веществ

3)появляется случайно у отдельных особей

4)является результатом генных мутаций

А2.Сохранение в процессе эволюции особей с полезными в определённых условиях признаками это результат :

1)естественного отбора

2)популяционных волн

3)борьбы за существование

4)дрейфа генов

А3.Благодаря какой форме отборасохраняются в современной природе кистеперые рыбы:

1)методической

2)движущей

3)стабилизирующей

4)разрывающей

А4.Появление черной окраски семян у многих злаков (ржи.пшеницы,ячменя…) может служить иллюстрацией :

1)правила экологической пирамиды

2)закона гомологических рядов в наследственной изменчивости

3)гипотезы частоты гамет

4)синтетической эволюции

А5.Разнообразие видов растений и животных в природе возникло в результате:

1)искуственного отбора

2)хозяйственной деятельности человека

3)действия движущих сил эволюции

4)модификационной изменчивости.

А6.Изменение окраски зайца русака осенью и весной – это пример проявления изменчивочти:

1)мутационной

2)комбинативной

3)генотипической

4)модификационной

А7.Резкое возрастание численности особей в популяции , при котором возникает недостаток ресурсов приводит к

1)обострению борьбы за существование

2)появлению мутаций

30возникновению модификаций

4)появлению комбинативной изменчивости.

А8.Модификационная изменчивость

1)обеспечивает приспособленность к изменению условий среды

2)приводит к нарушению  последовательности нуклеотидов в ДНК.

3)приводит к изменению генотипа

4)приводит к появлению новых комбинаций генов

А9.Фактор эволюции ,проявляющийся в обострении конкуренции между особями одного или разных видов. Называют

1)естественным отбором

2)Борьбой за существование

3)модификационной изменчивостью

4)методическим отбор.

В1. К факторам эволюции относят:

1)кроссинговер

2)мутационный процесс

3)модификационную изменчивость

4)изоляцию

5)многообразие видов

6)естественный отбор

 В2. Установить соответствие между  формой отбора и её примером.

Форма отбора                                                    пример

1.Движущая                                     А)устойчивость насекомых к ядохимикатам

2.Стабилизирующая                      Б) существование в наше время древовидных папоротников

                                                            В) утрата глаз у крота

                                                            Г) проявление индустриальнного мелонизма у бабочек пядениц

                                                            Д)существование кистеперой рыбы латимерии

С1.Какое значение имеют мутации для эволюции органического мира? Укажите не менее трех характеристик.

Ответы:

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

1

1

3

2

3

4

1

1

2

В1.  2 4 6

В2

С1    Элементы ответа:

1)мутации-материал для естественного отбора

2)особи с мутациями размножаются ,в результате чего увеличивается генетическая неоднородность популяции

3)естественный отбор сохраняет особи с полезными мутациями, что приводит к совершенствованию приспособленности организмов или образованию новых видов.

Источник

Тестовый контроль знаний по теме «Факторы, результаты и направления эволюции»

                                                        В – I

    Выберите один вариант правильного ответа.

    1.В результате какого направления эволюции наблюдается большое разнообразие видов галапагосских вьюрков?

           1)  ароморфоза    2)идиоадаптации    3)дегенерации        4)биологического прогресса

      2. Укажите движущую силу эволюции, увеличивающую неоднородность популяции:

1)борьба за существование                      2) искусственный отбор

3) модификационная изменчивость       4) мутационная изменчивость

      3. Примером какого направления эволюции является уменьшение ареала и сокращение численности белого медведя, снежного барса?

            1) ароморфоза    2)идиоадаптации    3)дегенерации        4)биологического прогресса

    4. Как называется расхождение признаков внутри сходных систематических групп в процессе эволюции?

           1) конвергенция      2) дивергенция      3) макроэволюция     4) микроэволюция

   5. Какие ароморфозы произошли при выходе древних земноводных на сушу?

           1) появление голой слизистой кожи      2) появление более объемной грудной клетки

           3) появление парных плавников и жаберного дыхания

           4) появление пятипалой конечности и легочного дыхания

6. Что происходило в процессе эволюции с численностью потомства животных-паразитов?

           1) она изменилась    2) она не изменилась     3) она уменьшилась   4) она увеличилась

7. Для популяции какого животного характерен биологический регресс?

