Согласие на привлечение обучающегося к общественно полезному труду

Согласие на привлечение обучающегося к общественно полезному труду thumbnail

изображениеСогласно ст. 34 Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. Любая трудовая деятельность обучающихся в образовательном учреждении (уборка класса, территории школы; работа на пришкольном участке и др.), если она не предусмотрена образовательной программой, требует одновременного согласия не только ученика, но и его родителей (законных представителей).

Если же отдельные виды трудовой деятельности обусловлены выполнением утвержденной образовательным учреждением образовательной программы (работа на токарном станке, пошив изделий, уборка рабочего места в кабинете труда и т. п.), то получение согласия как от самого обучающегося, так и от его родителей (законных представителей) не требуется. Выполнение такой работы является для него обязательным, если данный труд не противопоказан обучающемуся по медицинским или иным объективным показаниям.

В последнее время всё активнее стал обсуждаться вопрос трудового воспитания обучающихся. В сети «Интернет» каких только обсуждений не встретишь, да в самой профессиональной среде тоже. В марте 2017 года Министерством образования и науки РФ была сформулирована своя позиция по данному вопросу. В письме Минобрнауки РФ от 30.03.2017 № 08–621 «О размещении методических рекомендаций на сайте» сказано, что в открытом доступе (на сайтах: proftime.edu.ru и apkpro.ru/rekomend_mon) размещены методические рекомендации для общеобразовательных организаций в части определения видов трудовой деятельности, которая может осуществляться обучающимися в рамках образовательной деятельности, и требований к ее осуществлению с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся, разработанных федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования».

В разработанных методических рекомендациях указано, что социально-экономическая ситуация в стране десятилетиями характеризуется разрывом между спросом и предложением на рынке труда и в системе образования, требованиями работодателей и уровнем подготовки специалистов, неразборчивостью в средствах достижения своих целей значительной части молодых людей, выросших в условиях противоречивого, разнонаправленного воздействия семьи, школы и социума.

Игнорирование задач трудового воспитания и профессионального самоопределения молодежи привело к тому, что выросло целое поколение молодых людей с завышенным уровнем притязаний, эгоистической направленностью личности, отсутствием трудовой мотивации. В последние десятилетия школа уделяла меньше внимания воспитательной функции, ограничившись подготовкой обучающихся к поступлению в профессиональные образовательные организации, учеба в которых редко связана с будущей профессиональной деятельностью. Между тем основой профессиональной успешности является трудолюбие, которое формируется с первых лет жизни и поддерживается системой воспитательной работы в общеобразовательных организациях и обществом.

Вопрос о том, кого должна воспитывать школа — творца или потребителя, кажется, сегодня решается в пользу творца. Изменить ситуацию может целенаправленное воспитание обучающихся совместными усилиями семьи, школы и общества при продуманной образовательной политике.

В данных методических рекомендациях обозначены: цели трудового воспитания как важнейшего элемента процесса организации и стимулирования трудовой деятельности обучающихся, который направлен на приобретение обучающимися навыков и формирование компетенций, добросовестного отношения к труду, развитие творческих способностей, инициативы, стремления к достижению более высоких результатов; содержание трудового воспитания школьников; возрастные этапы, на которых последовательно должны решаться задачи трудового воспитания; прогнозируемые результаты трудового воспитания, а также приводятся нормативные документы, регламентирующие трудовую деятельность обучающихся, и примеры локальных нормативных актов об организации труда обучающихся.

Данный документ будет полезен для разработки локальных нормативных актов образовательной организации по вопросу привлечения обучающихся к труду, в т. ч. не предусмотренному образовательной программой, т. к. конфликты по обозначенной проблеме между участниками образовательных отношений возникают довольно часто.

На что стоит обратить внимание в данном документе.

1. Обозначены цели и задачи трудового воспитания. Кратко раскрыто содержание трудового воспитания. Обозначены основные виды труда.

