Сохранение в процессе эволюции особей с полезными

Сохранение в процессе эволюции особей с полезными thumbnail

Учитель: Кузьменко Марина Ивановна                        

Зачетная работа по теме «Факторы эволюции»                             11класс

А1.Модификационная изменчивость у организмов одного вида :

1)обеспечивает приспособленность к условиям среды обитания

2)приводит к нарушению пластического обмена веществ

3)появляется случайно у отдельных особей

4)является результатом генных мутаций

А2.Сохранение в процессе эволюции особей с полезными в определённых условиях признаками это результат :

1)естественного отбора

2)популяционных волн

3)борьбы за существование

4)дрейфа генов

А3.Благодаря какой форме отборасохраняются в современной природе кистеперые рыбы:

1)методической

2)движущей

3)стабилизирующей

4)разрывающей

А4.Появление черной окраски семян у многих злаков (ржи.пшеницы,ячменя…) может служить иллюстрацией :

1)правила экологической пирамиды

2)закона гомологических рядов в наследственной изменчивости

3)гипотезы частоты гамет

4)синтетической эволюции

А5.Разнообразие видов растений и животных в природе возникло в результате:

1)искуственного отбора

2)хозяйственной деятельности человека

3)действия движущих сил эволюции

4)модификационной изменчивости.

А6.Изменение окраски зайца русака осенью и весной – это пример проявления изменчивочти:

1)мутационной

2)комбинативной

3)генотипической

4)модификационной

А7.Резкое возрастание численности особей в популяции , при котором возникает недостаток ресурсов приводит к

1)обострению борьбы за существование

2)появлению мутаций

30возникновению модификаций

4)появлению комбинативной изменчивости.

А8.Модификационная изменчивость

1)обеспечивает приспособленность к изменению условий среды

2)приводит к нарушению  последовательности нуклеотидов в ДНК.

3)приводит к изменению генотипа

4)приводит к появлению новых комбинаций генов

А9.Фактор эволюции ,проявляющийся в обострении конкуренции между особями одного или разных видов. Называют

1)естественным отбором

2)Борьбой за существование

3)модификационной изменчивостью

4)методическим отбор.

В1. К факторам эволюции относят:

1)кроссинговер

2)мутационный процесс

3)модификационную изменчивость

4)изоляцию

5)многообразие видов

6)естественный отбор

 В2. Установить соответствие между  формой отбора и её примером.

Форма отбора                                                    пример

1.Движущая                                     А)устойчивость насекомых к ядохимикатам

2.Стабилизирующая                      Б) существование в наше время древовидных папоротников

                                                            В) утрата глаз у крота

                                                            Г) проявление индустриальнного мелонизма у бабочек пядениц

                                                            Д)существование кистеперой рыбы латимерии

С1.Какое значение имеют мутации для эволюции органического мира? Укажите не менее трех характеристик.

Ответы:

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

1

1

3

2

3

4

1

1

2

В1.  2 4 6

В2

С1    Элементы ответа:

1)мутации-материал для естественного отбора

2)особи с мутациями размножаются ,в результате чего увеличивается генетическая неоднородность популяции

3)естественный отбор сохраняет особи с полезными мутациями, что приводит к совершенствованию приспособленности организмов или образованию новых видов.

Источник

Тестовый контроль знаний по теме «Факторы, результаты и направления эволюции»

                                                        В – I

    Выберите один вариант правильного ответа.

    1.В результате какого направления эволюции наблюдается большое разнообразие видов галапагосских вьюрков?

           1)  ароморфоза    2)идиоадаптации    3)дегенерации        4)биологического прогресса

      2. Укажите движущую силу эволюции, увеличивающую неоднородность популяции:

1)борьба за существование                      2) искусственный отбор

3) модификационная изменчивость       4) мутационная изменчивость

      3. Примером какого направления эволюции является уменьшение ареала и сокращение численности белого медведя, снежного барса?

            1) ароморфоза    2)идиоадаптации    3)дегенерации        4)биологического прогресса

    4. Как называется расхождение признаков внутри сходных систематических групп в процессе эволюции?

           1) конвергенция      2) дивергенция      3) макроэволюция     4) микроэволюция

   5. Какие ароморфозы произошли при выходе древних земноводных на сушу?