          1) полевой мыши    2) серой крысы    3) амурского тигра     4) лисицы обыкновенной

8. Выберите пример ароморфоза:

        1) отсутствие кишечника у паразитических червей           2) возникновение полового процесса

         3) аппендикс                                                                           4) все перечисленное

9. Какой фактор эволюции имеет направляющий характер?

         1) изоляция  2) борьба за существование      3) искусственный отбор    4) естественный отбор

10 Что является результатом эволюции растительного мира?

        1) понижение уровня организации растений      2) повышение уровня организации растений

         3) колебание численности популяций                4) сокращение численности некоторых видов

11. Примером идиоадаптации можно считать:

       1) шерсть у млекопитающих                         2) вторую сигнальную систему

        3) длинные ноги у гепарда                            4) челюсти у рыб

. 12 . Установите соответствие между характером и путями  органической эволюции

                         Характеристики

               Направления эволюции

1) сохранение численности

А) Биологический прогресс

2) возрастание приспособленности организмов к окруж.среде

Б) Биологический регресс

3) уменьшение численности видообразования

В) Биологическая стабилизация

4) расширение ареала

5) уменьшение численности особей в популяции

6) сохранение ареала с возможными миграциями, но без значительного расселения

Тестовый контроль знаний по теме «Факторы, результаты и направления эволюции»

                                                          В – II

    Выберите один вариант правильного ответа.

1. В результате какого направления эволюции возникли ветроопыляемые растения?

       1) ароморфоза    2)идиоадаптации    3)дегенерации        4)биологического прогресса

2. В основе какого видообразования лежит приспособление  к питанию различной пищей разных видов синиц, обитающих в пределах одного ареала?

    1) географического     2) экологического   3) этологического     4) физиологического

3. Какой процесс играет роль в формировании определенных приспособлений к среде обитания у различных организмов?

         1) мутации      2) естественный отбор    3) размножение     4) изоляция

4. Примером какого направления эволюции является упрощение в строении растения повилики?

         1) ароморфоза    2)идиоадаптации    3)дегенерации        4)биологического прогресса

5. Какой отбор способствует в новых условиях сохранению особей с полезными для них изменениями генотипа?

       1) стихийный      2) стабилизирующий     3) движущий      4) дизруптивный

6. В результате какого направления эволюции возникло опыление растений насекомыми?

1) ароморфоза    2)идиоадаптации    3)дегенерации        4)биологического прогресса

7. Выберите пример идиоадаптации:

          1) 4-х камерное сердце у млекопитающих      2) многоклеточность

          3) видоизменение листьев в колючки у растений пустынь 4) все перечисленные ответы

8. Как называется независимое развитие сходных признаков у разных групп организмов в сходных условиях среды?

          1) конвергенция    2) дивергенция    3) макроэволюция    4) микроэволюция

9. Укажите движущую силу эволюции:

      1) видообразование  2) многообразие видов   3) борьба за существование   4) приспособленность

10. Корень, возникший у наземных растений, можно рассматривать как:

        1) ароморфоза  2)идиоадаптацию    3)дегенерацию     4) дивергенцию

11. Мимикрия – это пример:

         1) дегенерации            2) ароморфоза        3) биологического прогресса   4) идиоадаптации  

12 . Установите соответствие между характером и направлениями органической эволюции

                         Приспособления

               Направления эволюции

1)  возникновение покровительственной окраски

А) Ароморфоз

2) возникновение редукции пальцев на ногах копытных

Б) Идиоадаптация

3) возникновение полового размножения

4) возникновение шерсти млекопитающих

5) возникновение плотной кутикулы на листьях растений

6) возникновение сходства некоторых бабочек с листьми растений

                                                      Шифр ответа

                      Вариант – I

Вариант – II

1-2

1-2

2-4

2-2

3-4

3-2

4-2

4-3

5-4

5-3

6-4

6-2

7-3

7-3

8-2

8-1

9-4

9-3

10-2

10-2

11-4

11-4

12-ВАБАБВ

12-ББАААБ

Источник

Выделяют три формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий и разрывающий (дизруптивный).

Движущий отбор — естественный отбор, который действует при направленном изменении условий внешней среды.