  • Учебный труд включает в себя труд умственный и физический. В процессе труда воспитывается коллективизм, уважение к людям и результатам их деятельности. Любой труд требует волевых усилий и терпения. Привычка к умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке.
  • Общественно полезный труд организуется в интересах всего коллектива. Он включает в себя работу в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.), летнюю работу на полях во время школьных каникул, работу в школьных строительных отрядах, школьных лесничествах и иное.
  • Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у обучающихся профессиональные интересы и склонности, позволяет получить начальный профессиональный опыт при наличии необходимой материально-технической базы для организации производительного труда. Возможным решением проблемы может быть взаимодействие с образовательными организациями профессионального образования и работодателями.

2. Даны рекомендации по организации трудового воспитания в образовательной организации, обозначены формы данной работы. Отдельно указывается, что в уставе общеобразовательных организаций могут быть отражены положения, регламентирующие трудовую деятельность обучающихся, положения об организации общественно полезного труда обучающихся, о привлечении обучающихся к труду, не предусмотренному программой, что помогает предупредить или конструктивно разрешить конфликты с родителями обучающихся.

3. Трудовое воспитания рассматривается как часть воспитательной программы в рамках образовательной программы образовательной организации, которая разрабатывается на основе федеральных государственных образовательных стандартов с учётом примерных образовательных программ.

4. Отдельного внимания заслуживают документы, регламентирующие трудовую деятельность обучающихся:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (ред. от 31 декабря 2015 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».

6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 сентября 2009 г. № 58 «Об утверждении СанПиН 2.4.6.2553–09» (зарегистрировано в Минюсте России 5 ноября 2009 г., рег. № 15172).

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 апреля 2014 г. № НТ-443/08 (с изменениями от 6 августа 2014 г. № 08–1036) «О продолжении обучения лиц, не прошедших государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования».

Отдельного внимания заслуживают модельные локальные акты, которые будут полезны для учёта в работе.

1. Положение о Порядке привлечения обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой (приложение 1). Труд обучающихся, не предусмотренный образовательной программой, может быть организован по следующим направлениям: участие в общегородских субботниках; благоустройство образовательной организации и прилегающей территории; озеленение образовательной организации и прилегающей территории; поддержание чистоты и наведение порядка в классных кабинетах, ежедневное самообслуживание; дежурство по столовой, ежедневное самообслуживание; прохождение летней практики в школьных бригадах (отрядах), в том числе по трудовому договору — для обучающихся, достигших 14 лет; осуществление мелких ремонтных работ; плановое дежурство по образовательной организации и иные направления правомерной трудовой деятельности, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации.

2. Положение о привлечении обучающихся к труду (приложение 2). В данном приложении также представлена форма соглашения о привлечении обучающегося к труду.

Стоит отдельно отметить, что согласно Федеральному закону № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» ч.3 ст.30 необходимо при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов). Необходимо помнить, что нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

Следует отметить, что учет мнения не означает обязательного согласования позиции с советами обучающихся. Учет мнения подразумевает процедуру, в ходе которой до принятия решения информация о планируемом решении направляется в совет обучающихся, далее администрация ожидает, и в случае, если мнение было выражено, оно подлежит обязательному рассмотрению перед принятием решения. Может быть также предусмотрено проведение согласительных процедур, но конечное решение в любом случае принимается администрацией образовательной организацией (либо иным коллегиальным органом управления, уполномоченным на принятие локального нормативного акта). Исключения могут наблюдаться на уровне отдельных образовательных организаций, если их локальными нормативными актами будет установлен иной порядок учета мнения, предусматривающий получения согласия советов обучающихся, однако это маловероятно (процедура учёта мнения обучающихся заслуживает отдельного внимания, поэтому в этой публикации не будем углубляться в этот вопрос).


  • Автор —

    Звягин Александр Сергеевич

  • 15.09.2017

  •  
    Все консультации автора

Источник

– Меня интересует, вправе ли привлекать учащегося к труду? Мне не нравится, что детей регулярно оставляют после уроков или даже снимают с них, и вместо получения положенных знаний они моют полы и подметают территорию школы.