           1) появление голой слизистой кожи      2) появление более объемной грудной клетки

           3) появление парных плавников и жаберного дыхания

           4) появление пятипалой конечности и легочного дыхания

6. Что происходило в процессе эволюции с численностью потомства животных-паразитов?

           1) она изменилась    2) она не изменилась     3) она уменьшилась   4) она увеличилась

7. Для популяции какого животного характерен биологический регресс?

          1) полевой мыши    2) серой крысы    3) амурского тигра     4) лисицы обыкновенной

8. Выберите пример ароморфоза:

        1) отсутствие кишечника у паразитических червей           2) возникновение полового процесса

         3) аппендикс                                                                           4) все перечисленное

9. Какой фактор эволюции имеет направляющий характер?

         1) изоляция  2) борьба за существование      3) искусственный отбор    4) естественный отбор

10 Что является результатом эволюции растительного мира?

        1) понижение уровня организации растений      2) повышение уровня организации растений

         3) колебание численности популяций                4) сокращение численности некоторых видов

11. Примером идиоадаптации можно считать:

       1) шерсть у млекопитающих                         2) вторую сигнальную систему

        3) длинные ноги у гепарда                            4) челюсти у рыб

. 12 . Установите соответствие между характером и путями  органической эволюции

                         Характеристики

               Направления эволюции

1) сохранение численности

А) Биологический прогресс

2) возрастание приспособленности организмов к окруж.среде

Б) Биологический регресс

3) уменьшение численности видообразования

В) Биологическая стабилизация

4) расширение ареала

5) уменьшение численности особей в популяции

6) сохранение ареала с возможными миграциями, но без значительного расселения

Читайте также:  Что полезно людям с больным сердцем

Тестовый контроль знаний по теме «Факторы, результаты и направления эволюции»

                                                          В – II

    Выберите один вариант правильного ответа.

1. В результате какого направления эволюции возникли ветроопыляемые растения?

       1) ароморфоза    2)идиоадаптации    3)дегенерации        4)биологического прогресса

2. В основе какого видообразования лежит приспособление  к питанию различной пищей разных видов синиц, обитающих в пределах одного ареала?

    1) географического     2) экологического   3) этологического     4) физиологического

3. Какой процесс играет роль в формировании определенных приспособлений к среде обитания у различных организмов?

         1) мутации      2) естественный отбор    3) размножение     4) изоляция

4. Примером какого направления эволюции является упрощение в строении растения повилики?

         1) ароморфоза    2)идиоадаптации    3)дегенерации        4)биологического прогресса

5. Какой отбор способствует в новых условиях сохранению особей с полезными для них изменениями генотипа?

       1) стихийный      2) стабилизирующий     3) движущий      4) дизруптивный

6. В результате какого направления эволюции возникло опыление растений насекомыми?

1) ароморфоза    2)идиоадаптации    3)дегенерации        4)биологического прогресса

7. Выберите пример идиоадаптации:

          1) 4-х камерное сердце у млекопитающих      2) многоклеточность

          3) видоизменение листьев в колючки у растений пустынь 4) все перечисленные ответы

8. Как называется независимое развитие сходных признаков у разных групп организмов в сходных условиях среды?

          1) конвергенция    2) дивергенция    3) макроэволюция    4) микроэволюция

9. Укажите движущую силу эволюции:

      1) видообразование  2) многообразие видов   3) борьба за существование   4) приспособленность

10. Корень, возникший у наземных растений, можно рассматривать как:

        1) ароморфоза  2)идиоадаптацию    3)дегенерацию     4) дивергенцию

11. Мимикрия – это пример:

         1) дегенерации            2) ароморфоза        3) биологического прогресса   4) идиоадаптации  

12 . Установите соответствие между характером и направлениями органической эволюции