Особи с признаками, которые соответствуют изменяющейся среде, получают преимущества. При этом другие проявления признаков не сохраняются. В результате в популяции из поколения к поколению происходит сдвиг среднего значения признака в определённом направлении. Формируется новая средняя норма вместо существующей, переставшей соответствовать новым условиям.

Схема действия движущего отбора

В результате движущего отбора одни признаки исчезают, а другие формируются. Если отбор действует в одном направлении длительное время, то он может привести к превращению популяции в новый вид.

Примеры:

  • изменение окраски у берёзовой пяденицы в промышленных районах (промышленный меланизм);
  • редукция глаз у крота, пищеварительной системы у паразитических ленточных червей;
  • увеличение длины корня у склерофитов;
  • превращение передних конечностей в роющие у разных групп животных при освоении почвы как среды обитания;
  • формирование у бактерий устойчивости к антибиотикам;
  • снижение чувствительности паразитических грибов к ядохимикатам; 
  • изменение строения конечностей у предков лошади в связи с освоением открытых пространств.

Изменение конечностей у предков лошади

Стабилизирующий отбор — естественный отбор, действие которого направлено против особей, имеющих крайние отклонения от средней нормы, в пользу особей со средней выраженностью признака.

Действует в постоянных условиях среды.

Направлен на поддержание ранее сложившегося среднего признака или свойства. Сохраняет приспособленность вида, устраняя резкие отклонения выраженности признака от средней нормы, тем самым предохраняет сложившийся генотип от разрушающего действия мутационного процесса.

Схема действия стабилизирующего отбора

Отбор в пользу средних значений был обнаружен по множеству признаков.

Примеры:

  • гибель во время сильной бури птиц, имеющих слишком короткие и слишком длинные крылья;
  • более частая гибель при рождении или в первые недели жизни новорожденных млекопитающих с очень низким и очень высоким весом;
  • сохранение в популяциях зайцев особей с оптимальной длиной конечностей;
  • сохранение у растений, опыляющихся насекомыми, определённого строения цветка, соответствующего размерам насекомых; 
  • существование реликтовых видов организмов, сохранившихся в неизменном виде на протяжении миллионов лет (кистепёрая рыба латимерия, гинкго, гаттерия и др.).

Кистепёрая рыба латимерия

Дизруптивный (разрывающий) отбор — естественный отбор, при котором сохраняются крайние варианты признака, а убираются его средние значения.

Схема действия дизруптивного отбора

В результате может появиться несколько новых форм из одной исходной. Дизруптивный отбор способствует возникновению и поддержанию разнообразия популяций. Он приводит к дивергенции (расхождению признаков) и образованию нескольких видов из одного исходного.

Примеры:

  • формирование на сенокосных лугах двух рас погремка — раннецветущей и позднецветущей;
  • существование весенних и осенних форм и видов грибов из-за повторяющейся в середине лета засухи;
  • возникновение разных подвидов и видов синиц в связи с пищевой специализацией;
  • возникновение разных видов клевера. 

Клевер средний 

 

 Клевер луговой

Источник

1 вариант

2 вариант

1. Вместо точек проставьте нужные термины (слова)

НА «3»

1.  процесс образования новых подвидов и видов – …

2 –   крупные эволюционные изменения, повышающие уровень организации на уровне классов, типов

3 – органы, сходные по строению, происхождению, но разные по функциям -…

4 –  процесс появления признаков различий у родственных видов из-за обитания в разных условиях-…

5 – любое ограничение, препятствующее свободному скрещиванию особей одного вида -…

6 –  увеличение численности  особей и расширение ареала ведет к…

7 – сложные взаимоотношения между организмами, направленные на выживание

А- макроэволюция

Б -микроэволюция

В- дивергенция

Г- конвергенция

Д – гомологичные органы

Е- аналогичные органы

Ж –  ароморфозы

З –  идиоадаптации

И –  общая дегенерация

К – биологический прогресс

Л –  биологический регресс

М – изоляция

Н – борьба за существование

О – наследственность

1 – органы, сходные по функциям, но разные по происхождению

2 – процесс появления признаков сходств у неродственных видов из-за обитания в сходных условиях -…

3 – процесс образования надвидовых систематических групп – …

4 –  эволюционные изменения приспособительного характера, появляющиеся на уровне видов, родов, семейств, отрядов

5 –   уменьшение численности особей и сужение ареала вида ведет к…

6 –  способность организмов сохранять и передавать признаки потомству

7 –   изменения, ведущие к упрощению строения из-за паразитизма

2. Какому виду отбора соответствуют признаки и примеры: Д –движущему, С –стабилизирующему,

 Р -разрывающему

А- сохраняет признаки,  соответствующие новым условиям

Б- уничтожает  средние  величины признака

В- действует в относительно постоянных условиях

Г- обеспечивает приспособление организмов к меняющимся условиям  

Д- сохранение признаков акул  в течение млн. лет.