– В советское время привлечение школьников к труду являлось повсеместной практикой и выступало одной из форм патриотического воспитания. Отдельные современные российские школы, несмотря на изменения в законодательстве, продолжают принуждать учеников к труду и грозят им санкциям за отказ. Зачастую при использовании детского труда они нарушают законодательные нормы.

???? Правовые нормы

На основании п. 4 ст. 34 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» учащихся не вправе привлекать к труду, который не предусмотрен образовательной программой, без их согласия. Если ученики еще не достигли 18 лет, то согласие на исполнение детьми трудовых обязанностей должны предоставить родители (законные представители).

Со ссылкой на указанный пункт закона «Об образовании» администрация учебных заведений обычно и привлекает детей к труду. Мотивирует свою позицию она тем, что трудовые обязанности входят в общеобразовательную программу, поэтому учебные заведения не должны учитывать мнения родителей и учеников по этому вопросу.

Но в ст. 37 Конституции прямо запрещен принудительный труд, и никаких отговорок и исключений для учеников эта статья не содержит.

✅ Право средних и высших учебных заведений привлекать учащихся к труду

Чаще всего учащихся задействуют в таких видах работ, как:

  • уборка мусора и опавших листьев на близлежащей территории;
  • мытье полов в классе;
  • генеральная уборка в школе, мытье полов и парт;
  • проведение земляных работ: сбор урожая, прополка грядок;
  • летняя практика;
  • отработка вместо учебных часов;
  • дежурство по школе.

Привлечение ребенка к труду может осуществляться с его добровольного согласия и при соблюдении одного из следующих условий:

  1. Родители предоставили письменное согласие на привлечение ребенка к труду. Оно должно быть оформлено в виде заявления, соглашения, или условие об этом должно быть прописано в договоре об оказании образовательных услуг. Стоит учесть, что такие договоры могут подписать как родители (или законные представители ребенка), так и сами ученики старше 14 лет по нормам ст. 26 Гражданского кодекса.
  2. Представительный орган учебного заведения принял решение о необходимости узаконить участие детей в дежурстве или летней практике. В этот орган входят не только представители педколлектива, но и учащиеся и их родители. Если соответствующее решение о дежурствах или летней практике было принято, то об этом извещают всех учеников и их родителей.

Если родители и администрация учебного заведения пришли к соглашению, что ученики могут иногда привлекаться к труду, то в подписанном договоре должны найти отражение порядок, условия и объем труда: например, дежурство раз в месяц и объем работ, которые туда входят (полив цветов, мытье пола, вынос мусора и пр.). В противном случае, у школы появятся основания для злоупотребления волей учеников на использование их труда.

В случае если школа располагает добровольным согласием на труд, родителям следует отслеживать, насколько полно она соблюдает санитарные нормы и нормы охраны детского труда. Так, детей не могут привлекать к мытью окон или подъему тяжелых предметов, выполнению работ рядом с железнодорожными или автомобильными дорогами.

Привлекают ли вашего ребенка к уборке или дежурствам в учебном заведении?

Да, регулярноРедко, но бываетНет

Пояснение по урокам технологии

Что касается занятий по трудовому обучению (еще этот урок именуется технологией), то на них дополнительного согласия от родителей не требуется. Например, ученики в рамках уроков по труду могут шить спецодежду для технического персонала или ремонтировать мебель школы – и это будет входить в образовательную программу. Тогда как весь труд за пределами программы должен быть исключительно добровольным.

Привлечение к труду студентов

К труду привлекают не только учащихся школ, но и студентов колледжей и вузов. Если соответствующая обязанность есть в учебном плане, то периодически студентам придется мыть стены и подметать лестницы либо работать волонтерами в рамках различных программ – например, в избирательных кампаниях. В такие дни студентов освобождают от занятий, и они вместо обучения должны трудиться. Во многих вузах такой добровольно-принудительный труд именуется отработкой.