                         Приспособления

               Направления эволюции

1)  возникновение покровительственной окраски

А) Ароморфоз

2) возникновение редукции пальцев на ногах копытных

Б) Идиоадаптация

3) возникновение полового размножения

4) возникновение шерсти млекопитающих

5) возникновение плотной кутикулы на листьях растений

6) возникновение сходства некоторых бабочек с листьми растений

                                                      Шифр ответа

                      Вариант – I

Вариант – II

1-2

1-2

2-4

2-2

3-4

3-2

4-2

4-3

5-4

5-3

6-4

6-2

7-3

7-3

8-2

8-1

9-4

9-3

10-2

10-2

11-4

11-4

12-ВАБАБВ

12-ББАААБ

Источник

15

Процесс сохранения особей с полезными для них признаками в конкретных условиях среды и оставления этими особями потомства называют
1) борьбой за существование

2) естественным отбором
3) искусственным отбором

4) наследственностью

1 ответ:

0

0

Процесс сохранения особей с полезными для них признаками в конкретных условиях среды и оставления этими особями потомства называют

2) естественным отбором

Читайте также

У него есть как корни ризоиды называются если я не ошибаюсь! и через них он из земли всасывает воду и минеральные вещества.

1 – похолодание, приход осени… А в стаи их собирает крик вожака.
2 -солнечній свет

Ответ:

Спільні ознаки

1) мембрана будова органоїдів;

2) наявність сформованого ядра, що містить хромосомний набір;

3) схожий набір органоїдів, характерний для всіх еукаріот;

4) подібність хімічного складу клітин;

5) схожість процесів непрямого поділу клітини (мітоз);

6) схожість функціональних властивостей (біосинтез білка), ви­користання перетворення енергії;

7) участь у процесі розмноження.

Відмінні ознаки

Органоїди

Рослинна клітина

Тваринна клітина

Целюлозна клі­тинна стінка

Розташована поверх клі­тинної мембрани

Відсутня

Пластиди

Хлоропласти, хромопла- сти, лейкопласти

Відсутні

Спосіб жив­лення

Автотрофний (фототроф- ний)

Гетеротрофний (сапро- трофний, паразитичний)

Клітинний

центр

У нижчих рослин

В усіх клітинах

Включення

Запасні поживні речо­вини у вигляді зерен крохмалю, белка, кра­пель олії, вакуолі з клі­тинним соком; кристали солей

Запасні поживні речовини у вигляді зерен і крапель (білки, жири, вуглевод глі­коген); кінцеві продукти обміну, кристали солей; пігменти

Вакуолі

Крупні порожнини, заповнені клітинним со­ком — водним розчином різних речовин, що є за­пасними або кінцевими продуктами. Осмотичні резервуари клітини

Скоротливі, травні вакуо­лі. Звичайно дрібні

Синтез АТФ У хлоропластах, мітохондріях У мітохондріях

Особливості об­міну речовин Процеси синтезу мають перевагу над процесами розпаду Процеси синтезу мають перевагу над процесами розпаду

Висновок: подібність в структурно-функціональній органі­зації рослинної і тваринної клітини свідчить про їх спільне похо­дження та належність їх до еукаріотів. їхні відмінності пов’яза­ні з різним способом харчування: рослини — автотрофи, а твари­ни — гетеротрофи.

Объяснение:

Отрицательная обратная связь (ООС) — вид обратной связи, при котором изменение выходного сигнала системы приводит к такому изменению входного сигнала, которое противодействует первоначальному изменению.

Читайте также:  Почему казахстан называют кладовой полезных ископаемых

А еще она Склизкая, чешуя расположена, подобно черепице, наряду с обтекаемой формой тела, все это позволяет ей “резать” воду! 
А окраска? серебристая, срывает рыбину в толще воды, темный верх = не видима сверху, белое брюхо = снизу и т. д.

Источник

СПЕЦИФИКАЦИЯ

Контрольной работы

(тематический контроль)

по биологии 11 класс

1.Цель работы.

Аттестация гимназистов по теме: «Эволюционное учение.»

2.Источник перечня контролируемых элементов.

Авторская разработка на основе рабочей программы составленной авторским коллективом под руководством Т А Козловой, используя следующие материалы: Бондаренко И.А. «Тесты по общей биологии 10-11 класс» М. 1999 г.; Степанов И. А. «Общая биология 10-11 класс» М. 2001г.;Сухова Т.С. «Контрольные и проверочные работы по биологии 9-11 класс»Дрофа М.2001г.,Р.Г.Заяц «Биология для абитуриентов» Минск,2005г;Ващенко О.Л. Биология.Поурочные планы,Волгоград,2009г

3.Структура работы.