А- сохраняет ранее установившиеся признаки

Б- сохранение  гаттерий в неизменном виде со времен динозавров

В- сохраняет крайние величины признаков, уничтожает средние

Г- сохранение темных бабочек  березовой пяденицы в промышленно развитых районах

Д –  начинает действовать в изменившихся условиях

На «4»

3.  Приведите в соответствие  примеры и направления эволюции: 

А- Ароморфоз И- Идиоадаптация, ОД -Общая дегенерация

1-утрата китами конечностей

2- появление   у насекомых разных конечностей

3- появление у земноводных трехкамерного сердца

4- возникновение у пресмыкающихся  внутреннего оплодотворения

5- утрата листьев у повилики в связи с паразитизмом

6- возникновение у птиц теплокровности

7- появление у  цветковых растений  цветков, имеющих разное строение

8- появление у червей систем органов

9- появление у млекопитающих молочных желез

10- утрата пищеварительной системы  у ленточных червей

1- появление рукокрылых  млекопитающих

2- редукция глаз у кротов в связи с обитанием в почве

3- возникновение полового размножения у растений

4- появление 4-х камерного сердца у птиц

5- появление у папоротников разнообразия листьев

6- утрата дельфинами шерстного покрова

7- появление у цветковых растений плодов, имеющих разное строение

8- утрата крыльев у вшей,  блох и клопов

9- появление у одуванчика семян с  волосками

10- появление семян у голосеменных

4) Установите правильную последовательность процесса

Последовательность возникновения приспособленности в ходе эволюции:

1) в ряду поколений естественный отбор сохраняет особей с полезной мутацией

2) особи с полезной мутацией сохраняются естественным отбором и передают их потомству

3) у  отдельных особей   вида появляется полезная мутация

4)  полезная мутация распространяется, закрепляется

5) через множество поколений все особи вида имеют эту полезную мутацию

Последовательность этапов экологического видообразования:

1) возникновение изоляции между популяциями одного вида

2)  возникновение нового вида

3) мутационный процесс в популяциях

4) утрата  особями разных популяций способности к скрещиванию

5) отбор особей с полезными в новых условиях мутациями

5. Ответьте на один вопрос (на выбор)

На

«5»

А) Какова роль наследственности  изменчивости в эволюции?

Б)Почему в ходе эволюции возникает многообразие видов?

В) Какой фактор эволюции  считают главным   и почему?

Г) Какое значение имеет яркая окраска пчелы и в чем  его относительный характер?

Д) В чем заключается творческая роль естественного отбора?

Е) В чем отличие экологического и географического видообразования?

А)В чем причина усложнения организмов в ходе эволюции?

Б)Какие формы борьбы в природе происходят наиболее остро и почему?

В)Объясните общий механизм эволюции.  

Г) Благодаря каким эволюционным изменениям насекомые достигли биологического прогресса?

Д) Какое значение имеет окраска зеленого кузнечика и в чем  его относительный характер?

Е) Почему мутации и половое размножение ускоряют процесс эволюции?

1 вариант

2 вариант

1. Вместо точек проставьте нужные термины (слова)

НА «3»

1.  процесс образования новых подвидов и видов – … Б -микроэволюция

2 –   крупные эволюционные изменения, повышающие уровень организации на уровне классов, типов Ж –  ароморфозы

3 – органы, сходные по строению, происхождению, но разные по функциям -… Д – гомологичные

4 –  процесс появления признаков различий у родственных видов из-за обитания в разных условиях-… В- дивергенция

5 – любое ограничение, препятствующее свободному скрещиванию особей одного вида -… М – изоляция

6 –  увеличение численности  

особей и расширение ареала ведет к… К – биологический прогресс

7 – сложные взаимоотношения между организмами, направленные на выживание Н – борьба за существование