В период распространения коронавируса студентов нередко привлекают к волонтерству: например, они доставляют лекарства и продукты людям, которые обязаны соблюдать самоизоляцию. Часто студента просто ставят перед фактом, что с завтрашнего дня он волонтер. Естественно, такие действия противоправны: даже само определение «волонтер» означает «доброволец». В Госдуме решили сгладить недовольство студентов и предложили засчитывать волонтерство в счет производственной практики.

По согласованию ЕР и Минобразования вузы смогут принимать решение о зачете волонтерства в производственную практику, не дожидаясь принятия нормативно-правовых актов.

Семья. Виды, правовые статусы и меры поддержки от государства

Читать

Права, ответственность и обязанности ребенка в России. Защита детей до 18 лет

Подробнее

С какого возраста и где можно работать ребенку без нарушения закона

Смотреть

❗ Правомерность угроз наказания или собственно наказания за отказ от отработок

Ребенка могут попросить убраться в классе, подежурить или принять участие в летней практике, но требовать от него беспрекословного исполнения приказов в учебном заведении не должны. Если ребенок еще учится в школе и является несовершеннолетним, то для привлечения его к труду администрация школы получает письменное согласие от родителей с их подписью.

На практике это условие администрация учебного заведения часто игнорирует. За труд учеников школа ничего не платит, а за уклонение от трудовых обязанностей ученикам грозит как минимум ухудшение отношений с педагогическим составом, а обычно – неудовлетворительная оценка по какой-то дисциплине или даже угрозы оставить на второй год.

???? Что делать, если учебное заведение незаконно привлекает учащихся к труду

Если ребенка вопреки воле родителей принуждают к труду и дежурству, то первоначально необходимо обратиться к руководству учебного заведения (например, к директору школы) с жалобой. Жалоба передается в письменном виде, и через определенный промежуток времени руководство должно предоставить ответ родителю.

Если попытки урегулировать проблемную ситуацию внутри учебного заведения не увенчались успехом, и детей продолжают привлекать к труду, необходимо обжаловать действия школы в местном департаменте образования.

Наконец, действия администрации по принуждению к труду, а также дискриминационные действия по отношению к «отказникам» можно обжаловать в прокуратуре и судебном порядке.

В своем обращении родители могут ссылаться на положения ст. 37 Конституции и ст. 4 Трудового кодекса, где прописан запрет на принудительный труд. С позиции указанных норм не имеет значения, было ли оказано на ребенка психическое или иное воздействие при принуждении к работе. Но если будет установлено, что по отношению к ребенку применили меры принуждения, то виновных могут привлечь к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

На практике уже были случаи, когда родителям удавалось через прокурорскую проверку прекратить снятие детей с занятий для дежурств. Свою позицию прокурор основывал на том, что такие дежурства препятствуют реализации права на образование детей. В другом деле прокуратура признала принятые в школе правила о том, что учащиеся обязаны убираться и ходить на субботники, противоречащими правовым нормам и отменила их.

Возвращение в школу после болезни. Нюансы в отношении коронавируса, необходимые справки

Читать

Сколько дней можно не ходить в школу без справки от врача

Подробнее

Сколько можно отсутствовать в детском саду без справки

Смотреть

❓ Часто задаваемые вопросы

А родителей могут привлекать к уборке класса?

Попросить о помощи могут, обязать – нет. Соглашаться или нет – ваше право.

Законно ли требование школы к родителям «скинуться» на уборщицу?

Нет, любые поборы в школе являются незаконными.

Можно ли считать привлечение ребенка к уборке школьного двора или класса нарушением его прав?

Привлечение ребенка с его личного согласия и согласия его родителей нарушением не будет. При принудительном привлечении к уборке нарушается норма о добровольности труда.

Не понимаю. У нас в школе есть и уборщицы, и дворник. Зачем детей-то привлекают к уборке?

Обычно руководствуются благими целями по формированию ответственной гражданской позиции у учеников, способности к труду и жизни.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Эксперт в сфере права и финансов

Источник