Работа состоит из двух частей.Часть А служит для проверки достижений уровня обязательной подготовки по биологии, определяемого как базовый.Часть Б –для проверки повышенного уровня подготовки

4.Количество заданий.

Часть А-20

Часть Б-2

Итого- 22

5.Число вариантов работы: 2

6.В части А форма заданий закрытая-с выбором одного ответа. В части Б предполагается развёрнутый ответ

7.Число выборочных ответов к каждому заданию 4

8. Вес каждого задания: 1 балл за часть А,5 баллов-часть Б

9. Среднее время выполнения каждого задания.

В части А:1-1,5мин.

В части Б: 4-5мин.

Общее время выполнения 40 мин.

10. Объекты контроля и количество заданий в работе

11.Подход к формированию заданий

Варианты параллельны по тематике и порядку следования заданий, идентичны по содержанию заданий, примерно одинаковы по уровню сложности.

12. Учебная литература для подготовки:

1.Каменский А.А., Криксунов Е.А.,Пасечник В.В. Общая биология.10-11 класс.М. Дрофа, 2008 г.

2. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. М.,1988

3. Павлов И.Ю., Вахненко Д.В. Биология. Пособие-репетитор для поступающих в вузы. Минск-Ростов-на-Дону, 2002

4. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М,1988

13. Полнота охвата объектов контроля заданиями

Задания в каждом варианте охватывают не менее 85% требований к обученности школьников, указанных в Требованиях обязательного минимума, Программно-методические материалы: Биология 6-11 кл. Москва: Дрофа,2001. Авторы: В.В.Латюшин, Р.Д.Пасечник, Р.Д.Маш, В.М.Пакулова

14. Перечень объектов контроля

На уровне обязательной подготовки учащиеся должны:

-знать понятие вид,критерии вида

-характеризовать особенности взаимоотношений организмов в популяции

-характеризовать особенности каждой формы борьбы за существование

-раскрывать связь естественного отбора с борьбой за существование и возникновение адаптаций

-сравнивать естественный и искусственный отбор

-знать значение изолирующих механизмов

-знать главные направления эволюции

11 КЛАСС «ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА»

1 ВАРИАНТ

Часть А

1. Ч.Дарвин создал учение: а) о закономерностях наследственной изменчивости организмов; б) о движущих силах эволюции; в) о структурно-функциональной организации экосистем; г) о биосфере и ноосфере

2. Благодаря наследственной изменчивости: а) увеличивается генетическая неоднородность особей в популяции; б) обостряются взаимоотношения между особями популяции; в) у особей формируются черты приспособленности; г) увеличивается численность популяции

3. В результате постоянного действия движущих сил эволюции в природе происходит: а) образование новых видов; б)смена экосистем; в) колебание численности популяций; г) круговорот веществ

4. Разные виды галапагосских вьюрков значительно различаются по строению и размеру клюва, что является приспособлением: а) к пению; б) к защите от врагов; в) к добыванию пищи разными способами; г) к облегчению массы тела

5. Сложные взаимоотношения между особями и различными факторами среды, влияющие на плодовитость и воспроизводство потомства, называют: а) естественным отбором; б) пищевыми связями; в) экологической пирамидой; г) борьбой за существование

6. Модификационная изменчивость не относится к движущим силам эволюции. Так как она: а) проявляется одинаково у всех особей вида; б) адекватна действию факторов среды; в) не передаётся по наследству; г) имеет ненаправленный характер

7. Характер взаимоотношений шмеля и цветка называют: а) борьбой за существование; б) симбиозом; в) паразитизмом; г) хищник-жертва

8. Способ образования разных видов синиц, имеющих общий ареал, в основе которого лежит приспособление к питанию разной пищей, называют: а) экологическим; б) географическим; в) полиплоидией; г) мутагенезом

9. В формировании у сорного растения сныти мощного корневища, благодаря которому она быстро размножается, состоит творческая роль: а) искусственного отбора; б) мутационной изменчивости; в) модификационной изменчивости; г) естественного отбора