1 – органы, сходные по функциям, но разные по происхождению Е- аналогичные

2 – процесс появления признаков сходств у неродственных видов из-за обитания в сходных условиях -… Г- конвергенция

3 – процесс образования надвидовых систематических групп – … А- макроэволюция

4 –  эволюционные изменения приспособительного характера, появляющиеся на уровне видов, родов, семейств, отрядов З –  идиоадаптации

5 –   уменьшение численности особей и сужение ареала вида ведет к… Л –  биологический регресс

6 –  способность организмов сохранять и передавать признаки потомству О – наследственность

7 –   изменения, ведущие к упрощению строения из-за паразитизма И –  общая дегенерация

2. Какому виду отбора соответствуют признаки и примеры:

Д –движущему, С –стабилизирующему,  Р -разрывающему

А- сохраняет признаки,  соответствующие новым условиям Д

Б- уничтожает  средние  величины признака  Р

В- действует в относительно постоянных условиях С

Г- обеспечивает приспособление организмов к меняющимся условиям  Д

Д- сохранение признаков акул  в течение млн. лет.С

А- сохраняет ранее установившиеся признаки С

Б- сохранение  гаттерий в неизменном виде со времен динозавров С

В- сохраняет крайние величины признаков, уничтожает средние Р

Г- сохранение темных бабочек  березовой пяденицы в промышленно развитых районах Д

Д –  начинает действовать в изменившихся условиях Д

На «4»

3.  Приведите в соответствие  примеры и направления эволюции: 

А- Ароморфоз И- Идиоадаптация, ОД -Общая дегенерация

1-утрата китами конечностей И

2- появление   у насекомых разных конечностей И

3- появление у земноводных трехкамерного сердца А

4- возникновение у пресмыкающихся  внутреннего оплодотворения А

5- утрата листьев у повилики в связи с паразитизмом ОД

6- возникновение у птиц теплокровности А

7- появление у  цветковых растений  цветков, имеющих разное строение И

8- появление у червей систем органов А

9- появление у млекопитающих молочных желез А

10- утрата пищеварительной системы  у ленточных червей ОД 

1- появление рукокрылых  млекопитающих  И

2- редукция глаз у кротов в связи с обитанием в почве И

3- возникновение полового размножения у растений А

4- появление 4-х камерного сердца у птиц А

5- появление у папоротников разнообразия листьев И

6- утрата дельфинами шерстного покрова И

7- появление у цветковых растений плодов, имеющих разное строение И

8- утрата крыльев у вшей,  блох и клопов ОД

9- появление у одуванчика семян с волосками И

10- появление семян у голосеменных А

4) Установите правильную последовательность процесса

Последовательность возникновения приспособленности в ходе эволюции:

3) у  отдельных особей   вида появляется полезная мутация

2) особи с полезной мутацией сохраняются естественным отбором и передают их потомству

1) в ряду поколений естественный отбор сохраняет особей с полезной мутацией

4)  полезная мутация распространяется, закрепляется

5) через множество поколений все особи вида имеют эту полезную мутацию

Последовательность этапов экологического видообразования

1) возникновение изоляции между популяциями одного вида

3) мутационный процесс в популяциях

5) отбор особей с полезными в новых условиях мутациями

4) утрата  особями разных популяций способности к скрещиванию

2)  возникновение нового вида

5. Ответьте на один вопрос (на выбор)

На

«5»

А) Какова роль наследственности  изменчивости в эволюции?

Б)Почему в ходе эволюции возникает многообразие видов?

В) Какой фактор эволюции  считают главным   и почему?

Г) Какое значение имеет яркая окраска пчелы и в чем  его относительный характер?

Д) В чем заключается творческая роль естественного отбора?

Е) В чем отличие экологического и географического видообразования?

А)В чем причина усложнения организмов в ходе эволюции?

Б)Какие формы борьбы в природе происходят наиболее остро и почему?

В)Объясните общий механизм эволюции.  

Г) Благодаря каким эволюционным изменениям насекомые достигли биологического прогресса?

Д) Какое значение имеет окраска зеленого кузнечика и в чем  его относительный характер?

Е) Почему мутации и половое размножение ускоряют процесс эволюции?

Источник