10. Под воздействием антропогенного фактора резко сократилась численность амурского тигра, сузился его ареал, что свидетельствует: а) о идиоадаптации; б) о дегенерации; в) о биологическом регрессе вида; г) о биологическом прогрессе вида

11 Среди названных признаков найдите те, которые не характерны для ароморфоза: а) эволюционные изменения, ведущие к общему подъёму организации; б) узкие приспособления к определённой среде обитания; в) эволюционные изменения, повышающие интенсивность жизнедеятельности; г) изменения, позволяющие освоить новую среду обитания

12. У одной популяции особей возникают мутации, из которых полезные сохраняются естественным отбором, поэтому: а) популяцию считают единицей эволюции; б) популяцию считают формой существования вида; в) между популяциями возникают пищевые связи4 г) происходит колебание численности популяций

13. Путь достижения биологического прогресса, для которого характерно формирование мелких приспособлений к определённым условиям среды, называют: а) биологическим прогрессом; б) дегенерацией; в) ароморфозом; г) идиоадаптацией

14. Все синицы гаички имеют сходное строение, одинаковый набор хромосом, скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство, занимают общий ареал, поэтому их относят: а) к одной популяции; б) к разным видам; в) к одному виду; г) к разным родам

15. Возникновение у папоротников корневой системы, разнообразных тканей, которые отсутствовали у их предков псилофитов, свидетельствует: а) об эволюции растений по пути усложнения организации; б) о приспособленности растений к среде обитания; в) о распространении папоротников на Земле; г) о древности папоротников

16. В сохранении полезных для особи мутаций в определённых условиях среды состоит: а) значение внутривидовой борьбы; б) значение межвидовой борьбы; в) творческая роль естественного отбора; г) творческая роль искусственного отбора

Читайте также:  Твердый сыр полезные свойства и противопоказания

17. Процесс образования из видов новых родов, из родов семейств, из семейств классов, из классов типов животных называют: а) стабилизирующим отбором; б) макроэволюцией; в) микроэволюцией; г) идиоадаптацией

18. Сходство формы тела зародышей рыб, пресмыкающихся, млекопитающих, человека, наличие у них хвостового отдела, зачатков конечностей, жаберных карманов по бокам глотки является доказательством их родства: а) палеонтологическим; б) сравнительно-анатомическим; в) эмбриологическим; г) биогеографическим

19. К социальным факторам эволюции человека, способствующим объединению предков человека в общество, относится: а) межвидовая борьба; б) внутривидовая борьба; в) создание орудий труда; г) естественный отбор

20. Под воздействием биологических и социальных факторов эволюции происходило: а) образование видов растений и животных; б) выведение новых сортов растений и пород животных ; в) становление современного человека; г) возникновение разных видов обезьян

Часть Б

1. Чем взгляды Ч.Дарвина на движущие силы эволюции органического мира отличаются от взглядов Ж.Б.Ламарка?

2. Какая форма естественного отбора ведёт к образованию новых видов? Ответ поясните.

11 КЛАСС «ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА»

2 ВАРИАНТ

Часть А

1. К.Линней внёс большой вклад в развитие биологической науки:а) разработал учение об эволюции видов; б) создал учение о разноуровневой организации живой природы; в) ввёл двойные латинские названия в систематику; г) создал учение о популяции

2. Накоплению существенных различий в генофонде популяции способствует: а) межвидовая борьба; б) внутривидовая борьба; в) географическая изоляция; г) колебание численности популяции

3. Наследственная изменчивость особей популяции, борьба за существование и естественный отбор особей с полезными мутациями представляют: а) экологические факторы; б) движущие силы эволюции; в) доказательства эволюции; г) результаты эволюции

4. В процессе эволюции между многими видами цветковых растений и насекомых сформировались взаимоотношения типа: а) хищник-жертва; б) паразит-хозяин; в) симбиоза; г) конкуренции

5. Конкуренция между растениями пшеницы на одном поле за свет, влагу, соли азота, фосфора, калия- это пример: а) внутривидовой борьбы; б) межвидовой борьбы; в) борьбы с неблагоприятными условиями; г) действия естественного отбора

6. Модификационная изменчивость не относится к движущим силам эволюции, так как она: а) возникает под действием факторов среды; б) не затрагивает гены и хромосомы; в) адекватна действию экологических факторов; г) передаётся от родителей потомству

7. Характер взаимодействий между грибом и водорослью в лишайнике- пример: а) симбиоза; б) паразитизма; в) хищничества; г) конкуренции

8. Видообразование, в основе которого лежит расширение ареала исходного вида, изоляция популяций, возникновение мутаций и действие естественного отбора, называют: а) полиплоидией; б) географическим; в) экологическим; г) путём гибридизации

9. В формировании у ряда видов птиц приспособлений к полёту состоит творческая роль: а) мутаций; б) модификаций; в) борьбы за существование; г) естественного отбора

10. Под воздействием антропогенного фактора в начале 20 века резко сократилась численность зубра, уменьшился его ареал, что свидетельствует: а) о биологическом прогрессе вида; б) об идиоадаптации; в) о биологическом регрессе вида; г) о дегенерации

11. Среди указанных признаков найдите те, которые характерны для идиоадаптации: а) изменения, способствующие приспособлению вида к конкретной среде обитания; б)

изменения узкого характера; в) изменения, ведущие к повышению уровня организации организмов; г) ) изменения, не ведущие к повышению уровня организации организмов

12. Популяцию считают единицей эволюции, так как: а) в ней возникают и накапливаются мутации и действует естественный отбор; б) особи популяции имеют сходный генотип; в) особи популяции имеют сходный фенотип; г) между популяциями разных видов устанавливаются пищевые связи

13. Путь достижения биологического прогресса, способствующий формированию разных видов клевера, называют: а) дегенерацией; б) ароморфозом; в) биологическим прогрессом; г) идиоадаптацией

14. Все особи подорожника большого имеют сходное строение, сходные потребности в экологических условиях, одинаковый набор хромосом, скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство, поэтому их относят: а) к разным видам; б)к одному виду; в) к разным родам; г) к разным семействам

15. Возникновение у голосеменных растений в процессе эволюции семени, которого нет у папоротников- предков голосеменных, свидетельствует: а) об эволюции растений по пути приспособленности к среде обитания; б) об усложнении организации растений в процессе эволюции; в) об увеличении разнообразия растений; г) о связи растений со средой обитания

16. В сохранении в процессе эволюции особей с полезными для жизни в определённых условиях среды мутациями состоит: а) направляющий характер действия естественного отбора; б) направляющий характер действия методического отбора; в) значение внутривидовой борьбы; г) значение межвидовой борьбы

17. Развитие органического мира, которое завершается образованием новых популяций или подвидов, называют: а) макроэволюцией; б) микроэволюцией; в) идиоадаптацией; г) дегенерацией

18. Данные, полученные о растительном и животном мире прошлого на основе восстановления внешнего облика вымерших организмов по ископаемым останкам, относят к доказательствам: а) эмбриологическим; б) сравнительно-анатомическим; в) биогеографическим; г) палеонтологическим

19. К социальным факторам эволюции человека, благодаря которым наши предки могли более успешно охотиться на крупных животных, воспитывать детей, относится: а) забота о потомстве; б) общественный образ жизни; в) прямохождение; г) использование огня для приготовления пищи

20. Формирование S-образного позвоночника у предков человека происходило под воздействием:а) трудовой деятельности; б) общения с помощью речи; в) многократных физических упражнений; г) мутации естественного отбора

ЧАСТЬ Б

1. Чем отличается стабилизирующая форма отбора от движущего?

2. Почему эволюционное изменение- появление четырёхкамерного сердца у птиц и млекопитающих относят к ароморфозам

ОТВЕТЫ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ « ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ» 11 кл

1 ВАРИАНТ

  1. Б

  2. А

  3. А

  4. В

  5. Г

  6. В

  7. Б

  8. А

  9. Г

  10. В

  11. Б

  12. А

  13. Г

  14. В

  15. А

  16. В

  17. Б

  18. В

  19. В

  20. В

2 ВАРИАНТ

  1. В

  2. В

  3. Б

  4. В

  5. А

  6. Б

  7. А

  8. Б

  9. Г

  10. В

  11. В

  12. А

  13. Г

  14. Б

  15. Б

  16. А

  17. Б

  18. Г

  19. Б

  20. Г

Источник